Схемы лего учись учиться

Обновлено: 10.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сборник практических заданий по LEGO -конструированию, направленных на формирование прединженерного мышления у детей дошкольного возраста / сост. Р. С. Громашева. Камышлов ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017 – 35 с.

В сборнике дано описание практических заданий по LEGO -конструированию, направленных на формирование прединженерного мышления у детей дошкольного возраста

Сборник, является идеальной формой работы, который позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры и является актуальным использованием LEGO -технологий в образовательном процессе ДОО.

ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующих развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование самостоятельной деятельности по LEGO -конструированию в сборнике направленно главным образом на развитие психических и личностных качеств ребенка, таких как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Сборник по LEGO -конструированию предназначен для педагогов ДОО, студентов педагогических ВУЗов и колледжей в условиях современной дошкольной образовательной организации». Служит мощным техническим средством связи с качественным скачком развития новых технологий в ДОО в ХХ I веке.

Рекомендации по работе со сборником

Практические задания по LEGO -конструированию, направленные на формирование прединженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста

- Конструирование по образцу

- Конструирование по условиям

- Конструирование по замыслу

- Конструирование по модели

- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

- Конструирование по теме

Перечень необходимых материалов для конструирования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Понятие «прединженерное мышление» вводит Миназова Л. И. и выделяет следующие признаки прединженерного мышления:

- формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из LEGO и др.;

- рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;

- не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;

- систематично формируется в процессе научно-технического творчества;

- имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни.

В структуру прединженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др.

В большинстве случаев в практических исследованиях в качестве способа формирования прединженерного мышления предлагается LEGO -конструирование.

Актуальность LEGO -конструирования в дошкольном возрасте значима, так как оно:

- является действенным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивая при этом интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

LEGO -конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.

Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового и развивающего средства для детей довольно широк. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO .

Занятия с разнообразием конструкторов LEGO способствуют всестороннему развитию дошкольников разного возраста.

В процессе занятий с использованием LEGO – конструктора идет работа над развитием:

- образного мышления (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка; воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное);

- пространственного мышления (ребенок на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже);

- мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);

- фантазии и воображения (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т.д);

- способности к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).

LEGO и его прототипы являются обязательными атрибутами игровой деятельности ДОУ, начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества. С помощью таких деталей дети учатся конструировать не только по схеме, но и воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения.

В процессе работы с LEGO можно различить основные виды конструирования:

- конструирование по модели

- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

- конструирование по теме.

При работе с LEGO -конструктором используются следующие методы и приемы. Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

- работа по образцу – обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

В ходе работы по LEGO -конструированию у ребенка формируются определенные знания и умения.

Ребенок должен знать:

- основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Ребенок должен уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- реализовывать творческий замысел.

Основные этапы развития способностей конструирования на примере работы с LEGO -конструктором:

1. Планирование предстоящей деятельности, представления хода работы по операциям, описание черт окончательного результата изделия.

2. Овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнять зарисовку чертежа, описать эскиз изделия.

3. Самостоятельное конструирование.

4. Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателями и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с составленными задачами и запланированным образом.

6. Определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения изделия при конструировании учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию.

Дети, выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Важным является внесение творческого начала в формирование конструктивных умений при выполнении отдельных работ во взаимодействии со значимыми взрослыми. Ребенок работает с большой активностью, со значительным напряжением мысли, если перед ним стоит задача изменить размеры или форму изделия, подумать над количеством необходимых деталей, изменением в оформление, в последовательности всего процесса изменения изделия. Целесообразно подготовить детям разные конструкции одних и тех же изделий, что направит творческую инициативу детей.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Любая деятельности по собиранию, ломанию, строительству – это отличная тренировочная база для будущей логики и интеллекта. Пространственное мышление и воображение выходят из попыток сложить кубики, построить куличики в песочнице или собрать кораблик из бумаги и спичек. Работа с LEGO -элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового. LEGO помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию воображения ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СБОРНИКОМ

Предлагаемый сборник содержит практические задания по LEGO -конструированию, направленные на формирование прединженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задания распределены по разделам:

- конструирование по образцу

- конструирование по условиям

- конструирование по замыслу

- конструирование по модели

- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

- конструирование по теме.

В каждом разделе содержится несколько заданий, разных по уровню сложности (1 – простое, 2 – средней сложности, 3 – высокий уровень сложности).

Каждое задание в своём описании содержит следующие компоненты:

- время на выполнение

- сфера использования (в рамках занятий в ДОУ)

Предлагать детям задания необходимо по следующей схеме:

- задания из каждого раздела реализуются по порядку и по уровню сложности.

- задания следующего раздела можно предлагать только тогда, когда пройдены задания первого уровень предыдущего раздела (нельзя давать задания «конструирование по модели или по замыслу», если не пройден первый уровень заданий из разделов «конструирование по образцу или по условиям»).

Задания можно использовать как в рамках организации занятий в ДОУ, так и в свободной деятельности детей. Также задания могут быть использованы родителями в домашних условиях.

Время на выполнение заданий рекомендуется не ограничивать (хотя примерные временные рамки в заданиях обозначены) – это связано с тем, что у каждого ребенка свой темп деятельности и мышления и ограничение по времени приведет к тому, что ребенок либо не доделает поделку до конца, либо не сделает качественно.

После выполнения заданий рекомендуется устно оценивать поделку ребенка, отмечая следующие показатели:

- правильность поделки (в поделках из 1, 2, 4 и 5 разделов)

- соответствие замыслу (3 и 6 раздел)

- оригинальность идеи (3 и 6 раздел)

- качество выполнения поделки (правильность скрепления деталей, надежность скрепления, аккуратность выполнения).

Оценивание работы ребенка рекомендуется на первых этапах проводить взрослому, на последующих этапах, когда дети освоят критерии оценивания – привлекать детей к оцениванию поделки сверстника.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИНЖЕНЕРНОГО

МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Конструирование по образцу

1.2. Подъемный кран

2. Конструирование по условиям

3. Конструирование по замыслу

3.2. Мебель (стул и стол)

3.4. Лесной домик

4. Конструирование по модели

5. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

5.4. Дом на колесах

6. Конструирование по теме

6.1. Прогулка в зоопарке

6.2. Машины из будущего

6.3. Улицы родного города

Раздел 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ

- формировать умения строить башню;

- развитие умения конструировать по образцу, мелкой моторики рук;

- активизировать словарь детей.

Пластины 4*4 тонкие – 3 шт., кубики 2*2 – 9 шт. (можно 2 прозрачные)

Время на выполнение:

- соответствие образцу по форме

- соответствие образцу по количеству деталей

Возможно давать задание в рамках образовательной деятельности и в рамках свободной деятельности ребенка

Нужно построить башню. Для этого необходимо:

1. Определить нужные детали по количеству и форме

2. Отобрать нужные детали

3. Скрепить детали, начиная с нижней, по образцу (совместно с воспитателем)

4. Проверить правильность фигуры, соотнеся ее с образцом

Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.

1.2. ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

- закреплять умения осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме);

- развитие умения конструировать по условиям (форма фигуры);

- воспитывать желание работать совместно с другими детьми.

Основа на колесах – 1 шт.; пластины 4*2 -2 шт., кубики 2*2 – 5 шт., прозрачный куб для кабины 2*2 – 1 шт.; пластина 2*8 -1 шт.

Время на выполнение:

- соответствие образцу по форме

- соответствие образцу по количеству деталей

- умение скреплять детали конструктора

Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка

Нужно построить подъемный кран, Для этого:

1. Определить нужные детали по количеству и форме

2. Отобрать нужные детали

3. Скрепить детали, начиная с нижней, по образцу

4. Проверить правильность фигуры, соотнеся ее с образцом

Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.

После выполнения задания важно, чтобы дети самостоятельно проверили правильность выполнения фигуры.

1.3. ПАРОХОД

- формирование умения осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме);

- развитие умения конструировать по образцу, мелкой моторики рук;

- формирование умения называть детали, из которых состоит фигура, скреплять детали в нужном порядке;

- формирование пространственного мышления

Пластины 4*2 – 8 шт., кубики 2*2 – 7 шт., пластины 2*8 (тонкая) - 2 шт., лапа 2*2 – 1 шт., пластины 4*2 -2 шт., окно -1 шт.

Время на выполнение:

- соответствие образцу по форме

- соответствие образцу по количеству деталей

- умение называть детали конструктора

- умение скреплять детали конструктора

Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка

Нужно построить пароход, для этого:

1. Определить нужные детали по количеству и форме

2. Отобрать нужные детали

3. Скрепить детали, начиная с нижней, по образцу

4. Проверить правильность фигуры, соотнеся ее с образцом

Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.

После выполнения задания важно, чтобы дети самостоятельно проверили правильность выполнения фигуры.

-закреплять умение осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме), скреплять в нужном порядке и соотносить фигуры, определяя правильность их выполнения;

Пробудите воображение юных строителей LEGO® с помощью этих простых инструкций по сборке! Просто прокрутите страницу вниз, чтобы найти свой набор LEGO Classic, а затем нажмите на понравившуюся модель, чтобы загрузить бесплатные инструкции по сборке. Отличный способ научить детей конструировать и повеселиться вместе!

Модели из кубиков LEGO® (11001)

Эта потрясающая фигурка динозавра, красочная клавиатура, милый домик и паровоз идеально подходят для того, чтобы познакомить начинающих строителей с конструкторами LEGO® Classic. Как только дети научатся конструировать с помощью этих бесплатных инструкций, творческим играм не будет конца!


Classic — Продукция — Базовый набор кубиков LEGO® (11002)

Пробудите детское воображение, использовав эти бесплатные инструкции для сборки крутых, творческих и простых моделей LEGO®. Если вы знакомы с принципами конструирования, то сможете собрать всё, что угодно: от собаки с косточкой до рыцаря на коне и от монстрогрузовика до динозавра.


«Кубики и глазки» LEGO® (11003)

Оживите конструкторы LEGO®, собрав одну из этих симпатичных игрушек с помощью инструкций по сборке. Здесь вы найдёте множество милых животных, а также пирата, зоомагазин, вертолёт и многое другое. Просто загрузите эти бесплатные инструкции по сборке и расскажите детям о бесконечных возможностях, скрытых внутри набора «Кубики и глазки» LEGO Classic!


Весёлое творчество LEGO® (11005)

Помогите детям проявить свои творческие способности с помощью этих бесплатных инструкций по сборке LEGO®. В этих инструкциях есть всё, что нужно юным строителям, чтобы начать исследовать удивительный мир милых животных, забавных транспортных средств и крутых игрушек LEGO.


«Кубики, кубики, кубики!» LEGO® (10717)

Загрузите бесплатные инструкции для набора «Кубики, кубики, кубики» LEGO® Classic и наблюдайте, как дети будут строить, строить и строить! Из наборов LEGO можно собрать множество разных игрушек — от замка до реактивного самолёта и от пиратского галеона до слонихи со слонёнком, — так что возможности для творческого конструирования безграничны!


Чемоданчик для творчества и конструирования LEGO® (10713)

Помогите начинающим строителям проявить свои творческие способности с помощью этих бесплатных инструкций по сборке, и вскоре они смогут собрать из своей коллекции кубиков самолёт, робота, слона, машину, парусную лодку, крепость. и всё, что только смогут придумать!


Кубики и механизмы LEGO® (10712)

Помогите начинающим конструкторам научиться эффективно использовать кубики и механизмы. Загрузите бесплатные инструкции по сборке, и вскоре они смогут собрать игрушечный вертолёт, вращающуюся ветряную мельницу, качели, вращающуюся карусель и множество других удивительных моделей с механическим приводом!


Модели на колёсах LEGO® (10715)

Загрузите бесплатные инструкции по сборке для этого динамичного набора LEGO® Classic и пробудите творческие способности ваших детей! От собаки на скейтборде до автомобиля с фургоном-прицепом, от лошади с телегой до мотоцикла — посмотрите, как дети исследуют фантастический мир колёс и механизмов!


Набор для творчества среднего размера (10696)

Этот набор LEGO® Classic, включающий в себя невероятную смесь кубиков, окон, глаз и колёс, предоставляет просто удивительные возможности для игр и творчества. От космического корабля до ветряной мельницы, от тостера до тигра — все эти разнообразные и простые в сборке модели идеально подходят для начала конструирования. Загрузите бесплатные инструкции по сборке прямо сейчас.


Набор для творчества большого размера (10698)

Загрузите бесплатные инструкции по сборке и празднуйте Рождество и другие праздники с игрушками, собранными из кубиков LEGO®! Камера, плюшевый мишка, экскаватор, замок, локомотив. Здесь вы найдёте достаточно простых моделей LEGO, чтобы поддерживать интерес детей к конструированию в течение всего года!


Набор для творчества (10692)

Внутри этого набора кубиков LEGO® Classic вас ждёт целый мир фантазий и воображения! Загрузите бесплатные инструкции по сборке прямо сейчас, и вскоре ваш маленький строитель LEGO сможет посетить маяк, полетать на винтовом самолёте, сделать покупки в продуктовом магазине, покормить корову и многое другое.


Дополнение к набору для творчества — яркие цвета (10693)

Помогите начинающим строителям LEGO® научиться конструировать с помощью этих великолепных и при этом простых в сборке игрушек LEGO. С помощью этих инструкций по сборке можно собрать динозавра, робота, акулу, пиратский корабль, реактивный самолёт, ракету. Просто загрузите их и понаблюдайте, что придумает ваш ребёнок!


Дополнение к набору для творчества – пастельные цвета (10694)

Оживите свою коллекцию кубиков LEGO® пастельных цветов с помощью простых инструкций по сборке, которые можно загрузить совершенно бесплатно. От бабочки до скворечника, от кролика до праздничного торта — эти великолепные модели вдохновят детей на бесконечные творческие игры.


Набор для творческого конструирования LEGO® (10703)

Инструкции по сборке для начинающих архитекторов! Скачайте эти бесплатные инструкции, чтобы помочь детям собрать замок, небоскрёб, отель, сделать покупки в магазине или посетить азиатский храм, а затем вернуться домой к милой рыжей лошади.


Творческий набор LEGO® (10704)

Помогите детям превратить их удивительную коллекцию разноцветных кубиков LEGO® в парусную лодку, мусоровоз, зимнюю хижину, мобильный телефон, дракона, симпатичную собаку, тропическую рыбу, игрушечный автомобиль и эскимо. Загрузите эти бесплатные и простые инструкции по сборке прямо сейчас!


Синий набор для творчества LEGO® (10706)

Познакомьте детей с миром творческого конструирования LEGO® с помощью следующих трёх моделей, собранных из синих кубиков: кита, поезда и лошади, и вдохновите их на бесконечные творческие игры. Загрузите бесплатные инструкции по сборке и понаблюдайте, что придумает ваш ребёнок!


Красный набор для творчества LEGO® (10707)

Вдохновите юных строителей на создание крутых игрушек из кубиков LEGO®. Загрузите бесплатные простые инструкции по сборке, чтобы собрать вращающуюся ветряную мельницу, гоночный автомобиль и милого краба с щёлкающими клешнями. Как только они научатся конструировать, творческим играм не будет конца!


Зелёный набор для творчества LEGO® (10708)

Загрузите бесплатные инструкции по сборке для «Зелёного набора для творчества» LEGO®. С помощью этих трёх забавных моделей — крокодила с большими зубами, трактора и крутого замка — вы дадите зелёный свет творческим играм!


Оранжевый набор для творчества LEGO® (10709)

Загрузив бесплатные инструкции по сборке для этого потрясающего набора оранжевых кубиков LEGO®, вы будете поражены тем, насколько развита фантазия ваших детей. Вы и не заметите, как они уже будут играть с собственным баром соков, сражаться на винтовом самолёте или гладить дружелюбного льва.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

на тему: «Учимся, играя! Обучаемся в игре!»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастеркласса по использованию конструктора LEGO в педагогической деятельности в процессе активного игрового общения.

1. Представить педагогический опыт по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО.

2. Познакомить участников мастер-класса с играми-упражнениями по ЛЕГОконструированию, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора.

Планируемый результат:

- информирование педагогического сообщества о системе работы по ЛЕГОконструированию для детей дошкольного возраста;

-формирование мотивации педагогов-участников мастер-класса к использованию игр, игр-упражнений по ЛЕГО-конструированию.

Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, ноутбук, картинки с изображением моделей ЛЕГО, карточки с цифрами.

Место проведения:

Начало проведения:

Программа мастер-класса

Презентация опыта по теме:

«Учимся играя, обучаемся в игре»

Практическая часть: игры-упражнения по ЛЕГО-конструированию

Подведение итогов, обмен мнениями, впечатлениями.

Предлагаю вам окунуться в мир лего – мир, в котором живут наши дети сегодня. Я хотела бы поделиться своим опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО.

Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам, представленным на слайде.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системнодеятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализуется в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя. Играя в LEGO, дети учатся различать цвета, размеры и форму предметов, определять их пространственное расположение, привыкают выполнять задания, сосредоточиваться, работать в коллективе. Кроме того, тренировка пальцев, оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поскольку я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, считаю, что применение Лего-технологий, является эффективным средством в коррекционно-развивающей работе с такими детьми.

Для многих педагогов Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее, включение Лего-технологии в образовательный процесс ДОУ происходит посредством интеграции во все образовательные области, определенные ФГОС ДО.

В своей практике я использую, конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: в непосредственной и совместной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, а также на занятиях по дополнительному образованию кружка «Удивительный мир Лего и робототехники». Самое главное ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми легко и увлекательно работать.

Структура занятий по ЛЕГО-конструированию и алгоритм выполнения модели представлены на слайде.

Приглашаю желающих, которые побывают сегодня в роли детей. Выходите, пожалуйста, сюда! Присаживайтесь за столы.

Прежде чем мы приступим к работе с конструктором, давайте уточним, чем детали LEGO отличаются друг от друга? Правильно, формой, цветом и размером

Я думаю, вы знаете, что детали конструктора имеют определенное название и из занятия в занятие необходимо учить детей их правильно называть.

Основные детали лего – это кирпичики и пластины, названия даются по количеству «кнопочек» - 2х2, 2х4, кроме этого есть ещё и другие дополнительные элементы (показ).

Сейчас я хочу поиграть с вами в игры - упражнения, которые использую в первой организационной части занятия.

1. Игра «Легомемори».

Посмотрите на постройку из деталей ЛЕГО в течение нескольких секунд. Обратите внимание на цвет и чередование деталей. Закройте глаза (убирает одну деталь или меняет несколько деталей местами). А теперь угадайте, что изменилось.

Такое упражнение можно повторить с детьми 3-4 раза. Главное – не забывать их хвалить за правильные ответы.

2. Следующая игра «Запомни и собери». Думаю, название этой игры подсказывает Вам, что нужно делать.

3. Игра «Легоматематика».

Воспитатель раздает числовые карточки и кирпичики LEGO. Перед вами числовой ряд от 1 до 5. С помощью лего-кирпичиков 2х2 необходимо выстроить числовой ряд.

Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце.

«Дети» в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

Важно отметить, что при конструировании LEGO важно знать правильный способ крепления деталей: стопкой, ступенчато (показ), внахлест. В LEGOконструировании есть такое понятие – «кирпичная кладка» – это правильное соединение деталей, обеспечивающее прочное их скрепление.

5. Следующая наша игра «Собери модель по словесной инструкции» как раз направлена на отработку крепления деталей конструктора между собой, а также отражения этого в речи.

Правила игры: два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит (где какая стоит деталь). В итоге игры должны получиться две одинаковые модели. Для облегчения задания я приготовила схемы моделей. Итак, начинаем игру в парах!

Время игры –2-3 минуты. Итак, игра окончена. Давайте посмотрим на работы.

1. Получилось ли собрать то, что хотели сконструировать? Почему?

2. Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

3. Вопрос для зрителей мастер-класса: получилось ли участникам правильно сделать конструкцию по словесной инструкции? Почему не понял, что нужно делать?

Комментарий к игре: Такую игру целесообразно использовать для детей с 6-и лет, она учит детей работать в команде (в данном случае – в паре) и параллельно развивает речь детей.

Готовые модели можно предложить объединить единым сюжетом, придумать небольшой рассказ с ними.

6. Игра «Юный химик». Воспитатель раздает каждому по пипетке (медицинской), плате ЛЕГО и стаканчик с водой. Предлагаю вам набрать в пипетку воды и накапать в каждую ячейку. Таким образом, вся легоплата должна быть заполнена водой. Это игра простая до невозможности, но детей очень увлекает. В процессе этой игры дети знакомятся с некоторыми свойствами воды (вода течет, заполняет все пространство), тренируют руку, ловкость и координацию (зрительную, двигательную).

Хотелось бы услышать от Вас:

- Трудно или легко вам было работать?

- Что дает детям данный опыт работы?

- Появилось ли у Вас желание использовать данную технологию?

Анализируя данную работу с позиции ФГОС дошкольного образования, констатирую, что данная технология способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

В заключение нашей встречи предлагаю Вам построить «Пирамиду эмоций» из кирпичиков Лего.

• Кирпичик зеленого цвета означает, что Вам было интересно, всё понятно, и Вы будете применять леготехнологии в работе с детьми.

• Жёлтый – было интересно, но остались вопросы.

• Красный покажет, что вам ничего не понравилось.

Предлагаю Вам памятки по организации работы с лего-конструктором

Спасибо всем за внимание и активное участие в работе мастер-класса! Желаю Вам творческих успехов, удачи!

Сегодня я вам предлагаю окунуться в чудный мир Лего. Невозможно играть, не получая знаний, как невозможно учиться без игры. Эти слова говорят о моем отношении к технологии лего- конструирования.

Ведь работа с LEGO - конструкторами позволяет ребенку исследовать мир через игру. LEGO-конструктор, открывает детям новый мир, предоставляет возможность в процессе игры развивать не только умственные способности, но и социальные качества. Развивается умение пользоваться инструкциями и схемами, формируется логическое, проектное и инженерное мышление. Слайд№ 4

LEGO позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструментарий и задания для интегрированных проектов.

Для наиболее эффективной деятельности с лего конструктором, я использую разнообразные средства, одним из которых является использование ИКТ-игры. Эти игры как вспомогательный инструмент и источник вдохновения, потому что дети снова и снова собирают новые модели.

В этом плане помогает, игра «Играй и развивайся» и игры на интернет ресурсе. (обратить внимание на слайд)

Но сегодня на своем мастер классе, хочу познакомить вас, с другой своей наработкой. В настоящее время в обще образовательных программах есть рабочие тетради, и я взяла эту идею за основу. Начала разрабатывать свою рабочую тетрадь, основываясь на тематическое планирование. Тетрадь разработана для лего конструирования, она направлена на развитие элементов инженерного мышления и способности к наглядному моделированию, но невозможно решить эту задачу не затрагивая все области в ФГОС, поэтому задания в тетради продумала так, чтобы проходила интеграция образовательных областей.

Сегодня я бы хотела презентовать свою рабочую тетрадь, мы с вами поработаем, и вы сами убедитесь в том что с лего можно играть и получать знания.

Эту тему я использовала на тематической неделе «Здравствуй детский сад» в качестве положительного настроя ребят на учебный год .

Мы с вами видим, что на картинке изображены челочки Лего.

1. Сколько детей пришло в детский сад?

2. Сколько мальчиков и сколько девочек?

Молодцы! Это задание на формирование элементарных математических представлений. Так же можно предложить задание на развитие образного мышления. Сколько у нас в группе ребят, кого больше мальчиков или девочек. Сравни где больше ребят в тетради или у нас в группе? Такими вопросами можно решать различные задачи. Давайте перейдем к следующему заданию.

Следующее задание в этой теме:

4. Сделай угощение для ребят

В рабочей тетради показаны варианты угощений, включите свою фантазию и придумайте свое угощение. Пока участники мастер класса заканчивают задание, я предлагаю провести небольшую Лего минутку.

Приглашаем 4 –х зрителей из зала. Лего в руки мы возьмём, И играть мы с ним начнем.

Руки вверх мы все поднимем, Кубик с ручки в ручку кинем. Наклонимся и положим, Выпрямимся, ручки сложим. А теперь прыжки начнем, Кубик Лего не толкнем.

Раз присели, кубик взяли, Дружно встали, помахали.

Присаживайтесь на свои места.

Как я уже говорила, Лего я использую в разных видах деятельности. В физическом развитии как нетрадиционное оборудование. Так же в моей тетради подобраны такие задание способствующие развитию речи, использование лего конструктора помогает закрепить с детьми звуки, умение составлять рассказы, в социально – коммуникативном развитии создание сюжета и обыгрывание его, в художественно-эстетическом развитии подобраны задания для рисования отпечатком кубика. Слайд№9

А участники уже закончили свои угощение давайте посмотрим что получилось.

Молодцы, как мы видим это очень интересно и ребятам тоже очень нравится. Откройте следующую тему: из тетради «Краски осени» первое задание из этой темы я использовала, как часть занятия по познавательному развитию.

А так же, познакомила ребят с игрой «Садовник», эту игру я использую как в совместной деятельности, так и в индивидуальной работе.

Давайте, и мы в нее поиграем.

Возьмите прямоугольные платформы-это грядка. Сейчас мы на нее будем садить растения. Растения у нас – кубики (2х2) красного, желтого, зеленого, и синего цвета. Мы с ребятами проговариваем, какие растения мы сажаем. С каким цветом ассоциируется, растение растущее на грядке. Поле пластины закрывается полностью. Количество кубиков разного цвета выбирается произвольно игроками. Воспитатель по кругу вращает стрелку. Остановившись, стрелка показывает, кубики какого цвета нужно убирать. Так же года мы снимаем кубик и проговариваем какое растение собираем с грядки. За каждый ход участники снимают со своей игровой панели по одному кубику такого цвета, как указывает стрелка (собирают урожай). Если у игрока такого цвета нет, то он пропускает ход.

Побеждает тот, кто первым соберет весь урожай, остальные игроки играют дальше.

Эта игра развивает внимание, цветовой спектр, наблюдательность, речь, ассоциативное мышление .

Как мы видим это очень увлекательно и интересно, давайте перейдем к следующему заданию из рабочей тетради.

Тетрадь составляла из своего опыта, включила в нее, те задания, которые давали наибольший эффект, сейчас в тетради собраны наиболее лучшие.

Так же тетрадь я использую, и для взаимодействия с семьей, в основном задания мы выполняем с ребятами в детском саду, но и есть такие, которые я даю на дом. Например, на тематической неделе «Волшебница вода» ребятам нужно будет собрать рыбку дома, прийти и рассказать о ней. А затем мы составим сухой аквариум, пометим в него наших рыбок. Получаем результат, которым потом пользуемся.

Это только часть моей работы, переходя на следующую ступень возрастного развития планирую разрабатывать тетрадь дальше, так как эффект доказывает результатами диагностики.

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.

Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось. Педагоги строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов. Спасибо всем за участие в мастер-классе!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ мастер-класс.docx

Мастер-класс учителя начальной школы МАОУ «СОШ № 109»

Ашлаповой Л.В.

Лего-конструирование как средство формирования

универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Научить учиться – лозунг стандартов II поколения. Новый стандарт ориентирует учителей на создание условий для разностороннего развития личности ребёнка, формирования УУД.

Освежим в памяти, что такое УУД.

- Скажите, пожалуйста, у кого есть дети, внуки, племянники?

- У них есть конструкторы Lego ? Думаю, что есть практически у всех.

- А какая связь существует между школой и конструктором Lego ?

- Да. Два года назад в школы стали активно внедрять робототехнику.

- Я начала заниматься с детьми Lego -конструированием ещё в 1 классе девять лет назад. Мы создавали различные проекты, участвовали в конкурсах профессионального самоопределения, занимали призовые места.

-В этом году при запросе на профессиональные пробы удивили учителей мои бывшие ученики – нынешние девятиклассники. Они сделали заявки на чисто технические (инженерные) специальности.

-Я часто задумывалась, как сделать школьников активными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании?

-Различные исследования показывают, что когда мы задействуем несколько каналов восприятия у детей в процессе обучения, они гораздо эффективнее усваивают и запоминают полученную информацию.

Чаще всего в школах используются наборы W е D о и NXT . Я выбрала набор «Учись учиться». Это образовательный инструмент, который помогает ученикам начальной школы получать знания по конструированию и проектированию, языковым навыкам, математике, окружающему миру и одновременно осваивать и развивать самые важные навыки 21 века, такие как совместная работа, общение, творчество, критическое мышление и решение задач.

Его можно использовать не только на кружках, но и в рамках урока, который остаётся основной формой организации учебного процесса.

Практическая часть.

Предлагаю и вам на практике увидеть, как это можно сделать.

Я прошу выйти 4 человека и разбиться на пары.

Задание 1 паре .

Представьте, что Аня и Серёжа – хорошие друзья. Они живут на разных берегах реки. Река имеет очень бурное течение. Как вы можете помочь Ане и Серёже встретиться?

Задание 2 паре .

Прежде всего, вспомним, что детали Lego отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру .

Первый участник, отвернувшись, придумывает порядок скрепления деталей – строит что-нибудь.

Цель для первого участника – сконструировать что-либо, по ходу работы объясняя второму.

Для второго – не видя сконструировать то же самое.

Предлагаю провести небольшой анализ работы.

1. Удовлетворены ли вы своим результатом работы в парах?

2. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?

3. Для тех, кто объяснял: получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

4. Для тех, кто слушал: получилось ли правильно повторить?

5. Всё ли получилось? Как вы думаете, почему?

Я вам предлагаю высказать свои мысли о том, для чего нужна подобная работа.

1. Разогреться, размяться, настроиться на работу

2. Выявить умение работать в паре

Перейдём к 1 паре . Они должны закончить свою работу.

1. Как вы пришли к решению проблемы?

2. С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?

3. Как вы их преодолели?

Вопрос залу: Какие виды УУД формируются с помощью этих упражнений?

- Эти и некоторые другие задания я использовала в самом начале 1 класса при ведении курса «Введение в школьную жизнь». На родительском собрании, посвящённом адаптации первоклассников, родители были единодушны в том, что занятия с Lego -наборами помогли детям легче адаптироваться.

Применять Lego можно на следующих школьных предметах: технология, русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение. Предпочтение в этом списке я отдаю урокам математики.

- Скажите, при изучении каких тем на математике вы бы могли использовать Lego -конструктор?

Lego -кирпичики характеризуются ярко выраженной формой, размером и цветом, поэтому их удобно классифицировать и сравнивать. Конструкции легко разделяются на фрагменты. Это особенно важно при освоении десятичной системы счисления.

Leg о используется при изучении пространственных представлений: вверх, вниз, направо, налево.

Кирпичики Lego применяют при сравнении предметов: столько же, больше, меньше.

Leg о используют при изучении увеличения и уменьшения числа на несколько единиц, состава числа.

Lego применяют при переходе через десяток, при изучении таблицы умножения, периметра и площади геометрических фигур, при изучении долей и дробей.

При решении задач Lego – кирпичики помогают понять условие задачи, т. е. они заменяют краткую запись в тетради, помогают правильно выбрать арифметическое действие, при вычислении и для проверки решения.

- Какие темы можно изучать на уроках обучения грамоте, русского языка?

Lego -поддержку я использую и на уроках обучения грамоте, русского языка. Например, дети очень любят строить буквы. Можно определять и выкладывать с помощью кирпичиков Lego количество звуков в слове, количество слогов, схему предложения.

- Какие темы можно изучать на уроках окружающего мира?

Leg о -конструкторы широко используются на уроках по «Окружающему миру». Вот только некоторые темы уроков:

· Кто такие насекомые;

· Что окружает нас дома;

· Где зимуют птицы.

Главное помнить, что Leg о -конструирование – лишь элемент урока, и оно должно служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в задании, что ребенок не умел делать до и чему он научился в процессе.

Использование Lego на уроках в начальной школе – это важный и полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д. Дети проявляют свои творческие способности, фантазию, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.

Итог. Выполните, пожалуйста, последнее задание. Возьмите салфетки.

- разверните, покажите друг другу.

У большинства салфетки оказались разными.

- Педагогика даёт нам технологии, методы, приёмы, которыми мы пользуемся в своей работе. Но каждый учитель вкладывает в них что-то своё, индивидуальное. Я буду рада, если кого-то заинтересовало использование Leg о -конструирования. Желаю творческих находок и успехов.

1. Екимова Е.И., Усманова Л.Г. "Использование лего-технологий на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения"

2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001

3. Крылова Л. Ф. "Работа с конструктором ЛЕГО"

4. Максаева Ю.А. " Интеграция лего-конструирования в образовательную деятельность"

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

6. Новикова М. Г. "Лего – поддержка на уроках в начальной школе"

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)

лего схемы

Дети всегда найдут общий язык, они могут общаться при помощи игр. В играх дети развиваются, экспериментируют и самовыражаются.

Если у кого- то возникнет вопрос: «Стоит ли покупать ребенку конструктор?» То ответ, однозначный: «Да, стоит!»

Что дает игра в Лего.

Ведь играя, в Лего у ребенка наращиваются конструкторские способности.

  • Конструктор совершенствует детское творчество, с его помощью можно сделать игрушку и поиграть с ней;
  • Так же развиваются двигательные функции ребенка;
  • Речь ребенка;
  • Зарождается познавательная и исследовательская деятельность;
  • Совершенствуется умственная деятельность;
  • Развивается мелкая моторика рук;
  • Вырабатывается эстетический вкус;
  • Устанавливается любознательность и находчивость.

Если сравнить лего с компьютерными играми, то в лего дети играют в комфортном для них темпе, сами себе придумывают темы игр. В компьютерной игре – сюжет игры уже заложен, и содержание компьютерной игры быстро меняется, что нагружает психику ребенка.

А ведь, дети, которые в детстве увлекались сборкой конструктора лего, в дальнейшем легко и просто осваиваются в компьютерных играх и с легкостью разбираются в компьютерных программах. Так как им процесс конструирования из множества деталей уже был знаком, и они уже представляют себе, как собирать сложное устройство из простых компонентов. А это один из важнейших факторов овладения компьютером.


А как мы знаем, у детей присутствуют две активности: физическая и умственная.

Физическую активность мы можем явно заметить, тогда, как умственную заметить трудно. Мы ведь не умеем читать мысли другого человека. Мы увидим конечный продукт умственной деятельности, например новоизобретенную игру или новое сооружение. Конструктор лего тренирует умственную активность, а так же физическую деятельность тоже.

польза лего

Дети быстро теряют интерес к тем игрушкам, которые не трансформируются. А игрушки, которые можно модифицировать и модернизировать, привлекают интерес ребенка и подталкивают к новым экспериментам. Это активизирует физическую и умственную деятельность.

Через игру всегда можно диагностировать, как развивается ребенок на данный момент. Бессознательно дети улучшают знания и умения, приобретенные с рождения.

Дети обожают играть. Игра им дарит радость и удовлетворение.

лего дупло играть

с 2 лет

С какого возраста можно играть в Лего.

В лего Duplo можно играть с 2 лет . В этом конструкторе крупные и удобные детали.

набор лего от трех лет

с 3 лет

К возрасту 3-5 лет – можно пополнить свою коллекцию, конструктором с более мелкими деталями.


с 5 лет

От 5 лет уже ассортимент огромный, выбирайте тематические наборы, в зависимости от интереса ребенка.

Как играть.

Вариант 1. Выстраивать по образцу.

Покажите ребенку образец того, что надо сделать, и покажите, как построить такую конструкцию из деталей.

Играя таким способом, ребенок учиться подражать, что в дальнейшем подталкивает ребенка к самостоятельности и развивает творческую составляющую.

Вариант 2. Построение по модели.

Покажите ребенку образец модели. При этом, он не видит у этой модели, все ее элементы. Предлагаете ребенку воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет.

Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

Вариант 3. Построение по
условиям.

Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели.

Придерживаясь таких правил игры у ребенка будут вырабатываться умение анализировать, а так же будет развиваться изобретательное конструирование.

Вариант 4. Создание по простым чертежам.

Ребенку предоставляются чертежи. И из деталей конструктора, создается настоящий объект.

Такой формат игры, пробуждает мышление и познавательные задатки у ребенка.

Вариант 5. Выстраивание по замыслу.

Ребенок сам решет, что и как он будет строить и конструировать.

Это способствует развитию творческих талантов у детей, а так же стимулирует к самостоятельности.

Вариант 6. Построение по теме.

Предлагается, какая — то тема, а ребенок сам по своему замыслу создает, выбирает материал, а так же способы выполнения своих идей. Это разновидность конструирования по замыслу, только тут есть заданная тема.

Читайте также: