Программа для детского сада по лего конструированию

Обновлено: 01.05.2024

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.

Занятия по LEGO - конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

Цели и задачи LEGO -конструирования

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием.

Задачи:

- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

- создать условия для овладения основами конструирования;

- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

- способствовать развитию творческой активности ребёнка;

- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Тематическое планирование

Первый год обучения

Тема: Знакомство с конструктором (1 час)

Содержание: Знакомство с деталями LEGO.Игровая деятельность с конструктором

Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

ВложениеРазмер
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx 58.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 6–7 лет

Срок реализации: 1 год (66 часов)

Татаринова Ирина Михайловна,

Раздел. Комплекс основных характеристик программы

Цель и задачи программы

Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график – это обязательная составная часть образовательной программы.

Условия реализации программы

Раздел. Оценка качества освоения программы

1 Раздел. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» разработана с учетом методических рекомендаций Е.В. Фешиной «ЛЕГО-конструирование в детском саду».

Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей на занятиях по легоконструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Адресат программы – настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет, в том числе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). Так как данная программа может реализовываться с детьми с тяжелыми нарушениями речи, главным приоритетом в работе является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.

Уровень программы- базовый - уровень повышенной сложности, который предполагает более глубокое погружение в учебный материал.

Объем программы – 66ч.

Срок освоения программы-1год.

Режим занятий – Образовательная деятельность по программе начинается 1 октября и заканчиваются 31 мая. Первые две недели октября и последние недели мая- педагогический мониторинг. Продолжительность занятия– 30 минут с обязательными перерывами во время занятия (динамическими паузами, физкультразминка). Предполагается проведение двух занятий в неделю.

Наполняемость группы : 12 человек. Группы формируются исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с августа. На первой неделе октября проводится мониторинг имеющихся знаний детей по направлению программы.

Нормативно – правовые основания разработки дополнительной общеразвивающей программы:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

-«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо от 18.11.2015 г.№ 09-3242 Министерств образования и науки РФ «О направлении рекомендаций»).

-Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 11849 от 28.10.2015г.

- Устав МКДОУ «Д/с № 17».

1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы

Цель создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений посредством конструктора Лего.

-развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

1.3. Содержание программы

30 мин – для детей 6-7 лет

Занятия с лего-конструктором - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с лего-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по лего-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с лего-деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из лего–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.

Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию различных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – они начинают неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней, развивать многообразные сюжеты. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития.

Лего-конструкторы появились на свете уже более 50 лет назад. Поэтому может возникнуть вопрос: «Смогут ли они все-таки заинтересовать современного ребенка, который идет в ногу со временем и увлекается компьютерными играми?» Естественно, что существует огромная разница между строительными кубиками и широчайшим выбором компьютерных программ и игр. Эти два вида деятельности довольно-таки тесно связаны между собой, даже в каком-то смысле могут дополнять друг друга. Замечательно, что большинство детей, которые собирают или когда-либо собирали лего-конструкторы, гораздо легче разбираются в той или иной компьютерной игре или программе. Это объясняется тем, что в процессе конструирования они уже сталкивались с множеством отдельных деталей и компонентов и имеют представление о том, как собрать сложную конструкцию из составных частей.

Лего-кострукторы имеют особое значение в жизни детей. Благодаря огромному разнообразию строительных деталей дети максимально активны во время игры. Они полностью включены в игру, им постоянно хочется новых ощущений в прямом смысле этого слова. Существуют две разновидности детской активности, тесно связанные между собой: физическая и умственная.

Первая ощутима и заметна. В случае с физической активностью можно четко выявить детские способности, просто наблюдая за увлеченной игрой, строительством той или иной модели. Активность умственная проявляется опосредованно, так как мы не можем прочесть мысли ребенка. Мы можем увидеть только конечный продукт его умственной деятельности – новую игру или конструкцию. Известно, что детям часто быстро надоедают игрушки, которые нельзя модернизировать или модифицировать. Многофункциональные игрушки, напротив, побуждают их к новым экспериментам. Таковыми и являются леко-кострукторы.

Элементы лего-конструктора можно также использовать в дидактических играх и упражнениях. На основе уже описанных в педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, интереса к обучению, формирования коммуникативной функции.

Таким образом, лего-констуирование способствует развитию у дошкольников фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме. Лего-конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Эта технология актуальна в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «речевое развитие»);

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

- формировать познавательные действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование .

Область применения ЛЕГО-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Социально- коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

  1. Взаимодействие с родителями в процессе организации совместной деятельности выстраивала по нескольким направлениям:

Формы взаимодействия, тематика

Консультации на тему «Родителям о конструкторе ЛЕГО» «Конструктор ЛЕГО – страна увлекательного детства» и др. Памятка «Что такое ЛЕГО-конструктор» Буклет «Игры с ЛЕГО»

Анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях»

– Совместная детско-взрослая деятельность - Квест «В мире фантазий с ЛЕГО-конструктором»

- Совместная проектная деятельность: «Веселый зоопарк», «Детский сад», «Улица будущего», «Город будущего» и др.

- Родительское собрание «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть»

- Выставки детских работ из конструкторов ЛЕГО, созданные совместно с родителями «Чудесный мир ЛЕГО!».

Лего–конструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Ведущей целью Программы – развитие познавательной активности дошкольников по средствам лего-конструирования, необходимой для дальнейшего успешного обучения в школе.

Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют следующие задачи :

- развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского научно-техническое творчества;

- развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;

- развитие психофизических качеств детей: памяти, внимания, воображения, логического и аналитического мышление, мелкой моторики;

- развитие социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

- формирование умений и навыков конструирования (знаний деталей конструктора лего; умений работать по схемам и строить сложные постройки; строит постройки по творческому замыслу, по образцу, по инструкции), приобретения первого опыта при решении конструкторских задач.

- формировать у детей коммуникативные навыки и устную речь: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

- воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Данная Программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет) и рассчитана на два года обучения .

Программа «Легзнайки» предполагает проведение занятий с детьми по подгруппам (12-15 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей:

- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)

- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)

В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (один раз в неделю).

Также Программа предполагает использование дидактических игр с применением элементов лего-конструктара в других видах образовательной деятельности и в режимных моментах (Приложение 3); проектной деятельности (Приложение 4).

- от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

1.5. Формы организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:

1. Конструирование по образцу : заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

4.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

5.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

6. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

  1. Планируемые результаты освоения программы.
  • Ребенок проявляет интерес к моделированию и конструированию, детскому научно-техническому творчеству;
  • У ребенка достаточно хорошо развита творческая активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
  • Ребенок обладает развитыми психофизическими качествами (памятью, вниманием, воображением, логическим и аналитическим мышление)
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
  • Ребенок обладает социально-трудовыми компетенциями: трудолюбием, самостоятельностью, умением доводить начатое дело до конца.
  • У ребенка сформированы умения и навыки конструирования: знает и называет детали конструктора лего; умеет работать по схемам и строить сложные постройки; строит постройки по творческому замыслу, по образцу, по инструкции.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью и коммуникативными навыками: умеет вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; может выражать свои мысли и желания; умеет работать в коллективе, в команде, в малой группе (в паре);
  • Проявляет ответственность, обладает культурой поведения, дисциплинирован.
  1. Система оценки результатов освоения Программы

Реализация Программы «Легознайки» предполагает оценку индивидуального развития детей, анализ развития познавательной сферы каждого ребенка. Такая работа производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценка развития познавательной активности дошкольников связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Рабочая программа дополнительного образования по LEGO - конструированию для детей 5 – 7 лет.

Воспитатель МБДОУ № 41 «Радуга»

Содержание программы:

6.Учебно-исследовательский и проектный компонент…………. 8, 10, 11, 13, 18, 22, 23, 26, 28, 30, 33

7.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы «Лего - конструирование» 1 год обучения…………………………………………9

8. Содержание дополнительной общеобразовательной программы-

дополнительной общеразвивающей программы «Лего –

конструирование» 1 год обучения………………………………………..11

9.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы «Лего - конструирование» 2 год обучения……………………………………….23

10.Содержание дополнительной общеобразовательной программы-

дополнительной общеразвивающей программы «Лего –

конструирование» 2 год обучения……………………………………….25

1. Пояснительная записка.

Актуальность. Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В связи с эти, особое значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию т.к. в дошкольный период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.

Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать. В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы ( доступная игровая форма, от простого к сложному и т.д.) В то же время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.

Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре.

Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют у детей интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему и анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать её решение и реализовывать, а так же расширять активный словарь детей (техническими терминами и пр.).

Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование их можно использовать по пяти областям ФГОС: развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Кроме этого, LEGO – конструирование и робототехника позволяют заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно – технической направленности, остро востребованных сегодня.

Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами как стремление к бесконечности.

LEGO способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений (цвет, форма, размер…).

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления (анализа, синтеза, классификации, обобщения).

3. Развитию мелкой моторики.

4. Сплочению детского коллектива, формированию навыков сотрудничества (принятие совместных решений, задач, распределение ролей).

5. Развитие речи (монологической, диалогической, словарного запаса).

6. Развитию детского творчества

Основные принципы работы с LEGO:

• доступность и наглядность

• последовательность и систематичность

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

Оно позволяет ребёнку работать в удобном для него темпе, создавать новые сюжеты и модели. Позволяет формировать способность воспринимать внешние свойства предметного мира; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях. Позволяет реализовывать самостоятельные творческие решения, создавая новые конструкции и модели. Способствует развитию крупной и мелкой моторики.

На основе выше изложенного, остро ощущается необходимость организации работы по развитию технического творчества и первоначальных технических навыков у детей дошкольного возраста, в рамках программы дополнительного образования «LEGO - конструирование».

Данная программа рассчитана на два года обучения. Возрастная категория: дети 5-6 и 6-7 лет.

Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год . Продолжительность занятий - 30 минут

Обучение основывается на следующих принципах:

• Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка) ;

• Сотрудничества и сотворчества ;

• Природосообразности (учёт возраста воспитанников;)

• Систематичности, последовательности, повторяемости, наглядности, постепенности (от простого - к сложному).

Обучение осуществляется по 4 этапам:

1. Установление взаимосвязей

2.Цели и задачи

Цели: Развитие у дошкольников творческо-конструктивных способностей и познавательной активности посредством образовательных конструкторов LEGO и робототехники.

1. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, моделированию и техническому творчеству.

2. Развивать у детей сенсорные способности, память, внимание, мелкую моторику.

3. Знакомить с основными деталями, элементами, механизмами, способами их скрепления в конструкторах LEGO.

4. Учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий. Самостоятельно определять этапы будущей постройки.

5. Развивать способность экпериментирования с деталями конструкторов, создавая собственные конструкции и модели.

6. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать взаимосвязь между их строением и назначением.

7. Формировать предпосылки учебной деятельности, желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою работу и доводить дело до конца.

8. Развивать познавательную активность, воображение, фантазию, самостоятельность и творческую инициативу.

9. Развивать эстетическое отношение к продуктам своей деятельности и деятельности других детей, к произведениям архитектуры и дизайна.

10. Формировать умение управлять готовыми моделями и роботами с помощью простейших комплексных программ (без навыков компьютерного программирования) или с использованием специальных карт.

11. Формировать умение работать совместно с другими детьми и педагогом.

3.Направленность программы.

Данная программа направлена на:

• Развитие первоначальных конструкторских умений

• Развитие воображения, логики и творческих способностей

• Развитие мелкой моторики и абстрактного мышления

• Первичное знакомство с законами математики и физики

• Мотивацию к познанию и стимулирование творческой активности

• Развитие способности к самообразованию и самостоятельности

• Приобщение к общечеловеческим ценностям

4. Формы и методы работы.

формы и приёмы

Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления и приёмов подбора деталей (по цвету, форме, размеру), способов удержания их в руке). Рассматривание схем. таблиц, иллюстраций. Просмотр учебных фильмов, презентаций. Дидактические игры. Организация выставок.

Обследование LEGO-деталей с использованием различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой и размером, определения пространственных соотношений между ними ( под, на, справа, слева…).

Совместная деятельность ребёнка и педагога.

Воспроизводство знаний своих способов деятельности (форма, собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по замыслу)

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приёмов работы. Проекты, игровые ситуации, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, элементарная поисковая деятельность.

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение демонстрации образцов, различных вариантов моделей. Беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, чтение литературы.

Постановка проблемы и поиск её решения. Творческое использование готовых заданий, самостоятельное их преобразование

Использование сюжетов игр для организации детской деятельности и различных персонажей для обыгрывания сюжета.

Решение проблемных задач с помощью педагога и самостоятельно.

Виды занятий:

1. Свободное исследование (дети создают различные модификации простейших моделей или построек).

2. Под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель или конструкцию).

3. Свободное творчество (решение творчески задач, в процессе которого дети делают модели или конструкции по собственному замыслу или проектам).

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки по LEGO-конструированию;
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

5.Предполагаемый результат

К концу года дети должны знать:

• Об истории возникновения конструкторов LEGO, о профессиях архитектора и инженера – конструктора.

• О простых архитектурных формах и их вариативности

• Об устройстве и функциях различных объектов и строений

• О понятиях входа-выхода, положения, устойчивости, движения…

• Об архитекторах и инженерах-конструкторах, чем занимаются.

• О правилах работы в команде

• Сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), цифры и числа

• О приёмах работы с простыми инструментами и простыми механизмами.

Дети должны уметь:

• Строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца или словесной инструкции.

• Создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу, карте – схеме, инструкции или замыслу.

• Самостоятельно определять этапы будущей конструкции и творчески реализовывать свои собственные замыслы.

• Видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением.

• Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали. Сооружать устойчивые, симметричные конструкции; использовать перекрытия, надстройки .

• Работать в парах и группах, общаясь в процессе работы.

• Использовать в речи конструкторские и технические термины.

• Передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO.

• Использовать знакомые технические термины при описании конструкций и моделей.

• Определять категории животных, техники, построек.

• Создавать простые движущиеся конструкции.

• Изменять пространственное положение объекта и его частей

• Различать и называть детали LEGO – конструкторов.

• Объединять постройки по сюжету и обыгрывать их.

Осуществляется с целью, выявить уровни сформированности технических способностей у детей, в процессе работы с конструкторами LEGO.

Включает в себя: первичный мониторинг (на начальном этапе работы с конструкторами LEGO, или в начале учебного года); промежуточный (по мере необходимости) и итоговый мониторинг (в конце учебного года).

Результаты мониторинга позволяют определять «зону ближайшего развития» для каждого ребёнка индивидуально, а так же, выстраивать или корректировать перспективы дальнейшей работы с детьми, по развитию технических способностей.

6.Учебно-исследовательский и проектный компонент.

В целях эффективности учебной деятельности программа предусматривает включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая направлена не только на закрепление знаний и умений обучающихся в области лего-конструирования, но и на создание заключительной, законченной модели или композиции.

В программе предусмотрена разработка и реализация проектов. На второй год обучения проекты включают в себя исследовательский характер.

Проектно-исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы работы:

2. Подбор информации и разработка модели проекта.

3. Работа по сборке ( 2-й год обучения - использование двигательных и световых модулей).

4. Защита проекта.

Такие учебно-исследовательские и проектные работы позволяют сочетать различные виды познавательной деятельности. Для построения индивидуальной траектории развития обучающихся необходимо учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:

- с успешностью освоения материала;

- с умением слушать собеседника и задавать вопросы;

- со стремлением понять и решить поставленную задачу;

- с владением навыками общения со сверстниками;

- с умением планировать, контролировать развитие универсальных учебных действий.

7.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы

СПОСОБ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: теоретический, практический, репродуктивно-творческий.

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: индивидуальная, групповая.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1г

Пояснительная записка.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения , точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.

В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Цель программы: развитие пространственных представлений через лего - конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи программы:

учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;

используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;

учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;

организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;

формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;

развитие навыков общения, коммуникативных способностей.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет и составлена с учётом индивидуальных особенностей детей. Данная группа состоит из мальчиков и девочек.

Данная программа рассчитана на год обучения. Количество детей в группе 15 человек. Обучение по программе рассчитано на 34 рабочих недели.

Продолжительность программы:

подготовительная группа –68 занятий по 30 минут (два раза в неделю).

Занятия проводятся с группой детей 15человек.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)

природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

«от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Формы занятий: групповая, игровая, практическая, комбинированная, соревновательная.

Методы обучения:

Словесные методы: беседа, рассказ;

Наглядные методы: показ: демонстрация плакатов, технологических карт и схем, использование технических средств.

Практические методы: игровой, соревновательный,

Формы и виды контроля:

Для оценки результатов реализации программы «Центр Лего-конструирования» проводятся:

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

В процессе занятий Lego – конструированием дети:

Развивают мелкую моторику рук;

Развивают память, внимание, умение сравнивать;

Учатся фантазировать, творчески мыслить;

Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;

Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;

Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Читайте также: