Соловьев владимир алексеевич ркк энергия генеральный конструктор

Обновлено: 07.05.2024

75 лет назад было образовано Опытное конструкторское бюро номер один во главе с главным конструктором Сергеем Королевым. Именно его специалисты обеспечили приоритет нашей страны в космосе — вывели на орбиту первый спутник и отправили в полет Юрия Гагарина. В настоящее время предприятие носит название Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») и единственным в России сохраняет компетенции в области пилотируемой космонавтики. Здесь изготавливают грузовые корабли «Прогресс МС» и пилотируемые «Союзы МС», ведут разработку нового космического корабля «Орел» и сверхтяжелой ракеты для полетов к Луне, обеспечивают эксплуатацию российского сегмента Международной космической станции (МКС) и прорабатывают идею создания новой национальной станции.

— Сообщалось о целом ряде нештатных ситуаций, с которыми пришлось столкнуться после запуска модуля «Наука». Расскажите о них.

— Перечень возникших в ходе автономного полета Многоцелевого лабораторного модуля «Наука» нештатных ситуаций, к сожалению, оказался достаточно обширным. Комиссия Ракетно-космической корпорации «Энергия» закончила свое расследование, материалы переданы комиссии Роскосмоса. После завершения работы этой комиссии определенная информация может быть предана огласке. Если говорить без конкретики, то у нас возникли проблемы двух типов: с топливной системой и датчиками. Третья проблема, связанная с программным обеспечением, возникла уже после стыковки. Несмотря на проблемы с клапанами топливной системы, из-за чего топливо в баках перераспределилось не очень удачно, и нам стало не совсем удобно с ним работать, удалось сохранить возможность проведения маневров. По замечаниям к датчиками инфракрасной вертикали мы еще проведем разбирательство с производителями, но резервирование и дублирование за счет звездных датчиков позволили сохранить режимы ориентации модуля.

— Насколько эти нештатные ситуации стали неожиданными?

— Они все были в разряде нерасчетных нештатных ситуаций, все были неожиданными.

— А насколько были серьезными?

— Все что происходило с запасами топлива и программным обеспечением — это достаточно серьезные нештатные ситуации.

— Какая-то вероятность совершенно неблагоприятного исхода существовала или у вас была уверенность успешного завершения миссии в любом случае?

— Была уверенность, что мы долетим. У меня лично она все восемь дней была. Если бы у меня ее не было, мы бы могли и не долететь. (смеется)

— Какая ситуация в этот момент царила в Центре управления полетами?

— Во-первых, основной закон: всегда нужно сохранять спокойствие, иначе ничего хорошего не выйдет. У меня был замечательный учитель Анохин Сергей Николаевич, начальник нашего летно-испытательного отдела (руководил подготовкой гражданских космонавтов — ред.). Он говорил: «Если возникает какая-то неприятность, выключи звук сирены и красную световую индикацию, первые секунды ничего не делай, а сначала подумай». По этому принципу мы и жили все восемь дней: днем, когда были сеансы связи с модулем, мы вели управление, а ночью отрабатывали меры по парированию нештатных ситуаций на наземных испытательных комплексах.

— Все восемь суток вы ночевали в Центре управления полетами?

— Практически да, и не только я. Хотел бы выразить благодарность всем своим коллегам, с которыми мы без отдыха работали все эти дни.

— Были ли примеры спонтанных идей, которые потом оказались к месту?

— Такое всегда было. Народ у нас творческий. Идей было достаточно и разных. Все они обсуждались. Но самое главное, каждую из них нужно было обязательно отработать на наземном испытательном комплексе, дельная она или пустая.

Понятно, что модуль «Наука» достаточно долго строился (его создание началось в 1995 году как дублера первого модуля МКС «Зари» — ред.). Когда имеешь дело с долгостроем, всегда со временем одни изменения наползают на другие. В прошлом году меня назначили председателем комиссии, которая более полугода изучала истинное состояние бортовых систем «Науки». Многократно ответственные специалисты рапортовали, что модуль готов, а когда мы взялись за проверку, оказалось, что, например, одна из бортовых вычислительных систем требовала капитальных доработок. Все компьютеры на МКС связаны друг с другом. И, конечно, видоизменение одной бортовой системы влечет изменения всей конфигурации. Мы нашли очень много моментов, которые надо было утрясти. Нам казалось, что мы все посмотрели, все вычистили, но оказалось, что некоторые вещи были настолько глубоко зарыты, что их невозможно было обнаружить имеющимися средствами. Та же двигательная установка, с которой возникли проблемы, предполагает наличие наземного физического аналога, который еще иногда называют проливочный макет. Это реальные баки, реальные трубопроводы. Там может быть заправлено не топливо, а вода, но не суть важна. У нас из-за ограниченных финансовых возможностей такого наземного аналога не было. И так-то модуль делали достаточно долго, так еще пришлось вместо наземного испытательного оборудования пользоваться только математическими моделями, которые не всегда правильно моделируют такие сложные процессы, как поведение жидкости в невесомости, фазовые переходы. Поэтому мы столкнулись с реальными проблемами, когда изделие уже летело.

— Действительно ли топлива после всех злоключений осталось только на одну стыковку, а вторую мог обеспечить только переход на ручное управление?

— Это слухи и сплетни. Топливо перераспределилось не очень удачно, оно не совсем эффективно было использовано во время первых коррекций, проводившихся с помощью двигателей малой тяги, но топлива хватало. А поскольку мы знали, что обязательно состыкуемся с первого раза, то и не стоит об этом говорить.

— Во время стыковки вы попросили космонавта Олега Новицкого перейти на ручной режим управления модулем, а спустя секунды отменили команду. В итоге стыковка прошла в автоматическом режиме. Был сбой системы сближения?

— Проблемы с системой стыковки «Курс» были обнаружены еще в первый день, и в принципе мы ожидали, что на последних метрах перед стыковкой с МКС придется включить телеоператорный режим управления. Космонавты к этому были готовы. Наши наземные специалисты, которые занимаются ручным режимом управления, на протяжении всей стыковки по внутренней системе связи «бомбили» меня запросами о необходимости перехода в ручной режим. Я тянул до последнего. Прекрасно понимаю, что такое ручное управление 20-тонным объектом в космосе. В какой-то момент я дрогнул, увидев, что мишень стыковки уходит из поля зрения камеры «Науки», и не очень активно попросил, чтобы Олег переходил в телеоператорный режим управления. Секунды спустя увидел, что «крест» мишени пошел назад и тут же отменил команду. Поскольку Олег — человек военный, он не торопится выполнять приказ, понимая, что вскоре может поступить команда на отмену приказа (смеется). Так что все хорошо обошлось, пристыковались в автоматическом режиме. Автоматика не подвела.

— Как вы восприняли последующие события — незапланированное включение двигателей «Науки»? Наверное, после успешной стыковки поехали домойотдохнуть, а тут такое?

— Когда произошло стягивание модуля крюками стыковочного узла, я понимал, что они его уже никуда не отпустят и, скажу откровенно, пригласил некоторых коллег попить чая у меня в кабинете. Подчеркиваю, чая. Спустя полтора часа вышли в зал управления, где оказалось, что в бортовом компьютере модуля висит признак «увод», нет признака «сцепка». Это значит, что «мозги» машины полагают, что она в автономном полете: «Как же так, я еще лечу, а вы меня уже связали». Парадоксальная ситуация сложилась, когда у нас модуль, несмотря на то, что был состыкован, его стягивали крюки, каждый выдерживает по восемь тонн на разрыв, но тем не менее в программном обеспечении модуля действует программа автономного полета. В итоге компьютер выдал команду «увод» и двигатели отработали семь секунд.

— Разве семь секунд, не 45 минут?

— То есть проблема была не в каком-то датчике, который не показывал, что есть стыковка?

— Проблема заключалась в сложном программном обеспечении, в котором была допущена ошибка. В наших наземных моделях ее нельзя было выловить.

— После включения двигателя «Науки» и разворота МКС американские коллеги перепугались. Насколько обоснованным был их испуг? Насколько понимаю, наибольшая опасность была для приводов солнечных батарей, зубцы которых могли повредиться от нагрузки при незапланированном маневре.

— Через час после случившегося я разговаривал со своим коллегой Джоэлом Монталбано — руководителем программы МКС в НАСА, которого знаю с 1993 года. Спрашивал его насчет солнечных батарей. Он меня успокоил, что воздействие было в два раза меньше, чем предельное. Он сам и его команда управления полета полагают, что ничего ужасного не произошло. Ну развернулось, ну и что?

— То есть никаких претензий к нашей стороне нет?

— Инженерный состав моего уровня и ниже никогда ничего не выдвигал.

— В США каждый успех вызывает бурю эмоций у сотрудников Центра управления полетами. В России эмоции проявляют очень сдержано. Вот и стыковку «Науки» сопровождали редкие аплодисменты. Почему такое долгожданное событие не вызвало всплеска эмоций?

— Я не соглашусь. Когда модуль был состыкован, в рабочем зале, не в главном зале управления, а в рабочей комнате, прозвучал вздох облегчения, даже некие аплодисменты были, что нехарактерно для нашей работы.

— В главном зале управления от радости и облегчения даже плакали.

— Вы спокойно восприняли факт стыковки или какое-то облегчение испытали?

— Облегчение было, конечно, но воспринял спокойно.

— Во время полета «Науки», когда официальной информации не поступало, в блогах и в прессе проходила информация о неполадках, не всегда правдивая. Насколько такая информация создавала нервозность у специалистов?

— Во-первых, те, кто работает, у них нет времени смотреть сайты и прессу. Конечно, у нас есть специально обученные люди, которые отвечают за работу с общественностью, вот они нам и докладывают, что пишут, стараясь при этом не отвлекать от основной работы.

— Сейчас модуль находится в составе станции, начинается его эксплуатация. В «Науке» расположена третья каюта российского сегмента станции. Соответственно, возникает вопрос, когда российский экипаж будет увеличен до трех космонавтов?

— Уже сейчас можно было бы увеличивать экипаж, но не мы занимаемся формированием экипажей.

— Когда космонавты приступят к работе в «Науке»?

— Уже приступили. У нас сейчас в «Науке» очень много дел. Внутри модуля на станцию была доставлена тонна различного оборудования, которое нужно было разобрать, куда-то перенести. Третьего и девятого сентября у нас планируются выходы в открытый космос для подключения модуля к системам станции. Не знаю, ограничимся ли мы двумя выходами или потребуется дополнительный. Работа ребятам предстоит очень напряженная.

— Когда на борту «Науки» стартуют первые эксперименты?

— Определенную научную аппаратуру уже подключили и тестируют. Например, систему регенерации воды из урины СРВ-УМ. Часто вижу в публикациях прессы, что аналогичная система использовалась на станции «Мир» и стоит в американском сегменте. Это неправда. У нас совершенно иная установка, работающая на других принципах. Технологии наших американских коллег можно сравнить с самоваром: кипятишь урину — получаешь воду. У нас же центрифуга, мембранные фазовые переходы, высокий КПД. Установка сейчас работает в экспериментальном режиме.

— Внутри и на поверхности модуля расположено большое количестве стоек для научной аппаратуры. А сама научная аппаратура под них есть?

— Больная тема. С научной аппаратурой дело обстоит сложно. Ее производство занимает значительное количество времени, так как к ней применимы на сегодняшний день такие же требования, что и к служебной аппаратуре, например, системам навигации, или двигателям. Мы ведем сейчас диалог с коллегами из смежных организаций о том, что готовы изготовить аппаратуру промышленным образом, без лишних на наш взгляд испытаний, и готовы гарантировать ее безопасную работу на станции. Где-то нас поддерживают, где-то проявляют понятную осторожность, когда речь идет о пересмотре ряда отраслевых положений. Поэтому, к сожалению, на сегодняшний день цикл производства научной аппаратуры занимает иногда и восемь лет, часто она не успевает за научной деятельностью и теряет актуальность.

— Внутри «Науки» доставлено оборудование для проведения биологических экспериментов с животными на борту, чего в российском сегменте давно не было, в том числе, для исследований с перепелами. А когда будут доставлены сами объекты исследований?

— Некоторые биологические эксперименты будут доставлены на кораблях «Союз» в октябре и в декабре.

— Модуль должен иметь разработанную в Европе руку-манипулятор ERA, которая должна помогать космонавтам выполнять работы на внешней поверхности станции. Сейчас манипулятор находится в сложенном состоянии. Когда его установят на модуль?

— Такие работы планируется осуществить ближе к весне во время очередного выхода в открытый космос. Всего для того, чтобы все работы с «Наукой» завершить, по оптимистической оценке необходимо 7-8 выходов. Я думаю, что потребуется около 10 выходов. Во время них, в том числе, пригодится и ERA. Этой рукой мы будем перемещать и устанавливать на «Науку» шлюзовую камеру. Сама ERA — это более роботизированный вариант канадской руки-манипулятора. У них все управление ведется вручную, с помощью джойстика. Здесь же можно задать зоны, откуда и куда нужно перенести груз, а манипулятор выполнит задачу в автоматическом режиме.

— «Наука» в свое время была наземным дублером «Зари». «Заря», как известно, строилась за американские деньги. Не могут ли США каким-либо образом претендовать на модуль?

— Не знаю. Вопрос интересный. Раньше я ничего такого не слышал.

— Гарантийный срок эксплуатации модуля «Наука» определен до конца 2027 года. Можно ли его, если такое решение будет принято, потом использовать в составе новой российской орбитальной станции?

— В моем понимании — нет. Некоторое оборудование начнет выходить за пределы гарантийного срока с 2023 года. Что-то мы продлим до 2027 года. Но я к этому вопросу отношусь очень осторожно.

— Если у «Науки» сроки годности такие короткие, что можно сказать про эксплуатирующиеся 20 лет модули «Заря» и «Звезда»? Действительно ли 80% систем модуля «Звезда» находится за пределами гарантийного ресурса?

— Мы этой информации и не скрывали. Все это указано в наших отчетах. Мы много лет предупреждаем, что пора думать о новой орбитальной станции. В декабре прошлого года я делал доклад на Совете РАН по космосу, где совершенно обосновано говорил об этом. Потом этот вопрос обсуждался на совете Военно-промышленной комиссии, затем свое совещание провел Совет главных конструкторов, на котором никто из присутствующих не дал гарантию, что за пределами 2025 года оборудование станции не выйдет из строя. На словах все убеждают, что ничего не поломается, но подписи под документом не ставят. В конце июля состоялось заседание президиума Научно-технического совета Роскосмоса, где отмечалось, что станция дышит на ладан. Средства на обеспечение эксплуатации станции до 2025 года выделены, но после 2025 года нас ждет полный швах. В основном это касается герметичности корпуса и сложных вычислительных средств, которые выработали свой ресурс.

— Если мы затронули тему герметичности корпуса, то какова причина трещин в переходной камере модуля «Звезда», где почти два года назад была зафиксирована утечка воздуха, которая, несмотря на ремонт, продолжается до сих пор?

— Конкретная причина ее образования не ясна. Но когда она была обнаружена, исследована космонавтами, а данные переданы на Землю, материаловеды РКК «Энергия» и ЦНИИмаш (входят в Роскосмос) сделали вывод о том, что такое поведение характерно при нарушении режима сварки корпуса. Если при сварке произошло перенагревание корпуса, ведь все тогда сваривалось вручную, и где-то сварщик мог сделать паузу, задержаться, то после длительного нахождения в вакууме сплава алюминия-магния швы становятся пористыми. Добавим сюда внутренние вибрации, которые вызывают «вибрационные узелки», резонансные явления. В итоге воздух начинает уходить. Несколько таких мест с несквозными трещинами обнаружены в модуле «Заря». Это все нехорошо и наводит на мысль, что со временем трещины начнут расползаться. Мне это очень не нравится.

Коллеги из ЦНИИмаш предлагают провести на борту МКС научно-исследовательскую работу: установить большое количество высокоточных датчиков, чтобы определить места расположения «вибрационных узелков». Убедиться, совпадают ли они с местами сварки.

— А нельзя взять герметик и замазать весь отсек?

— Переходную камеру модуля «Звезда» космонавты замазали дважды, нанесли по два килограмма герметалла по всем швам, по трещинам. Но утечка все равно продолжается. Если не держать камеру закрытой, то в сутки мы будем терять примерно полкилограмма воздуха. Поэтому переходную камеру приходится держать закрытой.

— Стыковочный узел, который находится в переходной камере, можно считать потерянным?

— Почему же. К нему продолжают стыковаться корабли. Мы его в какие-то моменты открываем для работы с «грузовиками», работ в переходной камере.

— Планов полностью его закрыть нет?

— Нет, да и зачем. В наших планах найти негерметичность и устранить ее.

— Как вы относитесь к планам продления работы станции после 2025 года?

— Я считаю, что это очень рискованное дело. И за него браться нельзя. Это «русская рулетка». Именно поэтому нам нужно уже сейчас думать о новой российской станции, чтобы не допустить паузы в пилотируемых полетах.

Вторая часть интервью о перспективах создания Российской орбитальной станции будет опубликована во вторник, 31 августа.


Генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»), дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Владимир Алексеевич Соловьев 11 ноября 2021 года отмечает 75-летний юбилей!

В.А. Соловьев признается, что стать космонавтом не было его юношеской мечтой. Хотя полет Юрия Гагарина пришелся на его подростковые годы, и ему даже посчастливилось увидеть первого космонавта Земли на демонстрации на Красной площади в честь Первого мая, но это событие и в целом бурное развитие космонавтики в те годы сформировали у него стойкое желание стать инженером. С вузом он определился достаточно рано и за два года до получения аттестата о среднем образовании пошел учиться в физико-математическую школу «Юный бауманец», обучение в которой и помогло поступить в выбранный вуз на энергомашиностроительный факультет по специальности «Вакуумная техника электрофизических установок». Как и многие студенты МВТУ им. Н.Э. Баумана, практику проходил на секретном тогда предприятии в Подлипках-Дачных. В 1970 году пришел работать инженером в отдел 502, где разрабатывались двигательные установки для ориентации космических кораблей и станций.

Владимир Алексеевич всегда с особой теплотой вспоминает это время: «На предприятии работало много молодых ребят, выпускники Бауманки, Физтеха, мехмата МГУ, публика в высшей степени квалифицированная, эрудированная, свободолюбивая. Это было так интересно: ставить сложные задачи, решать их и видеть результаты своего труда. 1970-е годы были напряженные в плане работы. Спали через ночь. Днем выполняли необходимую работу, в ночь уходили на испытания на стенды, а ближе к утру — опять на работу и только после этого ехали домой отсыпаться. Это большое счастье, когда утром хочется скорее на работу бежать, а вечером тянет домой, к семье!».

В середине 1970-х годов В.А. Соловьев пишет заявление о зачислении в отряд космонавтов: «Когда принес заявление Мишину, — рассказывает он, — Василий Павлович его прочитал и говорит: а где слова о том, что готов жизнь отдать за освоение космоса? Я говорю: Василь Палыч, жизнь вообще-то не собирался отдавать, хотел полететь, поработать там и обязательно вернуться назад. Спрашивает: а зачем тебе туда лететь? Отвечаю: как инженер я занимаюсь разного рода вопросами, но часть процессов невозможно просто так смоделировать на Земле, нужна длительная невесомость. Вот и хочу проверить наши некоторые технические идеи в космосе».

В.А. Соловьева принимают в отряд космонавтов. Свой первый космический полет Владимир Алексеевич Соловьёв совершил с 8 февраля по 2 октября 1984 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-10» и орбитальной станции «Салют-7» совместно с Леонидом Денисовичем Кизимом и Олегом Юрьевичем Атьковым. В ходе 237-суточного полёта экипаж выполнил большой объём научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов, а также провел сложный ремонт по восстановлению частично утраченных в результате аварии эксплуатационных характеристик объединенной двигательной установки. В процессе ремонта было выполнено шесть выходов в открытый космос (рекордное количество для одного полета в то время). Интересный факт: Владимир Алексеевич принимал непосредственное участие в проектировании и испытаниях ОДУ, разработал инструкцию по ее эксплуатации, при работе его смены в ЦУПе произошла авария ОДУ, и ему же пришлось в дальнейшем ремонтировать ее в космосе.

Второй полёт в космос Владимир Соловьёв выполнил с 13 марта по 16 июля 1986 года на космическом корабле «Союз Т-15». За время полёта он работал на борту двух орбитальных станций — «Салют-7» и «Мир». Впервые в истории космонавтики были совершены два межорбитальных перелёта с борта одной орбитальной станции на борт другой. Космонавты доставили на станцию «Мир» часть научной аппаратуры с отслужившей свой срок станции «Салют-7». За время полёта Владимир Алексеевич совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 8 часов 50 минут.

За успешное осуществление космических полётов В.А. Соловьев был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Уже больше 30 лет Владимир Алексеевич руководит пилотируемыми полетами. Он — признанный авторитет в области теории управления полетом космических аппаратов. В 1995 году В.А. Соловьев защитил докторскую диссертацию, в которой обобщил опыт разработки и практического использования методов управления полетом орбитального комплекса «Мир». С 2011 года — член-корреспондент Российской академии наук.

Несмотря на колоссальную занятость, Владимир Алексеевич не жалеет времени на подготовку молодой смены инженеров, понимая, что от них зависит будущее отечественной космонавтики. Уже много лет он читает лекции в родном вузе, с 2007 года заведует кафедрой СМ-3 в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а с 2017 года работает научным руководителем факультета космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова.

В числе наград В.А. Соловьева: орден Почета (1996), орден Дружбы (2004), орден Почетного легиона (Франция, 1982), орден «Кирти Чакра» (Индия, 1985), орден «Серебряная звезда» (Сирия, 1987), медаль «За заслуги в освоении космоса» (2011), золотая медаль имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР (1987), Почетная грамота Правительства Российской Федерации (2006) и другие.

Уважаемый Владимир Алексеевич, поздравляем Вас с юбилеем! Желаем Вам здоровья, счастья и еще много лет плодотворной работы, направленной на решение новых космических задач!


Порядковый номер - 136 (56)
Количество полетов - 2
Продолжительность полета - 361 сутки 22 часа 49 минут 56 сек.
Число выходов в открытый космос - 8
Продолжительность работ в открытом космосе - 31 час 40 мин.

Статус - космонавт НПО «Энергия»

Дата и место рождения:

Родился 11 ноября 1946 года в Москве.

Образование и научные звания:

В 1964 году окончил 10 классов средней школы №476 в Москве.

В 1970 году окончил энергомашиностроительный факультет Московского высшего технического училища (МВТУ) им.Н.Э.Баумана по специальности «Вакуумная техника электрофизических установок», получил квалификацию «инженер-механик».

В 1995 году получил степень доктора технических наук.

В 1997 году получил звание профессора.

Профессиональная деятельность:

Со 2 апреля 1970 года работал инженером 502-го отдела ЦКБЭМ, а с 1 августа 1973 года - инженером-конструктором. Занимался созданием системы исполнительных органов двигателей ориентации для ЛОК (лунный орбитальный корабль - 11Ф93), ЛК (лунный посадочный корабль - 11Ф94) и КК «Союз Т» (11Ф732).

С 1 марта 1975 года работал инженером-конструктором 3-й категории в 52-ом отделе, занимался системами дозаправки.

С 1 февраля 1977 года работал инженером в 110-м отделе.

С 1 апреля 1977 года переведен инженером в 111-й отдел, с 1 января 1978 года - старший инженер. Разрабатывал бортовую документацию по ОДУ (объединенной двигательной установке) и системе дозаправки.

С 8 декабря 1978 по май 1995 года - в отряде космонавтов НПО «Энергия»: с 8 декабря 1978 года - космонавт-испытатель 110-го отдела; с 14 сентября 1981 года - космонавт-испытатель, заместитель начальника 291-го отдела; с 1 сентября 1982 года - космонавт-испытатель, зам начальника 191-го отдела; с 27 декабря 1984 года - космонавт-испытатель 2-го класса, начальник 191-го отдела; с 22 марта 1985 года - зам. руководителя комплекса, вел работы по подготовке к управлению ОК «Мир»; с 9 декабря 1986 года - космонавт-испытатель 1-го класса, руководитель комплекса летно-космических испытаний НПО «Энергия»; с апреля 1988 года - руководитель полетом ОК «Мир»; с 5 августа 1989 года - инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса; с 1990 года - руководитель полетами разгонных блоков типа ДМ.

18 февраля 1994 года отчислен из отряда в связи с уходом на пенсию по выслуге лет.

С 18 февраля 1994 года работал руководителем полета ОК «Мир».

В декабре 1998 года был дополнительно назначен заместителем директора программы МКС по управлению, а в январе 1999 года еще и руководителем полета спутников связи серии «Ямал».

Возглавляет научно-исследовательские работы по разгонным блокам, в частности по программе «Морской старт».

Работал руководителем российского сегмента МКС.

В рамках утвержденной 6 августа 2007 года новой организационной структуры ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» был назначен первым заместителем генерального конструктора, заместителем руководителя ГКБ по летной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем.

12 декабря 2009 года был избран в состав правления РКК «Энергия».

Космическая подготовка:

Получил допуск Главной медицинской комиссии 10 декабря 1976 года, 1 декабря 1978 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в отряд, назначен на должность космонавта-испытателя 8 декабря 1978 года.

С 1978 по 1980 год проходил подготовку на базе НПО «Энергия». С 1980 по сентябрь 1981 года проходил подготовку в ЦПК в составе группы для полета на ДОС «Салют-7». Участвовал в разработке и испытаниях космической техники.

С 7 сентября 1981 по 10 июня 1982 года проходил подготовку к полету на ДОС «Салют-7» по советско-французской программе экспедиции посещения в качестве бортинженера второго экипажа КК «Союз Т-6», (вместе с Л.Кизимом и П.Бодри).

C cентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа экспедиции посещения ДОС «Салют-7», (вместе с Л.Кизимом и И.Волком). Из-за неудачного полета корабля «Союз Т-8» в мае 1983 года программа полетов на ДОС «Салют-7» была изменена.

В июне - сентябре 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа корабля «Союз Т-10», вместе с Л.Кизимом. (Запуска КК «Союз Т-10» 26 сентября 1983 года был неудачным).

С октября 1983 по 25 января 1984 года проходил подготовку к полету на ДОС «Салют-7» по программе третьей основной экспедиции в качестве бортинженера первого экипажа.

Первый полет

С 8 февраля по 2 октября 1984 года в качестве бортинженера КК «Союз Т-10» / «Союз Т-11» и ДОС «Салют-6» (позывной - «Маяк-2»).
Экипаж:
Кизим Л.Д. - К.К.
Соловьев В.А. - БИ
Атьков О.Ю. - К.И.

Во время полета выполнил шесть выходов в открытый космос:
23.04.1984 - продолжительность 4 часа 15 минут;
26.04.1984 - продолжительность 5 часов;
29.04.1984 - продолжительность 2 часа 45 минут;
03.05.1984 - продолжительность 2 часа 45 минут;
18.05.1984 - продолжительность 3 часа 5 минут;
08.08.1984 - продолжительность 5 часов.
Работал на станции вместе с двумя экспедициями посещения.

Продолжительность полета составила 236 суток 22 часа 49 минут.

С 25 ноября 1985 по 5 марта 1986 года проходил подготовку к полету по программе первой основной экспедиции на ОС «Мир» и по программе экспедиции посещения на ДОС «Салют-7» в качестве бортинженера первого экипажа.

Второй полет

С 13 марта по 16 июля 1986 года в качестве бортинженера КК «Союз Т-15» и ДОС «Салют-7»/ОС «Мир» (позывной - «Маяк-2»).
Экипаж:
Кизим Л.Д. - К.К.
Соловьев В.А. - БИ

Во время полета выполнил два выхода в открытый космос:
28.05.1986 - продолжительность 3 часа 50 минут;
31.05.1986 - продолжительность 5 часов.
В ходе полета совершен перелет с одной орбитальной станции («Мир») на другую («Салют-7») и обратно. Со станции на станцию было перевезено более 800 килограммов грузов. Экипаж выполнил расконсервацию базового блока ОС «Мир».

Продолжительность полета составила 125 суток 00 часа 00 минут 56 сек.

Автор и соавтор многих научных трудов и публикаций, таких как: «Человек в космическом пространстве» (1987), «Разработка методов управления полетом в пилотируемых программах» (1995), «Управление полетом орбитальной станции "Мир» (в соавт. с В.Д. Благовым, 1994), «Управление полетами космических кораблей и орбитальных станций» (в соавт. с В.В.Рюминым, Н.Н. Рукавишниковым, М.Ю. Беляевым, 1994).

Почетные звания:

Дважды Герой Советского Союза (02.10.1984, 16.07.1986)

Летчик-космонавт СССР (1984)

Лауреат Государственной премии РФ за 1999 год (как участник авторского коллектива работы «Комплекс работ, выполненных на орбитальной станции «Мир» по российско-американским программам «Мир-Шаттл» и «Мир-НАСА»).

Космонавт 2-го класса (27 декабря 1984).

Космонавт 1-го класса (9 декабря 1986).

Советские и российские награды:

Кавалер двух орденов Ленина и медалей «Золотая Звезда» (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года и 16 июля 1986 года), ордена Почета (1996 год), орденом Дружбы (УКАЗ Президента РФ от 10.04.2004 N523). Награжден Почетной грамотой Правительства Российской Федерации (распоряжение N 1540-р от 11 ноября 2006 г).

Награды иностранных государств:

Кавалер ордена Почетного легиона (Франция, 1982), ордена «Кирти Чакра» (Индия, 1985) и ордена «Серебряная звезда» (Сирия, 1987).

Семейное положение:

Отец - Соловьев Алексей Сергеевич, (20.02.1919 - 23.07.1977), инженер-подполковник авиации, летчик-испытатель.

Мать - Соловьева (Докукина) Наталия Владимировна, (08.10.1922 - 24.06.1997), преподаватель Московского технологического института легкой промышленности.

Сестра - Соловьева Татьяна Алексеевна, (род. 02.09.1948), старший инженер НПО «Астрофизика».

Жена - Соловьева (Исполатова) Елена Юрьевна, (род. 20.01.1946), старший инженер НИИ прикладной физики.

Сын - Сергей, (род. 18.09.1970), к.т.н., начальник сектора анализа спутников связи РКК «Энергия».

В.А. Соловьев избран академиком РАН

Генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам, генеральный конструктор – заместитель генерального директора РКК «Энергия» им. С.П. Королева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор Владимир Алексеевич Соловьев избран академиком Российской академии наук. Результаты выборов были оглашены на общем собрании Российской академии наук 2 июня 2022 года.

В ЦКБМ (ныне РКК «Энергия») В.А. Соловьев пришел работать инженером в 1970 году после окончания Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана. В 1978 году был зачислен в отряд космонавтов, в 1984 и 1986 годах совершил два длительных космических полета общей продолжительностью более 360 суток. В ходе этих полетов впервые в мире были совершены два межорбитальных перелета транспортным кораблем с одной орбитальной станции на другую и обратно, а также проведено значительное количество экспериментальных работ, потребовавших более 30 часов внекорабельной деятельности в открытом космосе. За мужество, проявленное в этих полетах, В.А. Соловьев был дважды удостоен звания «Герой Советского Союза».

В 1988 году он был назначен руководителем полета комплекса «Мир», а с 1999 года является руководителем полета Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС). Одновременно с этим с 1990 года В.А. Соловьев является руководителем полетов автоматических космических аппаратов и разгонных блоков, спроектированных и изготовленных в РКК «Энергия».

С 2020 года Владимир Алексеевич Соловьев – генеральный конструктор РКК «Энергия». В 2021 году указом Президента Российской Федерации назначен генеральным конструктором по пилотируемым космическим системам и комплексам.

Владимир Алексеевич – специалист в области управления космическими полетами. Его труды позволили национальной космонавтике решить проблему приоритетной значимости: обеспечить впервые в мире длительное функционирование научно-исследовательских орбитальных комплексов «Мир» (15 лет) и РС МКС (более 20 лет). В.А. Соловьевым была разработана теория управления полетом орбитальных станций, выбрана схема управления, решены задачи оптимального планирования полета, оперативного и послеполетного анализа поступающей с борта ОК «Мир» информации, а также разработаны основы методологии и организации подготовки и реализации решений в аномальных ситуациях.

В.А. Соловьев внес большой вклад в успешное осуществление российско-американских программ «Мир–Шаттл» и «Мир–НАСА». Методы управления полетами КА, разработанные на базе принципов, обоснованных В.А. Соловьевым, были внедрены и позволили значительно расширить и эффективно реализовать уникальную программу научных исследований и экспериментов.

Им создана методология решения задач управления долговременными пилотируемыми космическими комплексами в процессе их целевого использования, а также современная высокоэффективная организационная структура, обеспечившая осуществление сложных и наукоемких отечественных и международных программ научно-прикладных исследований на орбитальных станциях с участием экипажей и в автоматическом режиме.

Под руководством В.А. Соловьева была проведена работа по реализации двухвитковой схемы сближения транспортных пилотируемых и грузовых кораблей «Союз МС», «Прогресс МС» и стыковки с МКС. В 2021 году при его непосредственном участии и руководстве был успешно выведен на орбиту и пристыкован к РС МКС многоцелевой лабораторный модуль «Наука», позволивший расширить функциональные возможности РС МКС. Владимир Алексеевич – автор 138 научных трудов, в числе которых две монографии и три патента.

В.А. Соловьев является членом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, руководителем секции НТС ВПК «Пилотируемые космические системы и комплексы» научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, председателем Совета главных конструкторов по пилотируемым космическим комплексам, членом Президиума научно-технического совета Госкорпорации «Роскосмос», председателем секции «Проблемы создания и использования пилотируемых космических комплексов» научно-технического совета Госкорпорации «Роскосмос», членом бюро совета РАН по космосу, председателем НТС ПАО «РКК «Энергия», действительным членом Международной академии астронавтики и Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

С 1988 года он ведет педагогическую деятельность в МГТУ им. Н.Э. Баумана, с 2007 года заведует кафедрой «Динамики и управления полетом ракет и космических аппаратов», дополнительно читает курс лекций «Механика космического полета» на механико-математическом факультете и «Основы теории и управления космическими полетами» на факультете космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова. Является научным руководителем факультета космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова с 2017 года.

В.А. Соловьев входит в состав президиума Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, а также является председателем диссертационного совета на базе РКК «Энергия», членом диссертационного совета в МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководит подготовкой аспирантов и докторантов. Под его научным руководством защищены четыре кандидатские и три докторские диссертации.

Владимир Алексеевич – член редколлегии журнала «Земля и Вселенная», редакционного совета журнала «Полет», главный редактор журнала «Космическая техника и технологии».

Им создана научная школа по управлению космическими полетами, представители которой под его руководством осуществляют развитие этого направления и ведут подготовку молодых кадров.

В.А. Соловьев – лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ, награжден золотой медалью им. К.Э. Циолковского РАН, почетной грамотой Правительства РФ, знаком князя Ивана Калиты Московской области.

"Приказ о назначении Соловьева подписан в мае", - сказал собеседник.

На этом посту он сменил Евгения Микрина, скончавшегося в прошлом году от коронавирусной инфекции.

До этого космонавт занимал должность первого заместителя генерального конструктора по летной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем РКК "Энергии".

Космонавт Владимир Соловьев стал генконструктором РКК “Энергия” Роскосмос, Ркк Энергия, Длиннопост

Владимир Алексеевич Соловьёв родился 11 ноября 1946 года в Москве в семье военного лётчика. В 1964 году, по окончании московской средней школы № 476, поступил на энергомашиностроительный факультет Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана по специальности «Вакуумная техника электрофизических установок».

По окончании МВТУ, с апреля 1970 года работал инженером 502-го отдела ЦКБЭМ, занимаясь проектированием исполнительных органов для двигательной установки системы ориентации и причаливания космического корабля, а позднее — разработкой системы его дозаправки топливом по программе построения долговременной орбитальной станции. В 1972 году, после изготовления учебно-тренировочного макета системы и проведения ряда испытаний, Соловьёву было поручено обучить космонавтов работе с ней.

Его учениками стали лётчики-космонавты, проходившие подготовку к полётам на орбитальную станцию «Салют-7». Среди них — Георгий Гречко, Владимир Ковалёнок, Валерий Рюмин, Александр Иванченков, Владимир Джанибеков и другие. С августа 1973 года работал инженером-конструктором (с января 1978 — старшим инженером) в различных отделах ЦКБЭМ. До марта 1975 года занимался созданием системы исполнительных органов двигателей ориентации для лунных орбитальных и посадочных кораблей и для космического корабля «Союз Т», затем занимался системами дозаправки, а с апреля 1977 года разрабатывал бортовую документацию по объединённой двигательной установке и системе дозаправки.

В начале декабря 1978 года был зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия» на должность космонавта-испытателя

До 1980 года проходил подготовку на базе НПО «Энергия», затем до сентября 1981 года — в Центре подготовки космонавтов в составе группы для полёта на орбитальную станцию «Салют-7». Участвовал также в разработке и испытаниях космической техники. В сентябре 1981 года Владимира Алексеевича назначили заместителем начальника 191-го отдела НПО «Энергия». В это же время он начал подготовку к полёту на орбитальной станции «Салют-7» по советско-французской программе экспедиции посещения в качестве бортинженера второго экипажа космического корабля «Союз Т-6» (вместе с Л. Кизимом и П. Бодри).

В июне 1982 года был дублером бортинженера космического корабля «Союз Т-6» А. Иванченкова. С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-7» (вместе с Л. Кизимом и И. Волком). Однако из-за неудачного полёта корабля «Союз Т-8» дальнейшая программа полётов была изменена. В связи с этим Владимира Соловьёва перевели на подготовку к длительному полёту по программе основной экспедиции на орбитальную станцию «Салют-7». С июня по сентябрь 1983 года он вместе с Л. Кизимом проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа корабля «Союз Т-10-1», был дублёром Г. Стрекалова. А с октября 1983 по январь 1984 года — по программе третьей основной экспедиции в качестве бортинженера первого экипажа.

В декабре 1984 года Владимир Соловьёв был назначен начальником 191-го отдела НПО «Энергия», а в марте 1985 года — заместителем руководителя комплекса. Он вёл работы по подготовке к управлению орбитальным комплексом «Мир» и одновременно, оставаясь космонавтом-испытателем 2-го класса, проходил подготовку к полёту по программе первой основной экспедиции на орбитальной станции «Мир» и по программе экспедиции посещения на станции «Салют-7» в качестве бортинженера первого экипажа.

Владимир Соловьёв, Александр Александров, Светлана Савицкая и Валентин Лебедев на Аллее Космонавтов в Москве 9 апреля 2016 года

В декабре 1986 года космонавт-испытатель 1-го класса Владимир Алексеевич Соловьёв был назначен на должность руководителя комплекса лётно-космических испытаний НПО «Энергия» имени С. П. Королева. С апреля 1988 по 1990 год и с февраля 1994 до 23 марта 2001 года работал руководителем полёта орбитального комплекса «Мир». Под руководством и при непосредственном участии В. А. Соловьёва была создана принципиально новая система управления длительными космическими полётами, основанная на обработке и передаче по большому количеству каналов связи огромных массивов цифровой информации и способная выдавать управляющие воздействия на постоянно растущее число объектов управления. В 1995 году В. А. Соловьёв защитил докторскую диссертацию, в которой он обобщил опыт разработки и практического использования методов управления полётом орбитального комплекса «Мир». На базе выполненных профессором В. А. Соловьёвым исследований был подготовлен и составлен курс лекций по управлению космическими полётами, который с 1995 года читается им в МГТУ имени Н. Э. Баумана.

С августа 1989 года — инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса; отчислен из отряда космонавтов 18 февраля 1994 года в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. С 1990 года В. А. Соловьёв занимает должность руководителя полётами разгонных блоков типа ДМ. С декабря 1998 года был назначен заместителем директора программы МКС по управлению, а с января 1999 года — руководителем полёта спутников связи серии «Ямал»; возглавил научно-исследовательские работы по разгонным блокам, в частности по программе «Морской старт», работал руководителем российского сегмента МКС.

6 августа 2007 года Соловьёв был назначен первым заместителем генерального конструктора, заместителем руководителя ГКБ по лётной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем ОАО «РКК „Энергия“ имени С. П. Королева».

С конца 2007 года — заведующий кафедрой СМ3 МГТУ им Н. Э. Баумана.

С 2017 года — научный руководитель факультета космических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова

Космонавт Владимир Соловьев стал генконструктором РКК “Энергия” Роскосмос, Ркк Энергия, Длиннопост

Полеты в космос

1-я экспедиция

С 8 февраля по 2 октября 1984 года В. Соловьёв совершил свой первый полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-10» — «Союз Т-11» (вместе с Л. Кизимом и О. Атьковым) на орбитальную станцию «Салют-7». В ходе полёта, продолжавшегося 236 суток 22 часа 49 минут, он совершил 6 выходов в открытый космос общей продолжительностью 22 часа 50 минут для установки дополнительной солнечной батареи и ремонта объединённой двигательной установки станции, работал совместно с двумя экспедициями посещения.

2-я экспедиция

В ходе экспедиции экипаж выполнил расконсервацию базового блока орбитальной станции «Мир», принял и разгрузил два грузовых корабля «Прогресс», установил привезённое оборудование на новой станции, подготовив её к полёту в беспилотном режиме. Перед экипажем стояла задача перенести с орбитальной станции «Салют-7», которая должна была завершить полёт, оборудование и другие ценные предметы, которые могли бы пригодиться в дальнейшей работе, на станцию «Мир».

Для её выполнения экипаж корабля «Союз Т-15» впервые в мире осуществил уникальный межорбитальный перелёт с одной орбитальной станции («Мир») на другую («Салют-7») и обратно. Владимир Соловьёв совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 8 часов 50 минут для развёртывания и испытания раздвижной фермы. В общей сложности со станции на станцию было перевезено более 800 килограммов грузов.

Читайте также: