Симонов м п генеральный конструктор

Обновлено: 10.05.2024

Симонов Михаил Петрович - генеральный конструктор акционерного общества «ОКБ Сухого», город Москва.

Родился 19 октября 1929 года в городе Ростов-на-Дону в семье учителей. В 1933 году с родителями уехал в подмосковный поселок Быково, затем в Алма-Ату, куда после аспирантуры получил распределение отец. Здесь Михаил провел военные годы, пошел в школу, увлекся авиацией, занимался в Обществе юных авиастроителей. После войны Симоновы переехали в родные края, город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Здесь Михаил окончил среднюю школу.

В 1947 году поступил в Новочеркасский политехнический институт по специализации «проектирование и эксплуатация автомобилей». К третьему курсу он уже был сталинским стипендиатом. Активно занимался велосипедным спортом - шоссейными гонками, даже попал в студенческую сборную РСФСР. Но интерес к авиации не прошёл, и в 1951 году студент Симонов по собственной просьбе был зачислен в Казанский авиационный институт, на четвёртый курс самолётостроительного факультета. Окончив институт в 1954 году, остался там работать. Был заведующим лабораторией, ассистентом кафедры конструкций самолётов.

В 1959 году М. П. Симонов стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации при Казанском авиационном институте, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ спортивной авиации под руководством Симонова были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Симонов не только проектировал планёры, но еще и умудрялся летать и на спортивных самолётах, и практически на всех планёрах, которыми располагал Советский Союз. В 1969 году был переведён в Москву, работал первым заместителем главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики, а с 1970 года - первым заместителем главного конструктора Таганрогского авиационного завода и начальник Ухтомского филиала этого завода.

В 1970-1979 годах работал в московском ОКБ имени П. О. Сухого Министерства авиационной промышленности СССР заместителем главного конструктора, главным конструктором. Руководил лётными испытаниями и доводкой опытного самолёта Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года М. П. Симонов был назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии.

В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором ОКБ имени П. О. Сухого Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Он уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 году выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.

В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов был назначен генеральным конструктором ОКБ имени П.О. Сухого (в 1995-1999 одновременно генеральный директор ОКБ). Под его руководством и при непосредственном участии созданы боевые самолёты различного назначения Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленные модификации, спортивно-пилотажные самолёты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолёт С-80, экспериментальный самолёт с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», а также другие типы самолётов.

К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию входили 32 предприятия, в том числе АО «ОКБ им. Сухого» и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска. В 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолетов марки «Су». ВВС России были укомплектованы этими самолётами на 70 процентов.

25 сентября 1997 года поднялся в небо прототип истребителя пятого поколения С-37 «Беркут» с крылом обратной стреловидности, тогда же прошли испытания лёгких однодвигательных УБС С-54, истребителя С-55 и палубного С-56.

Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года за мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники, и большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны Симонову Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».

Руководил ОКБ им П.О. Сухого до последних дней жизни, входил в совет директоров ОАО «Компания "Сухой"». Жил в городе Москве. Скончался 4 марта 2011 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Лауреат Ленинской премии (1976) и нескольких Государственных премий Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.

Михаил Симонов: создатель крылатых супермашин

19 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Михаила Симонова − легендарного авиаконструктора, с 1983 года возглавлявшего ОКБ Сухого. Он запустил в жизнь бомбардировщик Су-24 и стал «отцом» для целого семейства истребителей четвертого поколения Су-27. Под руководством Симонова была создана современная школа сверхманевренных боевых самолетов, а суховское ОКБ пережило 1990-е и осталось в авангарде мирового самолетостроения.


Детство и юность

Михаил Симонов родился в 1929 году в Ростове-на-Дону в семье ученых-географов. В 1933 году отец Михаила поступает в аспирантуру МГУ, и семья переезжает в подмосковное Быково, где недалеко от их дома действовал большой аэродром. Здесь будущий конструктор получает первые впечатления, связанные с авиацией: «Мне было всего около 7 лет, и эта постоянная близость к самолетам, желание видеть их каждый день сыграли свою роль в определении жизненного выбора».

Перед Великой Отечественной войной Симонова-старшего распределяют в Алма-Ату заведовать отделением экономической географии Казахского филиала Академии наук СССР. В Алма-Ате юный Михаил проникается природой и просторами предгорьев Алатау, посещает авиамодельный кружок и серьезно решает стать конструктором самолетов.

Planer-KAI-19.jpg

Планер КАИ-19

Отец Михаила отправляется на фронт и погибает при обороне Сталинграда. Семья ведет тяжелую жизнь, Михаилу приходится работать. После войны Симоновы возвращаются на родину в Ростов-на-Дону. Чтобы не уезжать далеко от болеющей матери, Михаил поступает в ближайший Новочеркасский политехнический институт на механический факультет по специальности проектирования автомобилей. На четвертом курсе показавший блестящие результаты в учебе и спорте (он успешно выступал в велосипедных гонках) студент переводится в Казанский авиационный институт.

В Казани Михаил проявляет организаторский талант и создает при вузе одно из первых в стране студенческих конструкторских бюро. В 1959 году на базе студенческого КБ открывается первое в стране ОКБ спортивной авиации. Здесь разрабатываются несколько моделей спортивных планеров, самые удачные из которых идут в серийное производство. На планере КАИ-19 устанавливаются мировые рекорды. Участие Симонова в полном цикле создания планеров КАИ стало для него хорошей конструкторской школой.

Приход в ОКБ Сухого и работа над Су-24

С конца 1960-х годов начинается стремительный рост карьеры Михаила Петровича. Успехи конструктора заметил министр авиационной промышленности Петр Дементьев, и Симонова в течение года переводят сначала в Долгопрудненское КБ автоматики, затем в Ухтомский филиал Московского машиностроительного завода и после этого − на должность заместителя главного конструктора в ОКБ Павла Осиповича Сухого.

Первым проектом Симонова на новом месте стали испытания и доводка тактического фронтового бомбардировщика Су-24 (заводской шифр Т-6). Это был прорывной самолет с изменяемой стреловидностью крыла, впервые в отечественной практике снабженный бортовой цифровой вычислительной машиной, который мог в любую погоду совершать полеты в автоматическом режиме на малых высотах с огибанием рельефа местности. Су-24 создавался как ответ на американский бомбардировщик F-111.

Sukhoi_Su-24_inflight_Mishin-2.jpg

Бомбардировщик Су-24

Назначение нового сотрудника на столь сложный проект сначала вызвало вопросы у коллектива ОКБ, но Симонов быстро завоевал доверие своим профессионализмом и личными качествами. Несмотря на трудности, испытания и доработки Су-24 были закончены успешно, и в 1975 году уникальный самолет поступает на вооружение. За эту работу Симонов получает Ленинскую премию. Су-24 выпускался до начала 1990-х годов, и всего было построено около 1400 самолетов этого типа.

Герой Советского Союза, летчик-испытатель А.С. Бежевец так вспоминал время работы с Симоновым: «Руководя испытаниями, Михаил Петрович работал без шума и суеты, разбирался во всех, казалось бы, неразрешимых проблемах. Его вдумчивый творческий подход к решению любого вопроса импонировал всем».

Создание истребителя Су-27

В 1976 году Симонов становится главным конструктором истребителя четвертого поколения Су-27 (заводской шифр Т-10), разработка которого велась с конца 1960-х. Самолет задумывался как единый для ВВС и авиации войск ПВО истребитель завоевания господства в воздухе и должен был стать прямым конкурентом новейшего американского истребителя F-15. В 1977 году на испытания вышел первый опытный образец Т-10, и было начато производство установочной партии. Однако к этому моменту выяснилось, что в исходном варианте компоновки Су-27 будет трудно обеспечить заданные высокие тактико-технические характеристики, и по инициативе М.П. Симонова в ОКБ начались работы по проектированию самолета в существенно доработанном варианте, получившем обозначение Т-10С.

Sukhoi_Su-27_(Su-27S),_Russia_-_Air_Force_AN1180331.jpg

Истребитель Су-27С

Основываясь, в частности, на данных испытаний в Сибирском научно-исследовательском институте авиации, конструктор предлагает различные изменения, которые значительно увеличивают маневренность истребителя. Симонов руководствуется принципом создания абсолютного оружия, используя все возможности для улучшения компоновки самолета. В 1981 году прототип обновленного Су-27 поднимается в воздух, однако до принятия его на вооружение прошло еще несколько лет, которые были посвящены испытаниям и доработкам самолета.

С 1979-го по 1983 год М.П. Симонов находился в должности замминистра авиационной промышленности по опытному самолетостроению. В 1983 году он возвращается в КБ Сухого на должность генерального конструктора и продолжает совершенствовать Су-27.

MG_0964_(6953391912).jpg

Истребитель Су-27

Начиная с 1986 года Су-27 ставит более 40 мировых рекордов, заставив серьезно волноваться зарубежных конкурентов. На авиасалоне в Ле Бурже в 1989 году летчик Виктор Пугачев впервые на публике выполнил «кобру», когда самолет при динамическом торможении вдруг «замирал» на мгновения, резко задрав нос, и потом не сваливался в штопор, а возвращался в нормальный полет. Повторить такую фигуру не мог ни один истребитель.

Симонов продолжает разработку семейства Су-27, создаются модификации Су-27УБ, Су-30, Су-33. Су-34. Су-35, Су-37. С моделью Су-33, ранее известной как Су-27К (корабельный), связан примечательный момент в истории отечественной авиации: 1 ноября 1989 года летчик Виктор Пугачев впервые в отечественной практике совершил на этом самолете посадку на палубу первого отечественного авианосца «Адмирал Кузнецов».

Последние годы

К концу 1980-х престиж ОКБ Сухого в СССР и в мире был на высоте, но государственное финансирование постепенно сокращалось, в 1990-е упав практически до нуля. Еще на волне перестройки Симонов задумывается о конверсионной продукции и организует при ОКБ Сухого производство спортивных самолетов. Акробатические модели Су-26, Су-29, Су-31 и сегодня считаются одними из лучших в мире. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах мира и Европы 330 медалей, в том числе 156 – золотых.

Sukhoi_Su29-0989_-_Flickr_-_Ragnhild_&_Neil_Crawford.jpg

Спортивный самолет Су-29

Далее в поисках дополнительного финансирования Михаил Петрович одним из первых поднимает вопрос о продаже за рубеж военных самолетов и в 1990 году получает такое разрешение. Экспортные модификации самолетов семейства Су-27, уже успевшие покорить мир на международных выставках, поставляются в Китай, Вьетнам, Индию и другие страны. Это позволило ОКБ Сухого и многим другим предприятиям отрасли удержаться на плаву в непростое время и продолжить развитие.

В рамках индийского контракта на базе исходной спарки самолета Су-30 был создан новый многоцелевой самолет Су-30МКИ. Впервые в мировой практике был установлен двигатель с управляемым вектором тяги и система дистанционного управления в едином контуре управления, позволившие достигнуть сверхманевренности истребителя, широко востребованного на авиационном мировом рынке.

information_items_property_232.jpg

Истребитель Су-30МКИ

За мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники, в 1999 году Михаилу Симонову было присвоено звание Героя России. Конструктор был награжден золотой медалью имени В.Г. Шухова, а его имя было занесено в Зал славы Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Создатель крылатых супермашин Михаил Петрович Симонов ушел из жизни в 2011 году. В 2014 году казанскому ОКБ «Сокол», с которым конструктор не терял связи до конца жизни, было присвоено его имя.

События, связанные с этим

Михаил Калашников: «Сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное»


Родился в 1929 году в г. Ростове-на-Дону. После окончания самолетостроительного факультета КАИ был оставлен в институте заведующим лабораторией и ассистентом кафедры конструкций и проектирования самолетов.

Организатор и руководитель одного из первых в стране студенческого конструкторского бюро – СКБ КАИ (1956–1959), один из инициаторов и организаторов создания на базе СКБ КАИ Опытного конструкторского бюро спортивной авиации, заместитель главного конструктора этого ОКБ (1959–1969).

При его непосредственном участии и руководстве в СКБ КАИ и ОКБ спортивной авиации разработаны и внедрены в серийное производство спортивный планер КАИ-6, первые в стране цельнометаллические учебные и рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19. (Двухместный планер КАИ-12 «Приморец» строился крупной серией – около 800 экземпляров, на планере КАИ-19 был установлен ряд мировых рекордов).

С 1969 года – заместитель главного конструктора на заводах Министерства авиационной промышленности СССР, с 1977 года – главный конструктор, первый заместитель Генерального конструктора ОКБ им. П. О. Сухого. В 1979–1983 гг. – заместитель министра авиационной промышленности СССР. С 1983 года – Генеральный конструктор ОКБ им. П. О. Сухого. После преобразования ОКБ в акционерное общество открытого типа – Генеральный директор АООТ «ОКБ Сухого» (1993–1999), Генеральный конструктор.


Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификаций. Развивая идеи, заложенные Генеральным конструктором П. О. Сухим в проект высокоманевренного многоцелевого истребителя Су-27, М. П. Симонов руководил его проектированием, испытанием и внедрением в серийное производство. (На самолетах Су-27 выступает с демонстрационными полетами знаменитая пилотажная группа «Русские витязи»). На основе базовой модели истребителя Су-27 под его руководством была создана серия боевых многоцелевых самолетов: истребители-перехватчики, фронтовые истребители-бомбардировщики, палубные истребители (Су-27К, Су-30, Су-32, Су-30МКИ, Су-33, Су-35). На некоторых из них (Су-30МКИ, Су-35) впервые в отечественном самолетостроении установлены двигатели с изменяемым вектором тяги. Внес большой вклад в создание многоцелевого истребителя оригинальной аэродинамической компоновки (схема «утка» с крылом обратной стреловидности) Су-37. Под его руководством разработано семейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31, которые поставляются во многие страны мира, в том числе – в США.

На самолете П-42 (рекордном варианте истребителя-перехватчика Су-27) в 1986–1988 гг. установлено 27 мировых рекордов. Истребители семейства Су-27 позволили освоить новую область полетных режимов – область сверхманевренности, которая недоступна другим самолетам мира («Кобра Пугачева», «Чакра Фролова», «Мангуст» и другие уникальные фигуры высшего пилотажа).

Большое внимание уделял конверсионной тематике: кроме спортивных самолетов были созданы грузопассажирский самолет С-80ГП, сельскохозяйственный самолет С-38 и др.


Доктор технических наук (1998), почетный профессор КГТУ им. А. Н. Туполева (1997). Депутат Верховного Совета СССР (1989–1991). Награжден орденами и медалями СССР и РФ.

М. П. Симонов являлся президентом Международного авиационного консорциума (МАК) «Гражданские самолеты», созданного в 1988 году на базе ряда предприятий Казани и Москвы, НИИ РФ, ОКБ Сухого.

Редакцией журнала «Aviation week and Space Technology» в 1998 году был назван «легендой года». Его имя занесено на доску почета Зала Славы Национального музея авиации и космонавтики в г. Вашингтоне (США).

2014 год был посвящен памяти М. П. Симонова, в честь этого предприятию ОКБ «Сокол» (Казань) было присвоено его имя. На предприятии был открыт памятник и создан музей М. П. Симонова. В КНИТУ-КАИ установлен бюст М. П. Симонова в третьем учебном здании, где он учился и работал с 1951 по 1969 год, на первом учебном здании появилась мемориальная доска. В этот год состоялась традиционная Региональная студенческая Олимпиада по самолетостроению им. М. П. Симонова, а также прошел велопробег на кубок М. П. Симонова по маршруту: Казань – Ульяновск – Самара – Нурлат – Набережные Челны – Чистополь – Алексеевск – Казань протяженностью 1300 км.

Памятные доски открыты в г. Каменске-Шахтинском на здании средней школы №3, которую Михаил Петрович окончил в 1947 году, в Москве на доме, где он жил с 1988 по 2011 год.


Симонов М. П. Коллектив СКБ-1 КАИ. Испытание на прочность крыла планера КАИ-6. 1956 г.


Симонов М. П., советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого. 2007 г.

Российский авиаконструктор. Генеральный конструктор Опытно-конструкторского бюро Сухого (1983-1995). Известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27. Герой РФ.

Михаил Симонов родился 19 октября 1929 года в городе Ростов-на-Дону. В 1933 году с родителями уехал в подмосковный поселок Быково, затем в Алма-Ату, куда после аспирантуры получил распределение отец. Здесь провел военные годы и пошел в школу. В этот период увлекся авиацией, занимался в Обществе юных авиастроителей. После войны вместе с семьей переехал в город Каменск-Шахтинский, где окончил среднюю школу.

В 1947 году Симонов поступил в Южно-Российский государственный политехнический университет имени М. И. Платова по специализации «проектирование и эксплуатация автомобилей». К третьему курсу уже являлся Сталинским стипендиатом. Активно занимался велосипедным спортом - шоссейными гонками, даже попал в студенческую сборную страны. Но интерес к авиации не прошел, и в 1951 году по собственной просьбе зачислен в Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева, на четвертый курс самолетостроительного факультета.

Окончив институт в 1954 году, Михаил Симонов остался там работать. Являлся заведующим лабораторией, ассистентом кафедры конструкций самолетов. В 1959 году стал инициатором создания Опытно-конструкторского бюро спортивной авиации при университете, где являлся главным конструктором и одновременно инструктором и летчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В бюро спортивной авиации под его руководством созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Конструктор не только проектировал планеры, но еще и умудрялся летать и на спортивных самолетах, и практически на всех планерах, которыми располагал Советский Союз.

В 1969 году Михаил Петрович переведен в Москву, где работал первым заместителем главного конструктора Долгопрудненского Конструкторского бюро автоматики, а через девять месяцев переведен на работу в Ухтомском филиале Московского машиностроительного завода под руководством Роберта Бартини.

С 1970 года Симонов работал в Опытно-констукторском бюро имени П.О. Сухого в должности заместителя главного конструктора. Затем стал главным конструктором. Руководил летными испытаниями и доводкой опытного самолета Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии.

В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором Михаила Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 году выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.

В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов назначен Генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро имени П.О. Сухого. Под его руководством и при непосредственном участии созданы боевые самолеты различного назначения Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленные модификации, спортивно-пилотажные самолеты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолет С-80, экспериментальный самолет с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», а также другие типы самолетов.

К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию входили тридцать два предприятия. В двадцать одной стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолетов марки «Су». Военно-воздушные силы России укомплектованы этими самолетами на 70%.

Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года за большой вклад в разработку новых образцов авиационной техники Михаилу Петровичу Симонову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Симонов имел ученую степень доктора технических наук. Являлся профессором Московского авиационного института, а также действительны членом Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.

Михаил Симонов руководил Опытно-конструкторским бюро имени П.О. Сухого до последних дней жизни, входил в совет директоров открытого акционерного общества «Компания «Сухой».

Умер Михаил Петрович Симонов 4 марта 2011 года вследствие тяжелой болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Герой Российской Федерации (25 сентября 1999 года) - за мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники, и большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны
Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «В память 1000-летия Казани»
Золотая медаль имени В. Г. Шухова - за выдающийся вклад в развитие отечественного авиастроения, разработку и создание спортивных самолетов и боевых авиационных комплексов; разработку и создание спортивных самолетов и боевых авиационных комплексов
Лауреат Ленинской премии (1976)
Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 1996 года (29 мая 1997 года) - за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27
Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 2002 года (5 июня 2003 года) - за дизайнерскую и эргономическую разработку модельного ряда спортивных самолетов СУ-26, СУ-29, СУ-31 и их модификаций

24 апреля 2014 года в Казани у главного входа в здание ОАО Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова» открыт памятник М. П. Симонову.

22 июля 2014 года в Москве в Конаковском проезде, где с 1988 по 2011 годы жил М. П. Симонов, открыта мемориальная доска

Фото:
Москва. На снимке: генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов. Фото Алексея Михеева /ИТАР-ТАСС/.

Вот уже восемь лет, как нет с нами легендарного российского авиационного конструктора, без малого два десятка лет возглавлявшего ОКБ Сухого, Михаила Петровича Симонова. Конструктора от бога, как говорят о нем коллеги. Создателя самого совершенного в мире истребителя — Су-27 и разработанного на его основе целого семейства боевых «сушек», как их любовно называют летчики, — Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, а также спортивных самолетов Су-26, Су-26М, Су-29, Су-31 и Су-49, на которых отечественные пилоты завоевали множество золотых медалей на первенстве мира по воздушной акробатике. А ещё — Героя Российской Федерации, лауреата Ленинской и Государственных премий, кавалера множества других отечественных и зарубежных наград, доктора технических наук, действительного члена Российской инженерной академии.

Создатель Су-27 Михаил Симонов: авиаконструктор, опережавший время

Москва. На снимке: генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов. Фото Алексея Михеева /ИТАР-ТАСС/.

Симонов был и останется в памяти всех, кто его знал, кто с ним работал или встречался, как уникальная личность. С непростым характером, но с удивительно богатым внутренним миром. Как всесторонне талантливый человек, обладающий даром предвидения и способностью на решительные поступки, может быть, кажущиеся кому-то авантюрными, но всегда тщательно продуманные и выверенные, обязательно приводящие к успеху. Приведу только несколько эпизодов из его богатейшей биографии, о которых он мне рассказывал сам.

Поправка к постановлению ЦК

Мало кто знает, как создавался знаменитый сейчас Су-27. А было это так. Наши разведчики где-то достали в США чертежи сверхзвукового истребителя F-15 Eagle, который делали на фирме McDonnell Douglas. Привезли в ОКБ Сухого. По этим чертежам отечественные конструкторы построили самолет, прогнали его через аэродинамическую трубу, и Симонов вдруг понял, что тут что-то не так. Не может такой самолет летать со сверхзвуковой скоростью. А против F-15 уже строится советский перехватчик, заводской шифр Т-10-1, в него заложены конструкторские идеи, призванные создать преимущество советскому истребителю перед американским. И если чертежи Eagle ненастоящие, то вся работа отечественных специалистов идет насмарку, впустую угроблены огромные суммы денег. А есть ещё секретное постановление ЦК КПСС и Совета министров по постройке именно того истребителя, который может оказаться бесполезным. Что делать?

Создатель Су-27 Михаил Симонов: авиаконструктор, опережавший время

Су-27 (сверху) и F-15 Eagle © Владимир Яцина/ТАСС, USAF

Михаил Петрович пошел к заместителю министра авиационной промышленности Ивану Силаеву. Рассказал, что и как обстоит. Останавливать работы в Комсомольске-на-Амуре, где, как и на опытном заводе в Москве, делали Т-10, они не рискнули. Шум был бы страшный, и головы не снесли бы по тем временам — ни Силаев, ни Симонов, ни многие другие, причастные к созданию этого самолета. Но выход нашли — рискованный, но все же.

Симонов на свой страх и риск стал создавать другой самолет, под тем же шифром Т-10, но с буквой С на конце — Т-10-С. Начальникам из ЦК КПСС Михаил Петрович объяснил, что это только запасной вариант, на всякий случай, как модернизация Т-10. В итоге этот истребитель и стал знаменитым Су-27, который сегодня всем известен как обладатель тридцати с лишним мировых рекордов по высоте полета, по грузоподъемности и многим другим параметрам, на основе которого сегодня и развивается вся линейка истребителей «Сухого». Он поднялся в небо в 1981 году и стал лучшим в своем классе, далеко обогнав по всем показателям F-15 Eagle.

Человек полуночи

Симонову можно было позвонить по телефону и попросить его прокомментировать какое-нибудь событие, случившееся в авиации, на которое журналист должен был откликнуться. Как правило, он никогда не отказывал в этом. Если, конечно, не был занят. Но самая большая радость была, когда он приглашал тебя на подробную, обстоятельную беседу.

— Приходите ко мне часов в 10–11 вечера, — говорил он. — Побеседуем обстоятельно.

Он возвращался в свой кабинет из модельного цеха или КБ действительно в 11 или 12 часов вечера, или к полуночи, — назовите, как хотите. И если ты пришел на час или два раньше, приходилось ждать. Но зато ты всегда был награжден интересной и продолжительной беседой, которая укладывалась в память как золотой запас. Для книжки воспоминаний «о встречах с замечательными людьми», если ты соберешься написать ее. А если не соберешься, то только очерк к очередной памятной дате.

Рассказывал Михаил Петрович свои истории негромким спокойным голосом, не торопясь, с шутками-прибаутками, с самоиронией, о которой догадаться было трудно по его всегда серьезному выражению лица. По внимательному к тебе взгляду человека, увенчанного самыми высокими регалиями, которые мог получить в нашей стране генеральный конструктор такой прославленной фирмы, как ОКБ Сухого.

Таких бесед у нас было не одна и не две, их набралось достаточно много. Потом, добираясь домой по пустынным московским улицам, надеясь поймать какое-нибудь запоздалое такси, ты чувствовал себя настоящим богачом. У кого ещё был, к примеру, на диктофоне рассказ, как Симонов договорился с конструктором авиационных двигателей Архипом Люлькой о размещении на Су-27 моторного отсека.

— Нам требовалось уменьшить в новом истребителе волновое сопротивление, — рассказывал он. — А как это сделать, если в моторном отсеке, на внешней части размещались различные агрегаты, которые делали его немного «беременным»? Поэтому я и предложил Архипу Ивановичу Люльке, академику, генеральному конструктору, родоначальнику отечественных турбореактивных двигателей, перебросить агрегаты на спину. В тень третьего лонжерона центроплана. Прячем агрегаты там, а низ самолета получается идеально ровным, что увеличивало скорость машины и её маневренность.

Сделал Симонов такое предложение в своем докладе на совещании у заместителя авиационной промышленности Павла Дондукова. В ответ академик Люлька поднялся и говорит с украинскими интонациями:

— Ты, Михайло Петрович, як прийдешь до дому, скажи жинке, шоб сиськи на спину перебросила…

— Тут все совещание и легло, — рассказывал мне Симонов. — А я оказался в дураках. Ясное дело, с академиками трудно спорить. Но через неделю прихожу на «Сатурн», в конструкторский отдел, смотрю, — говорит Михаил Петрович, — идет разработка компоновки уже с верхним размещением агрегатов. Вот так — Люлька посмеялся надо мной, а сам агрегаты перекинул, как мы и предлагали. И все двигатели, которые сейчас выпускаются для Су-27, имеют верхнее расположение агрегатов.

Мириться по-русски

Конечно, когда общаешься с таким выдающимся и заслуженным человеком, как Симонов, понимаешь, что своих достижений он сумел добиться не только за счет глубочайших, энциклопедических знаний, конструкторских озарений и инженерных открытый, умения решать нестандартные задачи, которые до него никто не осмеливался или не готов был решить.

Надо было обладать ещё и незаурядным, стальным характером, абсолютной уверенностью в правоте своего дела, чтобы, несмотря ни на что — а конкуренция среди выдающихся авиационных конструкторов, как, впрочем, и среди других создателей отечественной боевой техники, была очень острая, за каждым из них стояли не только опережающие время идеи, но и многотысячные трудовые коллективы, — добиваться того результата, которого от тебя ждали не только руководители страны и армии, но и твой производственный коллектив. Потому что твое поражение в этой конкурентной борьбе было бы не только твоим поражением, но и их. Оно могло оставить их без работы.

Таких примеров в истории нашей оборонки очень много. Хотя сейчас не о них. Удивительно, что такие люди, как Симонов, с неукротимым, стальным и пробивным характером были одновременно очень ранимы. Практически как многие другие творческие люди.

Вот ещё один крошечный эпизод из рассказов Михаила Петровича. О том, как он с коллегами создавал многофункциональный истребитель Су-30МКИ для Индии. Заказ оказался довольно сложным. Индийские военные хотели иметь машину, которой не было ещё ни у кого в мире, и главное, чтобы она умела то, что не умел ещё ни один истребитель — ни американский, ни тем более китайский. Даже предложили установить на «Сухом» французскую авионику и израильское бортовое радиоэлектронное оборудование. Что называется, скомпоновать на одном агрегате наши и не наши стандарты.

Создатель Су-27 Михаил Симонов: авиаконструктор, опережавший время

Истребители Су-30МКИ © Марина Лысцева/ТАСС

Но отечественные конструкторы справились. Истребитель получился на загляденье. Он имел и имеет сегодня управляемый вектор тяги и многие другие особенности, которые делали его лучшим в мире. Даже в российских Вооруженных силах в то время таких истребителей ещё не было. Принимать его прилетел из Индии один из командующих их авиацией маршал Сринивасапурам Кришнасвами. «Надо сказать, — говорил мне Симонов, — очень образованный и талантливый человек, мы с ним понимали друг друга без всяких трудностей».

Приехали они с ним в ЛИИ имени Громова в Жуковском. Маршал обошел истребитель со всех сторон и вдруг говорит:

«Я развернулся, — рассказывает Симонов, — и, сославшись на страшную занятость, уехал из ЛИИ, а своему заместителю Александру Барковскому поручил поднять самолет в воздух и вообще — сопровождать индийскую делегацию повсюду, потому что я с ними работать не буду».

Несколько дней спустя в кабинете генерального конструктора раздается телефонный звонок.

— Маршал авиации Индии господин Кришнасвами, — сообщает военный атташе Индии, — приглашает вас на прием, устроенный в вашу честь…

«Я пришел, — рассказывает Михаил Петрович. — Маршал встречает меня в дверях и говорит:

— Глубокоуважаемый господин Симонов, я хочу извиниться за свои поспешные суждения. Самолет у вас — замечательный. Мы были бы счастливы приобрести его для своей страны…»

— У нас так не мирятся, — отвечает Симонов.

Обвел глазами прихожую. Видит, на столике стоит ваза с цветами. Вытащил из нее цветы, вылил воду и говорит атташе: «Неси другую такую вазу». Потом налил в обе водку, и они с маршалом Кришнасвами выпили мировую.

А контракт на поставку в Индию 350 многофункциональных истребителей Су-30МКИ принес России больше $2 млрд. Индийцы заказали их недавно ещё два десятка.

Легенды не умирают

…Незадолго до своей кончины Михаил Петрович обиделся и на меня. До сих пор не пойму, по какому поводу. Может, написал что-то, что ему не понравилось. Может, ещё что-то. Только объясниться, извиниться перед ним я не успел. Знаю только, что выпил бы бесконечно много, только бы оказаться опять в его кабинете на улице Поликарпова, чтобы ждать, когда он придет из КБ и расскажет ещё одну, а не исключено, и не одну увлекательную историю из его жизни, поделится её уроками…

Жаль, что сделать это уже невозможно.

А сегодня фирма Сухого — одна из ведущих авиастроительных корпораций мира. Ее самолеты летают на всех континентах. Даже в Северной Америке, в США, где открыт завод по производству спортивных самолетов Симонова. И это далеко не конец истории. Великий конструктор, конструктор от бога оставил после себя не только боевые и спортивные самолеты, перспективные инженерные идеи и проекты, но и свою школу — когорту талантливых учеников и продолжателей своего дела.

Создатель Су-27 Михаил Симонов: авиаконструктор, опережавший время

Михаил Симонов, 1999 год © Олег Булдаков/ТАСС

Один из его духовных наследников и учеников — академик РАН, ректор Московского авиационного института, сменивший в 2011 году Симонова на посту генерального конструктора ОКБ Сухого, Михаил Погосян говорил мне о нем так: «Михаил Петрович Симонов — это целая эпоха в отечественной авиации. Это был человек, обладавший видением перспективы и умевший пойти на риск ради будущего успеха. Созданные под его руководством боевые самолеты определили на многие годы облик российского военного авиастроения и вывели его на лидирующие позиции в мире. Михаил Петрович сохранил уникальную школу Сухого, самую сильную конструкторскую школу страны, которая сегодня выходит на новые рубежи создания современной авиационной техники».

А я бы добавил от себя: легенды не умирают, они уходят в небо, как лучи яркого света, указывая нам, ещё остающимся на земле, бесконечное пространство для полета вперед и вверх.

Читайте также: