Петрова и лего конструирование

Обновлено: 06.05.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Введение

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Динамичность современной жизни, информационные нагрузки на человека, многообразие проблем, требующих решения, подразумевают формирование человека творческого, активного, социально ответственного, с развитым интеллектом. Именно поэтому идея развития творческих способностей и совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает государственное значение. Возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Венгер, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития интереса к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление технических объектов, обладающих признаками полезности и субъективной новизны.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что основная образовательная программа детского сада реализуется в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте отмечена поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов.

В связи с этим перед педагогом возникает проблема в нахождении и выборе новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить и поддержать творческий потенциал детей, но и развить их творческие способности. Одним из таких средств является лего-конструирование.

ЛЕГО-педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

ЛЕГО-технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:

  • позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);
  • дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
  • способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности, умению работать в коллективе.

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

Lego-конструирование как средство развития технического творчества в старшем дошкольном возрасте

Конструктор LEGO является самым популярным и любимым среди детей всего мира. И это неслучайно! Ведь маленький ребёнок – инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции.

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Кроме того, для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.


В настоящее время в дошкольных организациях активно развивается лего-конструирование. Наш детский сад также заказал и купил несколько лего-наборов для детей 4-7 лет.

В группе «Радуга» создана развивающая предметно-пространственная среда, оснащённая конструкторами LEGO «Строительная техника», «Городская жизнь», «Кирпичики LEGO для творческих занятий», «Люди мира», «Первые механизмы», «LEGO Duplo», электромеханический конструктор «LEGO ЕducationWeDo 2,0» с помощью которых дети могут построить самые разнообразные сооружения, а также собрать робота, дом, машину и др.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе.

Один из видов, рекомендуемых для старших дошкольников – это LEGO Duplo. Данная серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Основными считаю следующие преимущества конструкторов:

  • широкие технические характеристики;
  • многофункциональность;
  • эстетичный внешний вид;
  • возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность.

Знакомство дошкольников с конструкторами начинаю постепенно в процессе занимательной игры. Кроме того, использую такие формы реализации, как повседневное самостоятельное конструирование, строительные игры в свободное от плановых занятий время, индивидуальную работу с небольшой подгруппой одарённых или отстающих детей.

На начальном этапе ребята конструируют по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам. Затем начинают придумывать свои модели по определенной теме. Чаще всего, конструируя по замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе желаний, переживаний, сюжетом постройки могут стать любимые герои из мультфильмов или книг.

В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа:

  • постановка технической задачи;
  • сбор и изучение нужной информации;
  • поиск конкретного решения задачи;
  • материальное осуществление творческого замысла.

Для успешной организации конструирования стараюсь соблюдать следующие условия:

  • оптимальное количество 6-8 человек;
  • детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты;
  • доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
  • подробное знакомство детей с образцом, схемой, макетом;
  • обязательное стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время работы;
  • сохранность постройки на некоторое время.

Основное внимание ребят уделяется самому процессу конструирования, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если отметить оригинальность и самобытность творческой работы.

Поэтому после того, как закончены постройки, обязательно беседуем о выполненных поделках. «Какой ты молодец! У тебя красиво получилось. Расскажи, что ты построил? Как ты будешь играть со своей замечательной фигуркой?».

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Ребята используют созданные фигуры, модели, LEGO-постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях. Например, «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей), «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали погруппам в зависимости от их отличительных признаков), «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Так, последовательно, шаг за шагом, дети развивают свои конструктивно-технические навыки, умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, а также логическое мышление и коммуникативные навыки.

Для успешной организации игровой деятельности с конструкторами считаю целесообразным обогатить предметно-пространственную среду группы занимательными, яркими детскими техническими журналами, журналами о военной технике, детскими энциклопедиями по технической направленности.

Кроме того, необходимо создавать больше проблемных ситуаций, где у детей возникло бы желание починить, отремонтировать механизм, машину. Например, в процессе подготовки ко Дню защитника Отечества, дошкольники могут собирать военные машины, самолёты, вертолёты и при этом все собранные модели будут все разные. У кого-то машина будет передвигаться на колёсах, у кого-то вертолёт будет приземляться на аэродром, а у другого самолет взлетает с площадки военного корабля.

Еще одно важное направление применения Лего- конструктора – это использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за самостоятельной и коллективной игрой дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Анализ полученных результатов

В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются конструированием с огромным интересом и увлечением. Конструктор Лего помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения с взрослыми и сверстниками.

За время использования конструктора мои дошкольники научились работать с предложенными инструкциями и схемами, а зачастую осуществляют постройки из конструктора по своему замыслу.

Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к конструкторской деятельности.

Кроме того, мои дошкольники стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например, для сюжетно-ролевой игры «Дом» конструируют, дома, мебель, транспорт, предметы быта.

Наблюдается сплочение детского коллектива, у детей формируются навыки сотрудничества, умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Планирую в дальнейшем создание альбома, в котором будут собраны фотографии созданных детьми моделей. Дошкольники могут рассматривать такой альбом, обсуждать, что это за объект, какие детали необходимы для этой конструкции.

Заключение

Конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видовдеятельности, адекватных дошкольному возрасту.

Активное использование ЛЕГО-конструирования с дошкольниками способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Елена Фешина - Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО обложка книги

Аннотация к книге "Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО"

Методическое пособие включает перспективное планирование и содержание образовательной деятельности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Его цели - развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности.
Пособие поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
Особое место в издании занимает диагностика педагогического процесса, разработанная для каждой возрастной группы детского сада.
Адресовано воспитателям, педагогам-организаторам леготек, родителям.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Я работаю в детском саду веду лего-конструирование. Книга очень пригодилась. Как для меня написана. Все необходимые сведения в ней есть. 140 страниц полезной информации и ничего лишнего. Спасибо автору.

Книга довольно толстая,я ожидала брошюру, а тут 150 стр, обложка мягкая. Адресована в основном воспитателям, но я купила для дома, чтобы, играя в лего, знать на что обратить внимание. Впечатление двоякое, т.к. книгу я только просмотрела и что меня удивило, так это то, что даже в подготовительно и старших группах детям рекомендовано Лего Дупло, при том, что уже с 4 лет, а тем более с 5 (лего сити)есть серии с более мелкими деталями. Может быть пока читала невнимательно, если что, потом рецензию.

Книга довольно толстая,я ожидала брошюру, а тут 150 стр, обложка мягкая. Адресована в основном воспитателям, но я купила для дома, чтобы, играя в лего, знать на что обратить внимание. Впечатление двоякое, т.к. книгу я только просмотрела и что меня удивило, так это то, что даже в подготовительно и старших группах детям рекомендовано Лего Дупло, при том, что уже с 4 лет, а тем более с 5 (лего сити)есть серии с более мелкими деталями. Может быть пока читала невнимательно, если что, потом рецензию дополню. Книга поделена по возрастным группам, в каждой группе расписание на год, а далее занятия по месяцам Для примера сканировала апрель месяц во всех группах (начиная с младшей)После этого, идут примеры должностных инструкций на работников Леготеки, приказа и т.п. В конце схемы построек и примеры проектов. Книгой в целом довольна, но ощущение "не по-возрасту", т.е. какой-то большой упрощенности остается.
Рисунки загрузить не получилось, попробую позже, извините Скрыть

Книга НЕ понравилась. 1.развалилась на листики после третьего НЕЖНОГО прикосновения, 2.материал явно для воспитателей как дополнение к какой-то еще методичке, 3.бредовая мысль на каждом занятии - учите бережному отношению к конструктору - это фраза на каждом уроке: конструктор - это книга 18 века. это просто пластмасса. 4. качество фотографий - оно не то что плохое, оно даже не ужасное, оно никакое , там не видно НИЧЕГО, 5.по ходу текста автор оперирует понятиями, названиями частей лего - а.

Книга НЕ понравилась. 1.развалилась на листики после третьего НЕЖНОГО прикосновения, 2.материал явно для воспитателей как дополнение к какой-то еще методичке, 3.бредовая мысль на каждом занятии - учите бережному отношению к конструктору - это фраза на каждом уроке: конструктор - это книга 18 века. это просто пластмасса. 4. качество фотографий - оно не то что плохое, оно даже не ужасное, оно никакое , там не видно НИЧЕГО, 5.по ходу текста автор оперирует понятиями, названиями частей лего - а сделать ссылочку, сносочку, легенду, справочный материал где показаны или расказаны то о чем говорит автор (оказывается у кубиков лего есть свои названия) и т.д. Для воспитателей ДОУ , как второй вариант, как дополнение, возможно и вери гуд, но для мам (как я, которые кубики обозначают как шеститочные, восьмиточечные и четырехточечные и т.д.), которые просто хотят научить поэтапно правильно играть в лего - явно не самый лучший вариант. в помойку в общем. добрая одна треть книги это вообще какая-то документация на оформление комнаты лего конструирования в детском саду - оно мне надо? места на книжной полке не резиновые, чтоб еще и документацию для детсада хранить. Скрыть

Ольга Мельникова - Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС (+CD) обложка книги

Аннотация к книге "Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС (+CD)"

Предложен комплект (книга + диск), раскрывающий деятельность педагога в сотрудничестве с ребенком по освоению познавательно-исследовательских и конструкторских умений. Программа "Лего-конструирование" разработана с учетом требований ФГОС и предназначена для организации конструктивно-модельной, познавательной и проектной деятельности и обучения самостоятельному созданию проектов из конструктора Лего для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представленная система направлена на овладение детьми конструкторскими навыками, развитие пространственного воображения, математических и дизайнерских способностей, мелкой моторики; позволяет совершенствовать коммуникационные умения и навыки, проходить успешную социализацию.
Мультимедийное сопровождение в доступной форме раскрывает алгоритм проектирования и создания 32 конструкторских моделей.
Комплект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, педагогов.

Предложен комплект (книга + диск), раскрывающий деятельность педагога в сотрудничестве с ребенком по освоению познавательно-исследовательских и конструкторских умений. Программа "Лего-конструирование" разработана с учетом требований ФГОС и предназначена для организации конструктивно-модельной, познавательной и проектной деятельности и обучения самостоятельному созданию проектов из конструктора Лего для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представленная система направлена на овладение детьми конструкторскими навыками, развитие пространственного воображения, математических и дизайнерских способностей, мелкой моторики; позволяет совершенствовать коммуникационные умения и навыки, проходить успешную социализацию.
Мультимедийное сопровождение в доступной форме раскрывает алгоритм проектирования и создания 32 конструкторских моделей.
Комплект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД; рекомендован родителям.


Особое значение в образовательной системе придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты формирования личности ребенка.

В соответствии с современными требованиями развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, что соответствует новым (ФГОС п. 3.3.4.)

Конструкторы LEGO (Education серии) идеально соответствуют этим требованиям, а также тематике сюжетно-ролевых творческих игр для детей дошкольного возраста, позволяют решать широкий круг учебно-игровых задач: отрабатывать пространственные понятия, развивать коммуникативные навыки и речь, развивать социальные навыки, получать начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях и многое другое через игровую деятельность.

LEGO — одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трех мерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.

Так как именно в игре можно одновременно развивать тело ребенка, упражнять его внешние чувства, знакомить с окружающими людьми, миром природы, общественной жизнью, готовить к школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня форсированности у него сенсорных процессов, т. е. от того, насколько полно и точно воспринимает ребенок, окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная тонкость и точность восприятия сенсорной информации, высокая сенсорная координация и двигательная умелость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха и т. д.

Ядро педагогической системы, предположенной Фребелем, позволяющий пробудить «чувственный мир ребенка» и подготовить его к школьному обучению, составляло использование игр со специально разработанными «дарами» — игровыми предметами: деревянными шарами, кубиками, брусками, призмами, конусами. По мысли ученого, эти предметы должны были знакомить малыша со свойствами геометрических тел, вырабатывать пространственное воображение и умение соединять части в целое, давать первоначальные навыки конструирования. То есть все то, что позволяло обеспечить достаточный уровень развития его сенсорных процессов.

Со временем, заложенные выдающимся педагогом предметы, трансформировались и приобрели новое звучание благодаря появлению серии удивительных конструкторов датской фирмы LEGO. Это поразительно яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал, предоставляет колоссальный простор для познавательно — исследовательской, социально — коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.

Базовый набор LEGO, способный увлечь и объединить детей в возрасте от 3 до 7 лет. Изначально данный комплект был рекомендован разработчиками к использованию в практике работы с детьми старше пяти лет, но наш опыт свидетельствует о возможности и целесообразности его применения и при взаимодействии с детьми младшего дошкольного возраста. В комплект входят: белая плата — основание, фигурные детали четырех основных цветов, элементы с нарисованными глазами, платформа с колесами и дверью, четыре человечка в одежде разных цветов. Целесообразная продуманность комплектования продуманность комплектования набора обеспечивает взрослым большое разнообразие содержания, которое можно реализовать, имея в группе такие базовые комплекты.

Работа с детьми

 Самостоятельные игры-LEGO по замыслу, по схемам, по чертежам;

 Включение игр LEGO в интегрированные мероприятия, досуги;

 Детские конкурсы LEGO-творчество;

 Индивидуальные Игры-LEGO с педагогом;

 Спонтанные и коллективные игры- LEGO.

Игровые упражнения для детей 3–7 лет.

Приведу небольшую подборку игровых упражнений для детей 3–7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС дошкольного образования. Эти упражнения мы используем в своей педагогической деятельности. Обращаю внимание, что конструктор LEGO является полифункциональным оборудованием, применение одних и тех же игровых упражнений способствует поли сенсорному развитию детей, поэтому предлагаемая классификация заданий по образовательным областям достаточна условна.


Познавательное развитие:

«Чудесный мешочек» («Найди такой же!», «Найди и назови!»)

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную т тактильную память; познакомить с понятием «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

«Найди пару!»

Цель: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; конкретизировать представления и форме предметов; продолжать формировать умение действовать по заданному образцу.

«Запомни и повтори ряд!»

Цель: развивать наблюдательность, зрительную память; познакомить с понятием «чередование элементов», «симметрия»; формировать умение действовать по заданному образцу.

«Что изменилось?» или «Чего не стало?» (3–7 лет)

Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.


Социально-коммуникативное развитие:

«Светофор» (3–5 лет)

Цель: продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цвет восприятие.

«На дороге» (5–7 лет)

Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; способствовать пониманию конструктивных особенностей построек (устойчивая, неустойчивая, опасная и т. д.)

«Незнакомая собака» (3–5 лет)

Цель: познакомить с правилами поведения при встрече с уличными животными; сформировать представления об опасности взаимодействия с ними; проигрывать ситуации безопасных контактов с животными.

«Когда за дверью незнакомец» (5–7 лет)

Цель: познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.

Речевое развитие:

«Выложи схему слова!»

Цель: формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные синим, согласные мягкие зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».

«Расскажи сказку!» (5–7 лет)

Цель: развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части повествования (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. — 2009;
  2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М.: Гардарики, 2008;
  3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001;
  4. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. — М;
  5. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. — 2006;
  6. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. — М.: ИНТ, 1998. –150 с;
  7. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3–7 лет // Дошкольное воспитание. — 2007;
  8. Селезнёва Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) — М., 2007.
  9. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, заданный образец, ребенок, представление, схема слова, умение, форма предметов, школьное обучение.

Похожие статьи

LEGO-конструирование как средство создания образовательной.

Ключевые слова:лего-конструкторы, индивидуализация, образовательная среда, инклюзивное образование

Дети овладевают умениями соизмерять длину, ширину, высоту предметов.

Обеспечивает социокультурную адаптацию дошкольника к условиям школьного обучения.

Формирование элементарных математических представлений.

В процессе обучения детей конструированию решается спектр

Лучше у детей сформированы представления о величине, но слова

При выполнении заданий, направленных на выявление представлений детей о форме предмета, выяснилось, что большинство детей хорошо знают.

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

‒ знакомство с графическим способом представления информации

При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи

‒ называть слова с заданным звуком. ‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой.

Освоение окружающего мира и формирование познавательных.

Малыш собирает модель по памяти, и сравнивает с образцом.

Лего-конструктор используется на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора Лего, ребенок превращает их, то в одну, то в другую букву, запоминает образ.

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет.

Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием. Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать, конструировать.

Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять.

Формирование элементарных математических представлений.

По мнению М. Н. Перовой, обучение элементарным математическим представлениям детей младшего школьного возраста с

Дети считают предметы на практическом материале, учатся называть и записывать числа в пределах программного материала

Задать вопрос. ФИО.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей.

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.

Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического слуха.

Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Формирование умений фонематических представлений на уроках обучения грамоте спомощью познавательных игр.

Условия познавательной игры. Дидактический материал. Подбор слова на заданный звук.


В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструирование, лего, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование.

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-конструкторов:

− широкие технические характеристики;

− эстетический внешний вид;

− возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность» [2].

Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» [4].

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для дошкольников старшей группы существует несколько Лего-конструкторов:

− LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

− LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.

− Лего-конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен для детей с четырех лет, он знакомит дошкольников с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.

− Лего-конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

Для развития мышления дошкольников старшего возраста большую роль играет практическая значимость Лего-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на Лего-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Используя конструкторы серии «Лего», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. Однако главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Но для более эффективного использования Лего-конструирования специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Е. В. Фешина выделяет три таких условия.

Первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках Лего-конструирования. Именно это является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта, в котором эта среда определяется как «развивающая предметно-пространственная образовательная среда» [4].

Подобная среда для Лего-конструирования обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные Лего-конструкторы; аналоги Лего-конструкторов; компьютерное и информационное оборудование (ноутбук, проектор или цифровая доска); дидактические материалы по Лего-конструированию.

Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества» [4].

Очень важный момент при Лего-конструировании — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести рефлексию Лего-конструирования.

Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является его включение в различные виды деятельности:

− В образовательной деятельности. В данном случае Лего-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала — наглядного или практического.

− В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей Лего-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними задачи и цели.

− В сюжетно-ролевой деятельности.

− В театрализованной деятельности.

− В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который может предложить воспитанникам дидактические игры с использование Лего-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Широкое применение Лего-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.

Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, LEGO, дошкольный возраст, детская деятельность, дошкольник, конструктивная способность детей, образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, условие развития, базовый вид.

Читайте также: