Сергей ковалев конструктор подводных лодок

Обновлено: 01.05.2024

Создатель отечественных подводных лодок. Главный конструктор следующих лодок:
- ПЛ пр.617 WHALE;
- ПЛАРБ пр.658 / 658М;
- ПЛАРБ пр.667А;
- ПЛАРБ пр.667Б;
- ПЛАРБ пр.667БД;
- ПЛАРБ пр.667БДР;
- ПЛАРБ пр.667БДРМ;
- ПЛАРБ пр.941;
- ПЛАРБ пр.955 "Борей" - BOREI / BOREY / DOLGORUKIY;
Сергей Никитич Ковалев - генеральный конструктор атомных подводных крейсеров стратегического назначения, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской Академии наук, доктор технических наук, профессор.

Родился 15 августа 1919 г. в Петрограде. Учился в ленинградском кораблестроительном институте в 1937-1942 г.г.

В 1943 г., находясь в эвакуации в г. Пржевальске, окончил Николаевский кораблестроительный институт и был направлен в ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"), где работал конструктором, затем старшим конструктором. В период с 1948 по 1958 гг. в качестве помощника, затем заместителя и, наконец, Главного конструктора руководил разработкой и постройкой подводной лодки проекта 617 с парогазовой турбинной установкой. На испытаниях этой подводной лодки впервые была достигнута скорость подводного хода 20 узлов.

С 1958 г. возглавил работы по созданию атомной подводной лодки проекта 658, вооруженной баллистическими ракетами, и с этих пор является Главным, а затем Генеральным конструктором всех атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных баллистическими ракетами (проекты 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ).

В 1971 г. С.Н.Ковалев приступил к проектированию и постройке тяжелого атомного подводного крейсера проекта 941, вооруженного 20 твердотопливными баллистическими ракетами. Эти самые большие в мире и самые эффективные по мощи своего оружия подводные лодки стали ядром морской составляющей ядерных сил России, одним из решающих факторов в прекращении "холодной" войны. Всего по 8 проектам С.Н.Ковалева построены 92 подводные лодки суммарным водоизмещением около 900 тыс. тонн.

Многочисленные научные труды С.Н.Ковалева в области проектирования, теории подводного кораблестроения и строительной механики кораблей, успешная разработка сложнейших проблем в области гидродинамики и энергетики стали существенным вкладом в отечественную науку и технику. С 1973 г. - доктор технических наук, с 1981 г. - действительный член Академии наук СССР, с 1984 г. - заместитель Председателя Президиума Ленинградского научного центра АН СССР. С 1983 г. - генеральный конструктор (первый Генеральный конструктор в военном кораблестроении).

Огромный вклад С.Н. Ковалева в развитие отечественного кораблестроения высоко оценен государством. За разработку новых подводных лодок Сергей Никитич дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1963 г. и в 1974 г.). Разработка проекта 658М в 1965 г. отмечена присуждением Ленинской премии, а проекта 667БДР в 1978 г. - Государственной премии СССР. Награжден четырьмя орденами Ленина (в 1963 г., в 1970 г., в 1974 г. и в 1984 г.), Орденом Октябрьской революции (в 1979 г.), медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (в 1999 г.), орденом "За морские заслуги" (в 2003 г.). Лауреат Государственной премии РФ (в 2007 г.).

В 2010 г. С.Н.Ковалев работал над дальнейшим развитием системы морских стратегических вооружений - строительством серии подводных ракетоносцев проекта 955. Наряду с этим по программам конверсии Сергей Никитич активно осуществляет научное руководство работами по созданию морских ледостойких нефтегазовых платформ для шельфовых месторождений в интересах топливно-энергетического комплекса нашего государства. Уникальный опыт С.Н.Ковалева помогает развивать новую, важную для России индустрию шельфовой морской нефтегазодобычи. Выдающийся талант Сергея Никитича Ковалева, кроме инженерной и научной сфер деятельности, удивительно щедро проявляется в живописи. Его творчество в этой области наглядно продемонстрировало несомненную причастность инженерного труда к искусству. Увлечение живописью значительно расширило возможности самовыражения многогранной и яркой личности Сергея Никитича Ковалева. Написанные в часы отдыха пейзажи принесли ему заслуженное признание любителей живописи. С.Н.Ковалев являлся почетным членом Союза художников.

Еще минувшей осенью, отметив 91-й день рождения, он порывался выйти в море с экипажем "Дмитрия Донского" на очередные испытания. Но врачи через руководство "Рубина" настоятельно потребовали отменить намечавшуюся командировку. Известия о двух подряд успешных пусках "Булавы" его порадовали, а первого ракетного старта с новой подлодки "Юрий Долгорукий" академик Ковалев не дождался: в минувший четверг, 24 февраля, его не стало.

Весть о кончине Сергея Никитича Ковалева - генерального конструктора двух поколений подводных ракетоносцев стратегического назначения - в считанные часы разнеслась по флотам, КБ и оборонным верфям. И все, кто был давно знаком, вместе работал, выходил в море или всего лишь однажды соприкасался с этим удивительным человеком, вспомнили "своего" академика Ковалева.

У кульмана и за мольбертом

Мне посчастливилось встречаться и наблюдать его немногословное присутствие в разное время и в разной обстановке. В "Рубине", где он проработал 67 семь лет и последние cорок был генеральным конструктором. На выводе его кораблей из стапельных цехов Севмаша и "Звездочки". На совещаниях в узком кругу профессионалов и в бурлящем многоголосье Общего собрания Российской академии наук. Но одна мимолетная встреча запомнилась особо.

На Севмашпредприятии, куда Сергей Никитич приезжал по делам службы несчетное количество раз и где, случалось, по полгода жил безвыездно, чтобы без проволочек, прямо на месте решать проблемы, неизбежно возникавшие при постройке новых атомоходов, решили организовать его персональную выставку. Но не из моделей ракетных АПЛ, созданных корабелами по его проектам, а из пейзажей, натюрмортов и портретов, написанных самим конструктором. Незадолго до этого питерское отделение Союза художников России приняло академика Ковалева в свои ряды почетным членом.

Экспозицию из двух десятков живописных полотен разместили в музее Севмаша и с напряжением ждали автора - понравится ли? Он появился на пороге в строго обозначенное время.

- Вот, Сергей Никитич, - ваши картины.

- Почем? - одно единственное слово и острый, с озорным прищуром взгляд из под нахмуренных бровей мгновенно разрядили обстановку. С обеих сторон посыпались шутки, дружеские приветствия, лица гостей и встречавших сразу потеплели.

Тогда же я по большому секрету узнал, что вслед за двумя раритетными сборниками "Анекдоты об академике" и его собственной книгой-размышлением "О том, что есть и было…" в ЦКБ "Рубин" вышла еще более диковинная вещь - "Письма внукам". Автор стихов и рисунков к ним - Сергей Ковалев.

Когда мы встретились в очередной раз - уже в Санкт-Петербурге, в его рабочем кабинете на "генеральском" этаже Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин", я напомнил про диалог в музее.

Российская газета: Вообразим, Сергей Никитич, что с молодых ногтей вы только тем и занимались, что писали картины и детские стихи. И теперь у вас повсюду выставки проходят, издаются книги. А лодки - это кто-то другой, к вам не имеющий отношения. Такое можете себе представить?

Сергей Ковалев: Моя сугубо любительская живопись, конечно, работу заменить не может. Да и нет у меня того дара, чтобы сказать: я - художник. И никакой я не писатель. Все это так, дополнительное занятие…

РГ: Иными словами, без того огромного пласта, который связан с проектированием подводных лодок, свою жизнь сочли бы неполной?

Ковалев: Проектирование подводных лодок само по себе способно заполнить любую жизнь от края до края. Если этим заниматься с любовью, с интересом и всерьез. Наверное, нет ни одного человека, который знал бы подводную лодку на сто процентов. Потому что там столько специальностей замешано - от электроники до химии и металлургии, не говоря уже о машиностроении! А я к тому же попал сразу в проектный отдел. Одно дело - какая-то частная специальность: корпусные конструкции или что-то по механической части. А тут ты проектируешь подводную лодку как единое целое, и должен в той или иной степени разбираться во всех вопросах. Как минимум. Как максимум - не просто разбираться, но и влиять на все, что делается на подводной лодке.

РГ: А это затягивает с головой?

Ковалев: Конечно. Поэтому ощущения, что мне чего-то не хватает, не возникало.

Корабли и "незабудки"

Подводные ракетоносцы, созданные под руководством генерального конструктора Сергея Ковалева, образуют собой ядро морской группировки стратегических ядерных сил России и уже более полувека обеспечивают безопасность и соблюдение национальных интересов нашего государства. Всего по его проектам построено 92 подводные лодки. Для нескольких поколений конструкторов он был примером и учителем. А в канун своего 90-летия обнародовал размышления "О том, что есть и было…". И там, среди прочих "незабудок" от академика Ковалева, читаем:

"Главный (или генеральный конструктор), конечно, должен пользоваться авторитетом за счет своего опыта и знаний. Но он не должен считать себя умнее всех других. В противном случае это уже есть признак недостатка ума… Не надо добиваться уважения к себе, нужно просто уважать других, кто этого достоин, а кто не достоин - с теми не надо иметь дела".

"Нам, как создателям глобального оружия огромной разрушительной силы, небезразлично, насколько крепки руки и головы, которые им распоряжаются. И как они способствуют сохранению и развитию этого оружия, которое сегодня и в обозримом будущем будет гарантом от развертывания глобальной катастрофы".

"Оружие всегда должно быть самое лучшее, хотя бы на случай, который сегодня может показаться абсурдным, каким казался когда-то развал СССР".

"Беспокоит вот что. Государство намерено сохранить под своим крылом небольшое количество мощных оборонных предприятий, защитив их от приватизации и банкротств, а остальная промышленность - пусть развивается по бандитскому беззаконию нашей "рыночной экономики". Это все равно, что растопить подводную часть под красивой вершиной айсберга. Он неминуемо опрокинется…"

"Человек, проживший от Ленина до Путина, от Остапа Бендера до Романа Абрамовича и от примуса до звездолета, казалось бы, должен разобраться, какая она была, жизнь: плохая или хорошая, правильная или неправильная. Я, к сожалению, в этом не разобрался. Могу только утверждать, что это был переломный период земной цивилизации, очень интересный для исследователей и очень тяжелый для простых граждан".

"Я хорошо понимаю, что при жизни моего поколения чудес и изменений к лучшему не произойдет (не стало бы хуже!), но люди уходят, а сильное, процветающее Российское государство должно быть на географической карте мира".

Ковалёв Сергей Никитич – главный конструктор проектов ЦКБ-18 Государственного комитета по судостроению СССР; главный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», город Ленинград.

Родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде (ныне – город Санкт-Петербург) в семье моряка. Русский. Окончил среднюю школу «Реформирте-шуле» в Ленинграде в 1937 году, тогда же поступил в Ленинградский кораблестроительный институт.

В начале Великой Отечественной войны трудился на строительстве оборонительных сооружений. В феврале 1942 года был эвакуирован из блокадного Ленинграда по «дороге жизни». В эвакуации жил в городах Горький (ныне – Нижний Новгород), Пятигорск, Пржевальск Киргизской ССР (ныне – Каракол). Там продолжил учёбу и в 1943 году окончил находящийся в эвакуации кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института.

С 1943 года работал в Центральном конструкторском бюро №18 в Горьком (затем Ленинградское ЦКБ «Рубин», ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», ныне – ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»): инженер, конструктор 1-го разряда, старший конструктор. В 1947 году находился в длительной командировке в городе Бланкенбург (Германия) по изучению материалов о германском подводном кораблестроении. С 1948 года – помощник главного конструктора Специального конструкторского бюро №143 по проекту скоростной подводной лодки с турбинной парогазовой установкой, добился впервые в СССР скорости в 20 узлов под водой.

С 1953 года – вновь в Ленинградском ЦКБ «Рубин» (бывшее ЦКБ-18) – заместитель главного конструктора, с декабря 1954 года – главный конструктор проектов, с февраля 1956 года – главный конструктор третьей категории, с декабря 1958 года – главный конструктор ЦКБ. Руководил разработками проектов атомных подводных лодок, в том числе главный конструктор проекта первой советской атомной подводной лодки, вооружённой баллистическими ракетами, стартующими из надводного положения.

С 1961 года – главный конструктор проекта атомного ракетного подводного крейсера второго поколения. Его конструкторский талант позволил сделать первый корабль этой серии ракетоносцев исключительно перспективной базовой моделью. На его основе в 1970-х годах были созданы ракетные крейсера последующих модификаций. Развитие атомных ракетоносцев второго поколения было обусловлено как отличными техническими и эксплуатационными качествами этих подводных кораблей, так и решением задачи по скорейшему количественному и качественному наращиванию стратегических ядерных сил страны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота Ковалёву Сергею Никитичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1971 году был назначен главным конструктором проекта атомного подводного крейсера третьего поколения проекта 941 («Акула»). По совокупности всех показателей конструкция этого ракетоносца является оптимальной, обеспечивает выполнение всех требований, предъявленных к этим кораблям. Они стали гордостью и главной ударной силой Военно-Морского Флота России, были занесены в Книгу рекордов Гиннесса и считаются одним из сложнейших и наукоёмких инженерных сооружений ХХ века.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1974 года за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники Ковалёв Сергей Никитич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

С 1983 года – генеральный конструктор (первый генеральный конструктор в военном кораблестроении СССР) атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения, вооружённых баллистическими ракетами (проекты 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ). Создав теоретические обоснования стратегической сбалансированной ракетно-ядерной подводной морской системы, обеспечивающей ядерный паритет государства на международной арене, С.Н.Ковалёв стал признанным главой данного направления в подводном кораблестроении. Он внёс большой вклад в развитие отечественного кораблестроения и укрепление связи промышленности с научно-исследовательскими организациями и Российской академией наук.

Долгое время он осуществлял координацию деятельности Ленинградских (Санкт-Петербургских) научных учреждений в части фундаментальных и поисковых исследований в области теории корабля, прочности, гидродинамики, энергетики, обогатившими отечественную науку и технику. Высокая инженерно-техническая эрудиция, хорошие организаторские способности, творческая работа с заводами-строителями, научно-исследовательскими и проектными организациями, большой опыт по проектированию, строительству и испытаниям подводных лодок выдвинули С.Н.Ковалёва в число крупнейших специалистов отрасли.

В конце 1990-х годов в условиях отсутствия финансирования на развитие морских стратегических ядерных вооружений С.Н.Ковалёв разработал конкретные организационные и технические решения по подводным лодкам второго и третьего поколений, позволившие продлить их сроки эксплуатации, сохраняя стратегические силы страны на должном уровне. Он активно работал по программам конверсии над международными проектами топливно-энергетического комплекса, осуществляя научное руководство работами по нефтегазовой тематике ЦКБ МТ «Рубин». Они включают в себя проектирование и строительство морских ледостойких нефтегазодобывающих платформ для шельфовых месторождений России. Прорабатывался уникальный проект платформы для добычи и хранения нефти в тяжёлых ледовых условиях. Его опыт помог развить новую для России индустрию шельфовой морской нефтегазодобычи.

С 1994 года являлся генеральным конструктором АО «Росшельф» по морским ледостойким нефтегазодобывающим и разведочным платформам. Руководил многими научными, расчётно-теоретическими, экспериментальными и поисковыми работами в области теории корабля, прочности, гидродинамики, энергетики.

С.Н.Ковалёв, являясь крупнейшим специалистом в области подводного кораблестроения, внёс большой вклад в укрепление морского потенциала России, в обеспечение её национальной безопасности. Он – главный, а затем генеральный конструктор восьми осуществлённых проектов подводных лодок. По этим проектам, начиная с 1960 года, были построены 92 подводные лодки суммарным водоизмещением около 900 тысяч тонн. Он автор более 150 научных трудов и большого количества изобретений.

Его вклад в отечественную науку и промышленность долгие годы оставался за завесой секретности. Тем не менее, по проектам и при непосредственном участии С.Н.Ковалёва построено четыре поколения атомных подводных лодок, в том числе крейсера стратегического назначения – основа морского ракетно-ядерного щита страны. Фактически, его беспримерным научным и трудовым подвигом была сведена к нулю вероятность возникновения третьей мировой войны.

Член КПСС. Избирался членом бюро Ленинградского областного комитета КПСС, депутат Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984-1989).

Жил и работал в Санкт-Петербурге. Скончался 24 февраля 2011 года на 92-м году жизни. Похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён 4 орденами Ленина (28.04.1963, 6.04.1970, 4.12.1974, 2.02.1984), орденами Октябрьской Революции (22.08.1979), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (30.09.2009), «За морские заслуги» (30.06.2003), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (25.09.1954), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (9.05.1999). Удостоен благодарности Президента РФ (16.09.1999).

Доктор технических наук (1973), профессор (2002), академик РАН (1992; академик АН СССР с 1981). Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РФ (2006).

Почётный гражданин Северодвинска (7.07.2003). Награждён нагрудным знаком «За заслуги перед Северодвинском» (6.08.2004).

Бронзовый бюст в его честь установлен на Аллее Героев Московского парка Победы в Санкт-Петербурге. Имя конструктора присвоено морскому транспорту вооружения (2015) в составе Тихоокеанского флота.

Выдающийся талант С.Н.Ковалёва, кроме инженерной и научной сфер деятельности, щедро проявился в живописи. Написанные им пейзажи принесли ему звание почётного члена Союза художников Санкт-Петербурга и действительного члена Петровской академии наук и искусств.


Создание в Советском Союзе в восьмидесятые годы стратегической системы ракетно-ядерных сил морского базирования «Тайфун» сопоставимо с запуском первого спутника и является одной из интереснейших страниц в новейшей истории вооружений.

Главным звеном этой системы являются самые большие атомные субмарины в мире, для обозначения которых была даже введена специальная классификация – ТРПКСН, то есть тяжелые ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Однако люди, имеющие непосредственное отношение к подводному флоту, расшифровывают эту аббревиатуру несколько иначе: тяжелые ракетные подлодки Ковалева Сергея Никитича.

Именно Сергею Ковалеву судьбой было определено стать отцом советского атомного подводного флота стратегического назначения. Его роль вполне соизмерима с той, которую сыграл в становлении американского атомного подводного флота адмирал Хаймен Риковер.

Сергей Ковалев родился 15 августа 1919 г. в Петрограде в семье бывшего военно-морского офицера. Его дед по материнской линии был тоже морским офицером, участвовал в русско-японской войне, в знаменитом Цусимском сражении.

Несмотря на тяжелые послереволюционные годы, родители сумели дать мальчику прекрасное домашнее образование. Уже в семь лет он разговаривал по-немецки не хуже, чем по-русски. После окончания школы он поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Заканчивал свое высшее образование уже во время войны в эвакуации – в далеком от морей городе Пржевальске, в Киргизии. В 1943 году начал работать в Горьком на заводе, где строились подводные лодки. Сразу после снятия блокады Ленинграда Сергей Ковалев вернулся в родной город.

Известно, что в Германии во время второй мировой войны огромные силы и средства были брошены на строительство и совершенствование подводных лодок, что позволило создать лучшие по многим характеристикам субмарины в мире и наладить технологию их поточной сборки. Нет ничего удивительного в том, что и США, и Великобритания, и СССР проявили большой интерес к трофейной документации, связанной с подводным судостроением, и активно привлекали к работе в своих конструкторских бюро немецких специалистов.


Проект 941 «Тайфун» перед спуском на воду (предприятие «Севмаш»)

В зоне советской оккупации Германии оказалось конструкторское бюро «Глюкауф», в котором разрабатывались проекты немецких лодок – XXIII и XXVI серий. В город Бланкенбург, где находилось это КБ, были доставлены специалисты-судостроители из Ленинграда и образовано строго засекреченное конструкторское бюро, которое возглавил Алексей Антипин. В этом «бюро Антипина», как оно называлось, активно работал и молодой инженер Сергей Ковалев, которому весьма помогало отличное знание немецкого языка.

С использованием немецкого опыта была создана подводная лодка с единым двигателем, который позволял субмарине в течение нескольких часов удерживать под водой скорость свыше 20 узлов, что было большим достижением для начала пятидесятых годов. Хотя лодки с едиными двигателями не получили развития ни в СССР, ни в Великобритании, где они тоже строились, но именно на них была отработана техника управления скоростными субмаринами, которая помогла, в буквальном смысле слова, научить плавать атомные подводные лодки, управление которых существенно отличалось от управления дизельными субмаринами.

Во второй половине шестидесятых годов в советский ВМФ поступили подводныё атомные ракетоносцы стратегического назначения проекта 667А, получившие в НАТО обозначение «Янки». И хотя, по традиции, это обозначение взято из «алфавита» международного свода сигналов, оно как бы свидетельствовало о том, что русские скопировали американский аналог – подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон». Но это не так.

Вот что говорит по этому поводу Сергей Ковалев, главный конструктор проекта:

– Американские субмарины стратегического назначения начали строиться с конца пятидесятых годов, а у нас только к середине шестидесятых смогли создать баллистическую ракету для подводных лодок, сравнимую с «Поларисами». Должен сказать, что у нас не было каких-то сверхсекретных чертежей американских субмарин, добытых разведкой. Судили мы о том, каким путем идут американцы, только по открытой печати. Однако если бы даже располагали полной документацией по тем же «Вашингтонам», мы бы все равно американскими достижениями воспользоваться не смогли. Во-первых, у нас были совершенно отличные от США уровень производства и технологий. Во-вторых, советские АПЛ стратегического назначения должны были эксплуатироваться в гораздо более сложных оперативных и климатических условиях, чем американские.

Все американские атомные субмарины стратегического назначения имеют однореакторную и одновальную энергетическую установку, продолжает С. Ковалев. Что, в принципе, является оптимальным вариантом. Мы же вынуждены были идти на двухреакторную и двухвальную схемы, что, естественно, усложняло управление лодкой и отрицательно сказывалось на ее акустических параметрах. Но иначе мы поступить не могли по той причине, что основные базы стратегических ракетоносцев у нас располагаются в Заполярье, и весьма часто подводные ракетоносцы несут службу в тяжелых ледовых условиях Арктики. К тому же Советский Союз в отличие от США не имел сети военно-морских баз, разбросанных по миру. Поэтому мы должны были дублировать все жизненно важные системы своих субмарин, которым приходилось нести боевое дежурство на значительном удалении от своих баз.


«Тайфуны» у причальной стенки в бухте Нерпичья (Северный флот)

Изначально у нас были гораздо более жесткие условия, отмечает конструктор, чем у американских коллег при проектировании AПЛ стратегического назначения. Поэтому чисто объективно мы копировать ничего не могли. Что касается одинакового числа ракет,то это связано не с каким-то «американским стандартом», а с технологией. Дело в том, что в США «Джордж Вашингтон» был спущен на воду в 1959 году, а мы провели первые ходовые испытания «Янки» в июле 1967 года, то есть отставали от США на 8 лет. Была поставлена задача как можно быстрее сократить разрыв и в короткий срок выпустить в море достаточное количество советских стратегических субмарин. Мы продумали каждую мелочь, постарались с наибольшей эффективностью использовать каждый сантиметр сборочных стапелей, чтобы наладить поточное производство «Янки». Так вот, длина стапелей, на которых строились лодки, оптимальным образом подходила именно под корпус с шестнадцатью пусковыми установками – не больше и не меньше. В дальнейшем мы проектировали и строили лодки и с двенадцатью пусковыми установками, и с двадцатью.

Надо помнить, что история создания проекта 667 советских подводных стратегических сил была очень непростой, в чем-то даже драматичной. Сталкивались самые различные мнения, самые противоположные интересы. Бывало, что буквально навязывались проекты, на первый взгляд, «революционные», но в конечном итоге заводившие в тупик. И только талант и железная воля Сергея Ковалева позволили избежать соблазнов, пойти единственно верным путем, который в конечном итоге привел к созданию лодок 941 проекта, ставших основой системы «Тайфун».

Американцы первыми начали работы по принципиально новой системе ракетно-ядерных стратегических сил морского базирования «Трайдент». В СССР постановление о начале работ по созданию аналогичной системы было принято на год позже. Но вводились в строй эти системы практически одновременно. Более того, ходовые испытания подводной лодки «Тайфун» начались на неделю раньше, чем «Огайо» – головной лодки системы «Трайдент».

По советской классификации, «Тайфуном» называется вся система стратегических сил, аналогичная «Трайденту». Сами же ракетные лодки были названы «Акулами», в честь русской подводной лодки «Акула», отличившейся в первую мировую войну. Американцы, назвав советскую лодку «Тайфуном», попали «в десятку», так как именно эта субмарина имеет действительно разрушительную силу тайфуна. Сегодня даже в России эти лодки чаще называют «Тайфунами» чем «Акулами».

Работу над «Тайфуном» Сергей Ковалев вел уже как генеральный конструктор, то есть он располагал большими полномочиями, мог привлекать значительные силы и средства для осуществления проекта.

– Начиная работу над «Тайфуном, мы располагали уже большим опытом. – вспоминает Сергей Ковалев. – Однако двигаться по накатаному пути мы не могли. Дело в следующем. Наши ракетчики создали морскую твердотопливную ракету аналогичную той, что разрабатывалась в США как «Трайдент-1». Но советская ракета оказалась в три раза массивнее американского аналога, весила почти сто тонн и была весьма крупная по габаритам. В лодки традиционной конструкции большое количество таких махин просто не поместишь. Пришлось искать принципиально новое решение. Мы рассмотрели и тщательно просчитали свыше 200 различных вариантов, прежде чем выбрали оптимальный. Пришлось решать целую гамму сложнейших научно-технических и технологических проблем. В конечном итоге мы сделали то, что до нас никто еще не делал.

Подводная лодка «Тайфун» – это фактически две субмарины, уточняет С. Ковалев, объединенные одним наружным корпусом – своего рода подводный катамаран. В этом проекте нам удалось реализовать столько по-настоящему революционных идей, что, уверен, до конца века «Тайфуны» останутся не только самыми большими субмаринами в мире, но и самыми передовыми по уровню своих боевых возможностей. По уровню комфорта с этими кораблями не могут сравниться никакие другие подводные лодки, включая «Огайо». На «Тайфуне» есть спортивный зал, сауна, бассейн, отдельные каюты для всех членов экипажа и многое другое, что позволяет в самом деле считать субмарину настоящим подводным крейсером как по боевым возможностям, так и по условиям обитаемости.

С введением в строй системы «Тайфун» всем стало ясно, что дальнейшее наращивание ракетно-ядерных вооружений потеряло смысл, подчеркивает С. Ковалев. Пришло время отказаться от конфронтации между США и СССР, начать искать ответы на спорные вопросы путем переговоров, а не взаимного запугивания. Думаю, что именно мы поставили точку в бесконечном наращивании ядерных вооружений. Уверен, что в обозримом будущем именно морские стратегические силы останутся эффективным средством сдерживания как для США, так и для России. Полностью отвечая всем требованиям по обеспечению оборонной достаточности, только морские стратегические силы наших стран, естественно при разумном балансе, могут реально обеспечить мир во всем мире.

Генеральный конструктор стратегических подводных ракетоносцев академик Сергей Ковалев, несмотря на свои 75 лет, по- прежнему в «боевом строю». Если возникает необходимость, то он без всяких возражений покидает уютный кабинет в Санкт-Петер- бурге, отправляется на Дальний Восток или Крайний Север и выходит в море на борту одной из своих стальных «Акул».


ПРОЕКТ 941 «ТАЙФУН»


В мрачных студеных глубинах Северного Ледовитого океана, в полном безмолвии, под вековым ледяным панцирем толщиной порой в десятки метров, практически бесшумно, жирно лоснясь облицованными специальной шумопоглощающей резиной, напоминающей шкуру кита боками, движется огромная субмарина.

В двадцати ее пусковых шахтах – 18 баллистических ракет с разделяющихся боеголовками, нацеленными куда нужно (во всяком случае, раньше так было), в двух оставшихся – собственные спутники связи, целеуказания и наведения. Лед защищает ее от водного, воздушного и космического врага, но если этот лед мешает ей стрелять ракетами, она пробивает себе полынью торпедой.

В ее оборонительном арсенале – противолодочные торпеды, совершенно не подверженные помехам, так как управляются по проводам, они буквально летят под водой со скоростью более ста километров в час.

Про такое вооружение Валентин Пикуль сказал бы одобрительно, что "кашу маслом не испортишь", но говорят, что в свое время сухопутный маршал, осмотрев новейший ракетоносец, с гордостью представленный моряками, сделал дельное замечание: «Лодка хорошая, но почему на башне нет зенитного пулемета?»

Этого российского подводного монстра типа «Акула» американцы называют «Тайфун».

Том Кленси, любимый писатель президента Клинтона, в своем романе «Охота за «Красным Октябрем» много сил положил на то, чтобы просто облажать «Тайфун» и советских моряков: и всплывает-то она медленно, и погружается-де плохо, и койки у матросов чуть ли не одна на двоих.

Барахло это все. Такое же дерьмо, как получалось у советских писателей, когда они по заказу описывали американских агрессоров.

При такой огромной массе «Акула», как тяжелый бомбардировщик, не может соперничать с маленькими верткими лилипутами типа американских «Лос-Анжелесов» или британских «Трафальгар», а вот одного класса с «Тайфуном» американская ударная «Огайо» – однозначно менее маневренна, хотя бы просто потому что у нее один винт, а у нашей – два, причем значительно разнесенных от продольной оси лодки.

Подводные лодки класса «Тайфун» самые большие по тоннажу в мире, самые малошумящие из всех советских ПЛАРБ, сконструированы специально для операций под арктическими льдами.

Последние две из построенных этого типа еще менее шумные, чем старшие «систершипы», т.к. имеют винты в управляемых обрезиненных кольцевых каналах и, по словам русских моряков, разворачиваются буквально на месте.

Дальность действия лодок практически не ограничена.

На Северном флоте на сегодня 4 ПЛ типа «Тайфун», приписанные в порты Западная Лица, возможно, Гремиха и Йоканга.

На Тихоокеанском – 2 лодки в Рыбачьем и Павловском.

В 1992 году на Северном флоте, в пусковой шахте одной из лодок типа Тайфун произошел взрыв ракетного порохового двигателя.

Демократическая общественность и специалисты международной экологической организации «Гринпис» закатили адмиралу Чернавину скандал, на что тот ответил: «Вы же мне не докладываете о своих сломанных утюгах».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛАРБ ПРОЕКТА 941

Код НАТО: 6-го класса «ТАЙФУН»

Название головной лодки: «АКУЛА»

Водоизмещение: 21500/28000 т.

Размеры: 171,5x22,8x12,2 м.

Вооружение: 20 пусковых установок ракет РСМ-52 (код НАТО – «СТУРЖЕН») ССН-20). Каждая ракета имеет 6-9 разделяющихся боеголовок по 100 килотонн, твердотопливные двигатели – более безопасные в пожарном отношении, чем ракеты на жидких компонентах в ПЛ первых трех поколений. Пусковые шахты расположены необычно – впереди ходовой рубки, что конструктивно является шагом вперед в компоновочных схемах аналогичных ПЛАРБ. Дальность стрельбы – 9100 км.

2-533 мм торпедных трубы (ТТ), боезапас: 36 ракето-торпед типа «53», типа «65» (против надводных кораблей), самонаводящиеся, дальность при скорости 30 узлов – 55 миль, при скорости 50 узлов – 27,5 миль, вес взрывчатого вещества (ВВ) – 900 кг., а также ракето-торпеды ССН- 1.5, ССН-16 в ТТ (4 шт.) калибра 650 мм.

Силовая установка: 2 реактора, 2 паровых турбины, 2 винта, суммарная мощность 80000 л.с. Паропроизводительность реакторов – 350 Мвт, они аналогичны устанавливаемым на современных советских ледоколах.

Акустическое оборудование: 1 радар, 2 сонара: актив/пассив плюс пассив.

Строительство: начато в 1977 году в Северодвинске. Первая спущена на воду 23 сентября 1980 года, вступила в строй в 1981 году. Вторая спущена в сентябре 1982 года. (Вступила в конце 1983г.), третья вступила в строй в конце 1984 г., четвертая – в, 1985, пятая – 1987 и шестая, – в 1989 году. Строительство 7 ПЛ прекращено – у демократической России не нашлось денег.



«Конструктор Дунаев»

«Конструктор Дунаев» Человек, долгие годы носивший фамилию Дунаева, окружён непроницаемой завесой тайны. О нём мало кому известно, а те, кто лично знал Дунаева, рассказывали о нём нечто не укладывающееся в привычные нам рамки. Он работал вместе с легендарным Туполевым,

Сергей Королев (1907–1966) ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики

Сергей Королев (1907–1966) ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в Житомире. Его родители, Павел Яковлевич и Мария Николаевна (урожденная Москаленко), были учителями. Их

18. Конструктор писем

КОВАЛЁВ

КОВАЛЁВ У этой фамилии и родственных ей – украинские корни: коваль – по-украински ‘кузнец’. Получается, что Ковалёв – «однофамилец» Кузнецова. Чисто украинскими остались только весьма распространенные фамилии Коваленко и Коваль. Остальные русифицированы:

«Тайфун» и другие

«Тайфун» и другие Взять, к примеру, многоступенчатую ракету «Рейнботе» — «Посланец Рейна». Она имела длину 11 м и представляла собой три ракеты, состыкованные последовательно, плюс стартовый ускоритель. В качестве топлива всюду использовался твердый дигликольдинитрит,

«Конструктор из спичечных коробков»

«Конструктор из спичечных коробков» Немногим известно, как можно использовать спичечные коробки, кроме как по прямому назначению. На самом деле коробки от спичек могут послужить материалом для создания интересных игр и головоломок. Из них можно изготовить целый ряд

Тайфун

Тайфун Тайфун – так называются сильные бури Китайского моря и его берегов, от китайских слов тай большой и фун (фен, фын) ветер. Однако, метеорологи и моряки называют Т. не все бури, а лишь бури циклонического характера, бывающие в данных странах с мая по половину ноября

Ковалёв Виктор Семенович

Ковалёв Виктор Семенович Ковалёв Виктор Семенович (1883, станица Кременская, ныне Волгоградской обл., — февр. 1919, ст. Серебряково, ныне Волгоградской обл.), активный участник борьбы за установление Советской власти в Донбассе. Род. в бедной казачьей семье. Во время службы в

Ковалёв Иван Федорович

Ковалёв Иван Федорович Ковалёв Иван Федорович [31.3(12.4).1885, с. Щадрино, ныне Семёновского района Горьковской обл., — 23.2.1965, г. Горький], русский советский сказочник. Был колхозным бригадиром, конюхом, избачом. В репертуаре К. преобладают волшебные и авантюрные сказки. Лучшие

Ковалёв Михаил Прокофьевич

Ковалёв Михаил Прокофьевич Ковалёв Михаил Прокофьевич [25.6(7.7).1897, станица Брюховецкая, ныне Брюховецкого района Краснодарского края, — 31.8.1967, Ленинград], советский военачальник, генерал-полковник (1943). Член КПСС с 1927. Родился в семье крестьянина. В армии с 1915. Окончил школу

Ковалёв Сергей Иванович

Ковалёв Сергей Иванович Ковалёв Сергей Иванович [13(25).9.1886, с. Куганак, ныне Башкирской АССР, — 12.11.1960, Ленинград], советский историк античности, доктор исторических наук (1938). Профессор Ленинградского университета в 1924—56, возглавлял с 1934 созданную им кафедру истории

Конструктор

Конструктор В этом подразделе мы рассмотрим такую «фишку» uCoz, как конструктор. Он работает только на сайте и при условии, что вы вошли на сайт под учетной записью администратора. С помощью конструктора можно менять, добавлять блоки сайта, а также вносить изменения в

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ, Генеральный конструктор, академик Российской академии наук — Сергей Никитич Ковалев по праву занимает особое место в славной когорте ученых, творцов, деятельность которых оказала заметное влияние на ход мировой истории.

И это не преувеличение. Более полувека он, как главный, а затем, как Генеральный конструктор, участвовал в создании подводного флота своего Отечества – Советского Союза, России. Творения Сергея Никитича — атомные субмарины – стратегические ракетоносцы трех поколений играют заметную роль в глобальной политике на планете и сегодня. По одной из версий, именно они остановили гонку вооружений между США и Советским Союзом и спасли планету от третьей мировой войны.

Родился будущий конструктор 15 августа 1919 года в Петрограде в семье моряка. После окончания школы в 1937 году — поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. К началу войны он был студентом пятого курса. После прохождения практики на Балтийском заводе на строительстве крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» — Ковалёв был зачислен в бригаду судосборщиков и получил квалификацию судосборщика 6-го разряда.

Летом и осенью страшного 1941 года, как и многие студенты-ленинградцы, Сергей Ковалев работал на строительстве оборонительных сооружений вокруг города: рыли противотанковые рвы, окопы, сооружали доты. В осеннюю стужу ночевали в лесу на кочках в болоте, попадали под артиллерийские и воздушные налеты.

Как один из лучших выпускников, Сергей Никитич был направлен на работу в находившееся в эвакуации в Горьком (ныне — Нижний Новгород) Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) №18 (в настоящее время — АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). После окончания войны перед конструкторами была поставлена задача воспроизвести немецкую турбинную силовую установку и построить по собственному проекту опытную подводную лодку. Этому проекту присвоили номер 617. Поэтому уже в 1948 году вышло постановление Правительства СССР о создании в Ленинграде нового (второго в СССР) Специального конструкторского бюро №143, предназначенного для проектирования высокоскоростных подводных лодок, а также энергетических установок для них. Начальником СКБ-143 и главным конструктором проекта 617 стал А.А. Антипин. Сергей Ковалёв был назначен помощником главного конструктора. В проектные вопросы Антипин особенно не вникал, так как занимался в основном созданием стенда для отработки турбинной установки на заводе «Судомех». Поэтому проектные работы были доверены Ковалёву, не имевшему тогда еще практического опыта проектирования подводных лодок, тем более, такой уникальной — развивавшей скорость подводного хода в два раза большую, чем обычные дизельные подлодки.
Главной кораблестроительной проблемой при проектировании подводной лодки являлась ее управляемость и устойчивость движения на большой скорости подводного хода. Ни теоретических основ, ни практического опыта у советских судостроителей не было. Требовалось определить, какой должна быть форма корпуса, горизонтальные и вертикальные рули. Строительство головной лодки проекта велось без высоких технологий, но очень оперативно и быстро. Решения принимались и исполнялись прямо на месте. От закладки лодки на стапеле до ее спуска в состоянии хорошей готовности прошел всего год – заложена 5 февраля 1951 года и спущена на воду 5 февраля 1952 года. Даже по сегодняшним меркам это ошеломительная скорость строительства!

Подводная лодка – это то средство, которое не может быть уничтожено при нанесении первого атомного удара. Если бы кто-то захотел нанести по нашей стране удар, то какое-то количество лодок обязательно уцелеет. И этого будет достаточно, чтобы нанести удар возмездия, которого сторона, развязавшая войну, не переживет. Но добиться паритета в годы холодной войны удалось не сразу. К началу гонки ядерного вооружения под водой — Советский Союз готов не был. Акцент в то время делали на воздушные и наземные средства доставки ракет. Исправлять ситуацию страна доверила Сергею Никитичу Ковалеву. Первые советские атомные подводные лодки превосходили американские по прочности и глубине погружения. Но значительно уступали по вооружению. Например, на отечественной К-19 стояло всего три ракеты, у конкурентов на «Джордже Вашингтоне» – 16. А еще наши «шумели на весь океан», что нужно было срочно исправлять.

Настоящим прорывом в 70-х годах прошлого века стала закладка первого атомного тяжелого стратегического ракетоносца проекта 941 «Акула». Подлодки этого типа обладают огромным запасом плавучести — более 40%. Но самое интересное, что этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин. Именно они вошли в Книгу рекордов Гиннесса, как самые большие атомные подлодки в мире. По смелости и уникальности технических решений — проект 941, разработанный под руководством Сергея Ковалева и построенный на крупнейшей в нашей стране верфи «Севмаш», остается непревзойденным в мировом кораблестроении, и до сих не утратил своей роли. Создание данного типа кораблей позволило создать ядерный паритет с американцами. Нас уважали и боялись!

И сегодня в составе российского ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 — ТК-208 «Дмитрий Донской». Он прошел модернизацию и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса «Булава-30». Запускать 40-тонную ракету с «Дмитрия Донского», минуя все полигонные и стендовые старты, позволила его уникальная архитектура. Создатель этого корабля — Сергей Никитич Ковалев — лично гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний. Как заявлял он сам, в эфире Первого канала: «это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету «Булава-30». Недавно стало известно, что АПЛ «Дмитрий Донской» планируется довооружить 200 крылатыми ракетами типа «Калибр».

В последние годы жизни легендарный конструктор участвовал в проектировании и строительстве серии атомных субмарин с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей».
Академик Ковалев не любил полумер и доводил любое дело до конца. Выполнил и главную поставленную перед ним Родиной задачу. Именно его подводные ракетоносцы сейчас стоят на страже морских рубежей России!

Читайте также: