Плоскостное конструирование из лего на плато

Обновлено: 27.04.2024

Наполняемость группы - 12 детей. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Воспитывающие, выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Конструирование выполняется воспитывающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Цель и задачи программы:

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

- создать условия для овладения основами конструирования;

- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

- способствовать развитию творческой активности ребёнка;

- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Особенности возрастной группы детей

Возраст детей 5 - 7 лет.

Педагог должен учитывать возрастные психологические особенности детей. Если в возрасте 5-7 лет внимание, мышление, восприятие, воображение сформированы, то в раннем возрасте они, как правило, носят произвольный характер. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

Набор детей - свободный.

- общее количество часов в год - 70

- количество часов в неделю - 2

- периодичность занятий - еженедельно

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

После первого года обучения лего-коструирования ребенок должен знать и уметь:

- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий:

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

- работа по образцу , обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы , где дети могут работать группами, парами, все вместе.

Лего-педагог со стажем более 20 лет, воспитатель высшей квалификационной категории Оксана Владимировна Ткаченко отвечает на вопрос коллег: "- Каким образом применять ЛЕГО-технологии в игровом пространстве дошкольника". Материал подобран из опыта работы и иллюстрирован презентацией.

ВложениеРазмер
Лего-педагог со стажем более 20 лет, воспитатель высшей квалификационной категории Оксана Владимировна Ткаченко отвечает на вопр 2.72 МБ
tekstovka_lego-tehnologii_v_dou.docx 29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ»

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕСНО СВЯЗАНО С ИГРОЙ развиваем умение проектировать и строить учимся договариваться устанавливаем социальные связи распределяем роли решаем межличностные конфликты

Проект “НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»

Геометрический ковер симметрия по образцу по памяти под диктовку дополнение недостающими деталями

«ЗАСЕЛЯЕМ КВАРТИРЫ» по образцу по памяти под диктовку

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОЗНАНИЕ КОММУНИКАЦИЯ

Работаем в паре – учимся договариваться.

ГРУППИРОВКА ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЗНАКАМ: ВЕЛИЧИНЕ, ФОРМЕ, ЦВЕТУ Сенсорное развитие Количество и счет Величина Форма Ориентировка в пространстве ГОРОД , РАЙОНЫ, МНОГОЭТАЖНЫЕ БАШНИ

ДЕКОРАЦИИ для театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр

НАШ КРЕМЛЬ – НАША КРЕПОСТЬ

ОРИЕНТИРУЕМСЯ ПО СХЕМЕ – НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Две команды: обсуждаем прячем ищем

Предварительный просмотр:

«ЛЕГО – технологии в игровом пространстве дошкольника»

Воспитатель высшей квалификационной категории, лего-педагог О.В.Ткаченко

ЛЕГО – технологии в игровом пространстве дошкольника

Воспитатель высшей квалификационной категории, лего-педагог

Текстовка к слайдам

ЛЕГО – технологии живут в дошкольном отделении «Радость» ГБОУ СОШ 1874 около 20 лет. О разнообразии, преимуществах, возможностях этого материала говорить не приходиться.

Пришло время, когда ТО, чем мы занимались, разрабатывали и внедряли, стало требованием к дошкольному образованию и прописано в ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .

  • интеграция образовательных областей,
  • комплексный подход,
  • объединение образования и воспитания в целостный образовательный процесс.

Лего – технологии являются поддержкой при реализации комплексно-тематического планирования. Здесь вы видите ТЕ тематические блоки, где мы используем ЛЕГО. Помимо обычного ЛЕГО – конструктора, нам помогают тематические наборы ЛЕГО .

Т.о. полное раскрытие темы недели происходит в т.ч. через игру, игровое пространство, свойственное дошкольному возрасту.

Дети, сначала, при поддержке воспитателя создают игровое поле. Первый этап – сюжетно-дидактическая игра, которая сразу перерастает в сюжетно-ролевую.

Такова специфика детского конструирования, которое тесно связано с игрой – ребенок конструирует - создает и одновременно играет – выстраивает отношения.

Здесь, помимо навыков проектирования и конструирования,

совершенствуются социально-коммуникативные навыки (дети учатся договариваться, согласовывают развитие сюжета, распределяют роли).

В конкретном случае, выстраивая дом для большой семьи из нескольких поколений :

  • устанавливают социальные связи,
  • расселяют жильцов,
  • решают межличностные ситуации.

Было приятно, что ребята самостоятельно обдумали и догадались, как расположить жилые помещения и места удобств, чтобы всем было удобно (особенно старшему поколению ). А мы, воспитатели, конечно, такие моменты не оставляем без внимания.

Вот это и есть социально-нравственное воспитание через игру!

Очень важно, что это игровое пространство не статично. Оно трансформируется, обрастает новыми атрибутами, сюжеты имеют творческое развитие и даже…

… объединяются с другими тематическими блоками, как, например, «Больница, скорая помощь». Такая игра оснащена медицинской символикой (графики ЭКГ, рентгеновские снимки, схематическое изображение органов человека) и нуждается в информационной поддержке. Идет процесс познания, в т.ч. пополнение словарного запаса на познавательном уровне: название врачей- специалистов, их инструментов, процедур; возникают вопросы по анатомии человека. Мы вместе с детьми обращаемся к информационным источникам – книгам, используем ИКТ-технологии.

(Тематические недели: «Наше тело и уход за ним»,

«Я вырасту здоровым»)

В этом учебном году в старшей группе был реализован полугодовой проект «Народные промыслы России», посвященный Году Культуры в России.

Одним из этапов проекта было плоскостное конструирование , где на Лего – плато мы закрепляли характерные признаки узора.

Сначала, было вот так, незамысловато.

Потом мы выкладывали геометрический ковер:

  • по образцу,
  • по памяти,
  • под диктовку,
  • дополняли недостающими фигурами по принципу симметрии.

Получалась настольная дидактическая игра , с использованием ЛЕГО – плат.

Здесь мы «Заселяем квартиры»:

  • по образцу
  • по памяти,
  • под диктовку

ЛЕГО-плато делится резинками на отсеки. Возможны варианты, как и в постановке задачи:

1 вариант: поставь «над», «под», «между», «справа», «слева»;

2 вариант: посели в 1 подъезд на 3 этаж, 2 подъезд, 1 этаж и т.д.

Как вы уже поняли, такие ЛЕГО – игры направлены на:

  • развитие мелкой моторики,
  • пространственных представлений,
  • вазомоторной активности ребенка.

Плоскостное конструирование предполагает еще задачи на

логическое мышление, комбинаторику, мы этим тоже занимаемся.

НО это отдельный блок.

А сейчас, хочется напомнить, что на улице весна и самое время с детьми делать рассаду, …

… чтобы летом украсить свои участки.

В прошлом году игра принесла реальную пользу и имела практический результат. Мы по весне украсили группу ЛЕГО – цветами и сконструировали кашпо для рассады. Такую работу без преувеличения можно назвать детским дизайном.

Для этого надо было:

  • не повредив растение, сопоставить объемы горшка и кашпо (это инженерная смекалка в 4 года),
  • проявить конструкторские умения,
  • договориться с партнером, т.к. работа велась в паре,
  • выбрать ЛЕГО - материал.

А еще мы на практике закрепили понятия о геометрических телах –

что такое куб и чем он отличается от квадрата.

Отдельно хочется сказать о мягком напольном ЛЕГО – конструкторе . Он делает предметно-пространственную среду трансформируемой, поли функциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Так, например, выстраивая «город, районы, многоэтажные башни», мы решали множество задач из разных областей: социально-коммуникативные, познавательные (на сенсорное развитие, задачи конструктивной деятельности, ФЭМП: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве; группировали по нескольким признакам).

Еще это декорирование для работы с художественной литературой, декорации для театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр.

Мы не упускаем момент и стараемся развивать познавательную активность.

  • выстроив колодец, обращаем внимание на водоснабжение в городе и за его пределами;
  • поднимаем проблему мирового масштаба, связанную с мусором, его вывозом и переработкой. Т.о. воспитываем небезразличного жителя планеты Земля.

Это экологическое воспитание .

Закрепляем знания о Московском кремле, принципах его строения и расположения, …. и конструируем СВОЙ, с башнями и бойницами.

Организовывая игровую деятельность на прогулке, мы не забываем про ЛЕГО - возможности.

С оздаем схему своего участка, нанося объекты на ЛЕГО – плато и учимся по ней ориентироваться.

Приобщая к графическому моделированию , мы развиваем память, наглядно-образное и логическое мышление, воображение.

Ребятам очень нравится командная игра «Ищем клад». Каждая команда обозначает «волшебное место» на схеме и такое «ЛЕГО – письмо» передает другой. Начинаются поиски.

Особенно интересно искать клад зимой, когда много снега и есть куда спрятать.

А мы, свой клад нашли уже давно и приумножаем – это ЛЕГО-технологии.

То, что сегодня показали, конечно, не вся работа, а основные направления , которые дают представления о ЛЕГО – технологиях в игровом пространстве дошкольника .

лего схемы

Дети всегда найдут общий язык, они могут общаться при помощи игр. В играх дети развиваются, экспериментируют и самовыражаются.

Если у кого- то возникнет вопрос: «Стоит ли покупать ребенку конструктор?» То ответ, однозначный: «Да, стоит!»

Что дает игра в Лего.

Ведь играя, в Лего у ребенка наращиваются конструкторские способности.

  • Конструктор совершенствует детское творчество, с его помощью можно сделать игрушку и поиграть с ней;
  • Так же развиваются двигательные функции ребенка;
  • Речь ребенка;
  • Зарождается познавательная и исследовательская деятельность;
  • Совершенствуется умственная деятельность;
  • Развивается мелкая моторика рук;
  • Вырабатывается эстетический вкус;
  • Устанавливается любознательность и находчивость.

Если сравнить лего с компьютерными играми, то в лего дети играют в комфортном для них темпе, сами себе придумывают темы игр. В компьютерной игре – сюжет игры уже заложен, и содержание компьютерной игры быстро меняется, что нагружает психику ребенка.

А ведь, дети, которые в детстве увлекались сборкой конструктора лего, в дальнейшем легко и просто осваиваются в компьютерных играх и с легкостью разбираются в компьютерных программах. Так как им процесс конструирования из множества деталей уже был знаком, и они уже представляют себе, как собирать сложное устройство из простых компонентов. А это один из важнейших факторов овладения компьютером.


А как мы знаем, у детей присутствуют две активности: физическая и умственная.

Физическую активность мы можем явно заметить, тогда, как умственную заметить трудно. Мы ведь не умеем читать мысли другого человека. Мы увидим конечный продукт умственной деятельности, например новоизобретенную игру или новое сооружение. Конструктор лего тренирует умственную активность, а так же физическую деятельность тоже.

польза лего

Дети быстро теряют интерес к тем игрушкам, которые не трансформируются. А игрушки, которые можно модифицировать и модернизировать, привлекают интерес ребенка и подталкивают к новым экспериментам. Это активизирует физическую и умственную деятельность.

Через игру всегда можно диагностировать, как развивается ребенок на данный момент. Бессознательно дети улучшают знания и умения, приобретенные с рождения.

Дети обожают играть. Игра им дарит радость и удовлетворение.

лего дупло играть

с 2 лет

С какого возраста можно играть в Лего.

В лего Duplo можно играть с 2 лет . В этом конструкторе крупные и удобные детали.

набор лего от трех лет

с 3 лет

К возрасту 3-5 лет – можно пополнить свою коллекцию, конструктором с более мелкими деталями.


с 5 лет

От 5 лет уже ассортимент огромный, выбирайте тематические наборы, в зависимости от интереса ребенка.

Как играть.

Вариант 1. Выстраивать по образцу.

Покажите ребенку образец того, что надо сделать, и покажите, как построить такую конструкцию из деталей.

Играя таким способом, ребенок учиться подражать, что в дальнейшем подталкивает ребенка к самостоятельности и развивает творческую составляющую.

Вариант 2. Построение по модели.

Покажите ребенку образец модели. При этом, он не видит у этой модели, все ее элементы. Предлагаете ребенку воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет.

Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

Вариант 3. Построение по
условиям.

Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели.

Придерживаясь таких правил игры у ребенка будут вырабатываться умение анализировать, а так же будет развиваться изобретательное конструирование.

Вариант 4. Создание по простым чертежам.

Ребенку предоставляются чертежи. И из деталей конструктора, создается настоящий объект.

Такой формат игры, пробуждает мышление и познавательные задатки у ребенка.

Вариант 5. Выстраивание по замыслу.

Ребенок сам решет, что и как он будет строить и конструировать.

Это способствует развитию творческих талантов у детей, а так же стимулирует к самостоятельности.

Вариант 6. Построение по теме.

Предлагается, какая — то тема, а ребенок сам по своему замыслу создает, выбирает материал, а так же способы выполнения своих идей. Это разновидность конструирования по замыслу, только тут есть заданная тема.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Применять в образовательных областях: математика, познавательное развитие, социальный мир, труд и коммуникация.

2.Использовать конструктор в совместной, самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

3.Выбирать конструктор «Лего» необходимо учитывая возрастные особенности детей.

4. В работе по Лего конструированию с дошкольниками применять принципы реализации инновационного опыта:

-принцип учёта индивидуальных особенностей,

-принцип интегрированного подхода.

5. В работе по Лего конструированию с дошкольниками применять методы инновационной работы:

- изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы, пакета нормативно-правовых документов;

- наблюдение за детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса;

- анкетирование и тестирование дошкольников, педагогов и родителей;

- диагностика знаний и умений;

- обобщение и систематизация накопленного опыта.

6. Педагоги в своей работе могут использовать следующие методы и приёмы реализации поставленных задач:

– систематизации знаний и умений,

7. Педагоги в своей работе могут использовать следующие средства реализации:

- создание условий для развития творческого потенциала детей;

- организация развивающей предметно-игровой среды в группах;

-повышение квалификации педагогических кадров.

8 Ведущая педагогическая идея: «Формирование думающей, чувствующей, активной и творческой личности дошкольника».

Для реализации педагогической идеи необходимо создать и поддерживать положительный психоэмоциональный комфорт в детском саду, создавать условия для реализации каждым ребёнком своих лучших качеств, своих потребностей, возможностей, желаний. Воспитатели должны развивать у детей инициативу, самостоятельность, речь.

9. Образовательная практическая деятельность должна проходить более раскованно, в непринужденной обстановке. В процессе продуктивной деятельности дети не просто описывают свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу деятельности, причем на вопросы не только сверстников, но и на вопросы воспитателя. Это развивает коммуникативные навыки, так как в процессе совместной деятельности дети могут поинтересоваться тем, что и как, делают другие, получить, или дать совет о способах крепления, или объединить свои конструкции для более масштабной.

10. В младших и средних группах рекомендую применять следующие виды занятий:

- конструирование по образцу

- конструирование с опорой на схемы

- конструирование по собственному замыслу.

11. В своей работе педагоги могут использовать наиболее распространенные формы организации работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседы. Вышеперечисленные формы организации работы с детьми реализуются через следующие методы обучения конструированию:

а). Анализ образцов, выполненных одним способом.

б). Анализ несовершенной поделки.

в). Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.

г). Игровые приемы: игры на развитие высших психических функций (упражнения на развитие логического мышления, воображения, классификации, логические закономерности, развитие внимания и памяти, пространственное ориентирование, симметрии).

12. Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по легоконструированию.

13.При взаимодействии с родителями педагоги могут использовать следующие формы работы:

• консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести),

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Читайте также: