Соловьев владимир сергеевич конструктор

Обновлено: 16.05.2024

А сегодня о Владимире Соловьеве. Просто несколько интересных фактов из его жизни.

Справочно:

  • Владимир Соловьев — российский журналист, радио- и телеведущий, писатель. Кандидат экономических наук;
  • Родился: 20 октября 1963 г. (57 лет), Москва, СССР;
  • Рост: 174 см.

Родился в еврейской семье. Отец — Рудольф Наумович (Виницковский, Соловьев по матери), мать — Инна Соломоновна (урожденная Шапиро).

Родители развелись, когда сыну было 6 лет, сохранив взаимное уважение и дружеские отношения.

Учился в элитной спецшколе, где несколько предметов преподавали на английском языке.

Заядлый футболист. Проявлял склонность к театральному искусству, а с 9-го класса увлёкся карате и восточной философией.

В одном интервью Соловьёв сказал:

Ни к чему придумывать великое спортивное прошлое. Был когда-то третий дан, черный пояс. Теперь физическая активность семь дней в неделю: бег, футбол по субботам, тренировки в зале, бокс.

В 1986-м закончил физико-химический факультет МИСиСа(институт стали и сплавов) с красным дипломом. Кстати, мечтал поступить в МИФИ. Не прошёл по анкете.

В Вузе познакомился с Владиславом Сурковым и Михаил Фридманом.

В 1990 году получил степень кандидата экономических наук.

Тема диссертации "Тенденции использования новейших строительных материалов и опыт их применения в Японии и США".

Одновременно работал научным сотрудником института и 4 года преподавал физику, математику и астрономию в родной школе.

В 1990 году Соловьева приглашают преподавать экономику в Алабамский университет в Хантсвилле.

Соловьев в США. На руке Rolex, на шее – цепь Ну и на пальце, как положено. ). Из открытых источников.

Соловьев в США. На руке Rolex, на шее – цепь Ну и на пальце, как положено. ). Из открытых источников.

Кроме преподавания консультирует строительные компании. Через год он уже гендиректор компании Universal Group of Companies.

А в 1992 году вернулся в Россию. И продолжает заниматься бизнесом. А именно, производством "дискотечного оборудования" на заводах в России и на Филиппинах.

Владелец агентства по трудоустройству в Москве.

Был участником Комитета предпринимателей Америки, а также возглавлял ассоциацию молодых экономистов.

Соловьев 80-х и 90-х — мечта многих женщин. Молодой, недурён собой, богатый. Гонял тачки из Средней Азии, работал в школе, вел занятия по карате, переводил тексты и, минуточку, шил шапочки из индийского белья.

«Прямо кроил и шил вот этими вот руками. Мало того, до сих пор помню, как я строчил платья. Покупал остатки отрезов в магазине «Ткани» и шил смешные прозрачные платья: вшивал резинку, делал отрезной рукав и воротник лодочкой…»

Вел себя отвязано.

Помню, мы с мамой возвращались из театра, я был еще довольно молод. Сзади шли два человека и грязно ругались. Я раз сделал замечание, два… Когда они не поняли, пришлось обоих положить. Мама огорчилась.

С рэкетирами разговор был короткий. Братва уходила со «стрелок» ни с чем.

Так получалось, либо они были давними знакомыми Соловьева по секциям карате, либо каменели от безумного взгляда Владимира. Осознание было чёткое. Этот коротышка псих, с которым лучше не связываться.

Хотя, не знаю, у меня 170 см, я ни разу не считаю себя коротышкой. )

Иногда и ему доставалось. Задевали ножом. А уж бедный нос. ) Его ломали аж двенадцать раз.

Но безоговорочно побеждённым не был ни разу.

Меня никогда не нокаутировали. Во-первых, это сложно – у меня шея здоровая. Во-вторых, у меня падает планка, и я, оставаясь спокойным, долблюсь очень жестко и четко.

В 1998 году продает бизнес и вкладывает деньги в акции «Газпрома».

Его привлекает журналистика. Публичность.

В 1998 году его приглашают на радиостанцию "Серебряный дождь", где на протяжении 12 лет он становится ведущим утреннего шоу "Соловьиные трели".

Кстати, пригласили на время. Заболела какая-то ведущая. Временное превратилось в 12 лет.

Перечислю самые популярные рубрики программы — «Бизнес-класс», «Детский час», «Глас народа», «Раб желудка», «Мужские рецепты», «Баян» и многие другие.

С 1999 года он уже телеведущий. Он работал на нескольких телеканалах России, в числе которых ОРТ, НТВ и ТВ-6.

Он становится популярным на российском ТВ. Его умение отстаивать собственную позицию, а также способность доказывать правильность своего мнения впечатляют телезрителей политических ток-шоу.

Появляется серия его авторских программ.

Когда увидела эту фотографию Соловьёва впала в лёгкий ступор. Двойник Михаила Круга.

Кстати, Соловьев вел на ТВ-6 программу "Соловьиная ночь" о российском шансоне. Гостями программы были Михаил Круг, Вилли Токарев, Михаил Шуфутинский и другие.

Вещание ТВ-6 было отключено в 0:00 мск 22 января 2002 года. Навсегда.

Во время прямого эфира с Михаилом Кругом. Через 20 секунд произошло повторное включение на несколько минут. Ведущий попрощался с телезрителями:

Ребята, мы вынуждены с вами попрощаться, потому что власть сделала своё абсолютно чёрное дело. В Москве нас больше нет, (звук заглушён) и через несколько минут не будет по регионам. Простите нас, пожалуйста. Мы сделали всё, что могли. (далее неразборчиво, через две секунды звук включается) Это ничья не вина. Такая у нас власть, такая у нас жизнь, такое у нас время. Всего вам хорошего! До свидания!

В том же году 1 июля погиб и Михаил Круг.

Не вникала, почему закрыли ТВ-6, знаю только, что канал создан по инициативе американского медиамагната Теда Тёрнера и «Логоваза» Березовского.

Вместо ТВ-6 появляется ТВС. И Соловьев с программой «Поединок».

В 2003-м ТВС отключают от общефедерального эфира.

Соловьев создает аналогичную передачу на НТВ — «К барьеру!». Просуществовала она до 2009 года, когда журналиста уволили с телеканала. По его словам, это произошло из-за того, что он обвинил сокурсницу премьера Дмитрия Медведева по ЛГУ Валерию Адамову в получении доходов с помощью столичного правительства.

После увольнения ведущий был некоторое время под негласным запретом на федеральных каналах.

А в 2010 года вышло политическое ток-шоу Соловьева "Поединок" на телеканале "Россия-1".

Также выходит программа «Вечер с Владимиром Соловьевым» (по воскресеньям - «Воскресный вечер»).

Многие выпуски заканчивались конфликтами с последующими судебными разбирательствами, но это только увеличивало рейтинги программы.

Интересные факты

  • С августа 2014 года Соловьев в санкционном списке. Ему запрещён въезд на Украину;
  • Владимир Познер не раз заявлял, что деятельность телеведущего наносит вред журналистике.
  • За карьеру телеведущий был удостоен нескольких наград, в числе которых дважды «Орден Почета» от России и Армении, «Орден Дружбы» и «Орден Александра Невского»;
  • Никогда не нищенствовал. И не скрывает этого;
  • Дружил с Немцовым, никогда не отрекался от него;
  • Владелец виллы на озере Комо в Италии, вывозит на отдых туда всю свою большую семью. Набирается до 15 человек одновременно;
  • Воспитывает 8 детей от трех браков. Его первый брак в 22 года по семейным меркам состоялся поздно: дед обзавелся супругой в 16 лет, а отец женился в 18;
  • В Книге рекордов Гиннеса 24 марта 2019 года появилась запись о нём. Всего за неделю журналист пробыл в прямом телеэфире 25 часов 53 минуты и 57 секунд.
  • Соловьёв участвовал в съемках фильмов и сериалов. В частности, исполнил роль бизнесмена Лопатина в «Агенте национальной безопасности 2».
  • Третья, надеюсь, последняя жена Эльга Сэпп на 9 лет моложе мужа. Она дочь сатирика Виктора Коклюшкина. Мама пятерых детей. Судьбоносная встреча произошла на съемках клипа группы "Крематорий", где Соловьев исполнял роль злого следователя. На третьем свидании Соловьёв сделал предложение. Правда потом ему пришлось похудеть почти наполовину;

Чуть не забыла, Соловьев выпустил два CD-диска:

  • "Soloвьиные трели" в 2002 году, куда вошли каверы на песни Земфиры, Сюткина, Науменко и Гребенщикова.
  • "Волшебник" в 2007 году.
  • Я не слушала, но видимо неплохо пел, коли Гребенщиков обложил Соловьева "вечерним м***звоном".

Ну и совсем незначительный факт. Это давняя страсть - футбол. Кстати, Соловьёв выступал в составе футбольной команды Российского Еврейского конгресса.

18 июня родился ДЕХАНОВ ВАДИМ АЛЕКСЕЕВИЧ

18 июня родился ДЕХАНОВ ВАДИМ АЛЕКСЕЕВИЧ

(18.06.1915 - 09.12.1999) Заместитель генерального директора по экспорту и.

Акоев Анатолий Михайлович (05.03.1943 - 06.02.2019)

Акоев Анатолий Михайлович (05.03.1943 - 06.02.2019)

Начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» с 1995 по 2009 г.

Акоев Владимир Михайлович (16.09.1944 - 26.06.1989)

Акоев Владимир Михайлович (16.09.1944 - 26.06.1989)

Директор НТЦ - первый заместитель генерального директора АО «АвтоВАЗ».

Барышников Иван Антонович (05.06.1939 - 30.08.2000)

Барышников Иван Антонович (05.06.1939 - 30.08.2000)

Первый председатель производственного совета АО «АВТОВАЗ» с 1993 по 2000 годы.

Башинджагян Евгений Артёмович (21.11.1924-12.02.2021)

Башинджагян Евгений Артёмович (21.11.1924-12.02.2021)

Главный инженер - технический директор Волжского автозавода с 1966 по 1972 год, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный машиностроитель РФ.

Беляков Владимир Иванович (22.07.1934 - 20.11.2006)

Беляков Владимир Иванович (22.07.1934 - 20.11.2006)

Заместитель генерального директора по транспорту ПО «АвтоВАЗ» с 1973 по 1992 год, Заслуженный работник транспорта РФ.

Бредихин Леонид Титович (20.02.1929 - 19.10.2018)

Бредихин Леонид Титович (20.02.1929 - 19.10.2018)

Начальник управления организации труда и заработной платы ПО «АвтоВАЗ» с 1978 по 1998 годы, Заслуженный экономист Российской Федерации.

Быстрицкий Игорь Васильевич (14.03.1933 -16.06.2012)

Быстрицкий Игорь Васильевич (14.03.1933 -16.06.2012)

Заместитель начальника управления соцкультбыта ПО «АвтоВАЗ» с 1983 по 1993 год.

Вильчик Виталий Андреевич (род. 14.10.1946)

Вильчик Виталий Андреевич (род. 14.10.1946)

Президент-генеральный директор, председатель правления ОАО «АВТОВАЗ» с 2002 по 2005 год, Почётный гражданин г. Тольятти.

Гильбух Аркадий Яковлевич (12.01.1935 - 02.06.2009)

Гильбух Аркадий Яковлевич (12.01.1935 - 02.06.2009)

Заместитель директора по инженерно-технологическому обеспечению ОАО «АВТОВАЗ» с 1996 по 2006 год, Почетный машиностроитель РФ.

Головко Николай Максимович (род. 03.10.1940)

Головко Николай Максимович (род. 03.10.1940)

Директор по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» с 1994 по 2005 год, Заслуженный машиностроитель РФ..

Гречухин Александр Иванович (10.01.1937 - 23.02.2008)

Гречухин Александр Иванович (10.01.1937 - 23.02.2008)

Директор по инженерно-технологическому обеспечению - главный инженер ОАО «АВТОВАЗ» с 1991 по 2003 год, Заслуженный машиностроитель РСФСР.

Демидовцев Марк Васильевич (13.05.1929 - 01.06.2011)

Демидовцев Марк Васильевич (13.05.1929 - 01.06.2011)

Главный дизайнер АО «АВТОВАЗ» с 1970 по 1997 г., Почетный гражданин г. Тольятти, Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусств.

Доманский Валерий Иванович (25.03.1942 - 27.04.2018)

Доманский Валерий Иванович (25.03.1942 - 27.04.2018)

Евсеев Алексей Сергеевич (25.11.1921 - 26.03.2005)

Евсеев Алексей Сергеевич (25.11.1921 - 26.03.2005)

Управляющий металлургическим производством ПО «АвтоВАЗ» с 1969 по 1972 год, лауреат Ленинской премии, кандидат технических наук, профессор.

Житков Анатолий Анатольевич (10.04.1913 - 11.11.1997)

Житков Анатолий Анатольевич (10.04.1913 - 11.11.1997)

Генеральный директор Волжского объединения по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» с 1975 по 1982 год, Герой Социалистического Труда.

Зибарев Александр Григорьевич (род. 08.10.1938)

Зибарев Александр Григорьевич (род. 08.10.1938)

Вице-президент по связям с государствами СНГ АО «АВТОВАЗ» с 1998 по 2002 год, Заслуженный машиностроитель России.

Исаков Валентин Иванович (09.06.1928 - 07.01.1997)

Исаков Валентин Иванович (09.06.1928 - 07.01.1997)

Генеральный директор Волжского объединения по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» с 1982 по 1988 год.

Каданников Владимир Васильевич (03.09.1941 - 03.06.2021)

Каданников Владимир Васильевич (03.09.1941 - 03.06.2021)

Президент - генеральный директор АО «АВТОВАЗ» с 1988 по 1996 год, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин Самарской области (2004 г.), Почетный гражданин г. Тольятти (2013 г.)

Карагин Николай Михайлович (род. 05.01.1955)

Карагин Николай Михайлович (род. 05.01.1955)

Председатель первичной профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ» с 1997 по 2012 г. "Почетный машиностроитель РФ".

Кацман Борис Михайлович (15.01.1930 - 14.08.1976)

Кацман Борис Михайлович (15.01.1930 - 14.08.1976)

Начальник планово-экономического управления ПО «АвтоВАЗ» с 1967 по 1976 год.

Кацура Петр Макарович (16.12.1930 - 15.02.2017)

Кацура Петр Макарович (16.12.1930 - 15.02.2017)

Директор по экономике и планированию ПО "АвтоВАЗ" с 1969 по 1985 год, Лауреат Государственной премии СССР.

Кислюк Рафаэль Давидович (17.07.1927 - 16.02.2009)

Кислюк Рафаэль Давидович (17.07.1927 - 16.02.2009)

Заместитель коммерческого директора АВТОВАЗа по обеспечению строительства завода и города с 1985 по 2000 годы.

Краснова Ирина Алексеевна (13.01.1939 - 08.08.2018)

Краснова Ирина Алексеевна (13.01.1939 - 08.08.2018)

Директор библиотеки профкома Волжского автозавода с 1976 по 1998 г.

Ляченков Николай Васильевич (род. 18.11.1937)

Ляченков Николай Васильевич (род. 18.11.1937)

Первый вице-президент, первый заместитель генерального директора, член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 1999 по 2008 год. Почетный гражданин г. Тольятти.

Мирзоев Георгий Константинович (16.04.1933 - 23.02.2018)

Мирзоев Георгий Константинович (16.04.1933 - 23.02.2018)

Главный конструктор АО «АВТОВАЗ» с 1976 по 1998 год, Заслуженный конструктор РФ (1993 г.)

Николаев Алексей Васильевич (31.01.1935 - 01.06.2017)

Николаев Алексей Васильевич (31.01.1935 - 01.06.2017)

Президент - генеральный директор АО «АВТОВАЗ» с 26.01.96 по 31.01.02 год, Заслуженный машиностроитель РФ.

Овчаренко Валерий Иванович (род. 06.08.1949)

Овчаренко Валерий Иванович (род. 06.08.1949)

Директор металлургического производства ОАО «АВТОВАЗ» с 1999 по 2013 г.

Пахута Леонид Станиславович (род. 12.08.1945)

Пахута Леонид Станиславович (род. 12.08.1945)

Заместитель начальника управления культурно-имиджевой политики, руководитель проекта по корпоративной культуре Дирекции по связям с общественностью ОАО «АВТОВАЗ» с 1999 по 2009 г.

Пашко Владислав Иванович (род. 26.10.1944)

Пашко Владислав Иванович (род. 26.10.1944)

Ведущий художник-конструктор ОАО «АВТОВАЗ» с 1967 по 2009 г.

Перевезенцев Сергей Николаевич (род. 02.01.1942)

Перевезенцев Сергей Николаевич (род. 02.01.1942)

Директор производства пресс-форм и штампов (ППШ) ОАО «АВТОВАЗ» с 2003 по 2009 год, Почетный гражданин Тольятти (2022 г.)

Поляков Виктор Николаевич (03.03.1915 - 01.06.2004)

Поляков Виктор Николаевич (03.03.1915 - 01.06.2004)

Первый генеральный директор ВАЗа, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин г. Тольятти, Почетный гражданин Самарской области.

Поспелов Борис Сидорович (25.04.1929 - 16.01.1988)

Поспелов Борис Сидорович (25.04.1929 - 16.01.1988)

Начальник специального конструкторского бюро роторно-поршневых двигателей ПО «АвтоВАЗ» с 1974 по 1988 годы.

Правосуд Василий Маркович (13.10.1928 - 04.06.2019)

Правосуд Василий Маркович (13.10.1928 - 04.06.2019)

Председатель профкома ПО «АвтоВАЗ» с 1967 по 1974 г.

Прусов Петр Михайлович (06.01.1942 - 19.03.2017)

Прусов Петр Михайлович (06.01.1942 - 19.03.2017)

Главный конструктор ОАО «АВТОВАЗ» с 1998 по 2003 год.

Сахаров Константин Григорьевич (04.08.1939 - 30.04.2007)

Сахаров Константин Григорьевич (04.08.1939 - 30.04.2007)

Вице-президент по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» с 2001 по 2005 год.

Сёмушкин Валерий Павлович (род. 27.02.1940)

Сёмушкин Валерий Павлович (род. 27.02.1940)

Начальник отдела дизайна автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» с 1996 по 2009 г.

Скобелин Георгий Федорович (22.12.1928 - 21.03.2018)

Скобелин Георгий Федорович (22.12.1928 - 21.03.2018)

Директор прессового производства (ПрП) с 1982 по 1997 год, Заслуженный машиностроитель России.

Соловьев Владимир Сергеевич (16.02.1919 - 16.06.1975)

Соловьев Владимир Сергеевич (16.02.1919 - 16.06.1975)

Первый главный конструктор ВАЗа с 1966 по 1975 год.

Тихонов Аркадий Константинович (род. 13.01.1936)

Тихонов Аркадий Константинович (род. 13.01.1936)

Начальник исследовательского центра ОАО «АВТОВАЗ»

Трубкин Владимир Маркович (05.01.1933 - 18.04.1990)

Трубкин Владимир Маркович (05.01.1933 - 18.04.1990)

Директор металлургического производства ПО «АвтоВАЗ» с 1973 по 1982 год.

Фаршатов Марат Нугуманович (24.05.1927- 10.04.1991)

Фаршатов Марат Нугуманович (24.05.1927- 10.04.1991)

Технический директор Волжского объединения по производству легковых автомобилей с 1975 по 1991 год, кавалер двух орденов Ленина.

Целиков Юрий Кузьмич (род. 16.11.1941)

Целиков Юрий Кузьмич (род. 16.11.1941)

Заместитель главного инженера Управления по техническому обслуживанию автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» с 1998 по 2008 г.

Шаврин Анатолий Александрович (16.07.1936-28.07.2021)

Шаврин Анатолий Александрович (16.07.1936-28.07.2021)

Руководитель литературно-издательской группы при президенте - генеральном директоре ОАО «АВТОВАЗ» с 2000 по 2008 г.

Штрих Наум Яковлевич (род. 09.01.1937)

Штрих Наум Яковлевич (род. 09.01.1937)

Заместитель директора по инженерно-технологическому обеспечению - начальник УГА АО «АВТОВАЗ» с 1996 по 2003 год.

Яковлев Виктор Ильич (02.11.1942 - 12.04.2012)

Яковлев Виктор Ильич (02.11.1942 - 12.04.2012)

Заместитель директора СКП по ремонту и обслуживанию оборудования с 1994 по 2005 год.

Ясинский Александр Ибрагимович (20.07.1929 - 16.05.2019)

Ясинский Александр Ибрагимович (20.07.1929 - 16.05.2019)

Начальник центра экономики и финансов генерального департамента развития с 1995 по 1998 г., Заслуженный экономист РСФСР, Почетный гражданин г. Тольятти.

Часто мы говорим о "Жигулях", когда какая модель появилась, насколько надежными они себя показали, но, сегодня, хотелось бы рассказать Вам о человеке, который курировал испытания первых Фиатов в СССР и разработал легенду советского автопрома ВАЗ 2101 - Соловьёв Владимир Сергеевич.

Начнем немного с общей истории: 4 мая 1966 года между FIAT и Минавтопромом было подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве. А в том же году, 1 октября 1966 года, главным конструктором Волжского автомобильного завода был назначен тот самый Соловьёв Владимир Сергеевич. Уже в качестве начальника, Соловьёв подобрал себе 2-х помощников: Георгия Константиновича Шнейдера (специалиста по двигателям с УАЗ) и Бориса Сидоровича Поспелова (специалиста с завода ГАЗ). И вот, в июле 1966 года, в СССР прибыли первые FIAT (не удивляйтесь, несмотря на то, что Соловьёва назначили только в октябре, - работать с Фиатами он начал с самого начала), сразу выскочили проблемы: во-первых, двигатель, установленный на машине, был устаревшим (с нижним расположением распредвала, что напрочь убивала возможность модернизации двигателя); во-вторых, спустя небольшой период времени, буквально рассыпались задние дисковые тормоза. Все эти претензии были предъявлены FIAT и приняты для доработки "советского варианта", разве что BENDIX (фирма-изготовитель тормозов) отказалась убирать тормозные диски, пытаясь удовлетворить потребностям прихотливого климата, но все-таки сдались и установили барабанные.
Итак, давайте кратко опишем, чем отличался ВАЗ 2101 и FIAT 124R (R потому что Russia):
- Новый двигатель с верхним распредвалом, который долгое время использовался в качестве основного на Классике;
-Кузов стал более прочным, крепким, ну и по мелочи (дверные ручки заменили, на бамперы поставили клыки);
-Новая конструкция заднего моста - пятиштанговый (взамен реактивной трубе);

В целом еще много разных изменений - на схеме будут представлены основные изменения.

Вклад Соловьева в развитие советского автопрома этим не ограничивается: во время войны, в 1941 году, он занимал должность конструктора ГАЗ и разрабатывал трансмиссию для танка Т-70; с 1942 года стал ведущим конструктором и спроектировал трансмиссию для ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-69, ГАЗ-12, ГАЗ-13. Для Волжского автомобильного завода он спроектировал ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и работал над проектом ВАЗ-1111 "ОКА". Но, все-же, главной заслугой (несмотря на внушительный список) стала "НИВА", вышедшее из под пера мастера. Умер Соловьев Владимир Сергеевич 16 июня 1975 года.

Как нам кажется, такие люди, как Соловьев В.С., находятся в нужное время в нужном месте. Если бы в СССР не было такого высококлассного инженера, то страшно представить, какая судьба ждала бы ВАЗ.

Спасибо за прочтение. Помимо этой статьи, Вашему вниманию мы представляем другие интересные статьи:

28 (16 по старому стилю) января 1853 года в семье известного историка, профессора Сергея Михайловича Соловьёва родился сын — Владимир. Человек, которому суждено было стать главной надеждой и главным разочарованием в истории русской философии

Большие надежды и образовательные «приключения»

Не заметить исключительное раннее дарование Владимира было невозможно. Но невозможно и было не увидеть, насколько это мятущийся человек, склонный к экстравагантному позёрству и психозу.

В 1869 году он поступает на историко-филологический факультет Московского университета. Через год переводится на естественное отделение физико-математического факультета. Потом сдаёт экстерном экзамены за полный курс историко-филологического и признаётся кандидатом наук. Любопытно, сошли бы с рук такие метания другому студенту, который не был сыном ректора университета? На этом образовательные «приключения» Соловьёва не закончились — он поступает в Московскую духовную академию и год слушает в ней богословские курсы.

Такой интерес к религии был необычен для студентов той эпохи, бывших, как правило, материалистами, позитивистами и атеистами в духе тургеневского Базарова. В отличие от них, Соловьёв глубоко заинтересовался религией, идеалистической философией, мистикой и сверхъестественным. В 1874 году Соловьёв защищает магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», в которой подвергает полному разгрому лишённое глубины, идей, духа направление западной мысли. На него возлагают большие надежды славянофилы — мощный ум Соловьёва должен дать философию истинно русскую, православную, которая окажется глубже и оригинальнее измельчавшей западной.

Первые шаги: всё дальше от истинного Бога

Тогда ещё никто не знал, насколько грязным и болезненным был источник соловьёвского мистицизма. Позднее в эротическом рассказе «На заре туманной юности» Соловьёв описал своё приключение в поезде на Харьков со случайной попутчицей как мистическое явление ему Вечной Женственности, сопровождавшееся приступом психоза или падучей. Не Бога он искал в своей мистике, а эту «женственность», постепенно воплотившуюся в его сознании в образ космической мировой души — «Софии».

Поскольку философский идеализм Соловьёва был связан с такой мистикой, то и дальнейшее его развитие уводило его всё дальше от истинного Бога. В 1875 году он отправляется в командировку в Лондон, где в библиотеке Британского музея изучает европейский и индийский мистицизм, сочинения древних еретиков-гностиков, а также еврейскую Каббалу, не брезгует и обычным оккультизмом и спиритизмом. Соловьёва интересует каббализм с его учением об Эйн Соф, всеедином божестве, заключающем в себе все возможности будущего мира. Мир же является не действительно сотворённым Богом, а лишь истечением из него. По сути, эта иудейская версия пантеизма станет основой идей Соловьёва о «всеединстве» и «Софии» — учения, которое исказило нормальное развитие русской философии.

Эротические фантазии о «Софии» охватывают молодого философа снова. Он отправляется в Египет, в пустыню, бродит по ней в цилиндре, его едва не убивают бедуины, но, по его словам, «мистическая возлюбленная» снова является ему. Вернувшись в Каир, Соловьёв сочиняет на французском языке, частично автописьмом, философский трактат «София», который претендует на то, чтобы быть откровениями небесной избранницы. Когда этот трактат, наконец, был опубликован, он оказался, впрочем, конспектом вполне обычных для Соловьёва идей, часть из которых были заимствованы из древнего гностицизма и каббализма, а часть — из философии немца Фридриха Шеллинга.

Эта черта, философская хлестаковщина, в чём-то даже остапо-бендеровщина, отсутствие интеллектуальной честности будет уводить Соловьёва к всё менее благородным высказываниям и поступкам. А позёрство — стремление изображать из себя мистика, аскета (при вполне распущенной жизни), мудреца и пророка — стало основой соловьёвского стиля жизни. Длинная всклокоченная борода, длинные нечёсаные волосы, неустроенный быт, существование за счет друзей и любовниц — всё это должно было придавать философу ауру загадочности.

«Это был высоко одарённый человек с разнообразными познаниями, с недюжинным талантом поэтическим и с крупным талантом философским, — писал немало общавшийся с ним знаменитый русский богослов архиепископ Антоний (Храповицкий). — Но он вовсе не был аскетом и вовсе не был человеком искренним. Слишком ранняя знаменитость, с 23 лет от роду, нравственно извратила. Потребность в огромной восторгающейся аудитории есть своего рода алкоголизм, и он почти всегда соединяется впоследствии с алкоголизмом запойным, что и случилось с бедным Владимиром Сергеевичем ещё в молодости. Он был форменный алкоголик, и в этом заключалась причина его недолгой жизни».

Соловьев и славянофилы: поддержка и последующее разочарование

С его противостоянием характерному для революционных кругов материализму и либерализму Соловьёв сохраняет популярность в консервативных и славянофильских кругах. С ним одно время дружат Фёдор Достоевский и Константин Леонтьев, ему покровительствует издатель главной консервативной газеты России Михаил Катков. В 1877 году Соловьёв публикует работу «Философские начала цельного знания», в которой выражено старое его неприятие европейского рационализма и эмпиризма. Потом в патриотическом порыве едет ненадолго на войну против Турции.

Критикам выступление Соловьёва показалось просто плагиатом из философии позднего Шеллинга. Это не совсем верно, хотя сам Соловьёв манипулировать ложными обвинениями в плагиате очень любил. Соловьёв очень близко воспроизводил ключевые идеи Шеллинга, но текст у него не крал. Однако интеллектуальная несамостоятельность и попытки выдать чужие идеи за свои здесь несомненны, как и то, что под громким названием скрывалась форменная ересь.

Соловьёв учил, что в Боге существует два начала и для своей полноты Бог должен познать себя через «другое», для чего и создаёт мир. Однако мир отпадает от Бога действием «мировой души», а целью всей всемирной истории, «богочеловеческого процесса», становится воссоединение мира с Богом. Это воссоединение осуществляется в Богочеловеке — Христе, которого Соловьёв, однако, понимает не как Бога Истинного, второе лицо Святой Троицы, а как творческую силу мира.

По сути, Соловьёв в очередной раз воспроизвёл старое учение гностиков — Абсолют, Всеединое выкатывается за пределы себя, деградирует на границах, а потом мучительно собирает себя обратно к единству. Этот ход мысли совершенно обесценивает личное человеческое существование и вообще любую индивидуальность, оказывающуюся лишь помаркой на далёких «украинах» Абсолюта. Мысль, составляющая суть христианской ортодоксии, о том, что Бог может сотворить человека как нечто совершенно иное по отношению к Себе, а затем даровать ему спасение, обожение, полноту благодатных сил, но сохранить в нём индивидуальное, Соловьёву попросту не приходит. Как и Абсолют гностиков, его «всеединое» — это поглощающий Абсолют, «переваривающий» всё индивидуальное и исторически конкретное в бесформенную массу.

Разумеется, приняв такую метафизику, Соловьёв не мог не возненавидеть и то конкретное, что было дано ему вблизи, — Россию как государство и как нацию, как самобытную цивилизацию, призванную к оригинальности и к самостоянию.

Впервые этот резко антигосударственный пафос проявился в произнесённой 28 марта 1881 года публичной речи против смертной казни. Философ, по сути, потребовал от Императора Александра III не казнить цареубийц-народовольцев, увенчавших свою многолетнюю террористическую «охоту» за Александром II первомартовской расправой на Екатерининском канале. Соловьёв отлично понимал, что его псевдохристианская фразеология о милосердии и прощении врагов прикрывает одобрение цареубийства, так нравящееся либеральной публике. И не отказался собрать свою жатву восторгов и аплодисментов.

За антимонархическую провокационную выходку последовала справедливая расплата — Соловьёву надолго было запрещено чтение публичных лекций, а его бывшие друзья славянофилы всё больше отворачиваются от него. В ответ он начинает атаку на славянофильские идеи и вообще идеологию русской национальной и цивилизационной самобытности. Фактически Соловьёв серьёзно развивает основы российского либерально-русофобского дискурса «принудительной многонациональности» и «народа скрепы».

Послужить Ватикану: идефикс о воссоединении Католицизма и Православия

Идефикс Соловьёва в этот период становится «воссоединение Церквей» — Римско-католической и Православной — и установление всемирной теократии, то есть непосредственной власти Бога (то есть, на самом деле, вымышленной им «Софии»). При этом он категорически отрицает церковную истину Православия, утверждая мнимую правоту римского папства. Однако в истории папство лишено ныне второго меча — светского могущества.

Этим мечом, по мысли Соловьёва, и должны стать российские императоры, которые должны подчиниться папству, подчинить ему Россию и стать вооружённым отрядом на службе Ватикана. Задача русских, учил Соловьёв, состоит не в том, чтобы укреплять оригинальную цивилизацию и суверенную государственность, а, наоборот, в том, чтобы «принести в жертву Богу наш национальный эгоизм» и признать себя «органической частью великого христианского тела», то есть папства.

Тем самым отрицался многосотлетний духовный опыт византийских и русских святых, которые решительно отвергали латинские ереси и жили непосредственно по благодати Духа Святого, созидавшего и наполнявшего Святую Русь. Вместо созидания Руси в духовном движении к Богу Владимир Соловьёв предложил ей самоупразднение в фантазии послужить опорой чужой светской власти, чужому глобальному проекту.

Один из первых глобалистов

По сути, Соловьёв был одним из первых в России убеждённых глобалистов. И этого глобалистского пафоса не смог скрыть и лукавый русский мессианизм, якобы провозглашаемый им. Из всех стран одна Россия призвана строить земное Царство. А это значит, что России, подчинившейся всемирной теократии папства, суждено всемирное владычество, могущество, богатство и слава. «Начав призывом России к смирению и самоотречению, он кончает обещанием ей диктатуры над всем миром. Такова ирония судьбы Соловьёва: ни один эпигон славянофильства в самых дерзких своих мечтах не доходил до такой национальной гордыни», — иронизировал биограф Соловьёва Константин Мочульский.

Однако это было абсолютно лживое обещание могущества. Больше всего оно напоминало искушение диаволом Христа в пустыне: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4: 6-8).

Неслучайно со стороны Императора-славянофила Александра III последовал в 1890 году суровый вердикт в ответ на просьбы разрешить распространение соловьёвских писаний: «Сочинения его возмутительны и для русских унизительны и обидны».

«Некоторое неуклюжее здание»: полемика с Данилевским

Особенную ненависть питал Соловьёв к Николаю Данилевскому, великому русскому мыслителю, произведшему революцию в исторической мысли созданием концепции локальных цивилизаций — культурно-исторических типов. Концепция Данилевского прямо уничтожала глобалистские фантазии Соловьёва. Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись. Разные цивилизации никогда в полной мере не постигнут друг друга, да это и нежелательно, так как продуктивная сила цивилизаций в истории именно в разнообразии. Русским нужно не следовать всемирным фантазиям, а укреплять свой культурно-исторический тип, чему и должно служить русское государство.

Соловьёв буквально возненавидел Данилевского за то, что тот «соорудил некоторое неуклюжее здание, которое стоит на моей дороге». После его смерти он начал кампанию ожесточённых нападок на теоретика русской цивилизации в либеральном «Вестнике Европы». В средствах посмертного опорочивания оппонента философ не стеснялся. «Когда в каком-нибудь лесу засел неприятель, — рассуждал он, — то вопрос не в том, хорошо или дурно стоит лес, а в том, как бы его получше поджечь».

Начав полемику с Данилевским с попытки в очередной раз утвердить свой «сверхнародный» мечтательный проект и с попыток откровенно унизить русских, которые якобы культурно бесподобны, Соловьёв дошёл до лживых обвинений Данилевского в плагиате у немецкого мыслителя Генриха Рюккерта. Когда в 1950-е годы американский славист Роберт Макмастер начал разбираться в обвинениях Соловьёва, он поразился степени их цинизма. Соловьёв брал цитаты из Данилевского и приписывал их Рюккерту, книг которого никто из его читателей, разумеется, в глаза не видел. После чего мнимыми цитатами из Рюккерта (на самом деле из Данилевского) Соловьёв обосновывал мнимый плагиат Данилевского. Поскольку Соловьёв ещё и был редактором философского отдела Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, он позаботился о том, чтобы его ложь о Данилевском попала во все справочные издания.

Борьба с «русской национальной исключительностью » и панмонголизм

Пропаганда Соловьёва по национальному вопросу, его борьба с «русской национальной исключительностью» в значительной степени были подчинены большому «заказу». В 1880-е годы под влиянием знакомых, и особенно женщин, Соловьёв превращается в фанатичного полонофила и юдофила. Интересы этих «угнетаемых» в Российской Империи, по его мнению, меньшинств он ставит гораздо выше интересов национального русского большинства, жившего именно в ту эпоху под знаком идеологии «Россия для русских и по-русски». Большинство его современников были уверены, что философ принял католицизм. Точнее, игнорировал разницу между православием, в котором был рождён, и католицизмом, а потому тайно причащался у католиков.

В 1890-е годы латиномудрствующее беснование Соловьёва становится немного более прикровенным. Он возвращается к чистой философии и проповеди своей метафизики и этики. Современники высоко оценили его трактат по этике «Оправдание добра», в котором он, впрочем, подробно порассуждав об испанской, о французской, немецкой национальных идеях, упомянул о русской в придаточном предложении, посреди абзаца, посвящённого восхвалению поляков.

Игру в «пророка» Соловьёв теперь реализовал через концепцию «панмонголизма» — России грозят столкновения и жестокая война с Китаем. Его стихотворение «Панмонголизм» вновь содержит ряд пассажей, полных ненависти к Православию, принятому от «растленной Византии», и к «Третьему Риму».

Заканчивалось стихотворение сладострастным мечтанием о сокрушении России: «Как саранча, неисчислимы / И ненасытны, как она, / Нездешней силою хранимы, / Идут на север племена. / О Русь! забудь былую славу: / Орёл двуглавый сокрушён, / И жёлтым детям на забаву / Даны клочки твоих знамён. / Смирится в трепете и страхе, / Кто мог завет любви забыть. / И Третий Рим лежит во прахе, / А уж четвёртому не быть».

Двуглавый орёл был сокрушён в итоге не китайцами, а воспитанной на писаниях Соловьёва российской религиозной интеллигенцией. Именно она, напитавшись от Соловьёва ядом его лжепророчеств, преобразовала его в стихи и изречения, направленные против самодержавия. «Наш царь — Цусима» (Константин Бальмонт), «Самодержавие от Антихриста» (Зинаида Гиппиус), «И мы поднимем их на вилы» (Александр Блок). Роль продолжателей Соловьёва, поэтов-символистов, в кровавой революции 1905 года ещё оценена недостаточно.

Последним соловьёвским «цветком зла» стала книга «Три разговора». В ней есть немало замечательных мест, таких как полемика толстовства с его «непротивлением злу силой» и апология войны. Ярко поразила современников «краткая повесть об Антихристе», в которой была изображена сущность конца времён. Однако и здесь с каждой страницы сочится яд: то проповедь растленного сектантства и мистического распутства: «А ты греши да не кайся», то изображение православных как сообщества, которое интересуется только церковными древностями и готово предать ради них Христа. Жалить Церковь Соловьёв не переставал до последней минуты.

Последние дни: скипидар и позёрство

Сорокасемилетнего философа свела в могилу наркомания: «Комната, где он жил, обыкновенно пропитывалась запахом скипидара. Этой жидкости он придавал не то мистическое, не то целебное значение. Он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты… Неоднократно старались друзья предостерегать его относительно опасности злоупотребления скипидаром, но он до самого последнего времени проявлял необычайное упрямство в этом вопросе». Развившийся синдром почечной недостаточности свёл призрачную надежду русской философии в могилу.

Предсмертные дни Соловьёва летом 1900 года были отмечены теми же чертами позёрства. Он исповедовался и причастился у православного священника. Однако на совет припомнить ещё грехи (а многие из них вроде хулы на Церковь были общеизвестны) ответил отказом — ничего не вспомнил. Лжепророку было некогда, потому что он не оставил позы даже на смертном одре. «Мешайте мне засыпать, заставляйте меня молиться за еврейский народ, мне надо за него молиться», — заявил он и стал громко читать псалом по-еврейски.

Чьё место занял Соловьёв на философском пьедестале?

Трагедия Владимира Соловьёва была не только в том, что он лично не оправдал надежд на то, что станет крупнейшим русским самобытным философом. Трагедия заключалась ещё и в том, что Соловьёв занял в общественном сознании чужое место, которое по праву должно было принадлежать Виктору Несмелову, одному из самых оригинальных и сильных философов, которые когда-либо родились не только в России, но и на земле. Оригинальная философская система преподавателя Казанской духовной академии была строго православной и при этом исключительно глубокой, придавая ценность не всеединству, но каждому человеку через непосредственную связь его ума, его богосознания с самосознанием самого Бога. Несмелов был философ глубочайший, но не модный и не годившийся для подрыва основ русской цивилизации, поэтому его постарались не заметить. Некоторое внимание на него обратил только Николай Бердяев.

Заворожённые эпигоны

Все остальные были заворожены Соловьёвым. «Соловьёвская школа» в русской философии, к которой принадлежали С. Н. и Е. Н. Трубецкие, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, А. Ф. Лосев и многие другие, десятилетиями блуждала ложными путями. Она искала мистического философского суккуба — Софию — не в области демонов, где он, конечно, пребывал, а в самой сущности Божией. Отец Сергий Булгаков дописался до того, что София — это начало единства в Святой Троице. В этот момент ересь софианства была осуждена и будущим патриархом Сергием, и Синодом Русской Зарубежной Церкви, но, как ни странно, до сих пор модна среди православной интеллигенции.

Ещё более существенна отравленность русской мысли внедрённым в неё Соловьёвым кодом «всеединства». Соловьёвство звало человека слиться с неким «всем», обесценивало всё индивидуальное и конкретное, своеобразное и своеобычное, в том числе русское национальное начало и Россию, обрекавшиеся в жертву соловьёвской утопии.

Повторения продолжателями Соловьёва мантры о «всеединстве» затмили безупречно точную формулировку А. С. Хомякова «Церковь — единство Божией благодати, живyщей во множестве pазyмных твоpений, покоpяющихся благодати». Бог един, а творений много. И Он призывает каждое из творений во всей его исторической конкретности жить по благодати и обрести спасение.

Соловьев В С

Советский конструктор автомобилей, первый главный конструктор Волжского автомобильного завода (ВАЗ). В 1941 окончил с отличием автомобильный факультет Горьковского индустриального института. С июля 1941 – конструктор КЭО ГАЗ. Принимал участие в разработке трансмиссии для танка Т-70 и самоходной установки СУ-76М. С 1942 ведущий конструктор. Проектировал агрегаты трансмиссии легковых автомобилей Победа, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69, ГАЗ-12 ЗИМ. Впервые на заводе разработал для ГАЗ-12 задний мост с гипоидной главной передачей. Впервые в стране разработал и внедрил резиновые самоподжимные манжеты для уплотнения валов, стальные детали с фосфатным антизадирным покрытием. Участвовал в создании масла для гипоидных передач. Был ведущим конструктором легковых автомобилей Волга ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Участвовал в проектировании автомобиля ГАЗ-13 Чайка. С 1951 руководитель группы, а с 1953 начальник бюро легковых автомобилей и заместитель главного конструктора. С 1965 главный конструктор по легковым автомобилям. С октября 1966 – главный конструктор строящегося Волжского автомобильного завода (ВАЗ), где возглавил работы по ВАЗ-2101. Руководил разработкой и выпуском легковых автомобилей ВАЗ моделей 21011, 2102, 2103, 2106, а также разработкой модели 1101 (прототип Оки). Главной работой В.С.Соловьева на ВАЗе стало создание полноприводного автомобиля Нивы ВАЗ-2121. В 1971 по его предложению началось проектирование плавающего легкового автомобиля ВАЗ-2122. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции, медалями ВДНХ.

Анатомия


Разработкой «Нивы» занимался один из ведущих дизайнеров ВАЗа В.Семушкин. Одновременно с поиском художественно-конструкторского решения кузова создавался передний ведущий и управляемый мост. Его конструкция в нынешнем виде сложилась лишь к 1975 г. после приобретения документации на шарнир «Рцеппа». Но еще за год до этого начались государственные испытания новых вездеходов. Им предстояло пройти несколько десятков тысяч километров в самых разных климатических зонах. Как водится, для сравнения, в этих тестах должны были участвовать и аналогичные машины ведущих мировых компаний. Но в том-то и дело, что таковых не было! «Ниве» с ее полуторалитровым двигателем пришлось тягаться с более крупными Land Rover, Range Rover и нашим УАЗ-469. Более или менее в одном «весе» с нею выступал экспериментальный Иж-14. И волжские внедорожники выдержали госиспытания на «пять»! По их результатам в конструкцию ВАЗ-2121 внесли незначйтельные изменения, и в апреле 1977-го во время работы в Москве Всесоюзного съезда колхозников были выпущены первые «Нивы». Но Владимиру Сергеевичу не суждено бьшо стать свидетелем триумфального появления его детища в Первопрестольной. За год с небольпшм до этого праздничного дня он скончался.



Лучшим памятником ему стало свидетельство на промышленный образец № 4444 от 6 августа 1974 г. на легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
Но наш рассказ не будет полным, если мы не упомянем еще об одном эпизоде, связанном с созданием «Нивы». Дело в том, что это был единственный советский вездеход, изначально предназначенный только для гражданских целей. И Владимир Сергеевич решил доказать, что «Нива» может нести и армейскую службу. В 1974 г. под его руководством началась проработка армейского автомобиля-амфибии ВАЗ-2122. Дизайнер В. Еремеев разработал полномасштабный деревянный макет, а вскоре был изготовлен и опытный образец. Проведенные испытания показали полную жизнеспособность предложенной В. Соловьевьш концепции небольшого маневренного подвижного внедорожника. Но то ли армия засомневалась, что такой маленький джип действительно настолько вынослив, то ли амфибии ей были не нужны, но проект отправили на полку а прототип, известный под именем «Река», — в Военный автомобильный музей в Рязани.

Читайте также: