Рахманин в ф главный конструктор ракетных двигателей

Обновлено: 02.05.2024

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.


Sergej725

втянувшийся

Рахманин Вячеслав Федорович, ветеран НПО "Энергомаш" им. Глушко, главный конструктор двигателей ракеты Р-36М(SS-18) "Сатана", в 2011-2013 годах опубликовал в журнале "Двигатель" серию статей по истории космонавтики СССР и США под общим названием: "Проблематичное начало и драматический конец разработки ракеты-носителя Н1". Серия содержит массу ссылок на авторитетные исторические источники.

"Особенностью предполётной отработки ракетных систем "Сатурн-5" стала
беспрецедентная тщательность обеспечения требуемой высокой надёжности ракетного комплекса. Один из
руководителей Управления пилотируемых полётов НАСА Джордж Эдвин Миллер, отвечающий за надёжность ракетного комплекса,
сделал ставку на наземную стендовую отработку всех ракетных систем и в первую очередь ЖРД. Он наглядно и убедительно показал,
что только чёткое разделение отработки на наземные и лётные этапы позволит уложиться в сроки полёта на Луну, провозглашённые президентом и принятые Конгрессом. А для этого нужно построить стендовые сооружения, необходимые для проведения огневых испытаний как отдельных двигателей F-1 и J-2, так и целиком первых и
вторых ступеней ракеты, а также использовать вспомогательные
ракеты "Сатурн-1" и "Сатурн-1Б", позволяющие провести ту часть
отработки, которую невозможно осуществить в наземных условиях. После длительных дебатов с отстаивающими традиционный метод последовательной отработки ракетных ступеней в процессе
лётных испытаний и благодаря непоколебимому упорству Дж. Миллера его программа предполётной отработки была принята и работа началась".

56.0
56.0

AD

Реклама Google — средство выживания форумов :)


Говорят, историю творят холодным разумом, а пишут горячим сердцем. Это в полной мере относится к нашим славным юбилярам – настоящим историкам Юрию Васильевичу Бирюкову и Вячеславу Фе-доровичу Рахманину.

Ю.В. Бирюков родился 20 августа 1935 г. в Москве. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, инженер-механик по летательным аппаратам (1959), заочную аспирантуру при ИИЕТ СССР. Работал в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева: инженером, старшим инженером (1958–1969). Участвовал в разработке космического корабля «Восток», в проектировании межконтинентальных боевых ракет и космических ракет-носителей, в выполнении научно-исследовательских работ по развитию ракетной техники в СССР. В 1969–1999 гг. работал в ЦНИИмаше: ведущим инженером, начальником группы и сектора историко-технических исследований. Был ответственным исполнителем межведомственных научно-исследовательских разработок по истории советской ракетно-космической техники периода 1917–1975 гг. Параллельно с этой деятельностью заведовал отделом науки журнала «Техника — молодежи» при ЦК ВЛКСМ (1979–1984). С 1999 г. жизнь и работа Ю.В. Бирюкова была связана с Мемориальным музеем космонавтики и Мемориальным домом-музеем академика С.П. Королева, а также Политехническим музеем (2002–2007). В создании экспозиций музеев и выставок по истории космонавтики Ю.В. Бирюков принимал участие с 1964 года – он внес значительный вклад в разработку тематико-экспозиционных планов Государственного музея истории космо-навтики им. К.Э. Циолковского и павильона «Космос» на ВДНХ. Он — член бюро Ассоциации музеев космонавтики (АМКОС). Ю.В. Бирюков постоянный участник (и член Оргкомитетов) всех Научных Чтений по космонавтике, которые проводятся (и проводились) в нашей стране. В Калугу Ю.В. Бирюков приезжает уже в течение полувека — он был одним из семнадцати докладчиков на Первых Чтениях, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского, которые состоялись в сентябре 1966 г. С 1986 г он является одним из руководителей секции «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история ракетно-космической науки и техники».

Что объединяет Ю.В. Бирюкова и В.Ф. Рахманина как истори-ков? Ответственность перед историей, частью которой они сами явля-ются и которую восстанавливают для нас. Они многое знают и помнят из собственного производственного опыта, из личного общения с ле-гендами отечественной космонавтики С.П. Королевым и В.П. Глушко. Но они никогда не полагаются только на память, их работы основаны на тщательном изучении исторических документов, на неустанном поиске новых исторических фактов. Сходен и тип истории, создавае-мой ими. Это — не история повседневности, а, скорее, рассказ о дея-ниях. Иногда в этом рассказе они занимают противоположные пози-ции. Но сегодня мы знаем, что оценка исторического смысла события не может быть абсолютно объективной и исчерпывающей. Образ про-шлого это всегда, хотим мы того или нет, отражение наших осознан-ных и неосознанных предпочтений и интересов. Главное — Ю.В. Би-рюков и В.Ф. Рахманин бесконечно преданы историческим изыскани-ям и способны в череде событий прошлого увидеть особый историче-ский смысл.

Copyright © ГМИК имени К.Э. Циолковского. Все права защищены.
Права на материалы тезисов докладов принадлежат авторам докладов.
Для перепечатки материалов необходимо письменное разрешение.


Имя Виталия Петровича Радовского, Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, члена-корреспондента АН СССР, многие годы было «закрытым» для общественности. А ведь именно он с 1974 г. по 1991 г. являлся главным конструктором КБ Энергомаш, ведущего отечественного предприятия по разработке жидкостных ракетных двигателей, и именно в эти годы здесь были созданы самые мощные в мире двигатели РД-170 для РН «Энергия» и РД-171 для РН «Зенит».

Незаурядный вклад В. П. Радовского в ракетную технику достоин внимания общественности. Он родился 11 мая 1920 г. в Улан-Уде, в 1937 г. поступил в Московский авиационный институт, окончанию которого помешала война. В 1941-42 гг. Радовский закончил ускоренные курсы авиационных техников и ожидал направления на фронт, но по постановлению Государственного Комитета обороны его вместе со многими студентами 4-5 курсов возвратили в институт, который был эвакуирован в Алма-Ату. После окончания института в 1943 г. он направлен на авиационный завод № 456 в Химках.

После окончания войны этот завод был перепрофилирован под производство ЖРД конструкции В. П. Глушко, а Радовского летом 1946 г. направили в командировку в Германию. Так началась работа В. П. Радовского в области ЖРД.

В 1961 г. Радовский стал заместителем Глушко по конструкторской части, а в 1974 г. – его преемником на посту главного конструктора.

Под руководством Радовского велись разработки двигателей РД-253 для первой ступени РН «Протон», двигателей РД-251 и РД-252 для РН «Циклон». Он внес творческий вклад в разработку двигателей РД-264 и РД-268 для боевых ракет последнего поколения. Полнее всего его талант разработчика ЖРД, главного конструктора, начальника предприятия проявился в сложный период разработки двигателей РД-170/171. Трудные годы доводки двигателей, постоянное нервное напряжение отрицательно сказались на здоровье Радовского, и он был вынужден в марте 1991 г. уйти на пенсию. Скончался В. П. Радовский в 2001 г. и похоронен на Машкинском кладбище в городе Химки (на Аллее Почетных граждан города).

Copyright © ГМИК имени К.Э. Циолковского. Все права защищены.
Права на материалы тезисов докладов принадлежат авторам докладов.
Для перепечатки материалов необходимо письменное разрешение.

В том, что с Россией сейчас считаются в мире, во многом заслуга этого человека.

Юрий Соломонов помог сохранить ракетно-ядерный щит России.

Юрий Соломонов помог сохранить ракетно-ядерный щит России.

Как и во времена Сергея Королёва, главные творцы наших успехов в космической и оборонной сферах широким массам, увы, неизвестны. А ведь они и есть настоящие герои страны. Это Юрий Соломонов , конструктор ракетной техники военного назначения. Разработчик «Тополя», «Булавы» и десятков других твёрдотопливных ракет.

Он спас отрасль

В 1971 г. инженер Соломонов пришёл работать в Московский институт теплотехники, а в 1997 г. возглавил его. Именно этот НИИ занимался (и продолжает заниматься) разработкой и производством наших боевых ракет. Сейчас это корпорация, насчитывающая более 800 предприятий. А ведь в 1990-е гг., когда из 80 тыс. российских ракетчиков было предложено уволить 60 тыс., существование отрасли вообще оказалось под угрозой.

«По оценке американцев, к 2000 г. наш ракетно-ядерный щит должен был превратиться в решето. Исходя из этого, США могли бы уже диктовать нам свою волю так, как считали необходимым, — говорит Иосиф Дискин, член Общественной палаты. — И академик Соломонов, несмотря на всё сопротивление тогдашних властей, фактически спас отрасль, он сохранил ракетно-ядерный щит России».

Тополь-м

Телеведущий Андрей Караулов вспоминает, как в 1995 г. Юрий Соломонов, которого не допускали на личный приём к Ельцину , приехал на съёмки программы и прямо с телеэкрана обратился к президенту: «Если не будет в этом году срочнейших мер, то в следующем году серийное производство ракет „Тополь-М“ в нашем государстве будет невозможно. То же самое касается и перспективной ракеты „Булава“. Пройдёт 10-15 лет, и мы будем голыми». И что сделал Ельцин? Порвал уже готовый указ о присвоении Соломонову звания Героя России. Почётное звание Героя Труда РФ «за особые трудовые заслуги перед государством и народом» академику присвоили лишь в этом году, то есть спустя 20 лет! «За державу обидно»

Все, кто знает Юрия Соломонова лично, называют его человеком мужественным и способным на сильные гражданские поступки. Когда в 2011 г. развернулась дискуссия о разработке новой тяжёлой жидкостной ракеты взамен устаревшей РС-20, Соломонов открыто критиковал тогдашнее руководство военного ведомства. «Мне просто, как говорится, за державу обидно, когда предполагается бездарная трата денег», — заявил он тогда на созванной пресс-конференции.

Когда случилась полоса неудач с пусками «Булавы», Юрий Соломонов подал в отставку с поста директора Московского института теплотехники. Его поступок СМИ называли «первым за последние годы в России случаем, когда руководитель крупнейшего военного проекта добровольно взял ответственность за его неуспех на себя». Сам конструктор рассказывал, что в стране просто нет необходимых материалов для такой ракеты, а чипы закупаются у Китая, и для этого изделия они, конечно, не предназначены.

Эксперты твердили, что «Булава» — проект бесперспективный. Однако в 2011-2012 гг. ракета полетела, да ещё как! Запущенная с европейской территории России (как с атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий», так и с сухопутной установки), она поразила цели на камчатском полигоне Кура.

А нынешние успехи ракетной отрасли потрясают ещё больше. Ракета РС-26 (комплекс «Рубеж») после запуска разделяется на несколько других, и каждая из них летит по ломаной траектории, так что сбить их просто невозможно.

«Я уверен, что в том, что с нами сейчас считаются в мире, во многом заслуга академика Юрия Соломонова», — утверждает Владимир Енишерлов, главный редактор альманаха «Наше наследие».

Создатель щита. Советский конструктор академик Юрий Соломонов

И к этому нечего добавить. Генеральный конструктор Юрий Соломонов известен как один из самых опытных и ярких специалистов в своей области. На сегодняшний день он работает в Московском институте теплотехники.

Ранние годы

Будущий инженер Юрий Соломонов родился в Москве 3 ноября 1945 года. Высшее образование он получил в столичном авиационном институте. После этого началась военная служба в качестве лейтенанта Ракетных войск стратегического назначения. В 1971 году Юрий Соломонов отправился работать в Московский институт теплотехники. Молодой специалист был многообещающим инженером. Институт принадлежал Министерству обороны СССР. В стенах этого заведения проходила разработка межконтинентальных баллистических ракет и комплексов, необходимых для их эксплуатации.

Карьера в МИТ

Благодаря своим талантам и трудолюбию Юрий Соломонов уверенно продвигался по служебной лестнице. Он проделал долгий путь от рядового инженера до главного конструктора предприятия. В 1997 году специалист возглавил Московский институт теплотехники (МИТ). В 90-е Соломонов сделал многое для того, чтобы ядерный щит России сохранился, даже несмотря на экономические и политические потрясения.

Под руководством доктора наук его подчиненные стали получать большое количество заказов от различных силовых структур. В МИТ работали ведущие разработчики ракет, предназначенных для сухопутных частей. Военно-морской флот поручал предприятию создание противолодочных комплексов «Медведка», «Ливень» и «Вихрь». Соломонов руководил такими сложными проектами, как «Тополь» и «Пионер». Эти комплексы отправились в Ракетные войска стратегического назначения.

МИТ развивался и преображался благодаря деятельности его главного конструктора, которым был Юрий Соломонов. Биография специалиста также известна благодаря его инициативам по проведению научных и исследовательских работ по переоснащению ракет космического и баллистического назначения.

юрий соломонов биография

«Булава»

Важным проектом МИТ было создание межконтинентальной ракеты «Булава», предназначенной для морского базирования. Конструкторская биография Юрия Соломонова полна такими важными работами государственного масштаба. Заказ на «Булаву» был получен в 1998 году. Специально для нее был модернизирован подводный ракетоносец «Борей», а также подводный ракетный крейсер «Дмитрий Донской». Эти АПЛ простаивали без «Булавы». Армия не могла взять их на вооружение.

Испытания ракеты «Булава» были впервые проведены в 2004 году в Удмуртии. Производство этих снарядов планировалось начать в течение нескольких лет после того, как заказ был принят в МИТ. Однако, несмотря на усилия коллектива предприятия и лично Юрия Соломонова, первые несколько пусков были неудачными. Сказывались технические ошибки и конструктивные недочеты. Только два запуска из одиннадцати были признаны частично штатными.

Неудачи заставили главного конструктора подать в отставку с должности руководителя института. Последней каплей стал провал запуска на атомной подводной лодке «Дмитрий Донской» в акватории Белого моря. Случилось это в июле 2009 года. В СМИ отметили, что этот случай стал первым в своем роде, когда главный конструктор взял личную ответственность за провал многолетней работы. Это было самое сложное решение, которое когда-либо принимал Соломонов Юрий Семенович. Родители, семья и близкие поддержали его в этот сложный момент. Конструктору удалось признать поражение с высокоподнятой головой.

Временные неудачи

В Роскосмосе быстро отреагировали на отставку Соломонова. В ведомстве отметили, что, несмотря на то, что он покинул должность руководителя института, Юрий Семенович остался в МИТ генеральным конструктором. Инженер продолжил работать над проектами морских и наземных ракетных комплексов. Должность же директора института досталось Сергею Никулину. Он выиграл это место на конкурсе, проведенном Роскосмосом.

Главной причиной неудачи с «Булавой» стали проблемы, возникшие на этапе сборки. Процесс создания ракеты осложнялся недостатком необходимых комплектующих. Несмотря на фиаско, «Булава» в качестве проекта сохранилась. Ее разработкой на некоторое время занялись другие люди.

юрий соломонов конструктор

Принятие «Булавы» на вооружение

В сентябре 2010 года была учреждена должность генерального конструктора, ответственного за создание ракетного комплекса «Тополь-М». Ее занял Юрий Соломонов. Конструктор пообещал, что разработка закончится в 2011 году. Тогда же под его руководством возобновились работы над завершением многострадальной «Булавы». В Министерстве Обороны требовали как можно быстрее закончить работу. За несколько месяцев было произведено четыре успешных пуска «Булавы». Ракета предназначалась для атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий». 28 июня 2011 года с этого носителя был произведен важный успешный пуск.

Через несколько месяцев министр обороны Анатолий Сердюков заявил о том, что ракета прошла все необходимые испытания. Вскоре она была принята на вооружение.

семья соломонова юрия семеновича

Споры с Министерством обороны

В 2011 голу разразился скандал в военных кругах, в центре которого оказался Юрий Соломонов. Конструктор раскритиковал Министерство обороны за планы разработки нового вида жидкостной тяжелой ракеты. Главным оппонентом известного конструктора стал Владимир Поповкин. Это был заместитель министра обороны, который выступал за продолжение разработок в данном ключе.

Соломонов был не согласен с Поповкиным. Он собрал пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс». Конструктор назвал решение Минобороны продолжать программу разработки ракет надуманным и вредным. Соломонов объявил эти снаряды неподходящими для использования вместе с современной техникой. В конце пресс-конференции генеральный конструктор МИТ также добавил, что считает данный проект Минобороны «пустой тратой денежных средств».

соломонов юрий семенович родители

Наземный аналог «Булавы»

24 мая 2012 года на стратегически важном космодроме в Плесецке был произведен пуск новой ракеты. В Минобороны не уточняли, что это за разработка. Фактически оказалось, что это был первый наземный аналог «Булавы» Соломонова, которую до этого запускали с атомных подводных лодок. Известный конструктор был одним из главных действующих лиц по ходу развития данного секретного проекта. Целью нового вооружения позже было названо противопоставление комплекса американской системе ПРО, дислоцированной в Европе.

Ракеты получили улучшенные характеристики по сравнению с аналогичными «Ярса» и «Тополь-М». От первой версии «Булавы» этот комплекс получил твердый вид топлива. Его разработали специально для того, чтобы двигатели стали еще эффективнее. Этот проект был крайне полезным для всего военно-промышленного комплекса страны. У специалистов МИТ появился новый конструкторский, научный и исследовательский опыт.

юрий соломонов национальность

Сотрудничество с Лужковым

На протяжении более десяти лет Соломонов много сотрудничал с Юрием Лужковым, бывшим до 2010 года мэром Москвы. Конструктор возглавил инициативную группу, выдвинувшую градоначальника на повторный срок в 1999-м. Соломонов на профессиональном уровне поддерживал проекты Лужкова, которые тот инициировал в столице.

Например, в МИТ специально для мэрии разработали московский монорельс. Лужков и Соломонов совместно регистрировали патенты на изобретения в области городской инфраструктуры. Их сотрудничество закончилось, когда градоначальник был уволен Дмитрием Медведевым, бывшим тогда президентом России.

Научная и писательская деятельность

В Российской академии наук есть множество членов-корреспондентов технического профиля, связанных с армией. Среди них выделяется Юрий Соломонов. Национальность академика и инженера – русский. Доктор технических наук стал изобретателем еще в советское время, получив за свою профессиональную деятельность Государственную премию СССР.

Соломонов написал девять монографий, шесть учебных пособий и около трехсот научных трудов. Ему принадлежит патенты на 17 изобретений. В связи с интересом общественности к «Булаве» генеральный конструктор МИТ написал документально-художественную книгу «Ядерная вертикаль». Новинка пользовалась популярностью у широкой читающей аудитории. 28 апреля 2015 года академик стал одним из первых граждан России, награжденных званием Героя Труда.

Семья Соломонова Юрия Семеновича проживает вместе с ним в Москве. В настоящее время конструктор продолжает работать в МИТ и руководить исследовательскими проектами в области ракетостроения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954. В 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном институте (с 1925 главный конструктор). В 1929 разработал проект двигателя АМ-34, в 1931 успешно прошедшего испытания. Двигатель был установлен на самолётах АНТ-25, на которых в 1937 В. П. Чкалов и М. М. Громов совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США. Построенный под руководством М. в 1939 двигатель АМ-35А был установлен на истребителях МиГ. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 руководил созданием мощных двигателей АМ-38 и АМ-38ф для штурмовиков Ил-2 и ГАМ-35ф для катеров береговой обороны. С 1943 генеральный конструктор авиационных двигателей. М. ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый отечественный турбокомпрессор и винт переменного шага.

В послевоенный период возглавляемым М. коллективом создан ряд турбореактивных двигателей (двигатель АМ-3, например, установлен на самолёте Ту-104). Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946). Награжден 3 орденами Ленина, 6 другими орденами, а также медалями.
(Большая Советская энциклопедия)

Известно про него до обидного мало, хотя о его жизни написан целый роман. К сожалению, роман написан лишь "типа" о его жизни, а не о его жизни "конкретно". Связано это с целым рядом субьективных обстоятельств, переросших в обьективные трудности. Но об этом позднее, сейчас подытожим все, что удалось узнать о Микулине конкретно.

Сразу по рождении Александра Александровича выяснилось, что он приходится младшим двоюродным братом самой РУССКОЙ АВИАЦИИ и, соответственно, племянником «отцу» РУССКОЙ АВИАЦИИ Жуковскому Николаю Егоровичу. Старшим двоюродным братом РУССКОЙ АВИАЦИИ был Стечкин Борис Сергеевич, который был интеллигентным человеком, в отличие от Микулина (чего ж вы хотите от братьев меньших) хорошо учился, даже закончил ВУЗ и, если бы не дурное влияние младшего брата, стал бы академиком, а не мыкался по жизни как член-корреспондент.


В 1914 году инженер Н.Лебеденко, в своей частной лаборатории, работая по заказу военного ведомства над созданием прибора для сбрасывания бомб, проектировал боевую машину весом около 40 тонн, в виде увеличенного орудийного лафета, с диаметром ходовых колес 9 м, длиной 18 м, шириной 12 м с 10 чел. экипажа, вооруженную двумя пушками и пулеметом.

В работе также принимали участие Н.Жуковский и его племянники, сотрудники лаборатории, Б.Стечкин и А.Микулин. В частности, Микулиным была разработана оригинальная силовая передача и блестяще решена проблема редукции высокооборотного двигателя. Обод колеса, рассчитанного Жуковским, имел тавровое сечение. К полке тавра крепилась деревянная накладка. К накладкам, при помощи железнодорожной рессоры, прижимались два автомобильных колеса. Вращаясь навстречу, они передавали момент от вала двигателя к ходовому колесу. В случае перегрузки приводные колеса проскальзывали и предохраняли двигатель от поломки. К фронту машину планировали доставлять по частям и собирать на болтах.

Предполагалось, что эта машина (проектировщики называли ее "Нетопырь") легко преодолеет любую преграду или заграждение, а два двигателя "Майбах", которые удалось снять неповрежденными с подбитого германского «Цеппелина» (мощностью 240 л.с. при 2500 об/мин каждый), по одному на каждое колесо, будут обеспечивать скорость до 17 км/ч.

После окончания всех расчетов, была изготовлена уменьшенная деревянная копия (диаметр колеса - 30 см) с приводом от граммофонной пружины. Модель эту Лебеденко представил Государю Николаю II. Очарованный игрушкой, легко перебиравшейся через толстые книжные тома, Государь повелел открыть счет для финансирования проекта. Общая сумма затрат составила 210000 руб.

В конце июля 1915, изготовив детали корпуса, приступили к сборке. В 60 километрах от Москвы, начали сборку так, как это планировалось делать на фронте. Масса машины в 1,5 раза превышала расчетную, что вызвано использованием более толстого металла. В августе, в присутствии высокой комиссии, приступили к испытаниям. Уверенно двигаясь по твердой площадке, машина, сломав дерево, выехала на мягкую почву и, попав задним колесом в канаву, застряла. Мощности двигателей не хватило для вытаскивания относительного маленького заднего колеса. После неудачных испытаний осмелевшие противники «Царь-танка» стали заявлять о его недостатках: удельное давление на грунт было непозволительно высоким, а колеса и их ступицы было несложно повредить артиллерийским огнем. Железный гигант был попросту брошен в лесу, где и простоял до 1923 года, пока его не сдали на слом. Близ Орудьева и сейчас можно увидеть остатки земляного вала — это все, что напоминает о реализованном проекте самой крупногабаритной боевой колесной машины в истории мирового танкостроения.

Дальнейшие конкретные биографические факты достаточно полно отражены в большой Советской энциклопедии. Лишь отдельные штрихи к биографическому портрету добавляют воспомоминания сослуживцев (Л.Берне и В. Перов) о безвременно уволенном начальнике и воспоминания Валерия Бурдакова о воспоминаниях Бориса Стечкина.

В отличие от невысокообразованного Зельдовича Микулин все таки заимел диплом о высшем образовании. Летом 1950 г., на его 55-летие командование ВВИА им. Н.Е. Жуковского подарило Микулину (академику с многолетним стажем!) диплом с отличием об окончании академии, в которой он никогда не учился, но иногда читал лекции. Это был его единственный диплом о высшем образовании, который Микулин высоко ценил.

В 1954 Микулин вступил в ряды КПСС. И сразу прочувствовал, что такое настоящая партийная требовательность. Перед новым 1955 г. Александр Александрович, как и раньше, добился, чтобы его принял председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков, который, как всегда, пообещал максимальную поддержку во всех делах. Но неожиданно для Микулина в начале 1955 г. пленум ЦК КПСС освободил Маленкова от обязанностей председателя Совмина СССР. Узнав, что Микулин лишился высочайшего благословения, 20 января 1955 г. на завод приехал министр авиапромышленности П.В. Дементьев со своим приказом об освобождении А.А.Микулина от обязанностей генерального конструктора и ответственного руководителя завода № 300. Сам А.А. Микулин в этот день на заводе отсутствовал. Как впрочем, и последующие 18 лет - вновь назначенному директору была дана установка ни под каким предлогом не пускать Микулина на завод, который он создал. Лишь когда сменился директор, да и времена стали помягче, Микулин стал опять бывать на заводе. Правда дальше времена стали уж совсем никакими - этот уникальный завод, детище академиков Александра Микулина и Бориса Стечкина, в 2001 году прекращает своё существование (территорию завода купил один коммерсант для своих целей).

Так как должность и научное звание проходят по разным ведомствам, академиком Микулин остался, а по уставу Академии Наук ее действительный член (если захочет и сможет) имеет право на руководство лабораторией в ее недрах. Старший Брат (в хорошем смысле этого слова - Стечкин, директор института двигателей АН СССР) по родстственному и по доброй памяти (в 1943 Микулин вытягивал его из лагерей), закрыв глаза на волчий билет, взял его на скромную должность старшего научного сотрудника. Главной темой, которая занимала Микулина на этом этапе деятельности, стал поршневой газогенератор, работающий на газовую турбину.

В послевоенные годы Микулин частенько болел и, возможно, именно это заставило его вторгнуться в совершенно новую для себя область - медицину. Он занялся изучением влияние биотоков на жизнь человека, изучал динамику кровообращения, работу мышечного аппарата. Его книга "Активное долголетие" издавалась у нас и за рубежом.


Отлученный от любимого дела Александр Александрович искал выход своей неиссякаемой энергии в других направлениях.

Например, он активно занимался созданием ионизатора воздуха и "машины здоровья" - малогабаритного тренажера.


Прекрасный собеседник, он черпал свои бесконечные истории из жизни крупнейших писателей, художников, спортсменов, актеров и особенно актрис, со многими из них он был коротко знаком (первые три жены Александра Александровича - актрисы).

Среди его близких знакомых были такие выдающиеся деятели русской культуры и искусства, как писатель Алексей Толстой, артисты Иван Козловский и Михаил Жаров, композитор Дмитрий Шостакович.


Важное место в жизни Микулина занимал Коктебель, где у него была дача. Микулин выдвинул идею, что у настоящего мужчины до определенного возраста сумма лет жены и его возраста должна соответствовать некой константе (таким образом, по мере увеличения возраста мужчины жена должна становиться все более молодой).

Вспоминал свои разговоры с нашим премьером Косыгиным по поводу состоявшегося в 1965 году 70-летия академика Александра Микулина, который просил для себя премию хотя бы 100 рублей. Оказалось, что Косыгин такого права не имеет! Наградить академика очередным орденом Ленина - это пожалуйста, а что "до денег", то это очень строго.

Микулин практически всегда - особенно в последние десятилетия своей жизни - был в отличной спортивной форме. Он блестяще владел мотоциклом, освоил управление автомобилями десятков марок.

Последний конкретный факт из биографии микулина - он умер 13 мая 1985 года.

Вот такая жизнь.
А ведь еще, несмотря на отчаянное сопротивление, его жизнь стала основой для одной из лучших книг всех времен и народов.
А.А.Бек "Талант"

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей

Использованы воспоминания Анатолия РЫБАКОВА и Сергей АНТОНОВА «Вопросы литературы» 2001, №3

Прототип этого Бережкова, А.А.Микулин - человек очень интересный и по-своему замечательный, полностью по прочтении рукописи отождествивший себя с центральным героем «Таланта» (вечная трагикомическая коллизия в творческой истории документально-художественных книг А. Бека!), обрушился на редакцию. У него тогда уже имелось тайное лауреатство по военному делу. Он говорил, что, если вы это напечатаете, я переломаю ноги Беку. И вас разгоню! Причем он беседовал на равных с теми, до которых и добраться было нельзя. Вето на публикацию «Жизнь Бережкова» накладывал сам Л. Берия. И в этой обстановке я удивился поведению Бека. Мы его позвали, и он сразу напустил на себя свою пятилетнюю наивность. Он говорит: он не может мне ноги сломать! Я говорю: давайте думать, ведь речь идет о серьезных вещах. Бек говорит: решайте сами. Я ни о чем не беспокоюсь. Я написал, а вы печатайте. И обо мне не беспокойтесь. Сначала это казалось наивностью. А потом оказалось, что это — отвага, смелость. Да, это отвага большого таланта: печатайте, отвечаю я! Он-то отвечает, а печатать нельзя. Пошли заседать: одно заседание, другое. Первое заседание было такое: давайте сделаем так, чтобы этот человек не был ни капли похож на Микулина. А Александр Альфредович говорит: «А он и так не похож». Симонов говорит: давайте внешний знак дадим. И Бек отвечает: он хотел мне ноги сломать, давайте и я ему сломаю ногу. И в конечном варианте герой стал хромой. Можно печатать? Микулин опять: нет, там вся моя жизнь. Бек так мог своей «наивностью» заставить открыться человека, что тот открывал ему все тайное тайных. Где-то Бек и Микулин лежали в больнице, и он вытянул из Микулина вещи, которые тот никогда никому не рассказывал. И Микулину не понравилось, что он слишком похож.
А дальше так: дальше нужно решать, как же этот роман выпускать. И Симонов говорит: «А вы напишите еще одну главу. Напишите, как герой встречается с Микулиным и Микулин учит его, как надо работать». Бек написал. Пока Бек дописывал с политической сцены исчезли влиятельные друзья этого героя, и роман увидел свет (в 1956, после 7 лет борьбы). Но все равно скандал был. Накалена была обстановка до предела и в редакции, и в ЦК.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: