Презентация конструктор урока по фгос

Обновлено: 27.04.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • В.В. Давыдов со ссылкой на Э.В. Ильенкова писал: «…Обучение в школе всем предметам необходимо строить так, чтобы оно в сжатой, сокращённой форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития знаний».
  • Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования описывает системно - деятельностный подход.

Решение проблем в жизни

Структура традиционного урока

1. В жизни при решении практических задач возникает ситуация затруднения и мы ставим себе цель ее преодолеть.

Учитель проверяет д/з учеников.

2. Обдумывая пути выхода из затруднения, мы ищем ресурсы, помогающие нам его преодолеть, ставим цель.

Учитель объявляет новую тему.

3. Используя найденные ресурсы, мы находим выход из затруднения, при необходимости добывая новые знания, формируя новые умения.

Учитель объясняет новую тему.

4. Полученный результат мы критически осмысливаем, сравнивая его с целью.

Учитель организует закрепление знаний учениками.

  • При реализации системно- деятельностного подхода меняется позиция учителя: к ученикам не с ответом, а с вопросом

Учитель организует учебную деятельность

Ученик активно участвует в учебной деятельности

  • Принцип деятельности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип целостности
  • Принцип минимакса
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип вариативности
  • Принцип творчества
  • «Интеллектуальная разминка», «блиц –опрос»
  • «Да –нет»
  • «Удивляй»
  • «Отсроченная разгадка»
  • «Фантастическая добавка»
  • «Привлекательная цель»
  • «яркое пятно»
  • «удивляй»
  • «лови ошибку»
  • «проблемный диалог»
  • «театрализация»
  • «точка зрения»
  • «неполная формулировка»
  • «Думаем вместе»
  • «Вопрос к тексту»
  • «Круглый стол»
  • «Создай инструкцию»
  • «Предлагаем версии»
  • «Практичность теории»
  • «Пресс – конференция»
  • «Игра - тренинг»
  • «Логическая цепочка»
  • «Найди информацию»
  • «Мозговой штурм»
  • «Лови ошибку»
  • «Игра – тренинг»
  • «Игра в случайность»
  • «Да –нет»
  • «Точка зрения»
  • «Вопрос другу»
  • «Визитная карточка»
  • «Своя опора»
  • «Свои примеры»
  • «Пересечение тем»
  • «Да –нет»
  • «Пересказ по опоре»
  • «Смысловой выбор»
  • «Резюме» – ученики письменно отвечают на ряд вопросов, отражающих их отношение к уроку, результатам своей деятельности;
  • «Рейтинг» – ученик ставит себе оценку, в которой отражены результаты его деятельности на уроке;
  • «Светофор» – красный сигнал – плохо, желтый – средне, красный - хорошо
  • «задание массивом»
  • «разноуровневое домашнее задание»
  • «особое задание»
  • «творчество работает на будущее»

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Формирование и проектирование учебной ситуации (целеполагание)

Реализация учебной ситуации

Первичное обобщение и закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задай вопрос на языке науки

Разноуровневое домашнее задание

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Выявление индивидуальных затруднений и построение проекта коррекции этих затруднений (проектирование учебной ситуации)

Презентация на тему: " Конструктор урока. Конструктор учебного занятия. Материалы семинара, 29.02.2012." — Транскрипт:

1 Конструктор урока. Конструктор учебного занятия. Материалы семинара,

2 Вопросы для установочного доклада: 1.Формы организации учебного процесса: урок и учебное занятие. 2. Образовательное пространство как условие развития учебной самостоятельности младших школьников 3.Формы конструкторов: «конструктор урока», «конструктор учебного занятия». Основные понятия: урок, учебное занятие, деятельностный подход, учебная самостоятельность, конструктор, образовательное пространство Задачи : 1. сравнить урок и учебное занятие по следующим показателям: Внешние отличия: время, наполняемость; Содержательные отличия: детско-взрослые отношения, содержание предметного материала, формы работы. 2. апробировать конструкторы урока и учебного занятия через их проектирование. ль.

3 Формы организации учебного процесса: урок и учебное занятие.

4 П Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. ФГОС НОО

5 Формы организации образовательного процесса – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Г.М.Коджаспирова

6 Формы организации образовательного процесса различают по основаниям: -количество участников; -отводимое время; -место проведения; -порядок осуществления (построения общения учителя с учащимися). Формы организации образовательного процесса различают по основаниям: -временной регламент; -планируемые результаты; -заданность средств, способов и замысла действия; - контролируемость пространства действий ребёнка; -оцениваемость.

7 Урок - вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, методов и средств работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. М.Коджаспирова

8 «Достичь современных целей образования через другое – деятельностное – содержание учебных предметов невозможно, если использовать урок как основную организационную единицу образовательного процесса». А.Б.Воронцов

9 -Почему появились учебные занятия? Ответ на необходимость: - изменения типа общения между учителем (консультативная позиция) и учениками (самостоятельность); - выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка; - формирования детской самооценки и инициативности

10 Типы тренировочных учебных занятий 1.Освоение способа, открытого на уроке. 2.Занятия по выделению умений 3.Занятия по соотнесению трудностей с тренировочными карточками 4.Работа с умениями, тетрадь достижений. 5.Подготовка к контрольной или проверочной работе. 6.Работа над ошибками.

11 Опытно- предметный тип учебного занятия (исследование)

12 Образовательное пространство как условие развития учебной самостоятельности младших школьников

13 Образовательное пространство необходимо выстраивать относительно базовых потребностей ребенка (чему он сам хочет научиться).

14 Задача младшего школьного возраста – научить ученика учиться Умение учить себя – способность человека преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой как человеком неумелым и ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться и делать себя другим.

15 Ключевой компетентностью в рамках модернизации образовательного процесса признана - учебная самостоятельность В программе начальной школы записано требование воспитывать у младших школьников учебную самостоятельность и умение учиться Самостоятельность- свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи, способность к независимым действиям, суждениям Толковый словарь русского язык Самостоятельность как итог овладения действием

16 Два источника самостоятельного действия ребенка: 1-й - владение содержанием, средствами, способами действия; 2-й - владение формой сотрудничества с взрослым, инициативность в организации взаимодействия Задача младшего школьного возраста – научить ученика учиться

17 Т ехнология поляризации образовательного пространства учебной деятельности: 1. Введение черновика и построение его как особого места подготовки 2.Особая организация предметно-пространственной среды 3. Введение урока, занятия и поляризованного урока как разных форм организации учебной работы Поляризация (франц. polarisation, первоисточник: греч. pólos ось, полюс) процессы и состояния, связанные с разделением каких-либо объектов, преимущественно в пространстве. Википедия свободная энциклопедия Задача младшего школьного возраста – научить ученика учиться

18 Ожидаемые результаты: 1.Возникновение индивидуального учебного действия у учащихся 2.Появление у педагогов новых средств для организации поляризованного пространства учебной деятельности 3.Овладение педагогами технологией качественного оценивания 4.Создание методических разработок по отдельным темам 5.Овладение средствами наблюдения и диагностики 6.Снижение школьной тревожности у учащихся

19 Конструктор урока и конструктор учебного занятия

20 Структура урока определяется: - планируемыми задачами и результатами; - типом урока (стандартным, нестандартным); - доминирующими видами, методами и средствами работы. Г. М. Коджаспирова

21 Типология уроков в разных системах обучения Основные типы уроков в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки

22 В классической дидактике выделяют такие типы уроков: Урок ознакомления с новым материалом Урок закрепления изученного Урок применения знаний и умений Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки и коррекции знаний и умений Комбинированный урок

23 ЦельТипы уроков в разных системах 1.Овладение новым знанием (понятием), действием, способом действия. 1.Урок постановки учебной задачи; 2.Урок ознакомления с новым материалом 3.Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий 2.Применение знаний, способов действий Урок закрепления изученного; Урок применения знаний и умений; конкретизация понятия Урок овладения новыми умениями или Формирования первоначальных навыков 3.Обобщение знаний, способов действий. Урок обобщения и систематизации знаний; Урок решения частно - практических задач 4.Оценка уровня усвоения предметных знаний, способов, действий урок проверки и коррекции знаний и умений; контрольный урок; урок оценки, урок контроля. Соотнесение целей и типов уроков в разных системах обучения

24 Констру́ктор (от лат. constructor «строитель») - набор для моделирования, состоящий из деталей и соединительных элементов. Набор - Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Викисловарь Набор- этапы; соединительные элементы- методы, формылат.

25 Конструктор урока Цель урока Планируемые результаты Структура (этапы) урока Методы урока Формы организации взаимодейств ия на уроке Педагогич еские действия Дейс твия учащ ихся Л.М.П. Цель урока 1.Овладение новым знанием, способом действия 2.Обобщение знаний и способов действий 3.Применение знаний и способов действий в стандартных ситуациях 4.Оценка уровня усвоения предметных знаний, способов, действий

26 Конструктор учебного занятия Тип учебного занятия Планир уемые результ аты (УУД, предме тные) Этапы занятия Мето ды занят ия Формы взаимод ействия Действи я учителя Действи я учащих ся тренировоч ное опытно- предметное

27 Сравнение урока и учебного занятия УрокЗанятие Внешние отличия Время Наполняемость Содержательные отличия 1.Детско -взрослые отношения 2.Содержание предметного материала 3.Формы работы

28 Сравнение урока и учебного занятия УрокЗанятие Внешние отличия Время45 минутИндивидуальное завершение НаполняемостьВесь класс Малая группа (не более человек). Состав определяет учитель в зависимости от педагогических целей Содержательные отличия 1.Детско- взрослые отношения Учитель - инициатор и организатор, он оценивает общую ситуацию урока Учитель – консультант и эксперт, помогает ребенку адекватно оценить свою работу (выбор карточки, адекватный вопрос) 2.Содержание предметного материала Принятие и постановка учебной задачи, выделение общего способа действия, введение принципов моделирования Освоение операций, входящих в состав введенного способа действия (тренировочное занятие)

29 Сравнение урока и занятия УрокЗанятие Содержательные отличия 3.Формы работы Учащиеся совместно обсуждают введенные принципы; работают коллективно; поставленная цель завершается; учащиеся работаю группой, индивидуально, фронтально, но решают обязательно общий для всех вопрос Со школьники работают индивидуально или небольшими группами. Учащиеся самостоятельно выбирают для себя вид и объем заданий, решают, чем заниматься – тренироваться в совершенствовании определенного умения либо сразу выполнять работу на оценку и проверять свои умения.

30 Отличительные особенности урока: 1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); 2. класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); 3. представляет по содержанию часть учебного курса по предмету и имеет определенную цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе; 4. урок посвящается только одному предмету ( расписание); педагогическое управление уроком; 5. вариативность деятельности учащихся. И.П. Подласый

31 Отличительные особенности учебного занятия: - занятие не заканчивается со звонком; - позиция учителя- консультант, наблюдатель, эксперт; - каждый ученик решают свою задачу

32 Анализ учебного занятия 1. Цель, тип занятия 2. Умеет ли учитель держать паузу? Оставляет ли время для обдумывания? 3. Присутствует ли в речи учителя оценочные суждения? 4. Удается ли учителю перевести детские оценочные суждения в вопросную форму? Чтобы ребенок сформулировал свой вопрос. 5. Какие педагогические приемы удалось обнаружить? 6. Какие важные вопросы задает учитель? 7. Организует ли учитель пространство выбора для ученика? 8. В чем состоит индивидуальность работы каждого конкретного ученика? 9. Какое продолжение своей работы для каждого ребенка после звонка? 10. Как ученику видны собственные трудности? Собственные изменения?

1 Конструктор урока в рамках системно-деятельностного подхода Пуртова О.С., учитель английского языка МАОУ «СОШ32»

2 1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя. 4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. 3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

4 ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) развитие творческого воображения (РТВ) общая теория сильного мышления (ОТСМ) теория развития творческой личности (ТРТЛ)

5 ТРКМ (Технология Развития Критического Мышления) это Способность ставить новые вопросы Вырабатывать разнообразные аргументы Принимать независимые продуманные решения

6 Роль учителя Традиционный урок Урок, построенный по ТРКМ 1. информирующая (рассказать); направляет усилия учеников в определённое русло 2. контролирующая (добиться выучивания); сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; 3. оценивающая (оценить усердие). дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

11 Приёмы и техники, осуществляющие достижение поставленных целей на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Леонькова Е.А., учитель английского языка МАОУ «СОШ 32»

12 Начало урока Приём Отсроченная отгадка Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.. Приём Фантастическая добавка Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Приём Удивляй! Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие.

13 Актуализация знаний. Приём Шаг за шагом. Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы). Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Пример. На уроке иностранного языка ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого- нибудь вида транспорта, членов семьи, профессий, хобби или чего-то ещё. Приём «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский.. Приём Да-нет. Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

14 Приём Развивающий канон Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Приём Я беру тебя с собой» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

15 Изучение нового материала. Приём Хорошо-плохо Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Приём Целое-часть. Часть-целое Прием на развитие логического мышления.

16 Приём «Послушать – сговориться – обсудить». Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Приём Лови ошибку Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

17 Приём Своя опора Универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова- на-Дону Сергей Сычев. Формирует: умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между объектами; умение представлять информацию в «свернутом виде». Приём «Толстый и тонкий вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

19 Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. Иностранный язык: Голова – множественное число существительных. Верхние косточки – исчисляемые и неисчисляемые существительные, исключения. Нижние косточки - правило Хвост- знать правило употребления существительных в единственном и множественном числе. Приём Обратный мозговой штурм Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Пример. Tom has his birthday today. A cake is on the table. He likes his holiday. But he is sad. What should we do to help him? Развитие творческого мышления

20 Решение учебных задач. Приём Морфологический ящик Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах. Копилка слов исключений, составление синонимичных и антонимичных рядов, копилка вопросительных слов, копилка модальных глаголов и т.д. Приём Создай паспорт Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

21 Контроль знаний, обратная связь. Приём Рюкзак Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими.

22 Приём «Хочу спросить» Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.. Формирует: умение задавать вопросы; умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу. Формирование умения задавать вопросы. Приём Вопрос к тексту Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. Формирует: умение содержательно формулировать вопросы; умение оценивать границы своих знаний. Приём "Ромашка" Блума Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

23 Рефлексия. Приём "Телеграмма" Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Приём «Шесть шляп» Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует: умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Приём Райтинг Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

24 Полезные ссылки - Центр системно-деятельностной педагогики « Школа 2000 …» Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники" Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна.) Селихова Татьяна Юрьевна. - ОТКРЫТЫЙ УРОК: - о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социо-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов (как молодых, так и уже умудрёных педагогическим опытом) - Фестиваль педагогических идей « Открытый урок ».

Совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность . УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Личностные универсальные учебные действия а ) отражающие отношение к социальным ценностям: – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – различать основные нравственно-этические понятия; – соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. б) отражающие отношение к учебной деятельности: – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия . Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности – удерживать цель деятельности до получения ее результата; – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: - различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); – анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции -сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, - составлять план простого эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; – моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); – исследовать собственные нестандартные способы решения; – преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; – сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; – анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; – составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; – различать особенности диалогической и монологической речи; – описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; – характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); – характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; – выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; – составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; – писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников

Основная педагогическая задача – создание условий, инициирующих действие обучающихся Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Основной результат–развитие личности на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Уроки деятельностной направленности 1. Урок «открытия» нового знания. 2. Урок рефлексии. 3. Урок общеметодологической направленности. 4. Урок развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания. 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Урок рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидульных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Урок общеметодологической направленности 1. этап мотивации 2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4. этап включения изученного в систему знаний 5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Урок развивающего контроля 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидульных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); 5.Взаимопроверка, , взаимоконтроль ; 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Подготовка к уроку состоит из шести шагов: Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Основные технологии формирования УУД проектная технология; технология проблемного обучения; технология сотрудничества; технология модульного обучения; технология развития критического мышления; технология «французских мастерских» («конструирование вопросов», «ключевые слова», «смысловые ассоциации», «закончи предложение»); технология проблемно-диалогового обучения; технология деятельностного метода обучения.

Технологическая карта Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам

Создание технологической карты позволяет учителю : • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт .

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

Блоки в структуре карты, соответствующие идее технологизации учебного процесса блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами это достижимо); организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

Структура технологической карты Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн.


Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение ока.


Современный урок в свете требований ФГОС.

Из опыта работы по новым ФГОС.

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: структура и содержние

презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска "Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения".

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. «Время есть величайший из новаторов», - го.


Современный урок в свете требований ФГОС

Материал для проведения семинара.


«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:·.

Сюжеты внешней мотивации Условные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры (письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем). Правдоподобные ("в параллельном классе спорили. " ,"мой сосед по площадке. " и т.д.). Часто используются реальные ситуации, вопросы, несвоевременно заданные на данном уроке, реплики, становящиеся замечательным материалом для будущих уроков, разнообразные жизненные ситуации). Требования к внутренней мотивации Проблема, "ловушка" должна встретиться учащемуся при выполнении успешной привычной деятельности. Задача учителя - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал. Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части класса. Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска. Принцип мотивации

«САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку». Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдены ли решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Структура урока 1. Тема урока 2. ФИО (полностью ) 3. Место работы 4. Должность 5. Предмет 6. Класс 7. Тема урока 8 . Базовый учебник 9 . Цель урока (учитель ) Цель урока ( ученик) 10. Задачи -обучающие -развивающие -воспитательные 11. Тип урока 12. Формы работы учащихся 13. Необходимое техническое оборудование 14. Планируемый результат -предметные -личностные - метапредметные 15. Структура и ход урока

№ Этап урока Название используемых ЭОР Деятель - ность учителя Деятель - ность ученика УУД 1 2 3 4 5 6 1. Организационный момент, мотивация 2. Целеполагание 3. Изучение нового материала 4. Первичное закрепление 5. Физкультминутка 6. Контроль знаний 7. Итог урока. Рефлексия 8. Домашнее задание

16. Приложение к плану-конспекту урока (Тема урока) ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР № Название ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 17. Критерии оценивания Устно (письменно) Учитель Ученик 5 4 3 2 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ФГОС ООО конструктор урока

Используйте данный конструктор для моделирования уроков по предложенной теме. Дерзайте, творите, пусть Ваши уроки будут разными, интересными, неповторимыми. Успехов Вам.

Конструктор уроков по ФГОС ООО

Констурктор уроков в соотвествии с ФГОС ООО представлен в виде таблице.


Конструктор создания технологической карты урока по ФГОС

Данный конструктор поможет учителю подготовить технологическую карту и самоанализ урока по ФГОС. Материал был найден на просторах Интернета. К большому сожаленью, не могу точно сказать с сайта какой ш.

Конструктор урока по ФГОС

Конструктор урока по ФГОС.


Конструктор уроков ФГОС

материалы для учителя.

Электронный конструктор урока по ФГОС (технологическая карта)

По данной технологической карте в виде Excel можно оперативно создавать план на открытый урок.

Читайте также: