Руководство для конструкторов вертолетов

Обновлено: 28.04.2024

Специалист по проектированию и конструированию авиационной техники

32.002

Специалист по проектированию и конструированию авиационной техники

Настоящий профстандарт действует с 01.03.2022 по 01.03.2028

Создание новых образцов и модернизация АТ в рамках заданных тактико-технических требований. Сопровождение производства и поддержка жизненного цикла АТ

Разработка материалов для руководств летной, эксплуатационной и ремонтной документации (руководство по эксплуатации (далее - РЭ), руководство по обслуживанию (далее - РО), руководство по летной эксплуатации (далее - РЛЭ), ремонтная документация (далее - РД))

Разработка расчетных материалов для технического предложения (далее - ТП) проекта АТ, ее модернизации или модификации

Разработка расчетных материалов для аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Разработка программ натурных экспериментов и контроль их проведения на моделях и специализированных стендах

Разработка аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Организация и контроль разработки расчетных материалов аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Подготовка исходных данных на основе изучения конструкторско-технологических решений (далее - КТР) организации

Применять навыки вычерчивания чертежей деталей в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД)

Использовать перечень рекомендуемых в авиационной промышленности конструкционных материалов (далее - КМ)

Согласование размеров сочленяемых деталей в поступающей от других организаций КД с целью применения ее при проектировании и конструировании АТ

Внесение изменений в КД по результатам испытаний опытных образцов АТ, эксплуатации и при модификации уже имеющихся конструкторских решений

не менее трех лет в должности техника-конструктора или техника-механика в области авиастроения при наличии среднего профессионального образования

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Применять опыт работы других фирм и организаций в разработке чертежей деталей и мелких сборочных единиц и их электронных моделей

Применять рекомендуемые справочные материалы и ограничительные сортаменты по конструкционным материалам, имеющиеся конструкторско-технологические решения

Проверка и приведение в соответствие разрабатываемых конструкций с требованиями технологии по изготовлению и сборке

Анализировать полученные результаты расчетов на прочность и подготавливать предложения по изменениям конструкции агрегатов АТ

без предъявления требований к опыту практической работы при наличии высшего образования - специалитета

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Выбор приложений к стандартным методам 3D-моделирования для расчета параметров электронного макета облика АТ

Выбор приложений к стандартным методам 3D-моделирования для расчета параметров составных частей электронного макета облика АТ

Для инженера-конструктора II категории - опыт работы инженером-конструктором III категории в области проектирования и конструирования АТ не менее двух лет

Для инженера-конструктора I категории - опыт работы инженером-конструктором II категории в области проектирования и конструирования АТ не менее двух лет

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Проектирование конструкций, отвечающих требованиям технологии опытного и серийного производства, на основе результатов расчета характеристик АТ и ее агрегатов

Подготовка исходных материалов для оформления и согласования запросов по результатам корректировки КД

Согласование текстовой и графической документации в соответствии с требованиями нормативной технической документации

Для инженера-конструктора II категории - опыт работы инженером-конструктором III категории в области проектирования и конструирования АТ не менее двух лет

Для инженера-конструктора I категории - опыт работы инженером-конструктором II категории в области проектирования и конструирования АТ не менее двух лет

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Применять справочные материалы по конструкционным материалам, применяемым в авиационной промышленности

Для инженера-конструктора II категории - опыт работы инженером-конструктором III категории в области проектирования и конструирования АТ не менее двух лет

Для инженера-конструктора I категории - опыт работы инженером-конструктором II категории в области проектирования и конструирования АТ не менее двух лет

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Отработка и приведение разрабатываемых конструкций в соответствие требованиям технологии опытного производства

Применять справочные материалы и ограничительные сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным изделиям и систему допусков и посадок

Разработка материалов для руководств летной, эксплуатационной и ремонтной документации (РЭ, РО, РЛЭ, РД)

Составление текстовой и графической документации в соответствии с требованиями нормативной документации для руководств по технической и летной эксплуатации

Составление текстовой и графической документации в соответствии с требованиями нормативной документации для регламентов обслуживания

Для инженера-конструктора II категории - опыт работы инженером-конструктором III категории в области проектирования и конструирования АТ не менее двух лет

Для инженера-конструктора I категории - опыт работы инженером-конструктором II категории в области проектирования и конструирования АТ не менее двух лет

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Основные возможности пакетов прикладных программ для проведения необходимых расчетных и конструкторско-проектных работ

Разработка расчетных материалов для аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Проведение работ по получению патентов и других документов, подтверждающих право интеллектуальной собственности

Использовать накопленный опыт разработки расчетных материалов для эскизного проекта на базе аванпроекта

Использовать накопленный опыт разработки расчетных материалов для технического проекта на базе макета

Разработка предложений по устранению замечаний и недостатков, выявленных в результате имитационных испытаний

Разработка программ натурных экспериментов и контроль их проведения на моделях и специализированных стендах

Разработка ТЗ на проектирование и постройку стендов, исходных данных на оборудование для проведения экспериментальных исследований

Разработка мероприятий по устранению замечаний и недостатков, выявленных в результате экспериментов и стендовых испытаний

Не менее пяти лет в должности инженера-конструктора I категории в области проектирования и конструирования АТ при наличии высшего образования - специалитета или магистратуры

Не менее четырех лет в должности инженера-конструктора I категории в области проектирования и конструирования АТ при наличии высшего образования - аспирантуры

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Разработка текстовой и графической документации в соответствии с требованиями ТЗ для ТП, проекта АТ, ее модернизации или модификации

Составлять текстовые документы в соответствии с требованиями ТЗ для ТП проекта АТ, ее модернизации или модификации

Составлять графические документы в соответствии с требованиями ТЗ для ТП проекта АТ, ее модернизации или модификации

Определять организации и их количество, которые привлекаются для разработки АТ, ее модернизации или модификации

Основы и способы взаимодействия с другими подразделениями организации при разработке ТП, аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Разработка аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Разработка текстовой и графической документации в соответствии с требованиями ТП для аванпроекта АТ, ее модернизации или модификации

Разработка текстовой и графической документации в соответствии с требованиями нормативной документации для эскизного проекта АТ, ее модернизации или модификации

Разработка текстовой и графической документации в соответствии с требованиями нормативной документации для макета АТ, ее модернизации или модификации

Разработка текстовой и графической документации в соответствии с требованиями нормативной документации для технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Не менее пяти лет в должности инженера-конструктора I категории в области проектирования и конструирования АТ при наличии высшего образования - специалитета или магистратуры

Не менее четырех лет в должности инженера-конструктора I категории в области проектирования и конструирования АТ при наличии высшего образования - аспирантуры

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Применять методы и способы организации труда при разработке рабочей КД, электронного макета АТ и ее составных частей

Применять методы организации взаимодействия с другими подразделениями и организациями при разработке рабочей КД, электронного макета АТ и ее составных частей

Организация рабочих мест и труда в подразделениях при разработке рабочей КД, электронного макета АТ и ее составных частей

Составление сопроводительной текстовой документации к чертежам и электронным моделям в соответствии с требованиями нормативной документации

Применять методический аппарат проектирования АТ для разработки чертежей особо сложных агрегатов и систем и их электронных моделей

Применять методы электронного моделирования для разработки чертежей особо сложных агрегатов и систем и их электронных моделей

Применять справочные материалы и ограничительные сортаменты по конструкционным материалам, имеющиеся конструкторско-технологические решения для разработки чертежей особо сложных агрегатов и систем и их электронных моделей

Не менее пяти лет в должности инженера-конструктора I категории в области проектирования и конструирования АТ при наличии высшего образования - специалитета или магистратуры

Не менее четырех лет в должности инженера-конструктора I категории в области проектирования и конструирования АТ при наличии высшего образования - аспирантуры

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Организация и контроль разработки расчетных материалов аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Определение концепций конструктивного исполнения проектируемого варианта АТ, ее модернизации или модификации

Выбор варианта конструктивного исполнения изделия АТ для выполнения дальнейшего процесса проектирования

Определение тематики необходимых НИР для выполнения процесса проектирования изделия АТ и дальнейшей модернизации или модификации проекта

Применять методы контроля организации проведения разработок расчетных материалов аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Применять методы контроля организации труда при разработке расчетных материалов аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Применять опыт организации и контроля взаимодействия с другими подразделениями, участвующими в разработке расчетных материалов аванпроекта, эскизного проекта, макета и технического проекта АТ, ее модернизации или модификации

Ленинград: ГОСМАШТЕХИЗДАТ, 1934. - 102 с. Качество: Отсканированные страницы. Описание: Содержится теория и расчёт автожира. Помимо этого в первой главе имеется исторический очерк.

Братухин И.П. Проектирование и конструкции вертолетов

  • формат djvu
  • размер 18.21 МБ
  • добавлен 28 октября 2011 г.

Москва: Государственное издательство оборонной промышленности, 1955. - 358 с. В книге изложены вопросы проектирования вертолета и его основных частей. Дана методика выбора и определения основных параметров и размеров вертолета. Рассмотрены общие соображения по компоновке и центровке вертолета и приведены примеры компоновок вертолетов различных схем. Кроме того, книга содержит анализ основных схем вертолетов, таблицы статистических данных уже пос.

Далин В.Н. Конструирование деталей и узлов вертолета

  • формат doc
  • размер 1,45 МБ
  • добавлен 21 октября 2013 г.

М.: МАИ, 1977 - 53 с. Оглавление Введение Требования к прочности конструкции Основные положения усталостной прочности Конструирование деталей и соединений вертолета с учетом требований усталостной прочности Оценка сопротивления усталости Литература

Далин В.Н. Конструирование каркаса вертолета

  • формат pdf
  • размер 1,52 МБ
  • добавлен 23 сентября 2015 г.

Методические указания к лабораторно-практическим занятиям. — М.: Издательство МАИ, 1989. — 44 с.: ил. Описаны принципы рационального конструирования основных элементов каркаса вертолета, даны методики проектировочных расчетов различных типов каркасных конструкций. Предложены практические задания на конструирование типовых элементов каркаса и рекомендации по их выполнению. В приложении приведен необходимый справочный материал.

Джонсон У. Теория вертолетов. Книга 1

  • формат djvu
  • размер 4.91 МБ
  • добавлен 15 февраля 2010 г.

В 2-х книгах. Перевод с английского. М.: Мир, 1983. - 502 с. Монография известного американского инженера-вертолетчика. Наиболее полное на начало 1980-х изложение теории и методов расчета вертолетов различных типов. В кн. 1 рассматриваются проблемы аэродинамики, динамики движения, управления, устойчивости и общего проектирования.

Джонсон У. Теория вертолетов. Книга 2

  • формат djvu
  • размер 6.23 МБ
  • добавлен 11 марта 2010 г.

В 2-х книгах. Перевод с английского. М.: Мир, 1983. - 529 с. Монография известного американского инженера-вертолетчика. Наиболее полное на начало 1980-х изложение теории и методов расчета вертолетов различных типов. В кн. 2 рассматриваются детальные математические модели аэродинамики, аэроупругости, динамики движения, управления, устойчивости и акустических шумов вертолета.

Дьяченко Ю.В. Технология изготовления лопастей вертолётов

  • формат pdf
  • размер 23.32 МБ
  • добавлен 16 января 2012 г.

Издательство: Харьковский Авиационный Институт, 1992. - 54 с. Рассмотрены основные технологические процессы изготовления лопастей несущего и рулевого винтов вертолёта. Дан сравнительный анализ производства лопастей из полимерных композиционных материалов и цельнометаллических. Описаны типовые технологические процессы изготовления характерных деталей и узлов лопастей, представители оснастки и оборудования, методы неразрушающего контроля качества.

Изаксон А.М. Советское вертолетостроение

  • формат djvu
  • размер 70.83 МБ
  • добавлен 06 августа 2010 г.

М.: Машиностроение, 1981. - 295 с., ил. Качество: Нормальное. Книга посвящена истории советского вертолетостроения. Дается краткий обзор зарубежного вертолетостроения на основных этапах развития. Во втором издании (1-е изд. 1964 г. ) внесены дополнения в соответствии с развитием советского вертолетостроения. Книга предназначена для инженерно-технических и научных работников, связанных с вертолетной техникой. Она представляет интерес для широкого.

Изготовление лопастей вертолетов из неметаллических материалов

  • формат pdf
  • размер 9.38 МБ
  • добавлен 22 января 2010 г.

Учебное пособие по дипломному проектированию. Изд-во МАИ, 1977. В пособии обобщены и систематизированы материалы по изготовлению лопастей вертолетов из конструкционных пластмасс, содержащиеся в отечественной и иностранной литературе.

Камов Н.И. Винтовые летательные аппараты

  • формат djvu
  • размер 23.68 МБ
  • добавлен 21 октября 2011 г.

М.: Оборонгиз, 1948. - 207 с. В книге впервые систематизированы вопросы конструирования, постройки, эксплуатации и пилотирования геликоптеров и автожиров и даны критерии для выбора основных параметров винтовых аппаратов при проектировании. В книге приведены систематизированная статистика и список литературы.

Камов Н.И. Винтовые летательные аппараты

  • формат pdf
  • размер 5,28 МБ
  • добавлен 27 августа 2013 г.

М.: Оборонгиз, 1948. — 207 с. В книге впервые систематизированы вопросы конструирования, постройки, эксплуатации и пилотирования геликоптеров и автожиров и даны критерии для выбора основных параметров винтовых аппаратов при проектировании. В книге приведены систематизированная статистика и список литературы.

Кирпикин А.А. Приближённый расчёт резонансных диаграмм несущих винтов вертолётов

  • формат pdf
  • размер 21.27 МБ
  • добавлен 30 июня 2013 г.

Учеб. пособие — Харьков: ХАИ, 1999. — 62 с. Приведена методика расчёта собственных изгибных колебаний вращающихся лопастей несущего винта вертолёта, построения и анализа резонансных диаграм. Дан пример расчёта, построения и анализа резонансной диаграммы. Для студентов и дипломников, обучающихся по специальности "Самолёто-вертолётостроение". Резонанс колебательных систем Возмущающие силы, действующие на лопасть несущего винта вертолета Дифференциа.

Кривцов В.С., Карпов Я.С., Лосев Л.И. Проектирование вертолетов

  • формат djvu
  • размер 17.16 МБ
  • добавлен 20 сентября 2010 г.

Изложены общие вопросы проектирования и устройства вертолетов основных схем. Дано описание выбора параметров вертолетов по уравнению существования и критерию минимума взлетной массы. Приведен числовой пример выбора параметров вертолета одновинтовой схемы средней массовой категории. Рассмотрены ограничения на параметры проектируемых вертолетов, а также особенности двухвинтовых машин. Придставлены статистические материалы, использоуемые при проекти.

Курочкин Ф.П. Конструирование винтов, силовых установок и приводов вертолета

  • формат djvu
  • размер 6.32 МБ
  • добавлен 18 апреля 2010 г.

Учебное пособие посвящено конструированию ряда основных агрегатов вертолета: несущего, маршевого и рулевых винтов, силовой установки и привода. В работе дается методика конструирования и расчета этих агрегатов, приводятся формулы и графики, позволяющие с достаточной точностью определять необходимые расчетные величины на уровне эскизного проектирования.

Лосев Л.И., Урбанович В.А. Алгоритм и программа определения взлетной массы вертолета одновинтовой схемы

  • формат pdf
  • размер 40,36 МБ
  • добавлен 05 февраля 2016 г.

Учебное пособие по дипломному проектированию. — Харьков: ХАИ, 1992. — 55 с. Изложен метод определения взлетной массы вертолета одновинтовой схемы. Приведены алгоритм, блок-схема расчета, текст программ и инструкция пользования программой. Предложены справочные материалы, необходимые для формирования исходных данных. Даны рекомендации по выбору ограничений удельной нагрузки на ометаемую площадь. Рассмотрены результаты расчетов. Для студентов самол.

МАИ. Проблемы проектирования современных вертолетов

  • формат pdf
  • размер 4.67 МБ
  • добавлен 01 января 2012 г.

Тематический сборник научных трудов института. Под редакцией д-ра техн. наук. проф. И.П. Братухина. Москва, Издательство МАИ, 1980. - 75 с. В сборнике рассматриваются задачи выбора параметров и формирования внешнего облика вертолета в системах автоматизированного проектирования, а также при анализе новых схем вертолетов. Исследуются индуктивные потери и аэродинамические характеристики несущих систем различного типа. Эти данные могут быть использо.

Миль М.Л., Некрасов А.В., Браверман А.С. и др. Вертолеты, расчет и проектирование. Том 2. Колебания и динамическая прочность

  • формат djvu
  • размер 6.2 МБ
  • добавлен 20 сентября 2010 г.

В настоящей второй книге изложены некоторые вопросы теории колебаний и методы расчета напряжений, возникающих при этих колебаниях в конструкции вертолета в полете и, в частности, в лопасти несущего винта. Приводятся методы расчета ресурса конструкции, а также методы расчета вибраций вертолета, позволяющие определить амплитуды этих вибраций и сопоставить их с нормами комфорта. При этом впервые в отечественной литературе рассмотрена задача о совмес.

Михеев Р.А. Прочность вертолетов

  • формат djvu
  • размер 2.07 МБ
  • добавлен 18 апреля 2010 г.

Настоящая книга является учебником по курсу «Прочность вертолета» и предназначена для студентов авиационных специальностей втузов. Основой для написания книги послужили материалы лекций, читаемых автором в Московском ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авиационном институте им. Серго Орджоникидзе.

Монтвила С.П. Расчет лопастей и втулок несущих винтов на прочность

  • формат pdf
  • размер 23,28 МБ
  • добавлен 21 марта 2013 г.

Методические указания. — Харьков, ХВВАИУ, 1987. — 97 с. Расчет лопастей и втулок несущих винтов на прочность.Определение погонных поверхностных и массовых нагрузок, расчет сечения лопасти на прочность, пример расчета лопасти, схемы втулок, расчет параметров втулок.

Проскурин В.Д. Расчет параметров вертолета на этапе предварительного проектирования

  • формат pdf
  • размер 2.21 МБ
  • добавлен 23 ноября 2015 г.

Учебное пособие.— Оренбург : ОГУ, 2014 - 199 с. В учебном пособии изложены методы расчета основных параметров вертолета на стадии эскизного проекта: расчет аэродинамического сопротивления, взлетной массы, массы агрегатов, мощности двигательной установки, вопросы компоновки и центровки. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению 24.03.04 Авиастроение. Содержание. Введ.

Русанович Н.Г. Материалы по проектированию муфт включения винтокрылых аппаратов

  • формат djvu
  • размер 846,98 КБ
  • добавлен 28 августа 2013 г.

Технические отчеты. №91 —Труды ЦАГИ, издательство Бюро новой техники, 1947. — 17 с. Краткое содержание В отчете излагаются: определение расчетного крутящего момента муфты, общие сведения и приемы расчета, сравнительный анализ применяемых муфт включения и перспективы их конструктивного развития. В статье приводится также статистика, собранная по осуществленным конструкциям.

Слюсарь Б.Н., Флек М.Б. и др. Технология вертолетостроения. Технология производства лопастей вертолетов и авиационных конструкций из полимерных композиционных материалов

  • формат pdf
  • размер 38,88 МБ
  • добавлен 16 декабря 2015 г.

Ростов-на-Дону, Издательство ЮНЦ РАН, 2013. — 230 с. Рассмотрены основные элементы конструкции несущих винтов вертолетов семейства Ми, особенности конструкции их лопастей, технологии их производства и испытаний, приведены примеры используемой технологической оснастки. Особое внимание уделено изложению технологических аспектов использования современных полимерных композиционных материалов в лопастном производстве. Настоящее издание предназначено д.

Создание гекса-сетки несущего винта вертолёта

  • формат pdf
  • размер 909,30 КБ
  • добавлен 07 ноября 2014 г.

Щербаков М.А. 2013, 29 слайдов. Показано создание трёхлопастного винта вертолёта в DesineModeller WB и блочной гекса-сетки в ICEM CFD. Основные этапы. Файл координат профиля. Создание файла в DM. Построение профиля. Создание лопасти и втулки. Создание массива лопастей. Создание расчётной области. Импорт геометрии в ICEM. Создание семейств. Создание материальной точки. Задание периодичности. Создание блока. Проецирование рёбер и перемещение вершин.

Тищенко М.Н. и др. Вертолеты. Выбор параметров при проектировании

  • формат djvu
  • размер 7.35 МБ
  • добавлен 14 ноября 2011 г.

М.: Машиностроение, 1976. - 368 с. В книге рассмотрены различные критерии оценки эффективности применения винтокрылых летательных аппаратов для выбора их оптимальных параметров и приведены примеры определения параметров по этим критериям. Даны методы оценки веса конструкции, стоимости изготовления и эксплуатации вертолетов. Приведено сравнение различных схем вертолетов и винтокрылов. Книга рассчитана на инженеров и научных работников заводов, К.

Тищенко М.Н., Некрасов А.В., Радин А.С. Вертолеты. Выбор параметров при проектировании

  • формат pdf
  • размер 25.66 МБ
  • добавлен 20 октября 2011 г.

Москва: Машиностроение, 1976. - 368 с. В книге рассмотрены различные критерии оценки эффективности применения винтокрылых летательных аппаратов для выбора их оптимальных параметров и приведены примеры определения параметров по этим критериям. Даны методы оценки веса конструкции, стоимости изготовления и эксплуатации вертолетов. Приведено сравнение различных схем вертолетов и винтокрылов. Книга рассчитана на инженеров и научных работников заводо.

Хафер К., Закс Г. Техника вертикального взлета и посадки

  • формат djvu
  • размер 4.97 МБ
  • добавлен 08 января 2011 г.

М.: Мир, 1985. —376 с, ил. Пер. с нем. В книге западногерманских специалистов рассматриваются вопросы проектирования и эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки. Обсуждаются достоинства и недостатки различных схем самолетов с вертикальным взлетом. Анализируются используемые силовые установки, в том числе подъемные винты и вентиляторы. Рассмотрены вопросы устойчивости и управляемости на вертикальных и переходных режимах, влияние близо.

Dr. Nagraj's Course on Helicopter Design/Курс доктора Награя по проектированию вертолетов

  • формат ppt, xls, docx
  • размер 37.79 МБ
  • добавлен 21 октября 2011 г.

Состоит из следующих занятий Intro (Введение) Tishchenko_method_1 (Метод Тищенко – 1) Tishchenko_method_2 (Метод Тищенко – 2) Tishchenko_method_3 (Метод Тищенко – 3) Tishchenko_method_4 (Метод Тищенко – 4) Main_Rotor_Config_Design (Проектирование несущего винта) Rotor_Blade_and_hub_design (Проектирование лопастей и втулок) Tail Rotor Design (Проектирование рулевого винта) Crash_Energy_absorption-helicopter_seats (Энергопоглощающие сидения (при к.

Johnson W. Helicopter Theory

  • формат pdf
  • размер 59.76 МБ
  • добавлен 22 января 2012 г.

Dover Publications, 1994. 1120 p. ISBN:0486682307 Monumental text offers comprehensive, detailed coverage of every aspect of theory and design: elements of vertical flight, forward flight, performance, mathematics of rotating systems, rotary wing dynamics and aerodynamics, aeroelasticity, stability and control, more. Essential reading for those interested in design and development of vertical-flight aircraft.

Watkinson J. Art of the Helicopter

  • формат pdf
  • размер 11.9 МБ
  • добавлен 18 мая 2011 г.

Butterworth-Heinemann, 2004 p. 390 p. ISBN:0750657154 The modern helicopter is a sophisticated device which merges a surprising number of technologies together. This wide range of disciplines is one of the fascinations of the helicopter, but it is also makes a complete understanding difficult. Those searching for an understanding of the helicopter will find The Art of the Helicopter invaluable. John Watkinson approaches every subject associate.

Серьезнов А.Н. (ред.) Руководство для конструкторов летательных аппаратов самодеятельной постройки (РДК СЛА) В 2-х томах. Том 2 Прочность

Новосбирск, Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина, 1989, 222 с.
Кабанов В. В., Рябинов М. И., Мазутский Ю. И., Шандаров Л. Г., Вишняков Н. А.

Руководство содержит методики и алгоритмы аэродинамического и прочностного расчётов малоскоростных легких самолетов, необходимые примеры и справочные материалы, а также общие технические требования к летательным аппаратам самодеятельной постройки. Предназначено для клубов авиационного научно-технического творчества и конструкторов-любителей.

Андриенко А.И., Кириченко В.В., Парасюк В.И., Русин М.Ю., Цирюк А.А. Конструкции летательных аппаратов и их систем

  • формат pdf
  • размер 8.58 МБ
  • добавлен 29 октября 2010 г.

Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт». Конспект лекций. 2004. - 176 с. Т. 100 экз. Изложено содержание части курса лекций по конструкциям летательных аппаратов, посвященных конструкции и проектированию крыльев и корпусов.

Богословский С.В. Дорофеев А.Д. Динамика полета летательных аппаратов

  • формат pdf
  • размер 525.37 КБ
  • добавлен 13 июня 2009 г.

СПб.: ГУАП, 2002. - 64 с. Учебное пособие. Содержит материалы по математическому моделированию в курсе "Динамика полёта", а также описание методов анализа устойчивости и управляемости летательных аппаратов. Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения.

Воскобойник М.С. Конструкция и прочность самолётов и вертолётов

  • формат djvu
  • размер 10.66 МБ
  • добавлен 14 августа 2011 г.

М.: Транспорт, 1972. - 440 с. В учебнике излагается последовательность проектирования и постройки летательных аппаратов; рассказывается об условиях их нагружения, выборе рациональных форм и силовых схем; рассматриваются общие вопросы конструкции, прочности и работы основных частей летательных аппаратов, их надежности, живучести и эффективности. Учебник соответствует программе курса конструкции и прочности летательных аппаратов, усвоение которой.

Выпуск ВВС №7304. Методические рекомендации по организации и выполнению контрольно-восстановительного обслуживания летательных аппаратов военного назначения. Общие требования к порядку выполнения работ

  • формат djvu
  • размер 294.14 КБ
  • добавлен 22 июля 2011 г.

Люберцы, 13 ГНИИ МО РФ, 2010, 27 с. Методические рекомендации разработаны в качестве дополнения к выпуску ВВС №7301 "Положение о технической эксплуатации по состоянию летательных аппаратов военного назначения". Рекомендации рассчитаны на использование специалистами органов военного управления, научно-исследовательских организаций, предприятий разработчиков и изготовителей авиационной техники

Дементьев В.А. Комплексное проектирование систем управления и контроля летательных аппаратов

  • формат pdf
  • размер 39.26 МБ
  • добавлен 15 августа 2011 г.

М.: Машиностроение, 1980, 256 с. Книга посвящена комплексному проектированию систем управления и контроля летательных аппаратов. В ней рассмотрены связи отдельных систем; приведены обобщенные структуры систем управления и контроля летательных аппаратов, математической моделью которых является конечный автомат. Определены задачи и требования к комплексным системам управления. Книга предназначена для специалистов, занимающихся разработкой дискретны.

Денегин Н.В., Мельников В.В., Петраш В.Я. Проектирование летательных аппаратов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями

  • формат djv
  • размер 1.49 МБ
  • добавлен 30 августа 2011 г.

Учебное пособие. М.: МАИ, 1983. - 71с. В учебном пособии приводится методика автоматизированного проектирования летательных аппаратов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ВРД). Рассматривается методы решения проектных задач этапа технических предложений: баллистического проектирования расчета массы, определения размеров, предварительной компоновки и центровки ЛА. Приведены соответствующие программные средства для ЭВМ EC-I033. Пособи.

Кондратьев В.П., Яснопольский Л.Ф. Самолет своими руками

  • формат djvu
  • размер 4.25 МБ
  • добавлен 23 мая 2009 г.

В книге даются описания, чертежи, технические данные легкомоторных летательных аппаратов, построенных самодеятельными конструкторами. Представлена методика проектирования, расчета и построения таких аппаратов.

Матвеенко А.М., Зверев И.И. Проектирование гидравлических систем летательных аппаратов

  • формат pdf
  • размер 17.85 МБ
  • добавлен 14 ноября 2011 г.

Учебник для ВУЗов. - М.: Машиностроение, 1982. - 296 с. Общие вопросы устройства и действия гидравлических и газовых систем летательных аппаратов. Гидравлические системы летательных аппаратов. Методы анализа работы и расчёта гидравлических и газовых систем управления летательных аппаратов. Проектирование гидравлических систем летательных аппаратов. Выбор рациональных параметров гидравлических систем летательных аппаратов.

Остославский И.В., Стражева И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов

  • формат pdf
  • размер 28.31 МБ
  • добавлен 06 октября 2009 г.

В книге изложены методы расчета траекторий полета различных атмосферных и внеатмосферных летательных аппаратов. Приведены уравнения движения в инерциальной и неинерциальной системах отсчета, основные законы механики полета и краткие сведения о математическом аппарате для исследования различных траекторий полета.

Стариков А.И. Безопасность полетов летательных аппаратов (Методические основы)

  • формат pdf
  • размер 6.5 МБ
  • добавлен 29 октября 2010 г.

М.: Транспорт, 1988, 159 с. Книга под ред. А. И. Старикова. Изложены основные принципы и методы оценки безопасности полетов летательных аппаратов. Рассмотрены вопросы моделирования состояний летательных аппаратов и их систем, описаны модели интервальных и мгновенных состояний, модели изменения состояния летательных аппаратов в полете. Изложены методы исследования особых ситуаций в полете и количественной оценки показателей безопасности полетов по.

Конструктор вертолетов Михаил Миль

22 ноября 1909 года родился выдающийся советский конструктор вертолетов, создатель легендарной серии «Ми» – Михаил Миль, работу которого высоко оценили на Западе. Он никогда не виделся с великим современником Игорем Сикорским, но состоял с ним в переписке.

От Леонардо да Винчи до Сикорского

Впервые в истории идея постройки подобия вертолета возникла у Леонардо да Винчи. Сохранился его эскиз проекта машины, поднимающейся в воздух при помощи вращающегося в горизонтальной плоскости воздушного винта. В 1754 году Михаил Ломоносов на заседании Академии наук доложил о своем проекте «аэродинамической машины» для исследования верхних слоев атмосферы. Ученый даже изготовил модель, у которой винты приводились во вращение часовым пружинным механизмом. Однако до практической реализации дело дошло лишь через полтора века.

«Только в начале нашего столетия человеку удалось подняться в воздух на винтокрылом аппарате, — отмечал в своих мемуарах «Цель жизни» прославленный авиаконструктор Александр Яковлев. — В частности, в России перед войной 1914 года в воздухоплавательном кружке МВТУ был построен первый геликоптер по проекту студента, а впоследствии академика Бориса Юрьева. Но война прервала эту работу, и она возобновилась лишь после революции. В 1932 году профессором Алексеем Черемухиным был установлен мировой рекорд высоты полета на вертолете конструкции ЦАГИ — 605 метров.

В 1930-1940-х годах в США над вертолетами очень упорно работали конструкторы Игорь Сикорский и Франк Пясецкий, а в Англии — фирма «Бристоль».

Первым наибольших успехов добился Сикорский, создавший ряд небольших одновинтовых вертолетов. Успешными были также работы Пясецкого. Он создал вертолеты средней грузоподъемности».

«Миль был убежденным поборником винтокрылых машин»

В Советском Союзе поистине неоценимый вклад в вертолетостроение внес Михаил Миль, родившийся в год, когда Сикорский создал свой первый геликоптер. Сын железнодорожника и стоматолога, Миль сумел выбиться в люди из глубоко провинциального Иркутска – настолько сильной оказалась его тяга к авиации. Его карьера как разработчика началась в Донском политехническом институте в Новочеркасске, где он на рубеже 1920 – 1930-х годов получил возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в стране. По окончании вуза Миля отправили на Таганрогский авиационный завод. Однако, заручившись поддержкой авиаконструктора Николая Камова, начинающий специалист перевелся к нему под крыло в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Камов заведовал отделением автожиров – винтокрылых летательных аппаратов, использующих для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. Миль стал ему помогать, участвуя в разработке моделей А-7, А-12 и А-15. В этот период в журнале «Техника воздушного флота» за 1934 год вышла первая научная публикация Миля «О разбеге автожира». Получая в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал редактором и учителем немецкого языка. Во второй половине 1930-х Миль трудился инженером в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам. А в 1939 году было принято решение о строительстве завода по производству автожиров, где энтузиаст винтокрылых машин стал заместителем директора Камова.

«В своей лаборатории Миль организовал глубокие экспериментальные работы по аэродинамике несущего винта, создал сложнейшие установки, в том числе и натурную установку для исследования вертолетных винтов, — рассказывал в своей книге «Покорители неба» один из организаторов Ленинградской военно-воздушной академии Александр Пономарев. — Нам подсказали, что хотя Миль успешно ведет научно-исследовательскую работу, но мечта его — стать конструктором, что у него уже имеется почти готовый проект оригинального вертолета. Миль был убежденным поборником винтокрылых машин.

«Давняя мечта человека, выраженная в сказке о ковре-самолете, наиболее полно воплощается в вертолете»,— говорил он.

О преимуществах вертолетов Михаил Леонтьевич заявлял, когда эти машины только еще зарождались. Уже тогда он приводил запомнившиеся всем нам доводы. Из леса, с вершины горы, с улицы населенного пункта, с крыши высокого здания или с крутого утеса — с любого места способен подняться вертолет и на любое место приземлиться. Это аппарат, который наиболее экономичен в перевозке грузов, поскольку взлетает и садится вертикально, может работать на режиме висения. Это качество вертолета ставит его вне конкуренции среди аппаратов вертикального взлета и посадки. И Миль подтверждал свои доводы превосходными машинами».

Легендарная серия «Ми»

О создании первого вертолета ученый задумывался еще во время войны и даже написал письмо Иосифу Сталину.

В 1945 году Миль защитил докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». Вскоре конструктор начал разработку опытного вертолета ЭГ-1. Для начала была спроектирована натурная геликоптерная установка — по существу это был будущий вертолет без хвостовой балки.

В послевоенные годы в вертолетостроении СССР безнадежно отставал от США, где эти машины уже вовсю строились серийно, а на службу были приняты аппараты Сикорского с неплохими летными данными. Успехи Сикорского привлекали инвесторов, вертолетные компании росли, как грибы.

Руководство страны решило собрать силы для создания первого трехместного вертолета связи и привлечь к этому трех конструкторов — Миля, Александра Яковлева и Ивана Братухина. В августе 1947 года Сталин написал министру обороны Георгию Жукову:

«Почему в США много фирм занимаются геликоптерами и они применяются уже в армии, а у нас копается только Братухин и ничего конкретного нет?»

В том же году Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. А уже четыре года спустя под его непосредственным руководством был создан первый советский серийный трехместный вертолет Ми-1. Первенец конструктора завоевал 23 мировых рекорда, 11 из них установили пилоты-женщины.

С 1964 года Миль — генеральный конструктор опытного КБ. Как замечал инженер Пономарев, вертолет Миля отличался от машин Камова тем, что у него был один большой несущий винт, а на длинной балке, заменяющей фюзеляж, устанавливался маленький рулевой винт. Такая схема надолго стала традиционной для этого конструкторского бюро.

Вся серия, в будущем пополнившаяся множеством первоклассных машин, получила свое наименование в честь Миля. Так, поступивший на вооружение многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или принять на борт восемь носилок, одно орудие или автомобиль. Кроме того, вертолет Ми-4 широко использовался для гражданских перевозок и в народном хозяйстве.

Конструктор не увидел своего триумфа

Пришедший ему на смену Ми-8 является одним из самых массовых вертолетов в истории авиации. А военный транспортный вертолет Ми-10 проектировался как машина, способная перевозить крылатые и баллистические ракеты. Еще одно детище Миля и его соратников – самый тяжелый и грузоподъемный вертолет из когда-либо построенных Ми-12, отличительной особенностью которого являлось боковое расположение винтов.

«Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!»,

— это слова Сергея Сикорского, сына и продолжателя дела знаменитого конструктора.

Ми-14 был задуман как вертолет-амфибия, а Ми-24 получил широкую известность в ходе военных кампаний в Афганистане и Чечне. Произведенная в количестве более 3,5 тыс. экземпляров, эта машина состояла на вооружении многих стран. Знаменитый «Крокодил» считается самым «воюющим» вертолетом в мире.

Увы, Миль не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолета Ми-24. 31 января 1970 года конструктор умер от инсульта на 61-м году. Не увидел он и тот фурор, который произвел Ми-12 на авиасалоне в Ле Бурже в 1971-м. Американские специалисты были поражены превосходством советского вертолета-гиганта, наградив ОКБ Миля Призом Игоря Сикорского, который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.

Почему не состоялась встреча гениев

Сикорский, будучи старше своего коллеги и конкурента на 20 лет, в итоге пережил его на три года.

Согласно воспоминаниям дочери Миля Елены, их очное знакомство могло состояться во время пребывания делегации советских вертолетчиков в Америке в 1960 году, однако два великих конструктора так никогда и не встретились.

«Сам Сикорский на фирме так и не появился, — рассказывала она «Комсомольской правде». --Вероятно, Госдепартамент не разрешил ему эту встречу, опасаясь обмена идеями между конструкторами. Объяснение было такое: «Он заболел, у него спина не гнется». Однако в наше посольство в Вашингтоне на имя Миля пришло письмо от Сикорского на фирменном бланке. А в нем вот такие строки: «Дорогой Михаил Леонтьевич, я сожалею, что пропустил возможность встретиться с вами».

В книге Николая Надеждина «Игорь Сикорский: «Русский витязь» дается следующая интерпретация этого эпизода. В 1959 году Никита Хрущев посетил США, и президент Дуайт Эйзенхауэр показал ему свой вертолет, выпущенный компанией Сикорского. Первому секретарю ЦК КПСС аппарат понравился. По возвращении в СССР он пригласил к себе Миля и поручил ему сделать вертолет для высшего руководства партии. Конструктор справился с задачей. А потом СССР решил купить у фирмы Сикорского две машины. В составе экспертной группы в Америку отправили и Миля.

«Советскому конструктору позволили провести целый день на заводе Сикорского и пообещали встречу «с самим». Однако Сикорский от встречи уклонился. Руководство компании (Сикорский был уже на пенсии) заявило, что «у Игоря Ивановича ужасно болит спина». Миль очень сожалел, что ему не удалось поговорить с легендарным конструктором, и передал в дар Сикорскому модель своего вертолета «Ми-4». Сикорский откликнулся письмом — его Миль получил, уже вернувшись в СССР.

И между ними завязалась многолетняя переписка. Они никогда не встречались лично.

Сикорский вообще никогда не принимал ни одного советского авиаконструктора. Но с Милем у него сложились отношения, близкие к «заочной дружбе». Что же касается влияния Сикорского на советское вертолетостроение, то его не отрицал и сам Михаил Миль», — констатировал Надеждин.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

538. Всё о вертолётах

Всем здравствовать! Недавно у нас в отделе технической литературы работала экспозиция «Притяжение небес», которая была приурочена к 100-летию со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля, основателя отечественного вертолетостроения.

На этом мероприятии все желающие могли ознакомиться с историей мирового авиаконструирования и отечественного вертолетостроения. Из представленных книг можно было узнать о том, когда был создан первый вертолет и кто его конструкторы, когда состоялся первый полёт вертолёта, кто внёс огромный вклад в развитие авиаконструирования и вертолетостроения, а также ознакомиться с современной авиапромышленностью, военной авиацией, воспоминаниями авиаконструкторов. Благодаря нашим книгам у посетителей выставки была возможность самостоятельно разобраться с устройством летательных аппаратов и принципом их работы. Более того, на экспозиции были представлены действующие модели вертолетов, патенты и описания изобретений.


Также наши гости с удовольствием посмотрели увлекательный слайд-фильм об истории летательных аппаратов и о достижениях Михаила Леонтьевича Миля в отечественном вертолетостроении.









Мне хотелось бы поведать Вам о некоторых интересных фактах из истории вертолетостроения. Итак…

Считается, что первоначальная мысль о геликоптере (вертолете) принадлежит Леонардо да Винчи, который в 1500 году нарисовал машину с винтовыми лопастями, хотя у китайцев были игрушки-вертолеты ещё до этого. Секрет вертикального взлёта заключается в «роторных крыльях» - узких поверхностях, вращающихся для создания подъёмной силы. Но прошло более 400 лет, прежде чем эта идея стала реальностью.

Над созданием летательного аппарата вертикального взлёта всерьёз задумывался еще М. В. Ломоносов. И вслед за ним в течение почти двухсот лет русские ученые и практики лётного дела упорно трудились над конструкцией геликоптера. В 1754 году М. Ломоносов построил первую летающую модель аппарата, а в 1911 году Б. Юрьев изобрел ключевое звено вертолета – автомат перекоса. Это устройство обеспечивает создание горизонтальной составляющей тяги несущего винта, которая позволяет вертолету совершать поступательное движение. Благодаря усилиям этих ученых уже к началу Первой мировой войны были созданы схемы основных типов вертолётов, которые позже были приняты за основу в мировом вертолётостроении.

Борис Николаевич Юрьев

Большую лепту россияне внесли в развитие теории винта. Возглавил этот процесс профессор Николай Егорович Жуковский. Именно ему принадлежит заслуга в создании вихревой теории и в исследовании физической сущности работы многовинтового вертолёта. Русские учёные и конструкторы Б. Н. Юрьев, И. И. Сикорский, К. А. Антонов и другие, опираясь на научные изыскания Жуковского, накануне Первой мировой войны уже построили опытные вертолёты и на практике установили, что основными средствами для управления машиной в полёте должны служить наклон оси несущего винта, изменение и направление его тяги и, наконец, тяга специального винта. Больше всего в конструировании летательных аппаратов преуспел 22-летний русский изобретатель Борис Юрьев. Именно он сделал основные открытия, касающиеся придания машине поступательного движения, создания системы управления и многого другого. Юрьев разработал в общих чертах всю схему одновинтового вертолёта, но из-за отсутствия денег запатентовать её так и не смог.

В 1912 году студенты МВТУ, где учился Юрьев, собрали по его схеме нелетающий макет вертолёта в натуральную величину, который удостоился Малой золотой медали на международной выставке в Москве. Но для того, чтобы построить действующую машину, были нужны средства, а их у училища не было. Работе над проектом помешали войны (Первая мировая и Гражданская). Схемой, найденной русским конструктором, сейчас пользуются 90% вертолётостроителей всего мира.

В 1920-е годы Юрьев, будучи начальником экспериментального аэродинамического отдела ЦАГИ, решил построить вертолёт по своей схеме. Вместе с Алексеем Черёмухиным он реализовал свой проект и построил первый советский вертолёт «1-ЭА». В 1932 году Черёмухин поднялся в воздух на высоту 605 метров . До него этого ещё никому не удавалось сделать.

Вертолет 1-ЭА

Но конструкция вертолёта была пока несовершенной. После экспериментального полёта работы опять были приостановлены.

Непревзойденными российскими конструкторами вертолётов считаются Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль, а также конструкторские бюро их имени.

Н.И. Камов

М.Л. Миль

Под руководством М. Л. Миля создано девять базовых типов серийных вертолётов: «Ми-1», «Ми-2», «Ми-4», «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10», «Ми-10К», «Ми-14» и «Ми-24», а также их многочисленные модификации. Опытные винтокрылые машины «Ми-3» и «Ми-12», а также экспериментальный «В-7», открыли путь к разработке новых направлений в развитии винтокрылой авиации. Машины марки «Ми» составляют основу вертолётных парков нашей страны и ещё ряда иностранных государств.

КА-50

КА-226

МИ-28

МИ-12

Милем воспитаны тысячи высококвалифицированных специалистов. Вместе со своими учениками он разработал теорию современного вертолёта, позволившую на практике осуществить решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолётных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, земному резонансу, устойчивости и управляемости вертолётов и другим вопросам проектирования и расчёта винтокрылых летательных аппаратов.

За вклад в развитие вертолётостроения Михаилу Леонтьевичу было присвоено в 1966 году высокое звание Героя Социалистического труда, присуждены Ленинская (1958) и Государственная (1968) премии СССР. Кроме того, Миль был награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, орденом Возрождения Польши и рядом медалей.

Если Вы заинтересовались историей вертолетостроения, мы ждем Вас в отделе технической литературы нашей библиотеки и обещаем предоставить множество литературы по этой теме.

Читайте также: