Ребенок собирает конструктор по цветам

Обновлено: 28.04.2024

Рассказываем, почему хороший конструктор лучше любой модной развивающей игрушки!

Пресловутая мелкая моторика, о которой говорят очень много и развивают с рождения, и здесь оказывается первой в списке. Каким бы ни был конструктор — блочным, винтовым, магнитным, деревянным или пластиковым, он позволяет малышу взаимодействовать с множеством мелких деталей. А всем известно, что мелкая моторика развивает внимание, мышление, координацию, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память и речь.

Усидчивость и самостоятельность

Безусловно, чтобы собрать по инструкции из множества мелких деталей одно целое, нужно терпение. Много терпения. Малыш тренирует усидчивость не только, пока собирает замок или корабль, но и когда его грандиозная постройка рушится от неверных шагов. Ведь теперь все придётся строить заново.

Безусловно, одно из главных преимуществ игры с конструктором — развитие пространственного мышления.

Пространственное мышление — вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению геометрических задач и возможность представления объектов в трехмерном измерении.

Развитие пространственных навыков у дошкольников позволит им преуспеть в будущем в области математики и визуальных искусств.

Занимаясь с конструктором, ребенок усваивает элементарные, но необходимые логические приемы: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизацию. Он подбирает необходимые детали, сверяется с инструкцией или собственным воображением и выстраивает необходимую ему композицию.

Развитие логических приемов определяет легкость и быстроту установления причинно-следственных связей и развивает речевую активность ребенка.

В 1982 году группа ученых наблюдала за четырехлетними детьми, в частности, они изучали, во что и как дети играют. В 1998 году ученые проанализировали школьные ведомости этих детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая взаимосвязь между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Очевидно, что интерес к конструкторам развивает и интерес к счету — ведь на определенном этапе малышу все-таки придется сосчитать количество деталей и понять, как далеко или близко присоединить следующий элемент.

Существует мнение, что игра с конструктором развивает речевые навыки. Например, в 2007 году проводилось исследование с двумя группами детей от 1,5 до 2,5 лет. Одним малышам выдали конструктор, другие обходились без него. Спустя полгода наблюдения, были зафиксированы результаты: малыши, которые играли с конструктором, показали лучшие результаты по тестам на словарный запас и понимание слов родителей.

Возможно, причиной хорошего речевого развития становится не сам конструктор, а совместная деятельность: ребенок рассказывает родителям или друзьям о том, что он хочет построить, какие ему нужны детали и как ему помочь. Игра с конструктором становится стимулом к речевому развитию, поскольку вызывает потребность поделиться своими эмоциями и планами с окружающими.

Совместные игры гораздо эффективнее позволяют детям познакомиться, узнать друг друга и подружиться, чем простое общение «на словах». Малыши объединяются ради достижения одной цели, помогают друг другу и поддерживают. При этом совместная работа в дошкольном возрасте закладывает не только прочные дружественные связи, но и умение работать в команде, обосновывать свои решения и прислушиваться к чужому мнению.

Творчество и воображение

Попросите нескольких детей собрать из конструктора машинку, дав им одинаковый набор фрагментов. Скорее всего, вариантов сборки будет столько же, сколько и участников. У кого-то — летающий автомобиль супергероя, у кого-то — двухэтажный автобус, у третьего — машинка Скай из «Щенячьего патруля». Из обычных конструкторов создаются целые города и миры, в которых разворачиваются настоящие гонки и битвы, проходят чаепития или балы.

Как выбрать конструктор?

При выборе конструктора стоит ориентироваться на возраст ребёнка. Обращать внимание на наличие мелких деталей, если ребенок младше трех лет.

Немаловажными являются материалы, из которых изготовлен конструктор — он должен быть гипоаллергенным и полностью безопасным для детских игр. Ведь некоторые дети хотят не только посмотреть и потрогать детали конструктора, но и изучить их вкус.

Важно также качество деталей. Они должны достаточно легко, но и при этом прочно соединяться. Согласитесь, непросто будет успокоить трехлетку, если из его машины будет выпадать колесо, или он, наоборот, не сможет сам закрепить ни одной детали просто потому, что вы немного сэкономили на игрушке.

Вокруг много популярных конструкторов: что выбрать?

Разумеется, на полках в детских магазинах огромный выбор конструкторов для детей (и взрослых) всех возрастов. Однако конструктор Joy Build — действительно нечто оригинальное. Он напоминает конструктор нашего детства — металлический такой, помните? Однако сделан из более безопасных и, что не менее важно, гибких материалов. Его функциональные крепления позволяют собирать не только крутые модели из инструкций, но и экспериментировать, используя воображение.

Конструктор изготовлен из термопластичной резины на основе силикона и АБС-пластика, благодаря этому все детали получаются нетоксичными, без посторонних запахов, прочными, однородного четкого цвета.

И самое главное — Joy Build позволяет развивать все навыки, о которых рассказано выше. Он учит ребенка логически мыслить, решать сложные задачи, находить пути решения проблем. Развивает математические и творческие способности, способствует усидчивости и умению концентрироваться, улучшает мелкую моторику.

Бонус: его очень интересно собирать родителям (проверено на собственном опыте).

Когда будете покупать его ребенку на Новый год, не забудьте ввести ПРОМО-КОД CHIPS и получить скидку 15%!

Возраст до 3 лет является решающим в формировании личности ребенка, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию малыша и выбору для него правильных игрушек, одной из которых в этом возрасте является конструктор

Его положительное влияние сложно переоценить, наряду с совершенствованием мелкой моторики и глазомера, конструктор помогает развивать пространственное мышление, закреплять цвета, понятия величины, длины и высоты, изучать цифры. Игры с конструктором и кубиками формируют образное мышление, воображение и фантазию, ведь для того, чтобы построить что-либо, нужно сначала придумать это, а затем уже осуществить в реальности.

Как выбрать правильный конструктор

Сегодня в продаже представлена масса конструкторов различных форм и материалов. Это классические наборы кубиков, цилиндров и кирпичиков разных размеров, деревянные конструкторы необычных фантазийных форм, блочные конструкторы, детали которых плотно соединяются друг с другом, например, всем известный LEGO. Есть также варианты с игольчатым, трубчатым или магнитным соединением. Чем разнообразнее ваш арсенал конструкторов, тем шире поле для деятельности юного строителя.

Чтобы не ошибиться в выборе, стоит помнить некоторые правила. Во-первых, конструктор должен соответствовать возрасту вашего ребенка. Чем младше ребенок, а начинать конструирование можно с самого раннего возраста, тем больше по размеру должны быть детали конструктора, количество же деталей лучше ограничить, чтобы не распылять внимание малыша.

Ближе к 3 годам конструктор становится одной из основных игрушек ребенка, активно участвует во всех ролевых играх, поэтому стоит выбирать набор с большим количеством деталей, фигурками людей, животных и другими частями, с помощью которых можно придумывать новые ролевые игры, конструкторы LEGO подходят для этого как нельзя кстати, молодая мама или папа могут ознакомиться с каталогом в сети фирменных магазинов LEGO . Однако не стоит увлекаться наборами с заранее определенным сюжетом, это ограничивает фантазию малыша, чем больше вариантов сборки, тем лучше.

И, конечно же, стоит помнить о качестве материала, из которого изготовлен конструктор, его прочность и экологичность являются залогом безопасности здоровья вашего малыша.

Как привлечь ребенка к игре в конструктор

Предлагая малышу конструктор, будьте готовы, что первое время он будет лишь разбрасывать детали и рушить построенные вами башенки. Со временем, к 2-3 годам, малыш научится сооружать простейшие конструкции, повторяя за вами, а позже и придумывать свой собственный новый мир из кубиков, кирпичиков и блоков Lego.

Для начала вручите ребенку новый конструктор и дайте поиграть с ним самостоятельно. Возможно, малыш с первых же секунд начнет исследовать игрушку и её возможности, а не разбрасывать конструктор по комнате. Позже можно начать совместную игру, показывая как построить башню, дорожку, забор или столик. Залогом успеха совместной игры будет ваша увлеченность строительством. Только искренне заинтересованная мама сможет привлечь внимание ребенка к игре, поэтому если сейчас вы не хотите заниматься с конструктором, не предлагайте его ребенку, вряд ли это приведет к успеху.

Начинайте привлечение ребенка к конструированию с просьбы вам помочь, объясняйте словами, что нужно сделать, позже можно просить малыша повторять постройку за вами симметрично с другой стороны, а потом и создавать похожее сооружение одновременно с вами. Конечно, сооружения в данном случае должны быть простыми и быстро воспроизводимыми. Хвалите малыша, независимо от того, что у него получилось, и обязательно поощряйте проявление инициативы в его занятиях с конструктором. Сначала малыш будет повторять за вами, потом строить сам по вашему заданию и постепенно придет к самостоятельно придуманным сооружениям и героям.

Как играть с ребенком в конструктор

Самыми первыми сооружениями, которые стоит показать малышу будет башня из стоящих друг на друге кубиков, дорожка из приложенных друг к другу прямоугольных плашек, лесенка из кубиков разной величины, домик, гараж. Такие сооружения не только развивают фантазию и образное мышление, на их примере ребенок может закрепить понятия большой/маленький, больше/меньше, высокий/низкий, выше/ниже (например башня или дом), широкий/узкий, длинный/короткий (например, дорожка), для этого мама должна обратить внимание малыша на эти понятия и проговаривать их, например, "эта башня высокая, а эта низкая".

После 2 лет конструктор становится активным участником ролевых игр мамы и малыша. С его помощью можно разыгрывать сказки и песенки, придумывать и строить свои истории, основанные на опыте, которым уже обладает ребенок. Сначала это будет домик, на разных этажах которого живут небольшие фигурки людей и животных, или гараж, где стоят машины, на которых те же фигурки могут поехать в парк или магазин. Можно сложить из кубиков детскую площадку, загоны для животных, стол, стул, другую миниатюрную мебель и даже машину или паровозик, главное, не просто показать, как их строить, но и придумать с ними небольшую историю, такие игры обязательно понравятся малышу и заинтересуют его.

Позже начнут появляться целые города и деревни из конструктора, где машины будут ездить по дорожкам, а фигурки людей и животных жить в домиках, ходить по делам и ездить в гости. Очень скоро малыш начнет придумывать свои интереснейшие сюжеты и игры.

К 3 годам ребенок освоит не менее занимательные игры, где нужно повторить сооружение, нарисованное на бумаге. При всей важности свободного конструирования, развивающего воображение и фантазию, навык точного повторения по образцу, воспитывающий внимание и собранность, будет также очень полезен ребенку в дальнейшем обучении и будущей жизни.

Освоив простейшее конструирование в возрасте до 5 лет, позже ребенок с легкостью будет собирать более сложные конструкторы с болтовым соединением, создавая всевозможные модели самолетов, машин, прочей техники и не только, развивая свои инженерные и конструкторские способности.

Конструктор, позволяющий одновременно развивать и творческие навыки ребенка, и логическое мышление, является незаменимой игрушкой с самого раннего детства. Помогая своему малышу освоить все возможности игр и занятий с конструктором, вы закладываете базу его будущих знаний, умений и интересов, основу дальнейшего выбора профессии и предназначения в жизни.

Кубики - один из первых конструкторов, с которыми сталкиваются маленькие дети. Даже такой простой принцип конструирования порождает множество возможностей, с которыми можно познакомить детей 2-5 лет.

Кубики - один из первых конструкторов, с которыми сталкиваются маленькие дети. Обычно в таких наборах присутствуют и другие фигуры, не только кубы, так что западное название "building blocks" более корректно. Как сказать это по-русски? Строительный набор? Длинновато.

В общем, давайте лучше оставим слово "кубики" - просто будем иметь в виду конструкторы, в которых нет никаких соединительных элементов. Всё держится только на силе тяжести. Оказывается, даже такой простой принцип порождает множество возможностей, с которыми можно познакомить детей 2-5 лет.

Но прежде, чем рассказывать о различных видах "кубичных конструкторов", я хотел бы поделиться одним наблюдением. Взрослым часто кажется, что кубики - вообще простейшая игрушка. И правда, что может быть проще - поставить один кубик на другой, а сверху поставить третий, вот и башня.

Но для детей такая игра в "башню" совсем не очевидна. В шесть-восемь месяцев, начиная активно осваивать квартиру, они увлекаются открыванием и закрыванием разных емкостей (коробок, кастрюль). Здесь же появляется интерес к засовыванию вещей в эти емкости. В один прекрасный день вы обнаруживаете, что мячик намертво забит в стакан, а остальные игрушки - в стиральную машину. Годовалый ребенок умеет надевать кольца на пирамидку, откручивать крышки от бутылок. Ближе к двум годам он может поразить вас тем, что включит телевизор с помощью пульта. И еще множество "конструкторских" умений он может продемонстрировать в этом возрасте.

При этом ставить кубики друг на друга ему будет по-прежнему неинтересно!

И это логично. Он ведь копирует вас - смотрит, как вы открываете ящики шкафов, как поворачиваете ключ в замке или пользуетесь пультом от телевизора. но вы не строитель, да? Вы ничего особенного не строите, устанавливая вещи друг на друга. Так зачем ребенку этим заниматься? Очевидно, в жизни наших предков было гораздо больше строительства. Люди сами строили себе дома, из-за этого "кубики" так и закрепились в культуре. Есть ли в них смысл сейчас - или это одна из множества ненужных игрушек, которые нам впаривает индустрия?

Мне кажется, даже без повседневного строительства такие конструкторы могут играть полезную роль. Я бы назвал это "физической математикой" - изучение геометрических свойств предметов через представление об их весе, устойчивости, совместимости друг с другом. Почему кубик стоит на другом кубике, а шарик - скатывается? Под каким углом друг к другу поставить призмы, чтобы они не падали? Потом, в школе, все это обернется абстрактными формулами. Но гораздо проще научить ребенка всем этим вещам на практике. На кубиках.

И еще три простых совета, которые следуют из этих же наблюдений:

(1) Нужно показывать, и не раз. Не ждите, что ребенок сразу будет повторять за вами. Скорее всего, он построит свою первую конструкцию где-нибудь через месяц, когда вы уже будете думать, что все ваши примеры были напрасны.

(2) Нужно "оживлять" постройки. Абстрактная установка блоков не имеет для ребенка никакого смысла - цель непонятна. Другое дело, если вы строите дом для какого-нибудь персонажа, или мост для перехода игрушек через "реку". У нас с сыном для такого "оживляжа" использовался набор маленьких фигурок. Некоторые были из киндер-сюрпризов, другие - из сувенирных магазинов. Пара бегемотов, черепашка, лягушка - мы постоянно носили их в карманах, и с помощью них могли начать игру в любом месте: то ли в песочнице построить замок, то ли в снегу выкопать пещерный город.

(3) Не стесняйтесь купить кубики себе. На самом деле, при наличии фантазии получить отличный строительный конструктор можно из обычной посуды на кухне. Зачем же еще покупать? А это всем известно: родители часто заводят детям игрушки, которыми сами хотели бы поиграть. Так что если уж решили купить навороченный набор - надо честно признать, что покупаете себе. Чтобы потом не сваливать на ребенка - мол, "я ему купил, потратился, а он не играет. ". Да ладно, скажите честно: самому нравится. Так и стройте сами! Кубики - очень полезная медитация для родителей. А если вам будет интересно строить, то и дети скорее подтянутся.

Ну вот, а теперь поглядим, какие они бывают. Этот обзор не претендует на полный охват - но я надеюсь, он покажет, что мир кубиков не ограничен теми скучными наборами, которыми завалены наши магазины.

Вогнутые многогранники

Обычно наборы кубиков состоят только из выпуклых многогранников и призм. А мы сразу сделаем открытие - многогранники бывают не только выпуклые. И с такими стройка выходит гораздо интереснее.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Сегодня мы подготовили небольшую подборку электронных конструкторов, с помощью которых ребенок сможет сделать собственные первые эксперименты и совершить первые шаги в программировании.




Опыты с электроникой в последнее время стали довольно популярны: даже в розничных магазинах можно встретить большое количество однотипных, локализованных разными поставщиками, подарочные коробки, внутри которых инструкции для коротких проектов.


Один из самых простых примеров — это «Картофельные часы», "Природное электричество" и т. п.

Последний — это не совсем электронный конструктор, хотя и грань между ними довольно тонкая: набор простых компонентов — есть; схема для сборки, или активации простых элементов — есть; провода, инструкция… В общем, пытаются соответствовать.


Честно говоря, при довольно-таки богатой коробке — весьма незамысловатое наполнение. В комплекте несколько медных и цинковых пластин, провода, крышки, для которых придется самостоятельно искать бутылки, диод на подставке и очень просто сделанные цифровые часы.


Чем может привлечь? Для того, чтобы активировать что-либо, необходимо приложить какие-то усилия сверх набора: найти соленую воду, цветок в горшке или пару яблок. В этом смысле маленькому ребенку может быть любопытно и полезно узнать, что некоторые вещи, которые нас окружают немного необычны.


Надолго такой игрушки не хватит, но часы, подключенные к маминому фикусу вполне могут простоять какое-то время и даже показывать его же, если не забывать вовремя поливать. Стоимость 790 рублей.

Похожим на этот набор можно назвать "Мастерскую электричества", о которой мы не так давно писали. Набор также кому-то кажется слегка переоцененным, но у него есть ряд достоинств.


Две цветные инструкции: текстовая и визуальная, несложная платка с удобным пружинным креплением проводов, что не требует от ребенка сверхчетких действий. И, также как и в описанном выше наборе, некоторое пространство для творчества вместе с соленой водой и т. п. Всего же «Мастерская» электричества предлагает свыше 20 экспериментов.


В наборе моторчик, динамик и несколько лампочек. При, опять же, некоторой «бедности» комплектации сама коробка оформлена весьма приятно и тянет на хороший сувенир ребенку на время школьных каникул.

Микроник — пожалуй, наш самый любимый образец.

Это проект «Амперки» хорошо знакомого вам производителя наборов для программирования на базе Arduino.

Микроник же стоит особняком: ничего программировать тут не надо. Это начальный набор для первых опытов.


В наборе свыше сотни компонентов, которые последовательно должны занять свое место на маленькой плате.


Плата действительно миниатюрная, за что данный конструктор некоторые критикуют, мол, ребенку трудновато работать на таком пространстве. Тут есть и рацзерно. Но одна из задач, вероятно, и была «конструктор для маленьких» сделать маленьким.

Некоторые эксперименты, а также комплектацию «Микроника» мы уже описывали в одном из давних обзоров аж за 2015 год.

Сильно фантазировать тут не получится: все двадцать моделей, которые предусмотрены, собираются из предложенных в наборе компонентов, то есть без соленой воды, фруктов и пластиковых бутылок можно обойтись.

Простейшие эксперименты собираются довольно легко, так как отсчитать нужное количество клеточек для подключения в относительной пустоте не очень сложно.


Иные же модели потребует большего усердия и внимательности.


Из относительно недорогих проектов «Амперки» также хотелось бы упомянуть "Технокуб". Он любопытен тем, что поможет создать ребенку первое смарт-устройство самостоятельно.

Работает он на базе платформы Iskra Neo с микроконтроллером ATmega32U4, что, как уточняют авторы, аналог Arduino Leonardo.


Всего в наборе не так много компонентов, из которых предлагается собрать куб с диодной нотификацией о разных событиях.


С учетом того, что многие подобные вещи нас окружают, начиная от умных браслетов, которые оповещают о звонках, до датчиков движения, смарт-камер с многочисленными пушами, такое занятие кажется очень своевременным.

Вернемся к обычным конструкторам. Из аналогов «Микроника» следует упомянуть конструкторы "Знаток". Главное их отличие — большая наглядность, упрощенный и более надежный способ закрепления элементов.


Безусловно, некоторая атмосфера «серьезного» взрослого конструктора теряется, но для постижения простых законов физики и электроники, возможно, она и не нужна. Элементы конструктора крепятся к плате с помощью «кнопок».


Все выполнено из жестких элементов, и значит конструкция не развалится, не рассыпется: это довольно надежно и прагматично. Сама же «плата» в разы больше и «Мастерской электричества», и уже «Микроника» подавно.


Что-то не доделал? Легко убрать с доской и отложить до следующего раза.

Раз уж мы коснулись темы электронных робототехнических конструкторов, то уместно упомянуть пару примеров. Во-первых, электронные конструкторы «ЛАРТ».

Компания известна на рынке аналогичными наборами электронных экспериментов, типа «Природного электричества» и несколькими моделями программируемых простых моделей. Среди них, например: «Робот-скиф», который управляется блоком R-5 с контроллером Arduino nano.


В комплекте вы получаете:

  • Несущая пластина – 1 шт.
  • Мотор-редуктор – 4 шт.
  • Колесо пластиковое – 4 шт.
  • Батарейный отсек на 6 шт. батареек АА – 1 шт.
  • Блок управления R-5 – 1 шт.
  • Контроллер совместимый с Arduino Nano – 1 шт.
  • Инфракрасный датчик ЛМ1-940 – 2 шт.
  • Ультразувковой датчик HC-SR04 – 1 шт.
  • Сервомотор SG90 – 1 шт.
  • Пластиковый держатель УЗ датчика – 1 шт.
  • USB кабель – 1 шт.
  • Стойка латунная 10 мм – 2 шт.
  • Стойка латунная 20 мм – 4 шт.
  • Винт М3 х 25 мм – 8 шт.
  • Винт М3 х 6 мм – 14 шт.
  • Винт М2 х 6 мм — 2 шт.
  • Гайка М3 — 2 шт.
  • Гайка М2 — 2 шт.
  • Комплект проводов – 1 шт.
  • Трубка пластиковая для ИК диодов — 2 шт.
  • CD диск с описанием конструктора — 1 шт.

Чуть более простой и чуть более дешевый «ЛАРТ» — «Робот, следующий по линии».


  • Несущая пластина.
  • Ходовая часть: 2 электромотора с колесом 42 мм, держателем моторов и крепежных винтов с гайками М2. И шариковая опора
  • Батарейный отсек с 6-ю батарейками типа АА и крепежными винтами с гайками М3.
  • Блок управления R5 с контроллером Arduino Nano, металлическими стойками 25 мм и крепежными винтами М3 х 6мм.


  • Набор пластиковых деталей робота.
  • Крепежные элементы
  • Батарейный отсек для 6-ти батареек АА
  • Батарейный отсек для 4-х батареек АА
  • 4 сервомотора SG90
  • Блок управления R-5M
  • Контроллер Arduino Nano
  • Резиновые ножки

Всего есть несколько наборов. Например, «Стартовый набор» первого уровня призван объяснить основы электроники.


Он построен по принципу обучающих уроков: всего их 30, каждый из которых последовательно включает и теоретическую часть и практические навыки.

Урок №1. Основные понятия электричества.
Напряжение, сопротивление, мощность, сила тока, закон Ома.

Урок №2. Светодиод.
Особенности применения и подключения

Урок №3. Тактовая кнопка.
Использование в электрической цепи

Урок №4. Работа с мультиметром.
Методика измерения электрических характеристик

Урок №5. Переменное сопротивление.
Реостат и потенциометр, их назначение и применение.

Урок №6. Транзисторы.
Описание и разновидности. Построение цепи на основе биполярного транзистора

Урок №7. Последовательное соединение проводников.
Характеристики и особенности. Расчет электрической цепи.

Урок №8. Терморезистор и фоторезистор.
Описание и особенности использования.

Урок №9. Делитель напряжения.
Принцип деления напряжения. Расчет параметров цепи.

Урок №10. Вольт-амперная характеристика.
Определение и функциональное предназначение.

Урок №11. RGB-светодиод.
Особенности подключения полноцветного светодиода.

Урок №12. Параллельное соединение проводников.
Характеристики и особенности. Расчет электрической цепи.

Урок №13. Конденсатор.
Разновидности, характеристики и применение.

Урок №14. Однопереходный транзистор.
Принцип работы и практическое использование в схемах.

Урок №15. Создание простого колебательного контура.
Мигающий светодиод.

Урок №16. Начало работы с микросхемами.
Микросхема счетчика импульсов в мини-проекте «Бегущий огонёк».

Урок №17. Применение микросхемы триггера Шмитта в цифровых системах.
Мини-проект «Автоматический бегущий огонёк».

Урок №18. Особенности работы с 7-сегментным цифровым индикатором.
Мини-проект «Змейка».

Урок №19. Знакомство с логическими элементами.
Микросхема с элементом «НЕ» в мини-проекте «Автоматический ночной светильник»

Урок №20. Микросхема с логическим элементом «И».
Понятие обратной связи и мини-проект «Код доступа».

Урок №21. Триггеры в электронике.
Микросхема D-триггера в мини-проекте «Пластификатор цифр».

Урок №22. Изучение 555-го таймера.
Моностабильный режим работы. Мини-проект «Таймер для домофона».

Урок №23. Работа 555-го таймера в режиме генератора непрерывных колебаний.
Мини-проект «Полицейский маяк».

Урок №24. Принципы создания звука. Звуковой динамик.
Мини-проект «Музыкальный синтезатор».

Урок №25. Расширенное управление таймером.
Мини-проект «Спецсигналы».

Урок №26. Применение драйвера 7-сегментного индикатора.
Мини-проект «Секундомер».

Урок №27. Разновидности электродвигателей.
Коллекторный двигатель и управление им с помощью реле.

Мини-проект «Привод автомобильного стеклоочистителя».
Урок №28. Управление электродвителем с применением Н-моста.
Мини-проект «Лебедка».

Урок №29. Микросхема-драйвер для управления электродвигателем.
Мини-проект «Повелитель мотора».

Урок №30. Управление сервоприводом.
Мини-проект «Сервометроном».

В основе каждого урока один или несколько экспериментов для улучшения восприятия и закрепления знаний. Все, как в школе, в общем. В процессе этой «занимательной физики» ребенку объяснят принципы создания колебательных систем, формирования цифровых сигналов, научат создавать собственные устройства из предложенных микросхем и элементов.

Учебное пособие по основам электроники
Часть 1 — 1 шт.
Часть 2 — 1 шт.

Набор светодиодов:
Красный — 5 шт.
Желтый — 5 шт.
Зеленый — 5 шт.

Набор резисторов:
120 Ом — 20 шт.
240 Ом — 20 шт.
1 кОм — 20 шт.
10 кОм — 20 шт.
100 кОм — 20 шт.

Набор тактовых кнопок с колпачками:
Тактовый кнопки — 3 шт.
Цветные колпачки — 3 шт.

Биполярный транзистор — 5 шт.

Переменный резистор (потенциометр) — 2 шт.

Фоторезистор VT93N1 — 1 шт.

Набор перемычек для макетной платы — 1 шт.

Болтовой клеммник — 3 шт

Макетная плата
82х53 — 2 шт.

Соединительные провода
«папа-папа» длиной 20 см — 40 шт

Батарейный отсек на 4 батарейки АА — 1 шт.

Мультиметр цифровой — 1 шт.

Набор электролитических конденсаторов:
1 мкФ — 5 шт.
47 мкФ — 5 шт.
4,7 мкФ — 5 шт.
100 мкФ — 5 шт.
220 мкФ — 5 шт.

Термистор 10 кОм — 1 шт.

RGB светодиод — 1 шт.

Однопереходный транзистор — 5 шт

Батарейки АА — 8 шт.

Серводвигатель — 1 шт.

Бузер — 1 шт.

Соединительные провода
«папа-мама» длиной 20 см — 20 шт

Мотор-редуктор — 1 шт.

Диод выпрямительный — 5 шт

Отвертка — 1 шт.

Набор микросхем (18 шт):
74hc4017 — 1 шт.
74hc14 — 1 шт.
74hc08 — 2 шт.
74hc04 — 2 шт.
74hc02 — 2 шт.
CD4026 — 2 шт.
L293D — 1 шт.
NE555 — 3 шт.
CD4013 — 4 шт.

7-сегментны индикатор — 2 шт.

Набор керамических конденсаторов:
0,1 мкФ — 5 шт.
0,01 мкФ — 5 шт.

Светодиод синий — 5 шт.

Реле одиночное — 1 шт

Динамик — 1 шт.

Батарейный отсек 1хАА — 1 шт

Батарейный отсек 2хАА — 1 шт.

Стабилизатор напряжения — 2 шт

Датчик наклона — 1 шт.
Модуль с тактовыми кнопками — 2 шт.
DVD диск — 1 шт.

Стоимость такого комплекта — 6999 рублей.

Также в линейке есть похожий конструктор, который отчасти решает аналогичные задачи, с более богатой комплектацией на базе контроллера Arduino.

Читайте также: