Соколовский геннадий александрович генеральный конструктор

Обновлено: 28.04.2024

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕРГЮЛ) от 24.06.2022, публикуемым налоговой службой РФ, Соколовский Геннадий Александрович (ИНН 773400795664) упоминается в следующих юридических лицах.

Данный ИНН был выдан налоговой инспекцией региона Москва.

  1. Москва
  2. Московская область (научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие)

Руководитель, директор

До 14 ноября 2018 г. * Соколовский Г. А. был руководителем (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) АССОЦИАЦИЯ "АВ "ВЫМПЕЛ".

Учредитель Соколовский Г. А.

До 28 сентября 2021 г. * Соколовский Г. А. был учредителем АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА".

Соколовский Геннадий Александрович и опосредованно связанные лица

По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями. Обращаем внимание, что связи могут носить формальный характер и не обязательно свидетельствуют о реальных контактах указанных лиц. При установлении связи учитывалось совпадение не только фамилии, имени и отчества, но и ИНН физического лица.


    (руководитель АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА")
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель)
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель)
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель до 15.12.2021 * )
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель до 03.01.2022 * )
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель до 19.02.2021 * )

    (учредитель до 28.09.2021 *АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА")
    (учредитель до 28.09.2021 *АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА")
    (учредитель до 28.09.2021 *АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА")
  1. Тимоков Вячеслав Дмитриевич
    (учредитель до 05.12.2019 *АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА")
    (учредитель до 28.09.2021 *АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА")

    (руководитель до 15.06.2018 *АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА")
    (руководитель до 18.05.2020 *АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА") (ликвидир. 12.11.2012)
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель до 03.01.2022 * ) (ликвидир. 30.12.2002)
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель до 01.01.2022 * ) (ликвидир. 30.12.2002)
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель до 01.01.2022 * ) (ликвидир. 30.12.2002)
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель до 01.01.2022 * ) (ликвидир. 28.04.2012)
    (АО "РАА "СПЕЦТЕХНИКА" - учредитель до 03.01.2022 * )

    (руководитель, учредитель ООО "ТЕКНОЛ")
    (учредитель ООО "НПЦ"АВИАСИСТЕМЫ")
    (руководитель ООО "АИРТ")
    (учредитель ООО "АИРТ")
    (ООО "НПЦ"АВИАСИСТЕМЫ" - учредитель)
    (руководитель ООО "НПЦ"АВИАСИСТЕМЫ")
    (Пшеничный Игорь Евгеньевич - учредитель)
    (руководитель ОАО "НИИЭС")
    (руководитель ТПП Г. ДУБНЫ)
    (Пшеничный Игорь Евгеньевич - руководитель до 11.05.2018 * )
    (учредитель до 06.11.2019 *ООО "АИРТ")

    (учредитель до 15.12.2021 *ТПП Г. ДУБНЫ)
    (учредитель до 15.12.2021 *ТПП Г. ДУБНЫ)
    (учредитель до 15.12.2021 *ТПП Г. ДУБНЫ)
    (учредитель до 15.12.2021 *ТПП Г. ДУБНЫ)
    (учредитель до 15.12.2021 *ТПП Г. ДУБНЫ)

    (ТПП Г. ДУБНЫ - учредитель до 15.12.2021 * )
    (ООО "ТЕКНОЛ" - учредитель до 01.01.2022 * )
    (ООО "ТЕКНОЛ" - учредитель до 01.01.2022 * )
    (учредитель до 03.01.2022 *ОАО "НИИЭС")
    (учредитель до 03.01.2022 *ОАО "НИИЭС")

    (Королев Александр Николаевич - учредитель)
    (Королев Александр Николаевич - учредитель до 21.11.2018 * )
    (Королев Александр Николаевич - учредитель до 31.01.2020 * )
    (Королев Александр Николаевич - учредитель до 07.06.2018 * ) (ликвидир. 26.12.2019)
    (Королев Александр Николаевич - учредитель)

    (руководитель до 08.09.2021 *ООО "НПЦ"АВИАСИСТЕМЫ")
    (руководитель до 19.04.2022 *ООО "НПЦ"АВИАСИСТЕМЫ")
    (руководитель до 14.06.2018 *ООО "НПЦ"АВИАСИСТЕМЫ")
    (руководитель до 10.01.2022 *ООО "НПЦ"АВИАСИСТЕМЫ")
    (учредитель до 12.11.2021 *ООО "ТЕКНОЛ")
    (руководитель до 01.11.2021 *ООО "ТЕКНОЛ")
    (Балыко Юрий Павлович - учредитель до 15.12.2021 * )
    (Назаренко Станислав Васильевич - учредитель до 02.01.2022 * ) (ликвидир. 15.08.2016)
    (Королев Александр Николаевич - руководитель, учредитель) (ликвидир. 01.09.2014)
    (Королев Александр Николаевич - руководитель, учредитель) (ликвидир. 11.09.2007)
    (Королев Александр Николаевич - руководитель, учредитель) (ликвидир. 12.12.2016)
    (Назаренко Станислав Васильевич - руководитель) (ликвидир. 10.09.2021)
    (Габрелян Ашот Аршакович - учредитель) (ликвидир. 25.12.2006)
    (Балыко Юрий Павлович - руководитель) (ликвидир. 25.03.2011)
    (Балыко Юрий Павлович - руководитель) (ликвидир. 25.10.2008)
    (Зайцев Сергей Алексеевич - учредитель) (ликвидир. 15.07.2021)
    (Смирнов Виктор Лаврентьевич - учредитель) (ликвидир. 10.03.2015)
    (Рагозин Алексей Дмитриевич - учредитель) (ликвидир. 09.11.2006)
    (Смирнов Виктор Лаврентьевич - учредитель до 02.01.2022 * ) (ликвидир. 16.01.2017)
    (Смирнов Виктор Лаврентьевич - учредитель до 02.01.2022 * ) (ликвидир. 13.11.2010)
    (Зайцев Сергей Алексеевич - учредитель до 03.01.2022 * ) (ликвидир. 24.12.2008)
    (Габрелян Ашот Аршакович - учредитель до 02.01.2022 * ) (ликвидир. 18.02.2013)
    (Назаренко Станислав Васильевич - учредитель до 02.01.2022 * )

Дальнейшие связи не найдены

* Указана дата изменения в ЕГРЮЛ (может не совпадать с фактической).

Представленные на этой странице данные получены из официальных источников: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО), с сайта Федеральной налоговой службы (ФНС), Минфина и Росстата. Указанные данные подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ.

Разработкой программного обеспечения и обработкой информации занимается ООО "Профсофт" (ИНН 3906992381). Используется информация только из официальных открытых источников. Если вы заметили ошибку или некорректную информацию, пожалуйста, свяжитесь с разработчиком.

Соколовский Геннадий Александрович

Учёный в области робототехники и систем управления беспилотных летательных аппаратов, доктор технических наук, профессор. Генеральный конструктор, руководитель ФГУП «ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова», действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Заведующий кафедрой «Авиационные робототехнические системы» МАИ.

Член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, действительный член Международной и Российской инженерных академий.

Автор более 220 научных работ и 120 изобретений.

Заслуженный машиностроитель СССР.

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством IV степени», Октябрьской Революции, Дружбы народов.

Лауреат премии СМ СССР (1990) и Государственной премии РФ (1998).

Почётный профессор Пекинского авиационного института и Сиянского политехнического института.

Родился 10 августа 1934 в Смоленске. Распределение на завод № 134 (в будущем — ГосМКБ «Вымпел») получил ещё будучи студентом, в 1956. В 1958, после окончания МАИ, принят в отдел № 7, в бригаду автопилотов и приводов. В 1964 — технический директор испытаний ракеты 3М9, в 1974 — заместитель главного конструктора. В 1980 был назначен заместителем начальника 2-го Главного управления Минавиапрома по опытным и перспективным работам.

В 1981–2004 — генеральный конструктор, руководитель ФГУП «ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова, с 2006 — главный научный советник генерального директора. В 1989–2009 — заведующий кафедрой «Авиационные робототехнические системы» МАИ.

Доктор технических наук (1987), профессор (1996).

Соколовский Г. А.:

Родился 10 августа 1934 в Смоленске. Распределение на завод № 134 (в будущем — ГосМКБ «Вымпел») получил ещё будучи студентом, в 1956. В 1958, после окончания МАИ, принят в отдел № 7, в бригаду автопилотов и приводов. В 1964 — технический директор испытаний ракеты 3М9, в 1974 — заместитель главного конструктора. В 1980 был назначен заместителем начальника 2-го Главного управления Минавиапрома по опытным и перспективным работам.

В 1981–2004 — генеральный конструктор, руководитель ФГУП «ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова, с 2006 — главный научный советник генерального директора. В 1989–2009 — заведующий кафедрой «Авиационные робототехнические системы» МАИ.

Доктор технических наук (1987), профессор (1996).

Заслуженный машиностроитель СССР.

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством IV степени», Октябрьской Революции, Дружбы народов.

Лауреат премии СМ СССР (1990) и Государственной премии РФ (1998).

Почётный профессор Пекинского авиационного института и Сиянского политехнического института.

Абанин Георгий Васильевич

Авиационный конструктор, главный конструктор министерства автомобильного транспорта РСФСР, секретарь Советской части рабочей группы Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта, вице-президент немецкой дирекции Международного фонда российско-элинского сотрудничества.

Абдулин Рашид Раисович

Абдулин Рашид Раисович

Абдулин Рашид Раисович

Конструктор в области систем управления ЛА, заместитель управляющего директора — главный конструктор ОАО «Московский научно-производственный комплекс «Авионика», член правления.

Александров Алексей Дмитриевич

Александров Алексей Дмитриевич

Александров Алексей Дмитриевич

Специалист по системам управления, начальник и главный конструктор Московского института электромеханики и автоматики (ПАО «МИЭА»). Профессор, заведующий кафедрой «Системы автоматического и интеллектуального управления» МАИ.

Алексеев Семён Михайлович

Алексеев Семён Михайлович

Алексеев Семён Михайлович

Советский авиаконструктор, начальник ОКБ № 1 опытного авиазавода № 1, главный конструктор по высотному снаряжению и ответственный руководитель завода «Звезда», Герой Социалистического Труда.

Алферов Владимир Викторович

Главный конструктор АО «Научно-производственное предприятие «Топаз».

Альмяшев Игорь Зиеевич

Альмяшев Игорь Зиеевич

Альмяшев Игорь Зиеевич

Конструктор и специалист в области авиастроения, авионики, системного анализа, теории автоматического управления, теории оптимизации и исследования операций математического моделирования, заместитель генерального директора по авионике ФГУП «ГосНИИАС».

Андреев Владимир Александрович

Андреев Владимир Александрович

Андреев Владимир Александрович

Конструктор криогенной техники, главный конструктор ПАО «Туполев».

Аносович Андрей Борисович

Аносович Андрей Борисович

Аносович Андрей Борисович

Советский авиационный инженер-конструктор, главный конструктор Инженерного центра «ОКБ им. А. И. Микояна», главный конструктор — директор программы по самолёту МиГ-31.

Антонов Дмитрий Александрович

Антонов Дмитрий Александрович

Антонов Дмитрий Александрович

Авиаконструктор, главный конструктор ОКБ А. Н. Туполева по самолётам Дальней авиации Ту-95МС, Ту-142М и Ту-142М3.

Архангельский Иван Иванович

Главный конструктор ОАО «МКБ «Факел» им. академика П. Д. Грушина».

Асеев Михаил Юрьевич

Асеев Михаил Юрьевич

Асеев Михаил Юрьевич

Главный конструктор — первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) ПАО «Туполев».

Атонов Вениамин Степанович

Атонов Вениамин Степанович

Атонов Вениамин Степанович

Конструктор электронно-вычислительной техники, главный конструктор НИЦЭВТ.

Афонин Николай Иванович

Афонин Николай Иванович

Афонин Николай Иванович

Конструктор электронной аппаратуры, начальник опытно-конструкторского отдела ВНИИА им. Н. Л. Духова.

Бабак Александр Георгиевич

Бабак Александр Георгиевич

Бабак Александр Георгиевич

Председатель совета директоров, генеральный конструктор центра НПП «Томилинский электронный завод».

Бабак Владимир Петрович

Бабак Владимир Петрович

Бабак Владимир Петрович

Советский и российский авиаконструктор, президент концерна «Штурмовики Сухого», главный конструктор самолётов типа , ,.

Бажинов Игорь Константинович

Учёный, специалист в области космической баллистики и навигации КА, конструктор ракетно-космической техники, член «группы Тихонравова», один из создателей первого искусственного спутника Земли.

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Советский авиаконструктор, организатор производства, главный конструктор самолёта Ту-95 и всех его модификаций, в том числе дальнемагистрального пассажирского самолёта Ту-114, Герой Социалистического Труда.

Баканов Анатолий Георгиевич

Баканов Анатолий Георгиевич

Баканов Анатолий Георгиевич

Конструктор в области моторостроения, генеральный конструктор и генеральный директор ООО «ОБК моторостроения» (Воронеж), генеральный конструктор ГК «Инновационные системы».

Баканов Сергей Александрович

Баканов Сергей Александрович

Баканов Сергей Александрович

Главный конструктор ОКБ «Факел» (Калининград), автор и исполнитель бардовских песен.

Барковский Александр Фёдорович

Барковский Александр Фёдорович

Барковский Александр Фёдорович

Российский авиастроитель. Первый заместитель генерального конструктора — первый заместитель исполнительного директора — технический директор главный конструктор самолёта МКИ.

Барковский Владимир Иванович

Барковский Владимир Иванович

Барковский Владимир Иванович

Авиаконструктор, директор Инженерного центра «ОКБ им. А. И. Микояна».

Барышев Владимир Михайлович

Барышев Владимир Михайлович

Барышев Владимир Михайлович

Авиаконструктор и инженер-конструктор стартовых ракетных комплексов, заместитель генерального конструктора ОКБ В. М. Мясищева, начальник Филиала № 2 ОКБ В. Н. Челомея.

Бахвалов Юрий Олегович

Бахвалов Юрий Олегович

Бахвалов Юрий Олегович

Первый заместитель генерального директора — генеральный конструктор КБ «Салют» ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», конструктор ракеты «Ангара».

Бегак Александр Аркадьевич

Бегак Александр Аркадьевич

Бегак Александр Аркадьевич

Авиаконструктор, разработчик летательных аппаратов серии «Бегалёт», лётчик-испытатель, изобретатель, путешественник, общественный деятель, трёхкратный рекордсмен мира.

Бекирбаев Керим Бекирович

Бекирбаев Керим Бекирович

Бекирбаев Керим Бекирович

Инженер-аэродинамик, главный конструктор и начальник ЛИК ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой Социалистического Труда.

Бекирбаев Тамерлан Османович

Бекирбаев Тамерлан Османович

Бекирбаев Тамерлан Османович

Советский и российский учёный, специалист в области радиолокации, главный конструктор авиационных РЛСУ НИИ Приборостроения им. .

Белов Анатолий Петрович

Белов Анатолий Петрович

Белов Анатолий Петрович

Главный конструктор Московского вертолётного завода им. М. Л. Миля, руководитель проекта создания экспериментального и первого промышленного экземпляра вертолёта на газовом топливе.

Белосвет Анатолий Алексеевич

Белосвет Анатолий Алексеевич

Белосвет Анатолий Алексеевич

Авиаконструктор, специалист в области аэродинамики, главный конструктор инженерного центра «ОКБ им. », первый заместитель генерального директора АНПК «МиГ».

Беляков Виктор Петрович

Беляков Виктор Петрович

Беляков Виктор Петрович

Учёный в области криогенной и вакуумной техники, член-корреспондент АН СССР, генеральный директор и главный конструктор НПО «Криогенмаш», Герой Социалистического Труда, профессор МАИ.

Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович

Советский и российский учёный, авиаконструктор, академик АН СССР, генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна, дважды Герой Социалистического Труда, почётный генеральный конструктор самолётов МиГ.





ФГУП "ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова" - одно из ведущих российских предприятий по разработке и производству управляемого ракетного оружия. О сегодняшнем дне и перспективах развития предприятия рассказывает его генеральный директор Геннадий СОКОЛОВСКИЙ.

ГМКБ "ВЫМПЕЛ" НАРАЩИВАЕТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗЦОВ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ

ФГУП "ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова" - одно из ведущих российских предприятий по разработке и производству управляемого ракетного оружия. О сегодняшнем дне и перспективах развития предприятия рассказывает его генеральный директор Геннадий СОКОЛОВСКИЙ.

СОКОЛОВСКИЙ Геннадий Александрович

Родился в 1934 г. в Смоленске. Закончил Московский авиационный институт. В 1958 г. начал работать в МКБ "Вымпел". В 1980 г. назначен заместителем начальника главка Министерства авиационной промышленности СССР. С 1981 г. - генеральный конструктор МКБ "Вымпел". В настоящее время генеральный директор ФГУП "ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова". Доктор технических наук, академик Российской и Международной инженерных академий, член-корреспондент Ракетно-артиллерийской академии, с 1999 г. член Научного совета при Совете безопасности РФ. Лауреат премии Совета министров СССР, Государственной премии РФ.

- Работы по модернизации выпускаемых ракет на предприятии ведутся постоянно и являются важной составляющей деятельности конструкторского бюро. И в первую очередь для отечественного парка самолетов с последующим принятием на вооружение модернизированных образцов. Причем в ходе этих работ одновременно формируется и согласовывается с соответствующими ведомствами облик экспортных вариантов ракет. Такая организация работ позволяет обеспечить разумное сочетание интересов государства как по обеспечению боевых возможностей отечественной авиации, так и по укреплению позиций России на мировом рынке вооружений.

Кроме того, предприятие готово участвовать совместно с иностранными фирмами в проектах модернизации боевых самолетов зарубежного производства путем адаптации для них наших ракет Р-73Э, РВВ-АЕ и других.

Перспективными являются направления по унификации ракеты РВВ-АЕ типа "воздух-воздух" в зенитных ракетных и зенитных артиллерийских сухопутных комплексах в интересах ВМФ.

- Каковы перспективы создания новых образцов авиационного вооружения на вашем предприятии?

- Создание новых образцов авиационного вооружения производится по заданию генерального заказчика (Минобороны РФ) в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с утвержденной Государственной программой вооружения. Следует отметить, что с наметившимся в последнее время улучшением финансирования работ по гособоронзаказу эти проекты получили как бы "второе дыхание". Ведь в 90-е годы предприятие на свой страх и риск выполняло львиную часть разработок новых образцов вооружения за счет собственных средств, полученных, как правило, в результате поставок авиационной техники на экспорт.

- Соотносится ли создание перспективных образцов управляемого ракетного вооружения с разработками современного БРЭО?

- Естественно, что создание управляемого ракетного вооружения боевых авиационных комплексов не может выполняться изолировано от разработчиков систем бортового оборудования самолета. В первую очередь это касается систем прицеливания, управления оружием. Техническое задание на разработку образцов ракетного вооружения, формируемое заказчиком, обязательно согласовывается с разработчиками БРЭО, и далее в процессе конструирования ракеты мы постоянно работаем в тесной связке с партнерами - Корпорацией "Фазотрон-НИИР", "НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова" и другими.

С точки зрения соответствия наших разработок современным требованиям, предъявляемым к БРЭО и непосредственно к ракетному вооружению, могу ответственно заявить, что "Вымпел" поддерживает планку предприятия, создающего самые современные образцы вооружения и имеющего высокий авторитет на мировом рынке, что подтверждается постоянным интересом к нашей продукции на международных выставках ВВТ.

- Можно ли обозначить наиболее существенные успехи предприятия в 2004 году?

- В 2004 году "Вымпел" имел устойчивое финансовое положение, стабильную производственную нагрузку, что позволило не только регулярно выплачивать, но и повысить работникам заработную плату. Также следует отметить прогресс, достигнутый в ряде разработок авиационного вооружения.

- Имеют ли место на вашем предприятии наиболее распространенные "болячки" российского ОПК: кадровая проблема и необходимость срочной модернизации производства?

- Конечно, серьезные трудности, с которыми столкнулись предприятия оборонно-промышленного комплекса в постсоветский период, не обошли и нас. Здесь мы можем говорить и об отсутствии государственного заказа, и о нехватке финансовых ресурсов, и о кадрах, и о модернизации производства, и о других проблемах. Все они в той или иной степени существуют. Но у нас есть главное - крепкий сплоченный коллектив, который реальными делами показал, что даже в таких сложных условиях можно разрабатывать и производить высокотехнологичную продукцию, представляющую заслуженный интерес для мирового рынка вооружений. Сегодня средний возраст работающих на "Вымпеле" - 48 лет. Эти замечательные люди своим самоотверженным трудом, несмотря ни на что, я уверен, обеспечат и в дальнейшем успехи предприятия.

- Как вы оцениваете роль и место ГосМКБ "Вымпел" в Корпорации "Тактическое ракетное вооружение"?

- Сама Корпорация находится в процессе формирования, то есть мы в самом начале пути. Те заседания Совета директоров Корпорации, которые были проведены, показывают, что цели и задачи поставлены верные, в соответствии с указом президента Российской Федерации. Намечены направления деятельности и пути решения стоящих перед Корпорацией задач. Естественно, в ходе конкретной работы что-то придется отбросить, что-то корректировать, что-то предложить новое. Главное - наладить надежный, слаженный механизм управления и взаимодействия между членами Корпорации, обеспечивающий эффективную работу каждого входящего в нее предприятия. Но мы уверены, что за ГосМКБ "Вымпел" сохранится роль ведущего разработчика авиационных ракет класса "воздух - воздух", "воздух - поверхность", зенитного и "классического" авиационного вооружения.

- Какие иностранные фирмы являются конкурентами "Вымпела"? Как бы вы оценили иностранные ракеты по сравнению с образцами авиационного вооружения, изготовленного на вашем предприятии?

- Наши конкуренты на международном рынке известны - это американские компании "Рейтеон-Хьюз" и "Локхид Мартин-Морал", европейские объединенные промышленные компании EADS, MBDL, а также израильская фирма "Рафаэль".

Давать сравнительную оценку ракет, разрабатываемых "Вымпелом" и его соперниками, было бы некорректно. Как в любой сфере деятельности, тем более в оборонной промышленности, в которой существуют закрытые области и каналы информации, между нами и нашими конкурентами имеется некий паритет. В некоторых областях наши достижения весомее, в других они нас превосходят. Следует отметить, что оценка ракеты как отдельного образца весьма условна. Каждая ракета применяется с определенного типа самолета, то есть для сравнительной оценки боевой эффективности использования той или иной ракеты необходимы статистические результаты, которыми мы в полной мере, естественно, не обладаем, особенно в отношении зарубежных образцов.

Однако следует подчеркнуть, что ракеты, разрабатываемые ГосМКБ "Вымпел", по своим тактико-техническим, эксплуатационным и производственным характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов.





3 июля 2004 г. в Москву прибыл необычный груз на железнодорожной платформе для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе - Ил-4, основной самолет советской дальней бомбардировочной авиации времен Второй мировой войны. Именно эти легендарные самолеты совершали налеты на Берлин в 1941 г. В том, что они стали смертельной угрозой для врага, большая заслуга людей, впоследствии составивших костяк КБ по разработке и испытаниям авиационного вооружения - ГосМКБ "Вымпел" имени И.И. Торопова.

ВЕТЕРАНЫ ГМКБ "ВЫМПЕЛ" ВНЕСЛИ СВОЙ ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ

3 июля 2004 г. в Москву прибыл необычный груз на железнодорожной платформе для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе - Ил-4, основной самолет советской дальней бомбардировочной авиации времен Второй мировой войны. Именно эти легендарные самолеты совершали налеты на Берлин в 1941 г. В том, что они стали смертельной угрозой для врага, большая заслуга людей, впоследствии составивших костяк КБ по разработке и испытаниям авиационного вооружения - ГосМКБ "Вымпел" имени И.И. Торопова.

Оборонительная установка с пулеметом УБТ штурмовика Ил-2.
Фото из книги ''Бронированный штурмовик Ил-2''

С 1932 г. в СССР велись интенсивные экспериментальные и исследовательские работы, обусловленные резким для того времени увеличением скоростей полета самолетов и появлением новых типов скорострельного оружия. Работу по созданию нового скоростного бомбардировщика СБ возглавил А.Н. Туполев. Вооруженцам было поручено создать установки под новый авиационный пулемет системы Шпитального-Комарицкого ШКАС, который имел темп стрельбы 1800 выстрелов в минуту. Для этого самолета 12-я бригада разработала первую турельную установку ТУР-9, носовую и люковую установки под пулеметы ШКАС.

В 1935-1936 гг. в КОСОСе ЦАГИ прошли большие организационные изменения. Для бригад, возглавляемых конструкторами С.В. Ильюшиным, В.М. Мясищевым, П.О. Сухим, были выделены опытные заводы. Бригада №12 получила название ОКБ АСУ - ОКБ артиллерийско-стрелковых установок (главный конструктор И.П. Шебанов) и была переведена на завод №32 НКАП, где с 1934 г. И.И. Торопов, впоследствии первый руководитель МКБ "Вымпел", возглавлял КБ. Здесь под его руководством были разработаны прицелы для подвижных пулеметных и пушечных установок, обеспечивших в годы войны боевую эффективность самолетов Пе-2, Ил-2, Ту-2 и Ил-4. Помимо Москвы, работы велись в Севастополе, где базировался морской бомбардировщик МТБ-2. Ведущие разработчики его пушечных башен, среди которых В.И. Карев, Н.А. Рубин, К.А. Бацын, В.В. Журавлев, И.И. Литвинов, И.М. Левочкин, А.Г. Смирнов, А.А. Стребулаев, Д.М. Остапкевич, И.С. Мошненко, В.И. Ермилов, Ф.Ф. Клейменов, в последующем внесли значительный вклад в достижения ГосМКБ "Вымпел".

Самолеты СБ использовались в боевых действиях в Испании, Китае, на озере Хасан и на Халхин-Голе, во время советско-финской войны. К 22 июня 1941 г. они составляли 70% парка фронтовой бомбардировочной авиации и активно использовались в боевых действиях первого, самого трудного, периода войны, летая часто без прикрытия истребителей.

Годы Великой Отечественной войны были наиболее напряженным временем для оперативного создания авиационного вооружения. Вначале перебазированные на восток авиазаводы еще не давали продукции, а морально устаревшие самолеты (например, ТБ-3) уже не справлялись с поставленными задачами. Наша авиация, бомбардировочная и транспортная, несла большие потери в воздушных боях. В этих условиях командование ВВС было вынуждено ставить в строй все, что было способно "летать", "стрелять" и "бомбить".

Сотрудники и оборудование ОКБ АСУ были эвакуированы в Куйбышев. Сюда же из Киева эвакуировали и завод №454. В июле 1941 г. на открытой площадке мастерской промысловой артели "Ход", которая до войны делала ходовую часть телег на конной упряжке, стали запускать станки, а работники завода, забыв о собственной неустроенности, готовиться к выпуску нужной продукции для фронта - различных систем вооружения самолетов. Директором завода №454 в период войны был М.Я. Горелик, главным конструктором ОКБ - И.П. Шебанов. Первоочередной задачей ОКБ стало перевооружение дальних бомбардировщиков ТБ-7 пушками и крупнокалиберными пулеметами взамен легкого пулеметного вооружения, что сделало неуязвимым ТБ-7 для фашистских истребителей. Использование самолета решало ответственные задачи по уничтожению стратегических объектов противника. В 1942 г. на ТБ-7 выполнялись налеты на Берлин, Бухарест и другие города Германии и ее союзников. В том же 1942-м на ТБ-7 В.М. Молотов был доставлен в Англию и США. Полет проходил на больших высотах, частично над территориями, контролируемыми немецкими войсками. Вооружение самолета произвело сильное впечатление на военное руководство США.

Среди разработок военного времени следует назвать: турель ТУР-5 под пушку ШВАК с электроуправлением (главный разработчик Б.И. Чехрапов) для бомбардировщика Ер-2; оборонительную установку под крупнокалиберный пулемет УБТ для штурмовика Ил-2 (ВУБ-3); турельную установку УТК-1 с крупнокалиберным пулеметом Березина, доработанную для ее монтажа на транспортные самолеты Ли-2 (и на поставлявшиеся по ленд-лизу бомбардировщики "Бостон"); блистерные установки под пулеметы Березина; специальную турельную крупнокалиберную пулеметную установку для вооружения аэросаней и речных судов. Одновременно ОКБ АСУ внедряло разработанную технику в серийное производство. По его чертежам новые образцы вооружения производились Тульским оружейным заводом, предприятиями №№32, 387, 22, 149, 214, 448, 279. Для ускорения их освоения в боевых частях специально созданные бригады проводили перевооружение самолетов во фронтовых условиях и готовили вооружение к применению в боевых вылетах.

После войны часть коллектива ОКБ АСУ завода №454 направили на завод №43, главным конструктором которого был И.И. Торопов. Иван Иванович начал работать в авиационной промышленности в 1932 г. в ЦАГИ им. Жуковского. С 1944 г. он главный конструктор ОКБ завода №43, а затем завода №134, позже переименованного в МКБ "Вымпел", где руководил разработкой подвижных установок пулеметно-пушечного вооружения с дистанционным управлением. Под руководством И.И. Торопова в ОКБ предприятия была создана комплексная система огневой защиты ПВ-20 для бомбардировщика Ту-4. Она состояла из прицельных станций, установок пулеметно-пушечного вооружения и агрегатов дистанционного управления ими. В этой системе воплотился опыт разработок и испытаний, а главное, применения авиационного вооружения в годы Великой Отечественной войны.

В 50-х гг. прошлого века началось стремительное развитие реактивной авиации. Все сильнее ощущались принципиальные ограничения возможностей средств пулеметно-пушечного вооружения, особенно по дальности поражения воздушных целей. По инициативе главного конструктора И.И. Торопова правительством было принято решение о переходе конструкторского бюро на проектирование нового вида авиационного вооружения - ракетной техники. На предприятии были созданы теоретические и конструкторские подразделения, для работы в которых отобрали кадры из числа наиболее одаренных конструкторов и испытателей "классического" авиационного вооружения, а также перспективных молодых специалистов-выпускников МАИ, МВТУ, МГУ, МАТИ и других вузов. За 55 лет коллектив "Вымпела" (под руководством И.И. Торопова, А.Л. Ляпина и Г.А. Соколовского) создал более 40 различных типов ракет четырех поколений и свыше 200 образцов пусковых и катапультных устройств для старта ракет классов "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", пулеметно-пушечных установок, контейнеров кассетного вооружения, балочных и кассетных держателей, установок для пуска неуправляемых авиационных ракет, устройств выброса пассивных помех, продукции специального и гражданского назначения с использованием двойных технологий. Все эти достижения стали возможны благодаря сплаву интеллекта и опыта сотрудников завода - ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, создавших надежный фундамент мирового авторитета современного ГосМКБ "Вымпел". В год 60-летия Победы мы хотим перечислить их имена: Иван Иванович Торопов, Иван Павлович Шебанов, Андрей Леонидович Ляпин, Николай Александрович Рубин, Константин Александрович Бацын, Константин Васильевич Спажев, Владимир Васильевич Журавлев, Андрей Васильевич Беляков, Виктор Михайлович Перов, Николай Васильевич Рунов, Юрий Сергеевич Полетаев, Израиль Иосифович Литвинов, Борис Владимирович Глезер, Иван Яковлевич Харламов, Борис Семенович Абрамович, Федор Григорьевич Нестеров, Анатолий Львович Рейдель, Владимир Иванович Карев, Василий Петрович Сироткин, Петр Иосифович Димант, Вадим Андрианович Пустовойтов, Лев Абрамович Розенберг, Василий Григорьевич Кононов, Игорь Матвеевич Мухин, Анатолий Николаевич Панкратьев, Борис Михайлович Правдин, Ицко Овшиевич Эйдельман и многие другие.

Сегодня уместно вспомнить о событии почти 40-летней давности, происходившем в Москве 3 декабря 1966 г., в подготовке которого непосредственно участвовал коллектив "Вымпела". В этот день у Кремлевской стены в Александровском саду с большими почестями были захоронены останки безымянного солдата, погибшего при обороне столицы около деревни Крюково. Незадолго до этого "Вымпелу" было поручено ответственное задание - в течение недели разработать и изготовить саркофаг. Директор завода Ф.Г. Нестеров подключил к работе опытных конструкторов, технологов, художников и производственников. Специалисты А.Д. Иванов, В.К. Соколов, Я.А. Подрез, Л.Н. Петручук, А.С. Нестеров, В.Г. Янкевич, В.И. Коршунов, А.И. Герасимов и другие работали буквально круглые сутки и выполнили задание в срок. Саркофаг был изготовлен из прочного алюминиевого сплава, предназначенного для силовых конструкций самолетов, со специальным антикоррозийным покрытием. Останки солдата в саркофаге, перевитом гвардейской лентой, были доставлены на артиллерийском лафете к Кремлевской стене и захоронены под звуки Государственного гимна, а 8 мая 1967 г. у могилы Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь Славы.

На фронтах Великой Отечественной воевали более 400 сотрудников МКБ "Вымпел". По установившейся традиции 9 Мая ветераны собираются у обелиска на территории предприятия, чтобы почтить память погибших.

Читайте также: