Соломонов юрий семенович генеральный конструктор национальность

Обновлено: 28.04.2024

Российский ученый. Генеральный конструктор Московского института теплотехники. Действительный член Бюро президиума Российской инженерной академии. Доктор технических наук. Профессор. Академик Российской академии наук. Герой Труда Российской Федерации. Участвовал в разработках передовых ракетных комплексов РСД-10 «Пионер», РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Руководитель разработки ракетного комплекса Р-30 «Булава».

Юрий Соломонов родился 3 ноября 1945 года в городе Москва. После школы, в 1969 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. До 1971 года проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения.

С 1971 года работает в Московском институте теплотехники. Занимал должности начальника отделения - заместителя генерального конструктора; заместителя генерального конструктора - начальника отделения; первого заместителя генерального конструктора - начальника отделения; директора - генерального конструктора; директора - генерального конструктора.

Юрий Семенович является активным участником создания около 70 типов твердотопливных ракет и ракетных комплексов для сухопутных войск «Луна», противолодочных ракет для Военно-­Морского Флота «Вихрь», «Ливень», «Медведка», для Ракетных войск стратегического назначения: «Пионер», «Темп­-С», «Тополь», «Горн», «Сирена».

Соломонов руководил работой по созданию ракет-­носителей «Булава» для атомных подводных лодок. После серии неудачных пусков и в обстановке глубокого конфликта в сфере высшего военно­-государственного руководства в 2009 году подал в отставку с поста директора института. В том же году перешел на должность генерального конструктора Московского института теплотехники. После реорганизации, с сентября 2010 года являлся генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам.

Много внимая Соломонов уделяет преподавательской работе. Работал заведующим кафедрой «Космические аппараты и ракеты­ носители» и заведующим кафедрой «Защита информации» Московского государственного технического университета имени Николая Баумана. Помимо этого являлся председателем Научного совета РАН по механике конструкций из композиционных материалов. Член редакционных коллегий журналов «Механика композиционных материалов и конструкций» и «Полет». Председатель редколлегии научно-­технического сборника «Труды МИТ». Член Экспертного Совета при председателе Совета Федерации. Член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Указом Президента России № 214 от 28 апреля 2015 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Соломонову Юрию Семеновичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением знака особого отличия - золотой медали «Герой Труда России».

Юрий Семенович имеет почетное звание «Заслуженный изобретатель России». Лауреат Государственной премии СССР. Лауреат премии имени Цандера РАН. Доктор технических наук, профессор, член-­корреспондент и действительный член РАН, действительный член Российской инженерной академии, Международной инженерной академии.

Награды Юрия Соломонова

Герой Труда Российской Федерации (28 апреля 2015 года)
Орден Трудового Красного Знамени (1990)
Медаль «За воинскую доблесть»
Знак отличия «За заслуги перед Москвой»
Премия имени Ф. А. Цандера РАН
Благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина
Государственная премия СССР
Лауреат Национальной общественной премии имени Петра Великого
Лауреат Национальной премии с вручением Серебряного креста и диплома «Человек года»

Семья Юрия Соломонова

Отец - Соломонов Семен Матвеевич (1916 г. рожд.).
Мать - Соломонова Софья Николаевна (1908 г. рожд., урожд. Зуева).

Жена - Соломонова Ирина Александровна (урожд. Кормилицына).
Дочь - Токарева Марианна Юрьевна (1970 г. рожд.).
Сын - Соломонов Михаил Юрьевич (1974 г. рожд.).


Генеральный конструктор Юрий Соломонов известен как один из самых опытных и ярких специалистов в своей области. На сегодняшний день он работает в Московском институте теплотехники.

Ранние годы

Будущий инженер Юрий Соломонов родился в Москве 3 ноября 1945 года. Высшее образование он получил в столичном авиационном институте. После этого началась военная служба в качестве лейтенанта Ракетных войск стратегического назначения.

В 1971 году Юрий Соломонов отправился работать в Московский институт теплотехники. Молодой специалист был многообещающим инженером. Институт принадлежал Министерству обороны СССР. В стенах этого заведения проходила разработка межконтинентальных баллистических ракет и комплексов, необходимых для их эксплуатации.

юрий соломонов

Карьера в МИТ

Благодаря своим талантам и трудолюбию Юрий Соломонов уверенно продвигался по служебной лестнице. Он проделал долгий путь от рядового инженера до главного конструктора предприятия. В 1997 году специалист возглавил Московский институт теплотехники (МИТ). В 90-е Соломонов сделал многое для того, чтобы ядерный щит России сохранился, даже несмотря на экономические и политические потрясения.

Под руководством доктора наук его подчиненные стали получать большое количество заказов от различных силовых структур. В МИТ работали ведущие разработчики ракет, предназначенных для сухопутных частей. Военно-морской флот поручал предприятию создание противолодочных комплексов «Медведка», «Ливень» и «Вихрь». Соломонов руководил такими сложными проектами, как «Тополь» и «Пионер». Эти комплексы отправились в Ракетные войска стратегического назначения.

МИТ развивался и преображался благодаря деятельности его главного конструктора, которым был Юрий Соломонов. Биография специалиста также известна благодаря его инициативам по проведению научных и исследовательских работ по переоснащению ракет космического и баллистического назначения.

юрий соломонов биография

«Булава»

Важным проектом МИТ было создание межконтинентальной ракеты «Булава», предназначенной для морского базирования. Конструкторская биография Юрия Соломонова полна такими важными работами государственного масштаба. Заказ на «Булаву» был получен в 1998 году. Специально для нее был модернизирован подводный ракетоносец «Борей», а также подводный ракетный крейсер «Дмитрий Донской». Эти АПЛ простаивали без «Булавы». Армия не могла взять их на вооружение.

Испытания ракеты «Булава» были впервые проведены в 2004 году в Удмуртии. Производство этих снарядов планировалось начать в течение нескольких лет после того, как заказ был принят в МИТ. Однако, несмотря на усилия коллектива предприятия и лично Юрия Соломонова, первые несколько пусков были неудачными. Сказывались технические ошибки и конструктивные недочеты. Только два запуска из одиннадцати были признаны частично штатными.

Неудачи заставили главного конструктора подать в отставку с должности руководителя института. Последней каплей стал провал запуска на атомной подводной лодке «Дмитрий Донской» в акватории Белого моря. Случилось это в июле 2009 года. В СМИ отметили, что этот случай стал первым в своем роде, когда главный конструктор взял личную ответственность за провал многолетней работы. Это было самое сложное решение, которое когда-либо принимал Соломонов Юрий Семенович. Родители, семья и близкие поддержали его в этот сложный момент. Конструктору удалось признать поражение с высокоподнятой головой.

Временные неудачи

В Роскосмосе быстро отреагировали на отставку Соломонова. В ведомстве отметили, что, несмотря на то, что он покинул должность руководителя института, Юрий Семенович остался в МИТ генеральным конструктором. Инженер продолжил работать над проектами морских и наземных ракетных комплексов. Должность же директора института досталось Сергею Никулину. Он выиграл это место на конкурсе, проведенном Роскосмосом.

Главной причиной неудачи с «Булавой» стали проблемы, возникшие на этапе сборки. Процесс создания ракеты осложнялся недостатком необходимых комплектующих. Несмотря на фиаско, «Булава» в качестве проекта сохранилась. Ее разработкой на некоторое время занялись другие люди.

юрий соломонов конструктор

Принятие «Булавы» на вооружение

В сентябре 2010 года была учреждена должность генерального конструктора, ответственного за создание ракетного комплекса «Тополь-М». Ее занял Юрий Соломонов. Конструктор пообещал, что разработка закончится в 2011 году. Тогда же под его руководством возобновились работы над завершением многострадальной «Булавы». В Министерстве Обороны требовали как можно быстрее закончить работу. За несколько месяцев было произведено четыре успешных пуска «Булавы». Ракета предназначалась для атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий». 28 июня 2011 года с этого носителя был произведен важный успешный пуск.

Через несколько месяцев министр обороны Анатолий Сердюков заявил о том, что ракета прошла все необходимые испытания. Вскоре она была принята на вооружение.

семья соломонова юрия семеновича

Споры с Министерством обороны

В 2011 голу разразился скандал в военных кругах, в центре которого оказался Юрий Соломонов. Конструктор раскритиковал Министерство обороны за планы разработки нового вида жидкостной тяжелой ракеты. Главным оппонентом известного конструктора стал Владимир Поповкин. Это был заместитель министра обороны, который выступал за продолжение разработок в данном ключе.

Соломонов был не согласен с Поповкиным. Он собрал пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс». Конструктор назвал решение Минобороны продолжать программу разработки ракет надуманным и вредным. Соломонов объявил эти снаряды неподходящими для использования вместе с современной техникой. В конце пресс-конференции генеральный конструктор МИТ также добавил, что считает данный проект Минобороны «пустой тратой денежных средств».

соломонов юрий семенович родители

Наземный аналог «Булавы»

24 мая 2012 года на стратегически важном космодроме в Плесецке был произведен пуск новой ракеты. В Минобороны не уточняли, что это за разработка. Фактически оказалось, что это был первый наземный аналог «Булавы» Соломонова, которую до этого запускали с атомных подводных лодок. Известный конструктор был одним из главных действующих лиц по ходу развития данного секретного проекта. Целью нового вооружения позже было названо противопоставление комплекса американской системе ПРО, дислоцированной в Европе.

Ракеты получили улучшенные характеристики по сравнению с аналогичными «Ярса» и «Тополь-М». От первой версии «Булавы» этот комплекс получил твердый вид топлива. Его разработали специально для того, чтобы двигатели стали еще эффективнее. Этот проект был крайне полезным для всего военно-промышленного комплекса страны. У специалистов МИТ появился новый конструкторский, научный и исследовательский опыт.

юрий соломонов национальность

Сотрудничество с Лужковым

На протяжении более десяти лет Соломонов много сотрудничал с Юрием Лужковым, бывшим до 2010 года мэром Москвы. Конструктор возглавил инициативную группу, выдвинувшую градоначальника на повторный срок в 1999-м. Соломонов на профессиональном уровне поддерживал проекты Лужкова, которые тот инициировал в столице.

Например, в МИТ специально для мэрии разработали московский монорельс. Лужков и Соломонов совместно регистрировали патенты на изобретения в области городской инфраструктуры. Их сотрудничество закончилось, когда градоначальник был уволен Дмитрием Медведевым, бывшим тогда президентом России.

биография юрия соломонова

Научная и писательская деятельность

В Российской академии наук есть множество членов-корреспондентов технического профиля, связанных с армией. Среди них выделяется Юрий Соломонов. Национальность академика и инженера – русский. Доктор технических наук стал изобретателем еще в советское время, получив за свою профессиональную деятельность Государственную премию СССР.

Соломонов написал девять монографий, шесть учебных пособий и около трехсот научных трудов. Ему принадлежит патенты на 17 изобретений. В связи с интересом общественности к «Булаве» генеральный конструктор МИТ написал документально-художественную книгу «Ядерная вертикаль». Новинка пользовалась популярностью у широкой читающей аудитории. 28 апреля 2015 года академик стал одним из первых граждан России, награжденных званием Героя Труда.

Семья Соломонова Юрия Семеновича проживает вместе с ним в Москве. В настоящее время конструктор продолжает работать в МИТ и руководить исследовательскими проектами в области ракетостроения.


Соломонов Юрий Семенович родился в Москве 3 ноября 1945 года. Отец, Семен Матвеевич, был фронтовиком. Во время войны командовал взводом саперов. Перед войной окончил Московский полиграфический институт, работал в этой области. Поэтому после войны принимал активное участие в доставке с территории Германии в СССР современного по тем временам полиграфического оборудования. В дальнейшем, до ухода на пенсию, трудился на руководящих должностях в Воениздате, который относился к министерству обороны. Мать, Софья Николаевна, на восемь лет была старше отца. Происходила из крестьян и приехала в Москву из Тульской губернии учиться в медицинском институте. Устроилась на работу медицинской сестрой в знаменитый «Склиф», в то время просто больницу им. Н.В. Склифосовского, а в 1938 году вышла замуж за студента Семена Матвеевича Соломонова, и до войны родила ему сына Льва и дочь Татьяну. Дождавшись мужа после войны, родила еще одного сына – Юрия, и после этого не работала, став домохозяйкой.

Сын Юрий впоследствии стал знаменитым и одним из самых влиятельных конструкторов ракетной техники. Именно он считается автором невероятного прорыва отечественной науки в области ракетостроения.

После окончания в 1969 году Авиационного института в г. Москве Юрий Семенович служил два года в армии в ракетных войсках. Потом 38 лет с 1971 по 2009 год работал в Московском институте теплотехники. Прошел путь от инженера до генерального конструктора института теплотехники, пост которого он занял в 1997 году. Является руководителем разработки ракетного комплекса «Булава». Активно участвовал в разработках ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М».

С 2010 года занимается преподавательской и научной деятельностью. Имеет научную степень доктора технических наук с 1988 года и научное звание профессор с 1994 года, академик РАН с 2006 года, заслуженный изобретатель РСФСР с 1987 года. Автор более 170 изобретений и более 300-х фундаментальных научных трудов. В настоящее время трудится в МГТУ им. Н.Э. Баумана и заведует кафедрой Защита информации.

Женат. У него сын и дочь. Имеет многочисленные государственные награды и лауреат ряда государственных премий. Самыми значимыми государственными наградами являются:


Юрий Семенович Соломонов — это генеральный конструктор МИТа, создатель российского ядерного щита и изобретатель, который работал в соавторстве с Юрием Лужковым — мэром Москвы. В юные годы будущий конструктор пошел по стопам старшего брата, который работал в том же институте, но Юрию Семеновичу удалось стать более успешным. Даже провал с запуском «Булавы» и убыточный проект монорельсовой дороги минимально сказались на карьере Соломонова.

юрий семенович соломонов биография

Краткая биография Соломонова Юрия Семеновича

Генеральный конструктор МИТа родился третьего ноября 1945 года в городе Москве, столице Советского Союза, в семье представителей интеллигенции.

Его отец, Соломонов Семен Матвеевич, окончил Московский полиграфический институт в конце тридцатых годов. Был участником Второй мировой войны. Командовал взводом саперов, но спустя два года военных действий был тяжело ранен. После нескольких операций был демобилизован в 1945 году. С окончания войны и до самой пенсии был ответственным по линии полиграфического обеспечения в Министерстве обороны СССР.

Мать Юрия Соломонова была родом из Тульской губернии, переехала в Москву. Окончила медицинский институт, затем была принята на работу в больницу им. Н. В. Склифосовского, в 1938 году вышла замуж. Еще до войны в их семье родились сын Лев (1939 года рождения) и дочь Татьяна (1940 года). После рождения Юрия его мать была домохозяйкой и воспитывала детей.

московский институт теплотехники

Будущий ракетостроитель обладал неплохим музыкальным слухом, а в зрелом возрасте даже занялся стихосложением. В значительной мере на выбор жизненного пути повлияли его брат и сестра. В 1963 г. Юрий окончил школу № 274, в которой учились его родной брат Лев (окончил с серебряной медалью в 1956 году) и сестра Татьяна (завершила обучение с золотой медалью в 1957 году). В 1969 году, завершив обучение в Московском авиационном институте, служил офицером в армии СССР. После окончания службы был принят в Институт теплотехники, куда после обучения в МАИ был трудоустроен его старший брат Лев. Последний на тот момент проработал там уже 10 лет и стал заместителем ген. конструктора.

Работа инженером

На начальном этапе Ю. Соломонову с овладением методики проектных планов помог заместитель начальника отдела, Юрий Михайлович Николаев. Спустя год, в 1972 году, молодой работник уже назначен главным по разработке научно-исследовательской темы «Эльбрус», что поспособствовало его дальнейшему профессиональному развитию в области ракетостроения.

юрий соломонов конструктор

Овладев множеством полезной информации, относящейся к физике плазмы, взаимодействию электромагнитного излучения с плазменными образованиями, электродинамике, Юрий понял то, как важна сплоченность коллектива и общая работа специалистов таких отраслей, как динамика, аэродинамика, баллистика и других.

В том же году ему было доверено возглавить модернизацию «Темп-С» с начальных чертежей и до готового образца. Этот проект был успешно завершен, а в 1976 году Юрия повысили в должности. Он стал руководителем отдела боевого оснащения. Юрию Соломонову доверили очень ответственную роль в ракетостроении.

В его обязанности входило выполнение работ, связанных с созданием и разработкой ядерных боевых блоков. Полученные в первые годы работы в МИТе и институте знания поспособствовали его быстрому погружению в деятельность.

Основные проекты МИТа

Более шестидесяти видов ракетной и другой техники было разработано в МИТе со дня его создания. Все разработки предназначались для ракетных войск стратегического назначения:

  • «Пионер»;
  • «Тополь»;
  • «Темп-2С»;
  • «Тополь-М»;
  • «Ярс».

тополь м разработка соломонова

Для сухопутных войск: тактический ракетный комплекс (ТРК) «2К1 Марс» и «2К4 Филин», а также семейство ТРК «Луна».

Главными направлениями деятельности Московского института теплотехники являются:

  • ракеты-носители легкого класса;
  • межконтинентальная баллистическая ракета подводного запуска;
  • ракеты на твердом топливе шахтного базирования;
  • участие в космических проектах и программах;
  • разработка продукции двойного и гражданского назначения;
  • стратегические грунтовые подвижные комплексы на твердом топливе.

Существуют, конечно, и другие не менее важные разработки.

Назначение генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам

Первого марта 1997 года Соломонов Юрий Семенович был повышен в должности. Его назначили генеральным конструктором Федерального гос. предприятия МИТа. Он вспоминает, что в этом назначении сыграли роль два обстоятельства. Во-первых, именно Юрий находился в те годы в центре событий, которые сформировали положительный облик института. Во-вторых, повышению способствовали хорошие отношения с тогдашним министром промышленности З. Паком. До этого Соломонов очень много общался с ним по рабочей линии. З. Пак вышел с предложением такого назначения в правительство.

ракета булава

Провал и отставка

Заказ на «Булаву» был получен через год после назначения Юрия Соломонова, биография которого на тот момент уже была наполнена значимыми событиями, на высокий пост. Специально для внедрения этого государственного заказа в армию был модернизирован ракетоносец «Борей» и подводный крейсер «Дмитрий Донской».

Первые испытания новой разработки были проведены в 2004 году в Удмуртии. В течение нескольких лет было запланировано наладить серийное производство. К сожалению, усилия самого Юрия Соломонова и всего коллектива предприятия оказались недостаточными. Конструктивные недочеты и технические ошибки привели к тому, что только два запуска из одиннадцати были частично успешными.

Когда случилась полоса неудач с запусками, Соломонов подал в отставку с главной должности в Московском институте теплотехники. Средства массовой информации называли его поступок первым в России случаем за несколько лет, когда руководитель крупного государственного военного проекта взял на себя ответственность за неудачу. Сам конструктор тогда рассказывал, что в стране нет необходимых материалов, а чипы поставляются из Китая. Последние не предназначены для подобных изделий, но альтернативы не было.

Сотрудничество с Юрием Лужковым

юрий лужков

К сожалению, неудачным было внедрение совместного проекта Лужкова и Соломонова — монорельсовой дороги. Строительство трассы обошлось московскому правительству в 230 миллионов долларов. Генеральным директором ООО «Московская монорельсовая дорога» сначала стал сын Юрия Семеновича Соломонова, но в 2008 году управление было передано метрополитену. Монорельс оказался очень убыточным предприятием.

Завершение испытаний «Булавы»

Эксперты утверждали, что «Булава» - это проект изначально бесперспективный. Но ведь в 2011-2012 гг. ракета все-таки полетела. Она была запущена с атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» и с наземной установки с европейской территории России. Ракета поразила учебные цели на полигоне Кура, что на Камчатке. Нынешние успехи в этой отрасли поражают еще сильнее. Например, ракета комплекса «Рубеж» после запуска разделяется на части, каждая из которых летит по ломанной траектории, так что сбить их не представляется возможным.

Награды конструктора Юрия Соломонова

Государственных наград доктору технических наук не занимать. Первого мая 2015 года за особые заслуги Юрий Соломонов был награжден золотой медалью Героя Труда. Владимир Путин в своем выступлении отметил, что конструкторы и разработчики всегда были гордостью страны. Глава государства упомянул, что огромная роль в формировании ракетно-ядерного щита России принадлежит именно Юрию Соломонову, так как коллектив института под его чутким руководством сконструировал уникальное оружие для вооруженных сил. Кроме того, Юрий Семенович отмечен Государственной премией СССР (за сверхсекретное конструкторское решение, как говорит сам обладатель награды) и Премией имени Цанера Российской Академии Наук.

соломонов юрий семенович

Патенты генерального директора МИТа

Генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ) с сентября 2010 года, бывший генеральный конструктор МИТа (2009-2010), директор и генеральный конструктор МИТа (1997-2009). Получил известность как руководитель групп разработки ракетного комплекса "Тополь-М" и твердотопливной межконтинентальной ракеты морского базирования "Булава".

Юрий Семенович Соломонов родился 3 ноября 1945 года в Москве [18], [20].

В 1969 году [17] (по другим данным - в 1971 году [18]) Соломонов окончил Московский авиационный институт (МАИ) им. С.Орджоникидзе, после чего начал военную службу в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в звании лейтенанта [18], [18], [20].

В 1971 году Соломонов начал работать инженером Московского института теплотехники, находившемся в ведении Министерства обороны СССР. В институте (с 1998 года — ФГУП "Московский институт теплотехники"), занимавшемся разработкой стратегических грунтовых подвижных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами на твердом топливе, он работал на различных должностях - от инженера до главного конструктора, а в 1997 году, оставаясь главным конструктором, возглавил МИТ [18], [17]. Институт, которым руководил Соломонов, упоминался в СМИ как ведущий разработчик более 70 твердотопливных ракет для сухопутных войск ("Луна"), ВМФ (противолодочные комплексы "Вихрь", "Ливень" и "Медведка") и Ракетных войск стратегического назначения (комплексы "Темп-С", "Пионер", "Тополь"). Непосредственно под руководством Соломонова была завершена разработка и принят на вооружение ракетный комплекс "Тополь-М" [18]. Институт назывался активным участником программ Российского авиационно-космического агентства (в 1999 году преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство - Роскосмос [13]), сам же ученый упоминался в прессе как инициатор и руководитель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по переоборудованию межконтинентальных баллистических ракет в ракеты космического назначения [18].

Одним из основных проектов МИТа стала разработка твердотопливной межконтинентальной ракеты морского базирования "Булава" [9], [18], [20]. Заказ на разработку новой ракеты МИТ получил в 1998 году. [10]. В дальнейшем аналитики отмечали, что военные спешили с принятием "Булавы" - специально под новую ракету был переделан проект 955 подводных ракетоносцев "Борей", а для испытаний по проекту 941У модернизировали тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской". Принять новые АПЛ без вооружения на службу было невозможно [17]. Испытания баллистической ракеты , производством которой занималось ФГУП "Воткинский завод" в Удмуртии, начались в 2004 году, а в сентябре 2005 года она впервые была запущена из надводного положения. Однако в дальнейшем испытателей ждала полоса неудач: к лету 2009 года было произведено 11 пусков "Булавы", пять из них закончились неудачно, и еще два были признаны штатными лишь частично. 22 июля 2009 года стало известно, что Соломонов подал в отставку с поста главы МИТ. Заявление об отставке конструктор написал после очередного неудачного пуска "Булавы", произведенного 15 июля подводной лодкой "Дмитрий Донской" из акватории Белого моря [21], [19], [9], [18]. Поступок Соломонова СМИ называли первым за последние годы в России случаем, "когда руководитель крупнейшего военного проекта добровольно взял ответственность за его неуспех на себя". Исполняющим обязанности обязанности директора и генконструктора МИТа тогда стал первый заместитель Соломонова Александр Дорофеев [17], [19].

Сразу после отставки Соломонова в Роскосмосе заявили о том, что он, хоть и уйдет с должности руководителя института, все же продолжит работать генеральным конструктором МИТа [19], [17]. Действительно, в дальнейшем пост директора института занял победитель проведенного ведомством конкурса на замещение должности главы МИТа [27], [28], гендиректор Московского машиностроительного завода "Вымпел" Сергей Никулин, Соломонов же продолжил работу над проектом в качестве генерального конструктора по наземным и морским ракетным комплексам [15], [12], [9].

В 2010 году, рассуждая о причинах неудач с запуском "Булавы", эксперты отмечали, что главные проблемы изделия "начинались на уровне сборки" ("ракету собирали как бог на душу положит, с грубейшими нарушениями технологии, говорили даже о фальшивых деталях"). О сложностях, возникающих в процессе создания ракеты, рассказывал, и сам конструктор. В частности, он сетовал на отсутствие необходимых материалов, которых "просто нет в стране", и на то, что для проведения комплекса испытаний изделия, необходимых в случае использования в нем материалов-заменителей, средств в достаточном объеме не выделялось. В свою очередь, некоторые эксперты поспешили назвать проект "Булава", основанный на концепции унификации сухопутной и морской ракеты, бесперспективным и провальным. Однако работа над ним была продолжена [12], [9].

Свой пост Соломонов сохранял до сентября 2010 года - до тех пор, пока должность, которую он занимал, не решено было упразднить вовсе. Вместо нее были введены две новые должности: Соломонов решением руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова был назначен генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам "Тополь-М" и его модификации РС-24 "Ярс", а его бывший заместитель Александр Сухадольский - генеральным конструктором МИТа по ракетам морского базирования. Тем самым, отмечали аналитики, разработка стратегических ракет в институте была официально разделена на два самостоятельных направления, что по некоторым данным, свидетельствовало о крахе замысла Соломонова создать единую унифицированную ракету для подводных лодок и наземных шахт [9], [11], [10], [8].

В 2011 году СМИ рассказали о том, что Соломонов и первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин заняли различные позиции в споре о разработке новой тяжелой жидкостной ракеты для РВСН взамен устаревшей РС-20. Поповкин настаивал на целесообразности разработок такого рода и подчеркивал, что полемизировать с разработчиком твердотопливных ракет в этой связи не намерен [7]. Соломонов же вступил жесткой критикой позиции Минобороны. После официального заявления Поповкина о том, что решение о разработке тяжелой жидкостной ракеты для РВСН принято, конструктор выступил на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс". Решение ведомства он назвал надуманным и принятым "в угоду отдельным высокопоставленным лицам". По словам конструктора, такого рода ракеты "неадаптивны к современным средствам противоракетной обороны с элементами космического базирования". "Мне просто, как говорится, за державу обидно, когда предполагается бездарная трата денег",- заявил Соломонов. Вступать в полемику с Поповкиным он также отказался: назвав своего оппонента очень токовым человеком, он отметил, что тот "просто не свободен в своих решениях" [6], [5].

В том же месяце Соломонов объявил о намерении МИТа закончить испытания "Булавы" в 2011 году. Конструктор подчеркнул, что в случае, если намеченные пуски пройдут штатно, ракета может быть принята на вооружение в уже 2012 году [5].

В 2011 году состоялось 4 успешных пуска "Булавы". 28 июня ракета впервые была запущена с борта своего штатного носителя - АПЛ "Юрий Долгорукий", из подводного положения. Следующий запуск был произведен той же подводной лодкой 27 августа в Белом море, тогда ракету испытали на максимальную дальность. 28 октября "Юрий Долгорукий" также из Белого моря успешно поразил "Булавой" цель на камчатском полигоне Кура. 23 декабря "Юрий Долгорукий" произвел залп двумя ракетам из подводного положения, это было последнее испытание "Булавы" в 2011 году [4]. В марте 2012 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что испытания "Булавы" успешно завершены, и ракетный комплекс будет принят на вооружение ориентировочно в октября 2012 года [3].

23 мая 2012 года Соломонов присутствовал на испытаниях наземного аналога "Булавы" на космодроме "Плесецк". Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета, запущенная с сухопутной мобильной пусковой установки, поразила цель на полигоне Кура. Отмечалось, что новая ракета и "Булава" во многом были схожи - они имели массу около 36 тонн, равное количество ступеней (по три), обе ракеты могли нести до десяти боевых блоков, кроме того использовали одинаковое топливо, которое позволяло сократить время работы двигателей на активном участке траектории. Подчеркивалось, что успешным запуском новой ракеты МИТ фактически приступил к работам по унификации перспективных сухопутных и морских средств доставки. Первый запуск этой ракеты 27 сентября 2011 года был неудачен [1], [2].

Юрий Соломонов - член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат национальной премии "Человек года-2001" Русского биографического института. Он - автор 175 изобретений, 280 научных трудов, 9 монографий, 6 учебных пособий [20], [18]. В 2009 году вышла художественно-документальная книга Соломонова "Ядерная вертикаль", которая стала первым публичным выступлением конструктора после неудачных пусков "Булавы". В ней конструктор в очередной раз заявил о том, что эти неудачи не были связаны с проектно-конструкторскими решениями создателей ракеты [12], [26].

Использованные материалы

[1] Иван Сафронов. "Булава" всплыла в Плесецке. — Коммерсантъ, 24.05.2012. — № 92 (4877)

[2] Ракета-прототип испытана. — Интерфакс, 23.05.2012

[7] Армия с головой ушла в шопинг. — Московский Комсомолец, 25.02.2011. — № 25578

[8] Кирилл Бенедиктов. Можем, если захотим. — Взгляд, 29.10.2010

[10] Алексей Хазбиев. "Булава" впала в кому. — Эксперт, 04.10.2010. — № 39 (723)

[11] Дмитрий Литовкин. Александр Сухадольский, новый генконструктор МИТа - "Известиям": "Булаву" мы поднимем. — Известия, 21.09.2010

[12] Дмитрий Литовкин. Не сносить "Булавы". — Известия, 13.04.2010. — № 64 (28079)

[13] 25 февраля 1992 года образовано Российское космическое агентство, в настоящее время – Федеральное космическое агентство (Роскосмос). — Федеральное космическое агентство, 25.02.2010

[15] Иван Петров. Новый шеф "Булавы". — РБК daily, 15.09.2009

[16] "Булаву" потопил соавтор мэра. — РусПресс, 24.07.2009

[17] Иван Коновалов, Михаил Алексеев, Елена Хорольская. Юрий Соломонов не сносил "Булавы". — Коммерсантъ, 23.07.2009. — №132 (4187)

[20] Александр Бабакин. Ответно-встречный удар неизбежен. — Независимая газета, 19.05.2009

[21] Иван Коновалов. "Юрий Долгорукий" без ракет как без рук. — Коммерсантъ, 24.12.2008. — № 235 (4052)

[22] На покрытие убытков монорельса Москва в 2008 году потратит почти 510 млн. рублей. — ИА REGNUM, 15.01.2008

[25] Кандидат в мэры Москвы, нынешний глава администрации Ю.Лужков открыл специальный избирательный счет в московском банке Сбербанка РФ. — Банки и биржи сегодня, 29.09.1999

[27] О проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия "Московский институт теплотехники". — Федеральное космическое агентство

[28] Организации ракетно-космической промышленности: находящиеся в ведении Роскосмоса. ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ). — Федеральное космическое агентство

Читайте также: