Птица которой окрестили аэроплан братьев конструкторов совершивший полет зимой 1903 года

Обновлено: 26.04.2024

Иллюстрация: Фото биплана братьев Райт – предположительно сделано 17 декабря 1903 года.

Фамилию авиаторов братьев Райт слышали все. И написано о них очень много.

Но кто они - братья Райт – упорные ученые, профессора, или бесшабашные американские парни, которым в жизни крепко повезло?

Говоря коротко – это техники – самоучки, которые свой неформальный не связанный с бизнесом интерес воплотили в мечту человечества – летать на аппаратах тяжелее воздуха.

Братья не писали никаких статей и не защищали диссертаций, младший брат Орвилл учился плохо и не окончил колледж на своей родине в Дейтоне, штат Огайо.

Деньги братья зарабатывали в велосипедной мастерской, а для своих работ по полетам выбрали берег океана с сильнейшими ветрами.

Братья Райт не были неучами – они были самоучками, они читали и технические материала, и пытались использовать их в своем увлечении. Американский энтузиаст планерных полетов Октав Шанют, содержавший на свои средства лагерь в Чикаго у озера Мичиган для проведения планерных скользящих полетов на машине своей конструкции, находился в переписке с братьями и им существенно помог преодолеть американскую государственную бюрократию.

Братья Райт использовали в работе материалы известного немецкого инженера Лилиенталя, который был и теоретиком и практиком – он пытался повторить конструкцию крыла птиц, и при одном из полетов близ Берлина в 1896 году разбился. Идеи Лилиенталя воплотились потом – при создании дельтапланов.

С начала 20-го века братья Райт – Уилберу было 33 года, а Орвилу - 29 лет, стали строить безмоторные планеры в районе Кити Хок в Северной Каролине. За прототип конструкции братьев можно принять планер Шанюта – биплан с хвостом изобретателя Пино. Велостроители Райт добавили к этому планеру средства управления – как на велосипеде – на тросиках, а затем в 1903 году и самодельный моторчик.

Сам Шанют пролетел на своем планере-биплане в лучшем полете 109 метров – братья хотели побить этот рекорд.

Полеты они совершали каждый год. В 1901 году при запусках беспилотного планера они обнаружили, что научная база Лилиенталя - таблицы влияния ветра - дают огромную погрешность – более 50% - и идти нужно своим путем. У братьев кончились деньги, и в августе 1901 года они уехали из Кити Хок на родину в Огайо. Тогда старший брат Вильбур потерял веру в проект, и предлагал работы закончить, но младший брат Орвилл был фанатиком полетов, его настойчивость привела к продолжению в 1902 году любительской исследовательской работы.

В 1903 году братья установили на своём биплане самодельный двигатель внутреннего сгорания в 12 лошадиных сил – и все было готово для постановки рекорда.

Погода братьям благоприятствовала – в октябре 1903 года сильнейший ураган посетил лагерь Кити Хок и чуть не сорвал крышу с сарая-ангара, в котором братья вели свои работы. Ураган ушел – а сильные ветра остались – и они помогли братьям.

В конце осени 1903 года аэроплан с мотором был полностью готов к полетам.

Первая попытка 14 декабря 1903 года была неудачна – аэроплан вышел из строя (по жребию летал Вилбур Райт).

Вторая попытка 17 декабря 1903 года – удалась. Были совершены полеты на 120, 175, 200 и 852 фута. Впервые, оборудованный мотором аэроплан, произвел беспосадочный полет под полным управлением пилота.

Пилотом аэроплана в этих исторических полетах по жребию стал младший из братьев Орвилл Райт, ему было 32 года. Три первых полета Орвила были по дальности меньше рекорда Шанюта, но четвертый на 852 фута – означал, что мотор помогает в полете, а не служит только лишним грузом. Так родилась авиация с МОТОРОМ.

Показательно то, что 59-секундный исторический полет Орвила Райта в 1903 году никого не заинтересовал – никакой сенсации не было.

Братья продолжили полеты на аэроплане, и в сезоне 1904 года они довели свои результаты по длительности до 5 минут, по дальность до 4.500 метров.

Но все американские научно-государственные инстанции, в которые обращались братья Райт, или давали им бюрократические отписки, или считали братьев МОШЕННИКАМИ, желающими получить из казны финансирование.

Вильбур и Орвилл продолжали свою неблагодарную работу еще 4 года.

Американские научные круги приехали таки в Северную Каролину, и убедились в справедливости сведений о полетах. Они стали контролировать работу братьев и фиксировать рекорды. Но в Европе американским «рекордсменам» братьям Райт НЕ ВЕРИЛИ. Европейцы по привычке считали американцев хвастунами и обманщиками, тиражирующими дутые сенсации.

В частности русские газеты о полетах братьев писали в пренебрежительном тоне, например, так писали весной 1908 года:

«New-York Herald» сообщает, что 17 апреля братья Райт (Wright) совершили полет на своем аэроплане в Нагхэды (Сев. Каролина) под контролем представителей правительства. Аэроплан пролетел две мили (3218 метров) и мог бы продолжать полет и далее. ЕСЛИ ЭТА ТЕЛЕГРАММА ТОЧНА, то европейский рекорд побит. Генри Фарман сделал 2004 метров и вскоре уступил пальму первенства Далагранжу (2168 метров). Теперь им предстоит превзойти своего американского коллегу.

Журналист Брэндрет так писал в августе 1908 года в газете «Дэйли Мэйл»:

«Когда большая белая птица поднялась высоко в воздух и проделала ряд эволюций с такой же легкостью, как судно в море, то неописуемое возбуждение охватило небольшую толпу зрителей. Мы все почувствовали, что были ГЛУБОКО НЕСПРАВЕДЛИВЫ к Вильбуру Райту, СОМНЕВАЯСЬ в том, что он может летать. Мы ринулись к нему с криком. Мы чувствовали, что, наконец, эажглась заря эпохи авиации, и с восторгом горячо пожимали руки Вильбура. Я увидел, что его лицо просветилось и просияло от удовольствия, и по рукопожатию я понял, что под маской внешней холодности он вибрировал всеми нервами.»

В 1909 году проснулись от спячки земляки братьев Райт в городе Дейтон,- в июне в городе в их честь устроили торжества. Штат Огайо наградил всемирных знаменитостей братьев Райт медалями. Колледж Уорлэм, где братья учились, и покинули его без дипломов (им учителя в выдаче дипломов ОТКАЗАЛИ) – двадцать лет спустя дипломы изобретателям вручил.

В 20-е годы бремя славы нес один из братьев Райт – Орвилл, так как старший брат Вильбур в 1912 году умер. В 1928 году в США отмечали полет 1903 года на государственном уровне. Был конгресс, а затем открыли памятник в Кити Хок с надписью:
«Первый удачный полет на аэроплане сделал с этого места Орвил Райт 17 декабря 1903 г. на машине, сконструированной и построенной Орвилом Райтом и Вильбуром Райт. Эта доска воздвигнута Национальной воздухоплавательной ассоциацией С.-А. Штатов 17 декабря 1928 г. в память 25-летней годовщины этого события».

Жители Кити Хок у деревянного здания почты, в которой Вильбур начал сборку первого планера и сшивал на швейной машине материю для крыльев (конечно, всю биографию братьев по часам уже описали пытливые биографы), установили обелиск с изображением первого планера и надписью:

«На этом месте 17 сентября 1900 г. Вильбур Райт начал сборку первого планера бр. Райт, который способствовал завоеванию воздуха человеком. Воздвигнут гражданами Кити Хок. Сев. Кар. 1928 г.»

Шло время. Наступил 2003 год.

17 декабря 2003 года в США проходило празднование 100-летия первого полета на аэроплане братьев Райт. Президент США Джордж Буш – по военной профессии пилот - и его важные гости прибыли на место исторического события. На копии самолета братьев Райт должен был состояться показательный полет, но то, что сделал великий летчик Орвилл Райт – то есть поднял аэроплан в воздух – СОВРЕМЕННОМУ ПИЛОТУ СДЕЛАТЬ НЕ УДАЛОСЬ.

Праздник состоялся, но без своей главной «изюминки».

Сегодня на берегу океана у Кити Хок в честь полетов братьев Райт стоит обелиск, установленный в 1928 году, на мысе разместился дом-музей братьев Райт, а полет 1903 года стал предметом национальной американской гордости.

19 августа в честь дня рождения первого в мире пилота Орвилла Райта празднуется в США как Национальный день авиации.

«Братья Райт в лагере около поселка Китти Хок в Северной Королине осенью 1903 года построили аэроплан, готовый к полетам. Первая попытка 14 декабря 1903 г. была неудачна – аэроплан вышел из строя (по жребию летел Вилбур Райт). Вторая попытка 17 декабря 1903 года – удалась. Были совершены полеты на 120, 175, 200 и 852 фута. Впервые оборудованный мотором аэроплан произвел беспосадочный полет под полным управлением пилота.»

О братьях Райт можно прочитать мою отдельную статью. На иллюстрации фото знаменитого полета - оно единственное, и иногда его подвергают сомнению - но так как больше ничего другого нет - посмотрим на него. Так в волновой день 17 декабря 1903 года волновой герой Орвил Райт - родился в день Преображение Господне 19 августа 1871 года - совершил первый полет человека на планере с мотором. Сомнения экспертов понятны - пилот, судя по всему лежит на крыле, а планер поднялся в воздух с подставки без разбега по полю.

17 декабря 1903 г.н.с. США: родился Эрскин Колдуэлл – американский писатель

«КОЛДУЭЛЛ (Caldwell) Эрскин (р. 17.12.1903, Уайт-Ок, шт. Джорджия), американский писатель. Сын священника. В молодости сменил ряд профессий. Дебютировал сб. новелл "Американская земля" (1931). Последующие сб-ки новелл и романы "Табачная дорога" (1932, рус. пер. 1938), "Акр господа бога" (1933) закрепляют в творчестве К. тему провинциального Юга США, с его расизмом, жестокостью и насилием. В июне - сент. 1941 К. был корреспондентом в Москве (публицистич. кн. "Москва под огнём", 1942, "Всё брошено на Смоленск", 1942; роман "Всю ночь напролёт", 1942,- о партизанском движении в период Великой Отечественной войны 1941-45). Впоследствии посещал СССР в 1959 и 1963. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. творчество К. переживает подъём (антирасистский пафос романов "Дженни", 1961, и "Ближе к дому", 1962).Со 2-й пол. 60-х гг. К. работает в публицистико-документальных жанрах: "Писательство в Америке" (1967), "Глухой Юг. Воспоминания и размышления" (1968) - о росте самосознания "цветных" в самых отсталых южных углах. Реалистич. манере К. присущи юмор, склонность к гротеску, использование фольклора.»
Эрскин Колдуэлл – традиционно входил в СССР в т.н. список «прогрессивные писатели Америки». В Америке мнение о нем противоречивое. Уильям Фолкнер – признанный американский авторитет – включает Колдуэлла в пятерку лучших американских писателей середины 20-го века, но это мнение практически единственное. Умер Эрскин Колдуэлл в апреле 1987 г. в Аризоне.

19 декабря 1903 г.н.с. Италия: родился Пьетро Секкья – коммунист, генеральный комиссар гарибальдийских бригад в Италии в 1943-45 гг.

19 декабря 1903 г.н.с. медицина: родился Джордж Снелл – генетик, лауреат

19 декабря 1903 г.н.с. в Бредфорде, Массачуссетс, родился Джордж Снелл – великий американский врач – генетик. В 1980 г. получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за решение проблемы совместимости пересаживаемых тканей от донора к пациенту. Умер в возрасте 93 года.

17 декабря 1903 г.с.с. террор: разгул «хунхузиады» в Хабаровске

газета «Приамурские ведомости» № 572, 17 декабря 1903 г.:

«Воровство в городе ведется систематично и, несомненно, организованными шайками, создающими хабаровскую местную хунхузиаду. Этому способствует совершенная почти свобода воров действовать без риска быть задержанными ввиду малочисленности городской полиции».

17 декабря 1903 г.с.с. природа: сгорел театр «Ирокезы» в Чикаго – множество жертв

Газета «Новое время»:


17 декабря 1903 года на песчаной косе Китти-Хок у атлантического побережья США, близ местечка Килл-Девил-Хилл (штат Северная Каролина), изобретатели братья Райт впервые провели успешное испытание летательного аппарата с двигателем. Этот первый самолет открыл человечеству путь в эру авиации.

Еще в августе 1896 года молодые американские велосипедные механики и пионеры авиации братья Уилбер и Орвилл Райт узнали о гибели немецкого изобретателя Отто Лилиенталя, который разбился во время полета на своем планере. Как ни странно, но именно это известие укрепило их в мысли уйти в дальнейшем от полетов на планерах и создать летательный аппарат тяжелее воздуха, снабженный двигателем и системой управления. То есть самолет.

После нескольких лет экспериментов и успешных полетных испытаний все тех же планеров, братья Райт вплотную приблизились к осуществлению своего замысла. В 1903 году инженеры построили первый в мире самолет — оснащённый двигателем аппарат «Флайер-1», материалом которому послужил уже традиционный для братьев Райт конструкционный материал — ель, крепкое и лёгкое дерево.

Они также разработали и изготовили деревянные пропеллеры, а также бензиновый 12-сильный двигатель, изготовленный тут же в их собственном магазине велосипедов. Они полагали, что модель пропеллера будет простым вопросом и планировали использовать расчёты для корабельных винтов. Однако их библиотечные исследования не привели к нахождению каких-либо базовых формул для морских или воздушных винтов, и они оказались без отправной точки в этом вопросе. Они обсуждали и долго спорили по этому поводу, пока не пришли к выводу, что пропеллер — по сути то же крыло, только вращающееся в вертикальной плоскости.

На этом основании они для проектирования пропеллеров воспользовались данными большего количества испытаний в аэродинамической трубе. В окончательном варианте диаметр пропеллера составил 2,6 м, лопасти были сделаны из трёх склеенных кусков ели. Братья Райт выбрали двойной «толкающий» пропеллер (противовращающийся, чтобы гасить вращающий момент), который должен действовать на больший объём воздуха, чем одинарный относительно медленный пропеллер, и не будет влиять на поток воздуха по передней кромке крыльев.

Цепь цепной передачи напоминала аналогичную велосипедную, однако она была произведена предприятием, производящим сверхпрочные цепи для автомобильных двигателей. «Флайер-1» имел размах крыла 12 м, весил 283 кг, и был оснащён двигателем мощностью 9 КВт и весом 77 кг.

Стоимость постройки «Флайера-1» составила менее тысячи долларов. Что не шло ни в какое сравнение с теми 50 000 долларов, которые получил от армии США основной конкурент братьев — изобретатель Сэмюэлом Лэнгли на строительство своего экспериментального самолета с громким названием «Аэродром».

Летные испытания «Флайера-1» все время откладывались из-за постоянных поломок пропеллера во время испытаний двигателя. К концу года это удалось преодолеть и старший из братьев Райт — Уилбур выиграл в орлянку право взлетать первым. Он совершил свою попытку 14 декабря 1903 года, однако самолёт упал сразу после взлёта. «Флайер-1» при этом незначительно пострадал. В письме к семье Уилбур писал, что испытание принесло «только частичный успех», констатируя, что «мощности вполне достаточно и если бы не пустяковая ошибка и не недостаток опыта с этой машиной и этим методом старта, машина несомненно полетела бы красиво».

После того, как братья отбуксировали «Флайер» обратно после его четвёртого рейса, мощный порыв ветра перевернул его несколько раз, несмотря на попытки предотвратить это. Сильно повреждённый самолёт больше не поднимался в воздух. Братья отправили его домой, но годы спустя Орвилл восстановил самолет, передавая его для показа в США, а затем и Британскому музею, пока он не был установлен в Смитсоновском институте в Вашингтоне (округ Колумбия) в 1948 году.

Братья Райт, Wright brothers - пионеры авиации, совершившие первые полеты на самолете с двигателем внутреннего сгорания собственной конструкции "Флайер" 17 декабря 1903 года.
Уилбер (Уилбур) Райт, Wilbur Wright (родился 16 апреля 1867 в Мелвилле, штат Индиана, США; умер от брюшного тифа 30 мая 1912 в Дейтоне, штат Огайо) — старший из братьев Райт, совершивших первый полет на аэроплане с двигателем внутреннего сгорания 17 декабря 1903.

Постройка аэроплана с двигателем


К началу ХХ века уже существовали двигатели внутреннего сгорания, но они были слишком тяжелыми и братья Райт с помощью механика Чарли Тейлора зимой 1902 — 1903 разработали свою конструкцию двигателя и деревянного пропеллера. Первый авиационный мотор получился даже более мощным, чем рассчитывали его создатели (16 л. с.) , но все равно этого было недостаточно, чтобы аэроплан мог подняться в воздух. Для облегчения взлета аэроплан решили установить на специальную тележку, которую по рельсам разгоняла бы команда помощников. Морозным утром 17 декабря 1903 самолет, названый "Флайер" ("Летун"), впервые поднялся в воздух в Китти-Хок, штат Северная Каролина, под управлением Орвилла. Самолет пролетел 12 секунд и покрыл расстояние всего в 39 м. В тот же день было совершено четыре полета и в последний раз самолетом управлял уже Уилбур Райт: полет длился 59 секунд, а аппарат пролетел 279 м на высоте до 14 м. В тот же день налетевший шквал перевернул стоявший на земле "Флайер". Детали двигателя пошли на создание следующей модели мотора .

Первый полет братьев Райт

Триумф и конец жизни

На протяжении 1904 — 1905 братья совершенствовали свой самолет, но, опасаясь кражи деталей своих разработок [3], несколько раз (1906 — 1907) отказывались совершать публичные полеты без заранее подписанного контракта. Только в 1908, подписав контракт с французской компанией и армией США, они возобновили демонстрации. Уилбур отправился во Францию, где 8 августа 1908 совершил публичный полет около города Ле Ман. Хотя полет длился всего 1 минуту 45 секунд, возможность самолета поворачивать и кружить поразила не только французских зрителей, но даже пионеров французской авиации. Этот полет мгновенно прославил братьев Райт и в следующие несколько лет они совершили множество публичных полетов во Франции и Италии. По возвращении в США братья Райт и их сестра Катарина были приглашены в Белый дом, где получили награду от президента Тафта. 4 октября 1909 во время празднеств в Нью-Йорке Уилбур Райт совершил 33 минутный полет над городом, облетев вокруг Статуи Свободы. Это был настоящий триумф достижений братьев Райт в США.
Успешные полеты заставили правительство США подписать с братьями контракт на поставку самолетов для военного министерства. Однако публичные демонстрации позволили многим другим скопировать изобретение и братья Райт были вынуждены отстаивать свои права в суде. Особенно продолжительной была тяжба с Гленном Кертисом, которая подорвала здоровье Уилбура. В 1912 он заразился брюшным тифом и умер в возрасте 45 лет. Орвилл Райт, продавший в 1916 свои финансовые интересы авиационной компании, дожил до 1948. Братья никогда не были женаты и потомков они не оставили. Братья Райт.

Аэроплан

С древних времен человек мечтал о крыльях, что позволило бы ему парить в небе словно птица. Мифы, легенды, предания свидетельствуют о попытках человека во все времена подняться в небо. Однако все они заканчивались неудачей. С появлением аэростатов человек получил возможность подняться в воздух, так как этот летательный аппарат наполнялся теплым воздухом или водородом или гелием, которые были легче холодного воздуха. Как только воздух остывал, аппарат опускался вниз. Лишь во второй половине XIX века появилась надежда на создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Опираясь на сложные законы аэродинамики, аэроплан не плывет по воздуху, как аэростат, а опирается на него во время полета. Уже в XVIII-XIX веках было найдено объяснение, почему птицы, тяжелее воздуха, летают и не падают на землю.

Оказывается, во время полета на нижнюю поверхность крыльев действует подъемная сила, которая является больше силы тяжести, действующей сверху. Чтобы крылатый аппарат поднялся вверх, он должен иметь такую форму крыла, когда скорость обтекания его воздушным потоком снизу стала бы медленнее, чем сверху. Тогда давление на крыло сверху станет меньше, чем снизу. Меняя угол между плоскостью крыла и воздушным потоком, можно регулировать подъемную силу. Но даже подняв летательный аппарат в воздух, следовало решить главную задачу — обеспечить его устойчивость в воздухе. В противном случае, неверный маневр или порыв ветра станут причиной тому, что аэроплан перевернется и рухнет на землю. Уже первые авиаторы понимали и пытались решать эти опасные проблемы.

Модель аэроплана Пено

Модель аэроплана Пено

Предшественниками современных самолетов были модели аэропланов Пено, которые он начал запускать с 1871 года, оснастив их резиновыми моторчиками. Несмотря на то, что модели весили лишь несколько граммов и летели лишь несколько секунд, Пено доказал миру, что аппараты тяжелее воздуха могут летать. Кроме того, Пено сделал важнейшее открытие — для хорошей устойчивости аппарату необходимо хвостовое оперение. Пройдет еще несколько десятков лет, прежде чем будет создан самолет, поднявший человека в небо. В 1894 году изобретатель Хайрам Максим попытался поднять в небо огромный самолет весом около 3,5 тонн, однако попытка была неудачной — самолет разбился. В конце 90-х француз Клеман Адер, а в начале 1900-х годов американец Самюэль Лэнгли построили несколько летательных аппаратов, получив для этих целей немалую сумму от правительств своих стран. Однако эксперименты оказались неудачными, аппараты разбивались при попытке взлететь.

Планер Отто Лилиенталя

Планер Отто Лилиенталя

Немецкий изобретатель Отто Лилиенталь первый правильно изучил и рассчитал аэродинамические силы, оказывающие воздействие на крыло, а также доказал возможность продолжительного планирующего полета. С 1891 по август 1896 года он совершил на своих планерах более 2000 полетов. За 30 секунд он смог пролететь более 100 метров. К сожалению, в 1896 году во время одного из полетов он разбился. Американец Октава Шанюта внес различные изменения в конструкцию планеров Лилиенталя и создал биплан с ровным крылом, а в хвостовом оперении разместил рули высоты и направления.

Братья Райт

Братья Райт

 Флайер-1

В 1900 году свой первый планер построили братья Райт. Благодаря испытаниям, проведенным в 1896—1900 годах, ими был открыт один из основных принципов аэродинамики — три оси вращения летательного аппарата. В 1901 году они построили второй планер, превосходивший первый своими размерами. Всего они построили три планера, постепенно увеличивая размах крыла. Они совершили более 200 полетов. Последний планер испытывали в специально построенной аэродинамической трубе. В 1903 году началось строительство управляемого планера с двигателем. 14 декабря 1903 года состоялось испытание самолета «Флайер-1». Однако из-за отсутствия опыта пилотирования самолет взорвался сразу же после взлета. 17 декабря 1903 года их аэроплан поднялся в воздух впервые. Первый полет длился 12 секунд, самолет пролетел 36,5 метров. В этот же день, обрадованные успехом, братья совершили еще 3 полета. Третий, самый продолжительный полет, длился 59 секунд, самолет пролетел 260 м. В апреле 1904 года был построен новый аэроплан, мощность мотора которого была в два раза больше предыдущего и составляла 16 л.с. Они совершили на нем много взлетов, посадок, полетов по кругу на высоте около 3 м. И, наконец, в ноябре самолет уже мог пролететь до 5 км и находиться в воздухе почти 5 минут. В 1905 году был построен новый аэроплан, мощность двигателя которого составила 20 л. с. 5 октября был совершен рекордный полет — самолет был в воздухе 38 минут и пролетел по кругу 39 км. Братья Райт, настоящие пионеры авиации, успели пережить и славу первооткрывателей и горечь судебных тяжб с конкурентами. Большой вклад в развитие авиации внесли свою лепту ученые, изобретатели множества стран мира, и среди них — братья Райт, совершившие первый полет на летательном аппарате.

Читайте также: