Самолет солдат летающий танк так с гордостью называли воины этот штурмовик конструктора

Обновлено: 01.05.2024

Цель: воспитание сознательной любви к Родине и уважительного отношения к историческому наследию нашей страны.

Задачи: - расширять кругозор учащихся; - воспитывать патриотизм и гордость за свою Родину; - создавать условия умения работать в коллективе и развития логического мышления учеников.

Предварительная подготовка: заранее дать задание классам по изучению материала по данной теме, выбрать команду от каждого класса. Подготовить изображение военной техники, оружия, o которых идёт речь по сценарию, и весь материал, который учитель будет демонстрировать, показать его через систему мультимедийного проектирования. Атак же видео клип песни на военную тематику, которую можно включить в перерывах между турами или при подсчёте итогов. Пригласить на данное мероприятие ветеранов Великой Отечественной войны.

Оформление кабинета: развесить стенгазеты и плакаты на военную тематику, изображение Вечного огня, Родины — матери и цифры 1941-1945.

Звучат фонограммы военных песен

Ведущий: Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века истории человечества перенасыщены войнами. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. 1418 дней и ночей шла эта кровопролитная война против фашистских оккупантов. Это святая кровь и пот солдат- защитников Отечества. Это огромнейшие разрушения и жертвы. [6, с.43] Фашисты нарушили все человеческие законы: они уничтожали даже детей и стариков, они расстреливали, жгли, пытали, проводили биологические эксперименты над пленными, они угоняли людей в рабство на принудительные работы, они душили в газовых камерах.[7, с.52] Это были страшные дни лишения и горя. Помогали фронту все, кто мог работать. Дети - подростки работали наравне co взрослыми. Война выжгла нивы, разорила города и сёла, оставила без крова тысячи мирных жителей. Это были годы тяжелейших испытаний. Но вместе c тем это были годы мужества, героизма, беззаветной любви к Отчизне.[б, с.44]

Пулемёт-пистолет Шпагина 41 калибра, Прикладной пулемёт Шпагина 1941 года)

Танки. Авиация. Флот.[1,13J

1. Этот знаменитый танк создан под руководством M.И. Кошкина. (T-34 T-32 T-41) 2. Легендарные реактивные миномёты «катюши» стояли на этом тягаче. (3ИС-6 ИС-2 ЗИС-5) 3. «Русские москиты в море! Спасайся, кто может!»- такую команду передавали фашисты, когда замечали эти суда. (торпедные катера подводные лодки крейсеры) 4. Y какого танка броня толще T-34-85, «тигра» или «пантеры»? (y «тигра»-100мм T-34-85 -90мм «пантера») Весной 1944 года немецкое командование вынуждено было разослать своим лётчикам приказ: «При встрече c этим новым советским истребителем от боя уклоняться!» (Я К-З ПО-2 ил-г) 5. Тяжёлый танк КВ-1 конструктора Ж.Я. Кoтина называли крепостью на гусеницах. Танк двигался co скоростью 35 км в час и мог пройти без дозаправки 250 км, сметая всё на своём пути. Сколько человек составлял экипаж данного танка? (5; 4; 3)

крылатые выражения . [1,13]

1. Кому принадлежат выражение: «Каждый воин должен понимать свой манёвр?» (А.В. Суворову М.И Кутузову Пётр l)

2. Кто и когда сказал: «Велика Россия, a отступать некуда: позади Москва?»

(в 1941 году Василий Клочков —политрук панфиловцев, которые вели бой c немцами y станции Дубосeковo около г. Волоколамска; в1941 A.M. Василевский; (в 1942 к. Симонов)

З. Кто из русских полководцев произнес следующую фразу: «С потерей Москвы ещё не потеряна вся Россия»? (Кутузов Суворов A. Невский) 4. Кто и когда произнёс следующие слова, вошедшие в летопись истории: «Наше дело правое! Враг будет разбит! ГIобеда будет за нами!» (22 июня 1941года по радио B. М. Молотов; 1945 год И.C. Конев; 1942 K. Жуков) 5. Откуда это выражение: «Всем смертям назло»? (из сборника стихов Р. Гамзатова; из стихотворения K. Симонова «Жди меня»; из стихотворения A. Твардовского «Василий Тёркин» ) б. Откуда в нашей речи появилось изречение: «Родина- Мать зовёт!»? (c агитационного плаката И. Тоидзе; из обращения И.B. Сталина к советскому народу; из стихотворения P. Рождественского «Реквием»

Великая отечественная война 1941-1945 год . 15, 1771

1. Назовите имена разведчиков 756-го полка 150-й стрелковой дивизии, водрузивших Красное Знамя Победы 30 апреля 1945 года в Берлине над поверженным Рейхстагом? (М.А. Егоров и М.В Кантария; A. Матросов и M.B. Кантария; M.A. Егоров и K. Заслонов)

2. Когда и где состоялся парад в ознаменование победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне?

(24 июня 1945 года в Москве на Красной площади; 9 мая 1945 года в Москве на Красной площади; 30 апреля 1945 года в Москве на Красной площади)

З. Назовите имя маршала советского союза, командовавшего парадом, a так же имя заместителя Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского принимавшего парад

(командовал K.К. Рокоссовский, принимал Г.К. Жуков; Командовал Г.K. Жуков, принимал K.K. Рокоссовский; Командовал К.К. Рокоссовский, принимал К.Е. Ворошилов)

4. Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их « Schwarz Тоd», что в переводе именно так. («Черная стрела» «Черная смерть» «Быстрая стрела»)

5. Назовите имя самого знаменитого во время великой отечественной войны советского подводника-капитана 3-го ранга? (Александр Маринеско И.B. Панфилов B. Талалихин)

6. Когда был дан первый победный салют, и в связи c освобождением каких городов он был произведен? (5 августа 1943 года в связи c освобождением Орла и Белгорода; B марте 1943 года в связи со снятием Блокады c города Ленинграда; B апреле 1941 года в связи c освобождением города Москвы)

Военные песни. [5, 1761]

1. C кем призывают вести смертный бой «страну огромную»? (c фашистской силой тёмною, c проклятою ордой c фашистской силой c немецкими захватчиками) 2. Где жили до войны москвичи Серёжка и Виты

(Серёжка c Малой Бронной и Витька c Моховой Серёжка c Ботевградской и Витька c Моховой Серёжка c Малой Сенной и Витька c Городской)

3. B этой песне воспевалась девушка —партизанка времён Гражданской войны. Впервые песня была исполнена в концертном зале им. Чайковского в 1944 году. Концерт транслировался по радио, a вскоре она звучала на фронте и в тылу. («Смуглянка» «Катюша» « Лизавета» )

4. Сколько пришлось ждать казака лихого, орла степного?

(Я всю войну тебя ждала Я столько лет тебя ждала Я всю весну тебя ждала)

5. B этой песне на стихи A. Фатъянова и музыку B. Соловьёва-Седого, написанной в 1942году, есть такие строки:

На солнечной поляночке,

Дугоно выгнув бровь,

Играет про любовь.

Назовите музыкальный инструмент, o котором говориться в песне. (Тальяночка Гармошечка Гитара)

б. Композитор Д.Д. Шостакович работал над 7-й симфонией в блокадном Ленинграде: в ней он запечатлел героическую борьбу советского народа c фашизмом. Симфония стала музыкальным памятником венных лет и сыграла значительную роль в сплочении международных антифашистских сил. Эта симфония известна и под другим названием. Каким? («Ленинградская» «Блокадная» «Скорбная»)

1. Сколько ребят осталось на безымянной высоте?

«Нac осталось только трое и восемнадцать ребят. » «Нас оставалось только двое и восемнадцать ребят. » «Нас оставалось только трое и двенадцать ребят. »

2. Строки, взятые из личного письма фронтовика-поэта. A. Суpкова к жене, стали впоследствии текстом песни. Какой? «B землянке» «Темная ночь» «Катюша»

З. Самым могучим танком второй мировой войны считается этот тяжелый танк, насквозь пробивавший броню фашистской «пантеры2

Второй тур (для капитанов) «Вопросы из полевой сумки». 11,13; 5, 1771

4. Фашисты хоть и называли их «русс-фанер», но очень боялись этих «небесных тихоходов» (По-2 ИЛ-2 ЯК-3)

5. «Самолет-солдат», «летающий танк»- так c гордостью называли воины этот штурмовик конструктора C.B. Ильюшина. (ИЛ-2 И-16 ЯК-3) 6. Назовите количество знамён разгромленных немецко-фашистских войск, брошенных советскими воинами к подножию Мавзолея B.И. Ленина. (200 350 500) 7. Эта песня про русского солдата, памятник которому был поставлен в Болгарии. Как она называется? («Алеша» «Иван» «Александр») 8. Эта песня про петиц, которые мешают спать солдатам. Как она называется? («Жаворонки» «Соловьи» «Канарейки») 9. Y лучшего немецкого катера скорость была 41 узел в час. Какая скорость была y советских торпедных катеров? (52 узла в час- 95 км 49 узлов 54 узла) 10. Какой знаменитый летчик испытывал самолеты И-1 б? (Валерий Чкалов Николай Гaстелло Павел Харитонов)

Феклушин B. Оружие победы.//детская энциклопедия, 2005, N25 2. Была война. /Сост.В. Акаткин, Л. Таганов. M.: детская литература, 1987, 255с. 3. До последнего дыхания /Сост. И. Богатко. M.: Правда, 1985, 400с. 4. Ради жизни на Земле. /Сост. A.B. Фоменко. M.: Прoсвещение, 1990, 288с. 5. Классные часы: 10 класс /Авт.-сост. О.Е. Жиренко, C.И. Лобачёва. — M.: ВАКО, 2010. — 176с. (Учебный год) 6. «Война — печальней нету слова» //Читаем, учимся, играем, 2009, .N4 7. «Пусть поколения знают. » //Читаем, учимся, играем, 2009, .N4

«Самолет-солдат», «летающий танк» — так с гордостью на­зывали советские воины штурмовик Ил-2. Сергей Владими­рович Ильюшин разрабатывал его с середины 30-х годов. В 1940 году одноместный самолет был запущен в серийное про­изводство, но к началу войны этих штурмовиков в нашей авиа­ции было мало. Из-за усилен­ного бронирования корпуса скорость Ил-2 не превышала 415 км в час, и немецкие ис­требители легко его догоняли. А стрелка, который бы сидел сзади и отбивал их атаки, не было.

Эту ошибку быстро испра­вили: в 1942 году появился двухместный Ил-2М с двумя пушками и тремя пулеметами. Штурмовик мог нести также 600 кг бомб и восемь реактив­ных снарядов. Такого самоле­та не было ни у одной армии мира.

В 1943 году на фронт посту­пили еще более мощные ма­шины — Ил-ЮМ. Они летали со скоростью 550 км в час и были вооружены пятью пушками. Для того времени это было супероружие.

Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «Schwarz Tod» — «черная смерть». Одним залпом Ил-2 мог уничтожить несколько вражеских танков: малогабаритные противотанковые бомбы (они веси­ли всего 1,5 кг и в бомбоотсеках «ила» их помещалось 192) пробивали броню толщиной в 70 мм.

Сброшенные за один заход с высоты 75-100 м, эти «ма­лышки» уничтожали все объекты на площади 15x70 м — половина фут­больного поля! Когда в небе появ­лялась «черная смерть», экипажи фашистских танков выскакивали из машин и разбегались.

Всего за годы войны было выпу­щено 36 163 самолета Ил-2 всех модификаций.

У немцев был хороший пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87». По другому его еще называли «Штука» (Stuka — со­кращение немецких слов «штурмовой фронтовой бомбарди­ровщик»), Но наши конструкторы во главе с Владимиром Михайловичем Петляковым создали самолет получше «юнкерса» — пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Это был новый шаг в советской авиации. На Пе-2 стояло около 50 электродвигателей, которые убирали и выпускали шасси, приводили в действие тормозные щитки и закрылки — все то, что раньше приходилось делать пилоту с помо­щью тросовых приво­дов. Конструкция Пе-2 выдерживала один­надцатикратные пере­грузки, поэтому он мог, как истребитель, вы­полнять фигуры выс­шего пилотажа.

За один раз само­лет брал шесть 100-кг бомб, но при необхо­димости поднимал и в два раза больше. Ле­тал он на высоте до 7800 м со скоростью около 500 км в час. Кроме бомб, был во­оружен четырьмя пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм и од­ним пулеметом БТ калибра 12,7 мм.

Было у «Петляковых» и необычное оборонительное ору­жие — авиационные гранатометы с 10 гранатами. Выброшен­ная из самолета граната сначала тормозилась небольшим па­рашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась на пути пре­следующего истребителя.

Шестого апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта начали штурм Кенигсберга — мощной крепости гитлеровцев на берегу Балтийского моря. Враг яростно сопротивлялся, бросаясь в контратаки. Но наши бойцы упорно продвигались вперед, сжимая вокруг фашистского гарнизона кольцо окру­жения. Самые прочные оборонительные укрепления немцев раз­рушила бомбардировочная авиация. Особо отличился 6-й авиакорпус, на вооружении которого были самолеты Ту-2 кон­струкции Андрея Николаевича Туполева. Каждая машина не­сла три бомбы весом в 1000 кг — ни одна крепость не могла выдержать такого удара. Кенигсберг был взят 10 апреля. Гит­леровцы потеряли здесь 10-тысячную армию.

Хорошо поработали Ту-2 и во время штурма Берлина. Лет­чики любили этот самолет за высокие боевые качества (пото­лок — 9500 м, скорость — 547 км в час, дальность полета — 2100 км, отменная защита от истребителей — пять пушек) и надежность (двухмоторный Ту-2 мог лететь даже на одном ра­ботающем двигателе).

В морской авиации Ту-2 использовался еще и как торпедо­носец, а специально оборудованные самолеты этого типа ста­вили с воздуха минные заграждения.

Когда Гитлер напал на Советский Союз, командующий немец­кой авиацией Геринг заявил, что ни одна русская бомба ни­когда не упадет на германскую землю.

Зря рейхсмаршал хвастался! В ночь на 8 августа 1941 года столица «тысячелетнего рейха» проснулась от рева сирен воз­душной тревоги. Удар по военным объектам Берлина нанесла группа из 15 самолетов ДБ-ЗТ под командованием полковни­ка Евгения Николаевича Преображенского.

Двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3 был создан в конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина в конце 30-х годов. Он развивал скорость до 400 км в час, мог пролететь 3100 км, под фюзеляжем нес одну бомбу или тор­педу массой до 1000 кг и две бомбы по 500 кг. При необходи­мости ДБ-3 мог лететь и на одном двигателе, а для защиты от вражеских истребителей у него было три пулемета.

Этот самолет был предназначен совсем не для войны. Конструктор Поликарпов создал его в 1928 году. На легкой двухме­стной машине могли тренироваться курсанты летных училищ до 1944 года самолет так и назывался: У-2 — «Учебный двух­местный»), По-2 мог быть санитарным, сельскохозяйствен­ным, почтовым, спортивным самолетом. А в годы войны он стал ночным бомбардировщиком.

Скорость у По-2 небольшая — всего 150 км в час, и неожи­данно именно это оказалось его достоинством. Вертолетов тогда не было, и По-2 делал то, что способны делать они. Не­заметно, на малой высоте, иногда даже с выключенным мото­ром, он «подкрадывался» к вражеским позициям и с точнос­тью, недоступной даже самым лучшим бомбардировщикам, сбрасывал бомбы — до 300 кг.

Немцы называли По-2 «русс-фанер» (его делали из дере­ва) и очень боялись. Сбить «небесного тихохода» было труд­но: из-за разницы скоростей истребители проскакивали мимо. А зенитчики привыкли стрелять по самолетам, которые лета­ют высоко, и в неожиданно появляющийся По-2 просто не ус­певали прицелиться.

Наши солдаты придумали для этого самолета ласковое прозвище «кукурузник» — он летал над самой землей, не выше кукурузы.

В годы войны По-2 использовали для выполнения различ­ных боевых задач. Он служил не только легким ночным бомбар­дировщиком, но и разведчиком, самолетом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды. В летных училищах подготовку на По-2 прошли почти 100 тысяч курсантов. Всего самолетов По-2 различных вариантов было выпущено 40тысяч.

ИЛ-2 "Штурмовик" - советский самолет КБ Ильюшина. Настоящая легенда Второй Мировой Войны. Название этого самолета знакомо многим и на слуху до сих пор. Первые испытания были проведены в 1939 году, в серийное производство он пошел в 1941 году в самом начале войны и прошел путь вплоть до взятия Берлина в 1945 году.

Эта боевая машина, которую наземные немцы уважали и боялись. При виде звена таких штурмовиков они представляли, что сейчас будет ибо были наслышаны об их эффективности.

1. Это самый массовый самолет за всю историю авиации СССР. Всего до войны было изготовлено 1 500 единиц таких самолетов, а за все время было выпущено около 36 000 единиц. Ни до него, ни после такой массовости одного типа самолета в Советском Союзе не было.

2. И.В. Сталин лично написал гневную телеграмму директорам заводов по производству штурмовиков ИЛ-2 , читайте на фото ниже. Благодаря этому самолет и стал самым массовым в истории Советского Союза.

3. Самолет получил сразу несколько прозвищ за время боевых действий. А именно "Летающий танк" , так как броня самолета была очень крепка, и "Черная чума" так его прозвали фашистские захватчики за эффективность атак. Также немцы прозвали его "Бетонным бомбардировщиком" за прочность и громоздкость.

4. Несмотря на его броню - потери таких самолетов стали самыми частыми среди всех самолетов Советского Союза. Первые версии были одноместные, потом появились двухместные со стрелком на борту, который мог частично защитить от вражеских истребителей. Самое уязвимое место было в хвосте самолета и немецким истребителям ввиду низкой маневренности утяжеленного броней штурмовика легко было заходить ему в хвост. Ввиду высоких потерь на данных самолетах, но тем не менее эффективных действиях по уничтожению наземных средств противника, летчикам, которые пилотировали ИЛ-2 с 1941 года за десять боевых вылетов на этом самолете давали звание Героя Советского Союза. С 1943 года это звание давали по данным разных источников уже за 30 либо 80 боевых вылетов на машине данного типа.

5. ИЛ-2 "Штурмовик" сыграл крайне важную роль в постоянных боевых вылетах на протяжении всей войны. Особо отличились самолеты данного типа во время легендарного танкового сражения на Курской дуге. "Летающие танки" тогда показали свою незаменимость. Они были оснащены мощным противотанковым оружием и вели массированные атаки по танковым соединениям противника. Также в 1942-1943 годах под Сталинградом штурмовики этого класса обеспечили недоступность снабжения 6-й немецкой армии под Сталинградом.

6. ИЛ-2 часто вынужденно выполнял функции истребителя. Помимо штурмовых задач в условиях войны самолетам данного типа приходилось выполнять уничтожать вражеские самолеты. Понятно, что быстрые и маневренные истребители немцев он догнать и уничтожить при всем желании не мог. Однако в зависимости от ситуации и временами в условиях дефицита советских истребителей он попутно занимался уничтожением более тяжелых немецких бомбардировщиков. Во время войны даже появились свои асы в этом деле, которые чуть не при каждом вылете умудрялись сбивать немецкий самолет.

ИЛ-2 крепко вошел в историю Великой Войны советского народа и немало подвигов было совершено на машинах этого типа советскими летчиками. И даже нам сейчас очень известна эта легендарная боевая машина.

Ставьте класс (палец вверх) если понравилась наша публикация и подписывайтесь на канал, впереди много интересного! Благодарим вас за внимание!

Самолет разрабатывало конструкторское бюро Сергея Владимировича Ильюшина. Конструктор занимался изучением и поиском оптимального сочетания массы брони для самолёта, запаса бомб, мощности пулеметно-пушечного вооружения, скорости и дальности полёта, — требований, предъявляемых к новому штурмовику.

В январе 1938 года Сергей Владимирович, налаживающий в то время производство и доработку дальнего бомбардировщика ДБ-3, обратился в правительство с предложением построить спроектированный им двухместный бронированный штурмовик, который был так необходим нашим ВВС. Его инициатива была поддержана.

В 1941 начался выпуск знаменитого штурмовика. Главная задача «Ила» - это атака наземных сил противника. Для этого на самолет помимо пушек и пулеметов устанавливали бомбы с ракетами. А корпус штурмовика был бронированным – что резко повышало живучесть самолета, хотя из-за этого Ил-2 уступал по летным характеристикам истребителям. Для эффективного использования штурмовик должны были прикрывать свои истребители.

Броня штурмовика – жизнь экипажа

Среди своих конкурентов в ВВС разных стран мира, Ил-2 отличала поразительная живучесть, достигнутая благодаря особенности конструкции бронекорпуса штурмовика, который изготавливался из высокопрочной броневой стали АБ-1. Сталь имела хорошую ударную вязкость, что позволяло производить её методом штамповки. Новая броня являлась составной частью планера самолёта — и корпусом, и элементом защиты.

Сталь, способы её изготовления, а также другие детали позволили создать штурмовик, на обшивку которого не надо было навешивать броню. Благодаря такому техническому решению масса самолёта не увеличивалась дополнительными бронелистами, что улучшало летно-технические характеристики и увеличивало полезную бомбовую нагрузку.

Огневая мощь

Первоначально было задумано, что курсовым оружием штурмовика будут четыре 7,62-мм пулемета ШКАС с дополнительным пулемётом для заднего стрелка. Чуть позже вооружение было пересмотрено. Серийные образцы стали комплектоваться двумя пулеметами ШКАС и двумя 20-мм авиапушками ШВАК (чуть позже пушками ВЯ-23). Самолёт также нес 400 — 600 кг авиабомб и 8 неуправляемых авиационных ракет РС-82.

Боевое применение

Штурмовики Ильюшина показали свою высокую боевую эффективность. Они были колоссально востребованы на всём советско-германском фронте. Летчики любили Ил-2 за высокую живучесть и огневую мощь. Самолёты с успехом применялись в боях на всех фронтах , включая боевые действия против Японской империи летом 45-го года.

Везде они показали себя как действенное противотанковое оружие при штурмовке танковых и мотомеханизированных колонн противника. Именно во время начального периода войны вскрывались «детские болезни» штурмовика. В частности, из-за отсутствия действенного противоборства немецким истребителям со стороны советских истребителей сопровождения в 1941 – 1942 годах, потери штурмовиков Ил-2 от немецкой истребительной авиации были ощутимы. Опыт боевого применения Ил-2 выявил необходимость принятия мер для защиты задней полусферы.

В феврале 1942 года было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2, концепция которого уже была готова. Главным недостатком новой версии стала уменьшенная бомбовая нагрузка, но зато летчики получили повышенную защищенность. Тем не менее, двухместная версия не могла обеспечить защиту в полном объеме. Главная инструмент обеспечения выживаемости штурмовиков в воздушных боях штурмовиков — это наличие истребителей прикрытия.

В годы Великой Отечественной Ил-2 являлся одним из основных боевых самолетов ВВС Красной Армии. По совокупности тактико-технических характеристик Ил-2 не имел себе равных. Его массовое применение стало одним из существенных факторов успеха СССР в разгроме противника в решающих сражениях войны, особенно во время Сталинградской, Курской битв и боев 1944-1945 годов.

За штурвалами Ил-2 громили врага такие известные лётчики, как дважды Герои Советского Союза Григорий Флегонтович Сивков, Георгий Тимофеевич Береговой, Талгат Якубекович Бегельдинов и многие другие.

Совершенствование огневой мощи Ил-2

Наряду с конструктивной доводкой, в ходе серийного производства штурмовика постоянно повышалась его огневая мощь. К началу лета 1943 года в войска пошла модификация Ил-2 тип 3, вооруженная двумя крыльевыми 37-мм авиапушками НС-37. С их помощью Ил-2 мог уверенно уничтожать или сильно повреждать любые немецкие танки, вплоть до новых тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера».

Ещё одним эффективным оружием, которое применяли Ил-2 в борьбе с немецкими танками, стали кассеты с компактными противотанковыми авиационными бомбами ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия. Одна такая бомба, массой 1,5 кг или 2,5 кг, прожигала танковую броню толщиной до 70 мм. При сбросе содержимого такой кассеты на колонну танков с высоты 75 -100 м выводилась из строя вся бронетехника, попавшая в полосу сброса бомб шириной 15 м и длиной 70 м.

Кроме борьбы с бронетехникой и живой силой противника, лётчики-штурмовики вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами и автомобильными колоннами, нарушая пути снабжения в тылу немецких войск.

Производство «Летающего танка»

В годы войны штурмовиков Ил-2 от общего количества произведённых типов самолётов для ВВС Красной Армии было чуть больше 30%. Всего с учётом выпущенных самолётов до начала войны Ил-2 всех модификаций и версий было изготовлено свыше 36 тыс. единиц. Ежедневно на фронт поступало около 40 самолетов-штурмовиков. Это обстоятельство сделало Ил-2 самым массовым самолётом за всю историю.

Артефакты Музея Победы

В экспозиции Музея Победы под открытым небом посетители могут увидеть уникальные образцы авиационной техники стран-участниц Второй мировой и Великой Отечественной. Среди самолетов также представлен и легендарный штурмовик Ил-2 3-й серии, созданный Сергеем Ильюшиным. Этот одноместный Ил-2 входил в 1941 году в состав 66-го штурмового авиационного полка Киевского особого военного округа. Наряду с пистолетом-пулемётом Шпагина ППШ-41, средним танком Т-34, штурмовик Ил-2 является одним из символов победы СССР в Великой Отечественной.

- создать условия для развития умения работать в коллективе и развития логического мышления учеников.

Тема № 1. Оружие пехоты

1. Эта знаменитая винтовка верой и правдой прослужила с 1891 года до 60-х годов XX века. За годы войны было выпущено 12 миллионов таких винтовок. (Винтовка С. И. Мосина.)

2. В военных фильмах обычно показывают ППШ-41 с дисковым магазином. Расшифруйте данную аббревиатуру. (ППШ-41— «пистолет-пулемет Шпагина образца 1941 года».)

3. Сконструированная в 1941 году граната РПГ-41 пробивала 25-миллиметровую броню. Назовите конструктора данного оружия. (М. И. Пузырев.)

4. Для ручных пулеметов нормальной считалась «живучесть» в 10 тысяч выстрелов, но «живучесть» этого оружия — 75-100 тысяч выстрелов. Назовите пулемет. (Ручной пулемет Дегтярева.)

5. Этот станковый пулемет изобрел еще в 1883 году американский инженер, однако это оружие пригодилось и во время Великой Отечественной войны. Заправленный лентой на 250 патронов пулемет прицельно бил на 2,5 км, делая в минуту до 300 выстрелов. (Станковый пулемет «Максим».)

Вопрос «из полевой сумки»

К началу войны личным оружием большинства командиров Красной Армии был этот револьвер, названный именем его конструктора. (Наган. Конструктор —бельгийский оружейник Лео Наган.)

Тема № 2. Артиллерия

1. Где и когда раздался залп боевой машины реактивной артиллерии БМ-13- «катюши»? (14 июля 1941 года по немецким эшелонам на железнодорожной станции Орша в Беларуси.)

2. Когда руководитель артиллерийского отдела фирмы Круппа изучил эту 76-миллиметровую пушку ЗИС-3, он воскликнул: «Это настоящий шедевр!» Сколько выстрелов при дальности стрельбы 13 км могла сделать эта пушка конструктора В. И. Грабина? (25 выстрелов в минуту.)

3. Данное орудие предназначено для навесной стрельбы по открытым целям, поэтому на боевой позиции у этой пушки ствол поднят вверх. Как называется это орудие? (Гаубица.)

4. В фильме «На войне как на войне» экипаж самоходного артиллерийского устройства под прикрытием дымовой завесы проникает в деревню, занятую фашистами, и производит разведку. Могло ли такое быть на самом деле, или это вымысел кинематографистов? (Да, это правда. На войне такое случалось не раз: самоходки были созданы специально для мощной огневой поддержки наступающих войск.)

5. К концу Великой Отечественной войны именно это оружие, например, МТ-13, стало одним из основных видов артиллерии. (Минометы.)

Вопрос «из полевой сумки»

1. Этот знаменитый танк создан под руководством М. И. Кошкина. (Т-34.)

2. Самым могучим танком Второй мировой войны считается этот тяжелый танк, насквозь пробивавший броню фашистской «пантеры». (ИС-2.)

3. Тяжелый танк КВ-1 был назван в честь первого маршала Советского Союза. Назовите маршала. (Климент Ефремович Ворошилов.)

4. У какого танка броня толще: Т-34-85, «тигра» или «пантеры»? («Пантера» — 80 мм, Т-34-85 — 90 мм, «тигр» — 100 мм.)

5. Тяжелый танк КВ-1 конструктора Ж. Я. Котина называли крепостью на гусеницах. Танк двигался со скоростью 35 км в час и мог пройти без дозаправки 250 км, сметая все на своем пути. Сколько человек составляли экипаж данного танка? (5 человек.)

Тема № 4. Автомобили

1. Чаще всего на военных дорогах встречалась именно эти «полуторки». (ГАЗ — АА и ГАЗ — ММ-В.)

2. Этот надежный и неприхотливый автомобиль грузоподъемностью три тонны и двигателем в 73 лошадиные силы мог двигаться со скоростью 60 км/час. (ЗИС-5.)

3. Легендарные реактивные минометы «катюши» стояли на этом тягаче. (ЗЙС-6.)

4. Легкий вездеход повышенной проходимости ГАЗ-64/67 создал этот конструктор. (В. А. Грачев.)

5. Именно такие автомобили использовались для разведки и огневой поддержки пехоты. (Бронеавтомобили.)

Тема № 5. Авиация

1. В 1936 году в помощь Испании были посланы истребили И-16. Летчики ценили их за маневренность и поразительную живучесть. Назовите конструктора этого самолета. (Н. П. Поликарпов.)

2. Какой знаменитый летчик испытывал самолеты И-16? (Валерий Чкалов.)

3. Весной 1944 года немецкое командование вынуждено было разослать своим летчикам приказ: «При встрече с этим новым советским истребителем от боя уклоняться!» (Истребитель ЯК-3.)

4. «Самолет-солдат», «летающий танк» — так с гордостью называли воины этот штурмовик конструктора С. В. Ильюшина. (ИЛ-2.)

5. Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «Schawrz Tod», что переводится именно так. («Черная смерть».)

Вопрос «из полевой сумки»

Фашисты хоть и называли их «русс-фанер», но очень боялись этих «небесных тихоходов». (По-2.)

1. Назовите имя самого знаменитого во время Великой Отечественной войны советского подводника — капитана третьего ранга. (Александр Маринеско.)

2. Военные историки называют «атакой века» потопление «неуязвимого» фашистского лайнера «Вильгельм Гус-лов» 30 января 1945 года именно этим судном. (Подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско.)

3. «Русские москиты в море! Спасайся, кто может!»—такую команду передавали фашисты, когда замечали эти суда. (Торпедные катера.)

4. У лучшего немецкого катера скорость была 41 узел в час. Какая скорость была у советских торпедных катеров? (52 узла в час — приблизительно 95 км/час.)

5. В годы Великой Отечественной войны лучшей считалась подводная лодка серии «К». Воины ее называли так же, как и реактивные минометы. («Катюша».)

Подведение итогов викторины.

Использованная литератур а:

2 . Была война. /Сост. В. Акаткин, Л. Таганов. М.: Детская литература, 1987, 255 с.

Читайте также: