Реклам конструктор маяковский родченко

Обновлено: 28.04.2024

Выставочные залы Москвы, Московский центр музейного развития и Государственный музей В. В. Маяковского представляют в галерее «На Каширке» выставку «Реклам-Конструктор: Маяковский — Родченко».

В четверг 14 апреля, в День памяти Владимира Маяковского, в 16. 00, в галерее «На Каширке» откроется выставка «Реклам-Конструктор: Маяковский — Родченко».

Выставка рассказывает о становлении конструктивизма и его переходе в производственное искусство на примере творческого союза поэта и художника. Содружество Владимира Маяковского и Александра Родченко в 1923–1925 годах — одно из самых известных в отечественном искусстве — привело к появлению знаменитой марки «Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко». За несколько лет тандем создал большое количество образцов полиграфического искусства, вошедших в историю дизайна. На выставке представлены предметы из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского: рекламные плакаты, упаковки кондитерских изделий, книжная графика, плакат, промышленная графика, фотографии, а также образцы тканей с рисунками 1920-х годов и реконструкции спортивных костюмов.

Творческое объединение «Левый фронт искусств», лидером которого был Владимир Маяковский, утверждало идею «целесообразного конструирования» не только в производстве вещей, но и в повседневной жизни. Особое значение придавалось конструированию будничной одежды и созданию принципиально новых рисунков для тканей: из простых геометрических форм с использованием двух-трех цветов они создавали разнообразные орнаментальные композиции. За год работы на Первой ситценабивной фабрике художницы по текстилю Варвара Степанова и Любовь Попова создали более ста рисунков тканей, многие из которых пошли в производство.

В программе открытия выставки «Реклам-Конструктор: Маяковский — Родченко»: обзорная экскурсия, чтение стихов и просмотр художественного фильма «Барышня и хулиган» (режиссёр Евгений Славинский, 1918 год, сценарист и исполнитель главной роли — Владимир Маяковский).



Художник А. Родченко. Текст В. Маяковского. Плакат. «Трудящиеся! Не страшны дороговизна и НЭП - покупайте дешевый хлеб». 1923г.



Художник А. Родченко. Текст В. Маяковского. Эскиз рекламного плаката Резинотреста. «Резинотрест - защитник в дождь и слякоть…». 1923г.



Художник А. Родченко. Текст В. Маяковского. Этикетка для коробки печенья «Красный авиатор». «Рассыпайся по кустам вражеская конница…». 1923г.



Владимир Маяковский. Фото Родченко А. 1924



Родченко А. Иллюстрация к первому изданию поэмы В.Маяковского «Про это». Часть 1, глава «Человек из-за семи лет». 1923г.



Родченко А. Обложка журнала «ЛЕФ». №3, 1923



Родченко А. Обложка журнала «Новый ЛЕФ». №10, 1927



Маяковский В. «Париж». Обложка Родченко А. Москва, 1925

СПРАВКА

Галерея «На Каширке» – крупнейшая в Южном округе города Москвы -- была открыта в 1986 году. Галерея сотрудничает с художниками разных творческих направлений и организует выставки традиционного и современного искусства (арт-проекты с видео- и медиаинсталляциями, тематические перформансы). В галерее хорошо развито и образовательно-просветительское направление: проводятся интерактивные художественные акции, лектории и мастер-классы, музыкальные фестивали, концерты, кинопоказы, творческие встречи, презентации книг и журналов. В галерее работают студии изобразительного и прикладного творчества для детей и взрослых.

В ХХ веке цензура не щадила ни одну сферу жизни советского народа. Даже сфера искусства, которая в большинстве своём направлена на отражение внутреннего мира творца, так же ограничивалась жесткими рамками. Рекламные дизайнеры особенно были подвержены гос. контролю, кроме того, только официальные государственные компании обладали правом продавать свои творения. Сегодня мы хотим познакомить вас с двумя советскими гениями рекламы задавшими ритм коммерческого арта ещё задолго до появления Энди Уорхола на арене.

Рекламные плакаты, созданные творческим объединением под названием «Реклам-конструктор „Мая­ковский — Родченко“», поистине можно назвать произведениями искусства советской эпохи. По названию коллектива несложно догадаться какие два гения искусства объединили свои старания на благо советсткого производства.

Александр Родченко впервые увидел Владимира Маяковского в Казани в 1913 году во время турне футуристов по России. Однако их сотрудничество началось только спустя десять лет. Родченко, как передовой художник, уже занимался оформлением рекламных плакатов, однако рекламная кампания «Добролета», в частности слоган, подверглись критике со стороны поэта-футуриста.

Несмотря на нанесённую обиду Маяковский и Родченко решили объединить свои силы. Маяковский занялся текстом, а Родченко графическим оформлением.

В 1923 году рождается первый плакат «Реклам-конструктора». Именно это творческое объединение ответственно за самые яркие образы советской рекламы 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, чего только стоят реклама сосок от Резинотреста или реклама пива.

Именно благодаря печатаным изданиям, плакатному творчеству зародилось такое направление в искусстве как конструктивизм. Художники использовали фотомонтаж, также они разработали особые приемы усиления визуального воздействия для привлечения внимания и убеждения зрителей. Такие как: яркие контрасты, использование простых цветов (без полутонов), динамика, выраженная через сдвинутые оси, наклонные вертикали и горизонтали, а также неожиданные ракурсы.

Яркие образы вкупе с надписями, напоминавшие ритмичные лозунги, запоминались обывателям. По словам Родченко:

К работе над советской рекламой Володя относился очень серьёзно, и поэтому был постоянным посетителем различных ярмарок и толкучек, где прилежно записывал уличные «крики». В его стихотворных рекламах периодически звучит голос уличного торговца и «зазывалы»:

Именно Маяковский вёл переговоры с заказчиками, принимал и сдавал заказы.

«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. — Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должны на напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи».

Вот что писал сам Родченко о процессе создания рекламных плакатов:

«Работали мы так. Мною был сделан альбом наших работ для показа заказчикам. Утром Маяковский обходил учреждения и принимал заказы. Возвращался он домой с портфелем, туго набитым всякими справочниками, ведомственными отчётами и прочим. Весь материал он добросовестно изучал, выписывал на бумажку интересные факты, цифры и после этого обдумывал темы. Вечером, часов в семь-восемь, я приходил к Брикам на Водопьяный переулок, это было рядом со мной, и ждал, пока он, стоя у рояля, писал тексты. Иногда он прохаживался по комнате, отбивая такт рукой, снова наклонялся над роялем. Вместе с текстом он набрасывал рисунок плаката, всегда приговаривая: «ну, это я так, для ясности». Он знал, что я не всегда делал по его рисункам, потому что они были сатирические, в стиле лубка.

После обмена мнениями, определения размеров и назначения работы я шёл домой, где немедленно садился за эскизы. Приходили ребята - студенты из Вхутемаса и, расположившись у меня в мастерской, принимались за работу. Я же делал следующие эскизы, следил за исполнением, выполнял сам ответственные куски, намечал пропорции. Работали иногда до рассвета. Утром я приносил ему готовые плакаты и рекламы, а чаще он забегал ко мне и дожидался, пока я кончу работу.

из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3

Реклам конструктор Маяковский Родченко.jpg

К 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского Библиотека иностранной литературы совместно с Государственным музеем В.В. Маяковского запускает выставку "Реклам-Конструктор: Маяковский – Родченко", на которой представлены рекламные плакаты, книжная и промышленная графика, фотографии, а также образцы упаковки кондитерских изделий, тканей с принтами 1920-х годов и реконструкции спортивных костюмов.

На примере творческого союза поэта и художника экспозиция рассказывает о становлении конструктивизма и его перехода в производственное искусство. Содружество Владимира Маяковского и Александра Родченко в 1923- 1925 годах, одно из самых известных в отечественном искусстве, вылилось возникновением знаменитой марки "Реклам-Конструктор: Маяковский-Родченко". За несколько лет тандем создал произведения, вошедшие в дальнейшем в историю дизайна и рекламы.

Без имени-22.jpg

pushk card without t ext .jpg

Кнопка В2.jpg

кнопки муз неделя копия.jpg

кнопки муз неделя2.jpg

studeneck.jpg

bigpr.jpg

кнопка музей маяковского-студенецкий.jpg

кнопка музей маяковского-пресня.jpg

кнопка музей маяковского-для голоса.jpg

здесь был володя.jpg

Реклам конструктор-бннер2.jpg

Muzetoriy_baner_mayac_250x65.jpg

Двое участников вышли в финал конкурса, еще один - завоевал серебрянную медаль.

Всего победителям проекта предстоит преобразовать пространства 12 культурных центров и 14 библиотек столицы.

Поэтическая реклама продуктов. Изучаем рекламные работы Маяковского

Советское рекламное агентство

Рекламой Владимир Маяковский занялся, уже имея большой опыт работы со слоганами и ярким, броским плакатным стилем в «Окнах сатиры РОСТА». Агитационные плакаты на тему громких событий появились в московских витринах осенью 1919 года, в разгар Гражданской войны и интервенции. Существовавшие до 1921 года, они постепенно распространились и на другие города. Многим они заменяли газеты — в них отражались основные сводки с фронта, обличались враги советского строя, комментировались декреты Правительства. Сам Маяковский называл их «телеграфными вестями, моментально переданными в плакат».

В 1923 году с Александром Родченко, художником, дизайнером и фотографом, поэт открыл «Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко» — по сути, рекламное агентство. Работали так: Маяковский находил клиентов и писал стихотворные слоганы, а Родченко придумывал, как воплотить их в плакате.

«Молодой советской торговле нужна реклама, и Маяковский пишет великолепные, полные выдумки и игры рекламные плакаты», — писал Лев Кассиль в биографической повести «Маяковский — сам. Очерк жизни и работы поэта».

Одним из первых заказчиков тандема стал ГУМ — в общей сложности для него Маяковский и Родченко создали 12 плакатов. Поэтические лозунги также использовались в аудиорекламе — их передавали по громкоговорителям. Среди крупных клиентов «Реклам-конструктора» также были Резинотрест («Резинотрест — защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе сидеть и плакать»), Госиздат («Дети требуют: учебники дайте! Сообщаем: все учебники в Госиздате»), «Чаеуправление» («Милый, брось слова свои, что мне эти пения? Мчи в подарок мне чаи Чаеуправления») и, конечно, трест Моссельпрома, объединивший крупные государственные фабрики и заводы пищевой промышленности. Для последнего Маяковский придумал запоминающийся слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме» — эти слова и сегодня, спустя почти век, приходят в голову первым делом при взгляде на конструктивистский дом на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков.

Рекламу для Моссельпрома рисовал не только Родченко. Несколько плакатов было изготовлено Александром Зеленским, ленинградским художником-плакатистом, переехавшим в 1929 году в Москву. В то время конструктивизм был уже не в фаворе — поэтому, например, плакат «Воды-напитки» нарисован в стиле, близком к социалистическому реализму, к которому Зеленский обратился в 1930-х.




Нигде кроме

Здание тресту Моссельпрома передали в 1923 году — тогда первый советский небоскреб еще не был достроен. В 1924-м, когда строительство завершилось, к оформлению здания и рекламе привлекли творческое объединение «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). Роспись здания выполнили по эскизам Родченко и Варвары Степановой — сначала его украшали не только надписи «Моссельпром» и «МСНХ» (Московский совет народного хозяйства), но и фанерные щиты с изображением продукции, которую здесь можно было купить, — конфет, дрожжей, печенья, пива и вод в бутылках. Родченко разработал также эскизы фирменной одежды для сотрудников — блуз и кепи с надписями «Моссельпром».

Фото Е. Самарина. Mos.ru

В 1924 году неподалеку, в помещении бывшего ресторана (улица Арбат, дом 2/1), открылась столовая для сотрудников Моссельпрома. Столовая работала не только для моссельпромовцев — поесть здесь могли все желающие. Владимир Маяковский призывал всех москвичей устремиться туда в стихах:

В других столовых

Лишь в Моссельпроме

здоровый обнаружен вкус.

не посещают других столовок.

Черта ли с пищей

Двигатель капитализма в Советской России

Расцвет рекламы в России в 1920-х годах связан с введением новой экономической политики, или НЭПа. Пришедшая в 1921 году на смену режима военного коммунизма, она стала спасением для страны, к тому времени находившейся в очень тяжелом положении. Октябрьская революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война ослабили все сферы экономики — останавливались заводы, падали объемы сельскохозяйственного производства. НЭП предполагал замену продразверстки в деревне (изымание 70 процентов зерна) продналогом (30 процентов), привлечение иностранного капитала, проведение денежной реформы, но главное — временный переход к рыночным отношениям и возврат частной собственности.

Кадр из фильма «Не может быть!». Новелла «Свадебное происшествие». Действие фильма разворачивается в эпоху нэпа. Режиссер Л. Гайдай. 1975 год

Постепенно НЭП стали сворачивать — дальнейшему движению к рынку мешали идеологические установки. Некоторые исследователи датируют конец периода 1927 годом (тогда произошел срыв государственных хлебозаготовок), некоторые — 1929-м, когда началась коллективизация. Однако юридически НЭП был завершен только в 1931 году.

Этот короткий период оставил большой след в культуре. Разбогатевшие частные предприниматели и предпринимательницы (нэпманы и нэпманши), чуждые высокому искусству, любили проводить время в кабаре и ресторанах. Именно тогда появились «Мурка», «Лимончики» и другие незамысловатые песни, отвечавшие их вкусу. Приметы этого времени остались запечатлены и в литературе. В 1926 году Театр имени Вахтангова заказал Михаилу Булгакову комедийную пьесу на нэпманскую тему — так родилась «Зойкина квартира». Спектакль, впрочем, был запрещен к показу в 1929 году как неверно отражающий советскую действительность.

Критиковал нэпманов-мещан и Маяковский. Например, его знаменитая пьеса «Клоп» (1928) начинается как раз в разгар новой экономической политики. Главный герой Иван Присыпкин «с треском отрывается от класса», выходит из партии, стремясь к красивой жизни: учится танцевать фокстрот, отращивает новомодные бакенбарды, рвет со старыми друзьями и женится по расчету на дочери богатого парикмахера Эльзевире Ренесанс. Волей драматурга Присыпкин оказывается заморожен на долгие полвека. Когда ученые возвращают его к жизни в 1970 году, выясняется, что этот человек по развитию недалеко ушел от насекомого-кровососа — так Присыпкин становится экспонатом в Зоологическом саду.

Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Влади­мир Маяковский — советской поэзии. Западные фотографы, начиная с осно­вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют приемы, введенные Родченко в фотографический медиум. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его пла­каты, коллажи и интерьеры. К сожалению, в остальном творчество Родченко забыто — а ведь он не только фото­графировал и рисовал плакаты, но зани­мался живописью, скульптурой, театром и архитектурой.




Анатолий Скурихин. Александр Родченко на строительстве Беломорканала. 1933 год © Музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Похороны Владимира Ленина. Фотоколлаж для журнала «Молодая гвардия». 1924 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Здание газеты «Известия». 1932 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Пространственная фотомультипликация «Самозвери». 1926 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Родченко и искусство

Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театраль­ного бутафора. С детства он оказался вовлечен в мир искусства: квартира нахо­дилась прямо над сценой, через которую нужно было пройти, чтобы спустить­ся на улицу. В 1901 году семья переехала в Казань. Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Впрочем, эту профессию он скоро бросает и стано­вится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).

В 1914 году в Казань приезжают футуристы Владимир Маяковский, Давид Бур­люк и Василий Каменский. Родченко сходил на их вечер и написал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но , публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклон­ником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал переломным: именно после него вольнослушатель Казанской художе­ственной школы, увле­кающийся Гогеном и мирискусниками, понимает, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством. В том же году Родченко знакомится со своей будущей женой, ученицей той же Казанской художественной шко­лы Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.

Родченко, Татлин и Малевич

Попав в Москву, через общих друзей Александр знакомится с Владимиром Тат­линым, одним из лидеров авангарда, и тот приглашает Родченко принять уча­стие в футуристической выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса художника просят помочь с организацией — продавать билеты и рассказывать посетителям о смысле работ. Тогда же Родченко знакомится с Казимиром Ма­левичем, но к нему, в отличие от Татлина, симпатии не испытывает, да и идеи Малевича кажутся ему чужими. Родченко интереснее скульптоживопись Тат­лина и его интерес к конструкции и материалам, чем размышления Малевича о чистом искусстве. Позже Родченко напишет о Татлине: «Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных худож­ников, которых я встречал, нет равного ему».



Александр Родченко. Из серии «Черное на черном». 1918 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA‎

В ответ на «Белое на белом» Малевича Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности Родченко использует фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом ис­кусстве, вдохновленном наукой и техникой, он вперые использует «нехудоже­ственные» инструменты — циркуль, линейку, валик.

Родченко и фотомонтаж


Александр Родченко. «Мена всех». Проект обложки сборника поэтов-конструктивистов. 1924 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомон­тажа в качестве нового вида искусства и начинает эксперименти­ровать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекаю­щих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным спо­собом невербальной передачи информации.

Работа в этой технике принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллю­стрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.

«Реклам-конструкторы» Маяковский и Родченко

Родченко считается одним из идеологов конструктивизма, направления в ис­кусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей бе­лых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструк­цию — треугольник, вторгающийся в пространство круга, — и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он — художник-конструктор.




Александр Родченко. Реклама Добролета. 1923 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Реклама часов «Мозер». 1923 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией «Добролёта» (Маяковский раскри­тиковал слоган Родченко, думая, что его написал второсортный поэт, тем самым серьезно Родченко обидев), Маяковский и Родченко решают объе­динить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается гра­фическим оформлением. Творческое объединение «Реклам-конструктор „Мая­ковский — Родченко“» ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.

Создавая новые плакаты, Родченко штудирует советские и иностранные фото­графические журналы, вырезая оттуда все, что может пригодиться, тесно общается с фотографами, которые помогают ему в съемке уникальных сюже­тов, и в конце концов в 1924 году покупает собственную камеру. И моменталь­но становится одним из главных фотографов в стране.

Родченко-фотограф

Фотографировать Родченко начинает достаточно поздно, будучи уже сформи­ровавшимся художником, иллюстратором и преподавателем ВХУТЕМАСа. Он переносит в новое искусство идеи конструктивизма, через линии и плос­кости показывая в снимке пространство и динамику. Из массива этих экспе­риментов можно выделить два важных приема, которые Родченко открывает для мировой фотографии и которые актуальны до сих пор.




Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Лестница. 1930 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Девушка с фотоаппаратом «Лейка». 1934 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожи­данных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией.

Второй прием называется диагональ. Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Именно линия станет основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве — фото­монтаже, архитектуре и, конечно же, фотографии. Чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несет в себе необходимую динамику; уравновешенная статичная композиция — это еще один анахронизм, против которого он будет активно бороться.

Родченко и соцреализм

В 1928 году в журнале «Советское фото» публикуется кляузное письмо, где Род­ченко обвиняется в плагиате западного искусства. Эта атака оказалась предве­стником более серьезных неприятностей — в тридцатых годах деятелей аван­гарда одного за другим осуждают за формализм. Родченко тяжело переживал обвинение: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы», — писал он в дневнике.

В 1933 году Родченко выпадает шанс наладить отношения с властями. Ему предлагают оформить целый номер «СССР на стройке», посвященный строи­тельству Беломорско-Балтийского канала. Родченко снимает очень сдержанно, оставив в прошлом идеи 1920-х. Хотя в этих фотографиях есть ракурсы и диа­гонали, больше они напоминают современные фотографии: это вспомогатель­ный инструмент, а не вызов.



Александр Родченко. Фотомонтаж «Кризис». 1923 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

После этой работы Родченко снова попадает в милость. Теперь он среди созда­телей новой, «пролетарской» эстетики. Его снимки физкультурных парадов — апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников — Александр Дейнека). Но с 1937 года отношения с властью снова разладились. Родченко не принимает входящий в силу тоталитарный режим, и работа больше не приносит ему удовлетворения.

Родченко в 1940–50-е


Александр Родченко. Акробатка. 1940 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степа­новой / музей «Московский дом фотографии»

После войны Родченко почти ничего не создает — только оформляет книги и альбомы вместе с женой. Устав от по­литики в искусстве, он обращается к пикториализму — направлению, появившемуся в фото­графии еще в восьмидесятых годах XIX века Фотографы-пикториалисты старались уйти от натуроподобности фотографии и снимали на специальные мягкорисующие объективы, меняли свет и выдержку, чтобы создать живописный эффект и приблизить фотогра­фию к живописи. . Он увлекается класси­ческим театром и цирком — ведь это последние обла­сти, где политика не определяет худо­жественную программу. О настроении и творчестве Родченко в конце соро­ковых годов много говорит новогоднее письмо его дочери Варвары: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де­лал все в „соцреализме“. Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри­суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи. Целую тебя и поздравляю с Новым годом, Муля».

В 1951 году Родченко исключают из Союза художников и только спустя четыре года благодаря бесконечной энергии Варвары Степановой восстанавливают. Александр Родченко умер в 1956 году, совсем немного не дожив до своей пер­вой фото­графической выставки, также организованной Степановой.


Материал был подготовлен совместно с Мультимедиа-арт-музеем к выставке «Опыты для будущего».

Читайте также: