Снегоход своими руками чертежи моделист конструктор

Обновлено: 28.04.2024

Снегоход, о котором пойдёт рассказ, собрал десятиклассник Сергей Сорокин из Алтайского посёлка Усть-Каманка. И это не удивительно. Техникой парень увлекается с детства — уже восемь лет он занимается в ЦДТ (Центре детского творчества) в кружке «Малогабаритная техника». В подборке чертежей и проектировании компоновочной и трансмиссионной схем машины помощь оказал руководитель кружка Виктор Александрович Курбатов. Ответственные сварочные работы помог выполнить отец — Борис Андреевич. Всё остальное, вплоть до обработки деталей на станках, выполнил сам. В общей сложности, строил Сергей снегоход около года, на одну только сборку ушло почти четыре месяца, с осени до весны. И пока не растаял снег, успел его лишь испытать, «испахав» все сугробы вокруг дома. Но зато теперь выявил некоторые недостатки, которые к следующему сезону собирается устранить.

Края наши снежные, и зима длится чуть пи не полгода. Поэтому каждый местный мальчишка мечтает о снегоходе — поражает способность этой машины преодолевать глубокие сугробы. Гусеничный снегоход мне посоветовал строить друг — он сам начал зимой делать такую же машину (правда, потом поостыл и забросил). К тому же, летний транспорт -скутер — у меня уже был. Весной я тоже начал работу, хотя и неспешно (к тому же её тормозили проблемы со сваркой).

Снегоход «Сугробер КМ-125»

Снегоход «Сугробер КМ-125»:

1 — направляющая лыжа (2 шт.); 2 — глушитель; 3 — выхлопная труба; 4 — двигатель (от мотоцикла К-125); 5 — рулевой вал (труба d22); 6 — руль; 7 — бензобак; 8 — наклонная стойка сиденья (труба 20×20, 2 шт.); 9 — вертикальные стойки сиденья (труба 20×20, 4 шт.); 10 — подушка сиденья (поролон s50, обшитый кожзаменителем); 11 — гусеница; 12 — узел натяжной оси с двумя катками); 13 — подрамник с опорной лыжей и полозьями; 14 — рама; 15 — узел приводного вала гусеницы; 16 — подножка (стальная штампованная решётка, 2 шт.); 17 — обшивка каркаса сиденья (фанера s5)

Определиться с конструкцией оказалось несложно — поскольку опыта было ещё маловато, решил строить по подобию тех, что имелись в кружке: трёхопорный (с гусеницей из деревянных брусков на двух полосах из транспортёрной ленты и двух передних рулевых лыж). Для упрощения конструкции счёл целесообразным эти опорные узлы выполнить без амортизирующих подвесок. Летом подготовил ленту и бруски для гусеницы, купил «бэушный» (бывший в употреблении) силовой агрегат от мотоцикла «Минск». У двигателя пришлось заменить поршень и кольца. А осенью, когда купили сварочный агрегат, работа по созданию снегохода оживилась.

Снегоход в стадии постройки и промежуточных испытаний

Снегоход в стадии постройки и промежуточных испытаний

Рама снегохода хотя и пространственная, но простая — прямоугольная в плане. Основные её силовые элементы (лонжероны и поперечины) сварены из стальных труб прямоугольного сечения 40×20 мм, вспомогательные — из квадратных труб — 20×20 мм. Передняя траверса изготовлена из трубы сечением 60×30 мм и приварена к передним концам лонжеронов под углом 15 градусов (угол между более длинной стенкой трубы и горизонталью). Вообще-то, все поперечины, кроме первой, выполнены в виде порталов (П-образными, только на коротких стойках). Поначалу стойки портальных поперечин сделал слегка наклонными внутрь (так мне казалось будет красивее), но, как оказалось на испытаниях, за них стали задевать концы траков. Надо было укорачивать и без того недлинные траки, поэтому решил, что лучше переварить порталы, сделав их прямоугольными.

К деталям рамы можно отнести и корпуса поворотных кулаков управляемых лыж. Корпуса выполнены из стальной трубы наружным диаметром 32 мм с толщиной стенки 5 мм и приварены к концам траверсы под углом 15 градусов к вертикали.

Рама

Рама:

1 — передний бампер (стальная труба 20×20); 2 — втулка поворотного кулака направляющей лыжи (труба 022, 2 шт.); 3 — передняя проушина крепления силового агрегата (стальной лист s4); 4 — лонжерон (труба 40×20, 2 шт.); 5 — задняя проушина крепления силового агрегата (стальной лист s4); б — подкос (стальная труба 20×20); 7 — подпорная стойка втулки рулевого вала (труба 20×20); 8 — втулка рулевого вала (труба 028); 9 — подкладная пластина сиденья (стальной лист s2); 10 — хребтовая перемычка (труба 20×20); 11 — портальные стойки (труба 20×20, 6 шт.); 12 — задний бампер (труба 20×20); 13 — косынка (стальной лист s4, 4 шт.); 14 — кронштейн крепления приводного вала и натяжной оси гусеницы (стальной лист s4, 4 шт.); 15 — обрамление подножки (труба 20×20,2 шт.); 16 — портальная перемычка (труба 20×20,3 шт.); 17 — опорная поперечина (труба 20×20); 18 — траверса (труба 50×30)

Опорная лыжа

Опорная лыжа:

1 — рамка (стальной уголок № 2); 2 — подошва (полиэтилен s5); 3 — основа (стальной лист s2); 4 — кронштейн (2 шт.); 5 — заклёпки (снизу — головки впотай, комплект)

Направляющая лыжа

Направляющая лыжа:

1 — полоз (стальной лист s3); 2 — хребет (стальная труба 20×20); 3 — втулка (стальная труба d26x2)

Опорная лыжа на стойках. Хорошо видна натяжная ось гусеницы с катками

Опорная лыжа на стойках. Хорошо видна натяжная ось гусеницы с катками

Гусеничный движитель подобен тем, что используют большинство само-дельщиков. Его гусеница представляет собой пару параллельных бесконечных полос (со склёпанными концами) из транспортёрной ленты шириной 65 мм, объединяющих траки из деревянных брусков сечением 50×40 мм, прикреплённых к ним с шагом 100 мм. Общая длина гусеницы — чуть более двух метров, количество траков на ней — 20 штук. Чтобы гусеница не «съезжала» в стороны, на концах брусков-траков (через один или два) со свободной стороны закреплены уголки. Каждый уголок — деталь сварная, причём их вертикальные полки-стенки выполнены закруглёнными (из трубы), чтобы сами уголки не смогли заклиниться на опорной лыже или приводных зубчатых колёсах.

Узел приводного вала гусеницы

Узел приводного вала гусеницы:

1 — приводная звёздочка вала привода гусеницы (z=32); 2 — корпус подшипника №205 (2 шт.); 3 — шпонка; 4 — ступица приводной звёздочки (труба d40x7,5); 5 — зубчатое колесо z=8, t=50 (дюралюминий); 6 — фланец крепления зубчатого колеса к валу (стальной лист s4, 2 шт.); 7 — вал (сталь, круг 25); 8 — болт М8х25 (8 шт.); 9 — подшипник № 205 (2 шт.); 10 — гусеница; 11 — кронштейн крепления вала к раме

Гусеница

Гусеница (а-вид спереди; б — узел стыковки гусеничной ленты; в — вид сверху левой по ходу гусеничной ленты):

1 — трак (берёзовый брус 50×40, компл.); 2-полоса (транспортёрная лента 65×10, 2 шт.); 3-ограничитель (стальной лист s4, компл.); 4 — пластина (стальной лист s4, компл.); 5 — болт М6 с обычной и пружинной шайбами, компл.)

Компоновка силового агрегата

Компоновка силового агрегата

Гусеничный блок

Гусеничный блок

Верхние полозья, препятствующие провисанию гусеницы

Верхние полозья, препятствующие провисанию гусеницы

Нижняя ветвь гусеницы подпирается опорной лыжей, а верхней ветви не позволяют провисать два полоза из деревянных брусков сечением 50×50 мм. Концы полозов скошены для более лёгкого захода на них и бесшумного схода с них гусеницы. Опорная лыжа выполнена из листового полиэтилена толщиной 5 мм на основе из стального 2-мм листа с рамкой из уголка № 2. Спереди и сзади она имеет загибы вверх. В качестве смазки при скольжении траков по опорной лыже и полозам служит сам снег, который, как показывает практика, обеспечивает срок службы деталей на один-два сезона (в зависимости от интенсивности эксплуатации), после чего их приходится менять. Опорная лыжа в подрамнике прикреплена шарнирно к паре стоек, приваренных другими концами к дополнительной поперечине рамы, выполненной из прокатного уголка 50×50 мм. Но на первых же испытаниях стойки стало загибать. Пришлось их усилить подкосами из стальной полосы сечением 30×4 мм. Полозы установлены параллельно лонжеронам и прикреплены к дополнительной поперечине рамы жёстко болтами М10.

Силовой агрегат, как было сказано выше, использован от мотоцикла «Минск» (двухтактный, рабочий объём — 125 см3 и мощность — 10 л.с.). Его расположил впереди, посередине рамы. Такая компоновка позволила не задумываться о развесовке агрегата, но вынудила сделать «кривой» рулевой вал, чтобы при поворотах он обходил цилиндр двигателя, не задевая его. Двигатель закрепил на раме с помощью пары кронштейнов-проушин, изготовленных из 4-мм стального листа и вырезанных по форме штатных, какие приварены к раме мотоцикла. Мотор никаким переделкам не подвергался, даже звёздочка выходного вала осталась штатная, пят-надцатизубая.

Рулевое управление

Рулевое управление:

1 — руль (от мотоцикла «Минск»); 2 — рулевой вал (стальная труба d22x2); 3 — рулевая сошка (стальной лист s4); 4 — рычаг поворотного кулака (стальной лист s4, 2 шт.); 5 — поперечная тяга (стальной лист s4,2 шт.); 6 — шкворень с вилкой (2 шт.); 7 — корпус поворотного кулака (стальная труба d32x5,2 шт.); 8 — подшипник скольжения (капрон, 4 шт.); 9 — траверса

Поворотный кулак в корпусе

Поворотный кулак в корпусе:

1 — корпус поворотного кулака; 2 — шкворень (сталь, круг 16, 2 шт.); 3 — вилка (швеллер № 5); 4 — ось кулака (сталь, круг 16,2 шт.); 5 — подшипник скольжения оси (капрон. 2 шт.); 6 — гайка M16 с пружинной шайбой крепления оси (2 компл.); 7 -рычаг поворотного кулака (стальной лист s4); 8 — гайка М16 с пружинной шайбой крепления рычага; 9 — подшипник скольжения шкворня (капрон, 4 шт.); 10 — траверса рамы; 11 — ребро жёсткости лыжи (хребет лыжи); 12 — полоз лыжи; 13 — втулка лыжи

Инструментально-вещевой ящик под подушкой сиденья

Инструментально-вещевой ящик под подушкой сиденья

Топливо (смесь бензина с моторным маслом для двухтактных двигателей) подаётся в карбюратор двигателя самотёком, из самодельного бензобака объёмом 5 литров, расположенного над двигателем между рулём и сиденьем.

Трансмиссия снегохода тоже самая простая — без промежуточного вала и редуктора. Цепная передача с выходного вала передаёт вращение непосредственно на приводную звёздочку вала гусеницы, на котором закреплена пара приводных зубчатых колёс гусеницы. Зубчатые колёса отливал в кружке из расплавленного в электропечи алюминия в чугунную форму. С валом они соединены через приваренные к нему круглые стальные фланцы, каждый четырьмя болтами М8.

Вал вращается в двух подшипниках № 203, корпуса которых закреплены на предназначенных для них (приваренных к лонжеронам) пластинчатых кронштейнах рамы. По подобию приводного вала выполнена и натяжная ось, только вместо приводных зубчатых колёс на ней установлены два обрезиненных катка, диаметром поменьше.

Цепь натягивается (или ослабляется для демонтажа) смещением приводного вала подальше от силового агрегата, а гусеница — смещением задней натяжной оси ещё дальше назад.

Направляющие лыжи (их две) изготовлены из стального листа толщиной 3 мм и усилены приваренным сверху продольным элементом жёсткости из стальной трубы сечением 20×20 мм. Со стойкой поворотного кулака лыжа соединена шарнирно и имеет возможность поворачиваться в вертикальной плоскости — наезжать на препятствия и обкатывать их. В горизонтальной плоскости лыжа поворачивается вместе с кулаком от действия рулевых тяг при повороте руля. Подрезов (или, как их ещё часто называют, — «ножи») лыжи не имеют, но на управляемость это влияет не сильно, так как сами лыжи довольно узкие.

Рулевое управление — типичное для снегоходов с двумя управляющими лыжами и квадроцикпов: руль-рогач мотоциклетного типа, рулевой вал с сошкой, ну а поперечные тяги с поворотными кулаками — уже по типу автомобильных. Особенность рулевого вала была отмечена выше — он «кривой».

Тормозов снегоход не имеет, но останавливается достаточно быстро за счёт трения узлов и деталей в гусеничном блоке и трансмиссии при сбросе «газа».

И хотя мой снегоход выполнен в упрощённом варианте, имеет немало недостатков, но меня он радует своей завидной проходимостью по заснеженной целине и сугробам. Поэтому снегоход я назвал «Сугробер КМ-125» — покоритель сугробов.

Представляю читателям почтенного журнала «Моделист-конструктор» простой по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, вполне доступный для самостоятельной постройки. Проектировался он так, чтобы не было проблем с запчастями (например, в нём нет ни одной точки смазки: шарикоподшипники — закрытые, все втулки долговечные: металлографитовые и фторопластовые, да и купить их можно в любом автомагазине).

Снегоход сравнительно лёгкий (масса — около 70 кг) — так называемый «картоп» («кар» — автомобиль, «топ» — верх, то есть предназначенный для перевозки на крышном багажнике или в салоне легкового автомобиля). Габариты «картопа» для перевозки (со снятыми лыжами и опущенным рулём) -1450x700x500 мм.

Снегоход предназначен в первую очередь для рыболовов-любителей подлёдного лова на замёрзших реках и озёрах. Он очень манёвренный, что важно для неожиданного объезда ледяных торосов и старых лунок. На случай непредвиденного попадания в воду снабжён оригинальной системой спасения как водителя, так и машины. Система состоит из спасательного круга-буя из автомобильной камеры, используемой в обычных условиях как часть водительского сиденья, капронового шнура (15м) и безынерционной катушки. Машина поднимается из воды за этот шнур.

Снегоход можно использовать для передвижения и охотникам, и любителям прогулок на мототехнике по заснеженным полям и лесным массивам. Однако эксплуатировать его при температуре окружающего воздуха ниже минус 25°С и на высоте более 1500 м над уровнем моря, а также для преодоления ледяных торосов, снежных отвалов и т.п. не рекомендуется.

СНЕГОХОД-«КАРТОП»

Снегоход-«картоп» «Рыбак-2»

Снегоход-«картоп» «Рыбак-2»:

1 — управляемая лыжа (2 шт.); 2 — рулевые тяги; 3 — поворотный кулак (2 шт.); 4 — топливный бак; 5 — фонарь; 6 — руль; 7 — глушитель; 8 — цилиндр двигателя; 9 — картер встроенных цепного редуктора и сцепления; 10 — средство спасения (камера колеса автомобиля «Жигули»); 11 — рама; 12 — брызговик (резиновая полоса); 13 — натяжной каток гусеницы (резина s20, 2 шт.); 14 — натяжной механизм гусеницы; 15 — гусеница; 16 — опорная лыжа-«полисклиз»; 17 — цепная передача (t=12,7); 18 — натяжное устройство цепи; 19 — ручка «газа» (от мотоцикла «Восход»); 20 — рычаг сцепления; 21 — рулевой вал; 22 — ведущая звёздочка цепной передачи (z=11, от мотоцикла «Восход»); 23 — ведомая звёздочка цепной передачи (z=43, от мотоцикла «Восход»); 24 — защитный щиток (стальной лист s0,6); 25 — сиденье; 26 — сцепное кольцо-фаркоп

Натяжное устройство цепи

Натяжное устройство цепи

Натяжное устройство гусеницы

Натяжное устройство гусеницы

Несмотря на незначительные габариты, на снегоходе вполне умещается и пассажир. Он может ехать также на бесполозном санном прицепе-волокуше.

Прежде чем начать рассказ о конструкции снегохода — несколько слов об истории его создания.

Десяток лет тому назад, занимаясь организацией автокросса и руководя около 30 лет секцией «Багги» в СЮТ, решил сделать небольшой снегоход с двигателем от скутера объёмом 50 см3 и мощностью чуть больше 4 л.с. И хотя до этого у меня уже имелся опыт строительства с двигателями Т-200, «Восход», миниснегоход потребовал совсем другого подхода: всемерной экономии массы и соблюдения габаритных размеров.

В конце концов всё удалось. Было сделано и испытано несколько миниснегоходов с разными двигателями и трансмиссиями и дело дошло даже до серийного производства на одном из предприятий Академгородка в Новосибирске.

Ну а теперь конкретно о конструкции «Рыбака-2м».

Силовой агрегат снегохода -марки Kiроr (аналог Ноndа) китайского производства, 1-цилиндровый (рабочий объём 210 см3), 4-тактный, мощность 6,5 л.с. при 3600 об/мин (степень сжатия — 8,5), с встроенным цепным редуктором с передаточным отношением 1:2 и автоматическим сцеплением в масляной ванне, с принудительным воздушным охлаждением. Стартер — ручной, минимальные устойчивые обороты — около 800 в минуту, сцепление срабатывает примерно при 1400 оборотах. Топливо — Аи-92, бак для него -объёмом 3,6 литра, хватает на 50 -60 км, или 3-4 часа работы.

Силовой агрегат смонтирован впереди елевой стороны. Несимметричное расположение двигателя -решение компромиссное. В «техническом задании» для «Рыбака-2м» были жёсткие ограничения по длине и чуть менее жёсткие — по массе. Перенести двигатель вперёд значило увеличить длину на 400 мм, а как следствие — и массу тоже. При расположении мотора сзади — следует увеличивать площадь опорной лыжи и гусеницы, чтобы сохранить заданное удельное давление.

Рядом с мотором справа остаётся площадка размерами 380×400 мм — для ступней ног в обуви даже 45-го размера достаточно. Небольшой поворот ног вправо при повороте компенсирует перегруз левой лыжи, снегоход не заваливается… А левой ноге даже комфортно — прислонишь к движку — и он её пригревает…

Трансмиссия — одноступенчатая цепная передача с шагом 12,7 мм. Пара звёздочек (ведущая и ведомая) может меняться в зависимости от предполагаемых условий передвижения: 16 и 43 зуба (скоростной вариант), 14 и 51 зуб (универсальный вариант) или 11 и 51 зуб (тяговый, для тяжёлых условий). Во впадинах зубьев выполнены небольшие поперечные прорези для отвода снега, попавшего под ролики цепи. Сначала цепную передачу закрывали кожухом, но в нём скапливался снег и лёд. Поэтому ограничились козырьком «безопасности», прикрывающим цепь сверху.

Натяжение цепи производится перемещением силового агрегата с помощью винта и гайки, приваренной к кронштейну на подмоторных направляющих.

Рама

Рама:

1 — лонжероны (сталь 30, труба d25x1,2,2 шт.); 2 — передняя траверса (сталь 30, труба d25x1,2, 2 шт.); 3 — основная поперечина (сталь 30, труба d25x1,2); 4 — задняя траверса (сталь 30, труба d25x1,2,2 шт.); 5 — опорная дуга площадки сиденья (Ст.3, труба d20x1,5,2 шт.); 6-дута заднего ограждения площадки (Ст.3, труба d16x1,5, 2 шт.); 7 — стойка опорной дуги (Ст.3, труба d20x1,5, 4 шт.); 8 — задняя стойка (Ст.3, труба d20x1,5,2 шт.); 9 — поперечина площадки (Ст.3, труба d20x1,5, 4 шт.); 10 — задняя поперечина ограждения (Ст.3, труба d16x1,5); 11 -подрамник опорной лыжи-«полисклиза» (Ст.3, труба 20x20x1,5); 12 — подрамник пола (Ст.3, труба d16x1,5); 13 — защитная траверса гусеницы (Ст. 3, уголок 30×30)

Рама снегохода — пространственная, сварена из стальных труб различных диаметров: лонжероны и три поперечины — из трубы диаметром 25 мм с толщиной стенки 1-1,2 мм, верхняя ограждающая часть — из трубы диаметром 20×1,5 мм; подкосы и другие вспомогательные детали — из трубы диаметром 16×1 мм. Нижняя рама изготовлена из квадратной трубы сечением 20x20x1,5 мм. Габаритные размеры рамы: длина — 1400 мм, ширина — 665 мм, высота — 290 мм. И ещё. Между наклонными трубами подрамника пола приварена поперечина из уголка с полками 30×30 мм. Она выполняет несколько функций: во-первых, защищает движитель (гусеницу); во-вторых, служит местом крепления при транспортировке.

Кроме этого, по ходу монтажа агрегатов и узлов к раме привариваются втулки стоек поворотных кулаков и наконечника рулевого вала, подмоторные полозья, различные кронштейны.

Движитель «гусеница вокруг лыжи» считаю для лёгких снегоходов непревзойдённым: по проходимости, малой массе, равномерному её распределению. Поэтому выбрал именно этот тип. К тому же самодельная гусеница позволяет скорректировать площадь опоры в ту или иную сторону, изменять соотношение длины-ширины. Удельное давление гусеницы рассчитывалось в начале строительства снегохода. Для маломощного снегохода нормальное давление в пределах 22 -28 г/см2. Ширина гусеницы (длина трака) — 580 мм. Расстояние между траками (шаг) — 90 мм.

Ленты гусеницы (2 штуки) сечением 30×7 мм использованы от трёхслойной транспортёрной ленты с капроновыми нитями. Длина «кольца» — около 1800 мм. Концы соединены внахлёст между двумя соседними траками — скорости небольшие и дисбаланс незаметен. Если же ленты толще, то концы на длине стыка можно сточить на клин наждаком или срезать на половину толщины.

Расстояние между центрами приводного вала и осью натяжных катков каретки гусеницы — 720 мм (плюс-минус 50 мм — на натяжение гусеницы). Для их монтажа к лонжеронам рамы прикреплены корпуса подшипников.

Узел приводного вала гусеницы

Узел приводного вала гусеницы

Узел приводного вала гусеницы:

1 — приводной вал (стальная труба 32х 1,5); 2 — внутренний (приваренный) фланец (сталь 30, лист s1,5, 2 шт.); 3 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s20, 2 шт.); 4 — наружный фланец (сталь30, лист s1,5, 2 шт.); 5 — правый наконечник ведущего вала (сталь 30, круг 29); 6 — подшипник 80104 (4 шт.); 7 — крышка корпуса подшипников (сталь); 8 — корпус подшипников (сталь); 9 — болт М6 крепления корпуса подшипников к раме (4 шт.); 10 — лонжерон рамы (обстановка); 11 — ведущая звёздочка цепной передачи; 12 — шпонка (сталь 20); 13 — гайка М16; 14 — шайба; 15 — левый наконечник ведущего вала (сталь 30, круг 29)

Приводные зубчатые колёса (звёзды) гусеницы сначала сделали из резины от техпластин толщиной 20 мм (можно и из боковин покрышки колеса трактора К-700), режется она легко ножом, со смазкой водой. Потом перешёл на капроновые зубчатые колёса от «Бурана», ставя траки через один зуб, но особой разницы не почувствовал и потом опять вернулся к резиновым.

Расчёт и чертёж сначала сделали на бумаге, а изготавливали — на плазе 1:1 по расчётным диаметрам и градусам. У «Рыбака-2» зубчатые колёса имеют пять зубьев с шагом 90 мм.

Погрузка снегохода на легковой автомобиль

Погрузка снегохода на легковой автомобиль

Основным отличием от других подобных снегоходов является опорная лыжа движителя. Изготовлена она из набора нескольких полиэтиленовых (ПЭТ) толстостенных труб (от 17 до 20, в зависимости от наружного диаметра), поэтому называю такую опорную лыжу «полисклизом». Объединены трубы в единую конструкцию только спереди бандажом из стального листа и сзади — гребёнкой (П-образным профилем с зубцами на нижней полке, которые вставляются в каждую трубу). Поэтому каждая труба имеет относительную свободу и может самостоятельно слегка изгибаться при езде по ледяной ряби или наезженному и уплотнённому гусеницами снегу, то есть работать как катки тележек резиновых гусениц у промышленных снегоходов.

Устройств, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы (лыжи или катков) в гусеничном блоке нет, так как расстояние между осями зубчатых колёс и натяжных катков небольшое и гусеница провисает незначительно. Натяжение гусеницы производится с обеих сторон винтом и гайкой, приваренной к кронштейну на раме.

Траки гусеницы (их 20 штук) сначала делали деревянными, из качественной берёзы: высотой 20 мм и шириной 45 мм (с таким же шагом крепили траки на лентах гусеницы). Потом пришла довольно интересная идея изготовить и установить металлопластиковые: стальная труба, запрессованная в нагретую полиэтиленовую трубу. Стальная труба диаметром 16×1,5 мм, пожалуй, предельно малая для этих целей. Как, впрочем, длина таких траков (ширина гусеницы) не должна превышать 580 мм. Иначе надо усиливать армирование и применять двигатель увеличенной мощности, что неминуемо утяжелит конструкцию. Провели сравнительные испытания гусениц с траками из дерева и полиэтиленовых круглых труб, армированных стальными. Опорная лыжа — те же полиэтиленовые трубы, только толстостенные, с антифрикционными присадками — спецзаказ. Результаты таковы. Плюсы полиэтилена: надёжность, возможность длительное время двигаться по льду без смазки, меньшая масса. Минусы: сравнительно дорогой материал (почти в двадцать раз), большое сопротивление при трогании с места (сравнивались дерево со снежной смазкой и полиэтилен по полиэтилену). Проходимость по снегу любой толщины одинаковая, на льду — деревянные ведут себя лучше (с трубами — большие заносы при резком повороте), У «Рыбака» удельное давление на снег при нагрузке 100 кг — 24 грамма на см2. Максимальная скорость -около 22 км/ч.

Опытный экземпляр эксплуатировался четыре сезона. За это время наездили около 3 тыс. км. Испытания показали достаточную надёжность и высокую износостойкость.

Узел поворотного кулака

Узел поворотного кулака

Узел поворотного кулака:

1 — стойка (сталь, круг 18); 2 — опорная шайба (сталь, круг 35, приварена к стойке); 3 — нижний упорный подшипник скольжения (бронза, круг 35); 4 — пятка втулки кулака (сталь, круг 35, приварена к втулке кулака); 5 — втулка кулака (сварная деталь — стальная труба 25×1,5, приварена к раме); 6 — сошка кулака (труба 20x20x1,5, сварная деталь); 7 — малая втулка сошки (стальная труба d21x1,5, приварена к сошке); 8 — подшипник скольжения (металлографитовая втулка d18x3); 9 — большая втулка сошки (сталь, круг 35, приварена к сошке); 10-винт М8; 11-шайба; 12 — верхний упорный подшипник скольжения (бронза, круг 35); 13 — шпонка (Ст.3); 14 — подшипник скольжения стойки (металлографитовая втулка d22x2,2 шт.); 15 — передний конец лонжерона рамы (обстановка)

Руль

Руль

Узел рулевого вала

Узел рулевого вала:

1 — рулевой вал (сталь 30, труба d25x2,5); 2 — наконечник (Ст.3, круг 25); 3 -втулка наконечника (сталь 30, труба d25x2,5); 4 — упорный подшипник скольжения (металлографит, от стартера); 5 — сошка (труба 20х20х 1,5); 6 — ось рулевых тяг (Ст.3, круг 12); 7 — хомут; 8 — подшипник скольжения (бронза, круг 30); 9 — втулка рулевого вала (сталь 30, труба d30x2,5); 10 — хомут руля; 11 — рамка переднего щитка (обстановка, труба 16×1,2); 12 — передняя траверса рамы (обстановка)

Рулевое управление — смешанное (мотоциклетно-автомобильное): рулевой вал поворачивается рычажным рулём, а управляемые лыжи -посредством тяг (из стальных труб диаметром 16х1,5 мм) и поворотных кулаков. Наклон рулевого вала от вертикали — 23°, такой же наклон и у втулок (а соответственно, и у стоек) поворотного кулака. Наклон переднего щитка — 15°. Удобное положение руля можно подобрать индивидуально — его наклоном в клемме при сборке снегохода из транспортного состояния в рабочее.

Тормозов на «Рыбаке-2» нет -выбег (движение по инерции со сброшенным «газом») со скорости 20 км/ч — небольшой, менее 4 м. Но нетрудно смонтировать велосипедный тормоз, закрепив его диск на выходном валу двигателя.

Опорная лыжа-«полисклиз»

Опорная лыжа-«полисклиз»

Опорная лыжа-«полисклиз»:

1 — элемент «полисклиза» (полиэтиленовая или полипропиленовая труба d22x3, компл.); 2 — бандаж (стальной лист s 1,5); 3 — «гребёнка» (стальной лист s 1,5); 4 — подрамник; 5 — кронштейн крепления «полисклиза» к подрамнику (труба 20x20x1,5,4 шт.); 6 — косынка (стальной лист s 1,5); 7 — лонжерон рамы (обстановка)

Задняя «гребёнка» опорной лыжи-«поли-склиза»

Задняя «гребёнка» опорной лыжи-«полисклиза»

Узел натяжной оси

Узел натяжной оси

Управляемые лыжи на снегоходе (в транспортном положении)

Управляемые лыжи на снегоходе (в транспортном положении)

Гусеница

Гусеница

Гусеница:

1 — лента 30×7 (от транспортёрной ленты с капроновым кордом, 2 шт.); 2 — трак (полиэтиленовая труба 24×4, армированная стальной трубой 16×1,5 (компл.); 3 — ограничительный ролик (полиэтиленовая труба 24×4, армированная стальной трубой 16×1 (компл.); 4 — болт М6 с гайкой и уширенной шайбой (компл.); 5 — «полисклиз» (обстановка); 6 — рама (обстановка); 7 — труба «полисклиза»

Управляемая лыжа

Управляемая лыжа:

1 — корпус (стальной лист s0,6); 2 — полоз (сталь 40Х, лист э1,5,2 шт.); 3 — подрез (сталь 40Х, лист s2, 2 шт.); 4 — кабанчик (сталь 40Х, лист s1,5, 2 шт.)

Система спасения (крышка-сиденье снята)

Система спасения (крышка-сиденье снята):

1 — кожух гусеницы (площадка сиденья); 2 — обечайка (фиксатор камеры), приваренная к кожуху; 3 — безынерционная катушка; 4 — кронштейн крепления катушки к снегоходу; 5 — капроновый шнур

Направляющие лыжи изготовлены из стального листа различной толщины: полозья (сталь 40Х) и кабанчики — из 1,5-мм листа, штампованный выгнутый верх — из 0,6-мм, подрезы, как и полозья, — из «нержавейки», только 2-мм толщины (высота конька — 15 мм, смещены назад для стабилизации). Отдельные элементы лыжи соединены в единую конструкцию контактной сваркой.

Снегоход оснащён сцепным устройством для буксировки санного прицепа массой с грузом до 250 кг или промышленных пластмассовых бесполозных саней (типа тобогган) размерами 1600×900 мм (стоят 3 тыс. руб.) с грузом до 100 кг. Прицеп можно использовать и для буксировки самого снегохода вручную, в случае поломки. Но для начала мы изготовили самодельную волокушу из стального листа по ширине трака и длиной, как гусеничный блок. Места на нём сравнительно немного, но для рыбацких снастей достаточно. Для крепления поклажи есть четыре отверстия по бортам.

В ходе эксплуатации появились мысли по усовершенствованию снегохода:

1. Крышку-кожух сделать откидной для очистки снега и льда перед погрузкой в машину для транспортировки.

Хочу поделиться разработкой не дорогого, но достаточно проходимого снегохода. Двигатель 7 лошадиных сил, для такого малыша достаточно. Конструкция разборная, что позволяет переводить в легковом автомобиле. За счет того, что водитель стоит на гусенице и загружает ее, возможен подъем даже в крутую горку (что не допустимо на классических мотобуксировщиках)

Себестоимость 40тр приблизительная, так как не просчитывал все мелочи, но бюджет для снегохода не большой. Если умеете пользоваться УШМ (болгаркой) и сваркой, то собрать такую конструкцию не составит труда. В видео выкладываю чертежи и ссылку на 3д модель в формате STEP

Есть более бюджетный вариант

Иллюстрация к комментарию

протестируйте в глубоком снегу (от полуметра) и на максимально преодолимые уклоны с общим транспортируемым весом в 100-120 кг, если норм будет, то можно попробовать лыжникам и сноубордистам также предложить, потому что много людей катает фрирайд, до которого зачастую нужно изрядно топать ногами, а это время и силы

. ну и конечно лучше сразу их на тесты подключать, чтобы максимально грамотно все сделать потом с полученный информацией, да и заодно узнать, перспективно ли для них это дело

А сколь мотособака стоит?

ЗВУУУУК. Голос тихо, добавил громкость и от музыки чуть не оглох. А так молодец!

Иллюстрация к комментарию

Сынишкино счастье⁠ ⁠

Сегодня во время вечерней прогулки встретил вот такое чудо техники.

В разговоре, отец пацана, сделавший этот детский снегоход своими руками, пояснил мне, что движок он взял от старой бензокосилки, редуктор купил на Алиэкспресс, остальное приобрел через интернет, всё б/у. Скорость сего устройства где-то 10-15 км в час.

Я вообще не инженер, а голимый гуманитарий, поэтому в детали вдаваться не стал, но парень пояснил мне, что обладая техническими знаниями, определёнными навыками и парой толковых рук, можно собрал этот снегоход примерно за месяц, работая над ним по 2-3 часа вечером.

Не знаю, отразилось ли это на видео, на его сынишка был неимоверно горд и счастлив.

С любезного разрешения отца, я снял это видео и сказал ему, что выложу на Пикабу. Хоть он про Пикабу и не слышал, но разрешил.

При всем уважении, я всё таки обратил внимание отца, на то, что там, где ходят люди, на этой железяке лучше не ездить, он со мной согласился и сказал, что они живут неподалёку и сынишка упросил его опробовать снегоход немедленнои пообещал, что в дальнейшем они, конечно, будут выбирать для катания более пустынное место.


Начну с предисловия: это уже третий снегоход, который мы строим. Первый был на 13 лошадиных сил и выглядел вот так:


Позже появилась идея построить ещё один снегоход, который был бы легче и мощнее (с мотором на 15 лошадиных сил).
Получился он таким:


Бегает он весьма недурно:

По данному снегоходу также снимался видеоблог о постройке и те, кому интересно, могут посмотреть его ЗДЕСЬ:

После 15-ти сильного снегохода появилась мысль построить что-то кардинально новое на абсолютно другой раме, более длинной гусенице и, главное — с более мощным мотором. Данный проект получил название "Вепрь".


О нем мы сегодня и поговорим.

Постройка началась с приобретения мотора. Очень удачно и за адекватные деньги подвернулся американский двигатель briggs & stratton серии vanguard. Б/у с пробегом 200 моточасов он обещал выдать свои "не китайские" 22 лошади. Во многом это нас и подкупило.


Далее стали прикидывать раму с абсолютно новой компановкой моторного отсека, рулевой колонки и гусеницы. Двигатель было решено разместить максимально близко к гусенице, тем самым улучшив развесовку. Обо всем этом более подробно рассказывается в первой части видеоблога:

Как говорится, начало положено!
Далее приехали наши заказанные запчасти из Рыбинска, самой главной из которых был реверс-редуктор.
Многие в комментариях к первым снегоходам писали: "А задний ход есть?"
А зачем он нужен, когда снегоход весит не более 150 кг? Не составит большого труда спрыгнуть и развернуть его на месте.
Ну, а на "Вепре" все же решили попробовать поставить.
Встречайте! Реверс-редуктор производства г. Рыбинск с нутром от "Бурана":


Почему я его назвал главной запчастью? Да потому что очень многое зависит от того, насколько компактно удастся установить его в моторный отсек в паре с двигателем и вариатором. Весит он немало и ради сохранения поперечной развесовки нам пришлось смещать двигатель. Обо всем этом более подробно во второй части видеоблога:


Далее начались работы по рычагам передней подвески.
На этот раз решили делать "двухрычажку". Закупили рулевые наконечники, трубу и — вперед — гнуть, варить, пилить! Чем двухрычажная подвеска лучше однорычажной повествуется в третьем выпуске видеоблога:

После изготовления рычагов можно было приступать к изготовлению рулевой колонки.
Т.к. двигатель смещен ближе к водителю, то колонку пришлось делать над ним, для чего потребовалось изготовить надрамник:

В итоге у нас получилась конструкция, подобная тем, что используется на современных снегоходах, только более упрощённая.



Первый запуск!
Очень важным моментом постройки стал первый запуск. Напомню, что двигатель мы брали б/у и ранее не запускали. Поэтому было очень важно убедиться в его полной исправности. Накинули топливный бак, подключили датчик давления масла, соединили с АКБ и…

Двигатель нашел свое место, исправно работал и можно было приступать к изготовлению глушителя. Глушитель пришлось изготавливать самим от начала до конца, т.к. стандартный упёрся бы в вариатор. Как мы это делали и что у нас получилось — смотрим в шестом выпуске:

Ну что, на этот момент наша конструкция приобретает черты настоящего снегохода.


Дабы показать получившийся общий вид и кинематику работы подвески, выходит один из самых интересных выпусков:

Завершим сегодняшний рассказ началом работ над внешним видом снегохода, а именно изготовлением облицовки:





Обшиваем ABS пластиком. Как и чем придаем ему форму, смотрите в восьмом выпуске:

На этом работы не заканчиваются. Все самое интересное впереди, ведь скоро первый выезд! Спасибо всем, кто досмотрел и дочитал. Надеюсь, было интересно :)


Уже в эти выходные накинем лыжи, цепь и выедем! Правда пока без пластиковой облицовки.
Немного фото:




Итак, что мы имеем:
Рама, телега, сидения, облицовка — самодельные
Двигатель Lifan — 15л.с
Вариатор "Сафари"
Задняя лента — мотобуксировщик "Райда" 500мм
Склизы от снегохода "Тикси", ролики от снегохода "Буран".

А это тот снегоход, что стоит на заднем фоне во всех выпусках:

Метки: самодельный снегоход, своими руками

Комментарии 72


норм, тоже думаю замутить


раму отдельно не продаете?


Круто, жаль у меня руки из **** растут.


Добрый вечер. А от чего вариаторы? Если можно ссылку






Мне понравилось как использовали мотор от мотоцикла ИЖ


круто, я бы прокатился с удовольствием)


молодцы ребята, но поколдуйте с выхлопом, а то первое впечатление "культиватор". Двигатель 4 такта? какой расход?


около 10л на 100км



В сообществе "кулибин клуб" удаляют модераторы что хотят и как хотят. А снегоход Бомба!



А не мог бы пофотографировать узел с гусеницей со всех сторон и желательно с самой гусеницей.
Ну или может гдето уже выкладывал ссылку на такие фото



Впечатляет. бате ссылку скину от тоже строит себе снегоход.


Молодцы парни-хорошо и основательно выполнили снегоходы!Рад тому что есть ещё в России толковая и нормальная молодёжь! А пёсик у Вас славный!)))


Молодца хороший агрегат


Ухх! огонь аппарат!


Хорошая техника получилась, Молодцы, руки на месте.
Тоже что то подобное конструировал на базе мотособаки. Вес приличный получился. Поэтому разрезал частично и оставил в виде лыжного модуля с лыжами от первого Динго. Совсем от мотособаки в сторону снегохода уходить не хочу, ездим на ней вчетвером на рыбалку в начале зимы, а лыжи цепляю только по более глубокому снегу, так как с ними проходимость в разы лучше.


Крутяк, руки от куда надо растут, так держать, буду следить. Подпись и удачи в творчестве.


Центральный регулятор в топку, быстрее поедет без него. Что то тормозов не вижу!

Читайте также: