Планер своими руками чертежи моделист конструктор

Обновлено: 05.05.2024

Будучи школьником (кажется, в пятом классе) ходил в авиамодельный кружок и успел собрать схематичку. Это заняло у меня почти целый учебный год! Для пятиклассника - это вечность. Спустя много лет решил со своим младшим ребенком повторить тот триумф (старший уже заканчивает школу и интересы уже другие). У моделистов эта модель считается "простейшей".
Выбрал схематичку из «Моделист-конструктор» за 1986 год, №11 стр 21.

И народу в группе было человек двенадцать. И на полетушки выезжали. В воскресенье, на общественном транспорте - однажды даже раздавили одну схематичку.
Ребята в группах были примерно одного возраста. Но иногда в наше время оставались старшие. Они делали кордовые модели. Это казалось чем-то невероятным - паяли из жестяных банок топливные баки, взвешивали колеса от игрушек, перебирали микродвигатели. Однажды один из них делал в кондукторе переклей для бойцовки - это было ващщщееее. Только недавно я узнал, что это была "Каховка".

Вот и получается, что дети , чтобы с ними не происходило, считают происходящее нормой, потому что не с чем сравнивать. Только сейчас я понимаю какой это был крутой кружок! Не надо было бросать)))

Все начинается с постройки чертежей в масштабе 1:1. Даже сейчас наделал кучу ошибок и несколько раз перечерчивал отдельные детали.

Планер будет сделан из сосны - она легкая и прочная. Но есть пара условий. Так как рейки будут совсем тонкие, то, чтобы их не повело, это должна быть хорошо просушенная прямослойная сосна. У меня как раз уже пару лет лежит без дела относительно прямослойный брусок.

Стыдно признаться, последний раз я работал рубанком как раз в пятом классе. Купленный специально для этого проекта торцовочный рубанок отлично справился, хотя и предназначен немного для другого.

В конструкции модели есть множество элементов из гнутой древесины. Один из них - нервюры. В авиамодельном кружке мы делали их из бамбуковых реек 2х3 мм. И гнули при помощи паяльника по шаблону. Но в этот раз решил идти по другому пути. Во-первых, быстро найти бамбук не удалось. Во-вторых, нервюр много и они должны быть одинаковые. Делать их по одной не хотелось. Вот и в статье в М-К предлагается сделать станочек для оптового изготовления нервюр. Предлагаемый способ немного модифицировал в соответствии с располагаемыми возможностями и материалами.
На миллиметровой бумаге чертим необходимый профиль нервюры:

Переносим этот профиль на кусок МДФ

И доводим профиль будущего шаблона до совершенства

Из фанеры пилим заготовки для будущего станка. Брал водостойкую фанеру 18 мм

Каждую заготовку грубо обрезаем на каретке

И обрабатываем копировальной фрезой по шаблону. Через некоторое время шаблон из МДФ немного деформировался, поэтому шаблонами стали предыдущие заготовки

Клеим основание будущего станочка

И его поверхность тоже шлифуем, чтобы устранить все мелкие несостыковки и неточности, допущенные при склейке.

Далее надо установить шпильки. И тут я проявил некоторую недальновидность. Расчет был на то, что в отверстия, деланные под определенным углом, вкручиваются сантехнические винты-шурупы

Такие, как на картинке. Но я сделал слишком тонкое основание станка и у такого винта-шурупа оставалась бы слишком маленькая площадь зацепа.

И тогда решил просто приварить шпильки к полосе 4х50.

Полосу притянул к основанию станка саморезами и установил на нее пластиковые ножки

По мне, такое решение достаточно надежно и не менее элегантно.

Нервюры сделаны из сосновых реек 2х3 мм. Отмачиваем их в течение часа при комнатной температуре

И закладываем в станок. Одна заготовка лопнула, поэтому нервюры делаем с запасом.

Приспособление вполне рабочее. Быстро, удобно, с хорошей повторяемостью.

Законцовки крыльев тоже сделаны из гнутой древесины. Шаблоны нужного размера сделал при помощи самодельного циркуля для фрезера

Но попытка сделать законцовки закончилась феерическим провалом. 100% брака!
В начале пробовал отмачивать рейки в воде 1 час. Все рейки сломались.
Потом пробовал отпаривать рейки в паровой камере 1 час. Все рейки сломались.
Потом пробовал гнуть рейки об паяльник. Все рейки сломались.
Рейки 4х4 мм. Радиус 35 мм.
На эксперименты потратил двое суток.

Пришлось поспрашивать на форумах, поглядеть литературу. Ох, гнутье древесины - это искусство! Красивое и технологичное. Сколько красивых вещей!
А ларчик просто открывался. Для решения своей конкретной прикладной задачи нашел следующую таблицу: соотношение радиуса сгиба и толщины заготовки для разных видов древесины. Как видим, сосна - самый негнущийся материал. И так как мне нужен был радиус 35 мм, то для сосны получаем толщину заготовки 3,2 мм. А я пытался гнуть рейки 4х4 мм!

После того, как сострогал лишние мм процент брака со 100% резко снизился до 50% - отличный результат!

Исходя из сказанного непонятно на что рассчитывали авторы статьи в Моделист-конструктор, когда предлагали гнуть рейки 4х7 всего лишь увлажнив места будущих «переломов»?! Передняя кромка крыла имеет только один сгиб толщиной 4 мм, а вот задняя сгибается еще и на сужение, а там надо гнуть аж 7 мм!
Подумав решил все сгибы делать, закрепив концы реек на алюминиевых пластинках толщиной 2 мм

Концы крепил на эпоксидную смолу с обмоткой армированной нитью.

Соединение получается прочным и точным

Нервюры устанавливаются в прорези в передней и задней кромках. Прорези делал обломком скальпеля - очень удобно.

Нервюры на концах заостряются

Все клеил клеем супер ПВА.

Добавил в конструкцию крыла лонжерон - рейку, которая крепится к нервюрам в верхней части. Он нужен чтобы при взлете крылья не сложились под воздействием встречного воздуха.

Когда занимался в кружке, то там была такая традиция: каждой модели давалось имя - название птицы. И носовая часть изготавливалась в виде этой птицы с фигурным выпиливанием ручным лобзиком, резьбой по дереву, раскрашиванием и лакированием. Получалось ярко и очень индивидуально. У меня самолет назывался воробей, но носовая часть почему-то была в виде синицы. Но это была очень красивая синица. Изготавливал ее несколько недель.
Сейчас решил делать все проще))

Фанера 10 мм, и электролобзик))

А тут и мой новенький шлифовальный станок подтянулся. Доводим заготовку до нужной формы.

Делаем прорезь для рейки фюзеляжа

И немного закругляет кромки. В этот раз на носовую часть ушло менее получаса

Детали стабилизатора гнем по уже отработанной технологии

Законцовки с кромками собираем на ус с обмоткой нитью.

И клеим прямо в кондукторе, чтобы добиться максимальной точности

Крыло и стабилизатор приматываются (или прибинтовываются) к фюзеляжу рыболовной резинкой. Вспоминаю, как крепили их обрывками резинки буквально по паре сантиметров, наматывая их (резинки) по несколько штук. А они еще и продолжали рваться при этом)))

Каркас планера готов. Далее обтяжка крыльев лавсаном. Лавсан есть в любом цветочном ларьке, но почему-то далеко не во все согласились его продать. Поэтому взял с запасом))

Помню, что клеили лавсан клеем БФ-6. Он продается в аптеках и им заклеивают раны. Но, похоже, это был какой-то другой БФ-6, потому что ни намека за склеивание.
После того, как с наскока не смог обтянуть крыло, перешел к экспериментам с тестовыми деталями.
Пробовал наносить клей на рейки и подсушивать, а потом прикладывать лавсан (клей сохнет моментально). Потом пробовал быстро клеить лавсан на свежий клей. После этого пытался сделать приварку мелким дорожным утюгом с массивной подошвой. Делал приварку при разной температуре. От терпимой на ощупь до прожигания лавсана - ни намека на прочное приклеивание.
Результат ноль.

Опять помогли тематические форумы. Там навели на Момент-1, который справился!

Клей наносится только на каркас. Даёте клею подсохнуть, накладываете лавсан, подсохший клей даёт возможность корректировать наложение плёнки. Далее привариваете плёнку к каркасу утюжком.
В нашем авиамодельном кружке на крылья клеились бумажные буквы (нарисованные и раскрашенные вручную). На одном крыле - название модели, а на другом код, зашифровывающий номер группы, автора и порядковый номер модели у автора. Получалось что-то вроде бортового номера.

Были сомнения по поводу того, что от натяжки лавсана утюгом крылья может "повести". Поэтому во время обтяжки вспотел как сапер, но обошлось. Крылья не повело.

Наш авиамодельный кружок делился на две команды, чтобы создать дух соперничества. Одна команда красила свои модели зеленкой. А другая - густо разведенной марганцовкой. Сразу было ясно чьих будешь)) Красились ваткой, руками, рукавами, животами, иногда носами - помню, потому что был из "зеленых". Понятное дело, что ложились эти покрытия мягко говоря не ровно))) Зато веса почти не добавляли.
Сейчас марганцовка запрещена к свободной продаже. Кто бы мог подумать.

Схематическая модель планера готова!

Крепление крыла на проволоку позволяет легко менять угол атаки при необходимости

А теперь самое интересное - запуск!
Запускается планер на леере двумя пионерами.

Очень не терпелось скорее запустить его в воздух, поэтому по-быстрому сгондобил на коленке буксировочный крюк. Выглядит так себе, но вполне работает!

Молодые моделисты, освоившие азы работы с древесиной, могут смело браться за постройку этого планера. Аккуратно и правильно собранная модель планера вознаградит своего создателя хорошими летными свойствами и высокой прочностью. Запуская такой планер, моделист приобретет неоценимый первоначальный опыт регулировки свободнолетающих моделей, одновременно получив первые впечатления от полета своего детища.

Для изготовления основных деталей потребуется умение работать ножом, лобзиком и рубанком. Самый подходящий клей при сборке — ПВА. Он быстро сохнет и достаточно пластичный даже после полного высыхания. Для «приварки» обтяжки из лавсановой пленки потребуется клей БФ-2 и небольшой утюг, имеющий терморегулятор, либо паяльник с насадкой, подключенный через лабораторный автотрансформатор.

Киль. Работа над моделью начинается со сборки его каркаса, который склеивается из сосновых реек сечением 5 х 5 мм. После высыхания клея каркас усиливается внутренними уголками из пенопласта (здесь и далее при упоминании пенопласта имейте в виду, что вместо него лучше использовать бальзу). Верхняя законцовка киля также вырезана из пенопласта (подойдет теплостойкий ПХВ), либо из бальзы. Передняя и задняя кромки каркаса и законцовка закругляются. С обеих сторон киль обтягивается цветной лавсановой пленкой. К задней кромке приклеивается вырезанный из картона толщиной 0,5 мм регулировочный руль поворота.

Стабилизатор модели планера также собирается из сосновых реек сечением 5 х 5 мм и укрепляется пенопластовыми уголками. Передняя и задняя кромки каркаса закругляются. Законцовка согнута из алюминиевой проволоки (алюминиевая вязальная спица, и лишь в самом крайнем случае алюминиевый сердечник от электропровода). На длине 10 мм законцовка приматывается к каркасу нитками с клеем ПВА или с эпоксидной смолой. Готовый стабилизатор обтягивается сверху тонкой цветной лавсановой пленкой.

Крыло можно полностью сделать из древесины сосны. Передняя и задняя кромки имеют сечение 3,5 х 9 мм, лонжерон — 3,5 х 7 мм. Нервюры и пилон выпиливаются также из сосны или липы. После сборки каркаса кромки состругиваются по профилю крыла и закругляются. Имейте в виду, что наиболее надежным способом будет предварительное изготовление плоского крыла, от которого впоследствии с помощью лобзика будут отделены «ушки».

Поэтому вначале нервюры в местах сочленения центроплана и «ушек» не ставятся. Данное соединение осуществляется с усилением стыка проволокой ОВС диаметром 1,5 мм и с обмоткой нитками с клеем ПВА. После высыхания клея ставятся на место обе пропущенные нервюры и сделанный заранее пилон. Крыло обтягивается только сверху цветной лавсановой пленкой средней толщины.

Фюзеляж представлен сосновой рейкой сечением 10 х 15 мм, равномерно утончающейся по всей длине к хвосту до 7 х 7 мм. Носик выстругивается и выпиливается из липы или сосны. Свинцовый балансировочный груз вставляется в отверстие носика и расклепывается. После склейки и обработки фюзеляжа к нему на ПВА приклеиваются готовые киль и стабилизатор. Эту операцию нужно проводить с тщательным контролем взаимной перпендикулярности элементов оперения и ровностью положения стабилизатора относительно балки фюзеляжа при виде сверху. Напоследок фюзеляж можно отлакировать и покрыть яркой нитрокраской.

Регулировка. Привязав пилон по переднему и заднему концам к фюзеляжу с помощью резиновой ленты, передвигают крыло вдоль фюзеляжной балки до тех пор, пока положение центра тяжести относительно крыла не совпадет с указанным на рисунках. Первые пробные запуски планера лучше всего проводить в спортивном зале, либо на улице при слабом ветре. Несильным броском модель запускают по горизонту. Если она проявляет тенденцию к опусканию носа (пикирует), перед крылом между пилоном и фюзеляжной рейкой вставляют деревянный клин.

Поднимая таки образом переднюю кромку крыла, добиваются наименьшей скорости спуска на планировании. Если же модель заметно задирает нос (кабрирует), клин вставляют под заднюю часть пилона, поднимая заднюю кромку крыла. После окончания регулировки регулировочные клинья можно заменить подобранными прокладками, приклеенными на пилон снизу. Это поможет исключить необходимость новых регулировок после транспортных сборок и разборок модели.

Склонность планера к крену устраняют за счет исправления круток крыла (оно должно быть ровным на всех участках при виде спереди). К отрегулированной модели на фюзеляж приматывают нитками простейший буксировочный крючок, согнутый из проволоки. Он поначалу должен располагаться немного впереди центра тяжести. Регулировку режима буксировки проводят, подбирая точное положение крючка.

В конце можно заклеить его намертво, одновременно четко разметив на фюзеляже найденное в результате регулировки положение крыла (пилона). Отметим, что особенностью предлагаемой модели планера является конструкция каркаса крыла, характерная для двусторонней обшивки (которая исключена для схематичных аппаратов). Такое решение, не снижая летных характеристик планера (это проверено на практике), добиться повышенной жесткости каркаса.

Кроме того, когда модель больше не понадобится для юниорских соревнований, крыло можно будет обтянуть пленкой и снизу. Возрастет не только аэродинамическое качество модели, но и ее прочность и жесткость. Таким образом, вы сможете познакомиться с особенностями запуска планера, более приближенного по своим свойствам к большим спортивным аппаратам.

СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Прежде чем приступить к работе, внимательно изучите чертеж и описание. Затем приготовьте инструмент: малый рубанок, остро отточенный нож, пассатижи или плоскогубцы и лобзик с пилками. Из материалов понадобятся: сосновые рейки, небольшой лист белой жести, ватман, катушка белых ниток № 10, фанера толщиной 1 мм и 3 мм, папиросная или микалентная бумага или лавсан и нитроклей (это может быть эмалит, «АГО», суперцемент и др.).

Для передней кромки крыла возьмите сосновые рейки 4X4 мм, для задней 2,5X7 мм и для нервюр 2,5X3 мм.

Разогревая над языком пламени, придайте нервюрам форму профиля. Чтобы получился угол V, приклейте, а потом примотайте нитками две полоски из жести шириной 7 мм и 4 мм к концам стыкующихся кромок, как показано на рисунке. В местах приклеивания нервюр к кромкам вырежьте ножом пазы. Чтобы нервюры лучше держались во время склейки, их надо прижать к кромкам бельевыми прищепками.

Для стабилизатора заготовьте рейки 3×2 мм. Его конструкция ясна из рисунка.

Киль формы прямоугольной трапеции с основаниями 70 мм и 50 мм и высотой 70 мм изготовьте из реек того же сечения, что и стабилизатор. Для жесткости приклейте усиливающую рейку.

Носок фюзеляжа изготовлен из фанеры толщиной 3 мм с вырезом для балласта. В носке выпилите несколько пазов для леера и просверлите отверстие Ø 3 мм для соснового штифта. Он нужен для того, чтобы примотать крыло к фюзеляжу. Камеру для балласта по бокам заклейте фанерой толщиной 1 мм, а сверху просверлите отверстие Ø 3 мм. На расстоянии 80 мм от носка фюзеляжа приклейте небольшую площадку для крыла, изготовленную из фанеры толщиной 1 мм.

Хвостовая балка — в виде рейки толщиной 3X9 мм, к которой приклеивается носовая часть. На этой же рейке сверху устанавливаются на клею стабилизатор и киль.

Модель планера конструкции С. Бакшеева

Модель планера конструкции С. Бакшеева:

1 — носок, 2 — фюзеляжная рейка, 3 — штифт, 4 — площадка для крыла, 5 — законцовка крыла, 6 — крыло, 7 — нервюра крыла, 8 — хвостовая балка, 9 — киль, 10 — стабилизатор, 11 — крючок для зацепки леера

Обтянуть модель можно папиросной или микалентной бумагой или лавсаном. Нанесите клей на кромки и нервюры, положите сверху бумагу и прижмите ее пальцами. Затем приклейте посредине полоску ватмана. Обтяжка лавсаном на клею БФ-2. По готовым стыкам проведите горячим, но не раскаленным утюгом.

Регулировать модель надо в тихую, безветренную погоду. В отверстие Ø 3 мм в носке фюзеляжа насыпьте дробь или мелкие куски свиниа, чтобы центр тяжести переместился под крыло. Попробуйте пустить планер с рук. Если он быстро приземлился (спикировал), то нужно извлечь немного груза, если же, наоборот, резко взмыл вверх (скабрировал), а потом круто опустился, свинца нужно прибавить. Хорошо отрегулированная модель должна пролететь при запуске с рук 17—20 м.

Теперь попробуйте пустить планер с леера. Им может быть крепкая нитка или леска длиной до 30 м со стальным кольцом и флажком на этом же конце. Кольцо нужно зацепить за паз на носке фюзеляжа. Тот, кто затягивает леер, должен бежать против ветра, смотря на планер. Другой с моделью в руке пробегает несколько метров, следя, чтобы леер был натянут, и отпускает ее. Модель плавно взмоет вверх. Как только планер «заберется» в верхнюю точку, следует ослабить леер, кольцо выскочит из паза (об этом можно узнать по флажку), а модель начнет свободное планирование.

Для постройки модели планера, о которой пойдет речь, можно использовать самые простые, дешевые и доступные материалы, поэтому эту конструкцию можно рекомендовать начинающим авиамоделистам. При этом она несложна в отладке и совершает красивые продолжительные полеты.

Для постройки планера потребуются сосновые рейки, калька, картон, шпон, фанерные пластины толщиной 4 и 10 мм, а также клей ПВА.

Фюзеляж модели собирается из лонжерона (сосновая рейка переменного сечения) и носовой части (10-мм фанерная пластина), в которой для облегчения конструкции лобзиком выпиливаются отверстия.

Крыло модели — наборное, состоящее из лонжерона, передней и задней кромок (все из сосновых реек), нервюр из плотного картона и фанерных нервюр толщиной 4 мм. Последние устанавливаются и в центроплане, и в крыле — в качестве законцовок. Сам же центроплан обшивается 1-мм березовым шпоном.

Модель планера для начинающих авиамоделистов

Модель планера для начинающих авиамоделистов

Модель планера для начинающих авиамоделистов:
1 — накладка (картон); 2 — груз (свинец); 3 — часть фюзеляжа, носовая (фанера 10 мм); 4 — обшивка «уха» (калька); 5 — лонжерон фюзеляжа (сосновая рейка переменного сечения от 15×15 до 8×8 мм); 6 — обшивка киля (калька); 7 — шайба стабилизатора, защитная (фанера 4 мм, 2 шт.); 8 — костыль хвостовой (фанера 4 мм); 9 — кромка киля, задняя (сосна, рейка 5×3 мм); 10 — нервюра киля (сосна, рейка 5×3 мм); 11 — лонжерон киля (сосна, рейка 5×3 мм); 12 — кромка «уха», задняя (сосна, рейка 5×3 мм); 13 — нервюра «уха», концевая (сосна, рейка 5×3 мм); 14 — кромка «уха», передняя (сосна, рейка 5×3 мм); 15 — лонжерон «уха» (сосна, рейка 5×3 мм); 16 — обшивка крыла (калька); 17 — зашивка жесткая (береза, шпон 1 мм); 18 — кромка крыла, задняя (сосна, рейка 15×5 мм); 19 — кромка крыла, передняя (сосна, рейка 5×5 мм); 20 — лонжерон крыла, нижний (сосна, рейка 15×3 мм); 21 — лонжерон крыла, верхний (сосна, рейка 10×3 мм); 22 — нервюра крыла (фанера 4 мм); 23 — нервюра крыла (картон); 24 — нервюра стабилизатора (картон); 25 — кромка стабилизатора, задняя (сосна, рейка 5×3 мм); 26 — нервюра стабилизатора, концевая (сосна, рейка 5×3 мм); 27 — кромка стабилизатора, передняя (сосна, рейка 5×3 мм); 28 — лонжерон крыла

Крыло рекомендуется собирать на ровной доске-стапеле, в этом случае оно получается симметричным и плоским, а высыхающий клей не закручивает его. Обшивка крыла — из кальки, двухсторонняя, на клее ПВА. После обтяжки кальку необходимо натянуть, для чего она слегка смачивается водой с помощью влажного ватного тампона и высушивается. Финишная операция по изготовлению крыла — покрытие обшивки двумя слоями жидкого эмалита.

Крыло, оклеенное калькой, будет достаточно долговечным, однако все же лучше использовать не бумагу, а обтянуть его лавсановой пленкой. Чтобы закрепить ее на каркасе, потребуется клей БФ-2 и электрический утюг. Сначала нижняя часть каркаса покрывается двумя слоями клея (с промежуточной сушкой), после чего на крыло накладывается пленка и «приглаживается» к каркасу утюгом, регулятор которого установлен в положение «шелк». Напуск шириной 10 мм по передней и задней кромкам загибается на верхнюю часть крыла и также приклеивается к каркасу. Аналогично обтягивается лавсановой пленкой и верхняя часть крыла. Чтобы натянуть пленку, ее проглаживают утюгом, регулятор которого устанавливают в положение «хлопок». Выполняя эту операцию, необходимо постоянно следить за тем, чтобы нижняя поверхность крыла не закручивалась, а оставалась плоской. Крыло крепится резиновыми нитями к установленной на фюзеляже фанерной площадке размерами 180×100 мм.

Хвостовое оперение и «уши» собираются из сосновых реек сечением 5×5 мм и также обтягиваются калькой с двух сторон или лавсановой пленкой по описанной выше технологии.
При регулировке модели нужно добиться того, чтобы ее центр тяжести располагался на 25-30 процентах длины хорды крыла. Это достигается подбором массы свинцового груза в носовой части фюзеляжа. Более точно центровка определяется в процессе пробных полетов. Правильно отрегулированная модель планера хорошо летает как при запуске с рук, так и с леера.

Технические характеристики модели планера

Размах, мм 1410
Длина, мм 1210
Хорда крыла, мм 180
Площадь крыла, дм2 25,2
Площадь стабилизатора, дм 2 6
Несущая площадь, дм 2 31,2


Кордовая модель самолёта «ЯК-18П».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии советского самолёта «ЯК-18П» с двигателем МК-12В.

Резиномоторная модель «ША-61».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки модели планера с резиномотором.

«Северянка» - подводная лаборатория.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советской научно-исследовательской подводной лодки «Северянка».

Модель подводной лодки с резиновым двигателем.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели подводной лодки с резиномотором.

Модель парусной яхты.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать простейшую модель парусной яхты.

Микролитражный автомобиль «Юный сибиряк».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и фотографии самодельного легкового автомобиля с двигателем от мотоцикла «К-125».

Автомобиль, на котором ездил Ленин.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки легкового автомобиля «Роллс-Ройс» модель «Серебряный призрак».

Модель легкового автомобиля «ЗИЛ-110» с резиновым двигателем.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели советского легкового автомобиля высшего класса «ЗИЛ-110» с резиномотором.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1962, №3:

Морской богатырь.
Подробное описание, основные данные, модификации, чертежи и рисунки советского сухогрузного судна «Ленинский комсомол».

«Золотая рыбка».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки специальной лодки небольших размеров, которая предназначена для запуска самоходных моделей судов.

«Звёзды» на дорогах.
Подробный обзор самодельных гоночных автомобилей серии «Звезда».

Модельный двигатель «МД-2,5» «Москва».
В статье приведены подробное описание и технические данные микродвигателя «МД-2,5» «Москва».

Кордовая модель самолёта «Школьник».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели самолёта, предназначенной для постройки начинающими авиамоделистами.

Таймерные модели.
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления таймерной модели самолёта, сделанной из доступных материалов.

Участникам заочных соревнований.
Статья рассказывает о конструкциях трёх самолётов, которые легко моделировать на кордовых моделях.

Радиоуправляемая модель планера «Ласточка».
Подробное описание, чертежи, схемы и рисунки самодельной радиоуправляемой модели планера «Ласточка».

Модель ракеты с резиновым двигателем.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели ракеты с резиномотором.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №4:

«Пионер» из Тайнинки.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельного малогабаритного катера, который может двигаться с помощью велосипедного мотора, под парусом и на вёслах.

Крыльчатый движитель.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели буксира с оригинальным крыльчатым движителем.

Микроавтомобили курских школьников.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного детского микролитражного гоночного автомобиля с двигателем от серийных мотоциклов.

О том, как подушка колесо заменила.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению радиоуправляемой модели транспортного средства на «воздушной подушке».

Гоночная модель с двигателем «МД-5».
Для любителей автомоделизма представлена конструкция гоночной модели автомобиля, которая развивает скорость около 140 км/ч.

«Пчёлка».
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки советского лёгкого транспортного самолёта «АН-14» «Пчёлка».

Настольный станок для обработки радиопанелей и гравировки.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный настольный станок, который будет очень полезен для кружка технического творчества.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №5:

Шестиканальная аппаратура управления моделями.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной аппаратуры, предназначенной для радиоуправления различными моделями.

Модель одноступенчатой ракеты.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели одноступенчатой ракеты со стандартным пороховым двигателем.

Пороховой ракетный двигатель.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельного порохового двигателя для моделей ракет.

Радиоуправляемая модель вертолёта.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению радиоуправляемой модели вертолёта «Б-02».

PZL - 104 «Wilga».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки польского лёгкого учебно-тренировочного самолёта PZL - 104 «Wilga».

Модели - помощники конструктора.
Статья рассказывает о том, как создаются модели будущих автомобилей в конструкторском бюро автомобильного завода.

Корабль поднялся в воздух.
Подробный обзор, основные данные и рисунки отечественного экспериментального вездехода на «воздушной подушке» «Нева».

Как построить катамаран.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного катамарана, сделанного из доступных материалов.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №6:

Рекордная модель вертолёта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция рекордной модели вертолёта с поршневым двигателем «Харьков» рабочим объёмом 2,5 см3.

Кабина летчика.
Советы и рекомендации по самостоятельной постройке кабины лётчика на кордовых моделях-копиях самолётов.

«Муха» с фюзеляжем.
Чертежи, схемы и порядок сборки простейшей модели вертолёта с подвесным бумажным фюзеляжем.

Модель планера «Пионер-2».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки модели планера «Пионер-2», построенного по нормам спортивного класс моделей планеров «А-1».

Флагман ледокольного флота.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и фотографии советского атомного ледокола «Ленин».

Лодка из бумаги.
Подробный обзор процесса изготовления оригинальной лодки, которая сделана из бумаги с применением казеинового клея.

Модель одноосного тягача.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели одноосного тягача с электродвигателем типа «МУ-50».

«Юный сибиряк-62».
Технические характеристики и компоновка самодельного микролитражного грузовика с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».

Модель ТЭЦ с автоматическим управлением.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению модели тепловой электростанции.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №7:

«ЯК-12А».
Подробное описание, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского многоцелевого транспортного самолёта «ЯК-12А».

Микросамолёт «Ленинградец».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного микросамолёта с 4-х цилиндровым авиационным двигателем «Цюндапп».

Таймерная модель вертолёта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция таймерной модели вертолёта с двигателем «ВИЛО» объёмом 1,5 см3.

Конструкторы ЗИЛа – ребятам.
Технические характеристики и компоновка самодельного детского малолитражного автомобиля с двигателем от мотоколяски «С-3-А».

Автомобиль-самосвал «БелАЗ-540».
Подробный обзор, основные данные, чертежи, а так же цветные иллюстрации советского большегрузного самосвала «БелАЗ-540».

Модель сухогрузного судна.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели сухогрузного судна с резиномотором.

Управляемая звуком.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности оригинальной аппаратуры, предназначенной для управления различными моделями с помощью звука.

Конструктор по автоматике.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального модульного радиоконструктора.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №8:

Катера управляются по радио.
Для любителей судомоделизма представлена радиоуправляемая конструкция модели катера «Утёнок».

Как построить передатчик «РУМ-1».
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности передатчика шестиканальной аппаратуры управления моделями «РУМ-1».

На «воздушной подушке».
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления модели транспортного средства на «воздушной подушке».

Моторная лодка «Юность».
Технические характеристики и компоновка самодельной моторной лодки, предназначенной для туристических походов, а так же участия в спортивных соревнованиях.

Электролина «Светлана».
Принципиальная схема и принцип работы самодельного клавишного электронного музыкального инструмента.

Птицелёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция несложной модели птицелёта, сделанной из доступных материалов.

Модель «СБ» .
Подробные чертежи и схемы для самостоятельного изготовления кордовой модели-копии советского скоростного фронтового бомбардировщика АНТ-40 (СБ).

«Воробей».
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать резиномоторную модель самолёта «Воробей».

Полумакет «МАЗ-200».
Для любителей автомоделизма представлена конструкция полумакета советского грузового автомобиля «МАЗ-200».


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №9:

Радиоуправляемая модель корабля.
В статье представлен полный проект радиоуправляемой модели корабля, которую можно использовать для соревнований на дистанциях фигурного курса, прокалывания шаров и «морского боя».

Модель катера-ракетоносца.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция простейшей модели катера-ракетоносца с резиномотором.

Звонок-автомат.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности электронного автомата, предназначенного для автоматизации подачи школьных звонков.

Электрополотенце – автомат.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального электронного устройства, предназначенного для сушки мокрых рук в автоматическом режиме.

Кран с программным управлением.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению действующей модели башенного подъёмного крана с программным управлением.

Байдарка-катамаран.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного катамарана, сделанного из доступных материалов.

Летающее крыло.
В статье представлены различные конструкции моделей самолётов и планеров типа «летающее крыло».

Резиномоторная модель.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция резиномоторной модели самолёта, которая выполнена из отечественных материалов.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №10:

Самолёты «летающее крыло».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советских самолётов «ХАИ-3» и «БОК-5», которые выполнены по схеме «летающее крыло».

«Летающее крыло» на корде.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция учебно-тренировочной скоростной кордовой модели самолёта асимметричной схемы.

Бесхвостки из Серпухова.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать модель планера «летающее крыло», которое имеет двухлонжеронное крыло с отъёмными стреловидными консолями.

Толькокрыл с программным управлением.
В статье подробно описана конструкция модели самолёта типа «летающее крыло», которое имеет программное управление, сделанное из часового механизма от маленького будильника.

Двухмоторная модель вертолёта.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной двухмоторной модели вертолёта с двигателями «МК-13В» объёмом 2,5 м3.

1-й АМО.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию первого советского серийного грузового автомобиля «АМО-Ф-15».

Моторная лодка «Мир».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельной моторной лодки с подвесным лодочным мотором мощностью не менее 6 л. с.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №11:

Снежный мотороллер.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного малогабаритного лыжно-гусеничного снегохода с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».

Голубые зовут дороги.
В статье представлены подробные материалы, предназначенные для изучения теории по основам парусного дела, а так же даны теоретические и практические советы и рекомендации по постройке, управлению, а так же техническому обслуживанию различных типов яхт.

Учебно-тренировочный швертбот.
Подробное описание, чертежи, схемы, а так же конструктивные особенности самодельного учебно-тренировочного швертбота.

Мотопланер.
Автор статьи делится опытом по самостоятельной модернизации двухместного планера «Пионер» в мотопланер, используя двигатель от серийного мотоцикла мощностью 30-40 л. с.

На реактивных двигателях.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта «L-29» с самодельным реактивным двигателем.

«Дельфин».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки чехословацкого двухместного учебно-тренировочного самолёта «L-29 Дельфин».

Радиоуправляемая модель корабля.
Продолжение статьи опубликованной в «ЮМ-К» №9 и №10.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №12:

Как построить катамаран.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного катамарана «Отдых», на котором могут быть установлены двигатели от серийных мотоциклов или автомобиля «Запорожец».

Здравствуй, «Малыш».
В статье описан процесс изготовления самодельного микросамолёта «Малыш», даны его технические характеристики, а так же приведены чертежи для изготовления кордовой модели этого самолёта.

Пассажирский турбовинтовой.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского турбовинтового среднемагистрального пассажирского самолёта «АН-10А».

Кордовая «АН-10А».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта «АН-10А», на которой установлено четыре двигателя «ВИЛО» (ГДР).

Радиоуправляемая модель корабля.
Окончание статьи опубликованной в «ЮМ-К» №9, №10 и №11.

Симфония цвета.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной цветомузыкальной установки собранной на радиолампах.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №13:

Таймерные модели вертолётов.
Для любителей авиамоделизма представлены конструкции таймерных моделей вертолётов «Харьков-1», «Ленинград» и «Москва-2».

Комнатные модели.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению двух комнатных моделей самолётов: одна – простейшая, вторая – более сложная, рекордная.

Модель самолёта с электродвигателем.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального миниатюрного кордового самолёта, предназначенного для запуска в закрытых помещениях.

Парусные суда и их модели.
В статье приведены советы и рекомендации по постройке моделей парусных судов.

Быстроходные водные велосипеды.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельных быстроходных велосипедов, сделанных из доступных материалов.

Радиоуправляемый скутер.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели скутера с двигателем мощностью 0,2-0,3 л. с.

Разборный катер «Спутник».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного трёхместного сборно-разборного катера с водяным движителем, сделанным на основе велосипедного двигателя.

Настольный сверлильный станок.
Особенности конструкции и процесс сборки самодельного малогабаритного сверлильного станка.

Читайте также: