Рунге конструктор танка какого

Обновлено: 27.04.2024

Решил поднять себе настроение вечером 9 мая 2021 года просмотром патриотического фильма-сериала из 4 серий "Последний бой". Речь идет о последнем дне экипажа секретного танка "Т-34", сломавшегося у моста через реку 22 июня 1941 года.
То, что пришлось увидеть в этом бездарном произведении, надолго останется в памяти каждого, кто имеет хотя бы базовое представление о Великой Отечественной войне, военной технике тех лет. И даже просто о психологии, логике человека, поставленного волей ситуации на краю гибели. Ерунду в неуклюжей, нелепой пирамиде повествования режиссера сменяет глупость, а вздор - чепуху!
Вот неполный перечень причин несостоятельности гл. режиссера Виталия Ващенко, которые я готов дополнить вашими рецензиями:

- никакого танкового завода в г. Бресте и рядом нет;
---
- немецкая пехотная граната на деревянной ручке взрывается через 3-4 сек. вместо положенных 6-ти;
---
- за соляром наводчика послали не с канистрой, лежавшей на пустой бочке подле танка, а с маленьким ведром;
---
- осколочно - фугасный снаряд 76 мм. танковой пушки "Т-34" при попадании в легк. машину немцев дает эффект как шрапнельный. Зато выпущенный следом шрапнельный снаряд дает воронку как осколочно-фугасный;
---
- набравшие с убитых на мосту фашистов десятки пистолетов-пулеметов, карабинов и даже пулемет "МГ-34" инженер Рунге и матрос бросаются на 4-х фашистов, переправившихся на плоту, почему-то не с автоматическим стрелковым оружием, а с единственной гранатой на двоих;
---
- после пожара, которым пытались поджечь танк немцы, РЕЗИНОВЫЕ бандажи катков танка не только не сгорели, но и не деформировались от жары (см. подборку фото выше);

Написал СВОИ замечания по фильму-сериалу "Последний бой", но потом решил сравнить их с уже имеющимися в "Отзовике". Вот, что новенького написали другие скептики:
- лейтенант Платов и командир диверсантов слишком стары для данного воинского звания;
- зеленые звездочки на пилотках появились лишь несколькими месяцами позже описанных событий;
- цветы на венке девушки - голландского происхождения;
- бикфордов шнур под водой должен продолжать гореть (зависит от марки);
- завидное хладнокровие и военные навыки у девушки, ее матери, деда;
- танк разрушается от простого наезда на столб;
- не заправленный полностью топливом танк отправился на полигон;
- "Т34" создал не Рунге, а Кошкин в совершенно другом месте СССР.
- шина у Рунге в некоторых сценах удивительным образом перемещается с правой на левую руку.

Общее впечатление: глупость на глупости. Режиссер несостоятелен.
А военного консультанта для очистки фильма от вздора режиссер-дилетанта не наняли.
Мне по-человечески интересно, где он получил диплом режиссера-постановщика?
Кто дал ему средства для создания такой редкостной чепухи? Он о многом и
представления не имеет:
о действии бризантных взрывчатых веществ, стрелковом, артиллерийском вооружении, логике и т.д.
И допускать его к съемкам своей дребедени НЕЛЬЗЯ!

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из ярких представителей данной плеяды советских военных инженеров-конструкторов является Котин Жозеф Яковлевич. Именно он стал одним из главных разработчиков знаменитой серии самых прославленных тяжёлых советских танков – "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев».

Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).

За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.

Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.

Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

За успехи, достигнутые в переходе завода к режиму круглосуточной работы на предельно возможных мощностях в максимально сжатые сроки, а также за своевременное выполнение сурового плана ГКО 19 сентября 1941 года Жозеф Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда. Ему были вручены золотая медаль «Серп и молот», а также второй орден Ленина.

Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.

6 января 1942 года Котину было присвоено звание генерал-майора технических войск. Жозеф Яковлевич одним из первых советских инженеров самым внимательным образом изучил сильные и слабые стороны захваченного немецкого новейшего тяжёлого танка «Тигр-1». По итогам своих исследований, наблюдений и тестов Котин создал целую серию тяжёлых танков и САУ, способных на равных сражаться с немецким монстром.

В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.

Испытания показали, что танк ИС-1 способен эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в условиях реального боя «Тигры» и «Пантеры» оказались куда более грозными противниками.

Тогда Котин и его ведущие инженеры-конструкторы в кратчайшие сроки наладили выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-2, чья 120-мм лобовая броня и 122-мм пушка стали достойным ответом бронированным немецким «диким кошкам».

Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.

Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.

Не зря самоходки ИСУ-152 и ИСУ-122 называли «зверобоями». Именно эти советские САУ переломили хребет сильнейшим немецким бронетанковым частям, укомплектованным новейшими грозными и тяжёлыми танками, а также самоходными штурмовыми орудиями и тяжёлыми истребителями танков.

Выпущенные Челябинским танковым заводом тяжёлые танки и САУ успешно истребляли элитное немецкое бронетанковое «зверьё», пройдя победный путь от стен Москвы до Берлина, Кёнигсберга и Праги.

За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.

Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.

Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).

Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.

В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.

В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.

Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

1

Т-34 – самый массовый советский танк, признанный символ Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что имя одного из создателей боевой машины – инженера-механика Василия Васильева – в советское время не упоминалось. Попав в плен к немцам, конструктор предпочёл не возвращаться на родину.

«Начало русского танкостроения»

Уроженец Киева, Василий Васильев после окончания ФЗУ поступил на Харьковский паровозостроительный завод, где прошёл путь от слесаря-сборщика до дипломированного инженера-конструктора. С середины 1930-х годов он участвовал в разработке танков в Конструкторском бюро Т2К под началом главного конструктора Афанасия Фирсова (впоследствии расстрелянного). Как вспоминал Василий Никитич, именно при Фирсове были заложены «основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики». Речь идёт об опытной модели А-20 (БТ-20), решения которой после доработки другими коллективами претворились в тот Т-34, который знает весь мир.

Хотя роль самого Васильева была скромной и в основном касалась дизельного двигателя В-2, ему довелось поучаствовать и в создании будущего облика танка Т-34. В рукописи «Воспоминания о танкостроителях и дизелестроителях» Васильев утверждает, что эта работа фактически стартовала ещё за год до отстранения Фирсова.

«Очень важно то, что на протяжении всего 1935 г. Миша [Михаил Таршинов] и я, урывая свободное (относительно) время от основной работы, с благословения А.О. Фирсова и Н.А. Кучеренко, но без их непосредственного участия, набрасывали уже эскизы и наносили первые линии очертания корпуса танка Т-?*, как мы тогда говорили , - писал Васильев. – Как я думаю, эта маленькая независимая группа с маленькими задачами работы дала маленький толчок в создании того, что теперь считают одним из факторов победы во Второй мировой войне» (цитируется по журналу «Отечественные архивы»).

Василий Васильев считал, что именно харьковские конструкторы «положили начало русскому танкостроению», а созданный на их наработках Т-34 стал «прототипом» для других танкостроителей по всему миру.

Репрессии 1937 года, по словам Васильева, вызвали настоящую «фобию» в КБ-190.

«Надо сказать, лично я перенёс эту фобию очень тяжело, спал и прислушивался к звукам приближения «чёрного ворона», так у нас называли в то время автомашину с небольшим, коробочной формы кузовом и с парой людей в штатской одежде, приглашающих вас в вежливой форме следовать за ними», - вспоминал инженер.

В 1941 году Васильев уже занимал в Харькове должность главного конструктора. Он работал на заводе вплоть до октября 1941 года, когда в город вошли немцы. Инженер не смог эвакуироваться в Нижний Тагил вместе с другими сотрудниками из-за тяжёлой производственной травмы.

Плен и эмиграция

По данным биографического словаря «Русские в Северной Америке», Василий Васильев «попал в плен к немцам». В лагере для остарабайтеров, несмотря на высокую квалификацию, нацисты заставили его работать полотёром. Однако положение Васильева облегчало знание немецкого языка, курсы которого в своё время организовал для сотрудников Фирсов, предчувствовавший скорую мировую войну.

Помня о репрессиях на заводе в Харькове, в 1945 году Васильев отказался репатриироваться в Советский Союз. Поначалу он жил в Бельгии. Зарабатывая на хлеб тяжёлым физическим трудом, бывший конструктор хлопотал о том, чтобы его советский диплом был признан на Западе. В 1951 году Василий Васильев перебрался в Канаду. На авиастроительном заводе Air Canada оценили рационализаторские предложения эмигранта, и он, наконец, вновь вернулся к работе инженером-конструктором. Опыт Васильева очень пригодился противникам СССР в Холодной войне.

Бывший харьковчанин работал в компаниях, производивших навигационное оборудование для самолётов ВВС США. Выйдя на пенсию в 1974 году, Василий Васильев ещё 4 года проработал инженером в Air Canada, участвуя в создании пульта управления ракеты-разведчика Drone. В 2001 году престарелый инженер передал рукопись со своими воспоминаниями российскому консулу в Канаде.
Источник

134427

Сериал «Последний бой» с необычным сюжетом был снят в 2018, содержание серий, актеры и роли, чем закончится – об этом обзор. Картина освещает события времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, но при этом сюжет имеет некоторые художественные отступления. События разворачиваются на территории Бреста, который приняла на себя первый фашистский удар.

Сюжет сериала «Последний бой»

Картина снята на Украине в виде мини-сериала с четырьмя эпизодами. Режиссер Виталий Ващенко лично занимался отбором актеров и контролировал написание сценария. Команде проекта было важно найти правильную линию поведения героев, чтобы передать всю неизбежность такого события, как Великая Отечественная война.

ERYhtlkWkAMaQRd

Речь идет о создании легендарной техники, танка Т-34, который помог советским войскам переломить ход событий. В фильме рассказывается о том, что уникальный танк был создан еще в первые годы войны, был протестирован на первых немецких диверсантах, но смог стать основой вооружения армии только через несколько лет. Это художественный вымысел, который не имеет исторического подтверждения.

Содержание всех серий

Сериал «Последний бой» состоит из четырех серий. В основе картины лежит реальная история, рассказывающая о начале военных действий. По сценарию, события связаны с заводом, расположенным на территории Бреста. Группа техников-инженеров разрабатывает схему, по которой можно сконструировать танк Т-34. Рабочие трудятся над созданием танка на протяжении нескольких лет. Наконец, накануне 22 июня 1941 года машина была полностью выпущена. Для тестирования танк предстоит перегнать на отдельный полигон.

1 серия

На заводе вблизи Бреста создан танк Т-34. Конструктор, лейтенант и дезертир, который раскаялся в своих поступках, получает задание – перегнать танк с территории завода на полигон. Герои отправляются в путь, но из-за того, что едут ночью, случайно наезжают на электрический столб. Танк глохнет. Лейтенант отправляется в ближайшую деревню и приводит к танку механика-тракториста. Зритель видит, что вблизи заглохшего танка под укрытием леса на парашютах спускается отряд немцев. Это происходит накануне 2 июня 1941 года.

poslednij-boj5

2 серия

Лейтенант и его команда налаживают танк, но у них мало солярки. Кто-то из команды отправляется в деревню, чтобы найти горючее. Там он застает мирно спящее население, но будит деда Мартына и просит дать ему солярки. Внезапно над командой начинают пролетать самолеты. Они понимают, что началась война. Из леса навстречу маленькому отряду выходит команда немцев, переодетых в советскую форму.

3 серия

Сначала лейтенант с конструктором думают, что могут присоединиться к своим, но постепенно понимают, что перед ними немцы. Солдаты принимают решение дать бой, взорвать мост, но не пустить немцев дальше. Диверсанты уговаривают солдат присоединиться к их армии, но командир мини-отряда категорически отказывается. Тем не менее, некоторые члены команды думают по-другому.

maxresdefault

Танк впервые начинает работать, орудия бьют метко и мощно. Немцы, которые начали окружать танк, убегают. Командир фашистского отряда вызывает подкрепление, танк обстреливают издалека. Становится ясно, что битва будет кровопролитной.

4 серия

Фашисты превосходят советских солдат числом, они настроены скептически, но никто из них еще не знает, на что способен легендарный советский танк Т-34. Бой продолжается, но для многих из участников он будет последним.

kadr-Posledniy-boy-04

Лейтенант Платов твердо убежден, что им удастся не пустить немцев дальше, если они заложат взрывчатку под укрепления моста. Каждый из участников команды принимает решение.

Чем закончился мини-сериал украинского производства

Лейтенант и конструктор понимают, что должны сделать все, чтобы не пустить немцев дальше. Они закуривают последнюю папиросу, прощаются и подрывают себя внутри танка, когда немцы подходят слишком близко. Финальные кадры показывают, что отряд немцев несет серьезные потери, но они объезжают танк и берут направление на Брест.

kadr-Posledniy-boy-07

Немало написано о том, на какие жертвы шли советские солдаты, чтобы остановить немцев. Этот случай – один из многих, он доказывает безмерную волю и непреодолимое желание защитить Родину. Несмотря на героический подвиг обычных людей, команда проекта стремилась показать ужас неизбежно надвигающихся событий.

Актерский состав и роли

Лейтенанта Платова сыграл Михаил Хмуров. Конструктора Рунге сыграл Игорь Петрусенко.

Screenshot_2

  • Дезертир Яшка – Владимир Гориславец;
  • Алеся – Иванова Анастасия Иванова;
  • Коля – Евгений Ламах;
  • Дед Марьян – Борис Смолкин;
  • Группа диверсантов – Алексей Агеев, Андрей Новиченко, Олег Обуховский.

Помимо этого в картине задействованы актеры массовки. Режиссер сериала отмечает, что актеры блестяще справились со своими ролями. Каждый участник команды отыграл на 100 %.

Рейтинги

На портале «Кинопоиск» картине дают всего 5,7 балла. Возможно, это связано с тем, что картину посмотрело не так много пользователей. Критики ставят сериалу 6 звезд.

Советский полковник госбезопасности Всеволод Владимирович Владимиров (он же Максим Максимович Исаев, доктор Бользен, доктор Брунн), более известный как штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц – персонаж вымышленный. А вот насколько ученые Третьего Рейха были близки к созданию реального «чудо-оружия» - атомной бомбе? Споры не утихают по прошествии полувека.

Штирлиц не допускал освобождения из лагеря физика Рунге, чтобы

В «Семнадцати мгновениях весны» Штирлиц всячески мешает освобождению физика Рунге, который попал в концлагерь из-за доносов своих коллег. Тем самым советский разведчик предотвратил создание немецкой атомной бомбы.

По мнению отечественных ученых-ядерщиков, «окончательно планы по созданию атомного оружия в Третьем рейхе были похоронены в ноябре 1944 года, когда после массированной бомбардировки союзной авиации (в авианалете принимали участие 140 «летающих крепостей» - ред. ) производство тяжелой воды на заводе близ Рьюкана (Rjukan - город в срединной части южной Норвегии, примерно в 180 км к западу от Осло – ред. ) уже невозможно было восстановить».

Большинство наших и зарубежных историков полагают, что реализации «атомного проекта» нацистам помешал целый ряд причин. При этом козни и интриги между тремя научными группами были не главными. Виной тому не только авиаудары и ошибки самих немецких ученых, но и «кадровая политика» руководства Третьего рейха - многие специалисты покинули Германию в начале тридцатых годов.

К моменту нападения на Польшу 1 сентября 1939 г., в Германии ядерными исследованиями занимались две конкурирующие между собой группы: "Объединение "Уран" (Uranverein), подчинявшееся райхсминистерству образования, и другое - под руководством канцелярии вооружений (HWA).

Любопытно, но некоторые историки ошибаются, когда перекладывают вину на Гитлера, считавшего физику "еврейской наукой", и по этой причине якобы давшего зеленый свет утечке мозгов из нацистского фатерланда. В Германии оставалось еще достаточно ученых, способных создать "оружие возмездия". Своим представлением о том, как действует атомный взрыв, фюрер обязан творениям авторов утопических романов, а не научным трактатам.

Когда во время Первой мировой войны немцы первыми применили отравляющие газы, это не привело к победе. Антанта ответила усилением морской блокады и в свою очередь тоже применила боевые отравляющие вещества. Гитлер хорошо усвоил этот урок. Он не стал рисковать, первым применяя отравляющие вещества, поскольку мог опасаться ответного сокрушительного удара авиации союзников. Возможно, что точно также он рассуждал и в отношении ядерного оружия.

Ученые испытывали трудности с отдельными материалами для проведения опытов. Например, единственный завод по производству тяжелой воды находился в Норвегии. Британские диверсанты с помощью местных подпольщиков регулярно пытались организовать там диверсии.

В результате одной из таких операций «Ганнерсайд» («Артиллерийская позиция») была уничтожена вся электролизная аппаратура. На землю вылилось до пятисот килограмм тяжелой воды. 1 марта 1943 года завод временно прекратил свою деятельность.

Через шесть месяцев, когда завод вновь начал функционировать, он подвергся атаке 155 американских бомбардировщиков. В результате авианалета 16 ноября 1943 года была разрушена электростанция, снабжавшая завод энергией, частично пострадали трубопровод и цех электролиза.

Неожиданно прекратились поставки вольфрама из Португалии. Вместо него пришлось использовать добавки урана, без которого снаряды не могли пробить броню советских танков «Т-34». К концу 1943 года на заводы Круппа было передано около 1200 тонн урана.

Отставание немцев проявлялось в отсутствии у них ускорителей элементарных частиц. Если США располагали более 30 циклотронами – или уже построенными, или находящимися в стадии строительства, - то в германском рейхе, несмотря на многочисленные амбициозные проекты, не было ни одного.

Германия пыталась спасти запасы тяжелой воды из Норвегии. В конце января 1944 года к отправке было подготовлено 14 тонн этого вещества. В результате диверсии паром с ценным грузом затонул. Немцы окончательно лишились норвежских запасов тяжелой воды.

Процесс производства тяжелой воды требует огромного количества энергии. В Норвегии много горных рек, на которых были построены гидроэлектростанции. В Германии для получения того же количества электроэнергии пришлось бы использовать возможности тепловых электростанций. А с нефтью и с углем в Третьем рейхе к 1943 году было напряженно.

Ученый из Берлина Райнер Карлш написал сенсационную книгу

Одним словом, советская разведка, которая в целом блестящеработала в те годы, работе по созданию атомного оружия не мешала.

Как мы знаем, мальчика-Штирлица – не было, а была ли все-таки бомба?

Агент советской военной разведки «Барон» (под этим именем скрывался начальник чехословацкой разведки в Лондоне Франтишек Моравец) в 1942 году сообщал резиденту в Англии «Бриону» (генерал-майор Иван Скляров), что немцы ведут переговоры в Португалии и Испании и «пытаются закупить уран для неизвестных целей».

Другой советский агент «Отто» (физик Клаус Фукс), работая над британским атомным проектом, наблюдал за деятельностью своих немецких коллег и имел доступ к материалам, добытым английской разведкой.

Третьим источником информации был знаменитый Шандор Радо , который на основании информации, полученной от швейцарского журналиста Пьера Ноэля («Пьера»), отправил в Центр следующую радиограмму:

«Через Пьера от одного физика Цюрихского университета удалось установить, что бомбардировка урана изотопа-235 нейтронами дает взрыв ядра этого атома, причем развиваются от 3 до 4 единиц энергии. Они попадают на новые ядра изотопа-235 и происходят новые взрывы. Эти последовательные взрывы называются цепной реакцией урана, которая в течение одной-двух секунд может дать так много энергии, которая способна разрушить целый город или область. Нам известно, что для получения практических результатов нужно только работать над изотопом урана-235».

Арест участников группы Шандора Радо в начале 1943 года не повлиял на информированность Кремля о германском «Урановом проекте».

Военный руководитель американского атомного проекта генерал Лесли Р. Гроувс (Leslie R.Groves) в 1943-м году создает специальную группу под кодовым названием «Alsos», которой поручено выяснить насколько далеко продвинулись в своих экспериментах немцы. Занималась этим и британская секретная служба.

В конце 1944 - начале 1945 года ГРУ предоставило в распоряжение Игоря Курчатова новые данные о германском атомном проекте. На этот раз разведка добыла описание конструкции немецкой атомной бомбы, принципа инициирования цепной реакции в урановом заряде и другие важные технические подробности.

Оценивая материалы о немецкой атомной бомбе, Игорь Курчатов 30 марта 1945 года в письме Сталину писал:

«Материал исключительно интересен. Он содержит описание конструкции немецкой атомной бомбы, предназначенной для транспортировки на ракетном двигателе «Фау».

Перевод урана-235 через критическую массу, который необходим для развития цепного атомного процесса, производится в описываемой конструкции взрывом окружающей уран-235 смеси пористого тринитротолуола и жидкого кислорода.

Запал урана осуществляется быстрыми нейтронами, генерируемыми при помощи высоковольтной разрядной трубки, питаемой от специальных генераторов. Для защиты от тепловых нейтронов футляр с ураном окружают слоем кадмия. Все эти детали конструкции вполне правдоподобны.

Надо отметить, что на основании ознакомления с материалами у меня не осталось полной уверенности, что немцы действительно делали опыты с атомной бомбой. Эффект разрушения от атомной бомбы должен быть большим, чем указано, и распространяться на несколько километров, а не сотен метров». (Архив Президента Российской Федерации. Фонд № 93. Документ дан в сокращенном виде и с сохранением пунктуации подлинника).

В 1945 году советская военная разведка была единственной в мире, которая смогла добыть сведения о том, что в Третьем рейхе производились испытания крылатых ракет в качестве носителей атомной бомбы.

«Правда.Ру» уже писала о сенсационной книге берлинского историка «Бомба Гитлера. Тайная история немецких испытаний ядерного оружия» («Hitlers Bombe. Die geheime Geschichte der deutschen Kernwaffenversuche»), изданной в Германии год назад. До сих пор она так и не переведена на русский язык.

Её автор Райнер Карлш (Rainer Karlsch) утверждает, что работавшие под контролем СС немецкие ученые в 1944-45 годах провели испытания ядерных бомб на балтийском острове Рюген и в Тюрингии. При этом погибли многие сотни военнопленных и заключенных концлагерей. Наряду с доказательствами осуществления ядерных испытаний, ученый обнаружил проект, датированного 1941-м годом, патента на создание плутониевой бомбы, а в окрестностях Берлина – первый действующий немецкий атомный реактор.

У Гитлера была бомба. Во время Второй мировой войны немецкие

Профессор истории из «Юнион Колледжа» (Union College Schenectady/ штатНью-Йорк) и автор книги «Урановая машина» Марк Уолкер (Mark Walker) подтверждает, что «у Гитлера была бомба. Во время Второй мировойвойнынемецкиеученыеразработали атомное оружие. Таков захватывающий дух результат от производящей сильное впечатление книги Райнера Карлша, написанной в результате кропотливой и трудной исследовательской работы. Этот труд знаменателен для осознания существования науки во времена Гитлера и потенциальной опасности, которая исходит от атомного оружия сегодня».

Несмотря на то, что в своей ранней книге американец уверял: ученые Третьего рейха не знали, как рассчитывать критическую массу, поэтому наугад брали обогащенный уран, окружали его обычным взрывчатым веществом и поджигали. Заряд взрывался, рассеивая частицы урана и заражая местность радиацией. Это не настоящая атомная бомба, а всего лишь «грязная», по современной терминологии.

«Бомба Гитлера – это тактическое ядерное оружие, чей разрушительный потенциал далеко уступал потенциалу обеих американских атомных бомб, была многократно и успешно опробована незадолго до окончания войны», - пишет в предисловии к своей книге Райнер Карлш. - «Её применение едва не вписало ещё одну чудовищную главу в историю Второй мировой войны».

49-летний профессор экономики Райнер Карлш – серьезный ученый. Он сотрудник кафедры экономической и социальной истории университета имени Гумбольдта, член Исторической комиссии Берлина и Свободного университета Берлина. Вместе с тележурналистом Хайко Петерманном (Heiko Petermann) он втечение четырех лет упорно изучал историю создания немецкого ядерного оружия.

Для работы были привлечены многочисленные свидетельства современников, мемуары, исследовательские документы, планы конструкторов, аэрофотоснимки, записные книжки, участвовавших в проекте ученых, шпионские донесения. Доказательства подкреплены физической экспертизой, а также анализом проб почвы.

Один из очевидцев испытания маленькой атомной бомбы (произведенного в начале марта 1945 г. в Тюрингии) рассказывал о гибели во время эксперимента заключенных: «Огонь, многие моментально погибли, исчезли с земли, их просто не стало, многие получили сильные ожоги, многие ослепли». (Из протокола допроса Хайнца Вахсмута, произведенного в 1962-м году в Совете района города Арнштадт).

Однако для скептически настроенного ученого такие свидетельства звучали не слишком убедительно и даже голословно. Известны были ему и другие свидетельства, щедро раздаваемые главарями Третьего Рейха и идущие из ближайшего окружения фюрера, о существовании «чудо-оружия». Их он также считал политическим блефом.

В разговоре с румынским диктатором Антонеску в августе 1944 г. Гитлер упомянул о разрушительной бомбе, которая «в радиусе трех-четырех километров от места падения в состоянии уничтожить всё живое». Его министр вооружений Альберт Шпеер в январе следующего года был еще более откровенен. В одной из бесед с глазу на глаз, он сказал своему собеседнику, «нам нужно выстоять всего лишь один год и тогда мы выиграем эту войну». Указывая на лежавший на столе коробок спичек, он добавил: «атомное взрывчатое вещество, размером с эту коробку, в состоянии полностью уничтожить Нью-Йорк».

В то время, когда американцы переправлялись через Рейн, а Красная Армия стояла на Одере, в 60-ти км от Берлина, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер выказывал свои надежды на атомное оружие. Личному врачу он сказал: «Мы пока еще не использовали свое последнее чудо-оружие. Хотя «Фау-1» и «Фау-2» (сокращенно от Vergeltungswaffen - "оружие возмездия") - эффективное оружие, но наше решающее чудо-оружие продемонстрирует такое действие, которое никто не может себе вообразить. Пару нажатий на кнопку – и такие города, как Нью-Йорк и Лондон, исчезнут с лица земли».

Автор книги свидетельствует, что немцы не располагали достаточным количеством обогащенного урана или плутония для производства атомных бомб такой разрушительной мощности, какие были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. «Теоретически существовала возможность использовать в качестве ядерного заряда минимум на десять процентов обогащенный уран», - пишет Карлш. – «В этом случае, разумеется, хватило бы сотни килограмм».

Уже в 1944 году ученые вермахта, кригсмарине и люфтваффе были готовы построить тактическое ядерное оружие, действующее по принципу кумулятивного заряда. Однако настоящей сенсацией явился документ из архива руководителя исследовательского отдела канцелярии министерства вооружения Эриха Шумана (Erich Schumann), в котором среди прочего

К моменту нападения на Польшу 1 сентября 1939 г., в Германии

разработана концепция создания водородной бомбы. Под влиянием коллег, посоветовавшим срочно отозвать рукопись, ученый забрал уже подготовленную к публикации разработку.

Читайте также: