Словесный конструктор 2 класс гармония ответы

Обновлено: 14.05.2024

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

ВложениеРазмер
slovesnyy_konstruktor.docx 20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Значение, употребление и написание приставок»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Осознать и систематизировать определённый круг приставок.

- выявить значение приставок

- запомнить написание приставок

- тренировать в осознанном и правильном употреблении приставок.

УУД, формируемые на данном занятии:

- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

организация на занятии

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • осуществлять поиск информации
  • обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

1. Интерактивная доска (необходимый подбор слайдов выполнен учителем)

2.Раздаточный материал для наблюдений, выводов, практической работы, оценки.

1. организационный момент

2. Актуализация знаний

- Повторим части слова. Закончите предложения.

Корень слова – это… Слова с одним и тем же корнем называются …. Суффикс- это … Суффикс пишется …. Суффиксы образуют …. Приставка стоит …. Приставки образуют… Приставка пишется со словом …

Фронтальная работа Таблица «Состав слова»

4. Введение темы и постановка целей урока

Я показываю конструктор.

-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)

-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему уроку? Мы играть в него будем на уроке? (…)

-Я предлагаю поиграть вам сегодня в словесный конструктор.

-Чтобы точно определить тему и цели урока, я предлагаю вам отгадать загадки:

1.Мы преставимся всегда Лишь к началу слова.

И меняем без труда Смысл его на новый.

В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.

И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть.

И запомните, друзья, В языке без нас нельзя!

2. В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется.

3.Перед корнем подставляем

Эту часть как называем?

-Чему будем учиться сегодня? Какие цели поставите?

(Подставлять приставки- т.е.употребление, получать новые слова – т.е.значение, как писать приставки, – т.е. запоминать написание)

-С целями определились. Какой план работы нашего урока вы предложите по изучению темы? . (узнать, какие есть приставки, как их писать, тренироваться, выполнять задания, наблюдать, как изменяется значение слова, к каждому ли слову можно подставить приставку и т. д.)

Значение, употребление и написание приставок.

Планирование детьми работы.

5. Реализация целей.

А) Чтение сказки (Тычинская Ксения).

Сказка о приставках.

-О каких же своих способностях рассказали приставки?

(образование новых слов, придают слову новое значение)

-Какие приставки в каких словах прозвучали?

Б) Наблюдения, выводы

Упр.517: В паре друг другу прочитайте слова, которые получатся путём подстановки приставок, понаблюдайте, как приставки меняют значение слов и понаблюдайте за звучанием приставок!

-За какими буквами в приставках вы наблюдали? (за теми, которые выделены синим цветом)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

Дети отвечают по алгоритму:

-в приставке есть орфограмма б/уд гласного, т.к. …

-в приставке есть орфограмма парн.согл., т.к. здесь парный согл. перед парн.согл.

В другой семье слов нет орфограммы парн.согл., т.к. идёт сонорный

-Запишите 5-6 слов любой семьи, выделите приставки и орфограммы в них.

-Какая часть слова делает все слова похожими? (корень) Покажите корни.

-Какая часть придаёт слову своё, новое значение? (приставка)

-Какая корневая орфограмма есть в каждой семье слов? Покажите её.

Слайд: работа в паре.

Выступление пары – «защита».

Работа в тетради.

с.109 Работа с предложением

Мы . ключим свет.

-А теперь выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ-

Прочитайте друг другу предложения, которые у вас получатся, и опять наблюдайте за звучанием приставок!

На что просят вас обратить внимание? (ударение)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

-Есть ли орфограммы безударных гласных? (да) Докажите.

А парных согласных? (да) Почему? (т.к.парный согл. перед парн. согл.)

-Все ли приставки подошли? Почему?

-Сделайте вывод о написании приставок. Можно ли писать их так, как слышишь?

Вывод: как бы приставки ни звучали, они пишутся одинаково.

(Правило о написании приставок, с.110)

Выступление пары – «защита»

- Я буду называть приставки, а вы подумайте, какие действия можно совершить: по- (потянуться, подышать, помахать, покрутиться)

Пользуясь таблицей, образуйте как можно больше новых слов, подставляя приставки, и запишите в тетрадь. Выделите приставки.

В центре ромашки – слово ГОВОРИТЬ. На лепестках записаны приставки (про, на, вы, за, от, по, пере, под, об, у, до, при).

- Какие составили слова? Молодцы!

1. Приговорить – вынести кому-либо приговор, назначить наказание.

2. Заговорить – а). утомить многословными разговорами

в). начать говорить

3. Оговорить – а). оклеветать

б). заранее условиться о чём-то

4. обговорить - обсудить

Таблица с ромашкой.

Г) Внимание! Сложное задание!

- Применив знания, полученные на уроке, замените одним словом с приставкой:

Например: начал говорить – заговорил

закончил движение – пришёл, приехал

Запись слов в тетрадь .
Пропустить урок (прогулять) .
Прикрепить пуговицу с помощью нитки и иголки (пришить) .
Отделить ножницами часть ткани (отрезать).
Сменить место жительство (переехать) .
Проглотить таблетку с водой (запить). Перестал цвести (отцвёл). Закончил читать (прочитал).

Кому удалось записать все слова?

Проверка по доске. Учащиеся выходят к доске, выделяют в словах корень и приставку, вставляют буквы в приставки.

-Давайте вместе откроем секрет: в течение урока вы работали со многими словами. К какой группе они относятся? Что называют? (действия)

Вывод: в русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действия.

Индивидуальная работа в тетради

6. Подведение итогов конференции.

-Вернёмся к целям нашего урока

Узнал новое: О значении приставок… О написании приставок … Об употреблении приставок…

Было особенно интересно … Было сложно …

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Цветной кружок на полях тетради) -Всем спасибо за урок.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

План - конспект урока

Тема урока: «Словесный конструктор

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок применения знаний

Цели: упорядочить знания о составе слова, наблюдать за строением слов.

Образовательные: формировать умение конструировать слова из заданных частей слова, формировать умение соотносить произношение и написание приставок

Развивающие: развивать память и орфографическую зоркость; развивать умение разбирать слова по составу; развивать умение образовывать новые слова

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать любовь к родному языку

Формирование УУД:

Личностные: представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Осознавать необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения

Планируемые результаты:

Предметные: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выполнять общий способ действия для выделения в словах окончания, в том числе нулевого, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами (разбирать слова по составу). Конструировать слова из заданных частей слова, сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения; соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели; различать приставки и предлоги, по освоенным опознавательным признакам. Применять изученные правила: правописания предлогов и приставок со словами, Писать слова с непроверяемыми орфограммами, пользоваться орфографическим словарём учебника.

Ресурсы: М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 2 класс

Давайте разговаривать,
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.

2. Введение в тему урока.

Сегодня прочитаем рассказ о животном.

Отгадав загадку, вы узнаете о каком животном идёт речь.

Под соснами, под ёлками
бежит мешок с иголками. (Ёж).

Ну, конечно, это ёжик. А рассказ называется "Ёж". Написал его М.М. Пришвин - большой любитель природы, которому принадлежат такие прекрасные слова: "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину" (портрет писателя).

3. Речевая разминка.

а). Учись четко произносить звуки:

ри-ры, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ар, ур;

трри-трру, трро-трру, трри.

б). Читай быстро.

Род-рог, рот; ряд-род, родня, родной.

в). Читай быстро, и четко.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова, на траве дрова.

г). Экспозиционное письмо. Зрительный диктант.

Набор №1 (по Федоренко)

1. Тает снег. 8 4

2. Идёт дождь 9 4

3. Небо хмурое 10 5

4. Коля заболел 11 5

5. Запели птицы 11 5

6. Поле опустело 12 6

д). Постановка дыхания и развития четкости произношения.

Таблица согласных. Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем 15 согласных одного ряда.

б к з с т р м н в з р ш л н х

ж л п ф х ш б п т с т к л з н

м н п б ш к л ж з к ч ж д т г

4. Проверка домашнего задания.

а). Чтение сказки Н.Сладкова "Бежал ёжик по дороге"

Проведём конкурс на лучшего чтеца.

Участвуют 4 человека.

Выбираем строгое жюри - 3 человека.

(члены жюри следят за чтением учащихся; отмечают ошибки при чтении: т.е. оценивают прочитанный детьми отрывок).

б). Ролевое чтение сказки.

5. Физминутка. Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

Проведём друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем,
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили,
1, 2, 3, 4, 5 - можно глазки открывать.

6. Подготовка к восприятию текста.

1.Рассмотри обложку книги. Как называется книга? ("Золотой луг")

(в учебники иллюстрации книги М. Пришвина "Золотой луг").

2. Что можно сказать о книге по обложке? (Это рассказы о растениях и животных).

3. Что можно узнать по титульному листу? (Произведение является рассказом).

4. Сколько в книге рассказов? (4). Какие?

5. Как быстрее ответить на вопрос - постранично рассматривая книгу или по содержанию? (По содержанию).

6. Определить по содержанию, где находится рассказ "Ёж" в начале, середине или в конце книги? На какой странице? (стр.10, в середине).

7. Знакомство с текстом.

Текст рассказа читает учитель. (По ходу чтения учащиеся отмечают карандашом слова, значения которых им непонятны).

Объяснение этих слов:

- Что тебе из рассказа больше всего запомнилось?

Ёж один из многочисленных европейских зверьков.

Поедает насекомых и их личинок, слизней, мышей, птичьи яйца, птенцов и даже змей. Бегая по траве, он издаёт разные звуки:

пыхтит, хрюкает, ворчит. Спина, бока туловища и верх головы защищены иголками. В случае опасности сворачивается в плотный шар. Грудь и брюхо покрыты жесткой щетиной. За лето самки делают по 1-2 выводка по 3-6 детенышей. Ежата кормятся материнским молоком 5 недель. На севере ежи впадают в глубокую спячку. Обитают они в зарослях кустарников, в лесу.

- Теперь вы узнали много интересного из жизни этого маленького зверька.

Мы сидели и читали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке
Быстро- быстро - топ, топ, топ
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперёд,
Влево, вправо поворот.
Мы друг другу улыбнулись,
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.

10. Перечитывание и работа с текстом.

1). Повторное чтение текста по абзацам ("цепочкой").

2). Ответы на вопросы:

- От чьего имени ведётся повествование? (от лица автора)

- Как вы это определили?

М.М. Пришвин с детства любил охоту, но это была особенная охота:

чаще всего он охотился не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот так он вспоминал об этом: "Моя охота была и тогда теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть и никто ещё в своей жизни с этим не встречался".

Своими книгами М.Пришвин помогает почувствовать, что мир полон чудес и это "чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие:"

11. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте о том, как ёжик оказался у писателя?

- Прочитайте эпизод, зачем ежу понадобилась газета?

- Прочитать, как ёж подружился со своим новым хозяином?

12. Выразительное чтение.

Подготовить и прочитать понравившийся эпизод.

13. Словесное рисование ежа. (Развитие речи).

Учащиеся словами описывают ежа, каким они его представляют.

14. Физпауза. Упражнения для глаз.

15. Творческая работа в тетрадях по литературному чтению.

Дети изображают ежа с помощью карандаша.

16. Итоговая беседа о бережном отношении к природе.

Ребята, вы должны не только любить природу, но и участвовать в практических делах по охране природы: сажать деревья и цветы, охранять их, вести борьбу с теми, кто уничтожает природу, загрязняет её; охранять гнездовья птиц и места, где живут животные.

М. Пришвин обратился к вам:

"Ребята! Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах водятся разные ценные животные - мы будем охранять наши леса, степи, горы:".

Цели. Помочь младшим школьникам систематизировать знания о круге морфем, которыми они активно пользуются в своей речевой практике.

Оборудование. Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. 2 класс», тетрадь-задачник № 3; опорные таблицы «Состав слова», «Приставки»; детские работы на тему «Космос»; карточки с заданиями.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?

Выслушиваются ответы детей. Учитель подводит итог.

– Конструктор – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.
Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

Дети отвечают.

– Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

Дети. Наверное, это набор из частей слова.

У. Какие части слова вы знаете?

Д. Корень, приставка, суффикс, окончание.

Учитель прикрепляет на доску опорную таблицу «Части слова».

У. Расскажите, что вы знаете об этих частях слова?

Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
– Корень – общая часть родственных слов.
– Приставка – часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.
– Суффикс – часть слова после корня, которая служит для образования новых слов.

У. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться конструировать слова. Большую помощь в этой работе нам окажут приставки. Наше конструкторское бюро начинает работу.

IV. Упражнения в словообразовании

У. Откройте упражнение 529 на с. 173. Прочитайте задания к упражнению.

– Что можно сказать об этих словах?

Д. Они однокоренные.

У. Какая часть слов делает их похожими?

Д. Корень.

У. Что обозначают эти слова?

Д. Эти слова обозначают движение.

У. Какая часть слова делает их разными по значению?

Д. Приставка. Приставки указывают на разные движения.

У. Выделим приставки. Запомним их написание.
Запишем слова в тетрадь.

Один ученик работает у доски.

– Какая орфограмма корня нам встретилась?

Д. Буква безударного гласного в корне. Проверочное слово – ходит.

У. Что делает приставка со словом?

Д. Изменяет его значение, смысл.

У. Откройте тетрадь-задачник № 3 на с. 8, прочитайте задание упражнения 530. Много ли приставок в русском языке? Часто ли они встречаются? Рассмотрим только что записанные слова. Записывать будем одни приставки, располагая в том порядке, как предложено в упражнении.

движение вокруг чего-то . об-; обо-
движение через что-то . пере-
движение внутрь чего-то . в-; во-
приближение к чему-то . при-
удаление от чего-то . от-; у-
движение из чего-то наружу . вы-

V. Словарная работа

У. Где может передвигаться человек?

Д. По земле, по воде, по воздуху.

У. Издавна человеку хотелось научиться летать, как птица. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и песнях: вы читали о ковре-самолете, ступе Бабы-Яги. Люди придумывали воздушных змеев, воздушные шары, а затем – планеры, дельтапланы, самолеты, вертолеты.


Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Самолет». Упражнение с линейкой.

Вот волшебный самолет
Отправляется в полет.
Он планирует над партой.
Ну, а где же наша карта?

Дети берут в руку линейку, как показано на рисунке. Начинают покачивать линейку, имитируя движение крыльев самолета. Затем то же самое проделывают другой рукой.

У. Благодаря таким ученым, как Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев, начался этап освоения космоса. Полетели первые искусственные спутники Земли, космические корабли. В это время в нашем языке появилось новое слово – «космос».
Подберем к нему родственные слова. Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений?

Д. Космонавт.

У. Как называют комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов?

Д. Космодром.

У. Как называют предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству?

Д. Космический.

У. Запишите эти слова в тетрадь. Выделите корень.

Дети выполняют задание. Учитель открывает запись на доске.

– В чем заключается секрет корня слова?

Д. Корни родственных слов пишутся одинаково.

У. 12 апреля – День космонавтики. Это праздник летчиков-космонавтов, инженеров, рабочих, которые изготавливают космические корабли и спутники.
Как по-другому можно назвать космический корабль?

Д. Ракета.

У. Составим предложение со словом «ракета». Что делает ракета?

Д. Летит.

У. Летит куда?

Д. В космос.

У. Какое предложение получилось?

Д. Ракета летит в космос.

У. Запишем это предложение в тетрадь. Назовите слово, обозначающее действие предмета.

Д. Летит.

У. Какая орфограмма встретилась в слове?

Д. Безударная гласная в корне.

У. Как мы ее проверяем?

Д. Подбираем проверочные слова – взлет, полет.

У. Прочитайте приставки, записанные на доске. Образуйте с их помощью новые слова. Запишите эти слова и выделите приставки.

Дети выполняют задание.

– Как меняется значение слов в зависимости от использования приставок? Какой секрет есть у родственных слов?

Д. У них корни пишутся одинаково.

У. Что меняет приставка?

Д. Значение слова.

У. Прочитайте текст. Спишите его, вставляя подходящие по смыслу приставки. Приставки выделите.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин впервые . летел в космос. За 108 минут он . летел Землю.

VII. Физкультминутка

У. Карусели, карусели!
Мы с тобой в ракету сели
И по-е-ха-ли.

Дети поднимают руки над головой, кончики пальцев соединены вместе.

– Присели! К запуску приготовиться! Полетели!
Мы с вами прилетели на Луну. По ее поверхности мы можем передвигаться на луноходе.


Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Луноход» (упражнение для подушечек пальцев).

Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.

Дети ставят на парту подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

VIII. Упражнение в словообразовании (продолжение)

Дети получают карточки с заданиями и работают в парах.

Карточки

У. Составьте слово из частей других слов. Запишите новые слова. Выделите их части.

Дети выполняют задание. После самостоятельной работы осуществляется проверка.

IХ. Итог урока

У. Что такое приставка?

Д. Приставка – часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.

У. В каких словах чаще встречаются приставки?

Д. В словах-действиях.

У. Каждая приставка несет определенный смысл, значение. Написание приставок нужно запоминать. На наших уроках мы будем составлять «Справочник приставок русского языка», чтобы облегчить запоминание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать мышление, умение образовывать новые слова; развивать словарный запас; учить правильно формулировать мысль.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Словесный конструктор"»

Тема: «Словесный конструктор».

закреплять умение находить в слове приставку, суффикс, корень окончание, подбирать однокоренные слова;

развивать умение образовывать новые слова;

развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль, развивать критическое мышление;

Отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Универсальные учебные действия:

соблюдать нормы русского литературного языка в морфемном и словообразовательном анализе слова, в работе со словообразовательными моделями;

осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие , уметь договариваться, распределять роли в игрой деятельности;

Личностные результаты

знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,

осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

деятельностный подход развивает познавательный интерес, формирует мотивацию для углублённого изучения .

Метапредметные результаты

система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

поиск информации о происхождении слов, работа со словарями,

Предметные результаты

овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);

аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России

Оборудование: толковый словарь, листы бумаги, фломастеры, корзинка, картинки.

І. Актуализация опорных знаний.

-Ребята, сегодня я предлагаю вам вырастить свой необычный цветок.

-Покажите, с каким настроением вы начинаете урок?

Своё настроение я прошу вас выразить, раскрасив лепесток №1 у цветка, который лежит перед вами на столе.

красный цвет – настроение отличное,

жёлтый – хорошее,

синий – грустное

II. Учебно-познавательная деятельность





-Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?

Конструктор, -а, мн. –ы, -ов, м.

а) Специалист, который создаёт конструкцию какого-н. сооружения, механизма. Конструктор самолёта.

Б) Детская игра – набор деталей для конструирования.

-Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

-Из каких деталей мы будем конструировать слова?

-Чтобы что-то конструировать необходимо знать для чего та или иная деталь. – В этом поможет нам наш грамматический человечек.

-Я буду вам задавать вопросы, а вы будете строить лицо своего человечка.

-Каждая цифра соответствует номеру вопроса.

-Сколько вопросов я вам задам?

-Ребята, внимание первый вопрос.

-Какая часть слова не изменяется? Дайте определение.(1)

-Какая часть слова стоит перед корнем? Для чего она служит в слове?(2)

- Какая часть слова помогает образовывать новые слова, но стоит после корня?(3)

-Часть слова, которая помогает изменить форму слова?(

III. Практическая работа

А) 1)Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка,
суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход . ( р ассказчик)
2.) Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый . ( в ыносливый)
3.)Корень в слове целый, первый суффик с- в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (целинник)
4.) Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка . ( п оручение)
5.) Корень возьмите у слова полагать,
приставку - у слова приложение,
суффикс - у слова восклицательный,
окончание - у слова числительное (прилагательное)

6) В слове такая же приставка, как в слове полёт,

корень такой же, как в слове дружба,

суффикс такой же, как в слове артистка . ( п одружка)

Б)Новые слова из двух слов

БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ

НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД
НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ

ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР
ЧУДЕСА - А + НЫЙ = ЧУДЕСНЫЙ

Читайте также: