Соломонов юрий семенович генеральный конструктор мит

Обновлено: 17.05.2024

Соломонов Юрий Семёнович – первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор открытого акционерного общества «Корпорация "Московский институт теплотехники"», академик Российской академии наук, город Москва.

Родился 3 ноября 1945 года в Москве. Окончил среднюю школу. В 1969 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

В 1969–1971 годах проходил военную службу в рядах Советской Армии. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения СССР, лейтенант. С 1971 года – в запасе.

С 1971 года и по настоящее время трудится в Московском институте теплотехники (неоднократно менялась организационно-правовая форма института, в настоящее время – ОАО «Корпорация "Московский институт теплотехники"»): инженер, старший инженер, ведущий инженер, исполняющий обязанности начальника отдела, начальник отдела, начальник сектора – заместитель начальника отделения, исполняющий обязанности начальника отделения. С 1971 года – начальник отделения – заместитель генерального конструктора, с 1991 года – заместитель генерального конструктора – начальник отделения, с 1995 года – первый заместитель генерального конструктора – начальник отделения, с 1997 года – директор – генеральный конструктор, с 2001 года – директор – генеральный конструктор Московского института теплотехники.

Активный участник создания около 70 типов твердотопливных ракет и ракетных комплексов для сухопутных войск «Луна», противолодочных ракет для Военно-морского флота «Вихрь», «Ливень», «Медведка», для Ракетных войск стратегического назначения – «Пионер», «Темп-С», «Тополь», «Горн», «Сирена» и другие.

Руководитель создания межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» (на вооружении с 1998 года), шахтного варианта базирования ракетного комплекса «Тополь-М» (на вооружении с 2000 года), подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь-М» (на вооружении с 2004 года). Разработанная под его руководством ракета «Тополь-М» способна преодолевать любую систему противоракетной обороны, сохранять заданную траекторию движения при любых физических воздействиях на неё. Участвовал в создании на базе института Научно-технического центра «Комплекс-МИТ» по разработке ракет-носителей типа «Старт». Руководил созданием ракет-носителей семейства «Старт».

Руководитель работ по созданию ракет-носителей «Булава» для атомных подводных лодок. После серии неудачных пусков и в обстановке глубокого конфликта в сфере высшего военно-государственного руководства в 2009 году подал в отставку с поста директора института. С 2009 года – генеральный конструктор Московского института теплотехники. После реорганизации, с сентября 2010 года – генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам, а в настоящее время – первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор Московского института теплотехники.

С 2000 года – заведующий кафедрой «Космические аппараты и ракеты-носители», с 2004 года – заведующий кафедрой «Защита информации» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана.

Автор более 300 научных трудов, более 200 изобретений, 9 монографий, 6 учебных пособий. Научный руководитель, организатор фундаментальных и прикладных исследований по созданию ряда ракетных комплексов стратегического назначения. Научные публикации посвящены вопросам проектирования ракет на твёрдом топливе и их основных агрегатов, проблемам создания боевого оснащения ракет, разработке оригинальных конструктивно-компоновочных схем и схем функционирования их в полёте, обоснования критериев эффективности систем, вопросам математического и физического моделирования движения ракет при старте, на активном участке, в том числе в двухфазных средах, процессов управления и коррекции полёта отделяемых частей на пассивном участке траектории, а также моделирования внутрикамерных процессов в ракетном двигателе твёрдого топлива.

Председатель Научного совета РАН по механике конструкций из композиционных материалов. Член редколлегий журналов «Механика композиционных материалов и конструкций» и «Полёт»; председатель редколлегии научно-технического сборника «Труды МИТ». Член Экспертного совета при председателе Совета федерации Российской Федерации, член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (с января 2016 года).

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2015 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Соломонову Юрию Семёновичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением золотой медали «Герой Труда Российской Федерации».

Живёт и работает в Москве.

Доктор технических наук (1988, кандидат технических наук с 1983), профессор (1994), член-корреспондент (2000) и действительный член (2006) Российской академии наук, действительный член Российской инженерной академии (1994), Международной инженерной академии (1994).

Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (03.11.2020), советским орденом Трудового Красного Знамени (23.11.1990), медалями.

Заслуженный изобретатель РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1981), премии имени Ф. А. Цандера РАН (2014, за книгу «Твердотопливные регулируемые двигательные установки»).

Генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ) с сентября 2010 года, бывший генеральный конструктор МИТа (2009-2010), директор и генеральный конструктор МИТа (1997-2009). Получил известность как руководитель групп разработки ракетного комплекса "Тополь-М" и твердотопливной межконтинентальной ракеты морского базирования "Булава".

Юрий Семенович Соломонов родился 3 ноября 1945 года в Москве [18], [20].

В 1969 году [17] (по другим данным - в 1971 году [18]) Соломонов окончил Московский авиационный институт (МАИ) им. С.Орджоникидзе, после чего начал военную службу в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в звании лейтенанта [18], [18], [20].

В 1971 году Соломонов начал работать инженером Московского института теплотехники, находившемся в ведении Министерства обороны СССР. В институте (с 1998 года — ФГУП "Московский институт теплотехники"), занимавшемся разработкой стратегических грунтовых подвижных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами на твердом топливе, он работал на различных должностях - от инженера до главного конструктора, а в 1997 году, оставаясь главным конструктором, возглавил МИТ [18], [17]. Институт, которым руководил Соломонов, упоминался в СМИ как ведущий разработчик более 70 твердотопливных ракет для сухопутных войск ("Луна"), ВМФ (противолодочные комплексы "Вихрь", "Ливень" и "Медведка") и Ракетных войск стратегического назначения (комплексы "Темп-С", "Пионер", "Тополь"). Непосредственно под руководством Соломонова была завершена разработка и принят на вооружение ракетный комплекс "Тополь-М" [18]. Институт назывался активным участником программ Российского авиационно-космического агентства (в 1999 году преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство - Роскосмос [13]), сам же ученый упоминался в прессе как инициатор и руководитель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по переоборудованию межконтинентальных баллистических ракет в ракеты космического назначения [18].

Одним из основных проектов МИТа стала разработка твердотопливной межконтинентальной ракеты морского базирования "Булава" [9], [18], [20]. Заказ на разработку новой ракеты МИТ получил в 1998 году. [10]. В дальнейшем аналитики отмечали, что военные спешили с принятием "Булавы" - специально под новую ракету был переделан проект 955 подводных ракетоносцев "Борей", а для испытаний по проекту 941У модернизировали тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской". Принять новые АПЛ без вооружения на службу было невозможно [17]. Испытания баллистической ракеты , производством которой занималось ФГУП "Воткинский завод" в Удмуртии, начались в 2004 году, а в сентябре 2005 года она впервые была запущена из надводного положения. Однако в дальнейшем испытателей ждала полоса неудач: к лету 2009 года было произведено 11 пусков "Булавы", пять из них закончились неудачно, и еще два были признаны штатными лишь частично. 22 июля 2009 года стало известно, что Соломонов подал в отставку с поста главы МИТ. Заявление об отставке конструктор написал после очередного неудачного пуска "Булавы", произведенного 15 июля подводной лодкой "Дмитрий Донской" из акватории Белого моря [21], [19], [9], [18]. Поступок Соломонова СМИ называли первым за последние годы в России случаем, "когда руководитель крупнейшего военного проекта добровольно взял ответственность за его неуспех на себя". Исполняющим обязанности обязанности директора и генконструктора МИТа тогда стал первый заместитель Соломонова Александр Дорофеев [17], [19].

Сразу после отставки Соломонова в Роскосмосе заявили о том, что он, хоть и уйдет с должности руководителя института, все же продолжит работать генеральным конструктором МИТа [19], [17]. Действительно, в дальнейшем пост директора института занял победитель проведенного ведомством конкурса на замещение должности главы МИТа [27], [28], гендиректор Московского машиностроительного завода "Вымпел" Сергей Никулин, Соломонов же продолжил работу над проектом в качестве генерального конструктора по наземным и морским ракетным комплексам [15], [12], [9].

В 2010 году, рассуждая о причинах неудач с запуском "Булавы", эксперты отмечали, что главные проблемы изделия "начинались на уровне сборки" ("ракету собирали как бог на душу положит, с грубейшими нарушениями технологии, говорили даже о фальшивых деталях"). О сложностях, возникающих в процессе создания ракеты, рассказывал, и сам конструктор. В частности, он сетовал на отсутствие необходимых материалов, которых "просто нет в стране", и на то, что для проведения комплекса испытаний изделия, необходимых в случае использования в нем материалов-заменителей, средств в достаточном объеме не выделялось. В свою очередь, некоторые эксперты поспешили назвать проект "Булава", основанный на концепции унификации сухопутной и морской ракеты, бесперспективным и провальным. Однако работа над ним была продолжена [12], [9].

Свой пост Соломонов сохранял до сентября 2010 года - до тех пор, пока должность, которую он занимал, не решено было упразднить вовсе. Вместо нее были введены две новые должности: Соломонов решением руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова был назначен генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам "Тополь-М" и его модификации РС-24 "Ярс", а его бывший заместитель Александр Сухадольский - генеральным конструктором МИТа по ракетам морского базирования. Тем самым, отмечали аналитики, разработка стратегических ракет в институте была официально разделена на два самостоятельных направления, что по некоторым данным, свидетельствовало о крахе замысла Соломонова создать единую унифицированную ракету для подводных лодок и наземных шахт [9], [11], [10], [8].

В 2011 году СМИ рассказали о том, что Соломонов и первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин заняли различные позиции в споре о разработке новой тяжелой жидкостной ракеты для РВСН взамен устаревшей РС-20. Поповкин настаивал на целесообразности разработок такого рода и подчеркивал, что полемизировать с разработчиком твердотопливных ракет в этой связи не намерен [7]. Соломонов же вступил жесткой критикой позиции Минобороны. После официального заявления Поповкина о том, что решение о разработке тяжелой жидкостной ракеты для РВСН принято, конструктор выступил на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс". Решение ведомства он назвал надуманным и принятым "в угоду отдельным высокопоставленным лицам". По словам конструктора, такого рода ракеты "неадаптивны к современным средствам противоракетной обороны с элементами космического базирования". "Мне просто, как говорится, за державу обидно, когда предполагается бездарная трата денег",- заявил Соломонов. Вступать в полемику с Поповкиным он также отказался: назвав своего оппонента очень токовым человеком, он отметил, что тот "просто не свободен в своих решениях" [6], [5].

В том же месяце Соломонов объявил о намерении МИТа закончить испытания "Булавы" в 2011 году. Конструктор подчеркнул, что в случае, если намеченные пуски пройдут штатно, ракета может быть принята на вооружение в уже 2012 году [5].

В 2011 году состоялось 4 успешных пуска "Булавы". 28 июня ракета впервые была запущена с борта своего штатного носителя - АПЛ "Юрий Долгорукий", из подводного положения. Следующий запуск был произведен той же подводной лодкой 27 августа в Белом море, тогда ракету испытали на максимальную дальность. 28 октября "Юрий Долгорукий" также из Белого моря успешно поразил "Булавой" цель на камчатском полигоне Кура. 23 декабря "Юрий Долгорукий" произвел залп двумя ракетам из подводного положения, это было последнее испытание "Булавы" в 2011 году [4]. В марте 2012 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что испытания "Булавы" успешно завершены, и ракетный комплекс будет принят на вооружение ориентировочно в октября 2012 года [3].

23 мая 2012 года Соломонов присутствовал на испытаниях наземного аналога "Булавы" на космодроме "Плесецк". Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета, запущенная с сухопутной мобильной пусковой установки, поразила цель на полигоне Кура. Отмечалось, что новая ракета и "Булава" во многом были схожи - они имели массу около 36 тонн, равное количество ступеней (по три), обе ракеты могли нести до десяти боевых блоков, кроме того использовали одинаковое топливо, которое позволяло сократить время работы двигателей на активном участке траектории. Подчеркивалось, что успешным запуском новой ракеты МИТ фактически приступил к работам по унификации перспективных сухопутных и морских средств доставки. Первый запуск этой ракеты 27 сентября 2011 года был неудачен [1], [2].

Юрий Соломонов - член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат национальной премии "Человек года-2001" Русского биографического института. Он - автор 175 изобретений, 280 научных трудов, 9 монографий, 6 учебных пособий [20], [18]. В 2009 году вышла художественно-документальная книга Соломонова "Ядерная вертикаль", которая стала первым публичным выступлением конструктора после неудачных пусков "Булавы". В ней конструктор в очередной раз заявил о том, что эти неудачи не были связаны с проектно-конструкторскими решениями создателей ракеты [12], [26].

Использованные материалы

[1] Иван Сафронов. "Булава" всплыла в Плесецке. — Коммерсантъ, 24.05.2012. — № 92 (4877)

[2] Ракета-прототип испытана. — Интерфакс, 23.05.2012

[7] Армия с головой ушла в шопинг. — Московский Комсомолец, 25.02.2011. — № 25578

[8] Кирилл Бенедиктов. Можем, если захотим. — Взгляд, 29.10.2010

[10] Алексей Хазбиев. "Булава" впала в кому. — Эксперт, 04.10.2010. — № 39 (723)

[11] Дмитрий Литовкин. Александр Сухадольский, новый генконструктор МИТа - "Известиям": "Булаву" мы поднимем. — Известия, 21.09.2010

[12] Дмитрий Литовкин. Не сносить "Булавы". — Известия, 13.04.2010. — № 64 (28079)

[13] 25 февраля 1992 года образовано Российское космическое агентство, в настоящее время – Федеральное космическое агентство (Роскосмос). — Федеральное космическое агентство, 25.02.2010

[15] Иван Петров. Новый шеф "Булавы". — РБК daily, 15.09.2009

[16] "Булаву" потопил соавтор мэра. — РусПресс, 24.07.2009

[17] Иван Коновалов, Михаил Алексеев, Елена Хорольская. Юрий Соломонов не сносил "Булавы". — Коммерсантъ, 23.07.2009. — №132 (4187)

[20] Александр Бабакин. Ответно-встречный удар неизбежен. — Независимая газета, 19.05.2009

[21] Иван Коновалов. "Юрий Долгорукий" без ракет как без рук. — Коммерсантъ, 24.12.2008. — № 235 (4052)

[22] На покрытие убытков монорельса Москва в 2008 году потратит почти 510 млн. рублей. — ИА REGNUM, 15.01.2008

[25] Кандидат в мэры Москвы, нынешний глава администрации Ю.Лужков открыл специальный избирательный счет в московском банке Сбербанка РФ. — Банки и биржи сегодня, 29.09.1999

[27] О проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия "Московский институт теплотехники". — Федеральное космическое агентство

[28] Организации ракетно-космической промышленности: находящиеся в ведении Роскосмоса. ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ). — Федеральное космическое агентство

Конструктор ракетного щита итогов не подводит даже в юбилей

3 ноября академику Юрию Соломонову исполняется 75 лет. В его главном активе как генерального конструктора - ракетные комплексы "Тополь-М", "Ярс", "Тополь-Э", "Булава-30" и "Рубеж". Системы вооружения, созданные под его руководством, полностью отвечают вызовам, которые существуют сегодня

"Тополь-М", "Булава", "Ярс" - это главные вершины, что уже за спиной академика и конструктора Юрия Соломонова, которому 3 ноября исполняется 75 лет.

Татьяна Андреева

За день до своего юбилея он назначает встречу журналисту "Российской газеты": утром в рабочем кабинете на Березовой аллее. То есть в Московском институте теплотехники, где остается и по сей день генеральным конструктором.

Мы в ответ: у нас по приказу - дистанционный режим, а в Москве карантинные ограничения - "65 плюс" и прочее. Не можем нарушать. Предлагаем через помощников: возьмем интервью по телефону. Можем по скайпу или в Zoom. Ничего не нарушим и время сэкономим…

Не согласился. Хотя временем больше нашего дорожит.

Такой он - ученый, конструктор, руководитель особого проектного коллектива в системе ОПК, инициатор и вдохновитель большой научно-производственной кооперации по созданию стратегических ракетных комплексов. А рядом и параллельно с этим - созданные в МИТ тактические ракетные системы для Сухопутных войск, авиации, ВМФ и Воздушно-космических сил: "Луна", "Темп-2С", "Вихрь", "Медведка" и те, о которых пока не пришло время рассказать в газете.


Юрий Соломонов во время заседания Совета при президенте РФ по науке и образованию. 2018 год. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Понятно, что над их созданием не одно десятилетие работал и продолжает работать большой коллектив ученых и конструкторов МИТа, куда выпускник МАИ Юрий Соломонов пришел молодым инженером полвека назад - в 1971-м. На разных этапах и в разном качестве участвовал в разработке легендарного комплекса "Пионер" и последующих модификаций - "Пионер-УТТХ", "Горн", "Сирена", "Скорость", "Курьер".

А в его главном активе, уже как генерального конструктора - ракетный комплекс "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования, ракетный комплекс "Ярс" (шахтный и мобильный), испытательный ракетный комплекс "Тополь-Э", ракетный комплекс морского базирования "Булава-30" и подвижный грунтовый ракетный комплекс "Рубеж" - как перспективное развитие проекта "Ярс", но уже с новыми управляемыми боевыми блоками для прорыва противоракетной обороны.

- Системы вооружения, созданные под руководством Юрия Соломонова, находятся на очень высоком уровне и полностью отвечают тем вызовам, что существуют сегодня в мире и могут возникнуть завтра, - отмечает академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН Владимир Фортов. - Многочисленные испытания, которые проходили в последние годы, убедительно показали, что машины Соломонова ничуть не уступают тому, чем располагают США или кто-то иной. Это щит, который создает условия для независимого развития нашей страны.

По словам академика Фортова, который много лет и на разном уровне взаимодействует с МИТ и его генеральным конструктом, Юрий Соломонов обладает талантом сплачивать вокруг себя талантливых людей.


За общий результат работы большой кооперации всегда отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Юрий Соломонов. Фото: Игорь Зотин / ТАСС

- Большой коллектив работает с ним - десятки тысяч человек. И в Академии наук он пользуется авторитетом, избран членом президиума РАН. Его выступления всегда яркие, точные и не всегда лицеприятные. Бывает, что с ним не соглашаются. Но он таких ситуаций не боится: если б не было споров, не было бы прогресса.

С 1997-го по 2009 год Юрий Соломонов возглавлял Московский институт теплотехники в качестве директора и добился, чтобы на руинах советского ВПК, но уже в масштабах России как суверенного государства была создана мощная и организационно слаженная кооперация предприятий-разработчиков ракетных комплексов стратегического назначения. В 2010 году институт, имевший до этого форму ФГУП, был преобразован в открытое акционерное общество "Корпорация "МИТ", куда вошли еще восемь организаций-разработчиков и производителей ракетных систем.

В том числе Воткинский завод в Удмуртии (производство ракет "Тополь-М", Р-30 "Булава", РС-24 "Ярс", "Искандер"), машиностроительный завод "Вымпел" (Москва), ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", научно-производственные центры "Алтай" (Бийск) и "Титан-Баррикады" (Волгоград) - они "завязаны" на компоненты ракетного топлива, производство особых композитных материалов, создание пусковых и транспортных установок для ракет, включая самоходные на базе восьмиосного шасси Минского завода колесных тягачей.

Сейчас должность Юрия Соломонова официально называется так: генеральный конструктор по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами, генеральный конструктор АО "Корпорация "Московский институт теплотехники". По данным из открытых источников, он же - генеральный конструктор ракетно-космических комплексов семейства "Старт". В апреле 2015 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом ему присвоено звание Герой Труда Российской Федерации.


Генеральный конструктор ракетного комплекса "Тополь-М" Соломонов Ю.С., 1997 год. Фото: Юрий Набатов/ ТАСС

- В профессиональном отношении это очень информированный специалист и опытный организатор, - отметил в диалоге с "РГ" академик Владимир Фортов. - Если возникают трудности, что-то не получается с первого или второго раза - а в сложной, новаторской работе без этого не бывает, он как человек целеустремленный, позиций не сдает. И мнения своего на ходу не меняет. Напротив - способен открыто и прямо возразить большому начальнику, когда уверен в своей правоте, сделанном выборе или техническом решении. Знаю, что так бывало, и не раз. К примеру, с той же "Булавой". Руководителей, что в какой-то момент усомнились и были готовы проект свернуть, мы уже не видим, а ракету от детских болезней излечили, и она стоит на вооружении.

На этот же факт обращают внимание и в Центральном конструкторском бюро "Рубин", где спроектированы подводные ракетоносцы четвертого поколения, вооруженные "Булавой".

- Ваш вклад в создание стратегического оружия для грунтовых подвижных комплексов и новейших подводных лодок "Борей" вызывает уважение и признание коллег и специалистов, - отмечают генеральный директор "Рубина" Игорь Вильнит и его коллеги, генеральные конструкторы направлений Владимир Здорнов и Сергей Суханов. И вместе с поздравлениями выражают надежду продолжить совместную работу для укрепления обороноспособности страны.


Директор и Генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов и исполняющий обязанности премьер-министра РФ Сергей Кириенко во время посещения Московского института теплотехники. 1998 год. Фото: Сергей Величкин/ ТАСС

В 2009-м, когда о капризах "Булавы" особенно много писали ("РГ" в том числе) Юрий Соломонов выпустил дерзкую и по существу автобиографическую книгу "Ядерная вертикаль". Очень по-разному такой шаг расценили. И только немногие поняли.

- Коллеги уважают его за деловые качества, доброжелательность, умение быстро, без волокиты вникнуть в сложные вопросы, которые находятся на стыке науки, техники и производства, - говорит академик Фортов. - Нашей ракетной отрасли повезло, что во главе очень важного направления стоит такой выдающийся ученый. С ним легко и приятно работать. Еще и потому, что он человек творческий - пишет стихи, глубоко разбирается в истории, причем весьма далекой от нас и нашего времени, это находит отражение в его поэтических книгах.


Президент России Владимир Путин и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов на церемонии вручения золотых медалей "Герой труда РФ" в Кремле. 2015 год. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Академик Георгий Рыкованов, научный руководитель Российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики, Герой Труда Российской Федерации:

- Жизнь свела два наших предприятия - Московский институт теплотехники и РФЯЦ-ВНИИТФ - в начале 2000-х. В те годы начиналась разработка нового морского стратегического ядерного комплекса. Конкурировали два направления - жидкостное (ГРЦ им. Макеева) и твердотопливное (МИТ). Военно-морской флот и Министерство обороны отдали предпочтение тому, что предлагал коллектив во главе с Ю.С. Соломоновым. Началась совместная работа по компоновке ядерного боеприпаса в головной части ракеты, согласование алгоритмов работы автоматики боеприпаса и комплекса, а также по многим другим направлениям, которые традиционно присутствуют в процессе совместного проектирования.

Надо ли говорить, в каком состоянии находился оборонно-промышленный комплекс после десяти лет выживания в отсутствии реальной загрузки и необходимого финансирования? Работы по морскому стратегическому комплексу объединили многие предприятия ОПК, помогли восстановить их возможности, а в целом способствовали развитию науки, технологий, общему подъему промышленного производства в России. И как это принято, за общий результат работы большой кооперации отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Соломонов.

Мне пришлось участвовать в испытаниях "Булавы", видеть, как Юрий Семенович радуется успешным экспериментам и тяжело переживает неудачные пуски.

Но никогда не уходит от ответственности, не теряет самообладания, оперативно стремится понять причины неудач и найти пути их преодоления. Эти качества генерального конструктора обеспечивали слаженную работу большого числа институтов, КБ и предприятий, а в конечном счете привели к созданию и постановке на боевое дежурство новейших стратегических ракетных комплексов ВМФ и РВСН.

В день 75-летия хочется пожелать Юрию Семеновичу новых свершений!

Академик Юрий Соломонов о создании ПГРК "Тополь-М":

- Жизненный цикл существующих ракетных комплексов "Тополь" составляет от 10 до 15 лет, где-то он может быть продлен на более длительный срок путем пролонгации сроков эксплуатации, но процесс их морального устаревания уже необратим. Группировка МБР требует периодического обновления, исходя из жизненного цикла ракетных систем. И этот 10-15-летний цикл обновления как раз пришелся на конец 1980-х годов.

Именно тогда закладывался ракетный комплекс "Тополь-М". Определяющей была идея создания ракетного комплекса в соответствии с принципом внутривидовой унификации - как комплекс двойного базирования, шахтный и мобильный. Возможность эксплуатации ракетного комплекса (в данном случае комплекса "Тополь-М") на базе подвижной пусковой установки по аналогии с существующим ракетным комплексом "Тополь", - это направление исторически было прерогативой Московского института теплотехники.

Заместитель генерального конструктора МИТ Лев Соломонов о рождении "Булавы":

- В 1997 году под руководством генерального директора и генерального конструктора Ю.С. Соломонова МИТ выставил на конкурс разработку новой баллистической ракеты морского базирования - "Булава-30". По результатам его рассмотрения, а также рассмотрения в 1998 году конкурса аванпроектов выбор был сделан в пользу предложений МИТ. При проектировании "Булавы-30" были не только использованы достижения, реализованные в ракете "Тополь-М", но и применены уникальные конструктивно-схемные решения: например, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете.

Новая морская ракета "Булава-30" в значительной степени унифицирована с ракетой "Тополь-М", однако не является ее прямой модификацией, поскольку с позиций проектирования - это принципиально разные подходы. Речь идет об унификации, во-первых, отдельных элементов комплекса, во-вторых, об унификации технологий. В БРПЛ "Булава-30" внедрены реализованные в МБР "Тополь-М" мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны.

Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.

В 2011-2014 годах произведены пуски БРПЛ "Булава-30" с АПРК "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе залповый пуск двумя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность по акватории Тихого океана в район Гавайских островов.

Экс-директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов выпустил книгу, где от третьего лица поведал о своей роли в создании ракетно-ядерного щита и, в частности, о том, почему новая морская ракета "Булава" до сих пор не принята на вооружение.

По сути, это его первый после отставки с должности гендиректора МИТ выход в публичное пространство. Интерес к высказываниям и оценкам академика РАН Соломонова высок еще и потому, что он сохраняет за собой позицию генерального конструктора "Булавы". Правда, теперь, после выхода 6-тысячным тиражом его книги "Ядерная вертикаль", это становится совсем проблематичным. Не хочу оказаться в роли Кассандры, но такие откровения о положении дел в военно-промышленном комплексе, и в частности ракетостроении, об отношениях с минобороны и коллегами-соперниками бесследно не проходят. И уж тем более не остаются без ответа оценки типа "все виноваты, кроме меня".

У тех, кто по долгу службы отвечает за сохранность государственных и военных тайн, претензий к автору скорее всего не возникнет. На 335 страницах книги вы при всем желании не найдете каких-то специальных выкладок и технических характеристик с цифрами. Их, как и профессиональных терминов, Юрий Соломонов старательно избегает. Вдобавок к этому придумал для себя и некоторых других фигурантов своего повествования более чем прозрачные псевдонимы. А вот президенты России, СССР, США, главы правительства, секретари ЦК и некоторые первые вице-премьеры у него вполне реальные - для каждого времени свои, только по именам никогда не называются.

Для чего понадобились солидному автору все эти окололитературные хитрости? Сам он ничего не объясняет. Лишь брат конструктора Лев Соломонов, работавший под его началом в МИТе и явно посвященный, дал понять, что книга адресована "тем, кто в теме". И написана для того, чтобы мы знали, "кто есть кто в судьбе ракеты, почему сложилась та ситуация, которую мы наблюдаем сейчас".

А сложилась такая ситуация (из 12 испытательных пусков "Булавы" более половины окончились неудачей, в том числе два последних) потому, считает Юрий Соломонов, что ему как генеральному конструктору на разных этажах и кабинетах противостояли косность, волюнтаризм, козни конкурентов, нежелание принимать решения и брать ответственность. И это все на фоне неуклонного распада и деградации оборонной промышленности.

"Вопрос впрыскивания молодой крови в дряхлеющие кровеносные сосуды оборонно-промышленного комплекса так и остался нерешенным", - сокрушается автор. Или вот еще пассаж - на соседней же странице: "Генерал Балуев, возглавив Генеральный штаб, привнес в его работу совершенно новые элементы, основу которых составлял известный тезис: "Лучший способ принятия решений - не принимать никаких решений".

Зато о себе самом, о своей позиции и манере выступать на совещаниях самого высокого уровня - в Кремле, правительстве, в Совете безопасности, в том числе в присутствии первых лиц государства, отзывается в высшей степени похвально, да еще от третьего лица: "Пресную обстановку рутинного мероприятия попытался чуть подсолить только один выступающий. Аргументированное, порой несколько эмоциональное выступление произвело впечатление на аудиторию. Апогей совещания был уже пройден, когда слово взял Юрий Соломатин. ".

А вот как описывает автор самую первую презентацию "Булавы" (еще на уровне проекта) в питерском КБ "Рубин", где должны были увязать ее с носителем - подводной лодкой. "Вы посмотрите, что они предлагают, - передает Соломонов реакцию академика Сергея Ковалева, генерального конструктора ракетоносцев. - Мы всю жизнь бьемся с проблемой защиты нашего "железа" от пагубного воздействия огнедышащего дракона - стартующей ракеты, а они хотят быть настолько деликатными, что, сделав дело, даже не лишают нас девственности. Это же замечательно".

В беседе с корреспондентом "РГ" Сергей Никитич Ковалев чуть иначе представил ту же ситуацию, но в целом подтвердил, что поверил тогда Соломонову и поддержал его в том, чтобы начать испытательные пуски ракеты прямо с подводной лодки, минуя этап испытаний с наземного и погружаемого стендов.

Взявшись за перо, именитый конструктор и начинающий мемуарист не удержался от соблазна воздать "по заслугам" коллегам-конкурентам из Государственного ракетного центра им. Макеева, что находится в Миассе. Именно там, как известно, традиционно разрабатывали и продолжают разрабатывать баллистические ракеты для подводных лодок с особой спецификой подводного старта. Право на разработку "Булавы", по словам Юрия Соломонова, МИТ выиграл в честной борьбе - по итогам конкурса, который вопреки всем правилам проводился дважды. И оба раза, подчеркивает автор, москвичи одерживали верх. Причем "по основной характеристике, определяющей проектно-конструкторское совершенство разработки", опережали конкурента в полтора раза.

Тем временем

Как заявил недавно заместитель министра обороны - начальник вооружения ВС РФ Владимир Поповкин, испытания стратегической ракеты морского базирования "Булава" нынешним летом продолжатся. Причем пуски планируются и с подводной лодки "Дмитрий Донской", которая под эти испытания специально "заточена", и с нового ракетоносца "Юрий Долгорукий" - головного в серии кораблей четвертого поколения, для вооружения которых предназначена "Булава". На Севмаше, где построен "Юрий Долгорукий" и в различной стадии готовности два следующих корабля этого же проекта, корреспонденту "РГ" подтвердили, что начаты работы и по четвертому корпусу ("Святитель Николай"), хотя дата его официальной закладки до сих пор не определена.


Юрий Семенович Соломонов — это генеральный конструктор МИТа, создатель российского ядерного щита и изобретатель, который работал в соавторстве с Юрием Лужковым — мэром Москвы. В юные годы будущий конструктор пошел по стопам старшего брата, который работал в том же институте, но Юрию Семеновичу удалось стать более успешным. Даже провал с запуском «Булавы» и убыточный проект монорельсовой дороги минимально сказались на карьере Соломонова.

юрий семенович соломонов биография

Краткая биография Соломонова Юрия Семеновича

Генеральный конструктор МИТа родился третьего ноября 1945 года в городе Москве, столице Советского Союза, в семье представителей интеллигенции.

Его отец, Соломонов Семен Матвеевич, окончил Московский полиграфический институт в конце тридцатых годов. Был участником Второй мировой войны. Командовал взводом саперов, но спустя два года военных действий был тяжело ранен. После нескольких операций был демобилизован в 1945 году. С окончания войны и до самой пенсии был ответственным по линии полиграфического обеспечения в Министерстве обороны СССР.

Мать Юрия Соломонова была родом из Тульской губернии, переехала в Москву. Окончила медицинский институт, затем была принята на работу в больницу им. Н. В. Склифосовского, в 1938 году вышла замуж. Еще до войны в их семье родились сын Лев (1939 года рождения) и дочь Татьяна (1940 года). После рождения Юрия его мать была домохозяйкой и воспитывала детей.

московский институт теплотехники

Будущий ракетостроитель обладал неплохим музыкальным слухом, а в зрелом возрасте даже занялся стихосложением. В значительной мере на выбор жизненного пути повлияли его брат и сестра. В 1963 г. Юрий окончил школу № 274, в которой учились его родной брат Лев (окончил с серебряной медалью в 1956 году) и сестра Татьяна (завершила обучение с золотой медалью в 1957 году). В 1969 году, завершив обучение в Московском авиационном институте, служил офицером в армии СССР. После окончания службы был принят в Институт теплотехники, куда после обучения в МАИ был трудоустроен его старший брат Лев. Последний на тот момент проработал там уже 10 лет и стал заместителем ген. конструктора.

Работа инженером

На начальном этапе Ю. Соломонову с овладением методики проектных планов помог заместитель начальника отдела, Юрий Михайлович Николаев. Спустя год, в 1972 году, молодой работник уже назначен главным по разработке научно-исследовательской темы «Эльбрус», что поспособствовало его дальнейшему профессиональному развитию в области ракетостроения.

юрий соломонов конструктор

Овладев множеством полезной информации, относящейся к физике плазмы, взаимодействию электромагнитного излучения с плазменными образованиями, электродинамике, Юрий понял то, как важна сплоченность коллектива и общая работа специалистов таких отраслей, как динамика, аэродинамика, баллистика и других.

В том же году ему было доверено возглавить модернизацию «Темп-С» с начальных чертежей и до готового образца. Этот проект был успешно завершен, а в 1976 году Юрия повысили в должности. Он стал руководителем отдела боевого оснащения. Юрию Соломонову доверили очень ответственную роль в ракетостроении.

В его обязанности входило выполнение работ, связанных с созданием и разработкой ядерных боевых блоков. Полученные в первые годы работы в МИТе и институте знания поспособствовали его быстрому погружению в деятельность.

Основные проекты МИТа

Более шестидесяти видов ракетной и другой техники было разработано в МИТе со дня его создания. Все разработки предназначались для ракетных войск стратегического назначения:

  • «Пионер»;
  • «Тополь»;
  • «Темп-2С»;
  • «Тополь-М»;
  • «Ярс».

тополь м разработка соломонова

Для сухопутных войск: тактический ракетный комплекс (ТРК) «2К1 Марс» и «2К4 Филин», а также семейство ТРК «Луна».

Главными направлениями деятельности Московского института теплотехники являются:

  • ракеты-носители легкого класса;
  • межконтинентальная баллистическая ракета подводного запуска;
  • ракеты на твердом топливе шахтного базирования;
  • участие в космических проектах и программах;
  • разработка продукции двойного и гражданского назначения;
  • стратегические грунтовые подвижные комплексы на твердом топливе.

Существуют, конечно, и другие не менее важные разработки.

Назначение генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам

Первого марта 1997 года Соломонов Юрий Семенович был повышен в должности. Его назначили генеральным конструктором Федерального гос. предприятия МИТа. Он вспоминает, что в этом назначении сыграли роль два обстоятельства. Во-первых, именно Юрий находился в те годы в центре событий, которые сформировали положительный облик института. Во-вторых, повышению способствовали хорошие отношения с тогдашним министром промышленности З. Паком. До этого Соломонов очень много общался с ним по рабочей линии. З. Пак вышел с предложением такого назначения в правительство.

ракета булава

Провал и отставка

Заказ на «Булаву» был получен через год после назначения Юрия Соломонова, биография которого на тот момент уже была наполнена значимыми событиями, на высокий пост. Специально для внедрения этого государственного заказа в армию был модернизирован ракетоносец «Борей» и подводный крейсер «Дмитрий Донской».

Первые испытания новой разработки были проведены в 2004 году в Удмуртии. В течение нескольких лет было запланировано наладить серийное производство. К сожалению, усилия самого Юрия Соломонова и всего коллектива предприятия оказались недостаточными. Конструктивные недочеты и технические ошибки привели к тому, что только два запуска из одиннадцати были частично успешными.

Когда случилась полоса неудач с запусками, Соломонов подал в отставку с главной должности в Московском институте теплотехники. Средства массовой информации называли его поступок первым в России случаем за несколько лет, когда руководитель крупного государственного военного проекта взял на себя ответственность за неудачу. Сам конструктор тогда рассказывал, что в стране нет необходимых материалов, а чипы поставляются из Китая. Последние не предназначены для подобных изделий, но альтернативы не было.

Сотрудничество с Юрием Лужковым

юрий лужков

К сожалению, неудачным было внедрение совместного проекта Лужкова и Соломонова — монорельсовой дороги. Строительство трассы обошлось московскому правительству в 230 миллионов долларов. Генеральным директором ООО «Московская монорельсовая дорога» сначала стал сын Юрия Семеновича Соломонова, но в 2008 году управление было передано метрополитену. Монорельс оказался очень убыточным предприятием.

Завершение испытаний «Булавы»

Эксперты утверждали, что «Булава» - это проект изначально бесперспективный. Но ведь в 2011-2012 гг. ракета все-таки полетела. Она была запущена с атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» и с наземной установки с европейской территории России. Ракета поразила учебные цели на полигоне Кура, что на Камчатке. Нынешние успехи в этой отрасли поражают еще сильнее. Например, ракета комплекса «Рубеж» после запуска разделяется на части, каждая из которых летит по ломанной траектории, так что сбить их не представляется возможным.

Награды конструктора Юрия Соломонова

Государственных наград доктору технических наук не занимать. Первого мая 2015 года за особые заслуги Юрий Соломонов был награжден золотой медалью Героя Труда. Владимир Путин в своем выступлении отметил, что конструкторы и разработчики всегда были гордостью страны. Глава государства упомянул, что огромная роль в формировании ракетно-ядерного щита России принадлежит именно Юрию Соломонову, так как коллектив института под его чутким руководством сконструировал уникальное оружие для вооруженных сил. Кроме того, Юрий Семенович отмечен Государственной премией СССР (за сверхсекретное конструкторское решение, как говорит сам обладатель награды) и Премией имени Цанера Российской Академии Наук.

соломонов юрий семенович

Патенты генерального директора МИТа

Читайте также: