Состав совета главных конструкторов

Обновлено: 26.04.2024

«Ещё в тридцатые годы С.П. Королёв достаточно ясно понял, что создание ракет - это, прежде всего, коллектив.

Именно поэтому начиная с 1946 г. С.П. Королёв стал собирать у себя совещания Главных конструкторов, которым была поручена разработка отдельных бортовых и наземных систем и агрегатов ракет дальнего действия. На этих совещаниях обсуждались проблемы и задачи, стоящие перед создателями ракет в настоящее время и в будущем.

Обычно С.П. Королёв председательствовал на таких совещаниях и начинал само совещание примерно такими словами: «Мы здесь собрались, чтобы посоветоваться. » Далее следовали конкретные вопросы задачи, выносимые на данное совещание, т. е. то, что обычно называется повесткой дня. Поскольку С.П. Королёв был назначен правительством Главным конструктором ракет дальнего действия, то «главная скрипка» в назначении повестки дня каждого совещания принадлежала Сергею Павловичу.

Слово «посоветоваться» и было тем звеном, которое превратило совещания Главных в Совет главных. Действительно, с легкой руки Сергея Павловича, ещё задолго до введения термина «Совет главных», уезжая к С.П. Королёву, они говорили своим помощникам: «Поехал на совет к Королёву». Или когда на другой день после совещания их спрашивали, где они были вчера, то они отвечали: «Были на совете у Королёва». Так что термин «Совет главных» родился коллективно.

Но только талант С.П. Королёва как руководителя и организатора, его неуёмная энергия превратили Совет главных конструкторов в коллективный орган, определяющий научно-технические и
методические направления ракетных разработок, а также организацию, управление, координацию всех работ в нашей стране в области ракет дальнего действия.

Действительно, каждое направление работ по ракетам дальнего действия было поручено разным отраслям промышленности, т. е. министерствам. Совет Министров СССР вынужден был создать
специальный комитет по взаимодействию этих министерств. Следует оговориться, что этот спецкомитет охватил все ракетные разработки в нашей стране. Уже ясно было, что основными заказчиками ракет дальнего действия будут Министерство обороны СССР и Академия наук СССР. Но деятельность министерства и спецкомитета носила в основе своей организационный характер на своём уровне. […]

В работу Совета Сергей Павлович вкладывал весь свой талант учёного, инженера, руководителя, организатора и человека.

Подготовка каждого заседания Совета для него была своеобразной школой самовоспитания, а также воспитания своих ближайших соратников с единственной и главной целью - в кратчайшие сроки, с максимальным рационализмом, переходящим порою в беспощадность к своему здоровью, превратить себя и своих соратников в крупных деятелей ракетно-космической науки и техники, делая при этом основной упор на прикладной характер всех проводимых работ, т. е. создание реальных конструкций.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Общие сведения

Для управления системой научно-технических разработок потребовался координационный орган, каковым стал совет главных конструкторов, которые принимали все важные решения, на заседаниях этой команды принимались решения всех принципиальных и текущих вопросов космической программы. Несмотря на то, что совет имел неформальный характер, его члены обладали необходимыми полномочиями для формирования направления развития советской ракетно-космической программы и смежных исследований, что упоминают в своих воспоминаниях члены совета, другие участники проекта и исследователи отрасли.

В первый совет вошли главные конструкторы предприятий, которые занимались ракетно-космической программой на руководящих должностях с 1946 года:

  • Владимир Бармин — директор ГСКБ «Спецмаш», главный конструктор стартовых комплексов;
  • Валентин Глушко — главный конструктор ОКБ-456, разработка ЖРД;
  • Сергей Королёв — главный конструктор ОКБ-1, разработка ракет-носителей, спутников, баллистических ракет и других изделий этого направления;
  • Николай Пилюгин — заместитель главного конструктора НИИ-885 М. С. Рязанского по автономным системам управления, с февраля 1947 года главный конструктор;
  • Михаил Рязанский — главный конструктор НИИ-885 по аппаратуре радиосвязи для ракет;
  • Виктор Кузнецов — главный конструктор НИИ судостроительной промышленности гироскопических командных приборов.

Эта команда иногда называется «великолепная шестёрка». На часто использующейся в литературе фотографии шести конструкторов, снятой на Байконуре в 1954 году, нет Кузнецова, но есть Богомолов, которого отдельные авторы называют членом «великолепной шестёрки».

Около 1954 года советский космический проект вплотную приблизился к решению задачи отправки человека в космос. В связи с расширением круга решаемых задач в совет были введены новые специалисты:

  • Мстислав Келдыш — с 1950 года научный руководитель НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов.
  • Алексей Богомолов — с 1954 года руководитель космического сектора ОКБ МЭИ, разработчик аппаратуры для средств радиотелеметрии и траекторных измерений.
  • Владимир Котельников — с 1954 года директор Института радиотехники и электроники АН СССР.

В состав совета в разное время также входили:

  • Георгий Бабакин
  • Алексей Исаев
  • Семён Косберг
  • Михаил Янгель
  • Владимир Челомей, возглавивший совет в 1961 г.

Противоречия

Несмотря на то, что С. П. Королёву удалось на длительное время сплотить под своим руководством видных советских учёных в сфере ракетно-космической техники, необходимо учитывать, что в космонавтике они были фигурами не менее важными, чем Королёв. Между членами совета сохранились противоречия и старая, длящаяся годами, а подчас десятилетиями, хотя и нигде не афишируемая борьба и антагонизм, часто переходящий за рамки сугубо научных противоречий и выходящий на уровень межличностных конфликтов (к примеру, между Янгелем и Челомеем, между Челомеем и Королёвым, между Королёвым и Глушко, между Королёвым и Янгелем, и так далее). По воспоминаниям Бориса Чертока в 1960 году обострились проблемы во взаимоотношениях Глушко и Королёва, которые окончательно завели в тупик взаимодействие между членами совета после запуска человека в космос в 1961 году. Необходимо особо отметить, что несмотря на остроту противоречий между членами совета, ни Королёв, ни кто-либо ещё из числа членов совета, не позволяли себе публичной критики своих оппонентов и шагов, которые могли быть истолкованы как выходящие за рамки приличия, при том, что каждый конструктор, разумеется, старался перетянуть «одеяло на свою сторону» в плане обеспечения государственной поддержки собственных проектов и сокращения, либо поглощения конкурирующих структур. Критика соперников, при этом, носила сугубо технический и весьма вежливый характер, но это не отменяло её бескомпромиссной сути и, как по этому поводу вспоминал позже С. Н. Хрущёв, — на тот момент заместитель главного конструктора ОКБ-52 В. Н. Челомея, — он получал от своего руководителя негласное указание: на заседаниях научно-технических советов «топить» как бесперспективные те проекты конкурирующих конструкторских бюро, бесперспективность которых не была доказана, — и Челомей это понимал, — но развитие которых шло вразрез с теми проектами, которые разрабатывались в его собственном конструкторском бюро (в случае изменения политической конъюнктуры в стране, Челомей ожидал, и небезосновательно, точно таких же шагов от Королёва и других своих конкурентов, а потому пользовался своим служебным положением и неформальными связями с Генеральным секретарём ЦК КПСС, как, впрочем, и другие конструктора, имевшие своих негласных покровителей из числа кандидатов и членов Политбюро ЦК). Причём, не только межличностные конфликты довлели над учёными, — от каждого из членов совета, как от руководителя той или иной научно-исследовательской, научно-производственной или опытно-конструкторской организации, зависело сохранение и увеличение числа рабочих мест на курируемых ими предприятиях, укрупнение штатов, расширение производственной базы, ведь за каждым членом совета стояли тысячи научно-технических и инженерно-технических работников, военнослужащих и гражданских лиц участвующих в проектах, занятость которых и обеспечение их работой напрямую зависело от стойкости и успешности в отстаивании их начальниками собственной позиции перед высшим военно-политическим руководством страны.

При всём накале противостояния, даже в кругу ближайших знакомых из числа коллег, подчинённых и доверенных лиц, учёные вели себя весьма сдержанно, как и подобает персонам такого уровня, и не позволяли себе каких-либо резких выпадов в адрес оппонентов, — даже в конфиденциальном разговоре Королёв позволял себе лишь посетовать в отношении Челомея: «Челомей и то, Челомей и сё, Челомей всё берет в свои руки». Несмотря на напряжённые отношения Королёва с Янгелем, известно, что Королёв приезжал к Янгелю в Днепропетровск и они провели несколько дней на рыбалке, на Днепре, обсуждая ситуацию в ракетостроении, ситуацию в стране и вырабатывая совместный план действий. Свидетели событий тех лет из числа лиц, поддерживавших доверительные отношения со многими из указанных учёных, единодушны в том, что ни Королёв к Челомею, ни Челомей к Королёву с откровенной враждебностью не относились. Один из ведущих сотрудников Челомея — Г. А. Болтянский рассказывал, что Челомей любил ставить Королёва в пример другим как сильную личность. А сотрудники Королёва И. В. Лавров и М. С. Флорианский вспоминали, как Королёв посылал своё «посольство» к Челомею для налаживания деловых контактов. Как отмечает по этому поводу А. П. Соловьёв, история противостояния двух ракетных гениев — Челомея и Королёва — заслуживает если не отдельной книги, то фильма уж точно. В этом плане можно сказать, что С. П. Королёву силой собственного авторитета и организационных способностей удалось создать такой орган, который долгое время выполнял не только совещательные функции, но и являлся дискуссионной площадкой для поиска компромисса и примирения конфликтующих сторон, каждая из которых имела большой вес и значение в определении направления развития ракетно-космических технологий, как военного, так и гражданского назначения.

Попытки возрождения

В начале 2000-х гг. делались попытки воссоздать Совет генеральных конструкторов, как совещательный орган при Президенте РФ (наряду с аналогичными советами по другим вопросам), который бы определял направление развития вооружений, военной техники и изделий гражданского назначения.

1. Внести в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 754 "О Совете генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Председателе Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 43, ст. 4944) следующие изменения:
а) в наименовании и пункте 1 слова "при Председателе Правительства Российской Федерации" исключить;

б) пункт 1 Постановления признать утратившим силу в части утверждения состава Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Председателе Правительства Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемый состав Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Состав Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики

Иванов С.Б. - Заместитель Председателя Правительства Российской
Федерации (председатель Совета)

Фурсенко А.А. - Министр образования и науки Российской Федерации
(заместитель председателя Совета)

Андреев А.А. - генеральный директор закрытого акционерного общества
"Трансмашхолдинг" (по согласованию)

Бетелин В.Б. - директор учреждения Российской академии наук Научно-
исследовательского института системных исследований
РАН, академик Российской академии наук

Боев С.Ф. - вице-президент открытого акционерного общества
"Акционерная финансовая корпорация "Система",
генеральный конструктор открытого акционерного
общества "Концерн "Радиотехнические и информационные
системы" (по согласованию)

Валеев Д.Х. - главный конструктор открытого акционерного общества
"КАМАЗ" (по согласованию)

Вареных Н.М. - директор федерального государственного унитарного
предприятия "Федеральный научно-производственный
центр "Научно-исследовательский институт прикладной
химии"

Верба В.С. - генеральный директор - генеральный конструктор
открытого акционерного общества "Концерн
радиостроения "Вега" (по согласованию)

Гапликов С.А. - заместитель Руководителя Аппарата Правительства
Российской Федерации

Гаранин С.Г. - главный конструктор федерального государственного
унитарного предприятия "Российский федеральный
ядерный центр - Всероссийский научно-
исследовательский институт экспериментальной физики"

Дамьяно Э.С. - генеральный директор общества с ограниченной
ответственностью "Объединенный инженерный центр"
(по согласованию)

Демченков В.П. - заместитель главного конструктора по системам
радиационной разведки и мониторинга государственного
научного учреждения "Центральный научно-
исследовательский и опытно-конструкторский институт
робототехники и технической кибернетики"

Джанджгава Г.И. - президент открытого акционерного общества "Концерн
"Авионика" (по согласованию)

Ивах А.Ф. - директор по проектированию и технологиям -
генеральный конструктор общества с ограниченной
ответственностью "Объединенная двигателестроительная
корпорация" (по согласованию)

Каблов Е.Н. - генеральный директор федерального государственного
унитарного предприятия "Всероссийский научно-
исследовательский институт авиационных материалов"

Капустин В.М. - генеральный директор открытого акционерного общества
"ВНИПИнефть" (по согласованию)

Коваленко Ю.А. - генеральный директор федерального государственного
унитарного предприятия "Всероссийский
электротехнический институт им. В.И. Ленина"

Ковальчук М.В. - директор учреждения Российской академии наук
Института кристаллографии имени А.В. Шубникова РАН,
директор федерального государственного учреждения
"Российский научный центр "Курчатовский институт"

Коннов В.П. - временно исполняющий обязанности генерального
директора федерального государственного унитарного
предприятия "Ордена Трудового Красного Знамени
федеральный научно-производственный центр по
радиоэлектронным системам и информационным
технологиям имени В.И. Шимко"

Красников Г.Я. - генеральный директор открытого акционерного общества
"Научно-исследовательский институт молекулярной
электроники и завод "Микрон", академик Российской
академии наук (по согласованию)

Лопота В.А. - президент открытого акционерного общества "Ракетно-
космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева",
генеральный конструктор пилотируемых космических
комплексов (по согласованию)

Макаров А.А. - директор учреждения Российской академии наук Института
молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН,
академик Российской академии наук

Мисник В.П. - генеральный директор - генеральный конструктор
федерального государственного унитарного предприятия
"Ордена Трудового Красного Знамени центральный
научно-исследовательский институт "Комета"

Набиуллина Э.С. - Министр экономического развития Российской Федерации

Назиров Р.Р. - заместитель директора учреждения Российской академии
наук Института космических исследований РАН

Пашин В.М. - научный руководитель - директор федерального
государственного унитарного предприятия "Центральный
научно-исследовательский институт имени академика
А.Н. Крылова"

Петреня Ю.К. - технический директор открытого акционерного общества
"Силовые машины" (по согласованию)

Платонов А.П. - директор автономной некоммерческой организации
"Российский научно-исследовательский институт
развития общественных сетей" (по согласованию)

Погосян М.А. - генеральный директор открытого акционерного общества
"Авиационная холдинговая компания "Сухой", генеральный
директор открытого акционерного общества "Российская
самолетостроительная корпорация "МиГ" (по согласованию)

Резнев А.А. - начальник НИИ-1 ФСБ России

Рубан А.Д. - заместитель директора учреждения Российской академии
наук Института проблем комплексного освоения недр
РАН, член-корреспондент Российской академии наук

Рыбин В.В. - первый заместитель генерального директора
федерального государственного унитарного предприятия
"Центральный научно-исследовательский институт
конструкционных материалов "Прометей", член-
корреспондент Российской академии наук

Рыжов С.Б. - генеральный конструктор открытого акционерного
общества "Ордена Трудового Красного знамени и ордена
труда ЧССР опытное конструкторское бюро "Гидропресс"
(по согласованию)

Семенов В.Г. - генеральный директор открытого акционерного общества
"ВНИПИэнергопром" (по согласованию)

Сидоров Ю.В. - генеральный директор открытого акционерного общества
"Концерн "Созвездие" (по согласованию)

Созинов П.А. - главный конструктор навигационной аппаратуры
потребителей ГЛОНАСС/GPS, первый заместитель
генерального конструктора - заместитель генерального
директора открытого акционерного общества "Концерн
ПВО "Алмаз-Антей" (по согласованию)

Трегер Ю.А. - генеральный директор общества с ограниченной
ответственностью "Научно-исследовательский
инженерный центр "Синтез" (по согласованию)

Урличич Ю.М. - генеральный конструктор глобальной навигационной
спутниковой системы ГЛОНАСС, генеральный директор
федерального государственного унитарного предприятия
"Российский научно-исследовательский институт
космического приборостроения"

Филачев А.М. - генеральный директор федерального государственного
унитарного предприятия "Научно-производственное
объединение "Орион"

Хаитов Р.М. - директор федерального государственного бюджетного
учреждения "Государственный научный центр "Институт
иммунологии" Федерального медико-биологического
агентства, академик Российской академии наук

Хлунов А.В. - директор Департамента науки, высоких технологий и
образования Правительства Российской Федерации
(ответственный секретарь Совета)

Шибитов А.Б. - генеральный директор открытого акционерного общества
"Вертолеты России" (по согласованию)

Шматко С.И. - Министр энергетики Российской Федерации

Шмелев Е.Н. - главный конструктор открытого акционерного общества
"АвтоВАЗ" (по согласованию)

Совету конструкторов, который создается в судостроении, предстоит в короткий срок решить важнейшие задачи. Гражданские суда и боевые корабли, которые закладываются на отечественных верфях, - продукты самых высоких технологий. Реализовать прорывные проекты можно только консолидированными усилиями.

Не секрет, что судостроение оказалось в гораздо более трудном положении, чем, например, авиастроение. Предприятия отрасли на протяжении долгого времени фактически не имели заказов. Выживали в этих условиях, как могли. В том числе за счет слияния в холдинги и концерны. Сейчас только в судовом приборостроении шесть концернов.

К сожалению, слияния никак не повлияли на общую консолидацию в работе по одним и тем же направлениям. В итоге, по словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники минпромторга Максима Кочеткова, у нас нет совместной идеологии или позиции, нет единого понимания, куда движемся, как движемся и для чего вообще что-то делаем. Каждый концерн живет сам по себе, отстаивает только ему понятные и выгодные направления.

В нынешних условиях, уверен Кочетков, это стало недопустимо. Тем более что научным организациям, конструкторским бюро и промышленности предстоит решать сложнейшие задачи по проектированию и строительству морской техники новейших поколений. Прежде чем принимать какое-то научно-техническое решение, надо убедиться, что в данных условиях оно единственно верное и обеспечит настоящий прорыв по наиболее важному направлению.

Как пояснил "Российской газете" Максим Кочетков, Совет главных конструкторов создается для рассмотрения научно-технических вопросов и принятия решений по перспективным направлениям развития и создания, а также организации производства судовых машин, механизмов и приборов. То есть всего того, чем насыщается корпус любого гражданского судна и боевого корабля. Об этом подробно говорится в Положении "О Совете Главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения".

Головной научной организацией определен Крыловский центр в Санкт-Петербурге. Возглавит Совет, по положению, заместитель главы Минпромторга России, курирующий судостроение. В рамках Совета будут сформированы две подгруппы. Первая станет отвечать за судовое машиностроение, а вторая за судовое приборостроение.

Интересен состав Совета. В него включаются представители всех ведущих концернов и предприятий. Всего не менее пятнадцати человек. За редким исключением это не руководители, а люди, занимающиеся практической конструкторской работой. Например, от ЦКБ МТ "Рубин", где проектируют атомные подводные лодки, в Совет войдет заместитель гендиректора, главный конструктор направления В. Фролов. От Зеленодольского ПКБ, проектирующего боевые корабли и гражданские суда, заместитель главного инженера А. Володиков.

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" Максим Кочетков, изначально ставилась цель - собрать в одной команде не менеджеров, пусть и очень эффективных, а тех, кто занимается реальным проектированием и понимает техническую суть судостроения. При этом в одной команде находятся специалисты по подводным лодкам, надводным боевым кораблям, гражданским судам и морской робототехнике. Это объясняется тем, что создается Совет главных конструкторов не по "корпусам" или вооружению, а по машиностроению и приборостроению. По тому, чем оснащается любой корабль - подводный, надводный, военный и гражданский. Именно здесь сегодня требуется добиться максимальной унификации и оптимизации всех узлов и агрегатов.

В нашей стране будет строиться высокотехнологичный флот фактически нового поколения.

Президентский Указ "О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники" снял очень многие вопросы и четко определил полномочия и ответственность тех людей, кому поручено создавать оружие новых поколений.

В СССР генконструктор обладал реальной властью и в своем конструкторском бюро, и в подведомственной ему промышленности. Он имел право сам набирать кадры, устанавливать им дополнительное денежное вознаграждение, выбирать поставщиков, а если требовалось, даже организовывать строительство новых предприятий и полигонов.

Во многом благодаря уникальному институту генконструкторов наша страна при минимальных затратах создала военно-стратегический паритет с НАТО. Однако после 1991 года все стало меняться.

И когда появилась возможность вкладывать немалые средства в развитие промышленности, в создание перспективного вооружения, стало очевидно, что генеральные конструкторы лишены тех полномочий, которые и позволяли им оперативно принимать неординарные решения, в кратчайшие сроки добиваться поистине выдающихся результатов.

Новые собственники оборонных предприятий не только забрали у них право распоряжаться деньгами, но и стали назначать генеральными конструкторами самих себя или менеджеров из числа "экономистов-юристов". В результате качество конструкторских разработок снизилось, себестоимость их выросла.

Не редкостью стали и настоящие провалы, когда и большие деньги были затрачены, и работа шла, а на выходе получался ноль.

Теперь все будет по-другому. Правда, в условиях существующей экономической формации генеральным конструкторам невозможно вернуть все те полномочия, которыми они обладали в советские времена. Однако их новый статус позволяет создателям боевой техники разговаривать с владельцами предприятий на равных, а не быть лишь просителями.

Очень важно, что звание генконструктора с соответствующими полномочиями присваивается только по решению ВПК.

Претендовать на высокую должность отныне могут лишь настоящие профессионалы, имеющие высшее техническое образование, ученую степень доктора наук и стаж работы в оборонке на инженерно-конструкторских должностях не менее десяти лет.

Генконструктор получает право принятия решений по ресурсному обеспечению проекта, реализуемого под его руководством, в том числе по финансовым вопросам. То есть, если он обосновывает стоимость предстоящих работ, ему обязаны выделить требуемую сумму. Получил он право реально влиять и на кадровую политику.

Немаловажно то, что генконструктору запрещено владеть акциями тех структур, которые вовлечены в реализацию проекта.

Появление указа о генеральном конструкторе очень своевременно. В кратчайшие сроки необходимо создать и запустить в серию технику поистине нового века. Авиастроители, к примеру, вплотную подошли к началу проектирования истребителя шестого поколения. А это значит, что одновременно надо создавать материалы, из которых строится самолет, тоже нового поколения. Вся авионика должна быть шестого поколения. Двигатели и вооружение, соответственно, тоже.

Не меньшим прорывом во всем авиастроении станет создание перспективного комплекса дальней авиации, который иногда называют бомбардировщиком пятого поколения. Хотя основным его вооружением будут, скорее всего, ракеты, причем гиперзвуковые. Над такими ракетами работы идут полным ходом, и они должны появиться одновременно с перспективным авиакомплексом.

Огромное внимание уделяется робототехнике. В скором времени роботы должны практически полностью заменить человека при ведении саперных работ по разминированию.

Осенью прошлого года на одном из подмосковных полигонов демонстрировались боевые гусеничные роботизированные комплексы. Они способны вести разведку, самостоятельно выявлять вражеские огневые позиции, причем делать это по полету пули или снаряда. Эти роботы имеют достаточное вооружение и могут оказать хорошую огневую поддержку мотострелкам, без которых исход боя все равно не решишь.

Беспилотники станут служить не только на земле или в воздухе, но и на флоте. Уже решен вопрос об охране важных акваторий подводными и надводными роботизированными комплексами. Они не только своевременно выявят всех нарушителей защищаемых границ, но будут в состоянии обнаруживать и обезвреживать мины.

Ожидается революция и в стрелковом вооружении. В войска и в спецслужбы поступят автоматы и пистолеты нового поколения, для которых уже разработаны боеприпасы нового типа.

Начнется полное обновление парка отечественной колесной и гусеничной бронетехники. На базе новых платформ, которые покажут на Параде 9 Мая, создаются принципиально новые танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, артиллерийские и ракетные установки, инженерные машины.

Перечисленное - лишь часть той военной программы, реализация которой началась совсем недавно. И успех ее зависит прежде всего от профессионализма инженерно-конструкторского корпуса оборонки, от грамотной организации работы тех, кто создает оружие России.

Обеспечивать своевременное и главное - качественное выполнение самых сложных задач как раз и должны генеральные конструкторы, если так можно выразиться, тоже нового поколения.

Читайте также: