Sd kfz 251 lego

Обновлено: 26.04.2024

Вскоре после своего появления средний бронетранспортер Sonderkraftfahrzeug 251 стал основой для специализированной техники. На имеющейся полугусеничной машине монтировалось различное оборудование, позволявшее выполнять самые разные задачи. Выпускались машины связи, техника для командиров подразделений и самоходные минометы. Кроме того, с определенного времени началась разработка самоходных артиллерийских установок и боевых разведывательных машин на основе имеющегося шасси. Первым вариантом такой техники стала машина Sd.kfz.251/9.

К моменту нападения на Советский Союз в армии нацистской Германии имелось значительное число танков различных типов, вооруженных орудием 7,5 cm KwK 37 L/24. Первые месяцы войны показали, что орудие со сравнительно коротким стволом имеет весьма ограниченный потенциал в деле борьбы с бронетехникой противника. Результатом этого стало начало разработки новых модификаций танков с длинноствольными орудиями. Имеющиеся пушки с недостаточными характеристиками, в свою очередь, теперь предлагалось использовать на иной технике. К началу 1942 года появилось предложение об установке таких вооружений на легкие и средние полугусеничные бронетранспортеры.

Предложение о строительстве легких самоходок на базе БТР имело некоторые положительные стороны. К примеру, ожидалось значительное снижение стоимости готовой техники в сравнении с «полноценными» САУ. При этом часть боевых характеристик подобной техники должна была находиться на одном уровне. Как следствие, оригинальное предложение было одобрено. Армия дала старт нескольким новым проектам, в которых должны были использоваться бронетранспортеры двух типов: легкий Sd.Kfz.250 и средний Sd.Kfz.251.

Один из первых подобных проектов подразумевал модернизацию среднего полугусеничного бронетранспортера с перевооружением, предусматривающим использование 75-мм пушки. Подобная боевая машина получила условное обозначение Sd.Kfz.251/9, обозначавшее порядковый номер разработки на основе имеющегося шасси. Кроме того, использовалось альтернативное название Gerät. Армия присвоила бронемашине название mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm KwK 37 – «Средняя бронированная машина с 75-мм пушкой KwK 37». Интересно, что по неким причинам новый образец военные назвали боевой разведывательной машиной, а не самоходной артиллерийской установкой. Тем не менее, получившаяся боевая машина имела характерные особенности техники обоих классов.



Разведывательная машина на базе шасси поздних серий. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

Полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 поступил в серию в середине 1939 года. Эта машина изначально предназначалась для перевозки пехоты, сопровождающей танки. В дальнейшем она стала основой для нескольких новых специализированных модификаций, получавшихся путем установки того или иного дополнительного оборудования. В случае с проектом Sd.Kfz.251/9 таким дополнительным оснащением должна была стать 75-мм пушка.

Бронетранспортер оснащался корпусом из сравнительно тонкой брони, обеспечивавшей защиту от пуль и осколков. Толщина брони изменялась от 14,5 мм (лоб корпуса) до 8 мм (борта и корма). Корпус разделялся на две основные части: моторный и обитаемый отсеки. Двигатель и связанные с ним агрегаты помещались под передним броневым капотом, образовывавшимся наклонным лобовым листом и крышей из трех деталей. Сбоку имелись наклонные борта. Моторный отсек резко переходил в обитаемое отделение с бронированием сложной формы. Нижняя часть бортов устанавливалась с развалом наружу, тогда как верхние детали наклонялись внутрь. Между нижней деталью корпуса и надгусеничной полкой могли монтироваться ящики для перевозки имущества. Кормовой лист монтировался с наклоном назад.



Мирные жители осматривают брошенную БРМ. Фото Worldwarphotos.info

Под капотом бронетранспортера располагался карбюраторный двигатель Maybach HL 42TURKM мощностью 99 л.с. Позади двигателя помещались агрегаты механической трансмиссии, в том числе планетарная коробка передач, обеспечивающая четыре скорости переднего хода и одну заднего. Трансмиссия связывала двигатель и ведущие колеса гусеничного движителя.

Бронемашина Sd.Kfz.251 имела полугусеничную ходовую часть, состоявшую из двух основных элементов. В передней части корпуса крепился единственный колесный мост с рессорной подвеской. Колеса соединялись с рулевой системой и использовались для маневрирования. В составе гусеничного движителя имелись три ряда опорных катков шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской. Во внутреннем и внешнем рядах ходовой части присутствовало по три катка, в среднем – четыре. Ведущие колеса помещались в передней части гусеницы, направляющие – в задней. Для поворота на небольшой угол ходовая часть использовала поворотные передние колеса. Более крутые развороты осуществлялись при помощи рулевых колес и перераспределения мощности на ведущие колеса.



Sd.Kfz.251/9 и ее экипаж. Фото Worldwarphotos.info

В базовой конфигурации бронетранспортер управлялся экипажем из двух человек, расположенным в передней части обитаемого отсека. Экипаж мог следить за обстановкой при помощи двух смотровых приборов в лобовом листе и двух лючков в бортах. Прочий обитаемый объем отдавался под размещение десанта. У бортов находились две длинные лавки, на которых могли уместиться десять солдат. Попадать внутрь машины следовало через крупные распашные двери в корме. Также бойцы могли десантироваться через борта, пользуясь отсутствием крыши.

Изначально бронетранспортер Sd.Kfz.251 вооружался только одним или двумя пулеметами MG 34. Впоследствии в составе оружия машины могли использоваться пулеметы MG 42. Один из пулеметов монтировался на передней установке, расположенной на лобовом листе корпуса. В некоторых модификациях БТР передняя пулеметная установка оснащалась броневым щитком. Также часть машин оснащалась кормовой пулеметной установкой.

Необходимость установки 75-мм пушки KwK 37, требуемой заказчиком, сказалась на конструкции базовой машины. Для монтажа сравнительно мощного оружия с соответствующим импульсом отдачи пришлось изменить конструкцию существующего корпуса, дополнив ее некоторыми новыми деталями и изменив имеющиеся. После анализа различных вариантов монтажа орудия было решено ставить пушку в передней части обитаемого отсека с применением амбразуры лобового листа.

В связи с установкой нового орудия пришлось изменить конструкцию лобового листа корпуса, оснащенного смотровыми приборами. Левая часть этой детали осталась без изменений, а правая лишилась смотрового лючка с крышкой. Кроме того, в центре и справа появился прямоугольный проем, необходимый для вывода орудийной установки. Справа от поста управления с местом механика-водителя появились системы крепления орудия. Сверху на них устанавливался броневой щит с амбразурой, заметно выступавший над крышей корпуса. В двух амбразурах должен был помещаться ствол пушки с набором дополнительного оборудования.



Разбитая и брошенная БРМ. Фото Worldwarphotos.info

Танковая пушка 7,5 cm KwK 37 имела ствол длиной 24 калибра и могла использовать боеприпасы нескольких типов разного назначения. Для поражения защищенных целей изначально предлагалось использовать бронебойный снаряд с начальной скоростью 385 м/с, способный пробить 35 мм с расстояния 1 км. Впоследствии появились кумулятивные снаряды с начальной скоростью 450 м/с и пробиваемостью до 75-100 мм.

В проекте Sd.Kfz.251/9 предлагалось устанавливать орудие с противооткатными устройствами на тумбовую установку оригинальной конструкции. Одной из характерных черт новой орудийной установки стал коробчатый кожух ствола, применение которого повлекло за собой изменение лобовой части корпуса. При помощи ручных приводов наводчик мог вести огонь в пределах горизонтального сектора шириной 24° с углами возвышения от -10° до +12°. Пушка комплектовалась прицелом типа Sfl.ZF1. Внутри боевого отделения, оборудованного на месте десантного отсека базового БТР, удалось разместить укладки для 52 унитарных снарядов.



Орудийная установка Sd.Kfz.251/9, хранящаяся в Нидерландах. Фото The.shadock.free.fr

Самоходка / боевая разведывательная машина сохранила кормовую установку для пулемета. Кроме того, еще один пулемет MG 34 или MG 42 мог перевозиться в укладке. Общий боекомплект двух пулеметов превышал 2 тыс. патронов. С помощью этого оружия экипаж должен был бороться с незащищенными целями на малых дистанциях или осуществлять самооборону от пехоты противника.

Управлять боевой машиной mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm KwK 37 должен был экипаж из пяти человек. Механик-водитель оставался на своем месте в передней части корпуса. Четверо других членов экипажа – командир, наводчик и двое заряжающих – помещались в боевом отделении и отвечали за эксплуатацию орудия.

В ходе модернизации по новому проекту удалось сохранить некоторые габариты исходного бронетранспортера. Тем не менее, по иным параметрам САУ / БРМ должна была отличаться от базовой машины. Длина Sd.Kfz.251/9 составляла 5,8 м, ширина – 2,1 м. По причине появления орудийной установки с выступающим над уровнем корпуса бронещитом высота машины увеличилась с 1,75 до 2,07 м. Боевая масса базового БТР составляла 7,8 т, машины с артиллерийской установкой – 8,53 т.



Бронемашина в музее Кубинки. Фото Armor.kiev.ua

Незначительный рост боевой массы при сохранении существующих силовой установки и ходовой части позволил обойтись без значительных потерь в подвижности. При удельной мощности не менее 11,6 л.с. на тонну новая артиллерийская самоходка могла развивать скорость до 50 км/ч. Запас хода достигал 300 км. Сохранялись возможности по преодолению различных препятствий.

Благодаря широчайшему использованию готовых комплектующих разработка проекта «Средней бронированной машины» не заняла много времени. Уже в июне 1942 года немецкая промышленность представила на испытания два опытных образца. После недолгих полигонных испытаний две единицы Sd.Kfz.251/9 отправились на Восточный фронт для проверки в условиях реального вооруженного конфликта. По-видимому, опытные образцы хорошо показали себя на фронте, результатом чего стал появившийся вскоре заказ на сборку 150 серийных САУ / БРМ.



Мюнстерский экспонат. Фото Wikimedia Commons

Вскоре после появления полноценного заказа стартовала массовая переделка серийных бронетранспортеров, подразумевавшая установку 75-мм короткоствольных танковых пушек. Готовые боевые машины поставлялись в войска и поступали на вооружение различных панцергренадерских подразделений. В основном они предназначались для повышения огневой мощи подразделений, использовавших стандартные бронетранспортеры Sd.Kfz.251.

По разным данным, выполнение заказа на поставку машин Sd.Kfz.251/9 продолжалось до конца 1943 года или до начала 44-го. После этого появилась новая версия проекта, отличавшаяся иной конструкцией орудийной установки. Как оказалось, предложенные в первом проекте агрегаты не обеспечивали требуемой простоты производства. Из-за этого было принято решение о применении иных систем. В качестве нового вооружения было выбрано изделие K51(Sf), построенное на базе пушки 7,5 cm KwK 37.

Было решено, что использовавшиеся ранее доработки лобовой части корпуса не имеют смысла и только усложняют выпуск требуемой техники. Система K51(Sf) позволила избавиться от таких недостатков. При ее использовании прямо на передней части обитаемого отсека должна была монтироваться броневая конструкция, состоящая из лобового листа с амбразурой и дополнительных боковых щитков. В переднем листе монтировалась установка с пушкой KwK 37. Подобная переделка проекта позволила сохранить основные характеристики, а также избавиться от необходимости серьезной перестройки передней части обитаемого отсека.



БРМ из Мюнстера с другого ракурса. Фото Wikimedia Commons

В 1944 году был освоен выпуск боевых разведывательных машин Sd.Kfz.251/9 с новым вооружением. Вскоре после начала полноценной службы эта техника за характерный внешний вид короткоствольного орудия получила неофициальное прозвище Stummel («Обрубок»). Впоследствии это название стали применять и к другим вариантам САУ на базе полугусеничных бронетранспортеров с пушками KwK 37.

Полугусеничные разведывательные машины / самоходки на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.251 выпускались в течение некоторого времени и достаточно активно использовались войсками. Тем не менее, количество такой техники в войсках постоянно менялось. Заводы присылали на фронт все новые и новые машины, а противник постоянно сокращал их количество. Как выяснилось в ходе эксплуатации в войсках, полугусеничная техника с 75-мм пушками способна значительно повысить огневую мощь пехотных подразделений, однако на поле боя подвергается самым серьезным рискам. Слабое противопульное бронирование не могло защитить Sd.Kfz.251/9 от артиллерии или танков противника. Мощность орудий, в свою очередь, далеко не всегда позволяла вести огонь с относительно безопасной дистанции.

Подобный боевой потенциал бронетехники привел к тому, что значительное число БРМ / САУ типа mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm KwK 37 не дожило до конца войны. После капитуляции нацистской Германии немногочисленные сохранившиеся машины остались не у дел. В дальнейшем большая их часть отправилась на разделку за ненадобностью. По имеющимся данным, до наших дней дожили лишь четыре экземпляра самоходки Sd.Kfz.251/9. Три машины этого типа в первой версии хранятся в немецком Мюнстере, российской Кубинке, а также в одной из частных коллекций Великобритании. Музей в американском Форт-Беннинге имеет в экспозиции машину с системой K51(Sf). Еще один интересный экземпляр имеется в Национальном музее войны и Движения сопротивления г. Оверлона (Нидерланды). Там хранится изрядно проржавевшая орудийная установка от Sd.Kfz.251/9 первой версии.

Проект mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm KwK 37 или Sd.Kfz.251/9 стал одной из первых попыток оснастить имеющийся средний бронетранспортер сравнительно мощным орудием. Итогом проекта стало появление интересной боевой машины, способной оказывать поддержку войскам. Тем не менее, в силу неоднозначного соотношения защиты и огневой мощи, а также из-за малого количества подобные боевые машины не смогли оказать значительного влияния на ход боев. Одновременно с этим проект Sd.Kfz.251/9 дал старт целой программе создания нескольких артиллерийских модификаций бронетранспортера.

Special New Release Offer
Order this kit with special bonus German WW2 Minifig Squad Pack and receive free shipping on your entire order to select destinations through Sunday, June 5* (or while supplies last). See below for offer specifics

*Within the USA free shipping mean delivery by the United States Postal Service using First Class Mail (packages up to 8 ounces) and Priority Mail (packages over 8 ounces). Select Countries: Free Economy Mail delivery (4-8 weeks) is also being offered to Australia, Austria, Belgium, Canada, Czech Republic, Denmark, Finland, Germany, Hong Kong, Ireland, Japan, Luxemburg, Netherlands, New Zealand, Norway, Poland, Portugal, Singapore, Slovakia, Spain, Sweden, Switzerland, Taiwan and the United Kingdom.

NOTE: You can also get the kit without the squad pack HERE, but it does not qualify for the free shipping offer.

2115 Cover

About the SdKfz 251 ausf D
The SdKfz 251 was Germany’s most versatile and widely used armored halftrack vehicle of World War II, often referred to as the “Hanomag” after the manufacturer’s name. The SdKfz 251 was used as the base model for more than 20 specialized vehicles, and underwent several refinements throughout production history. The Ausf D model was the final late-war version, notable for it’s boxy design that helped simplify the manufacturing process.

About the Pak 40
The Pak 40 was designed shortly before the outbreak of World War II, but the project was shelved due to the success of the German army in the early stages of the war. When more heavily armored tanks were encountered in Russia, Pak 40 production was immediately ordered. The Pak 40 made its battlefield debut during the battle for Kharkov in May 1942. the PaK 40 was bigger and more powerful than its predecessors in every aspect, although it still had a remarkably low silhouette, making it easy to conceal despite of its increased size. The Pak 40 could defeat the armor of all but the heaviest Allied tanks up until the end of the war.

Ambush Camouflage Edition

We have reproduced and updated these two classic Brickmania models in a special tri-tone “Ambush Camouflage” color scheme. This is typical of a late war pattern of both the Eastern and Western fronts from 1944 through the end of the war. this makes for a slightly more expensive model, but the stunning results are worth it.

Additional information about this Brickmania custom Lego® kit:

  • Opening rear doors for crew access
  • Brickmania Track Links™
  • Features distinctive Ambush Camouflage pattern and authentic LEGO plant leaves for further concealment
  • Comfortably seats six minifigs, uncomfortably seats more
  • Includes 1 Heer Soldier custom minifig with MG42
  • Hook-type towing hitch for trailer for artillery piece
  • 1/35 scale matches other Brickmania models
  • Includes 396 Lego, BrickArms & Brickmania elements.
  • Includes the exclusive WWII German Minifig Squad Pack

WW2 German Squad Pack

Bonus German WW2 Minifig Pack includes:

  • Five genuine LEGO® mini figures with custom printed WW2 uniforms
  • Weapons, M1 Steel Pot Helmets and Web Gear from BrickArms®

This Brickmania model kit is made from genuine unused LEGO, Brickmania and BrickArms elements and is shipped disassembled with full-color printed building instructions, and is packaged in a sealed box. All Brickmania building kits are limited production and may be discontinued at any time.

More images of the SdKfz 251 ausf D & Pak 40 with Ambush Camo

This slideshow requires JavaScript.

New Release Preview Video






















В остальном, я бы сказал, что это в некоторой степени противоречивая модель. Собирается не плохо, но полна странных решений. Например, это членение, которое образует шов прямо на передних крыльях, и его шлифовка требует определенных усилий.

Еще меня подвела деталь, имитирующая лопаты. Она была изначально сильно искривлена. Но пластик имеет такие свойства, что будучи, казалось бы, с легкостью выправленной, через несколько дней возвращается в исходное положение.

Красил, как обычно, ганзой (вонючей), грунтовал черной краской Квиклайн 1910. Далее, масло на бензине зиппо, пигменты, немного акварельных карандашей.

Комментарии

Егор aka Foriss (Foriss)

Неплохо! Но фары без "рассеивающей сетки" выглядят скорее, как линзы ксенона:) антенна в серебрянке спорно, и толщина открытого люка капота тоже бросается в глаза, не уверен что она масштабна для 1/35.
А как виниловые траки в работе?

Антон Финицкий (Saigon)

Цитата:
Неплохо! Но фары без "рассеивающей сетки" выглядят скорее, как линзы ксенона:) антенна в серебрянке спорно, и толщина открытого люка капота тоже бросается в глаза, не уверен что она масштабна для 1/35.
А как виниловые траки в работе?

действительно, "рассеиватель" выглядит очень странно. и толщина створок вынуждает пожалеть о решении показать двигатель : ) а антенну, как я писал, покрасил в светло серый под белый фон. Показалось, что темной она уж очень толстой смотрится. А теперь вот на темном та же история вышла. Впрочем, скоро эту модель ждет дальняя дорога, антенну придется демонтировать, вероятно.

А траки. честно говоря, подробности подзабыл. А значит, особых проблем не доставили. Очень хорошо склеились суперклеем, но кажется маловаты, впрочем, резина из которых они сделаны очень мягкая, поэтому натянулись легко. правда пришлось приклеивать к каткам сверху, чтобы не выглядели тетивой. Ну и могу посоветовать грунт для бамперов HOLEX. Очень не плохую адгезию обеспечивает с резиной.

4atlaninZ

Отличная работа! Хорошо, что решили показать толщину створок - стало понятно какие доработки по данному киту придется делать, если захочется собрать модель с открытыми створками.



















































Извините что занудствую с матчастью и историей, а 251/10 с места то сдвинется с РСами? Может фото какое есть прототипа?
А покрашено хорошо, не написали бы про конкурс и не понял бы что кистью красили.

Владимир Бекк (Beck626)


Прикрепленные файлы:

Владимир Бекк (Beck626)


Прикрепленные файлы:

«Боевые автобусы». Немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 является самым узнаваемым БТР Второй мировой войны, хотя американских полугусеничных бронетранспортеров М3 в военные годы было выпущено больше. Созданная немецкими конструкторами боевая машина Sd.Kfz. 251 на протяжении всей Второй мировой войны была основным бронетранспортером Вермахта, приняв участие во всех значимых сражениях. Можно сказать, что именно Вермахт первым в мире принял на вооружение специализированный бронетранспортер и научился эффективно его использовать. Уже в ходе войны союзники вынуждены были заняться созданием подобной бронетехники, переняв у немцев тактику её использования.


В историю немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 вошел также под названием «Ганомаг», по названию компании-производителя: машиностроительного завода Hanomag из Ганновера. Всего за годы Второй мировой войны в Германии успели выпустить более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Удачное шасси активно использовалось для создания разных боевых машины, в том числе санитарных, машин артиллерийской разведки, передвижных командных пунктов, а также в качестве носителя различных вооружений: от зенитных автоматических пушек до 75-мм противотанковых орудий. При этом основным предназначением бронетранспортера «Ганомаг» на протяжении всей войны была транспортировка моторизованной пехоты (панцергренадеров). Особенно хорошо бронетранспортеры проявили себя на Восточном фронте и в Северной Африке, так как благодаря полугусеничному движителю обладали хорошей проходимостью по пересеченной местности и могли действовать в условиях бездорожья.

От артиллерийского тягача к бронетранспортеру

Появление в немецкой армии полноценного бронетранспортера к началу Второй мировой войны неразрывно связано с появлением в Германии полугусеничных артиллерийских тягачей. Над созданием полугусеничных автомобилей в Германии работали еще в годы Первой мировой войны. Работы в этом направлении привели к тому, что в 1930-е годы Германия прочно удерживала пальму первенства по выпуску автомобилей различного назначения на колесно-гусеничном ходу. Такое развитие промышленности идеально ложилось на доктрину немецких военных, которые понимали, что будущая война будет войной машин и глубоких наступательных операций. Подобная стратегия требовала наличия специализированного транспорта, которым стали многочисленные колесно-гусеничные транспортеры, обеспечившие большую мобильность артиллерии Вермахта. Именно колесно-гусеничные тягачи стали теневым козырем германской армии в первой половине Второй мировой войны, обеспечивая гитлеровским войскам серьезное преимущество над армиями противостоящих государств.

Созданные в Германии полугусеничные тягачи были также идеальным шасси для создания различной специализированной техники, в том числе таких машин как БРЭМ, которые могли использоваться даже для эвакуации танков с поля боя. Рано или поздно в головах германских военных должна была родиться идея о создании бронетранспортера на подобном шасси, это был лишь вопрос времени. БТР на колесно-гусеничном шасси с бронированным кузовом был гораздо предпочтительнее обычных колесных грузовиков, которые в условиях современной войны были крайне ненадежным транспортным средством, они не обеспечивали экипажу защиту от огня противника, не имели вооружения, отличались недостаточной проходимостью по пересеченной местности и могли быть выведены из строя даже огнем из стрелкового оружия.

Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»

Данный артиллерийский тягач был принят на вооружение Вермахта под обозначением Sd.Kfz. 11 сокращение от Sonderkraftfahrzeug 11, где «Sonderkraftfahrzeug» переводится как «автомобиль специального назначения», а арабские цифры обозначают модель машины. Артиллерийский полугусеничный тягач Sd.Kfz. 11 серийно производился в Германии с 1938 по 1945 год, за это время было собрано более 9 тысяч машин данного типа. Тягач мог перевозить до 8 бойцов, нагрузку в 1550 кг в кузове и буксировать прицеп массой до 3-х тонн. В Вермахте данный полугусеничный транспортер часто использовался в качестве штатного средства для буксировки легких 10,5-см полевых гаубиц leFH 18.

Именно данное шасси стало основной для создания бронетранспортера Sd.Kfz. 251 и различных машин специального назначения на его базе. При этом германская промышленность до конца войны выпустила более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Серийное производство нового бронетранспортера началось в 1939 году и не останавливалось практически до самого конца войны.


Технические особенности бронетранспортера Sd.Kfz. 251

Новый немецкий бронетранспортер представлял собой машину классической компоновки. В передней части корпуса располагалось моторное отделение, за ним отделение управления, совмещенное с десантным отделением (или боевым при установке различных видов вооружения). Экипаж бронетранспортера состоял из двух человек: механика-водителя и командира машины, в десантном отделении могли свободно разместиться до 10 пехотинцев.

Бронекорпус на первых моделях был клепаным, позднее стал полностью сварным. Он собирался из катаных бронелистов, расположенных под рациональными углами наклона. Толщина брони колебалась от 15 мм в передней части корпуса, до 8 мм по бортам и в корме боевой машины. Дополнительной защитой с бортов могли быть ящики с ЗИП и различным снаряжением. Корпус был открытым, крыши машина не имела, в случае непогоды сверху можно было легко натянуть брезентовое полотно. Посадка и высадка десанта осуществлялись с кормы корпуса, где была размещена двустворчатая дверь. Таким образом, покидая боевую машину, панцергренадеры были прикрыты от фронтального огня корпусом боевой машины. Бойниц для ведения огня в бортах корпуса не предусматривалось, но при необходимости солдаты могли вести огонь из личного оружия поверх бортов. Штатным вооружением бронетранспортеров был один, в некоторых случаях два единых 7,92-мм пулемета MG34 или позднее MG42. Передний устанавливался на крыше отделения управления и был прикрыт бронещитком. Задний пулемет устанавливался на вертлюг, который был прикреплен к кормовому бронелисту, данный пулемет можно было использовать для ведения огня по воздушным целям.

Ходовая часть бронетранспортера была аналогична артиллерийскому тягачу Sd.Kfz.11. БТР получил полугусеничное шасси с шахматных расположением опорных катков, при этом передние колеса боевой машины были управляемыми, а наличие гусениц существенно повышало проходимость по пересеченной местности. Управление бронетранспортером осуществлялось при помощи поворота рулевого колеса автомобильного типа. При повороте на небольшой угол (в разных источниках от 6 до 15 градусов) поворот осуществлялся только за счет использования передних колес. Для более крутого поворота механик-водитель использовал гусеницы, когда одна из них тормозилась, а на другую передавалось до 100 процентов мощности двигателя.


Сердцем бронетранспортера Sd.Kfz.251 был шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения HL 42 TURKM производства компании Майбах. Этот двигатель рабочим объемом чуть более 4,1 литра обеспечивал максимальную мощность 100 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Мощности двигателя было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортер, боевая масса которого доходила до 9,5 тонн, до скорости 53 км/ч при движении по шоссе. Запас хода по шоссе оценивался в 300 км. Помимо этого полугусеничный движитель в спарке с указанным мотором обеспечивал машине возможность преодолевать подъемы до 24 градусов, преодолевать рвы шириной до двух метров и броды до полуметра без какой-либо подготовки.

На каждый бронетранспортер немецкая промышленность тратила примерно 6076 килограммов стали. При этом стоимость пехотного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C оценивалась в 22 560 рейсхмарок. Для сравнения стоимость производства одного танка в гитлеровской Германии находилась в диапазоне от 80 000 до 300 000 рейхсмарок.

Модели и классификация бронетранспортеров «Ганомаг»

Все германские бронетранспортеры Sd Kfz. 251 серийно производились в четырех основных модификациях Ausf. А, В, С и D и в 23 различных специализированных вариантах, которые могли отличаться друг от друга не только наличием специального оборудования, но и составом вооружения. Наиболее массовой из всех была модификация Ausf. D, таких машин было выпущено 10 602, бронетранспортеров трех предшествующих модификаций – 4650. Наиболее распространенной являлась модель Sd.Kfz.251/1, которая собственно и представляла собой полноценный бронетранспортер, предназначенный для транспортировки полного пехотного отделения (10 человек). К примеру, другие варианты машины обозначались как Sd.Kfz. 251/3 (машина связи, отличалась наличием мачтовых, штыревых или рамочных антенн и различных радиостанций) или Sd.Kfz. 251/16 выпущенная в количестве нескольких сотен огнеметная версия с двумя пулеметами MG34 и двумя огнеметами калибра 14-мм с дальностью огнеметания до 35 метров.


Первые серийные Sd.Kfz. 251 поступили на вооружение частей Вермахта летом 1939 года, польская кампания стала для этих боевых машин дебютом на поле боя. Первой новую технику получила элитная 1-я танковая дивизия. Уже во второй половине 1939 года в Германии приступили к сборке модификации Sd.Kfz.251 Ausf.B. Основным отличием от модификации Ausf.A было отсутствие смотровых щелей для десантников в бортах корпуса (на модификации Ausf.A такие щели прикрывали бронестеклами). Помимо этого радиоантенна переехала с крыла бронетранспортера на борт боевого отделения. Еще одним заметным отличием стало появление бронещитка, который прикрывал передний единый 7,92-мм пулемет MG34. Появление бронещитка – обобщение опыта реального боевого применения бронетранспортеров в Польше. Также модель отличалась появлением бронированных кожухов воздухозаборников. Данная модификация БТР серийно выпускалась до конца 1940 года.

Следующей массовой модификацией стал Sd.Kfz.251 Ausf.С. По сравнению с двумя предыдущими вариантами БТР новая машина могла похвастаться большим количество изменений, внешне остающихся незаметными. Все изменения были направлены на упрощение технологии выпуска бронетранспортера, также учитывался реальный опыт боевого применения. Заметным отличием данной модификации стала измененная передняя часть корпуса. Спереди появилась прямая монолитная бронеплита, размещенная под рациональным углом наклона, такая плита лучше защищала силовое отделение машины. На крыльях бронетранспортера появились раздельные ящики для перевозки запасных частей и различного военного имущества, саперные инструменты переехали дальше к корме машины. Бронетранспортеры модификации Ausf.С выпускались вплоть до 1943 года.


В том же 1943 году появилась последняя и наиболее массовая модификация Ausf.D. К этому моменту производство бронетранспортеров в гитлеровской Германии достигло своего пика. В 1943 году немецкая промышленность выпустила 4258 БТР, в 1944 году – 7785. Главной особенностью нового бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf.D была измененная форма корпуса и бортов десантного отделения. На этой модели ящики ЗИП были интегрированы в борта корпуса, а кормовая часть получила более простую в производстве форму, теперь это была единая прямая деталь, установленная под наклоном. Основным отличием данной версии стало то, что корпус стал сварным и более технологичным, немцы полностью отказались от использования клепки. На первых трех моделях места для десанта вдоль бортов корпуса были обтянуты дерматином, на модификации Ausf.D его заменили простым брезентом, встречались также варианты с деревянными скамьями. Все технические упрощения модели были нацелены на увеличение производства бронетранспортеров в условиях военного времени.

Читайте также: