Ракета булава генеральный конструктор

Обновлено: 18.04.2024

Запланированные на конец года очередные пуски "Булавы" символически совпали со знаменательной датой в жизни ее главного конструктора. Сегодня академику Юрию Соломонову исполняется 70 лет. А со дня на день могут быть известия о контрольных запусках принятой на вооружение морской ракеты - для проверки ее эксплуатационной надежности и заявленных ТТХ.

Кому доверят эти залпы? Экипажу ракетоносца "Александр Невский", совершившему в августе-сентябре переход с Северного на Тихоокеанский флот? Или команде "Владимира Мономаха"? Им такой переход еще предстоит, а до той поры подводники отрабатывают учебные задачи и боевую слаженность в составе сил Северного флота.

Гадать не будем. Прикажут - очередное упражнение с "Булавой" может выполнить и "Юрий Долгорукий", головной корабль в линейке стратегических "Бореев", недавно вернувшийся из длительного арктического похода. Или даже "Дмитрий Донской" - тяжелый атомный подводный крейсер проекта 941 "Тайфун", специально переоборудованный под испытания новых ракетных комплексов. С "Булавой" наперевес экипаж под командованием Аркадия Романова, а затем Олега Цыбина много раз выходил в море, радуясь успешным пускам и терпеливо снося отказы, случавшиеся на разных этапах отработки комплекса.

Неудачи, которые долгое время преследовали новую ракету, больнее всего били по ее разработчикам. Но Юрий Соломонов даже после вынужденной отставки с должности директора МИТ рук не опускал и не позволял этого другим, вовлеченным в производственную кооперацию. В результате "Булава" поставлена на вооружение российского ВМФ. А человек, начинавший этот проект и сумевший его достойно завершить, получил высокую оценку со стороны государства: в апреле нынешнего года генеральному конструктору по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами Соломонову Юрию Семеновичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

Михаил Будниченко, генеральный директор ПО "Севмаш", Северодвинск:

- Мы тесно взаимодействовали с МИТ и лично Юрием Соломоновым во время испытаний "Булавы" с подводных лодок "Дмитрий Донской" и "Юрий Долгорукий". Как руководитель он важнейшие вопросы держал под личным контролем и настраивал всю кооперацию на результат. Благодаря его компетентности, уверенности и порой жесткости в принятии решений удалось выровнять ситуацию и успешно решить задачу запуска ракетного комплекса. Корабелы "Севмаша" поздравляют Юрия Семеновича с юбилеем и желают дальнейших успехов в сложнейшей области разработок ракетной техники военного назначения.

Конструктор ракетного щита итогов не подводит даже в юбилей

3 ноября академику Юрию Соломонову исполняется 75 лет. В его главном активе как генерального конструктора - ракетные комплексы "Тополь-М", "Ярс", "Тополь-Э", "Булава-30" и "Рубеж". Системы вооружения, созданные под его руководством, полностью отвечают вызовам, которые существуют сегодня

"Тополь-М", "Булава", "Ярс" - это главные вершины, что уже за спиной академика и конструктора Юрия Соломонова, которому 3 ноября исполняется 75 лет.

Татьяна Андреева

За день до своего юбилея он назначает встречу журналисту "Российской газеты": утром в рабочем кабинете на Березовой аллее. То есть в Московском институте теплотехники, где остается и по сей день генеральным конструктором.

Мы в ответ: у нас по приказу - дистанционный режим, а в Москве карантинные ограничения - "65 плюс" и прочее. Не можем нарушать. Предлагаем через помощников: возьмем интервью по телефону. Можем по скайпу или в Zoom. Ничего не нарушим и время сэкономим…

Не согласился. Хотя временем больше нашего дорожит.

Такой он - ученый, конструктор, руководитель особого проектного коллектива в системе ОПК, инициатор и вдохновитель большой научно-производственной кооперации по созданию стратегических ракетных комплексов. А рядом и параллельно с этим - созданные в МИТ тактические ракетные системы для Сухопутных войск, авиации, ВМФ и Воздушно-космических сил: "Луна", "Темп-2С", "Вихрь", "Медведка" и те, о которых пока не пришло время рассказать в газете.


Юрий Соломонов во время заседания Совета при президенте РФ по науке и образованию. 2018 год. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Понятно, что над их созданием не одно десятилетие работал и продолжает работать большой коллектив ученых и конструкторов МИТа, куда выпускник МАИ Юрий Соломонов пришел молодым инженером полвека назад - в 1971-м. На разных этапах и в разном качестве участвовал в разработке легендарного комплекса "Пионер" и последующих модификаций - "Пионер-УТТХ", "Горн", "Сирена", "Скорость", "Курьер".

А в его главном активе, уже как генерального конструктора - ракетный комплекс "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования, ракетный комплекс "Ярс" (шахтный и мобильный), испытательный ракетный комплекс "Тополь-Э", ракетный комплекс морского базирования "Булава-30" и подвижный грунтовый ракетный комплекс "Рубеж" - как перспективное развитие проекта "Ярс", но уже с новыми управляемыми боевыми блоками для прорыва противоракетной обороны.

- Системы вооружения, созданные под руководством Юрия Соломонова, находятся на очень высоком уровне и полностью отвечают тем вызовам, что существуют сегодня в мире и могут возникнуть завтра, - отмечает академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН Владимир Фортов. - Многочисленные испытания, которые проходили в последние годы, убедительно показали, что машины Соломонова ничуть не уступают тому, чем располагают США или кто-то иной. Это щит, который создает условия для независимого развития нашей страны.

По словам академика Фортова, который много лет и на разном уровне взаимодействует с МИТ и его генеральным конструктом, Юрий Соломонов обладает талантом сплачивать вокруг себя талантливых людей.


За общий результат работы большой кооперации всегда отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Юрий Соломонов. Фото: Игорь Зотин / ТАСС

- Большой коллектив работает с ним - десятки тысяч человек. И в Академии наук он пользуется авторитетом, избран членом президиума РАН. Его выступления всегда яркие, точные и не всегда лицеприятные. Бывает, что с ним не соглашаются. Но он таких ситуаций не боится: если б не было споров, не было бы прогресса.

С 1997-го по 2009 год Юрий Соломонов возглавлял Московский институт теплотехники в качестве директора и добился, чтобы на руинах советского ВПК, но уже в масштабах России как суверенного государства была создана мощная и организационно слаженная кооперация предприятий-разработчиков ракетных комплексов стратегического назначения. В 2010 году институт, имевший до этого форму ФГУП, был преобразован в открытое акционерное общество "Корпорация "МИТ", куда вошли еще восемь организаций-разработчиков и производителей ракетных систем.

В том числе Воткинский завод в Удмуртии (производство ракет "Тополь-М", Р-30 "Булава", РС-24 "Ярс", "Искандер"), машиностроительный завод "Вымпел" (Москва), ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", научно-производственные центры "Алтай" (Бийск) и "Титан-Баррикады" (Волгоград) - они "завязаны" на компоненты ракетного топлива, производство особых композитных материалов, создание пусковых и транспортных установок для ракет, включая самоходные на базе восьмиосного шасси Минского завода колесных тягачей.

Сейчас должность Юрия Соломонова официально называется так: генеральный конструктор по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами, генеральный конструктор АО "Корпорация "Московский институт теплотехники". По данным из открытых источников, он же - генеральный конструктор ракетно-космических комплексов семейства "Старт". В апреле 2015 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом ему присвоено звание Герой Труда Российской Федерации.


Генеральный конструктор ракетного комплекса "Тополь-М" Соломонов Ю.С., 1997 год. Фото: Юрий Набатов/ ТАСС

- В профессиональном отношении это очень информированный специалист и опытный организатор, - отметил в диалоге с "РГ" академик Владимир Фортов. - Если возникают трудности, что-то не получается с первого или второго раза - а в сложной, новаторской работе без этого не бывает, он как человек целеустремленный, позиций не сдает. И мнения своего на ходу не меняет. Напротив - способен открыто и прямо возразить большому начальнику, когда уверен в своей правоте, сделанном выборе или техническом решении. Знаю, что так бывало, и не раз. К примеру, с той же "Булавой". Руководителей, что в какой-то момент усомнились и были готовы проект свернуть, мы уже не видим, а ракету от детских болезней излечили, и она стоит на вооружении.

На этот же факт обращают внимание и в Центральном конструкторском бюро "Рубин", где спроектированы подводные ракетоносцы четвертого поколения, вооруженные "Булавой".

- Ваш вклад в создание стратегического оружия для грунтовых подвижных комплексов и новейших подводных лодок "Борей" вызывает уважение и признание коллег и специалистов, - отмечают генеральный директор "Рубина" Игорь Вильнит и его коллеги, генеральные конструкторы направлений Владимир Здорнов и Сергей Суханов. И вместе с поздравлениями выражают надежду продолжить совместную работу для укрепления обороноспособности страны.


Директор и Генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов и исполняющий обязанности премьер-министра РФ Сергей Кириенко во время посещения Московского института теплотехники. 1998 год. Фото: Сергей Величкин/ ТАСС

В 2009-м, когда о капризах "Булавы" особенно много писали ("РГ" в том числе) Юрий Соломонов выпустил дерзкую и по существу автобиографическую книгу "Ядерная вертикаль". Очень по-разному такой шаг расценили. И только немногие поняли.

- Коллеги уважают его за деловые качества, доброжелательность, умение быстро, без волокиты вникнуть в сложные вопросы, которые находятся на стыке науки, техники и производства, - говорит академик Фортов. - Нашей ракетной отрасли повезло, что во главе очень важного направления стоит такой выдающийся ученый. С ним легко и приятно работать. Еще и потому, что он человек творческий - пишет стихи, глубоко разбирается в истории, причем весьма далекой от нас и нашего времени, это находит отражение в его поэтических книгах.


Президент России Владимир Путин и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов на церемонии вручения золотых медалей "Герой труда РФ" в Кремле. 2015 год. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Академик Георгий Рыкованов, научный руководитель Российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики, Герой Труда Российской Федерации:

- Жизнь свела два наших предприятия - Московский институт теплотехники и РФЯЦ-ВНИИТФ - в начале 2000-х. В те годы начиналась разработка нового морского стратегического ядерного комплекса. Конкурировали два направления - жидкостное (ГРЦ им. Макеева) и твердотопливное (МИТ). Военно-морской флот и Министерство обороны отдали предпочтение тому, что предлагал коллектив во главе с Ю.С. Соломоновым. Началась совместная работа по компоновке ядерного боеприпаса в головной части ракеты, согласование алгоритмов работы автоматики боеприпаса и комплекса, а также по многим другим направлениям, которые традиционно присутствуют в процессе совместного проектирования.

Надо ли говорить, в каком состоянии находился оборонно-промышленный комплекс после десяти лет выживания в отсутствии реальной загрузки и необходимого финансирования? Работы по морскому стратегическому комплексу объединили многие предприятия ОПК, помогли восстановить их возможности, а в целом способствовали развитию науки, технологий, общему подъему промышленного производства в России. И как это принято, за общий результат работы большой кооперации отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Соломонов.

Мне пришлось участвовать в испытаниях "Булавы", видеть, как Юрий Семенович радуется успешным экспериментам и тяжело переживает неудачные пуски.

Но никогда не уходит от ответственности, не теряет самообладания, оперативно стремится понять причины неудач и найти пути их преодоления. Эти качества генерального конструктора обеспечивали слаженную работу большого числа институтов, КБ и предприятий, а в конечном счете привели к созданию и постановке на боевое дежурство новейших стратегических ракетных комплексов ВМФ и РВСН.

В день 75-летия хочется пожелать Юрию Семеновичу новых свершений!

Академик Юрий Соломонов о создании ПГРК "Тополь-М":

- Жизненный цикл существующих ракетных комплексов "Тополь" составляет от 10 до 15 лет, где-то он может быть продлен на более длительный срок путем пролонгации сроков эксплуатации, но процесс их морального устаревания уже необратим. Группировка МБР требует периодического обновления, исходя из жизненного цикла ракетных систем. И этот 10-15-летний цикл обновления как раз пришелся на конец 1980-х годов.

Именно тогда закладывался ракетный комплекс "Тополь-М". Определяющей была идея создания ракетного комплекса в соответствии с принципом внутривидовой унификации - как комплекс двойного базирования, шахтный и мобильный. Возможность эксплуатации ракетного комплекса (в данном случае комплекса "Тополь-М") на базе подвижной пусковой установки по аналогии с существующим ракетным комплексом "Тополь", - это направление исторически было прерогативой Московского института теплотехники.

Заместитель генерального конструктора МИТ Лев Соломонов о рождении "Булавы":

- В 1997 году под руководством генерального директора и генерального конструктора Ю.С. Соломонова МИТ выставил на конкурс разработку новой баллистической ракеты морского базирования - "Булава-30". По результатам его рассмотрения, а также рассмотрения в 1998 году конкурса аванпроектов выбор был сделан в пользу предложений МИТ. При проектировании "Булавы-30" были не только использованы достижения, реализованные в ракете "Тополь-М", но и применены уникальные конструктивно-схемные решения: например, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете.

Новая морская ракета "Булава-30" в значительной степени унифицирована с ракетой "Тополь-М", однако не является ее прямой модификацией, поскольку с позиций проектирования - это принципиально разные подходы. Речь идет об унификации, во-первых, отдельных элементов комплекса, во-вторых, об унификации технологий. В БРПЛ "Булава-30" внедрены реализованные в МБР "Тополь-М" мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны.

Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.

В 2011-2014 годах произведены пуски БРПЛ "Булава-30" с АПРК "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе залповый пуск двумя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность по акватории Тихого океана в район Гавайских островов.

Хроника испытаний ракеты и ракетного комплекса "Булава-30" с борта ТК-208 "Дмитрий Донской" (2003 - 2010) и контрольных пусков со штатных носителей К-535 "Юрий Долгорукий", К-550 "Александр Невский", К-551 "Владимир Мономах" (2010 - 2018).

Минобороны РФ

9 декабря 2003 года

Первое "бросковое" испытание с борта подводной лодки "Дмитрий Донской" в надводном положении. Штатным зарядом макет "Булавы" благополучно выброшен из шахты АПЛ на высоту, где должны включаться маршевые двигатели.

23 сентября 2004 года

Второе "бросковое" испытание, при этом "Дмитрий Донской" находился в подводном положении. Попытка признана успешной. Испытание самих маршевых двигателей на этом этапе не предусматривалось.

27 сентября 2005 года

Первое летное испытание "Булавы". Подводная лодка "Дмитрий Донской", находясь в надводном положении, произвела успешный пуск ракеты из полигона в Белом море. Головная часть ракеты, преодолев за 14 минут более 5,5 тысячи километров, достигла камчатского полигона Кура и поразила цель.

21 декабря 2005 года

Второе летное испытание "Булавы" - старт произведен из подводного положения в 8:01 по московскому времени, ракета успешно поразила цель на полигоне Кура. В первый раз это хотели сделать 13 декабря, но из-за технического сбоя пуск не состоялся, попытку сочли "тренировочной" и вынуждены были повторить. "Можно смело говорить о том, что все конструкторские и инженерные решения, которые были заложены в этот новый ракетный комплекс, себя оправдали, - по горячим следам заявил на докладе у Владимира Путина министр обороны Сергей Иванов. - В 2006 году мы продолжим летные испытания в разных режимах этого комплекса. И уже твердо рассчитываем, что в 2008 году этот комплекс, а также новая лодка, которая строится под этот комплекс, будут приняты на вооружение нашим флотом".

7 сентября 2006 года

Очередной пуск "Булавы" с борта крейсера "Дмитрий Донской" окончился неудачей. На начальном отрезке полета, всего через несколько минут после старта в 19:50, ракета отклонилась от траектории и упала в море. По неофициальным данным, причиной аварии послужил сбой в программе. Техника и вооружение на борту подлодки не пострадали.

25 октября 2006 года

При испытательном пуске "Булавы" с борта "Юрия Донского" в подводном положении ракета отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

24 декабря 2006 года

Пуск произведен из надводного положения. Ракета, выпущенная с борта "Дмитрия Донского" в рамках программы летных испытаний, набрала высоту и необходимую скорость. Однако из-за существенных отклонений от расчетной траектории полета головные части не достигли заданных целей на Камчатке. По другой версии, отказ двигателей третьей ступени на 3-4 минуте полета привел к самоликвидации ракеты. Как сообщалось, к действиям экипажа претензий нет.

27 июня 2007 года

Объявлено об очередном испытательном пуске "Булавы" с борта крейсера "Дмитрий Донской". По сведениям пресс-службы ВМФ, "головная часть ракеты в установленные сроки прибыла на полигон. Техника сбоя не дала. На всех участках полета ракета вела себя штатно. Это значит, что усилия военных и промышленности по доводке ракеты увенчались успехом".

10 ноября 2007 года

При испытательном пуске "Булавы" с борта "Дмитрия Донского" произошел отказ двигателя первой ступени, ракета самоликвидировалась на первой минуте полета и упала в Белое море.

18 сентября 2008 года

Из полигона в Белом море в подводном положении произведен успешный пуск МБР "Булава" по полигону Кура на Камчатке. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. "В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме", - заявил представитель Минобороны РФ.

28 ноября 2008 года

23 декабря 2008 года

Стрельба из подводного положения по программе государственных испытаний ракетного комплекса "Булава". После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

15 июля 2009 года

Первый в 2009-м году пуск "Булавы" из акватории Белого моря. Из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полета. По предварительным данным комиссии, занимавшейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привел дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты.

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства "Булавы" с Воткинского завода на другое предприятие. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями Минобороны, разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ "Дмитрий Донской" проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября. 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам "Интерфакса": "Ракетная подводная лодка стратегического назначения "Дмитрий Донской" вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Не выполненной оказалась главная цель выхода - проведение очередного испытательного пуска "Булавы". Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего". Предположительно, ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.

9 декабря 2009 года

Стрельба МБР "Булава" в рамках испытания ракетного комплекса. По официальной информации Министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошел технический сбой. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

7 октября 2010 года и 23 октября 2010 года

Стрельба МБР "Булава" в рамках испытания ракетного комплекса "Булава". Оба пуска Государственной комиссией признаны успешными. Окончательные испытания новой морской стратегической ядерной системы "Булава" (по аналогии с системой "Тайфун") переданы на новый подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий".

28 июня 2011

27 августа 2011

Пуск "Булавы" с борта АПЛ "Юрий Долгорукий" в рамках испытаний на максимальную дальность полета ракеты. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей.

28 октября 2011

Пуск "Булавы" с борта АПЛ "Юрий Долгорукий" из акватории Белого моря по полигону Кура. По словам официального представителя Минобороны РФ Игоря Конашенкова, боевые блоки ракеты в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля.

Хроника испытаний "Булавы"

Залповый пуск двух ракет с борта АПЛ "Юрий Долгорукий" в подводном положении. Боевые блоки успешно достигли полигона Кура.

6 сентября 2013

Пуск "Булавы" с борта АПЛ "Александр Невский". Ракета, которая должна была поразить цель на полигоне Кура, штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полета произошел сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и она упала в Северный Ледовитый океан.

10 сентября 2014

Успешный пуск "Булавы" с борта АПЛ "Владимир Мономах" в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Во время стрельбы на борту субмарины находились члены комиссии по государственным испытаниям АПЛ.

29 октября 2014

Успешный пуск "Булавы" с борта АПЛ "Юрий Долгорукий" в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.

28 ноября 2014

Успешный пуск "Булавы" с борта АПЛ "Александр Невский" в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.

14 ноября 2015

Залповый пуск двух ракет с борта АПЛ "Владимир Мономах" в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Оба пуска признаны успешными.

27 сентября 2016

Пуск двух ракет "Булава". По данным Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась.

26 июня 2017

Ракетный подводный крейсер Северного флота проекта 955 "Юрий Долгорукий" произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.

22 мая 2018

РПКСН К-535 "Юрий Долгорукий" успешно провел залповый пуск четырех ракет "Булава" из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения.

24 августа 2019

Экипаж К-535 "Юрий Долгорукий" выполнил учебный пуск МБР "Булава" из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения. По неофициальным подсчетам, это был 33 практический старт с начала отработки ракетного комплекса Р-30 "Булава".


Генеральный конструктор Юрий Соломонов известен как один из самых опытных и ярких специалистов в своей области. На сегодняшний день он работает в Московском институте теплотехники.

Ранние годы

Будущий инженер Юрий Соломонов родился в Москве 3 ноября 1945 года. Высшее образование он получил в столичном авиационном институте. После этого началась военная служба в качестве лейтенанта Ракетных войск стратегического назначения.

В 1971 году Юрий Соломонов отправился работать в Московский институт теплотехники. Молодой специалист был многообещающим инженером. Институт принадлежал Министерству обороны СССР. В стенах этого заведения проходила разработка межконтинентальных баллистических ракет и комплексов, необходимых для их эксплуатации.

юрий соломонов

Карьера в МИТ

Благодаря своим талантам и трудолюбию Юрий Соломонов уверенно продвигался по служебной лестнице. Он проделал долгий путь от рядового инженера до главного конструктора предприятия. В 1997 году специалист возглавил Московский институт теплотехники (МИТ). В 90-е Соломонов сделал многое для того, чтобы ядерный щит России сохранился, даже несмотря на экономические и политические потрясения.

Под руководством доктора наук его подчиненные стали получать большое количество заказов от различных силовых структур. В МИТ работали ведущие разработчики ракет, предназначенных для сухопутных частей. Военно-морской флот поручал предприятию создание противолодочных комплексов «Медведка», «Ливень» и «Вихрь». Соломонов руководил такими сложными проектами, как «Тополь» и «Пионер». Эти комплексы отправились в Ракетные войска стратегического назначения.

МИТ развивался и преображался благодаря деятельности его главного конструктора, которым был Юрий Соломонов. Биография специалиста также известна благодаря его инициативам по проведению научных и исследовательских работ по переоснащению ракет космического и баллистического назначения.

юрий соломонов биография

«Булава»

Важным проектом МИТ было создание межконтинентальной ракеты «Булава», предназначенной для морского базирования. Конструкторская биография Юрия Соломонова полна такими важными работами государственного масштаба. Заказ на «Булаву» был получен в 1998 году. Специально для нее был модернизирован подводный ракетоносец «Борей», а также подводный ракетный крейсер «Дмитрий Донской». Эти АПЛ простаивали без «Булавы». Армия не могла взять их на вооружение.

Испытания ракеты «Булава» были впервые проведены в 2004 году в Удмуртии. Производство этих снарядов планировалось начать в течение нескольких лет после того, как заказ был принят в МИТ. Однако, несмотря на усилия коллектива предприятия и лично Юрия Соломонова, первые несколько пусков были неудачными. Сказывались технические ошибки и конструктивные недочеты. Только два запуска из одиннадцати были признаны частично штатными.

Неудачи заставили главного конструктора подать в отставку с должности руководителя института. Последней каплей стал провал запуска на атомной подводной лодке «Дмитрий Донской» в акватории Белого моря. Случилось это в июле 2009 года. В СМИ отметили, что этот случай стал первым в своем роде, когда главный конструктор взял личную ответственность за провал многолетней работы. Это было самое сложное решение, которое когда-либо принимал Соломонов Юрий Семенович. Родители, семья и близкие поддержали его в этот сложный момент. Конструктору удалось признать поражение с высокоподнятой головой.

Временные неудачи

В Роскосмосе быстро отреагировали на отставку Соломонова. В ведомстве отметили, что, несмотря на то, что он покинул должность руководителя института, Юрий Семенович остался в МИТ генеральным конструктором. Инженер продолжил работать над проектами морских и наземных ракетных комплексов. Должность же директора института досталось Сергею Никулину. Он выиграл это место на конкурсе, проведенном Роскосмосом.

Главной причиной неудачи с «Булавой» стали проблемы, возникшие на этапе сборки. Процесс создания ракеты осложнялся недостатком необходимых комплектующих. Несмотря на фиаско, «Булава» в качестве проекта сохранилась. Ее разработкой на некоторое время занялись другие люди.

юрий соломонов конструктор

Принятие «Булавы» на вооружение

В сентябре 2010 года была учреждена должность генерального конструктора, ответственного за создание ракетного комплекса «Тополь-М». Ее занял Юрий Соломонов. Конструктор пообещал, что разработка закончится в 2011 году. Тогда же под его руководством возобновились работы над завершением многострадальной «Булавы». В Министерстве Обороны требовали как можно быстрее закончить работу. За несколько месяцев было произведено четыре успешных пуска «Булавы». Ракета предназначалась для атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий». 28 июня 2011 года с этого носителя был произведен важный успешный пуск.

Через несколько месяцев министр обороны Анатолий Сердюков заявил о том, что ракета прошла все необходимые испытания. Вскоре она была принята на вооружение.

семья соломонова юрия семеновича

Споры с Министерством обороны

В 2011 голу разразился скандал в военных кругах, в центре которого оказался Юрий Соломонов. Конструктор раскритиковал Министерство обороны за планы разработки нового вида жидкостной тяжелой ракеты. Главным оппонентом известного конструктора стал Владимир Поповкин. Это был заместитель министра обороны, который выступал за продолжение разработок в данном ключе.

Соломонов был не согласен с Поповкиным. Он собрал пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс». Конструктор назвал решение Минобороны продолжать программу разработки ракет надуманным и вредным. Соломонов объявил эти снаряды неподходящими для использования вместе с современной техникой. В конце пресс-конференции генеральный конструктор МИТ также добавил, что считает данный проект Минобороны «пустой тратой денежных средств».

соломонов юрий семенович родители

Наземный аналог «Булавы»

24 мая 2012 года на стратегически важном космодроме в Плесецке был произведен пуск новой ракеты. В Минобороны не уточняли, что это за разработка. Фактически оказалось, что это был первый наземный аналог «Булавы» Соломонова, которую до этого запускали с атомных подводных лодок. Известный конструктор был одним из главных действующих лиц по ходу развития данного секретного проекта. Целью нового вооружения позже было названо противопоставление комплекса американской системе ПРО, дислоцированной в Европе.

Ракеты получили улучшенные характеристики по сравнению с аналогичными «Ярса» и «Тополь-М». От первой версии «Булавы» этот комплекс получил твердый вид топлива. Его разработали специально для того, чтобы двигатели стали еще эффективнее. Этот проект был крайне полезным для всего военно-промышленного комплекса страны. У специалистов МИТ появился новый конструкторский, научный и исследовательский опыт.

юрий соломонов национальность

Сотрудничество с Лужковым

На протяжении более десяти лет Соломонов много сотрудничал с Юрием Лужковым, бывшим до 2010 года мэром Москвы. Конструктор возглавил инициативную группу, выдвинувшую градоначальника на повторный срок в 1999-м. Соломонов на профессиональном уровне поддерживал проекты Лужкова, которые тот инициировал в столице.

Например, в МИТ специально для мэрии разработали московский монорельс. Лужков и Соломонов совместно регистрировали патенты на изобретения в области городской инфраструктуры. Их сотрудничество закончилось, когда градоначальник был уволен Дмитрием Медведевым, бывшим тогда президентом России.

биография юрия соломонова

Научная и писательская деятельность

В Российской академии наук есть множество членов-корреспондентов технического профиля, связанных с армией. Среди них выделяется Юрий Соломонов. Национальность академика и инженера – русский. Доктор технических наук стал изобретателем еще в советское время, получив за свою профессиональную деятельность Государственную премию СССР.

Соломонов написал девять монографий, шесть учебных пособий и около трехсот научных трудов. Ему принадлежит патенты на 17 изобретений. В связи с интересом общественности к «Булаве» генеральный конструктор МИТ написал документально-художественную книгу «Ядерная вертикаль». Новинка пользовалась популярностью у широкой читающей аудитории. 28 апреля 2015 года академик стал одним из первых граждан России, награжденных званием Героя Труда.

Семья Соломонова Юрия Семеновича проживает вместе с ним в Москве. В настоящее время конструктор продолжает работать в МИТ и руководить исследовательскими проектами в области ракетостроения.


Атомные ракетоносцы проекта 955А («Борей-А») получат модернизированную версию ракеты «Булава». Об этом заявил генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов, сообщает «Интерфакс».

«В ближайшие два-три года будет спущен очередной, четвертый корпус (имеются в виду атомоходы из семейства проекта 955 — прим. «Ленты.ру»). И применительно к этому новому поколению подводных крейсеров и ракетный комплекс "Булава" тоже будет модернизирован», — рассказал Соломонов.

Ракетно-ядерная рулетка Чем из «щита Родины» могли бы пожертвовать военные

«Булава» — ракета гордая Военные проверят серийную партию Р-30

По его словам, модернизация «повысит эффективность этого комплекса применительно к возможности эксплуатации в составе модернизованных ракетных крейсеров». Соломонов подчеркнул, что «Булава» создавалась 10-12 лет «и подошел естественный процесс обновления конструкторских и технических решений».

Р-30 «Булава» — твердотопливная межконтинентальная ракета морского базирования. Ее разработка началась в России в конце 1990-х годов. Ракета предназначена для оснащения новых стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей».

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей» строятся на северодвинском «Севмаше». Начиная с четвертой субмарины («Князь Владимир»), строительство ведется по модернизированному проекту 955А «Борей-А». Эти атомоходы подводным водоизмещением 24 тысячи тонн несут по 16 ракет «Булава».

Всего ВМФ заказал себе восемь таких ракетоносцев. Флот в 2013-2014 годах получил три атомохода проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Еще четыре субмарины («Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III») строятся. В июле 2016 года должен быть заложен последний ракетоносец этого типа (предположительное наименование — «Князь Пожарский»).

Читайте также: