Поморский коч чертежи моделист конструктор

Обновлено: 16.05.2024

История поморского коча

Поморский коч — это деревянное парусное-гребное судно, длиной 20-25 метров, шириной примерно 4-5 метров, осадкой 1,5 - 2 метра. Коч принимал на борт до 30 тонн груза и до 50 человек членов экипажа и пассажиров.

Начиная с XI века, поморы совершенствовали свои суда для плавания во льдах суровых северных морей. К XVII веку поморские кочи стали шедеврами русского судостроения, превосходными по своим прочностным и мореходным качествам.

Поморские мореходы предъявляли к судам очень жесткие требования: за короткое арктическое лето они должны были преодолеть тысячи миль, в условиях сложной ледовой обстановки и сильнейших штормов. К постройке коча поморы относились очень ответственно.

Традиции поморских кораблестроителей оказались настолько сильными, что даже когда царь Петр Первый, запретил строить старые на тот момент, несовременные суда. Однако, поморы невзирая на запрет, продолжали строить кочи. Пётр Первый оказался бессильным перед вековыми традициями северных поморов.

Характерной особенностью корпуса коча была яйцевидная форма, которую впоследствии применил Макаров С.О. при создании ледокола « Ермак ». При сжатии во льдах такое судно не подвергалось чрезмерным перегрузкам, а попросту выжималось на поверхность льда, и это простое на первый взгляд решение можно смело отнести к числу наиболее блистательных технических изобретений.

На кочах поморы ходили к Новой Земле, на Шпицберген, по Белому и Карскому морям, вдоль берегов северной Чукотки и по Тихому океану. Великие русские первопроходцы Семен Дежнев, Федот Попов, Ерофей Хабаров и многие другие свои выдающиеся открытия совершили именно на кочах.

Описание набора для постройки модели поморского коча

Набор для постройки модели новгородской ладит выполнен специалистами российской компании LS MODEL в масштабе 1:72. Все элементы каркаса и отделки изготовлены с применением лазера. Это избавляет автора от необходимости дополнительно подгонять и подтачивать детали, обеспечивая четкость линий и симметрию. Основным производственным материалом выступает натуральное дерево, благодаря чему внешний вид изделия приобретает элементы благородства. Вместе с тем производитель позаботился и об отдельных аксессуарах, позволяющих с точностью отобразить оригинальный поморский коч.

Мачтовая заготовка имеет округлую форму и устанавливается после небольшой обработки. Такелаж производится при помощи нитей различного диаметра, для изготовления парусов в набор вложена ткань. Также в наборе есть небольшая плата фототравления. Непосредственная сборка осуществляется с помощью подробной инструкции, которая дополнена пошаговыми иллюстрациями и на русском языке. Отдельного упоминания заслуживает небольшая стоимость модели. При этом изделие ни сколько не уступает зарубежным аналогом и станет украшением любой коллекции.

ВНИМАНИЕ.
Фирма-производитель оставляет за собой право на внесение незначительных изменений в некоторые характеристики без предварительного уведомления. Во избежание недоразумений при покупке наборов, материалов и инструмента уточняйте информацию у продавцов. Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.

Рейтинг: / 102

  • Книга - "ЮНЫЙ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ", С. Лучининов
  • 2 страница
  • 3 страница
  • 4 страница
  • 5 страница
  • 6 страница
  • 7 страница
  • 8 страница
  • 9 страница
  • 10 страница
  • 11 страница
  • 12 страница
  • 13 страница
  • 14 страница
  • 15 страница
  • Приложение
  • Все страницы


Глава X
модель поморского коча


На Крайнем Севере нашей родины еще в XVI веке строили замечательные мореходные суда, предназначенные для плавания в тяжелых навигационных условиях Северного Ледовитого океана - Кочи — так назывались эти суда — были созданы трудами многих поколений русских поморов, поселившихся на берегах сурового северного побережья. Если случалось, что коч застревал во льдах, то благодаря особой, круглой, форме подводной части при большом напоре льдов он выжимался на поверхность: вместе со льдами поморы дрейфовали долгие полярные месяцы.
Постройка судна начиналась с кочевого днища. Так как днище коча при плавании во льдах больше всего подвергалось разрушению, его дела­ли очень прочным.
Набор коча составляли кокоры; они представляли собой шпангоуты. При помощи замков кокоры соединялись с килевой балкой, проходившей вдоль днища; на концах крепились штевни. Корма была почти отвесной, нос сильно наклонен. Борта делались из досок; в пазы забивался просмо­ленный жгут из пеньки; поверх жгута накладывались узкие дощечки, ко­торые прибивались к обшивке железными скобками. Доски крепились к кокорам железными гвоздями.



Благодаря удачной и надежной конструкции поморские кочи в течение почти пяти веков были основным типом судов на Крайнем Севере, полностью оправдывая свое существование.
Настольную историческую модель коча, старинного русского судна, мы и рекомендуем к постройке.



Изготовление корпуса модели коча несколько необычно.
Вырезав из картона шаблоны шпангоутов, размечают брус и обрабатывают сначала одну половинку, затем другую.
При первоначальной обработке брусков необходимо следить за правильностью формы корпуса и чаще пользоваться шаблонами шпангоутов.
Форштевень, ахтерштевень и киль выпиливают из фанеры толщиною 8 мм. Затем
ошкуривают соединяемые плоскости двух половинок корпуса и форште­вень и оклеивают их (рис. 147). Пока корпус сохнет, можно изготовлять рангоут, такелаж, руль, штурвал, я корн, кочикн, дельные вещи. Все размеры деталей, помещенных на чертеже, нужно увеличить вдвое. Затем размечают на корпусе обшивку и шилом аккуратно прочерчивают глубокие риски на расстоянии 4 мм друг от друга. Мачта делается круглой, кверху ее диаметр уменьшается. Крепление мачты, проводка бегучего такелажа видны на чертеже. Парус имеет четырехугольную форму. Он со­стоит из пяти полотнищ. Если парусу необходимо придать выпуклость, сделать это очень несложно. Парус подвешивают за концы и насыпа­ют в него песок — материя провиснет. Тогда обрызгивают из пульвери­затора выпуклую сторону прозрачным нитролаком.
Для модели следует сделать подставку; ее размеры и форма показаны на рисунке 149.
Модель коча можно не красить, а покрыть лаком.

Изображение


Это будет моя первая модель (не считая школьных самоделок и клееных из пластмассы парусников).
Как руководством буду пользоваться книгой О. Курти и подсказками Верфи на столе
Чертежи нашел в инете, переганяю их потихоньку в вектор в короле.
Думаю масштаб для 25-ти метрового судна выбрать 50 (тут бы послушал совет более опытных моделистов)
Дальше пока темный лес (возможно найду в форуме расписанные этапы постройки модели с нуля)
Буду рад любому совету.

Всем успехов.
Дмитрий.

Экспертов - как грязи. Моделистов маловато.
Не надо мне рассказывать, что я делаю неправильно. Покажите, как это делаете вы.
Очная школа классического судомоделизма: Здесь, на форуме, Facebook (не обновляется), ВКонтакте

Первое, на что стоит обратить внимание: навершие форштевня загибается вверх или назад.
Загнутый вперёд форштевень - это старая ошибка, которую упорно повторяют все кто пользуется чертежами из МК

Конечно, обшивка должна быть внакрой. Это не так страшно, как кажется на первый взгляд
Шитьё можно имитировать, разного уровня сложности.
Вторая обшивка среди археологических находок не зафиксирована и всё-таки это на ваше усмотрение - делать или нет.

Стоит подумать об оформлении модели: флаги, декор.

И пожелание, чтобы модель имела ценность не только для автора, ориентироваться больше стоит на оригинальные изображения

Изображение

http://www.solovki.info/?action=archive&id=377" target text-strong">С - коч

Да, как процесс постройки наглядно
К сожалению, автор повторил все ошибки какие есть.

2 Hedgehog

Мне понравилось идея про трапециевидные планки обшивки, не так трудоёмко.
И к их подгонке можно подойти не столь критично, всё равно швы закроются ластовым уплотнением.

Dedal писал(а): Да, как процесс постройки наглядно
К сожалению, автор повторил все ошибки какие есть.

При всём уважении к Лучанинову и прочим авторам той поры, стоит уже отпустить их на покой. С тех пор сделано столько археологических, архивных находок, что их варианты реконструкций устарели безнадежно. А учитывая. сколько моделей по их чертежам построено.

2 HedgehogМне понравилось идея про трапециевидные планки обшивки, не так трудоёмко.
И к их подгонке можно подойти не столь критично, всё равно швы закроются ластовым уплотнением.

Ага. Тем более, что при вытёсывании топором этот профиль обеспечить не сложнее, чем прямоугольный. Думаю.

Всем успехов.
Дмитрий.

Экспертов - как грязи. Моделистов маловато.
Не надо мне рассказывать, что я делаю неправильно. Покажите, как это делаете вы.
Очная школа классического судомоделизма: Здесь, на форуме, Facebook (не обновляется), ВКонтакте

Вот модель которая собственно и впечатлила меня


Верна ли она с исторической и технической точки зрения? Хотелось бы услышать мнение более опытных моделистов.

Спасибо. Этапы постройки корпуса показаны в мельчайших подробностях. Для меня как для начинающего такая информация очень полезна. Хотя понимаю, что штурвал на Коче 17 ст это уже слишком.

Alex_II писал(а): Верна ли она с исторической и технической точки зрения? Хотелось бы услышать мнение более опытных моделистов.

Более достоверную модель придумать сложно. Её автор - Сергей Кухтерин. Он много лет ведёт самостоятельные (официальные, законные) раскопки в легендарной Мангазее. Модель построена на основе этих находок. Которые, кстати, продолжают пополняться. Т.ч. лучшего источника не найти.

Но есть нюанс. Поморские кочи имели несколько разновидностей, которые довольно сильно отличались друг от друга. Различия вызваны в основном функциями судна. Коч Кухтерина - т.н. "мангазейский". Он предназначался для "пробежек" по маршруту Поморский берег - Мангазея. Поэтому ходкость была одним из важнейших факторов. Новоземельский и грумантский кочи предназначались для транспортного обеспечения зверовых и рыбных промыслов. В процессе которых они выкатывались на период промысла на берег, довольно далеко, стало быть имели более плоское днище, "лыжный" киль и скуловые кили, облегчавшие волок.

Всё это надо учитывать при проектировании и постройке.

PS Отрисовка чертежей в векторе занятие столь же увлекательное, сколь и бессмысленное. Если уж приспичило, то надо делать трёхмерку, ненамного сложнее, а польза от этого значительно ощутимее.

Всем успехов.
Дмитрий.

Экспертов - как грязи. Моделистов маловато.
Не надо мне рассказывать, что я делаю неправильно. Покажите, как это делаете вы.
Очная школа классического судомоделизма: Здесь, на форуме, Facebook (не обновляется), ВКонтакте

Глава I. Советский Союз - великая морская держава [ 7 ]
Из истории отечественного кораблестроения [ 7 ]
Корабли Военно-Морского и гражданского флота [ 24 ]
Морские гражданские суда [ 25 ]
Гражданские суда речного и озерного флота [ 30 ]
Спортивные парусные суда [ 34 ]
Корабли Военно-Морского Флота [ 37 ]

Глава II. Содержание и организация работы кружка юных судомоделистов [ 48 ]
Допуски при постройке моделей [ 60 ]

Глава III. Материалы, инструменты и основные приемы работы в судомоделировании [ 61 ]
Материалы [ 61 ]
Инструменты [ 65 ]
Паяние [ 79 ]
Клепание [ 81 ]
Склеивание [ 83 ]
Отделочные работы [ 85 ]
Окраска [ 87 ]
Монтажный инструмент [ 90 ]
Рабочее место моделиста [ 92 ]
Меры предосторожности при работе с инструментом [ 95 ]

Глава IV. Двигатели для моделей судов [ 97 ]
Резиновый двигатеть [ 97 ]
Компрессионные двигатели [ 102 ]
Двигатель "К-16" [ 102 ]
Двигатель "Б-51" [ 104 ]
Пульсирующий воздушно-реактивный ддигатель "РАМ-1" [ 107 ]
Паротурбинная установка "ТК-1" [ 110 ]

Глава V. Основные сведения по теории корабля и гребным винтам [ 119 ]

Глава VI. Способы постройки корпусов для моделей судов [ 141 ]
Монолитные конструкции [ 141 ]
Полые конструкции [ 143 ]
Корпус из папье-маше [ 143 ]
Долбленый корпус [ 146 ]
Слоеные корпуса [ 148 ]
Композитные корпуса [ 150 ]
Наборные корпуса [ 150 ]
Металлические корпуса [ 153 ]
Испытание корпуса модели судна [ 155 ]

Глава VII. Силуэтные модели кораблей и судов различных классов [ 157 ]
Глава VIII. Модель яхты [ 164 ]
Глава IX. Модель глиссера с водяным винтом [ 185 ]
Глава X. Модель поморского коча [ 194 ]
Глава XI. Модель озерно-речного теплохода «Родина» [ 200 ]
Глава XII. Модель шлюпа «Мирный» [ 203 ]
Глава XIII. Модель подводной лодки «Барс» [ 213 ]
Глава XIV. Модель легкого крейсера [ 220 ]
Глава XV. Модель рыболовного траулера «Дельфин» [ 227 ]
Глава XVI. Модель краснознаменного крейсера «Аврора» [ 230 ]

Приложения:
1. Программа кружка юных судомоделистов (первый год занятий) [ 234 ]
2. Литература в помощь руководителям кружков судомоделистов [ 239 ]
3. Классификационная таблица морских моделей [ 242 ]
4. Правила классификации и обмера спортивных парусных моделей [ 243 ]
5. Условия соревнований и правила ходовых и стендовых испытаний моделей судов [ 246 ]
6. Таблица для перевода скорости модели в зависимости от масштаба на дистанцию 50 м [ 250 ]
7. Сила ветра и состояние водной поверхности [ 251 ]
8. Таблица основных элементов и их соотношений главнейших классов и типов современных морских и речных гражданских и военных судов [ 252 ]
9. Краткий словарик некоторых морских и кораблестроительных терминов [ 254 ]

М ОДЕЛЬ СИБИРСКОГО КОЧА

В. Луцкевич , учитель
Рис. автора


Мы предлагаем построить модель коча способом наслоения .
Изготавливая коч, вам не придется выполнять такие кропотливые операции, как долбление долотом или подгонка обшивки на корпусе. Достаточно научиться хорошо владеть лобзиком, и вы сможете за один-два вечера изготовить такую модель.

Чертежи деталей коча приведены в натуральную величину и рассчитаны на изготовление модели из фанеры или тонких буковых дощечек толщиной 4 мм (например, от ящиков из-под апельсинов). Применение более тонкого или более толстого материала повлечет за собой изменение пропорций и формы модели.
Кроме фанеры или дощечек, вам понадобятся рейки (для мачт и реев), нитки, ткань (для парусов), клей, нож, напильник, шило, наждачная бумага.
Итак, приступим к работе. Сначала через копирку переведите чертежи на фанеру (или дощечку). Накладывайте их так, чтобы волокна древесины располагались вдоль деталей. Поставьте на деталях риски, они понадобятся при сборке.
Предупреждаем: копировать чертежи, а в дальнейшем и выпиливать детали нужно с большой точностью.
Выпилите лобзиком детали, подправьте их напильников и зачистите шкуркой. Деталь 4, которая образует палубу, разлинуйте твердым карандашом под дощатый настил.
Теперь приступайте к сборке коча. Последовательность сборки определена порядковыми номерами деталей. Сначала по порядку склейте 1, 2, 3 и 4-ю детали. При наложении одной детали на другую строго следите, чтобы нанесенные ранее риски на деталях точно совпадали. Затем склейте детали 6 и 7, образующие фальшборт.
Подровняйте напильником внутренние кромки склеенных вместе деталей и приклейте деталь 5. И снова подровняйте внутренние кромки. Скрепленные вместе детали 5, 6 и 7 установите на собранные детали 1, 2, 3 и 4.
При наслоении поверхность корпуса получается ступенчатой, причем глубина ступенек соответствует расчетной кривизне обводов. Следовательно, срезав выступы, вы получите нужную форму корпуса. Так и сделайте: после склейки срежьте выступы ножом, подровняйте поверхность напильником и отшлифуйте шкуркой. В пазы, образовавшиеся на носу и корме, вклейте форштевень 8 и руль 9. Румпель руля предварительно округлите напильником.
Вся дальнейшая сборка производится по рисунку общего вида коча. Размеры паруса: высота 90 мм, ширина 75 мм, длина мачты 120 мм, рея 85 мм.
Модель сибирского коча настольная, но она неплохо держится на воде: без крена и дифферента. Чтобы повысить ее маневренность, сделайте парус и руль подвижными, в днищевой части при сборке (во втором слое снизу) закрепите балласт - он увеличит остойчивость коча. Корпус плавающей модели покройте несколькими слоями лака.

Читайте также: