Сипр конструктор для детей с умственной отсталостью 3 класс 2 вариант

Обновлено: 11.05.2024

Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).

Индивидуальный учебный план.

Программы учебных предметов.

Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.

Ожидаемые результаты реализации СИПР

Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Программа сотрудничества с семьей.

Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Общие сведения о ребёнке

Сведения о родителях:

Диагноз: F71.0 Системное недоразвитие речи. Эпи-синдром в анамнезе.

2. Характеристика (психолого-педагогическая)

Контакт речевой, жестовый; особенности коммуникации: коммуникативный барьер.

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы: По характеру добрая, малообщительная, легковозбудимая, сильно привязана к маме. Увлекается рисованием.

Понимание инструкции: понимает инструкцию плохо, постоянно требуется помощь взрослого (учителя или родителя).

Работоспособность: низкая

Общая и мелкая моторика: грубо сформирована мелкая моторика, наблюдаются сложности в переключении с одного вида на другой,

общая моторика сформирована недостаточно.

Внимание: концентрация внимания низкая, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания.

Память: все виды памяти несколько снижены.

Мышление: наглядно- действенное мышление сформировано, наглядно – образное мышление на среднем уровне сформированности.

Речь: наблюдается недостаточная сформированность средств языка.

Осведомлённость о себе и ближайшем окружении: знает части своего тела, как зовут.Ближайшее окружение воспринимает как обслуживающий персонал, кроме матери.

Восприятие времени: представление о последовательности частей суток, времен года не сформировано. Воспроизводит с опорой на картинки. Не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом.

Ориентировка в пространстве :не ориентируется в сторонах собственного тела. Для определения понятий: выше-ниже, дальше-ближе, справа –слева, впереди-сзади, требуется помощь учителя или взрослого человека.

Сенсорное развитие: знает и называет основные цвета. Не называет плоскостные фигуры.

Элементарные математические представления: представление о количестве сформированы. Счет до 10. Счетные операции в пределах 10 на наглядном материале, нуждается в помощи взрослого. Обратный счет не сформирован.

Предметно-практическая и продуктивная деятельность: низкая.

Заключение: На занятиях проявляет среднюю активность, отмечается слабость волевого напряжения. Работоспособность недостаточная, характер деятельности неустойчивый, требует постоянного контроля со стороны педагога. Познавательная активность низкая. В контакт с педагогом вступает не сразу.

3. Индивидуальный учебный план

Количество часов в неделю

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Музыка и движение

Коррекционно – развивающие занятия

4.1 Программы учебных предметов

I. Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Ребёнок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.

II. Математические представления

Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

III. Окружающий мир

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

IV. Музыка и движение

Цель обучения состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребёнку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений, активизировать участие ребёнка в музыкальных выступлениях.Музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребёнка.

В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов музыкального воспитания в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися.

V. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приёмам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Изобразительная деятельность воспитывает эмоциональное отношение к миру, формирует восприятия, воображение, память, зрительно-двигательную координацию, даёт возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.

VI. Адаптивная физкультура

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

4.2. Нравственное воспитание.

Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.

Наблюдается доброжелательное отношение к окружающим. Но устанавливает контакт с новым человеком с большим трудом, долго присматривается.

Умение выбирать деятельность, способ выражения своих желаний, принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий, на доступном ему уровне, предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Контроль за своими эмоциями и поведением.

Не контролирует свои эмоции и поведение, не понимает последствия своих действий, не соотносит свои действия с нормами и правилами жизни людей.

Усвоение правил совместной деятельности в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге.

Не усваивает правила

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Требуется много времени, чтобы он осознал, что в его в жизни происходят перемены

Ориентация в религиозных ценностях с

учётом желания и вероисповедания обучающихся и их семей.

4.3 Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.

Осознанное отношение к собственному

здоровью на основе соблюдения правил

гигиены, здоровье сбережения, режима дня

Интерес и бережное отношения к

природе; экологически сообразное

поведения в быту и природе

Присутствует интерес к природе

Готовность безбоязненно обращаться к

врачу по любым вопросам, связанным с

особенностями состояния здоровья

Не готов, болезненно реагирует на визит к врачу

Безопасное поведение в окружающей

среде, простейшие умения поведения в

экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

Не сформировано безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях, ждет помощи от взрослого

СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, вариант 2).

ВложениеРазмер
boroday_sipr-konvertirovan.pdf 212.87 КБ
sipr_boroday-konvertirovan.pdf 840.69 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с тяжелой ,умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптиро.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся.

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч.


СИПР для 2 класса (3 год обучения) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва.

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в .


ДОКЛАД «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1, ВАРИАНТ 2»

Выступление в на традиционном школьном мероприятии "День открытых дверей" организованного для педагогов образовательных учреждений Восточной территориальной группы Красноярского .

Для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Каратаева Никиты.

Количество часов 204 часа

Учитель Курилко С. Ю.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности и составлена на основе: «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ФГОС НОО для детей с ОВЗ Актуальность выбора данной программы.

- приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

- приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015г. №1/5 и протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, сборник 1, Москва, «Просвещение», 2012г.- приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного общего, среднего общего образования».

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).

Основной целью рабочей программы является:

- обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач;

- включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах;

- рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

Роль учебного предмета

Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.

Основные задачи курса:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

- воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

- формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

- развивать восприятие, память, внимание;

- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями;

- воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

- воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

- формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание;

- развивать художественное восприятие;

- воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Каратаев Никита обучается в школе с 01.09. 2017 года со 2 класса. Диагноз

В 2017 – 2018 году на основании заключения территориального ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). На основании заключения для Никиты была разработана специальная индивидуальная программа развития.

Никита воспитывается в полной семье, проживает вместе с мамой, папой и двумя старшими сёстрами. Бытовые условия семьи удовлетворительные: семья проживает в частном доме. У Никиты есть своя комната, в котором имеется рабочий уголок, игрушки, подобранные с учётом возраста, пола и потребности ребёнка. Родители принимают активное участие в жизни Никиты, интересуются поведением и учёбой, поддерживают тесную связь с классным руководителем, помогают в учёбе.

У Никиты грубо нарушена мелкая и крупная моторика. Физически развит, передвигается самостоятельно,но имеет нарушенную координацию движения. Слух и зрение в норме. Ведущая рука правая. Мимика замедленная.

Эмоционально не уравновешен. Наблюдаются частые поведенческие реакции. Капризничает по незначительному поводу, обладает повышенной раздражимостью, на замечания реагирует не всегда адекватно (кричит, убегает, падает на пол и топочет ногами). Никита любыми средствами пытается добиться своего, случаются истерики. Не всегда понимает обращение к себе, отказывается подчиняться и выполнять просьбы педагога, не совпадающие с его желаниями. Никиту отличают следующие черты: скрытность, замкнутость, безответственность, агрессивность, грубость. Он обладает низким уровнем умения ориентироваться в пространстве, не владеет точным анализом различных признаков. При посещении уроков в школе поведение вызывающе агрессивное: проявляет физическую агрессию, портит школьное имущество, не удерживает дистанцию со взрослыми, границы, рамки дозволенного. Неадекватно настроен к противоположному полу. Не умеет взаимодействовать со сверстниками.

Учебная мотивация не сформирована: занятия с учителем Никита воспринимает, как смену обстановки, развлечение. Задание выполняет при помощи учителя, самостоятельно не работает. Низкий уровень концентрации внимания, замедленная реакция на предлагаемые задания и скорость их выполнения. На занятиях не усидчив, работоспособность сильно снижена, быстро утомляется, требуется частая смена видов деятельности с динамическими паузами. Языковые средства не сформированы, не владеет речью, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Отмечается быстрое забывание инструкций и иного речевого материала. Трудность составляет выполнение графических работ с карандашом (неправильное удержание инструмента, не может соединить точки, провести линию, не обводит заданные силуэты). Ручкой пользоваться не умеет. На картинке может показать буквы, фигуры, которые запомнил, собирает развивающие пазлы (животные, профессии, транспорт). Сколько букв знает. Считает до 5 с опорой на наглядность. Другие математические представления не сформированы. Фигуры какие знает.

Требуется постоянная помощь, уход и контроль со стороны взрослых.

Приоритетные образовательные предметы:

1.Речь и альтернативная коммуникация.

3.Окружающий природный мир.

4.Окружающий социальный мир.

6.Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Цель-достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов. Задачи

  1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.
  2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.
  3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий (БУД)

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

- использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

- готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.

- помочь ребенку освоить позицию ученика.

- формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

- формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость.

- формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно практической и игровой деятельности.

- учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы.

Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

1.РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) КОММУНИКАЦИЯ

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими затруднено.

В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.

  • формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
  • формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Программа построена на основе содержания следующих разделов:

Ознакомительно – ориентировочные действия в предметно – развивающей среде.

Знакомство обучающегося с учителем. Определение предпочтений обучающегося: совместный выбор наиболее интересных для него игрушек (из ряда предложенных). Совместное проигрывание одного-двух действий с выбранной игрушкой (игрушками).

Побуждение к участию в простые театрализованные игры с учителем.

Прогулка по школе вместе с обучающимся. Совместное взаимодействие с оборудованием помещений, предназначенных для игровых и бытовых целей.

Это – я. Чтение телесных и мимических движений.

«Чтение» телесных и мимических движений . Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).

Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя).

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб, цветок. ). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками; послушай, как тикают часы, шумит вода. ).

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги (упражнения с фотографиями и картинками).

Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)

«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Визуальные упражнения с картинками: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).

Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (вместе с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение учениками движений за учителем, по показу игрушки или картинки.

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек «Слушай и делай вместе со мной».

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек). «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).

Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».

Визуальные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: . внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай

Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают». -Аудиальные и двигательные упражнения (речевые физминутки).

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).

Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Свободные предметные игры с любимыми игрушками: катать машинку, бросать мяч, строить башню.

Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек, организует предметно-игровое сотрудничество: кукла лежит, стоит, идет, ест, прыгает).

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка, звон колокольчика и так далее). Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (дидактическая игра «Угадай (покажи) игрушку по описанию»), где один-два наиболее характерных признака. Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. При работе со звучащими игрушками взрослый переходит с одного места на другое.

Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

Побуждение обучающегося к первым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных средств общения. Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.

Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками: кормим куклу, кукла ест, катаем куклу, кукла машет: «До свидания», кукла читает, кукла рисует).

Через специально созданные игровые ситуации с помощью невербальных средств общения (мимика, пантомимика, картинки) выражать радость от достижения своих целей.

С помощью невербальных средств общения в игровых ситуациях выражение своих впечатлений, желаний, возможностей: могу, я хочу, мне нравится.

Рассматривание фотографий членов семьи, и возможное называние (показ) их на фотографии.

Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка:

Возраст ребенка: 9

Место жительства:

Год обучения: 3

Группа (особые потребности): 3

Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендовано: - обучение в образовательной организации по АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) с полным включением в образовательный процесс. - в специальных технически средствах обучения коллективного и индивидуального пользования не нуждается. - соблюдение охранительного педагогического режима. -устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями - подача учебного материала осуществляется небольшими, логически законченными дозами -вариативное повторение Занятия с логопедом по формированию устой и письменной речи Занятия с дефектологом по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков Занятия с психологом по коррекции познавательных процессов Занятия с педагогом дополнительного образования по программе дополнительного образования социально-бытовой направленности

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Девочка редко болеет соматическими заболеваниями. Основные (ходьба, бег) и прикладные (прыжки, лазание и пр.) двигательные навыки сформированы. Предположительно, состояние слуха соответствует норме, а зрения не соответствует норме. Нина стремится к постоянной стимуляции вестибулярных и проприоцептивных ощущений (раскручивается на качели, раскачивается на стуле, гимнастическом мяче; резко ложится на пол, катается по полу; забирается на «шведскую стенку», лестницы, шкафы, перила и прыгает с них).

Эмоциональное состояние девочки неустойчивое. Большую часть времени она находится в возбужденном состоянии. Наблюдаются резкие смены настроения, негативизм, который сопровождается физическим сопротивлением, криком, агрессией, направленной на взрослого, на предметы. Также наблюдаются двигательные и сенсорно-двигательные стереотипии (взмахи руками стереотипии, потряхивание головой, кружение). Конфликтные ситуации вызывают аффективные вспышки крика, плача.

Учебное поведение не сформировано: знакомые речевые инструкции, действия по подражанию и образцу выполняет при значительной помощи взрослого. Ведущая рука – правая. Трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях. Девочка работает на групповых занятиях 15-20 минут, быстро пресыщается необходима смена деятельности.

Инесса понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции. В спонтанной речи употребляет отдельные слова: «кушать», «туалет», «ты»; фразы «пойдем заниматься», «хочу шарик», «пойдем гулять» и др. Речь громкая, невнятная, отмечаются нарушения слоговой структуры слов (перестановки, замены слогов), нарушения звукопроизношения. Буквы знает частично часто забывает, читает по слогам не сложные слова с помощью учителя.

В общении с взрослыми Инесса избирательна. Она выделяет значимого для нее взрослого, к которому подходит, берет за руку, обнимает, сообщает о своих желаниях (произносит слова или простые предложения – например, «пойдем заниматься», «хочу шарик»). Девочка редко реагирует на изменение интонации голоса. Она понимает ситуацию запрета, но не принимает ее, отказывается подчиняться и выполнять просьбы, не совпадающие с ее желанием.

Девочке нравятся совместные игры с детьми. Находясь рядом с ними, предпочитает играть вместе (с мячом, воздушными шариками).

Трудность представляет работа с пластилином: разминание, катание колбасок. При выполнении графических работ карандашом и кистью наблюдаются неправильное удержание инструмента, слабый нажим.

Навыки самообслуживания частично сформированы. Инесса аккуратно ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается самостоятельно, не требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон предметов одежды, застегивании молнии, пуговиц. Не всегда моет руки после посещения туалета.

Инесса группирует предметы по цвету, форме, величине с ошибками, которые исправляет сама. Собирает картинку из 4-х частей. Различает предметы по величине (большой, маленький). Знает счет до 10 в прямом порядке. При этом путает цифры.

Инесса различает диких животных (заяц, лиса, медведь, волк), домашних животных (кот, корова, собака, свинья, лошадь), овощи (огурец, помидор, лук, картофель, капуста, морковь), фрукты (яблоко, груша, банан, лимон, апельсин). Показывает (на себе, на кукле) части тела и лица. Различает предметы одежды (пальто, юбка, платье, трусы, колготки), обуви (кроссовки, тапки, сапоги), мебели (стол, стул, кресло).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР с учетом его особых образовательных потребностей в 3 коррекционном классе МОУ «Лихославльской средней общеобразовательной школы № 1».

Общие сведения об учащемся:

Имя, фамилия ребёнка: Лавров Максим Павлович

Возраст ребёнка: 17 лет

Место проживания: г.Лихославль ул. А.Савиной д.17 кв.1

Законный представитель (мама): Лаврова Ольга Сергеевна

Ребенок поступил в МОУ «ЛСОШ №1» в 1 коррекционный класс 01.09. 2017 г. Дошкольной подготовки не проводилось.

Заключение ЦПМПК № ____ от _________г. согласно протоколу обследования ребенка №___: умственная отсталость в глубокой степени выраженности. Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности.

Нормативные документы:

- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2).

Общая характеристика развития обучающегося с ТМНР:

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (спастический тетрапарез) и системным недоразвитием речи.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10-12 мин) быстро истощается.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающегося формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.

Языковые средства сформированы недостаточно. Мальчик понимает названия реальных предметов, повторяет их в силу возможностей, реагирует и знает свое имя, фамилию, вступает в контакт с окружающими взрослыми.

Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

4. В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:

- Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена не была. Ребенок был принят в 1 (дополнительный) коррекционный класс школы в 14 лет. Дошкольной подготовки не проводилось.

- Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.

Предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Окружающий мир, Искусство, Физическая культура, Коррекционно – развивающие занятия.

5. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки, природные материалы и т.д.

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с ребенком, применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.

Особая организация рабочего места: у ребенка зрение не снижено.

Во время занятия отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).

Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).

Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.

Повторение изученного, подача нового материала.

В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)

- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 30 – 35 минут, с перерывом 10 – 15 минут. Обучение проходит в одну смену.

Читайте также: