Сколько прожил королев конструктор лет

Обновлено: 02.05.2024

Сергей Королев — выдающийся советский конструктор и ученый, академик АН СССР, основоположник космонавтики и крупнейший специалист в области космического кораблестроения. Сегодня достижения исследователя используются в современном ракетостроении.

Детство и юность

Сергей Павлович родился 12 января 1907 года (по старому стилю — 31 декабря 1906-го) в Житомире. Отец, из разночинцев, работал учителем. После распада семьи мальчика отправили к родителям матери в Нежин, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года будущий ученый жил в Одессе с матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу осваивал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Начало карьеры

В 1921 году Королев познакомился с летчиками гидроотряда и участвовал в авиационной жизни, а уже в 16 лет читал лекции об авиации. Первое изобретение, созданное юношей в 17 лет, — безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке. Окончив строительную школу, молодой конструктор поступил в Киевский политех.

В 1926 году Сергей перевелся в высшее техническое училище в Москве. В столице парень участвовал в организации планерной школы, стал инструктором и испытателем планеров, закончил школу летчиков, посещал аэродинамический кружок и разрабатывал легкие самолеты. Начиная с четвертого курса Королев работал в конструкторском бюро.

В 1929-м в биографии конструктора состоялась знаковая встреча с Константином Циолковским, который посоветовал Сергею заняться полетами в космос, подарил книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендовал обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру — инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

В феврале 1930 года под руководством Андрея Туполева Королев защитил проект самолета СК-4. Одновременно с этим молодой ученый создал планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете выполнялись петли Нестерова. В марте 1931 года он начал работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода — встреча с Цандером, который занимался испытаниями двигателя ОР-1.

Позднее Королев возглавил научно-технический совет московской Группы изучения реактивного движения. Первостепенное внимание в ней уделялось ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Сергей Павлович создал первое КБ, вошедшее в историю ракетостроения.

Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты работы Королев описал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Здесь же он осветил возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначили заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

В 1936 году Сергей Павловича назначили главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывавшего ракетные летательные аппараты. Ученый обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. В частности, он первым обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты и атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Арест

Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях, а также к 5 годам поражения в правах. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат скоро негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. Только благодаря ходатайству Михаила Усачева Королева выходили в местной санчасти.

Тем временем родственники боролись за освобождение Сергея Павловича, в результате чего дело конструктора пересмотрели, и в 1939-м его отправили в Москву. Только в марте 1940-го, задержавшись в пути из-за болезни, ученый попал в столицу, где прошел новые судебные разбирательства. Теперь его приговорили к 8 годам, после чего перевели в спецтюрьму, где он смог продолжить научную деятельность.

Великая Отечественная война

Находясь в заключении, Королев выступал ассистентом Льва Термена в отделе, занимавшемся проектированием беспилотных летательных аппаратов. Позже, уже под руководством Андрея Туполева, разрабатывал несколько объектов, среди которых оказались бомбардировщики и аэроторпеды. В декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство.

Успехи конструктора способствовали его переводу в Казань, где Королев занялся усовершенствованием ракетных двигателей, которые затем применялись в авиации. В 1943-м совершил полет пикирующий бомбардировщик Пе-2 — Сергей Павлович приложил руку к улучшению характеристик этой модели. Через год инженер был досрочно освобожден по приказу Иосифа Сталина, а после начал работать преподавателем в Казанском авиационном институте.

Конструктор МБР

В мае 1946 года советское руководство приняло постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня — Королев) создали Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Сергея Павловича назначили одним из главных его конструкторов.

Далее события развивались стремительно. По указанию Сталина создали копию немецкой ракеты. Проводились испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88. Испытывались первые ракеты Р-1, воспроизводившие А-4 уже из своих материалов и по отечественной документации. Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 году была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Основным направлением деятельности Королева стала разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км, а модернизированный вариант Р-7А — 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому создали экспериментальную ракету РТ-1 на твердом топливе.

Космонавтика

Военные разработки стали для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян запустили искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября, на орбиту был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым.

При жизни исследователя успешно осуществили еще семь полетов пилотируемых кораблей, запустили спутники, космические научные станции и системы. Также инженер разрабатывал идеи покорения Луны и Марса.

Личная жизнь

Личная жизнь конструктора оказалась относительно спокойной и гармоничной. Сергей Королев был дважды женат. Первый раз инженер зарегистрировал отношения в августе 1931 года с одноклассницей Ксении Винцентини, в 1935 году супруга родила ему дочь. В 1948 году семья распалась.

Со второй женой Ниной Ивановной Котенковой, переводчицей в НИИ-88, исследователь познакомился на работе.

Смерть

Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Причиной смерти была признана остановка сердца во время хирургической операции. При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства (у больного обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование). Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в конце 30-х годов была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки.

Память

В память о конструкторе дом в Житомире, в котором родился Сергей Павлович, переоборудовали в музей. Также мемориальный музей открылся в Москве. Имя инженера носит город, где он работал, а также многие улицы и проспекты не только в России, но и в странах СНГ. В разных уголках Земли открыты памятники ученому (некоторые скульптуры запечатлели Королева вместе с Юрием Гагариным, например в Таганроге, перед корпусом радиотехнического института). В честь покорителя космоса названы и космические объекты.

Фамилию исследователя носит самый большой конференц-зал в компании SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Этого американского предпринимателя, миллиардера и инженера многие сравнивают с Сергеем Павловичем по прогрессивности предлагаемых идей и созданных объектов для покорения космоса. В 2021-м американец устроил экскурсию по заводу, производящему корабли Сrew Dragon, для внука и правнука советского конструктора. Маск отметил, что вместе с командой при инновационных разработках обращался к достижениям Королева.

Фигура Сергея Павловича (или же его прообраз) появляется в советских и российских фильмах. В разное время образ конструктора успели примерить на себя актеры Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Владимир Ильин и другие. Также биографии ученого посвятила книгу дочь Наталия Сергеевна.

Сергей Павлович Королев – легендарный советский конструктор, совершивший беспрецедентный научно-технический прорыв и подаривший миру космос, создатель ракетно-технической техники.

На фото: Сергей Павлович Королёв

Его наследие сложно переоценить. Но славы при жизни он не удостоился, его имя долго было засекреченным. Юрию Гагарину рукоплескал весь мир, а гений, обеспечивший его запуск, смотрел парад в честь полета не с главной трибуны, а по телевизору. Он мог стать Нобелевским лауреатом – за впервые в истории произведенный запуск спутника и за полет в космическое пространство человека. Однако имя создателя «звездных кораблей» при выдвижении кандидатов Никита Хрущев не сообщил, декларировав, что «их творцом был весь советский народ».

Сегодня же имя Сергея Королева носят космические объекты, город в Подмосковье, множество учреждений и улиц, а благодаря существованию космических спутников работают системы навигации, доступные каждому автомобилисту, мобильные телефоны, позволяющие позвонить в любую точку Земли, интернет, доступный в отдаленных уголках планеты, телевизоры, транслирующие каналы со всех разных концов света.

Ранние годы

Великий покоритель космоса родился 12 января 1907 г. в Житомире, на северо-западе Украины, в семействе преподавателя-филолога Павла Яковлевича, уроженца белорусского Могилева, и Марии Николаевны, родом из украинского Нежина. Вскоре они перебрались в Киев.

Житомир - родина Сергея Королёва

Когда сынишке исполнилось 3 годика, мама занялась учебой, а он стал жить у бабушки с дедушкой в Нежине, где впервые увидел полет аэроплана. В этот момент у него и пробудился интерес к воздухоплаванию. В пять лет он самостоятельно склеил модель самолета, в шесть с восхищением наблюдал рекордный групповой (из трех воздушных суден) перелет Киев-Остер-Козелец-Нежин-Киев, возглавляемый военным летчиком Петром Нестеровым, и демонстрационные показы возможностей машин и летного мастерства авиатора Уточкина.

Сергей Королёв в детстве

В 1914 родители забрали сына в Киев. В 1916 их брак был расторгнут, через год Сережа с мамой и отчимом-инженером уже проживал в Одессе. Обстановка в обществе была напряженной из-за грянувшей Гражданской войны, и школьную программу мальчик постигал дома. Он не оставил своего увлечения авиационной техникой – постоянно пропадал на Базе гидросамолетов порта, старался быть полезным механикам, поднимался и в небо.

Образование

С 1922 Сергей стал учащимся стройпрофшколы, дающей высокий уровень знаний – ее выпускников принимали в вузы без вступительных испытаний. В 1923 вместе с отчимом, помогавшим ему переводить статьи авиационных журналов с иностранных языков, Королев вступил в Общество авиации, стал читать профильные лекции и доклады, организовал на заводе секцию планеризма. Параллельно он подготовил проект собственного летательного аппарата К-5.

Сергей Королёв в молодости

В 1924 юный изобретатель стал студентом Киевского политеха, где проявлял неординарные способности, строил планеры, добиваясь максимальной дальности их полетов. Он также начал посещать курсы инструкторов планерного спорта.

После упразднения аэромеханического направления в КПИ в 1926 он перевелся на отделение аэромеханики в МВТУ. Наибольший интерес он теперь проявлял к изучению пилотирования самолетов, возможностям освоения стратосферы, высокоскоростным полетам на большой высоте. Вскоре он начал совмещать обучение с работой в КБ Всесоюзного авиаобъединения, а в 1928 возглавлял бригаду его конструкторов.

Сергей Павлович Королёв

В 1929 он был среди энтузиастов Всесоюзных планерных соревнований в Коктебеле, заработав свидетельство пилота. В тот же период, после знакомства с трудами Константина Циолковского о космосе и встречи с гениальным ученым, он окончательно заразился идеей строительства ракет.

В 1930 он получил в МВТУ диплом инженера-аэромеханика, защитив работу по созданию СК-4, впоследствии запущенного в производство (руководителем его был Андрей Туполев), а также квалификацию летчика в Осоавиахиме.

Развитие карьеры

В 1931 молодой специалист трудился в ЦКБ одного из столичных авиазаводов. Спустя пару месяцев он перешел в Центральный аэрогидродинамический институт. Затем, будучи старшим инженером ЦАГИ, он занялся также исследованиями принципов работы реактивных двигателей в созданной совместно с изобретателем Цандлером и при содействии Осоавиахима организации ГИРД, где под его началом были испытаны первые в СССР баллистические ракеты на жидком топливе. По итогам достижений такого масштаба он получил нагрудный знак Осоавиахима «За активную оборонную работу».

Сергей Королёв (крайний справа) за работой

В 1933 на базе их группы и профильной лаборатории из города на Неве учредили РНИИ Наркомата тяжелой промышленности. В данном институте 26-летний инженер-конструктор получил пост замдиректора по научной работе и категорию дивизионного инженера, то есть, генеральское звание. Однако спустя год за несогласие с руководством по ряду рабочих моментов его освободили от высокой должности. Он сосредоточился на разработке новейших вооружений, создав новаторские типы ракет.

Трудные годы

В 1938 выдающийся «космический отец» был обвинен в диверсионно-террористической деятельности. Королев работал над пороховой крылатой торпедой с фотоэлементами, которые в текущих условиях не могли быть изготовлены. Конструктора обвинили в нагрузке производства заведомо непригодными для государства проектами, ущерб был оценен в 120 тысяч рублей.

В 1938 году Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения

Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества. На допросах с пристрастием его избивали до сотрясения мозга и сломанной челюсти. Но его считали «счастливчиком», ведь многих руководителей РНИИ тогда расстреляли.

В 1939 конструктора вывезли копать золото на Колыму, где он едва не умер от голода, холода и цинги. Мать и друзья хлопотали о пересмотре дела, и в конце того же года добились решения о доставке ученого обратно на Большую Землю для дополнительного расследования. На пути в Магадан в 40-градусный мороз в судьбу изобретателя снова вмешалось провидение, когда он, замерзший и голодный, нашел на снегу теплую буханку хлеба, а затем не смог попасть на последний перед закрытием навигации пароход «Индигирка». Это расстроившее его чуть не до слез обстоятельство в действительности спасло ему жизнь – судно на четвертые сутки пути затонуло с пассажирами и экипажем в шторм в Японском море.

В столицу он добрался в марте, был повторно судим, получил 8 лет с отправкой в местную спецтюрьму, где смог работать в любимой сфере деятельности под началом осужденного Андрея Туполева. Они выпускали прогрессивные бомбардировщики, а Королев по собственной воле трудился над разработкой ракет. В июле 1941 их эвакуировали в Омск.

Узнав о проектировании ракетных систем в аналогичном КБ при авиазаводе в Казани, где главным конструктором являлся его бывший коллега по РНИИ Валентин Глушко, экспериментатор обратился с ходатайством о пересылке в Казань. Осенью 1942 он прибыл в татарскую столицу и уже зимой представил план по созданию реактивного ускорителя для пикирующего бомбардировщика Пе-2.

В 1944 году Королёв был досрочно освобождён по приказу Сталина

В 1944 стало ясно, что победа в войне близка, а заниматься разработкой авиационной техники будет некому – все высококвалифицированные конструкторы сидят по тюрьмам. Тогда Лаврентий Берия обратился к Иосифу Сталину с предложением досрочно освободить со снятием судимости ряда талантливых заключенных. Председатель Госкомитета обороны дал свое согласие, и Королев получил свободу.

Ракетостроение

В 1945 высококлассного специалиста удостоили ордена «Знак почета», он получил должность старшего преподавателя в Казанском авиационном вузе и был откомандирован в звании подполковника в ГДР для заимствования лучших идей конструкций немецкой ракетной техники. Спустя год его назначили ведущим инженером созданного в немецком Нордхаузене института по анализу «Фау-2». В 1948 он приступил к испытаниям сделанных по их образцу Р-1. С 1950 года, после устранения выявленных в ходе учебно-боевых пусков недостатков, они были приняты на вооружение и надежно защищали страну.

В 1945 Королёва удостоили ордена «Знак почета»

Затем Сергей Королев успешно занимался оптимизацией, проектированием и испытанием различных вариантов крылатых ракет (двухступенчатых, межконтинентальных, стратегических, наземного, морского базирования и пр.), координацией работ предприятий-участников их производства, действий ученых по их созданию (как глава Совета главных конструкторов) и стремился к покорению космического пространства.

В 1955 вместе со своими сподвижниками Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым ученый вышел в верха с предложением о выводе в околоземное пространство искусственных тел. Их идею одобрили, и в 1957 Королев провел запуск посредством ракеты-носителя первого искусственного спутника планеты. Это событие имело в мире колоссальный успех, повысив авторитет страны.

В 1957 Королев провел запуск первого искусственного спутника планеты

Затем конструктором проводились работы над космическими летательными аппаратами для научных исследований межпланетной среды и прикладных задач – был осуществлен пуск ракеты к Луне, доставка на нее вымпела СССР, съемка поверхности и невидимой стороны, отправка межпланетной станции на Венеру и к Марсу.

Одновременно велись изыскания по подготовке первого полета человека в космос на пилотируемом корабле, блестяще реализованного ученым в 1961 году и ставшего эпохальным событием для всего человечества. При его жизни были успешно проведены еще ряд полетов отечественных первопроходцев космоса, включая групповой полет, запуск исследовательских станций и первый выход человека в космос.

Личная жизнь Сергея Королева

Гений, перешагнувший грань неизведанного, дважды был связан узами Гименея. Первой его избранницей являлась подруга детства Ксения Винцентини, уроженка Кишинева, имевшая итальянские корни, учившаяся вместе с ним в стройпрофшколе. Своенравная красавица долго не проявляла желания узаконить их романтические отношения. Он добивался ее согласия на брак целых 7 лет, ждал, пока она окончит Харьковский мединститут и поработает по распределению на Донбассе в Алчевске. Они поженились в 1931 году во время ее командировки в Москву.

Сергей Королёв и Ксения Винцентини

В 1935 у пары появилась на свет единственная дочь Наталья, ставшая во взрослом возрасте хирургом и доктором наук. Когда муж по ложному обвинению оказался в заключении, Ксении приходилось трудиться на трех работах, чтобы содержать дочь и иметь средства для поддержки супруга. После освобождения мужа на отношениях супругов сказались его постоянные командировки и занятость. В 1949 их брак был расторгнут.

Сергей Королёв и Нина Котенкова

Второй женой ученого была Нина Котенкова, уроженка Ижевска, переводчица техдокументации. Он познакомился с ней в 1947 на собеседовании при ее приеме на службу в НИИ, где Королев работал главным конструктором. После его развода они поженились. Женщина была дочерью коммерческого директора оборонного завода №8 в Подлипках, выпускницей Московского пединститута иностранных языков. Первым мужем ее был авиаконструктор Владимир Ермолаев, скончавшийся в 1944 году от тифа.

Смерть

Творческий полет мыслей одного из величайших умов ХХ века оборвала в 1966 году преждевременная кончина. Лагерные испытания и невероятные нагрузки на работе подточили его здоровье. Врачи настаивали на проведении хирургической операции по удалению полипов, и он согласился. Но во время ее проведения возник ряд осложнений. Сердце ученого не выдержало и остановилось. Урна с его прахом покоится у Кремлевской стены.

Королев с собакой перед запуском ее в космос. Архивное фото

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

© Фото : Вячеслав Курбатов Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет-носителей, пилотируемых космических кораблей Cергей Павлович Королев.

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет-носителей, пилотируемых космических кораблей Cергей Павлович Королев.

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет-носителей, пилотируемых космических кораблей Cергей Павлович Королев родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева.

В 1909 г. семья перебралась в Киев и вскоре после этого родители развелись. По решению матери маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке и дедушке. В 1915 г. Сергей поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве. В 1916 г. мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 г. мальчик поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и четыре месяца он занимался в единой трудовой школе. Далее получал образование дома, занимаясь самостоятельно по гимназической программе с помощью матери и отчима, которые были учителями, а отчим, кроме педагогического, имел еще и инженерное образование. Еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике.

В 1921 г. в Одессе появился отряд гидросамолетов, и будущий конструктор увлекся воздухоплаванием, а в 1923 г. начал заниматься в планерном кружке. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции - "безмоторного самолета К‑5".

В 1922-1924 гг. он учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Баумана на аэромеханический факультет.

Во время учебы в МВТУ Королев был уже известен как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. С четвертого курса он совмещал учебу с работой в конструкторских бюро (КБ). С 1927 г. по 1930 г. участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-1 "Коктебель" и СК-3 "Красная звезда", специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

В 1929 г. Королев посетил в Калуге Константина Циолковского, чтобы проконсультироваться по вопросу полета планера на сверхдальность, но ученый посоветовал Королеву заняться решением проблемы космического полета. После знакомства с Циолковским и его работами Сергей Королев увлекся идеей создания летательных аппаратов ракетного типа.

В 1930 г. он работал в Центральном КБ завода им. В.Р. Менжинского, а с марта 1931 г. начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

В 1931 г. Королев участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которую возглавил в мае 1932 г. Под его руководством были запущены первые советские ракеты на гибридном топливе "ГИРД-09" (август 1933 г.) и на жидком топливе "ГИРД-Х" (ноябрь 1933 г.).

После слияния в конце 1933 г. московского ГИРДа и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и образования Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) Королев был назначен заместителем директора по научной части, а с начала 1934 г.- руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1938 г. по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет. В 1939 г. новое руководство НКВД решило организовать конструкторские бюро, в которых должны были трудиться заключенные специалисты. В одно из таких бюро, возглавляемое Андреем Туполевым, тоже заключенным, и был направлен Сергей Королев. Этот коллектив занимался проектированием и созданием пикирующего бомбардировщика Ту-2.

Вскоре после начала войны Особое техническое бюро Туполева эвакуировали в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани аналогичное бюро занимается ракетными ускорителями для бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего сотрудника НИИ‑3 Валентина Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал заместителем Глушко. В эти же годы он начал самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата - ракеты для полетов в стратосферу.

27 июля 1944 г. по указу президиума Верховного Совета СССР Королев и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со снятием судимости. После окончания войны во второй половине 1945 г. Сергей Королев в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2).

В августе 1946 г. Королев начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 г. в Королев), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ‑88 по их разработке.

4 октября 1957 г. сконструированная Королевым ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня и началась эра практической космонавтики. Сначала в космос летали только животные, а 12 апреля 1961 г. Королев вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля "Восток-1" с космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого полета началась эра пилотируемой космонавтики.

С 1959 г. Сергей Павлович Королев руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При жизни Королева на его космических кораблях в космосе побывало еще десять советских космонавтов, был осуществлен выход человека в открытый космос (Алекей Леонов 18 марта 1965 г. на КК "Восход-2").

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическия ракета, ракета-носитель "Восток" и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты КК "Восток" и "Восход", созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос"; разработан проект КК "Союз".

Сергей Королев был академиком АН, членом президиума АН СССР (1960-1966), дважды Героем социалистического труда, (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957). Был награжден Золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), 2 орденами Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями.

Королев был женат дважды. В августе 1931 г. он женился на своей бывшей однокласснице Ксении Максимилиановне Винцентини. В 1935 г. у них родилась дочь Наталья, но брак оказался неудачным и в 1948 г. они развелись.

Вторая жена - Нина Ивановна Котенкова (1949‑1966).

Скончался Сергей Павлович Королев 14 января 1966 г. (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с прахом Сергея Королева установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В том же году АН СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники". Были учреждены стипендии им. С.П. Королева для студентов высших учебных заведений.

В Москве, Житомире, на Байконуре и других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи, его имя носит Самарский государственный аэрокосмический университет, Военный институт в Житомире, Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" им. С. П. Королева, Наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 г. из Калининграда), центральный проспект этого города.

Проспект Королева есть в городе Байконур, в Киеве, именем академика Королева названы улицы в Москве, в Перми, в Одессе, в Казани, в Челябинске, в Тернополе, в Томске, в Уфе.

В честь Королева названы научно-исследовательское судно "Академик Сергей Королёв", кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855 Королев, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане.

На Аллее космонавтов Москве в 1967 г. установлен бюст Королева (скульптор Файдыш-Карандиевский).

В доме, где в 1959-1966 гг. жил Королев (6-й Останкинский переулок, 2/28), в 1975 г. открыт мемориальный Дом-музей Королева. Мемориальные дома-музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Инженер-конструктор и ученый, основоположник практической космонавтики, главный конструктор первых ракет носителей и пилотируемых космических кораблей Сергей Королев, биография которого состоит из взлетов и падений, ушел из жизни всего в 59 лет.

Судьба

Очень рано страна потеряла своего выдающегося конструктора. И хотя он многое успел осуществить, чтобы космос покорился землянам, некоторые проекты реализовать не успел. Например, «Лунная программа СССР» была свернута сразу после смерти конструктора.

Сергей Королев на фотографиях

Здоровье конструктора было подорвано на Колыме, где он отбывал наказание, маховик репрессий прошёлся по нему сполна. Обвинение было несправедливым, но Королев жил в сложное и опасное время. Его освободили только в 1944 г, в 1957 году — полностью реабилитировали.

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва.

Золотая медаль в честь Королева

Большое количество улиц назвали в честь ученого. Памятники Сергею Павловичу установлены в ряде городов, таких как Москва, Житомир, Байконур. Открыт мемориальный дом-музей. В его честь был назван перевал на Тянь-Шане.

Подмосковный город Королев

Подмосковный город Калининград переименовали в наукоград Королёв. Также честь знаменитого конструктора названы крупный лунный кратер и астероид.

Имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

О том как исполняется главная мечта Сергея Королева смотрите в следующем видео:

Детство в биографии Сергея Королева

Сергей Королев в детстве

Сергей Павлович Королев родился в семье учителей 12 января 1907 года в городе Житомир. Ребенком он жил то с родителями в Киеве, то в Нежине у бабушки с дедушкой со стороны матери. Его родители развелись, а отчим был инженером.

В Нежине маленький четырехлетний Сережа первый раз в жизни увидел самолет и человека, который им управлял — пилота Уточкина. Это событие сильно впечатлило мальчика, он тогда осознал, что не только птицы могут летать.

Перед самой революцией Сергей с мамой и отчимом перебрались в Одессу. Там он пошел в первый гимназический класс. Но проучился он недолго, после революции ее закрыли. Королев учился дома, его занятиями по гимназической программе руководили родители. У отчима кроме педагогического образования имелось и инженерное.

Домашнее обучение продолжалось, пока в Одессе в 1922 году не открылась стройпрофшкола. Преподавать в нее пригласили лучших профессоров и доцентов одесских ВУЗов. Юный Королев учился с увлечением, он успевал и по основному курсу, и по различным дополнительным.

Ещё в школьные годы Сергей заинтересовался новой для того времени авиатехникой, у него все получалось в силу исключительных способностей. Он не был первым учеником, но многое знал и умел. Школа дала прекрасное образование, после ее окончания можно было поступить в любой институт страны без экзаменов.

Школа была смешанная, учились вместе – мальчики и девочки. Задача стояла амбициозная, за два года пройти весь курс средней школы. Два ряда парт занимали мальчики, два оставшихся – занимали девочки. В классе Королев встретил свою первую жену. Они вместе изучали танцы, принимали участие в спектакле оперного театра (изображали море). Ребята даже изучали стенографию, она даже пригодилась им в то время, когда Королев неожиданно для всех стал заключенным.

В 1921 году Сергей Королев знакомится с летчиками военной авиации. Это была знаковая встреча. Увлечение воздухоплаванием не оставляло его в течение всей жизни.

Сергей Королев возле самолетов

В 1923 году правительство призвало народ приступить к созданию в стране Воздушного флота. Сергей Королёв сразу же начал заниматься в планерном кружке, не прошло и трех месяцев, как его назначили лектором. Юный Королев проводил с рабочими занятия по планеризму. Для этого он самостоятельно изучал специальную литературу на русском и немецком языках.

В 17-летнем возрасте пришел первый успех. Компетентная комиссия рекомендовала к постройке его проект летательного аппарата оригинальной конструкции.

Королев в юные годы на фото

Став студентом Киевского политехнического института Сергей Королев, вновь занимался в планерном кружке, где самостоятельно спроектировал несколько летательных аппаратов.

В 1926 году Сергей Королев перебрался в Москву в качестве студента на третий курс МГТУ им. Баумана.

Тяга к небу

В Москве будущий главный конструктор космических аппаратов вновь занимается в планерной школе, даже получает звание пилота планериста и продолжает разрабатывать оригинальные планеры и легкие самолеты.

Королев учится в Московской школе летчиков Осоавиахима, заканчивает ее с отличием и получает квалификацию «летчик».

Королев Сергей и первые самолеты

В институте Сергею Королеву приходилось совмещать учебу с работой. Трудился и набирался опыта он в КБ Государственного авиационного завода, его талант был замечен, и начинающий авиаконструктор был допущен к участию в разработке торпедоносца Т0М 1 под руководством Поля Эмэ Ришара.

Дипломный проект на тему «Легкий самолет СК 4» молодой ученый написал и защитил под руководством Андрея Туполева, получив свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации «инженер аэромеханик».

Встречи с Циолковским и Цандером

Сергей Павлович Королев и дальше бы продолжал свою карьеру авиационного конструктора, в этой области проявились его незаурядные способности. Однако на его пути повстречался Константин Эдуардович Циолковский. Их беседа полностью перевернула жизнь молодого ученого. Авиаконструктор принял идею в возможность полетов в космос и посвятил всю свою дальнейшую жизнь строительству ракет.

Важнейшее место в становлении Королева как отца отечественного ракетостроения и космонавтики занимает Фридрих Артурович Цандер. Они вместе входили в московскую ГИРД (группу изучения реактивного движения), которая стала впоследствии ядром первого в мире Реактивного НИИ. Работали они на энтузиазме, и достигли удивительных результатов.

Королев и другие известные конструкторы

За поразительно короткий срок — всего два года — они проделали путь, на который у американских и немецких исследователей ушло от 5 до 10 лет. Большинство работ, выполненных в МосГИРД, навсегда вошло в историю со словами «впервые в мире», «впервые в СССР».

Циолковский и Цандер расширили видение Королева, его поглотили мысли о полётах в космос, он начал разрабатывать принципы реактивного движения.

Все это не могло не повлиять на дальнейшее развитие ракетно-космической техники и космонавтики в СССР.

После «чисток» в армии и расстрела покровителя конструкторов генерала Михаила Тухачевского в 1937 году волна посадок и казней добралась и до РНИИ.

В 1930 году Королев приступает к работе в Центральном КБ завода имени Менжинского, через год становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Здесь он включается в работу над испытаниями двигателя ОР-1 под руководством Цандера.

Правительство ставит задачу – укрепить обороноспособность страны, для этого необходимо разрабатывать и создавать ракетное оружие. В 1931 году при Осоавиахиме появилась небольшая группа энтузиастов, которые занимались изучением реактивного движения созданием и практическим применением ракетных двигателей.

Королев получает от Цандера предложение принять участие в организации ГИРД (Группы изучения реактивного движения). В 1932 году группа выросла в государственную научно-конструкторскую лабораторию по разработке ракетных летательных аппаратов, и конструктор стал руководителем научно-технического совета московской ГИРД.

Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9» в августе 1933 года, через три месяца – на жидком топливе (ГИРД-Х).

После создания Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, после смерти Цандера, стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

Первые ракеты СССР

Институт представил несколько проектов ракетного самолёта, работа шла довольно успешно, но над каждым висела возможность попасть под репрессии? времена были трудные.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва – «Ракетный полет в стратосфере». Ученый освещает открывающиеся возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях, однако предупреждает о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он отправил Циолковскому, который по прочтении отозвался о книге, как содержательной, разумной и полезной.

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института, но из-за затянувшегося конфликта с директором Сергея Павловича уволили с руководящей должности и с военной службы. Он остался работать в учреждении рядовым вольнонаемным инженером и сосредоточился на разработке крылатых ракет.

Арест

Блестящая карьера внезапно прерывается. В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Сергею Павловичу инкриминировали медленную работу над ракетопланом и ракетами.

Наказание отбывал на Колыме. Там он погибал, но его спас его бывший сотрудник. Заставил блатарей дать ему место потеплее и пайку. Этому человеку он был благодарен всю жизнь. Буквально через несколько месяцев его вытащили из лагеря. Ему повезло попасть в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ 29). Находясь в заключении, работал инженером аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту 2.

Королев Сергей под арестом

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

Работа

Сразу же после войны почти 2 года Королев находился в командировке в Германии, он изучал немецкие трофейные ракеты ФАУ.

В 1946 Королева назначают одним из главных конструкторов в специальном конструкторском бюро НИИ № 88 в подмосковном Калининграде. Там сначала воспроизводят и испытывают немецкую ФАУ, затем А 4 из трофейных узлов, и наконец ракеты БРДД Р 1 из своих узлов и материалов собственных разработок.

Королев в работе на фото

Сергея Королева даже в отчетах называли просто «Главным». Под его руководством и с непосредственным участием был создан ракетно ядерный щит страны и начато освоение космоса.

Все было впервые. Создан первый искусственный спутник Земли, во втором запуске была пилотом собака Лайка, и наконец первый человек полетел в космос. При Королеве были произведены 7 пилотируемых полетов.

Сконструированы, испытаны и запущены автоматические станции к Луне, Марсу и Венере. Королев внедрял свои идеи по пилотируемым полетам к Луне и другим планетам Солнечной системы.

Две жены и одна дочь

Королев был женат два раза. Первая жена (1931 1948) — Ксения Винцентини. Познакомились они в школе, когда им было по 15 лет. Общие интересы и увлечения сблизили подростков. Ксения была потомственной итальянкой, родилась в Кишиневе. Ее дед заведовал училищем виноградарского виноделия. Сразу после окончания школы, Сергей сделал предложение, но Ксения попросила отложить свадьбу до того времени, когда они встанут на ноги и смогут обеспечить себя, семью и будущих детей.

Ксения окончила медицинский институт и получила распределение в Алчевск. В конце лета Королев приехал и повторил предложение выйти за него замуж. Молодая жена должна была отработать положенное время и только после этого ее отпустили в Москву. Там она приступила к работе в Боткинской больнице, где вскоре стала успешным хирургом-травматологом. Молодая семья жила скромно, все время отдавая любимой работе, вместе проводили каждый отпуск.

В 1935 году у них родилась дочь Наталья, Королев был безмерно счастлив. Осенью семья получила двухкомнатную квартиру на Конюшковской улице недалеко от зоопарка. И хотя она была на 6 этаже и без лифта, это не смущало ни Ксению, ни Сергея – это была их первая отдельная квартира.

Жена и дочь Сергея Королева

Молодая жена и мать все время ждала ареста. В коридоре стояли «тревожные» чемоданчики, а на дочь были подготовлены бумаги для удочерения бабушкой, чтобы девочка не попала в детский дом.

После ареста мужа мать Королева запретила невестке предпринимать какие-либо действия, и сама стала писать письма и хлопотать за сына – матерей не трогали.

На работе директор, секретарь парткома и председатель месткома, после небольшого совещания, разрешили женщине продолжать работу несмотря на то, что ее муж был арестован. Но Ксении пришлось несладко, некоторые хирурги отказывались ассистировать при операциях жене врага народа.

Через 8 долгих лет разлуки Королевы смогли воссоединиться в Германии, однако счастливой жизни не получилось. Не смогла Ксения жить без работы, муж все время пропадал на объектах, а она в полном одиночестве проводила дни и ночи. Осенью, сославшись на то, что Наташе нужно в школу, она вернулась в Москву.

Не сложилась жизнь и после перевода Королева в Калининград. Чтобы конструктор не тратил время и силы на дорогу Королеву предоставили в Калининграде квартиру на улице Либнехта. Он сразу же попросил семью переехать к нему.

Ксения не могла бросить работу ведущего специалиста и сменить операционный стол на маленький кабинет провинциального врача. Была еще причина, по которой переезд был нежелателен: дошли слухи о том, что Королев обратил свое внимание на переводчицу с английского языка. Ее прикрепили к нему переводить журналы и статьи с английского на русский.

Так они и продолжали жить: жена в Москве, муж в области. Когда Королев подал на развод Ксения взяла слово от дочери, что та никогда в жизни не будет встречаться с новой женой отца.

Сергей Павлович тяжело переживал разлуку с дочерью. Ежегодно на день рождения дочери он отправлял цветы и подарки – все было напрасно. Каждый свой день рождения он оправлял за ней машину. Дочь отказывалась от встречи. Автомобиль возвращался пустым.

И только в 1961 году Наталья Королева, став самостоятельной, возобновила отношения с папой.

Своей жене Королев рассказывал, что и теперь, во времена Хрущева он каждый день ожидает, что вежливые охранники перестанут быть такими, заломают ему руки поведут расстреливать или в тюрьму.

Вторая жена (1949 1966) — Нина Котенкова. Их сблизила совместная работа. Когда Королев вызвался ее проводить, оказалось, что они живут в одном доме и в одном подъезде. Они прожили вместе 19 лет.

Дочка Королева на фото

Дочь Сергея Павловича Королёва, Наталья Сергеевна Королева пошла по стопам своей матери. Стала высококвалифицированным хирургом и опытным педагогом. Ее работа высоко оценена и правительством, и простыми людьми.

Слава после смерти

14 января 1966 года во время рядовой хирургической операции у Сергея Королева остановилось сердце. Есть версия, что это случилось из-за избиений во время допросов в НКВ, когда ему сломали челюсть. Врачи во время реанимационных действий не смогли правильно и быстро поставить ему трубку интубирования, мешала плохо работающая челюсть. Его похоронили друзья и соратники, в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. Он был настолько засекречен, что при жизни никто из непосвященных и не догадывался о его заслугах.

За свою нелегкую жизнь он написал более 250 научных работ и статей.

Дважды Герой Социалистического Труда, действительный члена Академии наук СССР Сергей Павлович Королев имел целый ряд наград и званий – Родина оценила его заслуги.

Памятная доска и памятник Сергею Королеву

Именем Королева названы институты, проспекты и улицы, исследовательские корабли, пик на Памире. Имя его увековечено и в космосе: астероид 1855, кратеры на Марсе и Луне. Мемориальные дома музеи открыты в Москве, Житомире и на Байконуре.

Выдающийся основоположник практической космонавтики Сергей Королев биография которого показала, что можно быть одновременно и великим, и ничтожным, прожил трудную, но яркую жизнь. Память о нем в его делах. Только после его смерти фотографию конструктора напечатали в газете, и все узнали имя человека, который открыл миру дорогу в космос.

Интересные подробности о жизни известного конструктора Сергея Королева смотрите в следующем видео:

Опровержение попыток очернить личную жизнь Сергея Королева и попыток обвинить его в доносах против коллег:

Читайте также: