Сергей бибиков конструктор биография

Обновлено: 02.05.2024

Самый серьезный прорыв в разработке С-70 - внедрение в контур управления машины элементов искусственного интеллекта.

В Новосибирске первый летный экземпляр беспилотника С-70 «Охотник» с плоским соплом выкатили на взлетную полосу Чкаловского авиазавода. Теперь ему нужно научиться летать.

Это первый летный экземпляр. За ним пойдет серия. Аэродинамическая схема - «летающее крыло». Вес машины больше 20 тонн. Из них восемь - полезная нагрузка.

«Сегодня большое событие, уже, фактически, собран первый самолет в серийном облике, выкатка самолета это уже серьезный этап и буквально через несколько месяцев будет первый вылет. Это, конечно, большое событие для Вооруженных сил, мы давно к этому шли, и вот это такой серьезный прорыв и шаг вперед», - рассказал заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко.

Серьезный прорыв - это, в первую очередь, разработка программного обеспечения и внедрение в контур управления машины элементов искусственного интеллекта. И это главный секрет «Охотника». Сама аэродинамическая схема «летающее крыло» не секрет, секрет, какое она дает значение ЭПР - эффективной площади рассеивания. Это значение определяет радиолокационную заметность машины. Секрет и конструктивные особенности плоского сопла двигателя, которое тоже уменьшает заметность летательного аппарата. Но все-таки главное - особенности и принципы работы искусственного интеллекта, внедренного в машину, обладающего, без преувеличения, уникальными возможностями.

«Это совершенно иной функционал, который скрыт внутри. Это разработанное специализированное целевое оборудование, которое как раз и позволяет этот функционал обеспечивать, функционал с учетом требования заказчика… Поскольку заказчик - Минобороны, то и цели, и задачи он выполняет соответствующие», - пояснил главный конструктор С-70 «Охотник» Сергей Бибиков.

Спектр целей и задач, которые поставлены перед тяжелым ударным «Охотником», очень широк. Здесь и доразведка целей, и барражирование в скрытном режиме, работа в паре с истребителями и истребителями-бомбардировщиками, и выстраивание цепочки обмена данными, а также полет и поражение цели в полностью автоматическом режиме и работа под управлением оператора на значительном удалении в режиме реального времени.

Практически все эти задачи были опробованы на первом «Охотнике», самолете-демонстраторе. На нем же были впервые опробованы и те самые элементы искусственного интеллекта, возможности которого к выкатке предсерийной машины не просто значительно увеличились, они во многом принципиально изменились. В результате получилась первая в мире машина, которая умеет думать на основе накопленных и сохраненных в памяти фактов. Искусственный интеллект и его возможности - это сегодня самая обсуждаемая в мире тема.

«С нашей точки зрения искусственный интеллект - это способность машины принимать решения в условиях быстро меняющейся обстановки без вмешательства оператора», - сказал главный конструктор АО «Кронштадт» Николай Долженков.

А еще первый «Охотник», испытания которого начались два года тому назад, доказал правильность решения в выборе материала, из которого его делают - углеволокна. Из него по особой схеме сплетается ткань. Из ткани выкраивается многослойный цельный контур аэродинамической схемы. Затем выкройки пропитываются специальным связующим, определяющим жесткость конструкции, после чего будущий «Охотник» отправляется в специальный автоклав, где выкройки запекаются. Работа над схемой плетения нитей, а самое главное, над связующим материалом, началась почти сорок лет назад.

«Мы уже тогда, в начале 80-х годов понимали, что надо уже заниматься самолетами пятого поколения и искали некоторые подходы в конструкции, в двигателестроении, в материалах, во многом еще другом, уделяя внимание свойствам самолетов пятого поколения, которым он мог бы соответствовать», - рассказал главный конструктор ОАК Сергей Коротков.

Если говорить об «Охотнике», то он пятому поколению соответствует полностью. В первую очередь, по малозаметности. Что же касается умения думать и анализировать обстановку, то это уже первый шаг в следующее, шестое поколение. Как говорят инженеры и конструкторы - задел на будущее.

«Вторая, абсолютно необходимая черта и способность - это способность к самообучению, используя собственный машинный опыт. То есть программа должна быть такой, которая позволяет постоянно совершенствовать свои навыки и умения, именно программные. Причем эти навыки не сводятся к навыкам отдельного механизма, отдельной машины, отдельного самолета, а она коллективирует, эта программа коллективирует общий опыт всего парка - и таким образом опыт всех становится опытом каждого», - отметил Долженков.

Сейчас предсерийный «Охотник» будут учить летать. Сначала оператор научит его запускать двигатель, потом рулить, потом разбегаться по полосе и делать первые подскоки. Потом начнутся короткие подлеты и посадки. Все это будет откладываться в памяти машины. Потом полеты. А потом вся эта машинная память будет просто перекладываться в очередной серийный самолет. Когда их станет много, они сами будут обмениваться новой или только что полученной информацией, заполняя пустые кластеры машинной памяти новыми фактами.

То, что машина может и умеет думать, было доказано испытаниями первой версии С-70. В Главном летно-испытательном центре, где первый самолет-демонстратор отработал почти год, его научили читать карты и наносить удары по четко определенной цели, прятаться под брюхо самолета сопровождения, соблюдая минимальный вертикальный интервал, превращаясь на экранах радаров в одну, практически незаметную точку, становиться ведущим и уходить вперед группы для доразведки, поиска и корректировки месторасположения цели, передавая сопровождающим его истребителям-бомбардировщикам ее новые или изменившиеся координаты на местности.

Была у испытателей и еще одна не афишируемая задача - проверить на «Охотнике» сам принцип работы схемы «летающее крыло», которая применяется в России впервые. Делалось это уже в интересах КБ Туполева, который сейчас работает над перспективным комплексом дальней авиации - новый стратег тоже будет сделан по такой же аэродинамической схеме. Так что первый этап пройден. Теперь серийное производство и постановка на вооружение.

Материал подготовили: Алексей Самолетов, Анна Касаткина, Николай Баранов.

«Таймырский телеграф» продолжает проект, посвященный уникальным людям северной земли.

НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Наш новый проект «Люди северного сияния» – о тех, кто корнями врос в таймырскую землю. В прошлый раз мы рассказали о Валерии Болговой – королеве тундры . Имя сегодняшнего гостя многие норильчане тоже знают очень хорошо. Сергей Данилович Бибик – доцент кафедры разработки месторождений полезных ископаемых Норильского государственного индустриального института (НГИИ), более полувека живет в Норильске. Он изучил город и Таймыр снаружи и изнутри – в прямом смысле слова. И по сей день показывает будущим горнякам подход к выбранной профессии и к жизни в целом.


Сергей Бибик – сам выпускник первого потока горных инженеров тогда еще Норильского вечернего индустриального института, а ныне доцент кафедры – один из самых популярных преподавателей, в чей адрес шлют свои приветы и теплые пожелания выдающиеся специалисты с дипломами северной альма-матер.

В конце прошлого года на сцене Дворца культуры прошел финал профориентационного конкурса «Мечтая о будущей карьере» , в котором уже десятый год подряд участвуют школьники совместно со студентами НГИИ. При упоминании имени Сергея Даниловича в творческой зарисовке в зале была овация. Нет сомнения, что такую популярность и уважение у студентов разных поколений снискать непросто, и должен быть какой-то секрет. Сам Сергей Бибик считает, что дело в его установке к работе: «справедливость и честный подход».

Окончив Ташкентский горный техникум, он прибыл в Норильск в 1957 году молодым специалистом в составе одного из комсомольских десантов . Больше 13 лет работал на угольных шахтах. Строил и принимал рудник «Ангидрит», на котором 15 лет трудился главным инженером. Также в профессиональной биографии Сергея Даниловича годы работы в вентиляционных тоннелях Медного завода, обеспечение цехов предприятия свежим воздухом и, наконец, 20 лет преподавательской деятельности в главном институте Норильска на одной из самых важных для норильского производства кафедр – разработки месторождений полезных ископаемых.

На протяжении всего трудового стажа установка о справедливости была его верной опорой.

«Мой отец говорил: «Если человек тебя обидел, не держи на него зла. Жизнь сама расставит все по своим местам», – вспоминает Сергей Бибик. – В бытность свою главным инженером я замечал, например, как кто-то из рабочих нарушает правила ТБ в шахте. Проводил беседы с этим человеком, объяснял, чем это чревато и почему правила нужно соблюдать. Не наказывал. В следующий раз вижу – снова нарушает. Тогда заносил информацию в журнал под подпись. Если и в третий раз ситуация повторялась, приходилось делать взыскание за все три случая. При этом никто не обижался. Рабочие чувствовали, что все по-честному».


О работе со студентами Сергей Бибик говорит с теплотой. Здесь можно увидеть еще один его принцип – объяснять и работать индивидуально.

«Когда преподаватель говорит, что студент сделал что-то неправильно, нужно объяснить, как правильно, чтобы студент осознал и понял, а не пускал дело на самотек. Нужно помогать. Курсовые работы я стараюсь просматривать при авторах. С опытом цифры и термины уже примелькались, знаешь их наизусть, и важно вносить корректировки по ходу работы. Современные студенты отличаются от тех, что были при Советском Союзе. В первую очередь им помогают новые технологии. Раньше логарифмическая линейка была вершиной подобного рода помощников. Все приходилось делать вручную. Теперь есть интернет и современные технические средства. Но неизменным остается одно: если студент стремится к учебе, старается, записывает лекции, прилежно выполняет задания, ему все дается легко. Если же нет – результат соответствующий».

Со студентами

Со студентами

В числе практических занятий Сергей Данилович водит будущих горняков в по выработкам норильских рудников. Как-то встретил на «Октябрьском» своего недавнего студента, который не отличался хорошими отметками. Заговорили. Преподаватель напомнил, как воспитывал и «утюжил» теперь уже коллегу на своих занятиях, на что услышал ответ: «Я только сейчас понял, что мало «утюжили». К слову, теперь этот выпускник – достойный работник предприятия. Выучить материал все-таки пришлось.

Команда единомышленников важна и на работе, и на природе

Команда единомышленников важна и на работе, и на природе

На счету Сергея Бибика несколько званий и правительственных наград: «Кадровый работник», «Ветеран труда комбината», медали и орден «Шахтерской славы» III степени и множество благодарностей. Общаясь со студентами, он учит не только тому, что предписывает программа. Кто, как не горняк со стажем, объяснит молодежи, которая еще не бывала в подземных выработках, что значит «чувствовать кровлю»?

Любовь к спорту Сергей Бибик сохраняет с комсомольской юности

Любовь к спорту Сергей Бибик сохраняет с комсомольской юности

Не менее важные знания о человеческих качествах, о правилах работы в коллективе, об умении видеть мир, в конце концов, студенты получают во время совместных походов в тундру. Зимой на лыжную базу «Оль-Гуль» и в избу в десятках километрах от Норильска. Летом – на водопады между горой Хребтовой и горой Сокол. Во время таких походов перед молодыми людьми раскрывается полная палитра связи их профессии и природы.

Главный конструктор тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата Сухой С-70 "Охотник" Сергей Бибиков рассказал об элементах искусственного интеллекта в управлении новейшей разработкой, позволяющих выполнять функции оператора в случае потери связи с БПЛА.

Его слова : " Новая система управления беспилотника обеспечит автономные действия летательного аппарата как минимум для безопасного возвращения в точку базирования . ИУС (Информационно-управляющая система) полностью выполняет функции оператора в случае потери связи. Он (беспилотник) превращается в аппарат, работающий без вмешательства летчика. Он сам знает, какая должна быть скорость, он ее сам автоматически контролирует, и в этом режиме функции выполняются полностью автоматически".

Докопаюсь до этих слов- по моему уже все знают, что возвратиться в точку старта(режим "домой") может и копеечный китайский квадрик с алишки.

А в мрачном советском прошлом, ещё на МиГ-25 созданном в в 1964 году, с автоматизированной пилотажно-навигационной системой Полет-1И при минимальном присутствии электроники были реализованы такие возможности, как- обеспечение полета в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах управления, вывод самолета в зону обнаружения и атаки цели. При взаимодействии с наземными азимутально- дальномерными и курсо-глиссадными радиомаяками система обеспечивала: программный набор высоты; маршрутный полет по заранее запрограмированным трем промежуточным точкам и четырем аэродромам; возврат на аэродром вылета или один из трех запасных аэродромов; привод самолета на незапрограмированный аэродром и посадку в ручном режиме, автоматический заход на посадку до высоты 50 м, повторный заход на посадку; полет на радиоориентир.

Что после этого говорить про "Буран", который сам слетал в космос и вернулся.

Охотник. Самый, самый. 20 часов налёта, целых 20 часов. Говорит ведущий программы.

Нет пока никаких супер возможностей, амбициозный, сырой проект.

Что ждёт это чудо- успех или программа будет свернута, как Роскосмос свернул лунную программу?

Увидев эту фотографию, вы , конечно же, сразу вспомнили того знаменитого профессора Соколова из фильма "Приходите завтра", который помог Фросе Бурлаковой. Но мало кто знает о судьба Бориса Владимировича Бибикова. И это несправедливо..

Его жизненный путь был весьма непростым, но успешным. Ему посчастливилось быть учеником самого Станиславского и Михаила Чехова, и и стать самому настоящим Учителем.

Борис Бибиков — легендарный преподаватель ВГИКа и ГИТИСа, благодаря которому мы на экране увидели столько замечательных актеров. Повезло ему и с женой — Ольгой Ивановной Пыжовой.

Вместе они выпустили несколько мастерских. Их учениками были Любовь Соколова, Тамара Носова, Юрий Белов, Екатерина Савинова, Мария Виноградова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо, Тамара Носова, Надежда Румянцева, Геннадий Юхтин, Майя Булгакова, Татьяна Конюхова, Изольда Извицкая,Софико Чиаурели, Леонид Куравлев, Ольга Матешко и многие другие наши любимые артисты…

Неизвестно, как сложилась бы и судьба Вячеслава Тихонова, если бы не Бибиков..

В 1945 году Тихонов с треском провалился на экзаменах во ВГИК, но педагог приёмной комиссии ( а это был именно Борис Бибиков) пожалел молодого парня, и все таки взял его к себе в ученики.

Борис Владимирович и его жена были очень добрыми и простыми ( в хорошем смысле этого слова) людьми. Никакой звездности, никакого пафоса. Они учили на совесть, строго по Станиславскому, ( может поэтому актеры "старой гвардии" играли так проникновенно не в пример нынешним…). Этому служению супруги отдали всю свою жизнь.

Ольга Ивановна была старше мужа на шесть лет, и раньше покинула этот мир. В его жизни появилась другая женщина, намного моложе его. Вернее, в их доме она появилась, когда Ольга Ивановна была еще жива Аспирантка из Таджикистана - Малика Джурабекова ухаживала за ней, а после смерти Ольги Ивановны, когда Борис Владимирович стал стремительно терять зрение, все заботы о нем она взяла на себя.

Бибикову тогда уже перевалило за 70 лет, ей было чуть больше 30…

Как только не осуждали его , ( а больше ее ), за этот странный союз.

Мол, "схватилась в старика зубами, расчетливая бабенка". Все сплетни коллег и даже друзей, не помешали им зарегистрировать официальный брак. Они расписались и в вдвоем уехали из Москвы. Квартиру Бориса Владимировича в центре Москвы продали, а на эти деньги купили большой дом в далеком Душанбе.

Уже потом, годы спустя, в разных интервью, Малика Джурабекова будет рассказывать, что о позаботиться о Борисе Владимировиче ее просила сама Ольга Ивановна. А фиктивный брак был заключен, чтобы можно было продать квартиру и спокойно жить в Душанбе.

По словам Малики, денег на счету профессора не было ,и в Душанбе они приехали почти "без копейки".

К тому времени профессор уже почти лишился зрения, но энергии и желания работать у него было много. Даже там, в Душанбе, он не отдыхал, а много работал консультантом в Институте искусств. Учил будущих актеров почти на слух, любую фальшь в игре улавливал мгновенно.

Как бы там ни было, но те восемь лет, которые было суждено еще прожить Борису Владимировичу , он прожил счастливо.

В Москву Бибиков больше никогда не приезжал, а могилу жены на Новодевичьем кладбище, по его просьбе, когда бывала в Москве, всегда посещала Малика.

Борис Владимирович Бибиков, актер, режиссер, педагог, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, заслуженный артист Каракалпакской АССР, лауреат Сталинской премии скончался 5 ноября 1986 года. Похоронен на Православном кладбище Душанбе.

Свадебный и портретный фотограф ( Тула, Тульская область.) - Свадебная фотосъемка - Портретная фотосъемка (в помещении, на улице или студии) - Семейные фотосессии - Репортажная съемка - Учитываю все ваши пожелания при съемке - Помогу с реализацией любой творческой задумки - Звоните, пишите whats-up 8 903 035 90 83 или пишите в л.с

Интересы:

Любимая музыка:

Любимые фильмы:

Любимые телешоу:

О себе:

✓Индивидуальные фотосессии
✓ Семейные и детские портреты
✓ Love Story ♡
✓ Свадебная фотосъемка
********************************************
фотосессия беременных, зимняя фотосессия, фотосессия на природе,
фотосессия лав стори, Love Story,
Свадебная фотосессия ,детская фотосессия,

Сергей Бибиков

Сергей Бибиков запись закреплена

Сергей Климов

Цвета.

Сергей Бибиков

Сергей Бибиков запись закреплена

Сергей Бибиков

Сергей Бибиков запись закреплена

Сергей Бибиков

Сергей Бибиков запись закреплена

В жаркий июньский день!! 04.06.2022

Сергей Бибиков

Сергей Бибиков запись закреплена

. Сохраняйте ваши чувства не только в памяти телефона, фотоаппарата или фотоальбома

Сергей Бибиков

Сергей Бибиков запись закреплена

🎉

Предновогодняя съёмка в Туле.

Читайте также: