По воде аки посуху моделист конструктор

Обновлено: 24.04.2024

Мы уже рассматривали вопрос, связанный с перспективой развития судов на подводных крыльев. В современном отечественном и мировом судостроении перспективным направлением стало также создание судов на воздушной подушке.

Ряд экспертов высказывал мнение, что эпоха судов на подводных крыльях кончилась и их эксплуатация экономически неэффективна в связи с нередкими случаями поломки крыльев. Между тем в России суда на воздушной подушке массовым видом пассажирского водного транспорта не стали. Это связано с тем, что себестоимость их эксплуатации намного выше по сравнению с другими судами, как водоизмещающими, так и на подводных крыльях либо глиссирующими. Причина состоит в том, что мощность силовой установки расходуется не только для того, чтобы привести судно в движение, но и для того, чтобы обеспечить работу механизмов создания воздушной подушки. На это расходуется треть всей мощности двигателя. И, таким образом, в сегменте скоростного флота на водном транспорте судно на воздушной подушке занимает ту же нишу, какую в воздушном транспорте занимает вертолёт - функция его несущего винта состоит как в том, чтобы держать его в воздухе, так и в том, чтобы обеспечить ему направленный полёт. Но вертолёт менее требователен к инфраструктуре и поэтому с его помощью решаются такие задачи, какие с помощью самолёта невозможно решить. То же самое можно сказать и о судне на воздушной подушке. Одно из его существенных преимуществ состоит в том, что оно может передвигаться и по мелководью, т.е. и по тем рекам, которые не считаются судоходными. Судно на воздушной подушке может спрямить маршрут, если река делает излучину и при этом на спрямляющем отрезке нет опасных препятствий. Кроме того, судно на воздушной подушке может двигаться и над водной поверхностью, покрытой льдом, благодаря чему решается существенная проблема водного транспорта - сезонность. Недостатком судов на воздушной подушке помимо высокой стоимости эксплуатации является зависимость от ветра, который снижает скорость движения. Кроме того, судном на воздушной подушке трудно управлять. Для управления используются аэродинамические плоскости, как у самолёта, которые становятся эффективными только на достаточно высокой скорости.

Возможность круглогодичной эксплуатации является важным преимуществом судов на воздушной подушке с коммерческой точки зрения. В России суда данной разновидности имеют значительный рыночный потенциал, так как наибольшая часть её территории находится в зоне холодного климата с суровой и продолжительной зимой. С точки зрения экономики эксплуатации существенным преимуществом данных судов является отсутствие необходимости в причалах.

Попытки внедрить суда на воздушной подушке в пассажирский сегмент предпринимались ещё в прошлом веке. В 1965 году было создано пассажирское судно вместимостью 50 пассажиров, получившее название «Сормович». Его силовая установка состояла из газотурбинного двигателя АИ-20К конструкции А.Г. Ивченко и вспомогательного двигателя АИ-8, созданного этим же конструктором. Скорость хода составила 110-130км/ч. Судно использовалось на линии Горькой-Чебоксары.

Попытки организовать пассажирские перевозки на судах на воздушной подушке в России предпринимались и в пореформенной России. Первая линия, открытая в 1992 году, была международной и связала Благовещенск с китайским Хайхэ. Вторая линия открыта в 2002 году от Самары до Рождествено. Третьей стала переправа через Волгу Нижний Новгород - Бор. С 2008 по 2014 годы такие перевозки осуществляла частная компания «Логопром-Борский перевоз». Она также организовала 4 маршрута - 3 в Нижнем Новгороде и 1 в Московской области. Из Нижнего Новгорода были открыты линии в Бор, а также два внутригородских маршрута от пристани Александровский сад до микрорайонов Юг и Мещерское озеро. Линия до Мещерского озера была открыта в 2010 году, но в связи с отсутствием спроса была закрыта через месяц. Маршрут до Бора был первым - он организован в 2008 году и просуществовал до 2012 года. Линия от Александровского сада до микрорайона Юг была открыта летом 2014 года и действовала до января 2015 года. Подмосковный маршрут от Лыткарина до Андреевского просуществовал с января 2011 года до конца 2014 года. За всё время его существования было перевезено 110000 человек. В январе 2015 года маршрут был закрыт в связи с убыточностью. Известны также другие попытки - переправа через Волгу из Казани, морские маршруты в Петропавловске-Камчатском и Владивостоке, а также речная переправа через Лену в Якутске. Об этих маршрутах информации немного, но известно, что коммерческого успеха они не имели.

Суда на воздушной подушке могут быть востребованы в грузовом сегменте. При перевозке транзитных грузов между районами Северной Атлантики и северной частью Тихого океана протяженность морских торговых линий весьма значительно сократится. На таких 9 линиях, как Лондон–Токио и Лондон–Анкоридж, морской путь станет короче на 40 %. Благодаря высокой скорости СВП время доставки транзитных грузов уменьшится в 10 раз по сравнению с водоизмещающими судами. Суда на воздушной подушке хозяйственного назначения могли бы перевозить пассажиров и грузы через ледяную шапку между арктическими районами и северным побережьем, а также южными портами. Однако главную роль им надлежит сыграть при освоении нефтяных и минеральных ресурсов и в осуществлении местных перевозок продуктов питания, мехов, строительных материалов и оборудования.

За рубежом активно применялись морские суда на воздушной подушке, которые эксплуатируются с 1959 года. С этого времени было построено большое число судов данного класса. Основным местом их постройки была Великобритания, но их производство также освоено в Японии, США, во Франции и в СССР. Ими было перевезено несколько миллионов пассажиров на регулярных линиях в Ла-Манше, Ирландском море, на средиземноморском побережье Франции и Италии, в Канаде, США и странах Карибского моря, а также в Японии и Австралии. Большинство судов на воздушной подушке имеет вместимость до 100 пассажиров, но с 1968 года началась эксплуатация судов типа 5К4, вмещающих 254 пассажира и 30 легковых автомашин. Эти суда пересекают Ла-Манш за 40 минут. В 1976 году через Ла-Манш судами на воздушной подушке (главным образом судами типа 5К4) было перевезено около 2 млн пассажиров, что составляет 25% общего количества перевезенных людей. Доля судов на воздушной подушке в пассажирских перевозках к 1978 году возросла почти до 50%. Этому в немалой степени способствовал ввод в строй с середины 1977 года 400-местных французских судов на воздушной подушке типа «Навиплан 500». Это судно, на палубе которого можно одновременно перевозить 45 легковых автомобилей, в настоящее время является самым крупным в мире из судов данной разновидности. Общая масса судов типа «Навиплан 500» составляет 260 тонн, скорость на тихой воде — 75 узлов; мощность энергетической установки достигает почти 12 тыс. кВт.

В России гражданские суда на воздушной подушке тяжёлого класса не строились. В развитии данного направления в отечественном судостроении было серьёзное препятствие - отсутствие отечественного двигателя с необходимыми показателями по мощности и тяге. Проблема топливной эффективности силовой установки была трудноразрешимой для постройки даже речного судна такого класса, к которому относился упомянутый выше «Сормович». Поэтому себестоимость перевозки была бы настолько высокой, что такие суда не могли бы конкурировать по цене билета даже с самолётами.

В России пассажирские перевозки на судах на воздушной подушке коммерческим продуктом не стали. Для того, чтобы данная услуга коммерциализировалась, необходимо решить те же проблемы, которые встали и на пути развития авиатранспортной отрасли. Производство судов на воздушной подушке необходимо модернизировать, чтобы достичь высоких показателей серийности - чем больше серия, тем меньшей будет продажная цена одного судна. Для постройки судов данной разновидности необходимо использовать современные материалы, обладающие малым весом и обеспечивающие необходимые показатели по прочности. Силовые установки для судов на воздушной подушке, как и для самолётов и вертолётов, должны отвечать всем международным требованиям по надёжности, безопасности, экономичности и экологичности. Важным аспектом является и организация послепродажного обслуживания. Низкий уровень её развития на воздушном транспорте стал одной из причин высоких цен на авиаперевозки.

В России в качестве одной из перспективных сфер применения судов на воздушной подушке рассматривается туристический бизнес. Профессор Университета водных коммуникаций, доктор технических наук В.А. Шишкин и доцент этого же вуза, кандидат технических наук В.Н. Окунев в качестве примера рассматривают маршруты по Неве и Финскому заливу от Санкт-Петербурга до Петергофа, Стрельны и Кронштадта. На этих направлениях традиционно использовались и используются «Метеоры», но для них навигация начинается только в мае и прекращается уже в сентябре.

Полноценное серийное производство СВП в настоящее время налажено в компаниях «Нептун», «Аэроход», «АМФИТЕХ» и «Кристи-Ховеркрафт».

В Самаре на сезонных перевозках через Волгу СВП «Аэроход» вытеснили туполевские глиссеры-аэросани. Речники Сибири планируют начать эксплуаутацию СВП, но ждут появления модели, которую было бы экономически целесообразно эксплуатировать на пассажирских перевозках. Компания «Аэроход» выпустила уже около 1000 судов разной вместимости,часть из них поставлена на экспорт СССР обладал самым большим в мире флотом военных СВП. Суда данной разновидности эксплуатируются для перевозки пассажиров, МЧС, пограничной службой. Согласно статистическим данным, из всех имеющихся в России СВП 85% находятся в собственности государственных структур, которые не осуществляют их эксплуатацию с высокой интенсивностью.

Но каковы их перспективы в коммерческом сегменте?

По словам эксперта, инженера-двигателиста, сотрудника Самарского Национального Исследовательского Университета, Владимироа Герасимова, прошедшего службу на военном СВП «Мурена», на коротких маршрутах, в частности, на переправах через крупные реки, заливы и т.п., СВП по экономическим показателям могут конкурировать с вертолётами. Владимир Герасимов также отмечает, что интенсивная гражданская эксплуатация выявила множество проблем как с надёжностью отдельных узлов СВП, так и с вопросами ремонта и своевременного обеспечения запчастями , а в некоторых случаях выявились вопросы надёжности энергоустановки в целом. К сожалению, отечественные КБ в настоящее время эти проблемы не решают. Не были решены даже возникшие вопросы по модернизации КВП «Мурена» ( военного судна). По мнению Владимира Герасимова, внедрение СВП в повседневную практику гражданской эксплуатации - более сложный процесс, чем даже проектирование и изготовление СВП. Для решения этой задачи необходим отдельный, передовой эксплуатант с выбранной бездотационной трассой, чтобы по итогам эксплуатации убеждать в приобретении СВП. Владимир Герасимов также отметил проблемы с выбором силовой установки. В статье, опубликованной в журнале «Двигатель» (2016,№3) он обратил внимание, что энергозатраты движения на воздушной подушке росли быстрее успехов в газотурбостроении. Для амфибийных СВП был установлен наилучший диапазон скоростей в 75- 95 км/час. В процессе совершенствования конструкций СВП, благодаря непрерывной коммерческой эксплуатации с 1969 года на маршрутах до 50 км, удельная энерговооружённость снизилась со 120 до 100 л.с. до 35-50 л.с. на тонну водоизмещения. При этом пришлось снижать скорость до порогового уровня 55-65 км/час, ниже которого воздушный винт теряет свои преимущества движителя. Так обозначилась приоритетная зона скоростей СВП с дизелем, при которой вес дизельной энергоустановки с топливом становится сопоставим с весом ГТД с учётом веса топлива. Вопрос, что лучше, газовая турбина или дизель, остался неразрешённым. Владимир Герасимов также отметил, что одной из основных задач в деле создания силовой установки для СВП состоит в постройке надёжного редуктора (причина провала программы «Сормович» состояла именно в постоянных поломках этого агрегата).

Главный конструктор Крыловского Государственного научного центра Виктор Соколов отметил, что одной из главных проблем эффективной эксплуатации СВП состоит в поиске материалов для изготовления гибкого ограждения воздушной подушки. Именно применение гибкого ограждения гарантирует преодоление препятствий, в том числе и при движении надо льдом, который на ряде рек, особенно сибирских, может быть неровным. Гибкое ограждение быстро приходит в негодность и это стало одной из причин, по которой, например, было прекращено движение через Волгу по маршруту Нижний Новгород - Бор. После окончания каждого рабочего дня ремонтная бригада должна была латать пробоины, образовавшиеся на гибком ограждении. Между тем на сибирских реках, особенно на Лене, суда на воздушной подушке использовать предпочтительнее, чем суда на подводных крыльях, потому что последние не могут подойти к необорудованному берегу и по всему маршруту движения необходимо расставлять дебаркадеры, в которых СВП не нуждаются. Кроме того, проблемным аспектом остаётся силовая установка с необходимыми показателями по ресурсу и топливной эффективности. Такая же проблема существует и в сегменте СПК, которые в настоящее время оснащаются зарубежными двигателями, препятствием для поставки которых являются международные санкции.

Для успешного развития сегмента СВП, как и в авиационной промышленности, необходимо проводить исследования в области технологий и материалов, которые являются базой для постройки как самих судов, так и двигателей для них. Помимо этого необходимы исследования для поиска конструктивных решений, обеспечивающих оптимизацию веса и необходимые прочностные характеристики.

На хлеб с маслом заработал. Поисковой магнит

Меня вдохновило написать эту инструкцию, когда стоя на автобусной остановке, я увидел как два пенсионера, слегка бомжеватого вида, расталкивая всех, бросились к подъехавшей маршрутке. Один, подбежал

Устройство задержки выключения - 4

Устройство из серии «Два в одном» В большинстве случаев бытовые включатели освещения находятся внутри комнаты, гаража, кладовки или другого служебного помещения. Выходя наружу и выключив освещение,

Сборка плат ЛБП G400 0-30V 3А

Всем доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию свои варианты сборки плат довольно популярного линейного ЛБП описанного в чешском журнале «ELEKTROinzert» за 1996 год. Поскольку данный ЛБП

Трехтональный электронный звонок

Предлагается вариант изготовления трехтонального электронного квартирного звонка. Конструкция предельно проста в изготовлении, позволяет получить мелодичный сигнал о приходе гостя. Длительность

Сенсорный светильник с таймером - 2

Оригинальное сенсорное устройство, «ЛУЧШИЙ ПАРАМЕТР» которого зашифрован ребусом. Ток дежурного режима (после быстрого заряда конденсаторов) не превышает 0,000 мА . Сенсорный светильник с таймером

Простой сильноточный фильтр питания из хлама

Относительно сильноточный, речь идет о 5…10 А, П-фильтр для подавления выбросов в цепи питания, здесь, предназначен для экспериментов с высоковольтными (ВВ) преобразователями и индукционными

Простой высоковольтный источник питания на автомобильной катушке зажигания

Весьма простой источник высокого напряжения (ВВ) собран на индукционной катушке – автомобильной «бобине» от контактного зажигания. Мой источник выполнен в виде настольного макета и может быть

Монтаж в корпусе готовой ЭН мощностью 150Вт

Всем доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию свой вариант «упаковки» в корпус довольно популярной китайской электронной нагрузки мощностью 150Вт. Идея была повысить удобство эксплуатации

Светодиодный аварийный осветитель – 6

Светодиодный аварийный осветитель (далее просто САО6 ) является экономичным автономным фонарём, автоматически включающимся при нарушении сетевого (~230 В) освещения, отрабатывающим два цикла

Кемпинговый фонарь с лампой 60 вольт

В этот раз расскажу вам историю про одну кемпинговую лампу. История, которой началась не в таком уж далеком 2012 году, тогда я купил ее имениннику в магазине за 1000 рублей и подарил другу пчеловоду,

Подставка для паяльника со стабилизатором температуры

Много лет, как наверное почти все, пользовался подставочками под паяльники самого простецкого вида и способа изготовления. От простой коробочки карболитовой от велосипедной аптечки, до куска

Доработка «Кормушки-турника для синиц» (ДКТС) и Приоритетная кормушка-синицам-3 (ПКС-3)

ДКТС (Доработанная кормушка – турник для синиц) выполнена для увеличения количества одновременно принимаемых мелких птиц: синиц, поползней, воробьёв. В связи с увеличением плотности «застройки»

Контрольно-измерительный прибор

Речь идет об удобной коробочке для милливольтметра работающего с токоизмерительным шунтом - в блоке питания небольшого стационарного электролизера для получения гремучего газа. Конструирование

Светозвуковой сигнализатор - 2

«Задачка» для подрастающих изобретателей При ДТП некоторая часть пешеходов погибает не от столкновения с транспортным средством, а от инфаркта, испугавшись чрезмерно громкого сигнала автомобиля

Ремонт инструмента для ремонта солонки из дуба. Хотя нет, но да!

Попытка ремонта и восстановления основной платы фотоаппарата OLYMPUS S-3040

Циклонный пылеуловитель из колбы от системы фильтрации воды и 5-ти литровой банки

Арматурогиб из подшипников

Продолжения описания изготовления инкрустации и интарсии дубовой шкатулки. Часть вторая

Панно из спилов можжевельника.

Технический прогресс преображает наши улицы и дома, меняет стиль общения, регламентирует стиль поведения, и наполняет мир вокруг огромным количеством разнообразной электроники. Повсеместная популяризация интернета сделало невозможным отсутствие хотя бы одного компьютера в каждой семье. Со временем электронные схемы и целые приборы выходят из строя и становятся обычным хламом, не подлежащим ремонту и восстановлению. Но даже в этом случае можно извлечь пользу из вышедшей из строя техники, обогатив интерьер очередной поделкой. Наш раздел «Электроника своими руками» посвящен изготовлению самоделок, из неработающих бытовых приборов, а также созданию всевозможных электрических устройств с помощью подручных средств.

Мы расскажем о производстве мини-аккумулятора в домашних условиях, а также продемонстрируем, как можно сделать стол, вмонтировав в него жидкокристаллический экран от телевизора или монитора или произвести замену кассетной аудиосистемы в автомобиле на встроенный компьютер. На страницах нашей рубрики вы узнаете, как изготовить светодиодную подставку и украшения для новогоднего вечера с LED элементами внутри.

Большинство самоделок из данного раздела придутся по душе представителям сильной половины человечества. Любители покопаться в технике найдут для себя отдушину на страницах Самоделкина. Если вы разбираетесь в электронике на достаточном уровне, создание представленных на сайте шедевров не составит особого труда и поможет с пользой провести один из долгих зимних вечеров. Самое главное – запастись терпением и необходимыми комплектующими деталями. Процесс создания электронных и электрических приборов требует поддержания мер безопасности и осторожного обращения с электричеством. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не просто присутствовать рядом, но и активно принимать участие в создании любой поделки из данного раздела, которая заинтересовала ваших детей.

Если у вас есть собственные наработки в области создания различных электротехнических поделок, мы будем рады поделиться вашими подробными обзорами с нашими многочисленными посетителями. Присылайте свои варианты самоделок с применением электроники, детальные фотографии и видео инструкции, а мы незамедлительно опубликуем ваши идеи на просторах нашего портала.


Кордовая модель самолёта «ЯК-18П».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии советского самолёта «ЯК-18П» с двигателем МК-12В.

Резиномоторная модель «ША-61».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки модели планера с резиномотором.

«Северянка» - подводная лаборатория.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советской научно-исследовательской подводной лодки «Северянка».

Модель подводной лодки с резиновым двигателем.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели подводной лодки с резиномотором.

Модель парусной яхты.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать простейшую модель парусной яхты.

Микролитражный автомобиль «Юный сибиряк».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и фотографии самодельного легкового автомобиля с двигателем от мотоцикла «К-125».

Автомобиль, на котором ездил Ленин.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки легкового автомобиля «Роллс-Ройс» модель «Серебряный призрак».

Модель легкового автомобиля «ЗИЛ-110» с резиновым двигателем.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели советского легкового автомобиля высшего класса «ЗИЛ-110» с резиномотором.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1962, №3:

Морской богатырь.
Подробное описание, основные данные, модификации, чертежи и рисунки советского сухогрузного судна «Ленинский комсомол».

«Золотая рыбка».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки специальной лодки небольших размеров, которая предназначена для запуска самоходных моделей судов.

«Звёзды» на дорогах.
Подробный обзор самодельных гоночных автомобилей серии «Звезда».

Модельный двигатель «МД-2,5» «Москва».
В статье приведены подробное описание и технические данные микродвигателя «МД-2,5» «Москва».

Кордовая модель самолёта «Школьник».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели самолёта, предназначенной для постройки начинающими авиамоделистами.

Таймерные модели.
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления таймерной модели самолёта, сделанной из доступных материалов.

Участникам заочных соревнований.
Статья рассказывает о конструкциях трёх самолётов, которые легко моделировать на кордовых моделях.

Радиоуправляемая модель планера «Ласточка».
Подробное описание, чертежи, схемы и рисунки самодельной радиоуправляемой модели планера «Ласточка».

Модель ракеты с резиновым двигателем.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели ракеты с резиномотором.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №4:

«Пионер» из Тайнинки.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельного малогабаритного катера, который может двигаться с помощью велосипедного мотора, под парусом и на вёслах.

Крыльчатый движитель.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели буксира с оригинальным крыльчатым движителем.

Микроавтомобили курских школьников.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного детского микролитражного гоночного автомобиля с двигателем от серийных мотоциклов.

О том, как подушка колесо заменила.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению радиоуправляемой модели транспортного средства на «воздушной подушке».

Гоночная модель с двигателем «МД-5».
Для любителей автомоделизма представлена конструкция гоночной модели автомобиля, которая развивает скорость около 140 км/ч.

«Пчёлка».
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки советского лёгкого транспортного самолёта «АН-14» «Пчёлка».

Настольный станок для обработки радиопанелей и гравировки.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный настольный станок, который будет очень полезен для кружка технического творчества.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №5:

Шестиканальная аппаратура управления моделями.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной аппаратуры, предназначенной для радиоуправления различными моделями.

Модель одноступенчатой ракеты.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели одноступенчатой ракеты со стандартным пороховым двигателем.

Пороховой ракетный двигатель.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельного порохового двигателя для моделей ракет.

Радиоуправляемая модель вертолёта.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению радиоуправляемой модели вертолёта «Б-02».

PZL - 104 «Wilga».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки польского лёгкого учебно-тренировочного самолёта PZL - 104 «Wilga».

Модели - помощники конструктора.
Статья рассказывает о том, как создаются модели будущих автомобилей в конструкторском бюро автомобильного завода.

Корабль поднялся в воздух.
Подробный обзор, основные данные и рисунки отечественного экспериментального вездехода на «воздушной подушке» «Нева».

Как построить катамаран.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного катамарана, сделанного из доступных материалов.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №6:

Рекордная модель вертолёта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция рекордной модели вертолёта с поршневым двигателем «Харьков» рабочим объёмом 2,5 см3.

Кабина летчика.
Советы и рекомендации по самостоятельной постройке кабины лётчика на кордовых моделях-копиях самолётов.

«Муха» с фюзеляжем.
Чертежи, схемы и порядок сборки простейшей модели вертолёта с подвесным бумажным фюзеляжем.

Модель планера «Пионер-2».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки модели планера «Пионер-2», построенного по нормам спортивного класс моделей планеров «А-1».

Флагман ледокольного флота.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и фотографии советского атомного ледокола «Ленин».

Лодка из бумаги.
Подробный обзор процесса изготовления оригинальной лодки, которая сделана из бумаги с применением казеинового клея.

Модель одноосного тягача.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели одноосного тягача с электродвигателем типа «МУ-50».

«Юный сибиряк-62».
Технические характеристики и компоновка самодельного микролитражного грузовика с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».

Модель ТЭЦ с автоматическим управлением.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению модели тепловой электростанции.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №7:

«ЯК-12А».
Подробное описание, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского многоцелевого транспортного самолёта «ЯК-12А».

Микросамолёт «Ленинградец».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного микросамолёта с 4-х цилиндровым авиационным двигателем «Цюндапп».

Таймерная модель вертолёта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция таймерной модели вертолёта с двигателем «ВИЛО» объёмом 1,5 см3.

Конструкторы ЗИЛа – ребятам.
Технические характеристики и компоновка самодельного детского малолитражного автомобиля с двигателем от мотоколяски «С-3-А».

Автомобиль-самосвал «БелАЗ-540».
Подробный обзор, основные данные, чертежи, а так же цветные иллюстрации советского большегрузного самосвала «БелАЗ-540».

Модель сухогрузного судна.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели сухогрузного судна с резиномотором.

Управляемая звуком.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности оригинальной аппаратуры, предназначенной для управления различными моделями с помощью звука.

Конструктор по автоматике.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального модульного радиоконструктора.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №8:

Катера управляются по радио.
Для любителей судомоделизма представлена радиоуправляемая конструкция модели катера «Утёнок».

Как построить передатчик «РУМ-1».
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности передатчика шестиканальной аппаратуры управления моделями «РУМ-1».

На «воздушной подушке».
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления модели транспортного средства на «воздушной подушке».

Моторная лодка «Юность».
Технические характеристики и компоновка самодельной моторной лодки, предназначенной для туристических походов, а так же участия в спортивных соревнованиях.

Электролина «Светлана».
Принципиальная схема и принцип работы самодельного клавишного электронного музыкального инструмента.

Птицелёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция несложной модели птицелёта, сделанной из доступных материалов.

Модель «СБ» .
Подробные чертежи и схемы для самостоятельного изготовления кордовой модели-копии советского скоростного фронтового бомбардировщика АНТ-40 (СБ).

«Воробей».
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать резиномоторную модель самолёта «Воробей».

Полумакет «МАЗ-200».
Для любителей автомоделизма представлена конструкция полумакета советского грузового автомобиля «МАЗ-200».


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №9:

Радиоуправляемая модель корабля.
В статье представлен полный проект радиоуправляемой модели корабля, которую можно использовать для соревнований на дистанциях фигурного курса, прокалывания шаров и «морского боя».

Модель катера-ракетоносца.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция простейшей модели катера-ракетоносца с резиномотором.

Звонок-автомат.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности электронного автомата, предназначенного для автоматизации подачи школьных звонков.

Электрополотенце – автомат.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального электронного устройства, предназначенного для сушки мокрых рук в автоматическом режиме.

Кран с программным управлением.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению действующей модели башенного подъёмного крана с программным управлением.

Байдарка-катамаран.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного катамарана, сделанного из доступных материалов.

Летающее крыло.
В статье представлены различные конструкции моделей самолётов и планеров типа «летающее крыло».

Резиномоторная модель.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция резиномоторной модели самолёта, которая выполнена из отечественных материалов.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №10:

Самолёты «летающее крыло».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советских самолётов «ХАИ-3» и «БОК-5», которые выполнены по схеме «летающее крыло».

«Летающее крыло» на корде.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция учебно-тренировочной скоростной кордовой модели самолёта асимметричной схемы.

Бесхвостки из Серпухова.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать модель планера «летающее крыло», которое имеет двухлонжеронное крыло с отъёмными стреловидными консолями.

Толькокрыл с программным управлением.
В статье подробно описана конструкция модели самолёта типа «летающее крыло», которое имеет программное управление, сделанное из часового механизма от маленького будильника.

Двухмоторная модель вертолёта.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной двухмоторной модели вертолёта с двигателями «МК-13В» объёмом 2,5 м3.

1-й АМО.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию первого советского серийного грузового автомобиля «АМО-Ф-15».

Моторная лодка «Мир».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельной моторной лодки с подвесным лодочным мотором мощностью не менее 6 л. с.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №11:

Снежный мотороллер.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного малогабаритного лыжно-гусеничного снегохода с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».

Голубые зовут дороги.
В статье представлены подробные материалы, предназначенные для изучения теории по основам парусного дела, а так же даны теоретические и практические советы и рекомендации по постройке, управлению, а так же техническому обслуживанию различных типов яхт.

Учебно-тренировочный швертбот.
Подробное описание, чертежи, схемы, а так же конструктивные особенности самодельного учебно-тренировочного швертбота.

Мотопланер.
Автор статьи делится опытом по самостоятельной модернизации двухместного планера «Пионер» в мотопланер, используя двигатель от серийного мотоцикла мощностью 30-40 л. с.

На реактивных двигателях.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта «L-29» с самодельным реактивным двигателем.

«Дельфин».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки чехословацкого двухместного учебно-тренировочного самолёта «L-29 Дельфин».

Радиоуправляемая модель корабля.
Продолжение статьи опубликованной в «ЮМ-К» №9 и №10.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №12:

Как построить катамаран.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного катамарана «Отдых», на котором могут быть установлены двигатели от серийных мотоциклов или автомобиля «Запорожец».

Здравствуй, «Малыш».
В статье описан процесс изготовления самодельного микросамолёта «Малыш», даны его технические характеристики, а так же приведены чертежи для изготовления кордовой модели этого самолёта.

Пассажирский турбовинтовой.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского турбовинтового среднемагистрального пассажирского самолёта «АН-10А».

Кордовая «АН-10А».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта «АН-10А», на которой установлено четыре двигателя «ВИЛО» (ГДР).

Радиоуправляемая модель корабля.
Окончание статьи опубликованной в «ЮМ-К» №9, №10 и №11.

Симфония цвета.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной цветомузыкальной установки собранной на радиолампах.


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №13:

Таймерные модели вертолётов.
Для любителей авиамоделизма представлены конструкции таймерных моделей вертолётов «Харьков-1», «Ленинград» и «Москва-2».

Комнатные модели.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению двух комнатных моделей самолётов: одна – простейшая, вторая – более сложная, рекордная.

Модель самолёта с электродвигателем.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального миниатюрного кордового самолёта, предназначенного для запуска в закрытых помещениях.

Парусные суда и их модели.
В статье приведены советы и рекомендации по постройке моделей парусных судов.

Быстроходные водные велосипеды.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельных быстроходных велосипедов, сделанных из доступных материалов.

Радиоуправляемый скутер.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели скутера с двигателем мощностью 0,2-0,3 л. с.

Разборный катер «Спутник».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного трёхместного сборно-разборного катера с водяным движителем, сделанным на основе велосипедного двигателя.

Настольный сверлильный станок.
Особенности конструкции и процесс сборки самодельного малогабаритного сверлильного станка.

Лыжи-поплавки разработаны в двух вариантах: разборном и неразборном, монолитном. Первый более удобен в хранении, однако он несколько тяжелее и сложнее в изготовлении. Технологически оба довольно близки друг к другу.

Неразборный вариант лыжи склеивается из кусков пенопласта произвольных размеров. Снизу к корпусу крепятся две полихлорвиниловые (либо дюралюминиевые) трубы диаметром 70 мм, выполняющие роль продольных связей. Снаружи корпус оклеивается сначала бумагой, а затем тонким слоем стеклоткани. Бумага служит для того, чтобы в поры пенопласта впитывалось как можно меньше эпоксидной смолы, иначе лыжа получится перетяжеленной. Посередине в теле лыжи устраивается специальное гнездо под резиновый сапог. Общий объем каждой лыжи составляет примерно 85 дм 3 , что при собственной массе 5 кг позволяет обеспечить теоретическую грузоподъемность 80 кг.

Во втором варианте - разборном - лыжи состоят из трех секций. Две из них - носовая и кормовая - пенопластовые, изготавливаются аналогично лыжам-монолитам. Средняя секция представляет собой герметичную коробку из фанеры, внутри которой на специальной подставке помещен резиновый сапог. Снизу к каждой секции крепятся отрезки полихлорвиниловых или дюралюминиевых труб, причем средние трубы имеют несколько меньший диаметр и телескопически вставляются в крайние. Сверху на корпусе предусмотрены специальные замки-застежки, скрепляющие все три секции. Объем этого варианта лыжи-поплавка равен 95 дм 3 , масса - около 8 кг, грузоподъемность - примерно 87 кг.

В комплект входят два типа лыжных палок. Наиболее простые - обычные пенопластовые поплавки с лопастями на черенках длиной примерно 1,3 м. Однако более эффективны палки с опорами в виде «парашютов» - раскрывающихся конусов из полиэтиленовой пленки или клеенки, где каждый конус опирается на три проволочные спицы длиной по 230 мм.

Чтобы уменьшить отдачу при движении, лыжи можно оснастить дополнительными откидными лопастями-клапанами.

И последнее. При изготовлении лыж-поплавков надо помнить о необходимом условии безопасности: устанавливаемые в гнезда для ног резиновые сапоги должны быть достаточно большого размера, чтобы при падении в воду ногу можно было без труда освободить.

Что напоминает сейчас на Керженце о долбленых лодках- ботниках ?

С приходом весны на реку Керженец выходит множество лодок – надув­ных, пластиковых, дюралевых, изредка встречаются длинные и изящные деревянные суда с острым носом. При взгляде на них в голове возникают ассоциации с Дедом Мазаем и его зайцами. В общем, ретро. И одно из исчезающих народных ремесел, которыми когда-то славились кержацкие деревни.

Долбленые лодки относятся к древнейшим водным транспортным средствам . Местное название таких лодок – ботник. Название «ботник» произошло от глагола «ботать», то есть стучать по воде, загонять рыбу.

Несмотря на то, что технология изготовления ботника сложна и трудоемка, их производство исстари являлось распространенным занятием на Керженце и его притоках. Это очень легкие быстроходные судна. Они легко управляются шестом, кормовым веслом, свободно могут перетаскиваться одним человеком с речки на речку или с озера на озеро. Охота и рыболовство здесь являлись дополнительными к сельскохозяйственным занятиям промыслами, а долбленая лодка была необходима для них. Она позволяла бесшумно передвигаться по воде, была легка и маневренна на ходу. Течение Керженца изобилует мелями, поэтому крупные, широко распространенные на больших реках дощатые лодки для этих мест не пригодны. Нередко одна семья изготавливала несколько таких ботников, оставляя их в излюбленных местах охоты и рыболовства.

В деревне Аристово Семеновского района живет мастер, изготавливающий дереянные лодки-ботники. Фамилия у него очень звучная для этих мест- Напылов! Заволжский писатель- сказочник Сергей Васильевич Афоньшин писал, что все Напыловы, родом с Хахальской стороны, имеют одного первопредка — героя сказа «Напылко-нетужилко» смышленого, ловкого на любое благое дело, неунывающего мастера, который когда - то всех чухломских плотников, задействованных Петром на строительстве Петербурга, научил лапти плести. Да и сам с чужбины полезный опыт для своей родной земли принес: научил земляков рыболовные сети плести и масло из сливок взбивать.

Наш сегодняшний герой Михаил Сергеевич Напылов «на чужбине не жил», как говорится в пословице «где родился, там и пригодился».

Родился Михаил Сергеевич Напылов в д. Аристово в 1947 году. Первый класс закончил в Хахальской основной школе. В середине пятидесятых годов в д. Аристово построили школу. Учебу Михаил Напылов продолжил в родной деревне. В памяти Михаила Сергеевича остались яркие воспоминания о том, как добирались до школы ученики и учитель весной, во время разлива р. Ухтыш: ставили временные переходы «козелки», а когда их не было — переплывали на ботниках. Если было нужно добраться до с.Хахалы, опять ботник служил основным транспортным средством. «В наших краях тогда без ботника никуда, - вспоминает Михаил Сергеевич. - В каждом доме жил рыбак. В военные и послевоенные годы охота и рыбалка были не просто увлечением, а источником пропитания. Рыбу заготавливали впрок. Старательно вычищали внутренности и сушили в печи на противнях. Высушенную рыбу хранили в холщовых мешках на печи».

Во все времена керженские леса служили природной кладовой для местных жителей. Охота, рыбная ловля, собирательство ягод и грибов стали образом жизни для многих поколений кержаков. Михаил Напылов начал осваивать тонкости охотничьего и рыбацкого промыслов с отроческих лет. « Все идет от родителей. В 10 лет отец дал ружье , а дальше жизнь сама всему научила»- рассказывает Михаил Сергеевич. Дед Михаила Напылова Яков был бортником-собирателем меда диких пчел. Он погиб незадолго до рождения внука: упал с высокой сосны, собирая мед с «дикой» борти.

Отец Михаила Напылова Сергей Яковлевич работал завхозом в колхозе «Красный Керженец». Здесь действовала многопрофильная система. Помимо аграрного и животноводческих хозяйств, колхоз поддерживал развитие подсобных промыслов. Летом колхозники заготавливали лыко, из которого зимой делали щетки и кисточки. Леспромхоз занимался лесозаготовками и сплавом. Для сплавщиков, егерей ботники являлись незаменимым транспортным средством. Спрос на них был велик. Сергей Яковлевич зимой делал ботники для сплавной конторы, для себя и для продажи частным лицам.

В керженских деревнях , вплоть до 1970-х годов это было обычное дело – умелые мужики сами строили себе водный транспорт для рыбалки и охоты. А кто не так рукаст или более ленив – заказывали их у мастеров. Михаил Напылов помогал отцу в работе, а затем тоже решил заняться постройкой лодок- ботников.

К 1960-м годам в Керженском леспромхозе лесопилки и доски уже не были редкостью, а полиэтничная среда в колхозах предполагала универсальный подход к промыслу и быстрое заимствование приемов работы. На основе новых технологий и инструментов , материалов эволюционировало само производство лодок- плоскодонок. То, что раньше отнимало недели ручного труда, бензо- или электроинструментом делалось за день. Возможно, именно этот фактор является ведущим для объяснения случившегося вытеснения ботника дощатой плоскодонной лодкой в семидесятые годы прошлого века. По основной специальности Михаил Сергеевич техник-технолог столярных изделий. Большую часть жизни работал на семеновском арматурном заводе. После выхода на пенсию вернулся в родную деревню Аристово. Деревенская жизнь для Михаила Сергеевича с годами становилась все ценнее. Очень быстро наладил быт, обзавелся хозяйством, развел пасеку, а главное, возродил родовое ремесло, которым занимались дед и отец- изготовление ботников. Постепенно возник спрос.

«У каждого мастера свой почерк, – рассказывает Михаил Сергеевич. – Тут и предпочтения, и особенности реки». «Обычно свои ботники я делаю длиной 5 метров, чтобы соблюсти стандарты, правильные пропорции, – продолжает рассказ Михаил Сергеевич. – Редко – другие: например, 4,5 метра, чтоб в разлив по лесу удобно было лавировать. Чтобы самостоятельно сделать ботник, надо чувствовать, видеть заранее весь процесс. Уже когда наружную обработку делаешь, надо представить, как этот ботник будет разводиться, где нагрузки будут создаваться у него, чтобы не порвало.
Раньше, когда сам начинал делать, ещё отец был живой – где-то поглядит, поправит, подскажет. Так помаленьку сладилось. Опыт нужен, нужно время».

Изготовление такой лодки — процесс трудоемкий, выверенный до мелочей, до тонкостей. Это очень длительный процесс, передающийся из поколения в поколение. Для ботника подходит только осина, да и то не всякая. Зимой, когда деревья спят и соки в них не бродят, мастера ходят по лесу и выбирают, обнимая-обмеряя стволы, какой рубить: если обхватить не удается, годится.
У срубленной осины убирают сучья и кору, «прорисовывают» контуры будущей лодки и вбивают в ее тело «сторожки» — более пятисот деревянных гвоздиков, длиной около одного сантиметра, ровно по толщине оболочки — по ним и ориентируются, выдалбливая сердцевину. Хранят её в лесу, под еловыми ветками и под снегом, она равномерно пропитывается влагой и равномерно высыхает, а потом, там же, в лесу, в определенное время, её обжигают – «разводят» - на огне, на костре. Весной в конце апреля разводят специальный костер, на котором будущую лодку обжигают, Во время плавного равномерного обжига заготовка делается податливой, как тесто, в это время аккуратно ставятся рябиновые распорки. Так ботник постепенно разводится, раскрывается. Готовая лодка-ботник выходит, выплывает из леса в половодье – на ней легко можно плавать между деревьями.

Нужны в работе не только разные породы деревьев – осина, крушина, рябина … но и мастерство, сокровенные знания, передаваемые от отцов и дедов. Сейчас осталось очень мало мастеров, кому это под силу, кто это знает и умеет. Уходит умение заволжского промысловика «ходить по воде аки по суху».

Читайте также: