Русский язык словесный конструктор 2 класс

Обновлено: 17.05.2024

Принимая учеников первого класса каждый раз понимаю, что не все дети умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку, сочинять, фантазировать на определенную тему. Нужны такие приемы обучения, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – “развивай свою речь” – и одновременно служили бы этой цели. И таким эффективным приемом является творческая речевая игра.

Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на уроках речевых игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение.

Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

О бразцы творческих речевых игр

1. Игры с буквами

Дидактическая цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.

“Буквы вокруг меня”

Учитель просит учеников оглядеться в классе и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.

Например: А – азбука, Б – бант, В – вешалка, Г – гардины и т. д.

Рассмотрите картину художника (читается название картины и имя автора). Учитель просит найти на картине все предметы на определенную букву.

Во время изучения букв, учитель спрашивает о том, на кого или на что похожа та или иная буква.

Например: А – крыша дома, В – бабочка, сложившая крылья и т. д.

Ученик рисует портреты букв, придумывает слова на данную букву.

Учитель определяет тему игры, например: “Птицы на букву с”.

Первый ученик называет слово: снегирь.

Второй ученик должен повторить это слово и прибавить свое: снегирь, соловей.

Например: снегирь – соловей – свиристель – сорока – синица – сова – сыч – стриж – сокол – сорокопуд.

Учитель предлагает заменить в словах одну букву, образовать новые слова. Сом (дом), сук (сок), рама (мама), мука (муха), карта (парта), стол (стул), корка (горка) и т. д.

“Спрячь слова в букву”

Учитель предлагает спрятать некоторые слова в букву “О” (по принципу ребуса):

Спрятать имена в букву “А”:

В “а” ля – Валя
В “а” ря – Варя
В “а” ня – Ваня.

Учитель предлагает от слова “победа” отнимать по 1 букве. Получать новые слова. Чтобы было интересно, можно прочитать сказку С. Погореловского “Что случилось с буквой П?”.

Варианты для игры:

Коля – Оля – ля – я

Малина, овраг, спор, улей, муха, уход.

С одним из слов можно сочинить сказку.

Учитель прикрепляет к доске домик (вырезан из плотной бумаги) и в пустые окошки вписывает буквы. Ученики должны отгадать, какие слова живут в этом домике.

к, т, о, л, я (кот, кто, ток, Толя, Коля).

о, с, а, к (оса, коса, сок).

л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак).

“Сказка про буквы”

После того как ученики познакомились с буквами, подружились с ними, полюбили их, узнали их “характер”, можно предложить им сочинить сказку про буквы.

Она может начинаться так: “В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы…”.

Дидактическая цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

“Собери словечко”

Учитель предлагает задание: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать новые слова.

в с о р н в о р е г (снег)
н а ж м м ж а н е й (иней)
ю ф к у т д б д о л ю (футбол)
р и з б м о к р и м с з (бокс).

“Добавь букву”

К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова.

М г з н (магазин)
П с д (посуда)
Р б т (работа).

“Конструктор”

1. Переставить местами слоги так, чтобы получились слова. Из каждой строчки исключи лишнее слово.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

План - конспект урока

Тема урока: «Словесный конструктор

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок применения знаний

Цели: упорядочить знания о составе слова, наблюдать за строением слов.

Образовательные: формировать умение конструировать слова из заданных частей слова, формировать умение соотносить произношение и написание приставок

Развивающие: развивать память и орфографическую зоркость; развивать умение разбирать слова по составу; развивать умение образовывать новые слова

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать любовь к родному языку

Формирование УУД:

Личностные: представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Осознавать необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения

Планируемые результаты:

Предметные: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выполнять общий способ действия для выделения в словах окончания, в том числе нулевого, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами (разбирать слова по составу). Конструировать слова из заданных частей слова, сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения; соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели; различать приставки и предлоги, по освоенным опознавательным признакам. Применять изученные правила: правописания предлогов и приставок со словами, Писать слова с непроверяемыми орфограммами, пользоваться орфографическим словарём учебника.

Ресурсы: М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 2 класс

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

ВложениеРазмер
slovesnyy_konstruktor.docx 20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Значение, употребление и написание приставок»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Осознать и систематизировать определённый круг приставок.

- выявить значение приставок

- запомнить написание приставок

- тренировать в осознанном и правильном употреблении приставок.

УУД, формируемые на данном занятии:

- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

организация на занятии

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • осуществлять поиск информации
  • обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

1. Интерактивная доска (необходимый подбор слайдов выполнен учителем)

2.Раздаточный материал для наблюдений, выводов, практической работы, оценки.

1. организационный момент

2. Актуализация знаний

- Повторим части слова. Закончите предложения.

Корень слова – это… Слова с одним и тем же корнем называются …. Суффикс- это … Суффикс пишется …. Суффиксы образуют …. Приставка стоит …. Приставки образуют… Приставка пишется со словом …

Фронтальная работа Таблица «Состав слова»

4. Введение темы и постановка целей урока

Я показываю конструктор.

-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)

-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему уроку? Мы играть в него будем на уроке? (…)

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

-Чтобы точно определить тему и цели урока, я предлагаю вам отгадать загадки:

1.Мы преставимся всегда Лишь к началу слова.

И меняем без труда Смысл его на новый.

В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.

И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть.

И запомните, друзья, В языке без нас нельзя!

2. В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется.

3.Перед корнем подставляем

Эту часть как называем?

-Чему будем учиться сегодня? Какие цели поставите?

(Подставлять приставки- т.е.употребление, получать новые слова – т.е.значение, как писать приставки, – т.е. запоминать написание)

-С целями определились. Какой план работы нашего урока вы предложите по изучению темы? . (узнать, какие есть приставки, как их писать, тренироваться, выполнять задания, наблюдать, как изменяется значение слова, к каждому ли слову можно подставить приставку и т. д.)

Значение, употребление и написание приставок.

Планирование детьми работы.

5. Реализация целей.

А) Чтение сказки (Тычинская Ксения).

Сказка о приставках.

-О каких же своих способностях рассказали приставки?

(образование новых слов, придают слову новое значение)

-Какие приставки в каких словах прозвучали?

Б) Наблюдения, выводы

Упр.517: В паре друг другу прочитайте слова, которые получатся путём подстановки приставок, понаблюдайте, как приставки меняют значение слов и понаблюдайте за звучанием приставок!

-За какими буквами в приставках вы наблюдали? (за теми, которые выделены синим цветом)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

Дети отвечают по алгоритму:

-в приставке есть орфограмма б/уд гласного, т.к. …

-в приставке есть орфограмма парн.согл., т.к. здесь парный согл. перед парн.согл.

В другой семье слов нет орфограммы парн.согл., т.к. идёт сонорный

-Запишите 5-6 слов любой семьи, выделите приставки и орфограммы в них.

-Какая часть слова делает все слова похожими? (корень) Покажите корни.

-Какая часть придаёт слову своё, новое значение? (приставка)

-Какая корневая орфограмма есть в каждой семье слов? Покажите её.

Слайд: работа в паре.

Выступление пары – «защита».

Работа в тетради.

с.109 Работа с предложением

Мы . ключим свет.

-А теперь выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ-

Прочитайте друг другу предложения, которые у вас получатся, и опять наблюдайте за звучанием приставок!

На что просят вас обратить внимание? (ударение)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

-Есть ли орфограммы безударных гласных? (да) Докажите.

А парных согласных? (да) Почему? (т.к.парный согл. перед парн. согл.)

-Все ли приставки подошли? Почему?

-Сделайте вывод о написании приставок. Можно ли писать их так, как слышишь?

Вывод: как бы приставки ни звучали, они пишутся одинаково.

(Правило о написании приставок, с.110)

Выступление пары – «защита»

- Я буду называть приставки, а вы подумайте, какие действия можно совершить: по- (потянуться, подышать, помахать, покрутиться)

Пользуясь таблицей, образуйте как можно больше новых слов, подставляя приставки, и запишите в тетрадь. Выделите приставки.

В центре ромашки – слово ГОВОРИТЬ. На лепестках записаны приставки (про, на, вы, за, от, по, пере, под, об, у, до, при).

- Какие составили слова? Молодцы!

1. Приговорить – вынести кому-либо приговор, назначить наказание.

2. Заговорить – а). утомить многословными разговорами

в). начать говорить

3. Оговорить – а). оклеветать

б). заранее условиться о чём-то

4. обговорить - обсудить

Таблица с ромашкой.

Г) Внимание! Сложное задание!

- Применив знания, полученные на уроке, замените одним словом с приставкой:

Например: начал говорить – заговорил

закончил движение – пришёл, приехал

Запись слов в тетрадь .
Пропустить урок (прогулять) .
Прикрепить пуговицу с помощью нитки и иголки (пришить) .
Отделить ножницами часть ткани (отрезать).
Сменить место жительство (переехать) .
Проглотить таблетку с водой (запить). Перестал цвести (отцвёл). Закончил читать (прочитал).

Кому удалось записать все слова?

Проверка по доске. Учащиеся выходят к доске, выделяют в словах корень и приставку, вставляют буквы в приставки.

-Давайте вместе откроем секрет: в течение урока вы работали со многими словами. К какой группе они относятся? Что называют? (действия)

Вывод: в русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действия.

Индивидуальная работа в тетради

6. Подведение итогов конференции.

-Вернёмся к целям нашего урока

Узнал новое: О значении приставок… О написании приставок … Об употреблении приставок…

Было особенно интересно … Было сложно …

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Цветной кружок на полях тетради) -Всем спасибо за урок.

Цель урока : Осознать и систематизировать определённый круг приставок.

- выявить значение приставок

- запомнить написание приставок

- тренировать в осознанном и правильном употреблении приставок.

УУД, формируемые на данном занятии:

  • Формирование у детей мотивации к обучению
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализ и интерпретация информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять поиск информации

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • стремиться к сотрудничеству и диалогу с учителем и учащимися в целях поиска и решения конкретных задач урока
  • обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

1. Интерактивная доска (необходимый подбор слайдов выполнен учителем)

2.Раздаточный материал для наблюдений, выводов, практической работы, оценки.

3. Учебник М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка».

4. ТПО М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка».

1. Открытие конференции.

-Сегодня на уроке начинает работу очередная научно-практическая конференция.

-Повторим девиз: формула грамотного человека:

Я ЗНАЮ+Я УМЕЮ=Я-ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

-Слово предоставляется Президенту нашего классного города Поповой Дарье: Наш прошлый урок был посвящён теме «Состав слова». Сегодня мы, наверное, продолжим изучение этой темы. Мне хотелось бы пожелать всем нам активной и продуктивной работы. Не теряться в ответах, не волноваться.

Слайд с названием конференции.

Слайд с девизом.

2. Минутка делового общения.

-Дома вы готовили вопросы по теме «Состав слова». В паре задайте друг другу вопросы. Если потребуется помощь, окажите её друг другу. Я, в свою очередь, иду вас слушать.

Слайд с названием этапа конференции.

-Кому достался интересный, проблемный вопрос? Задайте коллективу.

(три ученика – загадки о приставках, суффиксах, корне)

Слайд с названием этапа конференции.

4. Введение темы и постановка целей конференции.

Я показываю конструктор.

-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)

-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашей конференции? Мы играть в него будем на уроке? (…)

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

-Чтобы точно определить тему и цели конференции, я предлагаю вам выполнить следующее задание:

Из учебника с.107 Упр.515 картинки на интерактивной доске.

Ниже даны приставки (с выделенными буквами-орфограммами).

-Словами с корнем -хож- ответьте на вопрос: Что ты делаешь? Запишите слова под картинками.

По звуковому сигналу – стоп!

Представитель от пары выходит к доске и подставляет нужные приставки, доказывая выбор именно этой приставки (подхожу – приближение и т.д.)

-Есть ли другие варианты?

Учащиеся выходят и дают другие варианты, объясняя своё решение.

-Итак, как вы поняли, в какой словесный конструктор я предлагаю вам сегодня поиграть?

-Чему будем учиться сегодня? Какие цели поставите?

(Подставлять приставки- т.е.употребление, получать новые слова – т.е.значение, как писать приставки, – т.е. запоминать написание)

-С целями определились. Какой план работы нашей конференции вы предложите по изучению темы? . (узнать, какие есть приставки, как их писать, тренироваться, выполнять задания, наблюдать, как изменяется значение слова, к каждому ли слову можно подставить приставку и т. д.)

Цели. Помочь младшим школьникам систематизировать знания о круге морфем, которыми они активно пользуются в своей речевой практике.

Оборудование. Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. 2 класс», тетрадь-задачник № 3; опорные таблицы «Состав слова», «Приставки»; детские работы на тему «Космос»; карточки с заданиями.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?

Выслушиваются ответы детей. Учитель подводит итог.

– Конструктор – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.
Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

Дети отвечают.

– Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

Дети. Наверное, это набор из частей слова.

У. Какие части слова вы знаете?

Д. Корень, приставка, суффикс, окончание.

Учитель прикрепляет на доску опорную таблицу «Части слова».

У. Расскажите, что вы знаете об этих частях слова?

Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
– Корень – общая часть родственных слов.
– Приставка – часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.
– Суффикс – часть слова после корня, которая служит для образования новых слов.

У. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться конструировать слова. Большую помощь в этой работе нам окажут приставки. Наше конструкторское бюро начинает работу.

IV. Упражнения в словообразовании

У. Откройте упражнение 529 на с. 173. Прочитайте задания к упражнению.

– Что можно сказать об этих словах?

Д. Они однокоренные.

У. Какая часть слов делает их похожими?

Д. Корень.

У. Что обозначают эти слова?

Д. Эти слова обозначают движение.

У. Какая часть слова делает их разными по значению?

Д. Приставка. Приставки указывают на разные движения.

У. Выделим приставки. Запомним их написание.
Запишем слова в тетрадь.

Один ученик работает у доски.

– Какая орфограмма корня нам встретилась?

Д. Буква безударного гласного в корне. Проверочное слово – ходит.

У. Что делает приставка со словом?

Д. Изменяет его значение, смысл.

У. Откройте тетрадь-задачник № 3 на с. 8, прочитайте задание упражнения 530. Много ли приставок в русском языке? Часто ли они встречаются? Рассмотрим только что записанные слова. Записывать будем одни приставки, располагая в том порядке, как предложено в упражнении.

движение вокруг чего-то . об-; обо-
движение через что-то . пере-
движение внутрь чего-то . в-; во-
приближение к чему-то . при-
удаление от чего-то . от-; у-
движение из чего-то наружу . вы-

V. Словарная работа

У. Где может передвигаться человек?

Д. По земле, по воде, по воздуху.

У. Издавна человеку хотелось научиться летать, как птица. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и песнях: вы читали о ковре-самолете, ступе Бабы-Яги. Люди придумывали воздушных змеев, воздушные шары, а затем – планеры, дельтапланы, самолеты, вертолеты.


Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Самолет». Упражнение с линейкой.

Вот волшебный самолет
Отправляется в полет.
Он планирует над партой.
Ну, а где же наша карта?

Дети берут в руку линейку, как показано на рисунке. Начинают покачивать линейку, имитируя движение крыльев самолета. Затем то же самое проделывают другой рукой.

У. Благодаря таким ученым, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев, начался этап освоения космоса. Полетели первые искусственные спутники Земли, космические корабли. В это время в нашем языке появилось новое слово – «космос».
Подберем к нему родственные слова. Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений?

Д. Космонавт.

У. Как называют комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов?

Д. Космодром.

У. Как называют предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству?

Д. Космический.

У. Запишите эти слова в тетрадь. Выделите корень.

Дети выполняют задание. Учитель открывает запись на доске.

– В чем заключается секрет корня слова?

Д. Корни родственных слов пишутся одинаково.

У. 12 апреля – День космонавтики. Это праздник летчиков-космонавтов, инженеров, рабочих, которые изготавливают космические корабли и спутники.
Как по-другому можно назвать космический корабль?

Д. Ракета.

У. Составим предложение со словом «ракета». Что делает ракета?

Д. Летит.

У. Летит куда?

Д. В космос.

У. Какое предложение получилось?

Д. Ракета летит в космос.

У. Запишем это предложение в тетрадь. Назовите слово, обозначающее действие предмета.

Д. Летит.

У. Какая орфограмма встретилась в слове?

Д. Безударная гласная в корне.

У. Как мы ее проверяем?

Д. Подбираем проверочные слова – взлет, полет.

У. Прочитайте приставки, записанные на доске. Образуйте с их помощью новые слова. Запишите эти слова и выделите приставки.

Дети выполняют задание.

– Как меняется значение слов в зависимости от использования приставок? Какой секрет есть у родственных слов?

Д. У них корни пишутся одинаково.

У. Что меняет приставка?

Д. Значение слова.

У. Прочитайте текст. Спишите его, вставляя подходящие по смыслу приставки. Приставки выделите.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин впервые . летел в космос. За 108 минут он . летел Землю.

VII. Физкультминутка

У. Карусели, карусели!
Мы с тобой в ракету сели
И по-е-ха-ли.

Дети поднимают руки над головой, кончики пальцев соединены вместе.

– Присели! К запуску приготовиться! Полетели!
Мы с вами прилетели на Луну. По ее поверхности мы можем передвигаться на луноходе.


Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Луноход» (упражнение для подушечек пальцев).

Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.

Дети ставят на парту подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

VIII. Упражнение в словообразовании (продолжение)

Дети получают карточки с заданиями и работают в парах.

Карточки

У. Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова. Выделите их части.

Дети выполняют задание. После самостоятельной работы осуществляется проверка.

IХ. Итог урока

У. Что такое приставка?

Д. Приставка – часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.

У. В каких словах чаще встречаются приставки?

Д. В словах-действиях.

У. Каждая приставка несет определенный смысл, значение. Написание приставок нужно запоминать. На наших уроках мы будем составлять «Справочник приставок русского языка», чтобы облегчить запоминание.

Читайте также: