Робот сапер из лего

Обновлено: 25.04.2024

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
К противнику напролом:
боевая машина
разминирования (БМР)
на основе робототехнического
набора Lego Mindstorms EV3
Работу выполнил:
Федоренко Дмитрий Вадимович,
воспитанник кружка Lego-конструирование
МБОУ ДОД «ЦДТ»
Руководитель:
Булимова Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦДТ»

Цели и задачи:
Изучить виды машин разминирования и их принцип работы.
Создать боевую машину разминирования на основе
конструктора LEGO Mindstorms EV3.
Изучить способы управления машиной.
Гипотеза проекта:
изучив схемы и принципы работы боевых машин разминирования
можно сконструировать боевую машину разминирования.
Методы: изучение и анализ литературы и ресурсов,
обобщение, сравнение, моделирование (конструирование),
программирование, тестирование (испытания).
Возможная область применения. Участие в соревнованиях
лего - роботов; пример модели (при обучении конструированию
из “LEGO MINDSTORMS EV3” младших школьников), прототип для
создания реальной машины.

А.И.Гебенс (1819-1888)
«Саперы за работой»
Если в XIX веке саперы еще могли
обойтись
нехитрым
набором
инструментов:
лопатами,
пилами.
Топорами
и
другими
ручными
приспособлениями труда, то в наши
дни для того, чтобы открыть дорогу
танкам, бронетранспортерам, БМП и
пехоте,
необходимы
тяжелые
инженерные машины, которые в
состоянии достаточно быстро сделать
безопасный проход в минном поле.
Саперы. 1941 – 1945 гг.
Наши дни

"В 2017 году мы выйдем на
параметры
создания
новых образцов техники. Это
мостоукладчики,
совершенно
новые
машины
разграждения,
может быть, даже совершенно
новый класс роботов. Это и новые
боеприпасы,
и
средства
их
установки,
и
технологии
уничтожения
взрывоопасных
предметов. В первую очередь, мы
обеспечиваем роботами-саперами
бригады Южного военного округа,
которые
реально
занимаются
разминированием
Чеченской
республики».
Юрий Ставицкий
Начальник инженерных войск Вооруженных Сил
Российской Федерации, генерал-лейтенант.

Современные военные роботы Основным
плюсом
использования робота – сапера
является то, что даже если он во
время операции будет принесен в
жертву,
люди
останутся
в
безопасности.
Широкомасштабное применение
подобных роботизированных систем
позволит приступить к решению
общемировых гуманитарных проблем ликвидации многочисленных
противопехотных минных полей и
повышению эффективности
антитеррористической деятельности.
боевые системы будущего

Новый кодекс
военной робототехники :
• Первый закон: «Пусть машины сражаются с
машинами».
• Второй закон: «Пусть люди сражаются с
людьми».
Третий
закон:
«Разрешить
машинам
сражаться с людьми может только оператор».
Инженер Джон Каннинг из Naval Surface Warfare Centre

Наборы LEGO Mindstorms
комплектуются набором
стандартных деталей LEGO
(балки, оси, колеса, шестерни) и
набором, состоящих из
сенсоров, двигателей и
программируемого блока.
Технические характеристики LEGO
EV3:
Процессор — ARM9
FLASH память — 16 Mегабайт
Оперативная память — 64 Mегабайт
Операционная система — Linux
Слот расширения SD
USB 2.0
Bluetooth 2.1
4 порта на вход и 3 порта на выход,
Динамик

Программа управления
боевой машиной разминирования
Управление
роботом
осуществляется
дистанционно
через Bluetoothмодуль.

Боевые системы будущего

Учитывая уровень развития робототехники и искусственного интеллекта, было бы наивно предполагать, что силовые ведомства разных стран обходят данную сферу своим вниманием.

Военные роботы создаются в США, России, Японии, Китае, Южной Корее, Израиле и других странах.

Конечно, как и прочая военная техника, эксплуатируемые и перспективные роботы представляются широкой публике весьма дозированно – одни проекты доведены до всеобщего сведения, другие же держатся в тайне.

Такие устройства могут играть самые разные роли: разведчиков, пехотинцев, саперов и т.д.

Многим боевые роботы в армии представляются супервоителями, в одиночку способными положить целые подразделения, или же, наоборот, неким пушечным мясом, на которое можно переложить самую опасную работу на передовой.

Пока реальность не отвечает данным ожиданиям и сюжетам из фантастических фильмов. В каком же тогда направлении развивается современная военная робототехника?

Военные роботы: особенности развития

Так или иначе роботы в армиях используются уже довольно давно. Например, в российских вооруженных силах применение военных роботов отсчитывают с конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века, когда в Финской войне были использованы телетанки (танки на дистанционном управлении).

Конечно, новейшие разработки военных роботов по своим возможностям превосходят прочие поколения подобных устройств, но здесь есть интересная тенденция.

На данный момент большинство самых совершенных роботов создаются вовсе не для того, чтобы массово заменить солдат на передовой. Такие машины преимущественно рассчитаны на разведку, работу в тылу и/или для технической помощи в ведении боевых действий.
Причина достаточно банальна – пока работы недостаточно совершенны, уязвимы, а их ремонт в полевых условиях сложен или просто невозможен.

Поэтому силовые ведомства не хотят отправлять машины туда, где они, скорее всего, будут быстро выведены из строя.

Непосредственно боевые военные роботы также создаются, но многие из них или более примитивны с технологической точки зрения, или пока выступают, скорее, как потенциальные образцы и перспективные проекты.

Китай весьма неохотно демонстрирует свои военные разработки в робототехнике. Однако достоверно известно, что они ведутся – и довольно активно.


На данный момент большинство самых совершенных роботов создаются вовсе не для того, чтобы массово заменить солдат на передовой. Такие машины преимущественно рассчитаны на разведку, работу в тылу и/или для технической помощи в ведении боевых действий. Причина достаточно банальна – пока работы недостаточно совершенны, уязвимы, а их ремонт в полевых условиях сложен или просто невозможен. Поэтому силовые ведомства не хотят отправлять машины туда, где они, скорее всего, будут быстро выведены из строя.


Непосредственно боевые военные роботы также создаются, но многие из них или более примитивны с технологической точки зрения, или пока выступают, скорее, как потенциальные образцы и перспективные проекты.

На данный момент лидером по производству военных роботов в мире являются США. Это направление в стране особенно активно развивается со времен холодной войны. Впрочем, данное утверждение справедливо и для России, которая также внедряет роботехнологии в вооруженные силы. Еще в 2014 году была утверждена комплексная целевая программа «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года». Также была создана Концепция применения робототехнических комплексов военного назначения на период до 2030 года.

На современном этапе развития военной робототехники большая часть машин нуждается в управлении оператором. Если бытовые и промышленные устройства могут в той или иной степени действовать самостоятельно, то даже новые военные роботы пока лишены подобных возможностей или же они весьма ограничены. Как правило, оператор находится вдали от управляемого робота, хотя есть проекты, где он сидит внутри. Например, у одного из самых известных японских боевых роботов Kuratas (2012 г.) в верхней части тела предусмотрена кабина. Впрочем, устройство может управляться и удаленно.

В США военные роборазработки курируются DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), или Управлением перспективных оборонных исследовательских проектов. Его российским аналогом считается Фонд перспективных исследований, который занимается далеко не только военными роботами.

Самоходные универсальные системы

Первой самоходной системой можно считать уже упомянутый выше телетанк или более известные немецкие «Голиафы», использовавшиеся во Второй мировой. В наши дни самоходные системы стали одной из самых развитых сфер военной робототехники. Это хороший пример, возможно, не самых совершенных, но вполне работоспособных и эффективных технологий, создаваемых непосредственно для военных действий. Такие роботы оснащаются различным вооружением (от пулеметов до минометов), видеокамерами, приборами ночного видения, манипуляторами и т.д. В зависимости от оснастки меняется предназначение машины: она может служить как разведчик, сапер или выполнять иные боевые задачи.

Идея телетанков актуальна и сегодня. В частности, проходила информация, что одна из модификаций «Арматы» получит дистанционное управление.

Технологии в помощь военным

Помимо универсальных, создаются и узкоспециализированные устройства.

Компанию iRobot многие знают как производителя интеллектуальных пылесосов, но также она широко занималась военными разработками.

Спектр ее машин впечатляет: в их числе – саперы, разведчики, патрульные механизмы, устройства, предназначенные для вывоза раненых, и многие другие. В частности, Warrior (2012 г.) способен тушить пожары и обезвреживать бомбы, Transphibian также создан для работы с бомбами – но под водой (реализация этого проекта началась в другой компании, а в iRobot он перешел в 2008 году). В свою очередь, разрабатываемый с 1990-х робот с манипулятором PackBot применялся во время спасательных операций после терактов 11 сентября и при аварии на атомной электростанции на Фукусиме. Правда, в 2016 году компания продала свое военное подразделение и сейчас выпускает исключительно гражданскую продукцию.

Когда дело касается военной службы, становятся неприемлемыми многие недостатки роботов, с которыми на «гражданке» еще можно смириться. Речь идет, например, о неумении ходить по неровным поверхностям, медленном или излишне шумном передвижении. Последнее относится к шагающему робопсу BigDog (первая версия представлена в 2005 г.) от известной компании Boston Dynamics. Его предполагалось использовать для помощи военным, ведь он способен преодолевать сложные рельефы, а главное – мог переносить весьма внушительные по весу грузы (до 180 кг в последней версии). Такая разработка была бы очень полезной, если бы не большой шум при движении и некоторые другие проблемы. В результате от этого проекта для военных целей было решено отказаться.

Среди российских разработок интерес представляет семейство «Уран» (боевые испытания машины прошли в 2015 году). «Уран-6» – это робот-сапер, который применяется для разминирования территорий. Он способен выдержать взрыв 60-килограммового заряда тротила, а благодаря интеллектуальной электронной начинке умеет определять и обезвреживать различные виды снарядов, бомб и т.д.

«Уран-9» – многофункциональный комплекс, который в том числе способен противостоять пехоте, танкам, вертолетам и вести бой в городских условиях. В зависимости от модификации эта машина может нести пулемет, огнемет, противотанковые ракеты, систему дымовой завесы и т.д. Самый тяжелый представитель семейства – «Уран-14» – предназначен для тушения пожаров (у него есть водяная цистерна и цистерна с пенообразователем, насос и т.д.). Военными он также используется для разбора баррикад, завалов и т.д.

Разминирование

В отдельную группу выделим роботов-саперов. Они используются военными довольно давно, и во многих фильмах можно увидеть, как оператор с относительно безопасного расстояния аккуратно работает с взрывным устройством, а его руками выступает машина. Такие роботы, конечно, применяются и по сей день. Основной принцип их работы не изменился, хотя они стали более совершенными. Например, российский «Богомол-3», созданный еще в 2004 году, поднимается по ступенькам высотой в 20 см и работает с зарядами, прикрепленными к днищу машины. Минимальный необходимый «Богомолу-3» клиренс составляет 10 см.


Интересный робот-сапер был представлен в США в феврале 2017 года. Он предназначен для работы под водой и может использоваться для разминирования любых водных объектов – от лодок до мостов. Эта система, носящая название Underwater Dual Manipulator, действительно имеет две руки, а их конструкция и используемые материалы обеспечивают должную маневренность, точность и аккуратность движений. Такой робот предполагается монтировать на беспилотные плавательные аппараты, чтобы сделать комплекс полностью автономным.


Роботы в разведке
Дроны с хорошей камерой и большой дальностью полета сейчас доступны практически каждому желающему. А начиналась разработка этих устройств в недрах военных ведомств. На данный момент подобные машины применяются оборонными ведомствами 70 государств.Конечно, военные БПЛА более совершенны, чем гражданские, плюс к тому регулярно появляются новые проекты, хотя сам принцип их работы при этом меняется незначительно. Поэтому предлагаем обратиться к роботам-разведчикам других типов.
Интересной разработкой выглядит робот-змея (Израиль, 2009 г.). Она способна тихо ползать по местностям даже с очень сложным рельефом. Робот оснащен тепловизором, камерой, микрофоном. Незаметная, пронырливая и очень внимательная – словом, прекрасный разведчик. Спустя несколько лет своя «змея» появилась и у США – она умеет забираться по деревьям, обвивать предметы и таким образом вести съемку из более чем укромных мест.


Разведчики охватили не только воздух и землю, но водную сферу. В 2017 году США объявили о создании беспилотного аппарата Orca, который будет работать под водой. Ожидается, что у Orca будет два главных отличия от иных подобных машин. Первое – размер. Габаритами новинка будет соответствовать полноценной субмарине, тогда как другие комплексы довольно компактны. Второе – максимальная автономность. Оператору будет достаточно дать Orca команду (не только по ведению разведки, но и, например, по доставке грузов), а субмарина ее выполнит и сама вернется на базу.

Пока почти все военные роботы – за редким исключением – управляются удаленно. Ведь, несмотря на все свои достижения, машины еще не в состоянии принимать ответственные решения, отличать своих от чужих, мирное население от военных и т.д. При этом большинство специалистов согласны, что рано или поздно полноценный искусственный интеллект придет в сферу военной робототехники. Вопрос – когда именно (наиболее часто называются сроки от 5 до 20 лет) и в какой степени устройствам будет доверено право на самостоятельное принятие решений.


Всё на русском языке о роботах LEGO MINDSTORMS EV3 и NXT: различные инструкции к конструкторам разных версий, информация о версиях, скриншоты готовых моделей, фото и видео занятий по робототехнике. Также мы выкладываем пошаговые инструкции по созданию и программированию разных видов роботов лего из конструктора версии 8547. У нас можно скачать поурочное планирование факультатива робототехники для учеников 6-8 классов. Планируем добавить всю необходимую для роботехника-любителя информацию. Всё будет доступно всегда и бесплатно!

Роботизированная подушка для борьбы с храпом

Роботизированная подушка для борьбы с храпом


Пентагон купит четыре тысячи роботов-разведчиков

Министерство обороны США совместно с командованиями Армии и Морской пехоты США приступило к изучению предложений на рынке миниатюрных роботов, которые могут быть использо.

Рубрика: Робот LEGO MINDSTORMS EV3 и NXT инструкции

На первой странице мы с Вами познакомимся с внешним видом конструкторов lego mindstoms ev3 и инструкциями (інструкциї lego) на русском языке для них.
Сейчас доступны к скачиванию статьи с готовыми пошаговыми инструкциями по сборке различных моделей роботов из конструктора лего ев3 версии 313313 и 45544 (робот lego mindstorms ev3).

Руководство пользователя (EV3 Home) для домашней версии, артикул 31313 - инструкция на русском языке для lego mindstorms ev3.

Элементная база (из каких деталей состоит набор), как выглядит содержимое коробки лего 31313.
Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3 (артикул 45544).
Версия набора - образовательная (для школ).
Элементная база набора.

Инструкция lego mindstorms ev3:
руководство пользователя (EV3 education) для учебной версии, артикул 45544.
лего EVO 3 презентация pptx с описанием и возможностями набора.

C 2013 года в продаже доступны наборы по цене от 350$ (около 30 000 рублей)! Понятно, что наборы LEGO MINDSTORMS версии EV3 в несколько раз "круче" предыдущего NXT!

Имеются две модификации: HOME и EDUCATIONS (Домашняя и образовательные версии). Каждая версия имеет свои особенности. Но в каждой можно собрать отличные модели роботов из лего! Домашняя попроще и подешевле, а образовательная версия с лицензионным ПО LABVIEW для рабочей группы от NATIONAL INSTRUMENS, естественно, подороже.
Купить набор в Зеленогорске (Красноярский край) можно в компании "Компас". Скачивайте, ознакамливайтесь с ПО, внешним видом и способом соединения, настройки и программирования новой модели от лего!

Робота можно использовать для соревнования "Шорт трек" категории "Hello, robot!". Инструкция (презентация) содержится 45 слайдов, многие слайды являются повторами с разных углов обзора.

Возраст обучающихся: 4 – 8 классы. УМК любой. Презентация выполнена при помощи ПО Lego Digital Designer ver.4.3.:
полная инструкция по сборке в pptx

Бонусные модели 6 роботов EV3 на одной платформе (6 роботов в 1):

6 инструкций к лего ev3

    Наука об управлении » Искусственный интеллект

Возрастная группа: «мастер». Состав команды до 2 человек.

Условия состязания

За наиболее короткое время робот должен, двигаясь в ограниченном пространстве, обнаружить и обозначить «мины» (5 шт.). На выполнение задания дается максимум 180 секунд. Каждой команде предоставляется две попытки. «Мины» устанавливаются на поле организаторами в день проведения соревнований в произвольном порядке.

По команде судьи роботы помещаются в зону карантина и, до окончания состязаний, не покидают её. Все работы по отладке и совершенствованию робота проводятся участниками только в зоне карантина. Если в работу вмешивается наставник, или робот покидает зону карантина, то команда дисквалифицируется, и её результаты аннулируются.

Игровое поле



Поле представляет собой белое основание размером 2×2 м, разбитое на квадраты размерами 25х25 см. Толщина линий по периметру поля — 30 мм., внутренних — 10 мм.

Робот

  1. Максимальный размер робота 25х25х25 см. Во время соревнования размеры робота могут изменяться за счёт механизмов поиска «мин» и установки меток (любая фигура с размерами не более 5х5х5 см.).
  1. Допускается использование только одного контроллера в конструкции робота;
  1. Робот должен быть автономным. Робот может быть собран из любого образовательного конструктора или любых подручных материалов. К соревнованию не допускаются готовые роботы фабричной сборки.

Мина

Мина — постоянный магнит в виде шайбы диаметром от 2 до 5 см, который устанавливается в центре квадрата.

Правила проведения состязания

Во время проведения попытки операторы команд не должны касаться роботов. На стартовой позиции робот устанавливается на поле «старт». Движение робота начинается после команды судьи и нажатия оператором кнопки «пуск» или другой. На одну попытку даётся 3 минуты. Робот в произвольном порядке должен обнаружить «мины» и поставить рядом с каждой метку. Метка должна быть расположена в границах квадрата с миной.

Касаться «мин» нельзя! Касание «мины», как роботом, так и выставленной меткой, считается «подрывом». При касании роботом «мины» судьи останавливают время, попытка считается завершённой.

Между первой и второй попыткой участникам будут даны 30 минут на отладку и совершенствование робота

Правила отбора победителя

Если роботы нашли и обозначили все мины, то победителем объявляется та команда, чей робот затратил на выполнение задания наименьшее время.

Если роботы нашли и обозначили не все мины, то победителем объявляется та команда, чей робот нашёл наибольшее количество «мин» за 3 минуты.

Если несколько роботов нашли и обозначили одинаковое количество, но не все мины, то победителем объявляется та команда, чей робот затратил наименьшее количество времени на выполнение этой части задания.

Итоговое распределение мест производится по наилучшей попытке каждой команды.

Все положения для проведения соревнований, конкурсов и высотавок по робототехнике

Мы собрали большое количество положения для проведения соревнований по робототехнике в школе лицее или техникуме.

Разработайте несколько прототипов, чтобы найти наиболее эффективный способ перемещения робота без колёс.

lesson-header

PLAY

План урока

1. Подготовка

  • Прочтите инструкции для учащихся, приведённые в Приложении LEGO ® Education SPIKE ™ .
  • Используйте идеи, приведённые в разделе Начало обсуждения, чтобы обсудить тему данного занятия.
  • Используйте видео, чтобы объяснить цели и задачи данного занятия.

3. Исследование (25 мин.)

  • Разделите учащихся на пары и дайте им задание собрать модель блохи.
  • Попросите их запустить программу и понаблюдать, как двигается блоха.
  • Предложите им разработать прототип с дополнительными лапками, с помощью которых блоха перемещалась бы быстрее. Обратите внимание, что для перемещения нельзя использовать колёса.

4. Объяснение (5 мин.)

  • Начните обсуждение, попросив учащихся описать методы, которые они использовали, чтобы увеличить скорость перемещения блохи.

5. Дополнение (10 мин.)

  • Подготовьте испытательную дорожку, собрав стартовую и финишную линии из кубиков LEGO.
  • Дайте учащимся пять минут, чтобы испытать и оптимизировать свои модели перед финальной гонкой.
  • Если позволяет время, предложите им придумать различные выражения мордочки своей блохи, используя кубики и другие материалы, которые есть в классе. Кроме того, они могут разместить на испытательной дорожке дополнительные кубики, чтобы усложнить прохождение дистанции.
  • Не забудьте оставить немного времени для уборки.

6. Оценка

  • Дайте оценку работе каждого учащегося.
  • Для упрощения этой задачи вы можете использовать раздел оценки.

Начало обсуждения

Начните обсуждение, задав соответствующие вопросы, например следующие.

  • Что такое прототип?
  • В чём преимущества многофункциональных решений?
  • Как вы придумываете идеи, на основе которых разрабатывается прототип?
  • Вы когда-нибудь разрабатывали прототип на основе идеи? Как вы это делали?

Предложите учащимся посмотреть это видео, чтобы понять, что от них требуется.

lesson-header

PLAY

Советы по сборке

Создание оригинальных решений
У этой задачи существует бесчисленное множество решений, а это занятие — еще одна возможность для учащихся проявить свои творческие способности. Когда они решат, что нашли самое оптимальное решение, попросите их найти новое.

student-06

Соревнования с учителем
Предложите учащимся обогнать вашего кузнечика! Используйте следующий пример, чтобы показать учащимся, как можно собрать подвижные лапки и придать какое-нибудь выражение мордочке их блохи.

teacher-grasshopper

Дайте волю своему воображению
Попросите учащихся рассказать о своих лучших прототипах. Это заставит их несколько раз перепроверить характеристики своих прототипов и подтолкнет к созданию самой быстрой модели.

Предложите темы для дальнейших исследований, например:

  • длина ног или расстояние между ними;
  • скорость вращения мотора;
  • качество поверхности (на гладком столе сила трения обычно меньше).

Советы по программированию

Основная программа

Индивидуальный подход

Способы упростить задание

  • Изучите процесс возникновения новых идей, проведя занятие «Идеи в стиле LEGO».

Способы сделать задание ещё интереснее

  • Сделайте испытательную дорожку более сложной, установив кубики-препятствия между стартовой и финишной прямыми (измените критерии для оценки гонки).
  • Добавьте задания, способствующие изучению основ математики и развитию языковых навыков.

Возможности для оценки

Лист наблюдений педагога
Разработайте критерии оценки, максимально соответствующие вашим задачам, например такие:

1. Задание выполнено не полностью.
2. Задание выполнено полностью.
3. Результаты превзошли ожидания.

Используйте следующие критерии для оценки успехов детей в обучении.

  • Учащиеся могут описать проблему, которую им необходимо решить.
  • Учащиеся предложили различные идеи для решения проблемы.
  • Учащиеся разработали несколько вариантов решения проблемы (независимо от того, функционируют они или нет).

Самостоятельная оценка

Попросите каждого ребёнка выбрать кубик, который, по его мнению, наилучшим образом соответствует качеству его работы на занятии.

  • Синий Я создал (-а) одну пару двигающихся лапок.
  • Жёлтый Я создал (-а) две пары двигающихся лапок или больше.
  • Фиолетовый Я несколько раз вносил (-а) изменения в конструкцию лапок, и мне удалось сделать модель быстрее.

Взаимная оценка
Предложите своим ученикам дать оценку работы друг друга.

  • Пусть один ученик оценит работу другого, используя шкалу цветных кубиков, приведенную выше.
  • Пусть ученики предоставят друг другу конструктивную обратную связь, чтобы улучшить работу своей команды на следующем уроке.

student-07

Развитие языковых навыков

Способы развития языковых навыков

  • Предложите учащимся подготовить презентацию по биомиметике.
  • Попросите учащихся описать, каким образом в их модели блохи переданы движения реального насекомого.

Примечание. Для выполнения этого задания требуется дополнительное время.

Развитие математических навыков

Способы развития математических навыков

  • Предложите учащимся вычислить скорость блохи в см/с.
  • Попросите их использовать следующую формулу:

Пройденное расстояние = скорость * время

Примечание. Для выполнения этого задания требуется дополнительное время.

Перспективы профессионального развития

Учащиеся, которым было интересно данное задание, могут попробовать себя в следующих сферах деятельности:

  • производство и инженерное дело (проектирование);
  • СМИ и искусство коммуникации (цифровые СМИ);
  • транспорт (технологии автоматизации).

ФГОС ООО. Предметные результаты обучения

11.3 Математика и информатика
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической.

11.7 Технология
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.

11.5. Естественнонаучные предметы
2) овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Читайте также: