Рунге конструктор в годы войны

Обновлено: 06.05.2024

Вы не найдете ни бюста, ни мемориальной доски с именем этого человека. Даже могила его неизвестна. А ведь Адольф Яковлевич Дик - это видный технический специалист, который руководил коллективом, создававшим ходовую часть прообраза легендарного танка Т-34. Несмотря на широчайшую популярность самого танка, найти информацию об одном из его создателей не так легко. Во всяком случае, в СССР о нем точно ничего не было известно, ведь при коммунистах уничтожение целых страниц отечественной истории было обычной практикой. В современной России кое-что раскопать можно и забытый вклад талантливого конструктора в обороноспособность страны стали потихоньку вспоминать.

Итак, слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА имени И. В. Сталина воентехник 1-го ранга А. Я. Дик активно интересовался вопросами танкостроительства. В 1935—1936 годах в журнале «Механизация и моторизация РККА» появились две его статьи по проблемам подвижности танка. А. Я. Дик окончил академию по специальности «Конструкции боевых машин» (диплом с отличием) и продолжил службу в Харьковском военном округе в должности инженера 5-й танковой бригады. В феврале 1937 года он участвовал в проведении войсковых испытаний трёх танков БТ-5-ИС, на которых познакомился с Н. Ф. Цыгановым и его работами по созданию танков БТ-5-ИС и БТ-СВ с наклонным расположением броневых листов. В начале лета 1937 года военинженер 3-го ранга А. Я. Дик был зачислен адъюнктом на кафедру танков Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) им. Сталина, откуда его направили в Харьков на завод № 183 для проектирования привода колесного движителя и ходовой части разрабатывавшегося заводом танка БТ-7-Б-ИС. В помощь А. Я. Дику из состава КБ-190 отдела «100» выделили 30 человек лучших дипломников ВАММ. Основным требованием АБТУ РККА при выдаче заказа на проектирование заводом № 183 танка БТ-7-Б-ИС было наличие шести ведущих колёс. В постановлении Комитета обороны № 94 от 15.8.1937 указывалось, что завод № 183 в 1938 году должен изготовить «опытные образцы танка с шестью ведущими колёсами, дизель-мотором, конической башней с 45-мм или 76-мм пушкой, с наклонными листами подбашенной коробки с переходом к их производству в 1939 году».

21 марта 1937-го нарком обороны Ворошилов направил начальнику Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА комдиву Густаву Бокису письмо, поручив создать танк, предназначенный для уличных боев. В письме детально оговаривалось, какими возможностями должна обладать новая боевая машина, чтобы она могла разрушать «не только всякого рода баррикады, но и каменные преграды — стены, дома и пр.», а также вести огонь так, чтобы «поражать противника в верхних этажах домов». В начале апреля в Москве состоялось совещание под руководством помощника начальника АБТУ РККА бригадного инженера Василия Свиридова, в работе которого принял участие также начальник конструкторского бюро «190» (КБ-190) харьковского завода № 183 Михаил Кошкин. По итогам совещания был принят протокол, включающий следующий пункт: «Разработку такого танка необходимо вести параллельно двумя путями: создания специальной конструкции танка и приспособления существующих танков». Одним из предприятий, которым была поручена работа по проектированию, стал завод № 183.

21 июня 1937 года проект танка БТ-ИС был представлен на рассмотрение комиссии под руководством Свиридова, специально командированного для этого в Харьков. Одним из трех экспертов, принимавших участие в рассмотрении проекта, стал адъюнкт Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) РККА военинженер 3-го ранга Адольф Дик. Он обратил внимание на проблемы с коробкой передач.

— Проблема с коробками передач была реальной, — считает Владимир Горбунов. — Другой вопрос, что возникла она не только из-за конструкторских «недоработок», что само по себе достаточно спорно, а в связи с тем, что в танковые войска приходили ребята из сельской глубинки с весьма невысоким уровнем знаний и культуры общения с техникой. В ситуациях, когда нужно было работать коробкой передач, переходя на сложной местности на более низкую «ступень», они тупо «газовали», обеспечивая тем самым неминуемую поломку агрегатов.

27 июня представитель АБТУ РККА на заводе № 183 военинженер 2-го ранга Д. С. Сапрыгин, также принимавший участие в работе комиссии под руководством Свиридова, направил ему письмо с перечнем замечаний к проекту БТ-ИС. Одним из них было следующее: "Проектируя новый быстроходный колесно-гусеничный танк с синхронизацией скоростей, следует делать не менее пяти ступеней в коробке передач с диапазоном передаточных чисел около 8."

— КБ-190 предложило привод с использованием карданных валов. Представители Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА вышли с предложением разработать конструкцию с использованием „гитарной передачи“ и подвески, а потом выбрать лучший их двух вариантов. Между Свиридовым и и. о. директора завода № 183 Ф. И. Лящем была достигнута договоренность, что разработкой проекта привода с „гитарной передачей“ будет заниматься Дик. Харьковский завод обязали выделить ему в помощь к 25 июня 1937 года трех конструкторов высокой квалификации, — говорит Игорь Желтов.

Однако назначение специалиста из Москвы не вызвало восторга у руководства КБ-190. Возглавлявший его Кошкин не хотел делиться квалифицированными конструкторами, ведь заводское бюро и без того было перегружено работой. Вместо трех конструкторов Дику выделили всего двух, да и то с опозданием: одного к 1 июля, второго — к 17 июля. Вскоре в Москве узнали, что на харьковском заводе работу Дика фактически саботируют. Помощник начальника АБТУ РККА Свиридов направил и. о. директора завода Лящу письмо, в котором выразил свое недовольство: "Бюро 190 в лице его начальника т. КОШКИНА стало на путь противопоставления работы бюро работе т. ДИКА. В результате вместо здорового соревнования, идущего на пользу дела, получилось стремление заранее обречь работу т. ДИКА на провал. Это выразилось в не укомплектовании бригады т. ДИКА конструкторами и создании нездоровой обстановки вокруг всей его работы…"

В августе 1937 года группа под руководством Дика наконец получила третьего конструктора. Уже к концу месяца коллективу из четырех человек удалось разработать эскизный проект «гитарного привода» и подвески танка БТ-ИС. К этому же сроку КБ-190 под руководством Кошкина завершило доработку эскизного проекта танка БТ-ИС. Представитель АБТУ РККА на харьковском заводе Сапрыгин отправил начальнику АБТУ Бокису донесение, в котором подробно описал и оценил результаты работы обеих групп. По его мнению, работа Дика показала, что «гитара может быть сделана прочной, надежной и простой в изготовлении и эксплуатации». Также Сапрыгин отметил, что «проектирование, проводимое тов. Дик, ведется с учетом современных требований, предъявляемых к танкам».

Сегодня сложно судить, насколько обоснованными были обвинения в адрес Кошкина. Но о том, какие страсти кипели тогда на предприятии, можно судить по еще одной части из донесения Сапрыгина. Он сообщил, что в КБ-190 надеются, «что т. Дик со всеми изменениями не успеет закончить проект к сроку и поэтому не сумеет его защитить». Более того, Кошкин «ведет линию на срыв работы, которую проводит тов. Дик». Трех конструкторов, которых выделили Дику, он «старается деморализовать разговорами, что тов. Дик занимается бесплодным проектированием, и что у Дика ничего не получится. Поэтому у этих без того не сильных конструкторов опускаются руки».

Не ясно, почему Сапрыгин целиком встал на сторону Дика. Самая распространенная версия — что этот конфликт стал частью вечного противостояния военных и производственников: первые стремятся получить «идеальный» танк, а вторые думают, как изготовить его с минимальными затратами.

В начале сентября разработки группы Дика и доработанный КБ-190 проект танка БТ-ИС были рассмотрены на специальном совещании в Автобронетанковом управлении. Его руководителя Бокиса также не устроили результаты работы конструкторов Кошкина. Он направил и.о. директора завода Лящу письмо, в котором указал, что существенные недостатки танка БТ-ИС так и не устранены, поэтому он считает «необходимым дальнейшую разработку представленного проекта прекратить». Вместо этого нужно «разработать три проекта нового танка, отличающихся, главным образом, колесным приводом».

Бокис посчитал, что нельзя доверять работу над новым танком Конструкторскому бюро-190, поскольку оно «не обеспечило нужного качества и темпов работы». Вместо этого нужно создать отдельную конструкторскую группу (ОКБ) «из лучших конструкторов завода № 183 в количестве не менее 20 человек», а руководство ею поручить Дику. Новый легкий колесно-гусеничный быстроходный танк, который планировалось создать на заводе № 183, получит название БТ-20 (А-20).

Версий, что стало причиной ареста, множество. Военный историк Максим Коломиец, к примеру, считает, что Дика подвели управленческие качества: «Дик, являясь, без сомнения, способным конструктором, не обладал организаторским талантом Кошкина. В результате, занимаясь проектированием сам, он не смог обеспечить работу коллектива».

Владимир Горбунов полагает, что такое объяснение не лишено оснований:
— Очень даже может быть. К сожалению, приходится принимать ко вниманию и то, что по воспоминаниям ветеранов-харьковчан, собранными основателем музея «История танка Т-34» Ларисой Васильевой, Дик был очень непростым человеком по характеру.

В первой половине ноября 1937 года на заводе № 183 была создана новая конструкторская группа, получившая название Бюро-24. Начальником был назначен Кошкин. Под его руководством было разработано два варианта танка А-20 — в колесно-гусеничном и гусеничном вариантах, которому присвоили наименование А-32. Именно А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной брони и 76-мм пушкой Ф-32 был принят на вооружение с присвоением названия Т-34. В какой мере при создании танка Т-34 Кошкин использовал разработки Дика — еще один предмет ожесточенных споров. Наиболее радикальное мнение высказывает Барятинский в книге «Т-34 в бою»: «На сегодняшний день с высокой долей вероятности можно утверждать, что к проектированию колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) М. И. Кошкин либо не имел никакого отношения, либо имел весьма незначительное. И уж вовсе не как конструктор! Тактико-технические требования к танку БТ-20 разрабатывались при участии А. Я. Дика и во многом базировались на его разработках, сделанных летом-осенью 1937 года».

— Достоверно только то, что при разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) конструкторами Бюро-24 было реализовано предложение Дика по поводу расположения пружин в узлах подвески танка не вертикально, а под углом, — говорит Игорь Желтов. — Остальные нововведения (установка броневых плит под углом, введение в ходовую часть еще двух опорных катков — по одному на борт) хотя и предлагались Диком к реализации в новой машине, но не были его идеями. Расположение броневых деталей под углом было предложено и реализовано Николаем Цыгановым в конструкции танка БТ-СВ («Черепаха»), а установка дополнительных опорных катков — требование Автобронетанкового управления РККА.

О дальнейшей судьбе конструктора известно лишь из сохранившихся воспоминаний людей, которые так или иначе с ним пересекались. Первый из них — писатель Юрий Юркевич. В его книге «Минувшее проходит предо мною» есть уникальное свидетельство, касающееся периода работы в ремонто-механических мастерских Вятлага: «…Слесарем работал и Адольф Дик, очень типичный украинский немец. Выпускник бронетанковой академии, кандидат технических наук, он обладал первоклассной инженерной и военной подготовкой, имел изобретения по танкостроению. Как немца, его у нас долго не допускали до инженерной работы. Правда, в дальнейшем он все же стал техноруком мастерских». Как рассказывает Юркевич, новый руководитель «быстро превратил грязные сараи в небольшой завод, чистенький и с приличным уровнем».

В Вятлаге познакомился с Диком и философ Дмитрий Панин, прототип Дмитрия Сологдина, одного из главных персонажей романа Солженицына «В круге первом». В книге «Лубянка-Экибастуз. Лагерные записки» Панин вспоминает: «Осенью сорок первого, когда мы водворились в мастерской, нам, новичкам, бросился в глаза обрусевший немец. Он являл собой великолепный образчик нордической расы в духе разговоров и писаний того времени, которые как-то доходили до нас. Вероятно, лицевые углы и прочие неизвестные мне тонкости измерялись на таких удачных экземплярах… Запомнились также орлиный нос правильной формы, тонкие вечно твердо сжатые губы, резко выдающийся вперед подбородок. Его рост был 183 сантиметра: соразмерные руки, длинные ноги, широкие плечи. И очень приятный голос с затаенной усмешкой. Ходил он в потрепанной форме танкиста. Пилотка, брюки, гимнастерка в мазуте говорили о том, что он хороший мастер, а не только первоклассный инженер».

По словам Панина, Дик получил срок в 1938 году. Ему удалось завоевать авторитет в лагере, несмотря на распространившуюся среди заключенных информацию о том, что незадолго до ареста он выступал свидетелем обвинения на каком-то судебном процессе.
«Жизнь его была в наших руках: от нас зависело списать на общие работы, где был бы ему конец. Но так как на явном осведомительстве он пойман не был, мы решили дать ему возможность продолжать ремонт тракторов, оставив тем самым на самой тяжелой работе в мастерской, а дальше ходу не давать. До войны из какого-то волжского городка мать слала сыну посылки и физическая работа была ему даже в охотку. Но осенью-зимой сорок первого «двойной расход» и тяжелый труд, несмотря на то, что мы выписывали людям максимально возможные пайки, сделали свое: Дик «доплыл». Никаких жалоб, угроз, просьб с его стороны, но смотреть на него стало страшновато — синее обтянутое лицо, жуткие своей прозрачностью глаза.

Вскоре я зашел к знакомой медсестре после приема и увидел в перевязочной в деревянном кресле по пояс обнаженного Дика. Он скорей полулежал, а не сидел. Вытянутые длинные ноги упирались в стену, раскинутые руки беспомощно свешивались со спинки кресла вниз. Мне показалось вначале, что подмышками у него были кровавые раны, в действительности же там образовались гнезда чирьев, так называемое «сучье вымя». Голова его бессильно склонилась на грудь. И весь он походил на подстреленного кондора. Я остановился молча в дверях приемной. Анечки не было, ушла в аптеку. Вдруг он очнулся, мы встретились глазами. Взора он не отвел, но голова снова обессилено свесилась к правому плечу. И тут что-то резко кольнуло сердце: я увидел, как он неожиданно улыбнулся. Улыбка была жалобная, но никак не жалкая, и я прочел в ней немую мольбу. Я не мог ошибиться и впился в его лицо, чувства крайне обострились. Молчание длилось минуты две. Вернулась Анечка, я вышел на воздух. Она лишь подтвердила лагерный диагноз, который и без того был ясен: дистрофия в самой ее лютой фазе.

На следующее утро я рассказал все своим ребятам и предложил им решить, что делать с Диком. Если бы он был натуральным гадом, он давно бы «развонялся», а он молчит и тянет. Когда крысу загоняют в угол, она бросается на человека. Здесь обстояло иначе. Его выступление на суде — реальный факт, но это еще не стукачество, могут быть и смягчающие обстоятельства. И я предложил перевести его с ремонта тракторов, где он явно больше работать не может, на ремонт оборудования, дать ему горизонтально-фрезерный станок, который он сперва должен сам отремонтировать, и обещал к нему даже не подходить, а принять станок, когда он будет готов. На этот раз мое предложение было принято. Дик соорудил себе козлы, и первые две недели сидел на них, замерев в картинной позе шабровщика… Через два месяца он прекрасно отремонтировал станок и был закреплен за ним фрезеровщиком. Обе стороны хранили полное молчание.

Когда разделились мастерские и мы уехали на пятый центральный лагпункт, Дик остался на первом… В феврале сорок третьего я приехал в мастерскую первого лагпункта получить чертежи приспособления для расточки блока цилиндров. Дик принял меня приветливо, был разговорчив, шутил по делу и без оного, вспоминал всякие мелочи… В то время, как мы рассматривали чертежи, на минуту исчезла его улыбка, глаза приняли цвет и выразительность стального лезвия и, почти не меняя интонации, он бросил: «Вами интересуются!» Тотчас лицо приняло прежнее выражение, язык без паузы составил следующую фразу о новом способе закрепления резцов в борштанге…

Не только западному читателю, но и сегодняшним подсоветским жителям следует разъяснить, что два слова, произнесенные Диком в условиях того государственного терроризма для многих людей могли стать пределом их желания помочь другому в надвигающейся беде. Он сказал достаточно, а если бы я обратился за разъяснениями, то встретил бы непонимающее холодное выражение лица. Думаю, что первоначально не ошибся: Дик сексотом не был», — пишет в своей книге Дмитрий Панин.

Отсидев полный срок, Адольф Дик был сослан на «вечное поселение» в алтайский город Бийск. Директором Бийского котельного завода был тогда Христофор Кулев, который не побоялся взять на работу «врага народа». 8 сентября 1950 года Дик был назначен технологом кузнечно-прессового цеха. Бийский журналист Борис Косенков записал и опубликовал воспоминания инженера Петра Казанцева, работавшего на заводе одновременно с Диком. Казанцев рассказал, что Дик внес серьезный вклад в развитие котельного производства. За один только 1950 год он подал шесть рационализаторских предложений, два из которых были признаны изобретениями. Каждое из них позволяло повысить производительность труда в 8−30 раз. В частности, среди многих изобретений Адольфа Яковлевича Дика примечательно такое: он изобрел трубогибочный станок Т-1, получивший среди заводчан прозвище «Слон», используемый при производстве конвективных пучков паровых котлов серии ДКВ и ДКВР. Ранее трубы гнули вручную, нагревая их на горне. За одну смену удавалось согнуть всего 4-5 труб, поскольку процесс был весьма трудоемким. Изобретённый Диком уникальный станок, предназначенный именно для котлостроения, принес огромную экономию — 650 тыс. рублей, что позволило выполнить годовую программу за два месяца. Коллегам по цеху Дик рассказывал, что его арестовали в тот же день, когда он завершил диссертацию, написанную по результатам работы над танком Т-34. Днем он сдал ее для защиты, а уже вечером за ним пришли.

После 17-летней ссылки Адольф Дик получил разрешение вернуться в Москву. В столице его путь пересекся с инженером Юрием Найдиным, одним из создателей первых советских вычислительных машин. В книге «Рассказы о прошлом и о себе» Найдин вспоминает: «Большую помощь на основе огромного жизненного и инженерного опыта нам оказал в разработке конструкции пульта управления ЭВМ Адольф Яковлевич Дик (в прошлом один из главных разработчиков танка Т-34). Это был очень интересный и сильный человек. В прошлом адъюнкт бронетанковой академии, он вернулся после 17-летней ссылки из Бийска, где последние годы работал главным инженером котельного завода. Мы дружили с ним и общались до самой его кончины в 1978 году».

Это все, что на сегодняшний день известно о судьбе Адольфа Дика. До сих пор не ясно, как сложилась его личная жизнь после ареста, женился ли он, завел ли детей. И даже дата смерти — предмет разногласий. Не знают историки и где похоронен один из создателей легендарного танка Т-34.

Ну, что же, сегодня у нас опять украинский сериал и опять от наших любимых производителей: режиссёра Виталия Ващенко и сценариста Виктора Приходько, подаривших нам незабываемый сериал «Последний день деда Пятака»… ээээ, то есть, «Последний день войны», простите.

Дело в том, что я, наконец, спустя много лет, увидел в современном фильме живых, отлично прописанных персонажей, которым сочувствуешь и симпатизируешь, несмотря на всё мракобесие, которое они вытворяют на экране!

Не благородных уголовников, не дезертиров, не предателей, не хороших фашистов, не полицаев, вставших на путь исправления – а простых людей! Вот скажите – много ли мне надо было? Мне и десяткам миллионов зрителей?! Неужели это так трудно – написать сценарий просто про ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ?!

Сейчас я представлю вам главных персонажей, а потом уже начнём поражаться, куда же их забросит неуёмная фантазия наших любимых украинских кинодеятелей.

Лейтенант Платов. Военный до мозга костей. Поговаривают, что раньше он был майором, воевал на танке в Испании, голыми руками убил двадцать фашистов. Любовника жены, комбрига, переехал танком прямо на плацу, жену застрелил, а из той самой пули кольцо себе выковал. За это его и разжаловали.

В роли Платова – российский актёр Михаил Хмуров.

Очкарик-интеллигент, инженер секретного танкового завода, Игорь Рунге. Сперва персонаж мне не понравился, показался каким-то блёклым. Но в дальнейшем характер раскрывается и Рунге вызывает искреннюю симпатию. Украинский актёр Игорь Петрусенко отдалённо напоминает Сергея Бурунова.

Удалой морячок Яшка, российский актёр Владимир Гориславец. Настоящий отважный моряк из советских фильмов.

Колька, наивный деревенский тракторист – украинский актёр Евгений Ламах, знакомый нам по эпику «Черкассы», где он играл моряка Мишу. Миша получился мутным, а вот Колька – отличный персонаж, зачёт, Евгений.

Алеся, невеста Кольки. Российская актриса Анастасия Иванова. Отважная девушка, готовая на всё ради своего любимого Кольки. Также крайне симпатичный персонаж.

По ходу фильма будут встречаться и другие герои, но про самых основных я рассказал. Перейдём к фильму!

Время действия нам не объявляют, много позже мы догадаемся, что фильм начинается ночью с 21 на 22 июня 1941 года. По лесу пробирается одинокая фигура. Она подкрадывается к группе наших бойцов у костра и кричит: «Руки вверх. »

Оказалось, что это любитель розыгрышей - рядовой Булкин, который самовольно смотался к мамке в деревню и принёс вкусных нештяков и водки, так как у него завтра – день рождения. (И этот день рождения очень поможет нам ориентироваться в датах происходящих событий).

Ващенко и Приходько показали, что критиковать их фильмы за неправильную униформу или вооружение – это несерьёзная трата времени, но объясните мне, пожалуйста: почему к сидящим в ночи пехотинцам заявился танкист Булкин?! Почему он не отправился в своё подразделение, где сидят чуваки с такими же, как у него, маленькими танками на петличках?!

Пехота говорит Булкину, что раньше времени праздновать день рождения – плохая примета, Булкин весело отмахивается, и мы понимаем: не жилец. Тут вдруг прямо на отдыхающих выезжает какой-то гремящий сарай с прожекторами…

Но Булкин, к нашему удивлению, остаётся жить – он сидит в камере, и сокамерники пугают его рассказами про ужасного лейтенанта Платова, который… ну, вы помните.

И тут пафосно, словно Терминатор, появляется Платов и забирает с собой Булкина.

Он заводит бедолагу в какой-то подвал, велит ему стать к стенке и устанавливает напротив пулемёт. Сказать, что Булкин отложил кирпич – ничего не сказать.

Платов говорит, что во время войны за самовольное оставление части полагается расстрел, но войны нет, а потому Булкин, которого Платову порекомендовали как лучшего наводчика, должен взять два пулемётных диска и выехать с ним на испытания нового секретного танка.

В город приезжает на побывку морячок Яшка. Он заимствует у местного колхозника косу, выкашивает городскую клумбу и едет к своей любимой девушке, удирая от милиционера!

А любимая девушка – вот сюрприз! – давно вышла замуж за перспективного инженера Рунге!

Морячок психует, вырубает инженера, взасос целует бывшую девушку и уходит!

А где-то недалеко собирается на свою свадьбу девушка Алеся и приглашает на свадьбу… нашего любимого деда Пятака!

Но дед Пятак уже совсем не торт: он, во-первых, слепой, как крот, а во-вторых, и не Пятак он в этом фильме, а дед Марьян.

Инженера Рунге срочно вызывают на те-самые-секретные-испытания, жена провожает его до проходной.

Тут вдруг материализуется пьяненький матрос Яшка и устраивает драку, в ходе которой инженер бьёт матроса кулаком в лоб и ломает себе руку.

На шум прибегает милиция и Яшка спасается позорным бегством.

Рунге переходит в подчинение к Платову, и экипаж в составе трёх человек едет кататься в леса на каком-то непонятном сарае системы «Железный капут».

Инженер едет в качестве мехвода. Он пытается сломанной рукой закрепить в кабине портрет любимой жены, но портрет падает, Рунге наклоняется за ним… и наезжает на электроопору. Столб падает, провода искрят, танк почему-то глохнет и рация тоже выходит из строя.

Платов ругается и убывает в ближайшую деревню за трактористом, чтобы тот починил танк. Это с учётом того, что у него в распоряжении Рунге – главный конструктор танка, который одним прикосновением чинит заглохшие автомобили. Да, без деревенского тракториста тут никак не обойтись. Поэтому Платов забирает жениха Кольку прямо из-за стола.

А в это время из-под брезента вываливается… пьяный морячок, который там спрятался и спал всё это время. Хорошо же секретная советская техника в ту пору охранялась, ничего не скажешь! Морячок связал Булкина и повёл инженера на берег реки – убивать. Но тут вернулся Платов и казнь пришлось отложить.

Оказалось, что вдобавок ко всему, в танке закончилась солярка! У меня вопрос – куда они с пустыми баками ехали и на что рассчитывали?!

Платов вручает Булкину ведро и отправляет его в последний путь за соляркой. По пути Булкину встречаются фашисты. Лето выдалось крайне холодным, поэтому 22 июня немцы, трясясь от холода, все, как один, влатались в шинели. Булкин был тоже малый не промах, поэтому посреди лета носил ватник. Лето было суровым, об этом говорит пожелтевшая листва на деревьях, изредка попадающая в кадр.

Булкин с улыбкой сказал, что у него сегодня день рождения, добрые немцы налили ему выпить, подарили ведро бензина и отпустили. А потом немецкий гауптман взял, да и выстрелил ему в спину из ракетницы.

Сразу было как-то понятно, что Булкину в этом фильме не повезёт.

Какие-то немцы приехали на мотоциклах, а самые ленивые спрыгнули ровно туда же на парашютах. Видимо, укачивало их на мотоциклах. Переоделись десантники в форму Красной Армии и ну бродить по округе. Встретили лесника, тот ничего не заподозрил, но тут один из диверсантов случайно ляпнул: «шайсе». Пришлось валить свидетеля.

Добрались диверсанты до слепого деда Пятака, а тот за версту немецкий табачок унюхал и ружьишко под пледом припрятал. Пятак строго спросил по-немецки: «Кто из вас командир?» - «Я!» - растерянно отозвался лоховатый командир, за что тут же получил от деда пулю.

В общем, деда Пятака убили уже во втором сериале. Тут вернулась Алеся, почуяла недоброе, одному диверсанту разбила голову, второго столкнула с лестницы, а третьего проткнула вилами, когда он попкой к сараю прижался.

Нет, ну у меня нет слов – что это за подготовка? С кем они воевать собрались? Внучка с дедом половину группы перебили!

Тут и у танка нарисовались непонятные красноармейцы. Я, как их главного увидел, сразу закричал: «Не верьте им! Этот актёр всегда всяких нехороших мужиков играет!»

И переодетые красноармейцы уже почти обманули наших танкистов, как вдруг из леса появились недобитые Алесей двое неудачников. А Алеся, не будь дурой, схватила дедово ружьишко, да за ними! И только они к танку подкрались, бабах! – и одним залпом из двустволки обнулила элитную диверсионную группу!

Начался общий замес, все спрятались в танке, а связанный морячок не смог залезть в танк и попал в плен.

Враги решили обложить диковинный моторизованный сарай ветками, да сжечь его. Срезать бы их из пулемёта, да его отчего-то заклинило в одном положении, тоже, видать, от разряда электричества с поваленного столба. Посмотрел Рунге, куда нацелен пулемёт, и появился у него план. Выстрелил он несколько раз внутри танка, а потом вылез и по-немецки закричал, что он немецкий агент, и у него приказ доставить секретный русский танк к немцам. После этого он достал карту, отошёл к перилам моста, куда был нацелен пулемёт, и доверчивые немцы потянулись за ним. Морячок, правда, был шокирован, но Рунге крепко стукнул его по голове, он и успокоился. «Неплохо, как для гражданского!» - прокомментировал Платов действия инженера, наблюдая за ходом операции.

И вот, когда арийцы сбились в кучку на мосту, в руках Кольки заработал пулемёт. Удалось убежать только самому главному, остальные остались лежать. «Неплохо, как для тракториста!» - восхитился Платов.

Вообще, типаж Платова очень напоминает красноармейца Сухова, против чего лично я ничего не имею.

Платов отпустил молодёжь доигрывать свадьбу, а инженеру приказал расстрелять недобитого немца. Инженер дико маялся, но его выручил морячок и отправил ганса на тот свет.

Молодые пришли в деревню и тут подъехали замёрзшие немцы. Они попросили унтерменшей потесниться и сели с ними за стол.

Напряжение нарастало, мать Кольки незаметно отвела молодых в сторонку и велела им бежать. Немцы попили-поели, взяли, да и расстреляли остальных селян.

Колька немотивированно запер Алесю в сарае (это в деревне, занятой немцами), угнал у пришельцев мотоцикл и погнал к мосту.

А танкисты, тем временем, сидели и наблюдали, как немецкие самолёты массово летят с территории Германии. Вообще, они с раннего утра ещё должны были пролететь, но, видимо, лётчики проспали. Рацию починили, и Платов связался со штабом, но какой-то безумный полковник взялся кричать в обед 22 июня, что немцы – наши союзники, и стрелять в них он запрещает.

Также Рунге удалось связаться с заводом и попросить запчасти для танка: правый каток и пневмопускатель. Проклятое электричество, кто бы мог подумать, что оно способно вывести из строя правый каток!

Всё бы ничего, да по пути он наезжает на мину, грузовик выходит из строя. Пятов впрягается в ящик и до конца фильма тянет его на свою Голгофу…

А немцы подогнали пушки и начали обстреливать «Железный капут». Наши танкисты сидели, кряхтели, но крепились: стрелять в немецких друзей им запретили.

А немецкие друзья вконец оборзели: видя, что на их выстрелы никто не отвечает, они подошли к танку, начали по нему лазать, да из огнемёта его обсмаливать. Сарай сгорел, под ним оказался Т-34.

И тут вдруг снова вышел на связь полковник и говорит: «Всё, можете стрелять, не друзья они нам больше!»

И вот, когда от выстрела взлетел на воздух первый кюбельваген, бывшие друзья слегка испугались и бросились бежать.

А в деревне заблудший немецкий солдат нашёл Алесю, выпустил её из заточения и стал требовать, чтобы она его поцеловала. Тут подоспела колькина мать и душа спасителя вознеслась.

Алеся убежала к мосту, а колькину мать немцы забросали гранатами.

Немцы подогнали новые мишени на колёсах и расставили их напротив танка. Танкисты планомерно взялись за их уничтожение.

Морячок и инженер воевали снаружи в качестве пулемётчиков.

Внезапно они увидели, как четверо фашистов переправились через реку на их берег. Они выдвинулись им навстречу, и моряк метнул в них гранату. Все четверо взлетели на воздух. И вы представляете? Напрасно я писал про неэффективность немецких гранат! Трое после взрыва вскочили на ноги, а один – нет! Вот тебе и раз!

Пока моряк дрался с одним немцем, инженер со сломанной рукой отбивался от двух других! Это, конечно, полный бред, но – восхитительный! В итоге немцы были повержены, очередная атака отбита!

Тут подъехал местный партапаратчик Горделадзе и устроил истерику, мол, танк секретный, его необходимо уничтожить! Платов его отбрил и сказал, что у него приказ – удерживать мост.

Когда партеец, несолоно хлебавши, собрался уезжать, морячок спросил его про жену Рунге – мол, не видел ли тот её. Горделадзе угрюмо поведал, что жена Рунге при бомбёжке погибла у него на глазах. Моряк попросил его не говорить инженеру про жену.

Актёр отработал отлично, эпизод действительно трогательный, несмотря на всеобщий абсурд.

Но Платов призадумался: действительно, неплохо было бы заминировать танк, а мост взорвать. Колька говорит: «О, а у немцев в деревне этой взрывчатки – полно!» Не спрашивайте меня, как это деревенский тракторист стал специалистом по взрывчатке, откуда он узнал о наличии её у немцев, и для чего немцы понавезли её в деревню.

И герои выдвигаются в деревню за взрывчаткой, бросив секретный танк на безоружного Кольку!

Зачистка деревни от немцев прошла без замечаний, разве что Рунге пожалел и отпустил юного очкарика, а тот вернулся и прострелил Платову ляжку, чем сильно рассердил красного командира.

Бегающий по лесам недобитый диверсант берёт в плен Горделадзе и вербует его.

134427

Сериал «Последний бой» с необычным сюжетом был снят в 2018, содержание серий, актеры и роли, чем закончится – об этом обзор. Картина освещает события времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, но при этом сюжет имеет некоторые художественные отступления. События разворачиваются на территории Бреста, который приняла на себя первый фашистский удар.

Сюжет сериала «Последний бой»

Картина снята на Украине в виде мини-сериала с четырьмя эпизодами. Режиссер Виталий Ващенко лично занимался отбором актеров и контролировал написание сценария. Команде проекта было важно найти правильную линию поведения героев, чтобы передать всю неизбежность такого события, как Великая Отечественная война.

ERYhtlkWkAMaQRd

Речь идет о создании легендарной техники, танка Т-34, который помог советским войскам переломить ход событий. В фильме рассказывается о том, что уникальный танк был создан еще в первые годы войны, был протестирован на первых немецких диверсантах, но смог стать основой вооружения армии только через несколько лет. Это художественный вымысел, который не имеет исторического подтверждения.

Содержание всех серий

Сериал «Последний бой» состоит из четырех серий. В основе картины лежит реальная история, рассказывающая о начале военных действий. По сценарию, события связаны с заводом, расположенным на территории Бреста. Группа техников-инженеров разрабатывает схему, по которой можно сконструировать танк Т-34. Рабочие трудятся над созданием танка на протяжении нескольких лет. Наконец, накануне 22 июня 1941 года машина была полностью выпущена. Для тестирования танк предстоит перегнать на отдельный полигон.

1 серия

На заводе вблизи Бреста создан танк Т-34. Конструктор, лейтенант и дезертир, который раскаялся в своих поступках, получает задание – перегнать танк с территории завода на полигон. Герои отправляются в путь, но из-за того, что едут ночью, случайно наезжают на электрический столб. Танк глохнет. Лейтенант отправляется в ближайшую деревню и приводит к танку механика-тракториста. Зритель видит, что вблизи заглохшего танка под укрытием леса на парашютах спускается отряд немцев. Это происходит накануне 2 июня 1941 года.

poslednij-boj5

2 серия

Лейтенант и его команда налаживают танк, но у них мало солярки. Кто-то из команды отправляется в деревню, чтобы найти горючее. Там он застает мирно спящее население, но будит деда Мартына и просит дать ему солярки. Внезапно над командой начинают пролетать самолеты. Они понимают, что началась война. Из леса навстречу маленькому отряду выходит команда немцев, переодетых в советскую форму.

3 серия

Сначала лейтенант с конструктором думают, что могут присоединиться к своим, но постепенно понимают, что перед ними немцы. Солдаты принимают решение дать бой, взорвать мост, но не пустить немцев дальше. Диверсанты уговаривают солдат присоединиться к их армии, но командир мини-отряда категорически отказывается. Тем не менее, некоторые члены команды думают по-другому.

maxresdefault

Танк впервые начинает работать, орудия бьют метко и мощно. Немцы, которые начали окружать танк, убегают. Командир фашистского отряда вызывает подкрепление, танк обстреливают издалека. Становится ясно, что битва будет кровопролитной.

4 серия

Фашисты превосходят советских солдат числом, они настроены скептически, но никто из них еще не знает, на что способен легендарный советский танк Т-34. Бой продолжается, но для многих из участников он будет последним.

kadr-Posledniy-boy-04

Лейтенант Платов твердо убежден, что им удастся не пустить немцев дальше, если они заложат взрывчатку под укрепления моста. Каждый из участников команды принимает решение.

Чем закончился мини-сериал украинского производства

Лейтенант и конструктор понимают, что должны сделать все, чтобы не пустить немцев дальше. Они закуривают последнюю папиросу, прощаются и подрывают себя внутри танка, когда немцы подходят слишком близко. Финальные кадры показывают, что отряд немцев несет серьезные потери, но они объезжают танк и берут направление на Брест.

kadr-Posledniy-boy-07

Немало написано о том, на какие жертвы шли советские солдаты, чтобы остановить немцев. Этот случай – один из многих, он доказывает безмерную волю и непреодолимое желание защитить Родину. Несмотря на героический подвиг обычных людей, команда проекта стремилась показать ужас неизбежно надвигающихся событий.

Актерский состав и роли

Лейтенанта Платова сыграл Михаил Хмуров. Конструктора Рунге сыграл Игорь Петрусенко.

Screenshot_2

  • Дезертир Яшка – Владимир Гориславец;
  • Алеся – Иванова Анастасия Иванова;
  • Коля – Евгений Ламах;
  • Дед Марьян – Борис Смолкин;
  • Группа диверсантов – Алексей Агеев, Андрей Новиченко, Олег Обуховский.

Помимо этого в картине задействованы актеры массовки. Режиссер сериала отмечает, что актеры блестяще справились со своими ролями. Каждый участник команды отыграл на 100 %.

Рейтинги

На портале «Кинопоиск» картине дают всего 5,7 балла. Возможно, это связано с тем, что картину посмотрело не так много пользователей. Критики ставят сериалу 6 звезд.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из ярких представителей данной плеяды советских военных инженеров-конструкторов является Котин Жозеф Яковлевич. Именно он стал одним из главных разработчиков знаменитой серии самых прославленных тяжёлых советских танков – "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев».

Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).

За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.

Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.

Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

За успехи, достигнутые в переходе завода к режиму круглосуточной работы на предельно возможных мощностях в максимально сжатые сроки, а также за своевременное выполнение сурового плана ГКО 19 сентября 1941 года Жозеф Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда. Ему были вручены золотая медаль «Серп и молот», а также второй орден Ленина.

Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.

6 января 1942 года Котину было присвоено звание генерал-майора технических войск. Жозеф Яковлевич одним из первых советских инженеров самым внимательным образом изучил сильные и слабые стороны захваченного немецкого новейшего тяжёлого танка «Тигр-1». По итогам своих исследований, наблюдений и тестов Котин создал целую серию тяжёлых танков и САУ, способных на равных сражаться с немецким монстром.

В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.

Испытания показали, что танк ИС-1 способен эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в условиях реального боя «Тигры» и «Пантеры» оказались куда более грозными противниками.

Тогда Котин и его ведущие инженеры-конструкторы в кратчайшие сроки наладили выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-2, чья 120-мм лобовая броня и 122-мм пушка стали достойным ответом бронированным немецким «диким кошкам».

Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.

Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.

Не зря самоходки ИСУ-152 и ИСУ-122 называли «зверобоями». Именно эти советские САУ переломили хребет сильнейшим немецким бронетанковым частям, укомплектованным новейшими грозными и тяжёлыми танками, а также самоходными штурмовыми орудиями и тяжёлыми истребителями танков.

Выпущенные Челябинским танковым заводом тяжёлые танки и САУ успешно истребляли элитное немецкое бронетанковое «зверьё», пройдя победный путь от стен Москвы до Берлина, Кёнигсберга и Праги.

За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.

Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.

Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).

Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.

В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.

В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.

Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

1

Т-34 – самый массовый советский танк, признанный символ Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что имя одного из создателей боевой машины – инженера-механика Василия Васильева – в советское время не упоминалось. Попав в плен к немцам, конструктор предпочёл не возвращаться на родину.

«Начало русского танкостроения»

Уроженец Киева, Василий Васильев после окончания ФЗУ поступил на Харьковский паровозостроительный завод, где прошёл путь от слесаря-сборщика до дипломированного инженера-конструктора. С середины 1930-х годов он участвовал в разработке танков в Конструкторском бюро Т2К под началом главного конструктора Афанасия Фирсова (впоследствии расстрелянного). Как вспоминал Василий Никитич, именно при Фирсове были заложены «основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики». Речь идёт об опытной модели А-20 (БТ-20), решения которой после доработки другими коллективами претворились в тот Т-34, который знает весь мир.

Хотя роль самого Васильева была скромной и в основном касалась дизельного двигателя В-2, ему довелось поучаствовать и в создании будущего облика танка Т-34. В рукописи «Воспоминания о танкостроителях и дизелестроителях» Васильев утверждает, что эта работа фактически стартовала ещё за год до отстранения Фирсова.

«Очень важно то, что на протяжении всего 1935 г. Миша [Михаил Таршинов] и я, урывая свободное (относительно) время от основной работы, с благословения А.О. Фирсова и Н.А. Кучеренко, но без их непосредственного участия, набрасывали уже эскизы и наносили первые линии очертания корпуса танка Т-?*, как мы тогда говорили , - писал Васильев. – Как я думаю, эта маленькая независимая группа с маленькими задачами работы дала маленький толчок в создании того, что теперь считают одним из факторов победы во Второй мировой войне» (цитируется по журналу «Отечественные архивы»).

Василий Васильев считал, что именно харьковские конструкторы «положили начало русскому танкостроению», а созданный на их наработках Т-34 стал «прототипом» для других танкостроителей по всему миру.

Репрессии 1937 года, по словам Васильева, вызвали настоящую «фобию» в КБ-190.

«Надо сказать, лично я перенёс эту фобию очень тяжело, спал и прислушивался к звукам приближения «чёрного ворона», так у нас называли в то время автомашину с небольшим, коробочной формы кузовом и с парой людей в штатской одежде, приглашающих вас в вежливой форме следовать за ними», - вспоминал инженер.

В 1941 году Васильев уже занимал в Харькове должность главного конструктора. Он работал на заводе вплоть до октября 1941 года, когда в город вошли немцы. Инженер не смог эвакуироваться в Нижний Тагил вместе с другими сотрудниками из-за тяжёлой производственной травмы.

Плен и эмиграция

По данным биографического словаря «Русские в Северной Америке», Василий Васильев «попал в плен к немцам». В лагере для остарабайтеров, несмотря на высокую квалификацию, нацисты заставили его работать полотёром. Однако положение Васильева облегчало знание немецкого языка, курсы которого в своё время организовал для сотрудников Фирсов, предчувствовавший скорую мировую войну.

Помня о репрессиях на заводе в Харькове, в 1945 году Васильев отказался репатриироваться в Советский Союз. Поначалу он жил в Бельгии. Зарабатывая на хлеб тяжёлым физическим трудом, бывший конструктор хлопотал о том, чтобы его советский диплом был признан на Западе. В 1951 году Василий Васильев перебрался в Канаду. На авиастроительном заводе Air Canada оценили рационализаторские предложения эмигранта, и он, наконец, вновь вернулся к работе инженером-конструктором. Опыт Васильева очень пригодился противникам СССР в Холодной войне.

Бывший харьковчанин работал в компаниях, производивших навигационное оборудование для самолётов ВВС США. Выйдя на пенсию в 1974 году, Василий Васильев ещё 4 года проработал инженером в Air Canada, участвуя в создании пульта управления ракеты-разведчика Drone. В 2001 году престарелый инженер передал рукопись со своими воспоминаниями российскому консулу в Канаде.
Источник

Читайте также: