Положение о совете главных конструкторов роскосмос

Обновлено: 03.05.2024

от 25 марта 2005 года N 11

С целью повышения эффективности оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, формирования государственных информационных ресурсов на федеральном и региональном уровне, а также в соответствии с п.6.3 Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 319,

1. Утвердить Положение о Совете главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации (приложение).

2. Возложить функции ответственного секретаря Совета на начальника Административного управления О.Ф.Эскина.

3. Административному управлению (Эскин) в 2-х месячный срок представить на утверждение персональный состав Совета.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение N 1
к приказу
Федерального агентства
по информационным технологиям
от 25 марта 2005 года N 11

ПОЛОЖЕНИЕ
о Совете главных конструкторов информатизации регионов
Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Совет главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации (далее по тексту - Совет) создается Федеральным агентством по информационным технологиям (далее - Росинформтехнологии) в соответствии со ст.6.3 Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 319.

1.2. Совет является коллегиальным совещательным органом при Федеральном агентстве по информационным технологиям.

1.3. Совет в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации.

1.4. В основу деятельности Совета положено коллегиальное рассмотрение вопросов, имеющих значение для заказчиков, разработчиков и пользователей информационных систем, ресурсов и технологий, используемых в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

1.5. Председателем Совета является Руководитель Росинформтехнологии.

1.6. Состав Совета определяется по согласованию с регионами и утверждается приказом Руководителя Росинформтехнологии.

II. Цель и задачи Совета

2.1. Совет создается с целью подготовки предложений в части оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним.

2.2. Основными задачами Совета являются:

- подготовка предложений по распространению передового опыта создания информационных систем, формирования информационных ресурсов и применения информационных технологий в регионах страны;

- подготовка предложений по определению основных направлений информатизации регионов, обеспечивающих эффективную информационную поддержку решения первоочередных задач социально-экономического развития территорий;

- подготовка предложений по организации мониторинга процессов региональной информатизации, рассмотрение и анализ результатов мониторинга информатизации регионов, выработка предложений по дальнейшему развитию процессов информатизации, по разработке механизмов и условий выравнивания уровня информатизации регионов, по обеспечению эффективной государственной поддержки развития региональной информатизации;

- подготовка предложений по организации экспертизы научных, технических и системных решений, применяемых при создании информационных систем, на основе оценки их научно-технического уровня и соответствия международным и национальным стандартам;

- подготовка предложений по организации экспертизы результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по основным проблемам региональной информатизации;

- рассмотрение предложений по вопросам совершенствования технологий информационного обмена;

- рассмотрение предложений по повышению уровня обеспечения информационной безопасности и защиты региональных информационных систем, ресурсов и технологий;

- подготовка предложений и рекомендаций по организации учета и регистрации государственных информационных ресурсов и систем;

- формирование предложений по включению первоочередных мероприятий информатизации регионов в федеральные и региональные программы;

- подготовка рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств и материально-технических ресурсов, направляемых на развитие региональной информатизации.

III. Права и обязанности Совета

3. Совет в целях выполнения возложенных на него задач:

- взаимодействует по актуальным проблемам региональной информатизации с органами исполнительной власти регионов, с Мининформсвязи России, другими органами исполнительной власти, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере информационных технологий;

- запрашивает информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

- привлекает экспертов из числа ведущих ученых и специалистов по вопросам, относящимся к компетенции Совета.

IV. Порядок работы Совета

4.1. Совет состоит из Председателя Совета, двух заместителей Председателя Совета, ответственного секретаря Совета, Президиума и членов Совета.

4.2. Председателем Совета является Руководитель Росинформтехнологии.

- осуществляет общее руководство работой Совета;

- издает распоряжения по вопросам деятельности Совета;

- утверждает план работы Совета;

- назначает и освобождает от обязанностей заместителей Председателя Совета, утверждает состав Президиума Совета.

4.3. Заместители Председателя Совета назначаются из числа членов Президиума.

4.4. Заместители Председателя Совета назначаются и освобождаются от обязанностей приказом Председателя Совета.

4.5. Ответственный секретарь Совета назначается по представлению Председателя Совета.

Ответственный секретарь Совета:

- организует текущую деятельность Совета;

- готовит и согласовывает с Председателем Совета план работы Совета, а также время, место и повестку дня заседания Совета или Президиума Совета;

- принимает от членов Совета обращения, рекомендации и предложения относительно текущей и планируемой работы Совета с целью рассмотрения и доклада Председателю Совета.

4.6. Состав Совета определяется по представлениям руководства регионов и утверждается приказом Руководителя Росинформтехнологии.

4.7. Совет собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

4.8. Заседания Совета считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов Совета.

4.9. Члены Совета:

- избирают из своего состава Президиум (простым большинством голосов);

- вносят ответственному секретарю Совета предложения по плану работы Совета, повестке дня его заседаний.

4.10. Президиум является постоянно действующим органом.

4.11. Председателем Президиума является Руководитель Росинформтехнологии.

4.12. Президиум работает по планам, утвержденным Председателем.

4.13. Состав Президиума Совета утверждается приказом Председателя из числа избранных Советом членов Совета на ротационной основе.

4.14. В состав Президиума входят 12 членов Совета, из числа которых члены Совета ежегодно переизбирают 1/3.

4.15. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости или по решению Председателя, в том числе в интерактивном режиме.

4.16. Заседания Президиума считаются правомочными, если на них участвуют не менее половины членов Президиума.

4.17. По рассматриваемым вопросам Президиум принимает решения в форме предложений и рекомендаций в рамках своей компетенции.

4.18. Предложения и рекомендации Президиума направляются членам Совета, главным конструкторам информатизации регионов, соответствующим службам администраций регионов, Росинформтехнологии, другим заинтересованным лицам в электронном виде не позднее одного месяца после проведения заседания.

4.19. Организационно-техническое обеспечение работы Совета и делопроизводство осуществляет федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации".

4.20. Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт "Восход" обеспечивает электронную цифровую подпись Руководителя для работы Президиума Совета.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 944 "О генеральных конструкторах по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1996 г. N 1002 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст. 4239).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258)

С изменениями и дополнениями от:

22 апреля 2009 г.

1. Генеральный конструктор по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники (далее - генеральный конструктор) является научно-техническим руководителем работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых систем и комплексов вооружения и военной техники (в том числе ракетно-космической и специальной техники), определяющих боевой потенциал видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - вооружение и военная техника), а в исключительных случаях - работ по созданию уникальных компонентов указанных систем и комплексов.

В своей деятельности генеральный конструктор руководствуется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, настоящим Положением, а также решениями Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 344 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения

2. Перечень важнейших направлений работ по созданию вооружения и военной техники, реализуемых под руководством генерального конструктора, утверждается Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, согласованному с Федеральным космическим агентством и другими федеральными органами исполнительной власти, а также с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", осуществляющими функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в оборонно-промышленном комплексе в части, отнесенной к сфере их ведения, каждые 5 лет одновременно с рассмотрением проекта государственной программы вооружения на новый программный период.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 344 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. В качестве кандидатуры для осуществления полномочий генерального конструктора рекомендуется рассматривать высококвалифицированных специалистов, имеющих конкретные достижения в области создания вооружения и военной техники, опыт работы по выполнению заданий государственного оборонного заказа, ученую степень, а также опыт координации деятельности организаций, участвующих в совместном выполнении работ.

Предложение по указанной кандидатуре по представлению организации оборонно-промышленного комплекса, которая государственным заказчиком вооружения и военной техники определена головной организацией по соответствующему виду вооружения и военной техники (далее - головная организация), вносится федеральным органом исполнительной власти (либо Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"), в ведении которого находится или вопросами установленной сферы деятельности которого занимается головная организация, и указанным государственным заказчиком по согласованию с Федеральной службой по оборонному заказу в Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации.

После принятия Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации решения о назначении генеральный конструктор может быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначен на соответствующую должность в головной организации.

Генеральным конструктором может быть назначено лицо, являющееся руководителем (генеральным директором, директором и т.п.) головной организации или заместителем руководителя головной организации.

Генеральный конструктор выполняет свои обязанности, осуществляет свои права и несет ответственность в соответствии с настоящим Положением и трудовым договором, заключенным с ним в установленном порядке.

Полномочия, порядок взаимодействия с руководителем головной организации, функции и условия оплаты труда генерального конструктора определяются уставом головной организации, другими ее внутренними документами и трудовым договором.

Решение о прекращении полномочий генерального конструктора принимает Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации.

Освобождение генерального конструктора от должности осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Генеральному конструктору непосредственно подчиняются структурные подразделения головной организации, работающие по порученной ему тематике на всех стадиях создания и использования образцов техники (в том числе научно-технические и опытно-конструкторские подразделения, опытное производство, испытательная и экспериментальная базы). Перечень таких подразделений по представлению генерального конструктора определяется головной организацией.

5. Генеральный конструктор в рамках своих обязанностей:

а) осуществляет научно-техническое руководство созданием вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям на всех стадиях проектных, макетных, экспериментальных и доводочных работ, проведением стендовых, натурных и эксплуатационных испытаний;

б) осуществляет научно-техническое сопровождение работ, выполняемых соответствующими подразделениями организаций-соисполнителей, участвующих в создании вооружения и военной техники, по закрепленным за ним направлениям;

в) участвует в работе комиссий по проведению государственных и межведомственных сертификационных испытаний, а также комиссий (экспертных и других) по подготовке соответствующих комплексных целевых программ и проекта государственной программы вооружения;

г) организует в установленном порядке передачу заинтересованным организациям результатов научно-технических и конструкторско-технологических разработок, выполненных под его руководством;

д) участвует в управлении финансовыми ресурсами, выделяемыми государственными заказчиками на реализацию работ по созданию вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям, а также в осуществлении контроля за целевым расходованием этих ресурсов;

е) согласовывает тактико-технические (технические) задания и проекты контрактов (договоров) на выполнение соответствующих работ, а также акты о выполнении работ по заключенным договорам;

ж) согласовывает планы опытного и серийного производства разработанных вооружения и военной техники;

з) осуществляет авторский надзор за ходом освоения производства разработанных под его руководством образцов вооружения и военной техники, за качеством их изготовления и эксплуатацией и вносит предложения для принятия мер к устранению недостатков;

и) согласовывает объемы и направления расходования бюджетных средств на приобретение оборудования, приборов и материалов, реконструкцию и техническое перевооружение, использование и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, необходимых для создания вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям;

к) согласовывает корректировки объемов и сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в случае изменения условий финансирования государственного оборонного заказа;

л) согласовывает мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности вооружения и военной техники, разработанных под его руководством;

м) согласовывает продление ресурса и сроков службы вооружения и военной техники, разработанных под его руководством;

н) согласовывает в установленном порядке приказы о назначении на должности главных конструкторов по закрепленным за ним направлениям в головной организации и дает рекомендации по кандидатурам для назначения на эти должности в организациях-соисполнителях;

о) создает и возглавляет советы главных конструкторов в целях координации работ по закрепленным за ним направлениям.

6. Генеральный конструктор несет ответственность за:

а) формирование и проведение единой научно-технической и промышленной политики по закрепленным за ним направлениям;

б) координацию работ по закрепленным за ним направлениям, проводимых в рамках государственной программы вооружения, и их увязку с технологическими работами, проводимыми в рамках федеральных целевых программ и комплексных целевых программ в соответствии с установленным порядком;

в) обеспечение заданных тактико-технических, технико-экономических, технологических и эксплуатационных показателей и конкурентоспособности создаваемых под его руководством вооружения и военной техники;

г) своевременность выдачи технического задания организациям-соисполнителям;

д) строгое соблюдение установленных сроков выполнения работ на всех этапах создания вооружения и военной техники;

е) достижение прогрессивных показателей проектной трудоемкости в целях соответствия стоимости создания вооружения и военной техники заданным показателям;

ж) создание и отработку образца вооружения и военной техники как комплексной единицы, комплексирование всех систем и устройств, входящих в состав образца, на всех этапах разработки и испытаний;

з) формирование рациональной кооперации организаций-соисполнителей и координацию выполняемых ими работ по созданию соответствующих вооружения и военной техники;

и) выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ по закрепленным за ним направлениям;

к) разработку предложений по совершенствованию и повышению конструкторского и технологического уровня производства и экспериментальной базы по закрепленным за ним направлениям.

7. Генеральный конструктор может в установленном порядке включаться в состав научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Утверждено новое Положение о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники.

Положение определяет правовой статус генерального конструктора, направления его работы, порядок назначения и освобождения его от должности.

Генеральный конструктор является научно-техническим руководителем работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых систем и комплексов вооружения и военной техники (в том числе ракетно-космической и специальной техники), определяющих боевой потенциал видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а в исключительных случаях - работ по созданию уникальных компонентов указанных систем и комплексов.

Предложение по указанной кандидатуре по представлению организации оборонно-промышленного комплекса, которая государственным заказчиком вооружения и военной техники определена головной организацией по соответствующему виду вооружения и военной техники, вносится федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится или вопросами установленной сферы деятельности которого занимается головная организация, и указанным государственным заказчиком по согласованию с Федеральной службой по оборонному заказу в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ. Генеральным конструктором может быть назначено лицо, являющееся руководителем головной организации или заместителем руководителя головной организации.

Перечень важнейших направлений работ по созданию вооружения и военной техники, реализуемых под руководством генерального конструктора, утверждается Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ каждые 5 лет одновременно с рассмотрением проекта государственной программы вооружения на новый программный период.

Постановление Правительства РФ от 24 августа 1996 г. N 1002 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2007 г. N 19 ст. 2359

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2016 г. N 986 настоящее постановление признано утратившим силу

В целях совершенствования общественного контроля за деятельностью Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" приказываю:

Положение об Общественном совете Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (приложение N 1);

состав Общественного совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (приложение N 2).

2. Установить срок полномочий состава Общественного совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Общественный совет), утвержденного настоящим приказом, с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

3. Внести в приказ Госкорпорации "Роскосмос" от 17 мая 2016 г. N 66 "Об Общественном совете при Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" следующие изменения:

а) в названии и пункте 1 слово "при" исключить;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Директору Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и работе с регионами обеспечить координацию взаимодействия Общественного совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" со структурными подразделениями и должностными лицами Госкорпорации "Роскосмос", а также организациями Госкорпорации "Роскосмос".

4. Признать утратившими силу следующие приказы Госкорпорации "Роскосмос":

от 14 ноября 2018 г. N 345 "О внесении изменений в положение об Общественном совете при Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и утверждении состава Общественного совета при Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";

от 2 августа 2019 г. N 242 "О внесении изменений в состав Общественного совета при Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", утвержденный приказом Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 14 ноября 2018 г. N 345";

от 15 ноября 2019 г. N 381 "О внесении изменений в состав Общественного совета при Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя генерального директора Госкорпорации "Роскосмос".

6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 г.

к приказу Государственной

корпорации по космической

от 27 декабря 2019 г. N 458

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и деятельности Общественного совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Общественный совет, Корпорация соответственно).

Общественный совет является постоянно действующим совещательно-консультативным органом Корпорации.

2. Общественный совет призван обеспечить соблюдение общественно значимых интересов при осуществлении Корпорацией функций и полномочий в установленной сфере деятельности, определенных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

3. Общественный совет осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовых актов Корпорации, а также в соответствии с настоящим Положением.

4. Деятельность Общественного совета осуществляется на принципах открытости и гласности, самостоятельности его членов при формировании позиции и принятии решений в рамках компетенции, определяемой настоящим Положением.

5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Общественного совета осуществляет Корпорация (Департамент по взаимодействию с органами государственной власти и работе с регионами).

6. Решения Общественного совета носят рекомендательный характер.

II. Задачи Общественного совета

7. Основными задачами Общественного совета являются:

обеспечение взаимодействия Корпорации с гражданами, общественными объединениями и международными организациями по вопросам исследования, освоения и использования космического пространства в мирных целях;

выдвижение и обсуждение общественных инициатив, связанных с деятельностью Корпорации и космической деятельностью Российской Федерации;

участие в информировании граждан о деятельности Корпорации через средства массовой информации и посредством публичного обсуждения на мероприятиях, организованных Общественным советом;

проведение общественной экспертизы отдельных проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности Корпорации;

организация эффективного взаимодействия между Корпорацией, гражданами, общественными объединениями, профессиональными ассоциациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью выработки рекомендаций для принятия решений по вопросам развития ракетно-космической промышленности;

участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и иных организаций по наиболее актуальным вопросам развития ракетно-космической промышленности;

изучение и обобщение мирового опыта решения экологических, природоохранных и социальных вопросов, возникающих в связи с осуществлением космической деятельности;

изучение опыта и лучших практик обеспечения общественной поддержки развития ракетно-космической промышленности;

популяризация космической деятельности Российской Федерации.

8. Общественный совет для выполнения поставленных перед ним задач имеет право:

запрашивать и получать в порядке и с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законодательством, информацию о деятельности Корпорации;

подготавливать предложения руководству Корпорации по совершенствованию нормативно-правового регулирования в области космической деятельности;

приглашать на заседания Общественного совета руководителей структурных подразделений и должностных лиц Корпорации, руководителей организаций Корпорации, а также представителей общественных объединений и иных организаций;

создавать для решения вопросов, отнесенных к компетенции Общественного совета, постоянно действующие комиссии и рабочие группы, а также принимать решения о прекращении их деятельности.

III. Порядок формирования Общественного совета

9. Общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности представителей общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, научных и образовательных организаций, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, средств массовой информации, а также негосударственных некоммерческих организаций.

В состав Общественного совета также могут включаться:

граждане, внесшие значительный вклад в развитие отечественной ракетно-космической промышленности и в организацию космической деятельности;

граждане, участвующие в реализации научно-технических проектов в области космической деятельности, занимающиеся популяризацией исследований космического пространства;

независимые эксперты в области космической деятельности;

работники организаций Корпорации и организаций ракетно-космической промышленности;

10. Членами Общественного совета не могут быть лица:

не имеющие гражданства Российской Федерации;

не достигшие 18 лет;

признанные недееспособными на основании решения суда;

имеющие непогашенную или неснятую судимость.

11. Срок полномочий состава Общественного совета составляет один календарный год.

12. Персональный состав Общественного совета утверждается приказом Корпорации и устанавливается в количестве не менее 30 человек.

13. Председатель Общественного совета и его заместитель, являющийся работником Корпорации, определяются решением генерального директора Корпорации одновременно с утверждением состава Общественного совета.

14. Полномочия члена Общественного совета прекращаются досрочно в случаях:

подачи им заявления о выходе из состава Общественного совета;

вступления в законную силу вынесенного в отношении него обвинительного приговора суда;

отсутствия на заседаниях Общественного совета более двух раз подряд без уважительных причин.

15. Внесение изменений в состав Общественного совета в период действия его полномочий осуществляется посредством внесения изменений в соответствующий приказ Корпорации.

Основанием для внесения изменений в состав Общественного совета в период действия его полномочий является решение генерального директора Корпорации о включении в его состав нового члена или прекращение полномочий члена Общественного совета в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения.

16. Члены Общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах и на безвозмездной основе.

IV. Порядок деятельности Общественного совета

17. Общественный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы на год, согласованным с генеральным директором Корпорации и утвержденным председателем Общественного совета.

18. Основной формой деятельности Общественного совета являются заседания, которые проводятся не реже четырех раз в год в соответствии с планом работы Общественного совета. По решению председателя Общественного совета может быть созвано и проведено внеочередное заседание.

19. Вопросы, выносимые на заседание Общественного совета, определяются повесткой заседания.

Проект повестки очередного заседания Общественного совета формируется на основе плана работы Общественного совета с учетом предложений членов Общественного совета.

Повестка очередного заседания утверждается председателем Общественного совета не позднее чем за 15 календарных дней до даты проведения заседания.

20. Приглашение на заседание Общественного совета членов Общественного совета осуществляется в письменном виде председателем Общественного совета либо заместителем председателя Общественного совета не позднее чем за 7 календарных дней до даты проведения заседания.

21. Заседание Общественного совета считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Общественного совета от общего числа членов Общественного совета.

Решения Общественного совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Общественного совета, присутствующих на заседании, путем открытого голосования. При равенстве голосов председатель Общественного совета имеет право решающего голоса.

22. Заместитель председателя Общественного совета обеспечивает публикацию на официальном сайте Корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Общественный совет" информацию о результатах заседаний Общественного совета.

к приказу Государственной

корпорации по космической

от 27 декабря 2019 г. N 458

ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"

президент Межрегиональной общественной организации "Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского", член-корреспондент РАН, профессор, доктор технических наук (председатель Общественного совета)

директор Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и работе с регионами Госкорпорации "Роскосмос" (заместитель председателя Общественного совета)

директор ФГБУК "Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского" (по согласованию)

ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, доктор технических наук, профессор (по согласованию)

академик РАН, заведующий кафедрой - главный научный сотрудник МАИ "Космические системы и ракетостроение", доктор технических наук, профессор (по согласованию)

помощник председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку, помощник члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, заслуженный экономист Российской Федерации (по согласованию)

директор ГБУК города Москвы "Мемориальный музей космонавтики" (по согласованию)

исполнительный директор Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" (по согласованию)

председатель Центрального совета Межрегиональной общественной организации ветеранов космодрома Байконур (по согласованию)

журналист, публицист (по согласованию)

генеральный директор ООО "ИнСпейс Консалтинг", председатель совета Межрегиональной общественной организации "Ветераны космоса", заместитель председателя Центрального Совета Союза ветеранов Космических войск России (по согласованию)

председатель Центрального совета Межрегиональной общественной организации пенсионеров - работников органов управления ракетно-космической промышленностью (по согласованию)

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований (по согласованию)

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

вице-президент, исполнительный директор Межрегиональной общественной организации "Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского", доктор технических наук, профессор (по согласованию)

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию космической деятельности "Московский космический клуб", генеральный директор ЗАО "Центр передачи технологий" (по согласованию)

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

академик РАН, член Президиума РАН, заместитель председателя Совета РАН по космосу (по согласованию)

начальник цеха входного контроля и испытаний изделий АО "ГКНГПЦ им. М.В. Хруничева"

председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации (по согласованию)

руководитель научно-учебного комплекса "Специальное машиностроение" МГТУ им. Н.Э. Баумана, профессор, доктор технических наук (по согласованию)

руководитель Центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации "Российский студенческие отряды" (по согласованию)

председатель Научно-технического совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", председатель Научно-технического совета Государственной корпорации "Ростех", доктор технических наук, профессор

первый вице-президент, генеральный директор Общероссийской общественной организации "Федерация космонавтики России" (по согласованию)

директор Союза развития наукоградов, академик РАЕН, член-корреспондент Межрегиональной общественной организации "Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского" (по согласованию)

член Межрегиональной общественной организации "Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского" (по согласованию)

директор Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (по согласованию)

обозреватель АО ИД "Комсомольская правда", заведующий лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ "Высшая школа экономики" (по согласованию)

художественный руководитель ФГБУК "Государственный Театр Наций" (по согласованию)

член Центрального совета Общероссийской общественной организации "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти" (по согласованию)

заслуженный военный летчик Российской Федерации, Герой России, президент Международного фонда поддержки авиации и космонавтики (по согласованию)

народный артист РСФСР (по согласованию)

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

заместитель генерального директора по стратегии, программно-проектному управлению и организации развития АО "ОДК", президент Института национальной стратегии (по согласованию)

летчик-космонавт России, Герой России, председатель Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (по согласованию)

летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, член-корреспондент РАН, президент Московского государственного университета геодезии и картографии (по согласованию)

ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (по согласованию)

генеральный директор ЗАО "РТ Софт" (по согласованию)

председатель Общероссийской общественной организации "Союз журналистов России" (по согласованию)

заместитель директора по научной работе ФГБУ "Научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" Минприроды России (по согласованию)

главный редактор газеты "Комсомольская правда" (по согласованию)

летчик-испытатель Российской Федерации, Герой Российской Федерации, почетный президент ОАО "Авиасалон" (по согласованию)

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, писатель (по согласованию)

генеральный директор Киноконцерна "Мосфильм" (по согласованию)

научный руководитель Института астрономии РАН, председатель Экспертной рабочей группы по космическим угрозам Совета РАН по космосу, член-корреспондент РАН (по согласованию)

В ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») состоялось заседание Совета главных конструкторов по российскому сегменту Международной космической станции (МКС).

О задачах, связанных с подготовкой к запуску пилотируемого корабля «Союз МС-14», сообщил генеральный директор РКК «Энергия» Николай Севастьянов. Он подчеркнул, что этому запуску уделяется особое внимание, поскольку миссия является отработочной и должна положить начало пилотируемым полётам кораблей «Союз МС» на ракете-носителе «Союз-2.1а».

Предстоящему старту «Союз МС» предшествовали 8 успешных пусков ракеты «Союз-2.1а» с кораблями «Прогресс МС». Генеральный директор корпорации напомнил, что с 2020 года запуски пилотируемых кораблей «Союз МС» будут производиться на ракете-носителе «Союз-2.1а» со стартовой площадки № 31 космодрома Байконур.

Заместитель главного конструктора перспективных космических комплексов и систем корпорации Игорь Хамиц доложил о выполнении задач по переводу запусков пилотируемых кораблей «Союз МС» на ракету-носитель «Союз-2.1а» и программе лётных испытаний ракетно-космического комплекса «Союз МС»/«Союз-2.1а».

С докладом о готовности к проведению лётных испытаний с кораблём «Союз МС-14» выступил представитель РКЦ «Прогресс» Сергей Волков. О ходе подготовки к запуску пилотируемого корабля «Союз МС-14» доложил первый заместитель генерального директора РКК «Энергия» Сергей Романов.

С докладами о готовности всех систем и приборов корабля «Союз МС-14» и российского сегмента Международной космической станции также выступили главные конструкторы, ответственные представители РКК «Энергия» и организаций-соисполнителей: НИИ ТП, «Российские космические системы», ЦНИИ РТК, НПП «Квант», НПО ИТ, «Орбита», НПП «Звезда», МКБ «Искра», НИИ парашютостроения, КБ ХИММАШ, НИТС, НИИ СК, ЦЭНКИ, ЦНИИмаш, Росавиация, НИИ ЦПК, КБ «Салют» и др.

О целях космического эксперимента «Испытатель», в ходе которого будет протестирована работа антропоморфной робототехнической системы Skybot F-850, рассказал представитель НПО «Андроидная техника» Игорь Сохин.

Программу полёта на предстоящий период и доклад о готовности МКС, Главной оперативной группы управления и средств обеспечения полёта к выполнению работ с кораблем «Союз МС-14» представил первый заместитель генерального конструктора по лётной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем РКК «Энергия» Владимир Соловьёв.

По итогам заседания Советом главных конструкторов одобрены предложения РКК «Энергия» по плану предстоящих работ по подготовке корабля «Союз МС-14» к запуску 22 августа 2019 года. С учётом оценки фактического состояния Совет главных конструкторов принял решение допустить российский сегмент МКС к выполнению программы работ с кораблем «Союз МС-14».

Общие сведения

Для управления системой научно-технических разработок потребовался координационный орган, каковым стал совет главных конструкторов, которые принимали все важные решения, на заседаниях этой команды принимались решения всех принципиальных и текущих вопросов космической программы. Несмотря на то, что совет имел неформальный характер, его члены обладали необходимыми полномочиями для формирования направления развития советской ракетно-космической программы и смежных исследований, что упоминают в своих воспоминаниях члены совета, другие участники проекта и исследователи отрасли.

В первый совет вошли главные конструкторы предприятий, которые занимались ракетно-космической программой на руководящих должностях с 1946 года:

  • Владимир Бармин — директор ГСКБ «Спецмаш», главный конструктор стартовых комплексов;
  • Валентин Глушко — главный конструктор ОКБ-456, разработка ЖРД;
  • Сергей Королёв — главный конструктор ОКБ-1, разработка ракет-носителей, спутников, баллистических ракет и других изделий этого направления;
  • Николай Пилюгин — заместитель главного конструктора НИИ-885 М. С. Рязанского по автономным системам управления, с февраля 1947 года главный конструктор;
  • Михаил Рязанский — главный конструктор НИИ-885 по аппаратуре радиосвязи для ракет;
  • Виктор Кузнецов — главный конструктор НИИ судостроительной промышленности гироскопических командных приборов.

Эта команда иногда называется «великолепная шестёрка». На часто использующейся в литературе фотографии шести конструкторов, снятой на Байконуре в 1954 году, нет Кузнецова, но есть Богомолов, которого отдельные авторы называют членом «великолепной шестёрки».

Около 1954 года советский космический проект вплотную приблизился к решению задачи отправки человека в космос. В связи с расширением круга решаемых задач в совет были введены новые специалисты:

  • Мстислав Келдыш — с 1950 года научный руководитель НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов.
  • Алексей Богомолов — с 1954 года руководитель космического сектора ОКБ МЭИ, разработчик аппаратуры для средств радиотелеметрии и траекторных измерений.
  • Владимир Котельников — с 1954 года директор Института радиотехники и электроники АН СССР.

В состав совета в разное время также входили:

  • Георгий Бабакин
  • Алексей Исаев
  • Семён Косберг
  • Михаил Янгель
  • Владимир Челомей, возглавивший совет в 1961 г.

Противоречия

Несмотря на то, что С. П. Королёву удалось на длительное время сплотить под своим руководством видных советских учёных в сфере ракетно-космической техники, необходимо учитывать, что в космонавтике они были фигурами не менее важными, чем Королёв. Между членами совета сохранились противоречия и старая, длящаяся годами, а подчас десятилетиями, хотя и нигде не афишируемая борьба и антагонизм, часто переходящий за рамки сугубо научных противоречий и выходящий на уровень межличностных конфликтов (к примеру, между Янгелем и Челомеем, между Челомеем и Королёвым, между Королёвым и Глушко, между Королёвым и Янгелем, и так далее). По воспоминаниям Бориса Чертока в 1960 году обострились проблемы во взаимоотношениях Глушко и Королёва, которые окончательно завели в тупик взаимодействие между членами совета после запуска человека в космос в 1961 году. Необходимо особо отметить, что несмотря на остроту противоречий между членами совета, ни Королёв, ни кто-либо ещё из числа членов совета, не позволяли себе публичной критики своих оппонентов и шагов, которые могли быть истолкованы как выходящие за рамки приличия, при том, что каждый конструктор, разумеется, старался перетянуть «одеяло на свою сторону» в плане обеспечения государственной поддержки собственных проектов и сокращения, либо поглощения конкурирующих структур. Критика соперников, при этом, носила сугубо технический и весьма вежливый характер, но это не отменяло её бескомпромиссной сути и, как по этому поводу вспоминал позже С. Н. Хрущёв, — на тот момент заместитель главного конструктора ОКБ-52 В. Н. Челомея, — он получал от своего руководителя негласное указание: на заседаниях научно-технических советов «топить» как бесперспективные те проекты конкурирующих конструкторских бюро, бесперспективность которых не была доказана, — и Челомей это понимал, — но развитие которых шло вразрез с теми проектами, которые разрабатывались в его собственном конструкторском бюро (в случае изменения политической конъюнктуры в стране, Челомей ожидал, и небезосновательно, точно таких же шагов от Королёва и других своих конкурентов, а потому пользовался своим служебным положением и неформальными связями с Генеральным секретарём ЦК КПСС, как, впрочем, и другие конструктора, имевшие своих негласных покровителей из числа кандидатов и членов Политбюро ЦК). Причём, не только межличностные конфликты довлели над учёными, — от каждого из членов совета, как от руководителя той или иной научно-исследовательской, научно-производственной или опытно-конструкторской организации, зависело сохранение и увеличение числа рабочих мест на курируемых ими предприятиях, укрупнение штатов, расширение производственной базы, ведь за каждым членом совета стояли тысячи научно-технических и инженерно-технических работников, военнослужащих и гражданских лиц участвующих в проектах, занятость которых и обеспечение их работой напрямую зависело от стойкости и успешности в отстаивании их начальниками собственной позиции перед высшим военно-политическим руководством страны.

При всём накале противостояния, даже в кругу ближайших знакомых из числа коллег, подчинённых и доверенных лиц, учёные вели себя весьма сдержанно, как и подобает персонам такого уровня, и не позволяли себе каких-либо резких выпадов в адрес оппонентов, — даже в конфиденциальном разговоре Королёв позволял себе лишь посетовать в отношении Челомея: «Челомей и то, Челомей и сё, Челомей всё берет в свои руки». Несмотря на напряжённые отношения Королёва с Янгелем, известно, что Королёв приезжал к Янгелю в Днепропетровск и они провели несколько дней на рыбалке, на Днепре, обсуждая ситуацию в ракетостроении, ситуацию в стране и вырабатывая совместный план действий. Свидетели событий тех лет из числа лиц, поддерживавших доверительные отношения со многими из указанных учёных, единодушны в том, что ни Королёв к Челомею, ни Челомей к Королёву с откровенной враждебностью не относились. Один из ведущих сотрудников Челомея — Г. А. Болтянский рассказывал, что Челомей любил ставить Королёва в пример другим как сильную личность. А сотрудники Королёва И. В. Лавров и М. С. Флорианский вспоминали, как Королёв посылал своё «посольство» к Челомею для налаживания деловых контактов. Как отмечает по этому поводу А. П. Соловьёв, история противостояния двух ракетных гениев — Челомея и Королёва — заслуживает если не отдельной книги, то фильма уж точно. В этом плане можно сказать, что С. П. Королёву силой собственного авторитета и организационных способностей удалось создать такой орган, который долгое время выполнял не только совещательные функции, но и являлся дискуссионной площадкой для поиска компромисса и примирения конфликтующих сторон, каждая из которых имела большой вес и значение в определении направления развития ракетно-космических технологий, как военного, так и гражданского назначения.

Попытки возрождения

В начале 2000-х гг. делались попытки воссоздать Совет генеральных конструкторов, как совещательный орган при Президенте РФ (наряду с аналогичными советами по другим вопросам), который бы определял направление развития вооружений, военной техники и изделий гражданского назначения.

Читайте также: