Программа по конструированию лего дупло

Обновлено: 20.05.2024

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……….

Отличительные особенности образовательной программы……….

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы…………………………………………………………….

Формы проведения занятий……………………………………….

Сроки реализации образовательной программы. …….

Цель образовательной программы………………………………….

Задачи образовательной программы……………………………….

Способы определения результативности программы…………….

Формы подведения итогов реализации программы……………….

Содержание образовательной программы………………………….

Содержание разделов и тем………………………………………….

Планируемые результаты освоения образовательной программы.

Методическое обеспечение образовательной программы……….

Список использованных источников и литературы……………….

Список литературы, рекомендованной воспитанникам и родителям…………………………………………………………….

Приложение 1. Мониторинг ЗУНов воспитанников……………….

Приложение 2. Календарный учебный график 1 года обучения….

Приложение 3. Календарный учебный график 2 года обучения….

Приложение 4. Календарный учебный график 3 года обучения….

Приложение 5. Календарный учебный график 4 года обучения….

Пояснительная записка.

Введение к образовательной программе.

Дополнительная общеразвивающая программа «Лего-конструирование и робототехника в дошкольном учреждении – шаг к техническому творчеству» технической направленности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческой жизни и постоянно усовершенствует свои позиции в новых открытиях.

Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.

Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие данного вида творчества в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью Лего-конструкторов и робототехники.

Идея сделать Лего-конструирование и робототехнику процессом направленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, легла в основу данной образовательной программы.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн, т.е. способствует разностороннему развитию способностей детей. Использование конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Таким образом, данная образовательная программа является педагогически целесообразной.

Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

Отличительные особенности образовательной программы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс обучения разбивается на два этапа:

Конструирование. На данном этапе дети получают первые знания и навыки при работе с конструкторами Lego , изучают простые механизмы и соединения. Это предварительный, непрограммируемый этап знакомства с робототехникой.

Робототехника. На втором этапе обучения дети конструируют более сложные, программируемые модели роботов. При работе с конструкторами MRT1 (Goma Hand), MRT1-2 (Brain A) для программирования собранных роботов используются специальные карты. В дальнейшем дошкольники знакомятся с пиктограммами, языком и правилами программирования посредством среды Lego Wedo.

В процессе обучения дети работают с несколькими видами конструкторов – Lego Duplo, Lego System, MRT1 (Goma Hand), MRT1-2 (Brain A), Lego Wedo Education . Благодаря этому они получают представление о различных деталях, различных способах соединения и крепления, о конструктивных особенностях различных моделей, сооружений и механизмов, о различных подходах к программированию роботов.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы.

Программа предусматривает занятия с дошкольниками 4-х возрастных групп: 3 – 4 года (вторая младшая группа), 4 – 5 лет (средняя группа), 5 – 6 лет (старшая группа), 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа).

Занятия проводятся в группах наполняемостью 4 – 7 человек. Условия набора детей – принимаются дети, желающие заниматься конструированием и робототехникой.

Формы проведения занятий.

Форма организации деятельности дошкольников – индивидуально-групповая.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и исследовательская (творческая).

Информационно-рецептивная деятельность дошкольников предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, объяснение.

Репродуктивная деятельность детей направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение сборки моделей по образцу, и выполнения задания по предлагаемой инструкции. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности, внимательности детей.

Исследовательская (творческая) деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу дошкольников при конструировании и программировании моделей, изменение конструкций собранных моделей, конструирование по собственному замыслу.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает детям возможность овладеть новыми знаниями, умениями и навыками в области Lego-конструирования и робототехники, проявить свои творческие способности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные (беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций, видеоматериалов, действующих моделей роботов, схем и рисунков, карточек-инструкций, обучающих СD, CD с инструкциями, тематических игр), практические (выполнение заданий, конструирование модели), индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении заданий. Этому способствуют совместные обсуждения плана конструирования моделей роботов, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки индивидуальных проектов и роботов.

Важными условиями развития технического творчества воспитанников выступают идеи свободы выбора. Поэтому часто проводятся занятия конструированием по замыслу ребенка.

Сроки реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения по 36 часов в год для каждой учебной группы.

Занятия проводятся один раз в неделю с каждой возрастной группой. Согласно нормам СанПиН продолжительность занятий для воспитанников второй младшей группы составляет 15 минут, для воспитанников средней группы – 20 минут, для воспитанников старшей группы – 25 минут, для воспитанников подготовительной группы – 30 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, оформленном в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованном в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Цель образовательной программы.

Развитие творческого кругозора дошкольника, его конструкторских умений и способностей через обучение основам конструирования и робототехники.

Задачи образовательной программы для детей 1 года обучения

- сформировать первоначальные знания о конструкторе Lego Duplo (о деталях конструктора, о геометрической форме и цвете деталей, их креплении);

- познакомить с правилами безопасной работы с конструктором;

- научить конструировать модель конкретного назначения.

- развивать конструкторские навыки;

- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;

- развивать мелкую моторику.

- воспитать у детей интерес к конструированию как виду творчества;

- воспитать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

- воспитать ответственность, коммуникативные способности, трудолюбие, самостоятельность.

Задачи образовательной программы для детей 2 года обучения

- сформировать систему знаний, умений и навыков при работе с конструкторами Lego Duplo , Lego System ;

- познакомить с правилами безопасной работы с конструкторами;

- научить самостоятельно определять этапы будущей постройки, анализировать ее;

- сформировать первоначальные знания для дальнейшего обучения робототехнике.

- развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;

- развивать мелкую моторику;

- развитие математических знаний и навыков;

- развивать интерес к технике, конструированию, высоким технологиям, способствовать развитию вычислительных навыков.

- воспитать у детей интерес к техническим видам творчества;

- воспитать навыки сотрудничества, взаимопомощи, социальной ответственности;

- воспитать трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Задачи образовательной программы для детей 3 года обучения

- сформировать систему знаний, умений и навыков при работе с конструкторами MRT 1 ( Goma Hand ), MRT 1-2 ( Brain A ) (использование крутящихся, подвижных деталей);

- научится конструировать неавтоматические модели и модели первых роботов по собственному замыслу;

- сформировать знания по основам робототехники и программированию;

- познакомить с правилами безопасной работы с конструкторами и инструментами, необходимыми при конструировании и программировании.

- развивать творческую активность и самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;

- развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое);

- развивать интерес к робототехнике, программированию, способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.

- воспитать интерес к техническим видам творчества;

- воспитать навыки сотрудничества, взаимопомощи, коммуникативные навыки (участие в беседе, обсуждении);

- воспитать эмоционально-положительное отношение к труду через организацию продуктивно-прикладной деятельности;

- воспитать чувство личной ответственности, самостоятельность.

Задачи образовательной программы для детей 4 года обучения

- сформировать систему знаний, умений и навыков при работе с конструкторами MRT Story , MRT Sensing , Lego Wedo Education ;

- формировать навыки программирования робототехнических средств в среде Lego Wedo, навыки составления собственных программ;

- формировать знания о правилах безопасной работы с конструкторами и инструментами, необходимыми при конструировании и программировании.

- развивать конструкторские навыки, навыки программирования;

- развивать внимание, оперативную память, воображение, логическое и творческое мышление;

- развивать интерес к робототехнике, программированию, исследовательской деятельности.

- воспитать интерес к техническим видам творчества;

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

- воспитать трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности.

Способы определения результативности образовательной программы.

Текущий контроль проходит в виде опросов, педагогических наблюдений, проводимых в процессе каждого занятия. Критериями оценки служат усвоенные детьми знания, умения и навыки, правильность выполнения учебного задания.

Промежуточный контроль по темам проходит с использованием педагогического анализа выполненных детьми творческих проектов, отвечающих некоторым поставленным задачам. Организуется выставка.

Также для осуществления начального, промежуточного и итогового контроля проводится мониторинг знаний, умений и навыков воспитанников (в начале, середине и конце учебного года). Результаты мониторинга заносятся в специальные таблицы (Приложение 1).

Доп. программа расчитана на два года. Средняя и старшая группа.

ВложениеРазмер
Дополнительная программа "Лего-конструирование". 56.78 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида

города Искитима Новосибирской области

Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 19

МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» «Золотая рыбка»

«____»______________2019 г. Приказ № ______от ________2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

(программа ориентирована на детей второй младшей, средней группы)

Срок реализации: 2года

Воспитатели: Михайлова А.В.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысить интерес к конструированию и начать заниматься с детьми второй младшей группы (3-4 года).

Программа предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги «LEGO-конструирование», является модифицированной.

В основе модифицированной программы - следующие источники:

1. «LEGO-конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству» И.А. Русских.

2. Авторская программа «Лего-конструирование в детском саду» Е.В. Фешиной.

Направленность дополнительной образовательной программы: техническая (техническое моделирование и конструирование) - расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;

Цель программы: развитие конструкторских способностей детей.

- учить называть детали лего-конструктора «Дупло» (кирпичик большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);

- простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму,

величину, цвет деталей);

- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);

- сравнивать предметы по длине и ширине;

- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета

- конструировать по образцу и условиям;

- различать по цвету и форме;

- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.

- познакомить с новыми деталями лего-конструктора «Дупло» (основа машины, полукруг, овал);

- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;

- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;

- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;

- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.

Новизна программызаключается в том, что дошкольники приобретают

элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. LEGO -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

- востребованность развития широкого кругозора у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;

- LEGO – конструирование позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры

- LEGO-технологии объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы:

Доступность- предусматривает осуществление конструктивно-игровой

деятельности с LEGO с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Наглядность - обучение и воспитание предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов,

Последовательность – заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.

Систематичность - обучения и воспитания -достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой «LEGO» для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящая дополнительная образовательная услуга предполагает использование образовательных конструкторов «LEGO-DUPLO», как инструмента для обучения дошкольников (3-4 года) конструированию.

Срок реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 2 учебных года (72 занятия).

Формы и режим занятий: приработе по данной программе используется подгрупповая и индивидуальная форма работы. Группа детей до 10 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, 15-20 минут, 2 раза в неделю.Таким образом, продолжительность занятий по конструированию соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному,возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные:

Конструирование по образцу — когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу - предполагает, что ребенок сам, без каких

- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Конструирование по модели – в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети должны воспроизвести модель из имеющихся у них строительных материалов. Таким образом, детям дают задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством для активизации их мышления. Конструирование по модели – разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по теме - детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: ожидаемыми результатами к концу учебного года является то, что дети должны знать:

  1. правила безопасной работы;
  2. основные компоненты конструктора «LEGO-DYPLO»;
  3. виды соединений в конструкторе;
  4. основные приемы конструирования;

дети должны уметь:

  1. использовать готовые инструкции – схемы и поэтапно собирать модель
  2. - различать и называть детали конструктора,
  3. - выполнять постройку:

по образцу, по замыслу;

  1. - находить конструктивные решения,
  2. - использовать готовые постройки в игре,
  3. -удерживать деталь щепотью, скреплять и разъединять детали конструктора;
  4. - сосредоточиться;
  5. - принимать участие в коллективной постройке, доводить задуманное до конца.

Результативность выполнения данной программы определяется с помощью устного опроса и наблюдения за ребенком. Все результаты заносятся в мониторинговую карту по LEGO-конструированию и оцениваются по трёхбалльному уровню- «низкий», «средний», «высокий» (см. приложение).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Внедрение LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности ребенка и побуждает его к самообучению в дальнейшем. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний

ВложениеРазмер
2021-2022_uch.g._blinova_t.yu_._lego-duplo._4-5_let.docx 95.67 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Благовещенска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №15 города Благовещенска"

Рассмотрено и принято:

на педагогическом совете

"Знакомство с ЛЕГО-ДУПЛО"

уровень программы: ознакомительный

возраст обучающихся: 4- 5лет

срок реализации: 1 года

Автор-составитель: Блинова Татьяна Юрьевна,

Благовещенск, 2021 год

Объем освоения программы

Срок освоения программы

Периодичность и продолжительность занятий

Содержание учебного плана. Перспективное планирование

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

2.1.Календарный учебный график

2.2.Условия реализации программы

2.3. Методические материалы

I.Основные характеристики программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знакомство с ЛЕГО-ДУПЛО» (далее – Программа) имеет техническую направленность, соответствует:

- Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 8 декабря 2020 года ,

- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р,

- Порядку организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 (вместе с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196),

Дети учатся через игру. Когда деятельность увлекает, она концентрирует внимание детей. Чем больше дети заинтересованы, тем больше они учатся. Зачастую простые действия имеют самые большие образовательные преимущества. Концепция LEGO проста , но она является универсальной, т. к. блоки могут быть использованы для создания разных элементов. Конструкторы LEGO стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий.

Внедрение LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности ребенка и побуждает его к самообучению в дальнейшем. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего- дупло стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей среднего возраста, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего-дупло, тот конструктор, который дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Также в ДОУ недостаточно опыта системной работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструктора.

Программы заключается в том, что Легоконструирование позволяет ребенку в форме игры узнать много нового и приобрести для дальнейшей жизни необходимые умения и навыки. Все дети любят играть, но готовая игрушка, не позволяет ребенку творить самому, Лего предоставляет ребенку открыть новый мир: научиться воображать, фантазировать, творчески мыслить. Дети учатся работать в команде, общаются друг с другом, устраивают совместные игры, уважают свой и чужой труд. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы», сборник методических рекомендаций и практикумов, в помощь педагогу ДОО «Лего-конструирование, программы, занятия, конструкторские модели». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего -дупло. Конструирование на занятиях проходит в нескольких формах. Первое: конструирование по условию, т.е. дети должны произвести конструкцию по заданному условию, второе: конструирование по образцу, где ребята работают на примере образца и способа изготовления, в основе лежит подражательная деятельность, третье: конструирование по чертежам и схемам, четвертое: конструирование по замыслу. Т.е. педагог подводит к тому, чтобы дети могли самостоятельно и творчески использовать навыки полученные ранее.

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки при работе в коллективе
  • Формируется предпосылка учебной деятельности, желание трудиться.

Направленность программы - техническая. Данная программа направлена на развитие личностной, интеллектуальной и коммуникативной сфер дошкольника.

Уровни сложности освоения программы: ознакомительный.

Ознакомительный уровень Программы обеспечивает нахождение адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей, предоставление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей.

Отличительные особенности программы

Заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего образовательного процесса в группах среднего дошкольного возраста. Программа преследует пропедевтические цели, позволяет реализовать единую линию развития технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей на этапах дошкольного детства средствами LEGO-конструирования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. LEGO-конструирование позволяет детям шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире, а также в процессе конструирования дети получают интегрированные представления в различных образовательных областях. Программа по легоконструированию построена по форме «от простого к сложному». В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Адресат программы: дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Знакомство с ЛЕГО-ДУПЛО» для дошкольников 4-5 лет принимаются все желающие дети, достигшие 4-х летнего возраста.

Форма обучения: очная, допускается сочетание различных форм получения образования, и форм обучения.

Форма проведения занятия : игры, занятия, упражнения.

Объем освоения программы: 1 год.

Срок освоения программы – 1 учебный год (с 06 сентября по 26 мая).

Режим занятий: 68 часов в год,2 раза в неделю, во вторую половину дня, количество обучающихся в группе до 15 человек (место проведения занятий- кабинет дополнительного образования.

Периодичность и продолжительность занятий: понедельник, пятница, длительность занятия 20 минут.

Цель программы – создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования .

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.

Занятия по LEGO - конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

Цели и задачи LEGO -конструирования

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием.

Задачи:

- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

- создать условия для овладения основами конструирования;

- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

- способствовать развитию творческой активности ребёнка;

- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Тематическое планирование

Первый год обучения

Тема: Знакомство с конструктором (1 час)

Содержание: Знакомство с деталями LEGO.Игровая деятельность с конструктором

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего-технологий.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа по ЛЕГО-конструированию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Я моделирую мир".»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19».

Дополнительное образование детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)

«Я моделирую мир».

Воспитатель: Константинова Марина Сергеевна

Пояснительная записка

Актуальность и новизна программы

Цель и задачи программы

Педагогические принципы программы

Методы, приемы и формы организации НОД

Стратегия реализации дополнительной образовательной программы «Я моделирую мир»

Организационное обеспечение дополнительной образовательной программы «Я моделирую мир»

Учебный план дополнительной образовательной программы «Я моделирую мир»

Создание предметно-развивающей среды

Результативность освоения программы

Ожидаемые результаты работы

Список литературы и интернет-источников

Игра - это единственный
путь обучения, который
доступен в детском возрасте.
Д. Эйнон.

Пояснительная записка

В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является раз­витие дополнительного образования де­тей. Допол­нительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объек­тивно задается множество отношений, где осуществляется специальная обра­зовательная деятельность различных систем по обуче­нию, воспитанию и разви­тию индивида, где форми­руются процессы самообу­чения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореа­лизация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоян­но изменяющиеся индивидуальные соци­окультурные и образовательные потребно­сти детей.

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего-технологий.

Актуальность и новизна ПРОГРАММЫ

Что такое лего-технологии? Это ещё одно веянье моды или требование времени?

Считаем, что применение лего-технологий в детском саду актуально и жизненно необходимо для детей, развивающихся в современном мире.

В настоящее время нашей стране не хватает квалифицированных технических кадров – инженеров, конструкторов, технологов машино- и ракетостроения. Если с раннего детства правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, когда он вырастет, это перейдёт в умение учиться и воспринимать новое с детским энтузиазмом. У таких детей потребность к творчеству будет постоянная, они будут испытывать радость от достижения поставленной цели, желание побеждать.

Игра – необходимый спутник детства. Одним из средств познавательного развития детей являются лего-технологии, которые позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Принципы, заложенные в основу лего-технологий - интерес - познание – творчество.

ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в команде.

Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Свои замыслы и проекты моделей дети создают в конструкторе LEGO DUPLO, в конструкторе LEGO DACTA и виртуальном конструкторе LEGO в программе LEGO Digital Designer.

Новизна дополнительной образовательной программы «Развивайка» заключается в том, что разработан и систематизирован практический материал в интеграции лего-технологий (лего-конструирование и лего-дизайнерство), который поможет развивать у детей познавательные, креативные, конструктивные способности, инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, познавательную активность, находчивость, умение работать в коллективе.

LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Читайте также: