После великой отечественной войны конструктор

Обновлено: 09.05.2024

Вооружение и военная техника известны с древнейших времен. За время существования человечества разработаны сотни тысяч образцов оружия - от каменного топора до межконтинентальной ракеты. Огромная роль в создании оружия принадлежит отечественным конструкторам.

Одним из первых оружейников, имя которого дошло до наших дней, являлся Андрей Чохов (дата рождения неизвестна, умер в 1629 г.). Он был мастером по изготовлению пушек и колоколов. Им было создано большое количество тяжелых бронзовых гладкоствольных артиллерийских орудий. Обычно каждому орудию Чохов давал название, например, «Лисица» (1575 г.), «Волк» (1576 г.), «Царь-пушка» (1586 г.), «Лев» (1590 г.), «Царь Ахиллес» (1617 г.) и др.

Большой вклад в совершенствование артиллерии и пиротехники внес Михаил Васильевич Данилов (1722 - 1790). Он сам окончил Петербургскую артиллерийскую школу, в которой затем преподавал артиллерию, участвовал в устройстве фейерверков и иллюминаций на придворных празднествах, с 1756 г.

конструировал артиллерийские орудия. Им было изобретено 3-х фунтовое орудие с двумя стволами, названными «близнятами». В 1757 - 1759 гг. Данилов совместно с другими изобретателями разработал несколько образцов гаубиц, известных под названием единороги, превосходивших по своим тактико-техническим данным все типы орудий того времени. Он подготовил и издал первый русский курс артиллерии, а также руководство по приготовлению фейерверков и иллюминаций, в котором дал краткие сведения по истории пиротехники в России.

Выдающимся изобретателем артиллерийского вооружения являлся Владимир Степанович Барановский (1846 - 1879). Он с юности приобщился к изобретательской деятельности, стал мастером, затем инженером на петербургских механических заводах, где занимался изобретением и конструированием различных видов артиллерийского вооружения. В 1872 г. Барановский переделал 10-ствольную картечницу американского конструктора Р. Д. Гатлинга в 6-ствольную пушку, увеличив ее скорострельность с 300 до 600 выстрелов в минуту; предложил конструкцию казназарядной винтовки и др. Он является изобретателем первых отечественных систем скорострельной артиллерии. В 1872 -1875 гг. им были созданы скорострельные пушки калибра 1,5, 2 и 2,5 дюйма, из которых последняя с унитарным патроном была одобрена морским и сухопутным ведомствами. Аналогичные пушки в других странах появились лишь в конце XIX века. В артиллерийских орудиях конструкции Барановского впервые нашли применение почти все составные части современного орудия: безоткатный лафет с пружин
но-гидравлическими противооткатными устройствами; поршневой затвор с самовзводящимися при откате пружинным ударником и предохранителем; унитарный патрон; подъемный и поворотный механизмы; оптический (телескопический) прицел и др. Для сборки унитарного патрона им же был создан станок, применявшийся затем многие десятилетия.

Выдающимся конструктором стрелкового оружия является Сергей Иванович Мосин (1849 -1902). Он окончил Михайловское артиллерийское училище, затем Михайловскую артиллеристскую академию, был направлен на Тульский оружейный завод, где в течение многих лет работал начальником инструментальной мастерской. С 1894 г. и до конца жизни Мосин являлся начальником Сестрорецкого оружейного завода.

В 1890 г. им создана 7,62-мм магазинная пятизарядная винтовка, которая в 1891 г. была принята на вооружение русской армии с наименованием «трехлинейная винтовка образца 1891 года». Она предназначалась для вооружения пехоты и имела ряд преимуществ перед иностранными образцами. Вскоре после принятия винтовки на вооружение были разработаны ее модификации, предназначенные для драгун и казаков, что вызывалось особенностями кавалерийской службы. Простота в обращении, безотказность в действии, высокие баллистические характеристики винтовки обеспечили ей завидную долговечность. Около 60 лет она находилась на вооружении и применялась в русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах, а в последующем, с небольшими усовершенствованиями, и в Великую Отечественную войну. Только в послевоенное время в результате появления самозарядных карабинов и автоматов трехлинейка окончательно уступила им свое место.

Совершенствование вооружения привело к созданию принципиально нового вида военной техники - танка. Отечественное танкостроение обязано труду и таланту блистательных конструкторов Н.Л. Духова, Ж.Я. Котина, М.И. Кошкина, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозова и др.

Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940) был активным участником Гражданской войны. С 1934 г. работал конструктором и заместителем начальника конструкторского бюро на Ленинградском опытном машиностроительном заводе имени СМ. Кирова. С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость. Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны.

Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. - на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественной войны, более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны. Мало кто знал его имя тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В.

Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). В 1946 г. он разработал образец стрелкового оружия, на основе которого был создан автомат, принятый на вооружение в Советской армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 г.» (АК). Калашникову принадлежит также конструкция 7,62-мм единого пулемета (ПК) под винтовочный патрон (1961 г.). В дальнейшем коллектив конструкторов под руководством Калашникова создал на базе АК и ПК ряд модификаций образцов автоматического стрелкового оружия. На вооружение были приняты 7,62-мм модернизованный автомат (АКМ), 7,62-мм ручной пулемет (РПК) и их разновидности. В 1974 г. созданы автоматы АК-74 и АКС-74, ручные пулеметы РПК-74 и РПКС-74 под 5, 45-мм патрон. Впервые в мировой практике появилась серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики. Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, вы
сокой надежностью и эффективностью.

Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении. O.K. Антонов, А.А. Архангельский, РЛ. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, Д.П. Григорович, М.И. Гуревич, СВ. Ильюшин, Н.И. Камов, С.А Лавочкин, А.И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, И.И. Сикорский, П.С. Сухой, А.А. Туполев, А.С. Яковлев и др. создали модели самолетов и вертолетов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.

К этой замечательной плеяде относится и советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972). Вместе с Н.Е. Жуковским он принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством спроектированы и построены более 100 различных типов самолетов, 70 из которых внедрены в серийное производство. На самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе для спасения экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4 (1934), беспосадочные перелеты из СССР в США через Северный полюс экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25 (1937), на Северный полюс на АНТ-6 (1937) для высадки научной экспедиции и другие важные задания.

Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева крупнейшего в мире пассажирского самолета АНТ-20 «Максим Горький» (1934), а также средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Туполева создан целый ряд самолетов для Советской армии и ВМФ, гражданской авиации, в числе которых первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12 (1947), Ту-16; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954); первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957) и последовавшие за ним Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также ряд сверхзвуковых самолетов, в том числе пассажирский Ту-144.

Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов. Он разработал основы аэродинамического расчета самолета, теорию расчета на прочность и другие. Туполев воспитал множество авиационных конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные КБ: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.А. Архангельского и других. За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники Президиум АН СССР учредил золотую медаль имени А.Н. Туполева.

Этапное событие в истории авиации произошло 13 мая 1913 г. под Петербургом. Игорь Иванович Сикорский (1880 - 1992) поднял в воздух невиданный ранее самолет собственной конструкции. Его вес вчетверо превышал вес самого крупного к тому времени аэроплана. По грузоподъемности новая машина могла сравниться разве что с наиболее крупными дирижаблями того времени. Этим поистине революционным самолетом стал «Русский витязь».

За границей долго не могли поверить, что русскому авиаконструктору удалось то, что на Западе считалось невозможным. В 1912 -1914 гг. под руководством Сикорского были созданы также самолеты «Гранд» и «Илья Муромец», отличавшиеся большой дальностью полета и положившие начало многомоторной авиации.

Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 - 1975). С 1925 г. он работал инженером-конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14. Был конструктором и начальником конструкторской бригады при разработке самолета РД (АНТ-25), работал главным конструктором самолета «Родина» (АНТ-37). С 1939 г. главный конструктор опытного конструкторского бюро, а с 1955 г. генеральный конструктор ОКБ. Под его руководством было создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В 1942 - 1943 гг. он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-10, Су-15 и др., а в 1955 - 1956 гг. - сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугол
ьным крылом (Су-76 и др.). На самолетах конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 г. и 1962 г.) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 г. и 1962 г.).

Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916 - 1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа «Горностай» (1954 - 1958 гг.), первых в советском Военно-Морском Флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой (1962 - 1967 гг.), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров «Киров» (1968 - 1982 гг.) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.

Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалев (1919). С 1955 г. он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро «Рубин». Ковалев - автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром «Янки», «Дельта» и «Тайфун». Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.). В предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Под его руководством в 1941 -1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31-12 и др., начиная с 1947 г. - стартовые комплексы для баллистических ракет ср
едней и малой дальности, ракеты «Протон» и универсальной космической системы «Энергия» - «Буран» (1987 - 1988 гг.).

Сто двадцать лет назад, 3 декабря 1898 года, родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор оружия, человек, стоявший у истоков легендарной «тридцатьчетверки» — танка Т-34, внесшего огромный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

К сожалению, жизнь Кошкина оборвалась очень рано. И, во многом, именно это обстоятельство способствовало тому, что выдающегося конструктора незаслуженно забыли, обделили наградами. Так, высокое звание Героя Социалистического Труда было посмертно присвоено ему указом Президента СССР уже в 1990 году – на закате существования советского государства.

Биография Михаила Ильича Кошкина – еще одно свидетельство наличия невероятных по сравнению и с дореволюционной Россией, и с другими странами того времени социальных лифтов в Советском Союзе. Учитывая, что в 41 год Михаила Ильича уже не стало, за какие-то четыре десятилетия он прошел путь от крестьянского мальчика из глухой деревни до начальника конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги (ныне это Переславский район Ярославской области). Простая крестьянская семья его родителей жила бедно и отец, чтобы прокормить троих малолетних детей, был вынужден заниматься отходничеством, «вахтой», как бы сейчас сказали. В 1905 году он надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену вдовой с тремя малолетними детьми. Пришлось женщине идти в батраки, на заработки в Москву отправился и десятилетний Кошкин, окончивший три класса церковно-приходской школы.

Михаил Кошкин воевал под Царицыном, затем служил в 3-м железнодорожном батальоне в Петрограде, воевал против британских интервентов в районе Архангельска, во взятии которого он и принимал личное участие.

Когда Архангельск был зачищен от интервентов, 3-й железнодорожный батальон перебросили на Польский фронт, но заболевшего тифом Кошкина оставили в тылу и перевели после лечения в 3-ю железнодорожную бригаду, занимавшуюся восстановлением железнодорожного пути и мостов на Южном фронте. Лишь летом 1921 года, после расформирования железнодорожной бригады, Михаил Кошкин был демобилизован из рядов РККА.

Еще в 1919 году, во время Гражданской войны, Михаил Кошкин, служивший на Северном фронте, вступил в ряды РКП (б) и вскоре стал секретарем партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады. После демобилизации он окончил военно-политические курсы в Харькове и был командирован в Москву на учебу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. В это время происходит личное знакомство будущего конструктора с такими знаковыми фигурами советской власти как Сергей Киров и Григорий «Серго» Орджоникидзе.

Но, побыв во главе фабрики в 1924-1925 гг., Кошкин перешел на должность заведующего агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкомитета ВКП (б), затем, с 1926 по 1928 гг. был заведующим Губернской советской партийной школой, заместителем заведующего и заведующим агитационно-пропагандистского отдела губернского комитета ВКП (б) в Вятке. Там же, в Вятке, Михаил Кошкин женился на Вере Катаевой, работавшей в Губпотребсоюзе, у них родилась дочь Лиза.

Однако, будущее партийного чиновника, судя по всему, в какой-то момент перестало привлекать Михаила. В 1929 году он написал письмо лично знакомому ему Сергею Мироновичу Кирову с просьбой дать ему возможность получить техническое образование. Инженерные кадры в то время были очень нужны молодому советскому государству и Кошкин получил разрешение выехать в Ленинград, где был зачислен в Ленинградский технологический институт, откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

Так, только в 31 год, Михаил Кошкин начал свой путь в инженеры. Никаких поблажек, несмотря на партийность и статус, Кошкин не получал – он честно отучился в вузе пять лет и в 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка». Во время обучения в институте Кошкин получил и первый практический опыт – он поработал перед защитой диплома на Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185, проходил практику на Нижегородском автомобильном заводе им. В.М. Молотова (ныне это ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела.

Начинающий инженер очень понравился руководству автозавода и оно даже пыталось ходатайствовать в Наркомате тяжелой промышленности о направлении к ним Кошкина после окончания института, но он смог настоять на своем и продолжил работу в Конструкторском бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, занимавшемся конструированием танков. За 2,5 года Кошкин прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ.

В это время, в середине 1930-х годов, конструкторское бюро занималось разработками двух танков – Т-29 и Т-46-1, представлявших собой модернизированные варианты Т-28 и Т-26 с переводом на колесно-гусеничный ход. Но затем конструкторы пришли к выводу, что подобная модель танков не имеет серьезных перспектив – она слишком дорога и сложна в производстве.

В конце декабря 1936 года Григорий Орджоникидзе, занимавший тогда пост народного комиссара тяжелой промышленности СССР, лично вызвал Михаила Кошкина и принял решение перевести его на Харьковский завод. Руководитель Наркомата счел, что Кошкин, благодаря своим деловым качествам и интеллекту, лучше всего справится с задачей по созданию быстроходного среднего танка, который можно было бы запустить в серийное производство. Танковый отдел Харьковского завода № 183 в то время специализировался на выпуске легких быстроходных танков БТ, находившихся на вооружении РККА. Кошкин был назначен начальником танкового КБ-190 Харьковского завода.

Руководить конструкторским бюро Кошкин стал в очень сложное для отечественного танкостроения время. Как раз шла война в Испании, во время которой была установлена высокая уязвимость танков БТ для артиллерийского огня противника. Требовалась срочная модернизация всего танкового парка РККА, а по сути – его полная замена. И в этой ситуации особую роль предстояло играть отечественным конструкторам.

Михаилу Кошкину менее чем за год работы удалось завершить модернизацию танка БТ-7. Затем он выступил с инициативой создания чисто гусеничного танка А-32, которую поддержал и сам Сталин, предложивший не препятствовать конструкторам. Вскоре, 16 декабря 1938 года, три конструкторских бюро завода были объединены в единое конструкторское бюро КБ-520, а Кошкин был назначен главным конструктором всех трех объединенных конструкторских бюро.

Уже в середине 1939 года в Харькове были представлены опытные экземпляры А-20 и А-32, которые высоко оценили присутствовавшие на испытаниях представители Государственной Комиссии. Они пришли к выводу, что А-20 отличается большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей бронезащитой. Но, тем не менее, ни одному из танков не было отдано предпочтение, а конструкторы, тем временем, продолжали разработки по усовершенствованию боевых машин.

Следующие испытания прошли в Кубинке в сентябре 1939 года. Члены комиссии были поражены опытным образцом танка А-32 (Т-32), который понравился всем не только прекрасными ходовыми качествами, но и эффектным внешним видом. Кошкин представил обновленный А-32, оснащенный 76,2 мм пушкой Л-10 и получивший индекс Т-32. Танк планировалось выпустить на замену Т-28, изрядно устаревшему к этому времени.

Однако руководство Наркомата тяжелой промышленности и военное командование продолжало обсуждать, какой же из танков все же стоит запустить в серийное производство. Свои коррективы внесла начавшаяся война СССР с Финляндией, которая вновь продемонстрировала большие изъяны советских танков и остро поставила вопрос о необходимости ускоренной модернизации танкового парка. Кошкин и его сотрудники продолжали работать над дальнейшим совершенствованием модели А-32. В конечном итоге, 19 декабря 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 танк А-32 с толщиной брони в 45 мм под названием «Т-34» был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка. Интересно, что все 750 км, несмотря на погодные условия и бездорожье, танки прошли самостоятельно. Это обстоятельство не могло не стать еще одним «козырем» в поддержку «тридцатьчетверки».

17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки Т-34 были представлены высшим руководителям СССР. За маневрами танка наблюдали Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и сам Иосиф Сталин. Именно эти испытания окончательно решили дальнейшую судьбу танка Т-34. Сталин рекомендовал танк для немедленного запуска в серийное производство.

Во главе КБ Кошкина сменил Александр Морозов. Именно этот человек получил широкую известность в качестве «отца тридцатьчетверки». Награды не обходили Морозова стороной – в 1943 году он получил первую звезду Героя Социалистического Труда, а в 1974 году стал Героем повторно. Можно сказать, что все основные лавры от запуска в серийное производство Т-34 достались именно Морозову – вполне заслуженно, разумеется, но следовало бы помнить и о первом главном конструкторе, под руководством которого и началась разработка знаменитого танка.

К памяти Михаила Кошкина судьба оказалась менее благосклонной. При жизни он получил несколько наград, включая орден Красной Звезды в апреле 1936 года. В 1942 г. Кошкину посмертно присудили Сталинскую премию, а вот Героем Социалистического Труда посмертно он стал лишь в 1990 году. Несколько мемориальных досок и памятников, улица в Харькове, почтовая марка, выпущенная в 1998 году – так увековечили память конструктора легендарного танка Т-34, без которого победа в войне была бы намного более тяжелой.

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.



С 2011 года 19 сентября в России ежегодно празднуется день оружейного конструктора. Несмотря на то, что наша страна больше славится тяжелой военной техникой, в прошлом веке русские оружейники успели создать не один десяток культовых стрелковых орудий. «АК-47» или «Тульский Токарева» — об этом автомате и пистолете знают даже люди далекие от военной истории.

1. Сергей Мосин, 1849 — 1902 год

Сергей Мосин. | Фото: Википедия.


В 1889 русский генерал Сергей Мосин предложил на рассмотрение свою винтовку калибра 7,62 мм. Оружие получило название «русская 3-линейка» из-за того, что в царской России в качестве меры измерения длины использовались, так называемые, линии. В винтовке был установлен магазин на пять патронов, а прицельная дальность стрельбы составляла порядка 2000 метров.

Легендарная «русская 3-линейка». | Фото: Популярная механика.


Винтовка Мосина была принята на вооружение Императорской армией в 1891 году. Оружие обрело настолько большую популярность, что активно использовалось во время русско-японской войны, Первой мировой войны и даже в период Великой Отечественной войны. Всего было выпущено порядка 37 миллионов экземпляров «трехлинейки», что делает ее самым популярным стрелковым оружием после АК-47.

2. Федор Токарев, 1871 — 1968 год

Федор Токарев. | Фото: Экспресс-газета.

Российский и советский конструктор Федор Васильевич Токарев по праву считается одним из самых продуктивных оружейных мастеров за всю историю. За годы жизни Токарев разработал более 150 прототипов стрелкового оружия. Еще в 1907 году конструктор собрал автоматическую винтовку на базе «трехлинейки» Мосина. В дальнейшем он усовершенствовал оружие, и оно поступило на вооружение российской армии.

Пистолет ТТ. | Фото: YouTube.


Пулеметы и пистолеты, сконструированные Токаревым, выпускались миллионными тиражами не только в СССР, но и в десятках других стран. К самым известным разработкам Токарева можно отнести: ручной пулемет МТ 1925 года (сделанный на базе пулемета Максим), пистолет-пулемет Токарева 1927 года, пистолет ТТ 1930 год и самозарядную винтовку СВТ 1938 года.

3. Василий Дегтярев, 1880 — 1949 год

Василий Дегтярев. | Фото: anaga.ru.

Василий Алексеевич Дегтярев с детства увлекался стрелковым оружием. С 1918 года он работал на Ковровском пулеметном заводе (позже названный в его честь), где стал начальником конструкторского бюро. Первым большим прорывом в карьере Дегтярева стало создание ручного пулемета ДП (Дегтярева, пехотный) в 1927 году.

Противотанковое ружье ПТРД. | Фото: e-wiki.org.


Двумя годами позже он сконструировал легендарный танковый пулемет ДТ, который эксплуатировался до 1954 года. Во время Великой Отечественной войны конструкторское бюро Дегтярева выпустило противотанковое ружье ПТРД, которое стал одним из главных орудий Красной Армии в борьбе с бронированной немецкой техникой.

4. Георгий Шпагин, 1897 — 1952 год

Георгий Шпагин (Слева) и Федор Токарев. | Фото: Знаменитые оружейники.

В 1920 году Шпагин устроился на работу в Ковровский оружейный завод, где познакомился с Василием Дегтяревым и Владимиром Федоровым. В 1924 году Шпагину удалось упростить пулемет Иванова-Федорова, за что он стал высоко цениться среди коллег по цеху.

Пистолет-пулемет Шпагина. | Фото: Википедия.

5. Николай Макаров, 1914 — 1988 год

Николай Макаров. | Фото: LiveJournal.

В годы Великой отечественной войны Макаров был вынужденно отослан с преддипломной практики на оружейный завод. Макарову досрочно присвоили должность инженера. В 1944 конструктор все-таки окончил институт с отличием и начал самостоятельно заниматься разработкой оружия.

Пистолет Макарова. | Фото: АиФ.


К наиболее значимым творениям Макарова можно отнести одноименный 9 мм пистолет, принятый на вооружение в 1951 году и советскую авиационную пушку АМ-23, разработанную совместно с Николаем Афанасьевым. Макаров также известен как разработчик устройства для ручной закатки крышек для консервирования.

6. Евгений Драгунов, 1920 — 1991 год

Евгений Драгунов. | Фото: Известия Удмуртской Республики.

Евгений Федорович Драгунов вырос в семье потомственных оружейников, поэтому не удивительно, что у мальчика с детства развилась любовь к оружию. Во время Великой Отечественной войны Драгунов был старшим оружейным мастером на нескольких заводах. В 1946 году стал работать на Ижевском заводе. Свою карьеру Драгунов начал с модернизации настоящего ветерана — винтовки Мосина 1889 года.

снайперская винтовка СВД. | Фото: Last Day Club.


Так, в 1949 году на базе «трехлинейки» была выпущена первая серийная спортивная винтовка С-49. За годы жизни Дегтярев успел разработать, по крайней мере, 27 прототипов стрелкового оружия таких как: самозарядная снайперская винтовка СВД, противотанковая винтовка С-49, пистолет-пулемет «Кедр» и много других.

7. Михаил Калашников 1919 — 2013 год

Думаем, разработчик легендарного АК-47 в представлении не нуждается. Автомат «Калашникова» стал самым массовым стрелковым оружием за всю историю. Оружие было принято на вооружение в 55 странах мира, а за семьдесят лет в общей сложности было произведено более 100 миллионов экземпляров «Калаша» в разных модификациях.

АК-47. | Фото: Drive2.

Первые АК поступили на вооружение Красной Армии в 1949 году. В 2009 году Калашников объяснил колоссальный успех своего оружия. Он коротко и емко объяснил, что солдат сделал оружие для солдата. Помимо автоматов Калашников также занимался разработкой охотничьих ружей.

21 января 1855 года родился конструктор-изобретатель ручного огнестрельного оружия и автор революционных нововведений в этой области Джон Мозес Браунинг. В истории человечества существует еще немало личностей, чья фамилия ассоциируется с названием оружия: Кольт, Калашников, Маузер, Макаров, Глок и другие. Мы собрали самых известных конструкторов оружия в единую подборку и сегодня презентуем ее вам.

Джон Мозес Браунинг

JOHN_M._BROWNING.jpg

Браунинг по происхождению гражданин США, работал в Бельгии. Первый патент на однозарядную винтовку получил в 1879 году. На фирме «Remington Arms» конструировал дробовые ружья, однозарядные винтовки винчестер, многозарядные ружья, пулеметы. Наибольшую и известность ему принес автоматический (самозарядный) наган, запатентованный бельгийской оружейной компанией « Fabrique Nationale » в Герстале. Позже разрабатывал подобные системы для американской армии в компании Кольта. Конструкции Браунинга неоднократно копировались и служили предметом подражания для специалистов других стран. Пистолеты конструкции Браунинга: Браунинг 1900, Браунинг 1903, Браунинг 1906, Браунинг 1910/1912 г., Browning High-Power.

Михаил Тимофеевич Калашников

Michael_Kalashikov.jpg

В 1944 году Калашников разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях. После доработки, автомат в 1949 году был принят на вооружение Советской Армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года» (АК). В 1949 году Калашников был удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Из интервью Михаила Тимофеевича в 2009 году: « Солдат сделал оружие для солдата. Я сам был рядовым и хорошо знаю трудности, с которыми сталкиваются в солдатской жизни… Когда дорабатывалась его конструкция, я бывал в военных частях, консультировался со специалистами. И солдаты говорили мне, что их устраивает, а что нужно доработать. Получилось простое, надёжное и эффективное оружие. АК работает в любых условиях, безотказно стреляет после того, как побывает в земле, болоте, упадет с высоты на твёрдую поверхность. Он очень простой, этот автомат. Но хочу сказать, что сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное ».

Петер Пауль Маузер

Отец Маузера работал мастером-оружейником на государственном заводе, где Петер работал с 12 до 19 лет, пока его не призвали в армию. Первое изобретение Маузера — небольшая пушка и стальной снаряд. В 1865 году конструктор усовершенствовал механизм казенной части игольчатого ружья, находившегося на вооружении прусской армии. В 1867 году Маузер вместе со старшим братом Вильгельмом отправились в Льеж, где в течение двух лет занимались совершенствованием конструкции ружейного затвора. После своего возвращения в Оберндорф они создали однозарядную 11-мм винтовку и револьвер, принятые на вооружение в 1871 году. Маузеры открыли в Оберндорфе предприятие по производству стрелкового оружия, которое впоследствии превратилось в огромный завод «Маузер». В том же 1871 году Петер Маузер создал новую модель однозарядной винтовки, а после появления бездымного пороха в 1880 году — малокалиберную магазинную винтовку, ставшую прототипом почти всех последующих видов стрелкового оружия. Основная особенность заключалась в наличии магазинной коробки с обоймой (расположенной вне казенника с ударным механизмом), где в шахматном порядке были уложены патроны, досылавшиеся в патронник с помощью рукоятки в задней части затвора. Последней моделью оружия такого типа стала винтовка Маузера образца 1898 года. В 1896 году Маузер сконструировал автоматический пистолет; в 1908 году в модернизированном варианте он был принят на вооружение армий Германии, Чехословакии и др.

Оливер Фишер Винчестер

Oliver_Winchester.jpg

Начинал коридорным в отеле и строительным рабочим. В 1830 году организовал в Балтиморе фирму, выпускавшую строительные материалы, а в 1848 году, в Нью-Хейфене, — компанию «Винчестер энд Дэвис», производившую мужскую одежду. В 1855 году приобрел разорившуюся оружейную фирму Смита-Вессона и переключился на выпуск оружия, в основном охотничьего, которое зачастую называли его именем.

Сэмюэл Кольт

SamuelColt.jpg

Наибольшей известностью пользуется как реформатор револьверного оружия: в 1835 году изобрел капсюльный револьвер, который быстро потеснил другие системы и дал толчок для создания револьверов под унитарный металлический патрон. В 16-летнем возрасте, работая матросом на бриге «Корло», Сэмюэл обратил внимание на то, что после поворота рулевого колеса одна из его рукояток попадает в захватную муфту и штурвал фиксируется. Использовав эту функцию при разработке стрелкового оружия, он создал первостепеннный револьвер, в котором при взведении курка происходил автоматический разворот барабана и фиксация его в положении для выстрела. Описание этой конструкции составляет содержание патента, выданного Кольту 25 февраля 1836.

Во время американо-мексиканской войны 1846−1848 «кольты» понадобились техасским рейнджерам, солдатам конных диверсионных отрядов США, и 4 января 1847 Кольт получил начальный государственный заказ на изготовление 1000 револьверов. Не имея собственного оружейного завода, он заключил контракт с И. Уитни, сыном изобретателя хлопкоочистительной машины, а когда срок контракта истек, открыл оружейную мастерскую в Хартфорде, где стал давать новые модификации револьвера.

Обретя финансовую независимость, Кольт в том же году купил «Южные луга» — пустошь близ Хартфорда, уходившую под воду каждую весну, возвел там дамбы и в 1855 построил огромный оружейный предприятие, где и до наших дней располагается «Кольт компани».

Гастон Глок

img_1.jpg

Это основатель компании-производителя огнестрельного оружия Glock. Он начинал с производства карнизов для штор и ножей для австрийской армии, являясь также специалистом в области полимерных материалов. До достижения 52 лет он не занимался конструированием или производством огнестрельного оружия, а в 1980 году Глок купил аппарат для литья из полимеров рукояток и ножен армейских ножей, которые он изготавливает в своем гараже. Тогда же он набирает сотрудников из промышленности по производству камер для съемки, как и он разбирающихся в производстве компонентов из полимеров. В течение года он со своим коллективом конструирует пистолет получивший обозначение Glock 17, рамка которого изготовлена из полимера (материал выдерживает температуру окружающей среды от −40 до +200 °C), получив соответствующий австрийский патент в 1981 году. В настоящее время пистолеты фирмы Glock состоят на вооружении более чем в 30 странах.

Глок-17 состоит всего из 33 деталей, включая магазин. Он полностью разбирается менее чем за минуту с помощью гвоздя. Пистолет исключительно надёжен. Его ресурс составляет 300 000 выстрелов (при общих требованиях в 40 000).

Георгий Семенович Шпагин

Shpagin_GS.jpg

В юности работал шофером. В 1916 году был призван в армию, где освоил оружейное занятие. В 1920 году поступил на оружейный предприятие, где стал трудиться под руководством В. Г. Федорова. С 1922 года Шпагин работал конструктором, он благополучно переделал пулемет ППД в танковый пулемет. В 1938 году совместно с В. А. Дегтяревым Шпагин создал крупнокалиберный пулемет ДШК. Высшим достижением Шпагина является пистолет-пулемет ППШ образца 1941 года, ставший основным автоматом стрелковых частей Красной Армии в отрезок времени Великой Отечественной войны.

Игорь Стечкин

800px-I_Y_Stechkin.jpg

В рамках производственного задания на создание армейского автоматического пистолета разработал оригинальную конструкцию, которая была принята на вооружение в 1951 году под названием Автоматический пистолет Стечкина. В 1952 году за создание этого пистолета был удостоен Сталинской премии 2-й степени. Пистолет Стечкина предназначался для вооружения офицеров, сержантов, солдат отдельных специальностей и экипажей боевых машин, которым не полагался по штату автомат или карабин. При этом справедливо считалось, что пистолета ПМ не будет достаточно для самообороны в случае боестолкновения с противником.

В общей сложности на счету конструктора — более 60 разработок и свыше 50 изобретений. Также, Стечкин участвовал в создании противотанковых управляемых ракет «Фагот» и «Конкурс», среди его разработок — автоматы ТКБ-0116 «Модерн», «Абакан», револьверы «Кобальт» и «Гном» и другое оружие. В последние годы жизни он разработал несколько моделей пистолетов («Дротик», «Бердыш», «Пернач»), предлагавшихся для замены пистолета Макарова и автоматического пистолета Стечкина.

Николай Федорович Макаров

Makarov_NF.jpg

В 1947—1948 гг. в СССР проводился конкурс на новый компактный пистолет для старшего командного состава Советской Армии. Новый пистолет должен быть меньше и легче ТТ, обладать лучшую аккуратность и надежность при том же поражающем действии пули 7,62-мм патрона или нового боеприпаса 9Х18 В. В. Семина с уменьшенным зарядом пороха. Николай Федорович подготовил два образца: ТКБ-412 под патрон 7,62 и ТКБ-429 калибра 9 мм. Последний был принят на вооружение в 1951 году под названием «Пистолет Макарова» (ПМ). Является личным оружием в советских и постсоветских вооружённых силах и правоохранительных органах.

Василий Алексеевич Дегтярев

Vasily_Degtyaryov.jpg

Родился в Туле в семье потомственных тульских оружейников. С одиннадцати лет начал трудиться на Тульском оружейном заводе, а его личное изобретательское дело началось в 1916 году, когда им был разработан автоматический карабин, в котором были осуществлены основные элементы конструкции, которых он неизменно придерживался в дальнейшем при создании различных образцов автоматического оружия.

В 1924 году начал работу по созданию первого образца 7,62-мм ручного пулемета, принятого на вооружение в 1927 под названием ДП (Дегтярева пехотный). На базе ручного пулемета были созданы затем авиационные пулеметы ДА и ДА-2, танковый пулемет ДТ, ротный пулемет РП-46. В 1934 году был принят на вооружение пистолет-пулемет Дегтярёва ППД-34. В 1930 году Дегтярёв разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДК, который после усовершенствования Шпагиным в 1938 году получил название ДШК. В 1939 году на вооружение поступил станковый пулемёт системы Дегтярёва ДС-39.

Во время Великой Отечественной войны им были разработаны и переданы в войска 14,5-мм противотанковое ружьн ПТРД и ручной пулемет образца 1944 (РПД).

Читайте также: