Совет главных конструкторов апк безопасный город

Обновлено: 19.04.2024

Методические рекомендации АПК "Безопасный город" построение (развитие), внедрение и эксплуатация

(одобрены на заседании Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 22.04.2015 (протокол N 5))

Методические рекомендации разработаны и утверждены МЧС России, как главным координатором по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" и главным распорядителем бюджетных средств (протокол МВК от 25.09.2014 N 3).

Методические рекомендации разработаны в целях реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р, и выработки единых подходов в работе органов государственной власти и местного самоуправления при выполнении всего комплекса мероприятий по созданию и внедрению АПК "Безопасный город" в муниципальных районах и городских округах.

Методические рекомендации отражают основные положения единых требований к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, направленных на реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и вопросов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Методические рекомендации разрабатываются МЧС России, утверждаются в установленном порядке и могут быть скорректированы в ходе реализации Концепции построения и развития АПК "Безопасный город" с учетом опыта пилотных регионов и инновационных решений.

Методическими рекомендациями следует руководствоваться при организации и проведении мероприятий по созданию, внедрению и развитию АПК "Безопасный город".

Авторский коллектив: Гаршин В.В., Диденко С.Л., Исхаки А.И., Качанов С.А., Кузнецов О.Б., Макарьин А.И., Нехорошев С.Н., Онищук Ю.Ю., Якимюк О.В.

1.1. Настоящий регламент устанавливает общие правила организации функционирования рабочей группы (совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город") для обеспечения методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее по тексту - Совет главных конструкторов).

1.2. В соответствии с Положением о Совете главных конструкторов, утвержденным председателем Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" 13 октября 2016 года N 7882п-П4, регламент Совета главных конструкторов определяет порядок реализации следующих основных направлений его деятельности:

подготовка заключений о соответствии технических заданий и проектной документации по построению сегментов аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасный город" действующим руководящим документам;

разработка проектов организационно-методических, нормативно-технических и информационно-справочных документов, обеспечивающих построение и развитие АПК "Безопасный город" в Российской Федерации, а также предложений и рекомендаций для принятия решений Межведомственной комиссией по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

1.1. Регламент Совета главных конструкторов предназначен для обеспечения эффективного взаимодействия с ним федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, заинтересованных в решении поставленных задач по внедрению и развитию АПК "Безопасный город", а также для обеспечения внутренней деятельности Совета главных конструкторов.

2. Подготовка заключений о соответствии технических заданий и проектной документации по построению сегментов АПК "Безопасный город" действующим руководящим документам

2.1. Совет главных конструкторов принимает на рассмотрение технические задания и проекты на создание сегментов АПК "Безопасный город", а также другую документацию в рамках компетенции Совета главных конструкторов, поступающую от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с учетом выполнения следующих требований:

б) документ рассмотрен и одобрен на заседании межведомственной рабочей группы субъекта Российской Федерации по внедрению и развитию АПК "Безопасный город" (соответствующий скан протокола прилагается к сопроводительному письму);

в) документ утвержден заместителем высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, курирующим вопросы АПК "Безопасный город", и согласован начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

2.2. Документация, принятая Советом главных конструкторов к рассмотрению, в сроки до 7 рабочих дней проверяется на её соответствие следующим руководящим документам по вопросам построения и развития АПК "Безопасный город":

Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р;

Единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";

Методические рекомендации "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город": построение (развитие), внедрение и эксплуатация";

другие документы, введенные в действие во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года N Пр-1175.

2.3. В случае несоответствия рассматриваемой документации нормативным правовым, организационно-методическим или нормативно-техническим документам по вопросам построения и развития АПК "Безопасный город" соответствующее заключение с результатами оценки соответствия документации, поступившей из субъекта Российской Федерации, требованиям действующих руководящих документов по вопросам построения и развития АПК "Безопасный город" подписывается заместителем Председателя Совета главных конструкторов - Генеральным конструктором АПК "Безопасный город".

2.4. Заключение направляется в обратный адрес субъекта Российской Федерации с сопроводительным письмом, подписанным Председателем Совета главных конструкторов.

2.5. При полном соответствии документации, принятой к рассмотрению Советом главных конструкторов, Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", Единым требованиям к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", Методическим рекомендациям "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город": построение (развитие), внедрение и эксплуатация", а также другим документам, введенным в действие во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года N Пр-1175, Председатель Совета главных конструкторов подписывает письмо о согласовании поступившей документации без замечаний.

3. Разработка проектов организационно-методических, нормативно-технических и информационно-справочных документов, обеспечивающих построение и развитие АПК "Безопасный город" в Российской Федерации

3.1. В соответствии с Положением о Совете главных конструкторов, утвержденным председателем Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" 13 октября 2016 года N 7882п-П4, Совет главных конструкторов разрабатывает методические документы, необходимые для реализации мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город" (методические рекомендации, типовые технические задания и т.п.), справочные материалы о ходе реализации построения и развития АПК "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации, предложения по созданию и внедрению новых технологий и компонентов, использование которых обеспечит более высокий технический уровень АПК "Безопасный город".

3.2. Разработка проектов новых организационно-методических, нормативно-технических и информационно-справочных документов из перечня, приведенного в пункте 3.1., а также актуализация уже действующих документов выполняется под руководством заместителя Председателя Совета главных конструкторов - Генерального конструктора АПК "Безопасный город" в соответствии с годовой "дорожной картой", утвержденной на заседании Совета главных конструкторов.

3.3. Разработанные проекты организационно-методических, нормативно-технических и информационно-справочных документов по вопросам построения и развития АПК "Безопасный город" рассматриваются на заседаниях Совета главных конструкторов.

3.4. В зависимости от уровня значимости разработанного проекта документа по вопросам построения и развития АПК "Безопасный город" на заседании Совета главных конструкторов принимается решение о его утверждении или одобрении.

3.5. Рабочая группа информирует субъекты Российской Федерации о принятых решениях об утверждении организационно-методических, нормативно-технических или информационно-справочных документов по вопросам построения и развития АПК "Безопасный город" в течение 10 рабочих дней со дня подписания соответствующего протокола заседания Совета главных конструкторов.

3.6. В случае одобрения на заседании Совета главных конструкторов проекта документа он направляется Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город", для его дальнейшего рассмотрения и утверждения.

Заместитель Министра Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, заместитель Председателя
Межведомственной комиссии по вопросам,
связанным с внедрением и развитием систем
аппаратно-программного комплекса
"Безопасный город"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Регламент рабочей группы (совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город") для обеспечения методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (утв. МЧС России 7 декабря 2016 г.)

download PDF

13 апреля состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса (АПК) технических средств «Безопасный город». Это было первое в этом году заседание, в 2015-м комиссия вместо запланированных четырех раз собиралась лишь дважды. Утвержденного плана работы у комиссии нет, что также добавляло в ситуацию неопределенности. Один из участников совещания рассказал о том, как оно проходило.

Комиссия под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина собралась расширенным составом. Отдельно были приглашены представители Росгидромета и Ростехнадзора. Также присутствовал заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Николай Овсиенко.

Дмитрий Рогозин попросил МЧС России организовать тщательную проверку внедрения сегментов АПК «Безопасный город» в таких регионах как Ростовская, Мурманская, Костромская, Тульская области, Республика Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ. Прозвучали слова о том, что «продолжается хаотичное внедрение отдельных систем (единый номер «112», комплексы оповещения, видеонаблюдения, фото- и видеофиксации, ГЛОНАСС) вне рамок, заданных в Концепции построения и развития АПК «Безопасный город».

Отдельно подчеркнули необходимость внедрения комплекса в Арктике, субъектах принимающих ЧМ-2018 и в Крыму.

Заместитель Министра МЧС России Александр Чуприян доложил о нынешнем состоянии работ по внедрению АПК и подходе при финансировании этой работы. На его взгляд, в области построения АПК «Безопасный город» несколько проблем:

1. При построении сегментов АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации зачастую не соблюдаются принципы, заложенные в Концепции, Единых технических требованиях, Методических рекомендациях, Типовом техническом задании.

2. Некоторые регионы делают системную ошибку, выдавая за АПК «Безопасный город» фрагментарное внедрение отдельных систем и выделяя на них серьезный объем финансирования, зачастую сопоставимый со стоимостью внедрения всего комплекса решений АПК «Безопасный город». Например, город Новомосковск Тульской области внедряет обычную геоинформационную систему, не интегрируя ее ни с номером «112», который у него уже есть, ни с системами оповещения. Но при этом власти декларируют внедрение АПК «Безопасный город», подменяя, таким образом, одно понятие другим.

3. Работа межведомственных рабочих групп по реализации Концепции носит формальный характер. Видимое отсутствие персональной ответственности руководителей и членов этих групп за конечный результат построения АПК «Безопасный город» на территории своих регионов существенно влияет на качество принимаемых решений.

4. Технические задания, которые предоставляются в Совет Главных конструкторов (СГК), не отражают специфику территории и являются, как правило, калькой с типового технического задания, разработанного МЧС России. Иными словами, представляемые технические задания слишком часто имеют правильную форму, нужное количество запятых, но абсолютно пусты с точки зрения их смыслового содержания. Становится понятно, что конкурс по ним объявлять не собираются, и представление их в СГК - формальность. Именно поэтому на сегодняшний день МЧС согласовало технические задания только для 25 регионов, по всем остальным технические задания рассмотрены и возвращены на доработку. Осознавая проблемы, которые существуют у регионов при создании технических заданий, министерство выделяет своих специалистов из института ГО и ЧС, чтобы помочь доработать технические задания в соответствии с установленными требованиями.

5. Руководство субъектов Российской Федерации считает реализацию Концепции не приоритетной задачей и часто готово выделять деньги только на проектирование, а не на построение целостного АПК. Зачастую субъекты РФ запускают конкурсы на построение систем фото-видеофиксации нарушений ПДД и весо-габаритного контроля отдельно от остальных систем «Безопасного города», не думая об интеграции. Отрицательным примером таких непродуманных внедрений являются Республика Дагестан и Мурманская область.

Заместитель министра обратил внимание руководителей субъектов, что на данном этапе финансирование построение сегментов АПК «Безопасный город» осуществляется за счет средств региональных бюджетов. Поэтому игнорировать конкурсы на построение систем фото-видеофиксации и весо-габаритного контроля нельзя, поскольку доход, который может быть сформирован за счет получения штрафов от правонарушений, зафиксированных этими системами, может быть направлен, в том числе, и на финансирование других сегментов АПК «Безопасный город».

Главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк, докладывая по вопросу «О разработке и согласовании проекта регламента межведомственного взаимодействия и информационного обмена федеральных органов исполнительной власти в рамках построения, развития и эксплуатации АПК «Безопасный город» сообщила, что остаются неснятыми вопросы взаимодействия с системами территориальных органов федеральной исполнительной власти в рамках АПК «Безопасный город».

Закрытость вертикалей информатизации и необходимость правительственных решений для получения жизненно-важной муниципалитету информации требует активных совместных усилий по информационному обмену в рамках АПК «Безопасный город».

По мнению Оксаны Якимюк, проблему на уровне федеральных органов исполнительной власти должен решить специальный, который формализует процессы взаимодействия и единый порядок обмена данными для всех участников информационного взаимодействия внутри АПК «Безопасный город».

Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной думы Ирина Яровая отметила, что проблема отсутствия исполнительской дисциплины носит знакомый характер. По ее мнению, до сих пор не обеспечено выполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 года Пр-1293ГС. Она предложила внести изменения во все отраслевое законодательство, чтобы при реализации мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» «требовать и координировать», а не просить.

Кроме того, депутат предложила стандартизировать расходы на оборудование путем составления реестров рекомендуемого «железа».

«Сделало день» Межведомственной комиссии слово первого заместителя Министра МВД России Александра Горового. Поблагодарив МЧС за организацию работы в рамках по «Безопасному городу», он в немедленно обрушился с критикой на применяемые подходы. Эту позицию он озвучивал уже не раз, и выступление было, во-многом, предсказуемым. Обратившись к руководителям субъектов, он назвал их «главными по определению приоритетов», а роль комиссии – вспомогательной. Кроме того Александр Горовой фактически встал на защиту регионов, выразив озабоченность проблемами конъюнктуры рынка, финансирования социальных и правоохранительных программ. Силовик в очередной раз попросил вернуться к первоисточнику – перечню поручений Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 г. Пр-1293ГС, где приоритетом было определено обеспечение безопасности и правопорядка на улицах.

По данным МВД, в стране функционируют 164 тысячи видеокамер, 1500 пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция», совместно с ФСБ России развернуты 1500 камер. И эти зоны ни в какие АПК интегрироваться не будут.

Горовой отметил, что 70% всех преступлений на улицах Москвы раскрываются с помощью видеокамер. Отматываются вплоть до 12-часового контроля передвижений автомобиля или гражданина.

Отдельно замминистра упомянул ситуацию на территории Красноярского края, где новое руководство Сибирского регионального центра МЧС России пытается поменять формат существующей системы «Безопасный город», которую Горовой строил в должности начальника ГУВД по Красноярскому краю.

Также он отметил, что МВД России не согласовало Концепцию построения развития АПК «Безопасный город» – предложения министерства не были учтены. Нельзя согласиться по вопросу, к примеру, первоочередности внедрения сегментов комплекса. Горовой предложил «нанизывать» на существующий «правоохранительный сегмент» остальные сегменты АПК. По его мнению, ни в одном субъекте нет положительного опыта эксплуатации «Системы-112», а сама система – дополнительное, дублирующее структурное образование, искажающее информацию при ее доведении до экстренных служб.

Также он напомнил, что за последние годы в МВД России сократили 337 тысяч человек личного состава. При этом сложность задач растет, в том числе, из-за таких крупных массовых мероприятий, как будущий Чемпионат мира по футболу.

Александр Горовой закончил доклад обещанием довести свою позицию до максимально дозволенного уровня.

После этого выступил заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Николай Овсиенко, который выразил солидарность с предыдущим спикером по поводу приоритетности «правоохранительного сегмента» АПК «Безопасный город», вместе с тем, одобрив и подходы МЧС России к комплексному решению задачи.

Овсиенко внес предложение рассмотреть возможность производить и поставлять оборудование для АПК «Безопасный город» в рамках государственного оборонного заказа, уже на этапе проектирования закладывать протоколы сопряжения с серверами Росгвардии, МВД России, ФСБ России, обеспечивать резервное копирование и защиту информации.

Дмитрий Рогозин попросил обратить внимание на выступление Александра Горового, а если ситуация обстоит именно так, как доложил первый заместитель Министра МВД, то цель «Системы-112» не ясна и нужно принимать жесткое решение. Предложение Николая Овсиенко также нашло поддержку.

«Супостатов кормить, еще чего? Все можем сами. Хороший полугражданский заказ для оборонки», - отметил вице-премьер.

Подводя итог вопросу регламентов межведомственного взаимодействия, участники заслушали представителей Росгидромета, Ростехнадзора, ФСБ России и Минтранса России.

По вопросу «Об актуализации Единых требований к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город» и плане работы Межведомственной Комиссии на 2016 год Рогозин попросил выступить ответственного секретаря Комиссии – председателя наблюдательного совета компании «Техносерв» Алексея Ананьева.

Он заявил, что главная задача АПК «Безопасный город» – интеграция данных со всех уже существующих и перспективных систем на муниципальном уровне – обеспечивается с помощью создания единой интеграционной платформы, функции которой детально прописаны в Единых требованиях. По мнению ответственного секретаря, интеграционная платформа – это комплекс программно-технических средств, построенный на базе открытых протоколов и решающий проблему фрагментации данных. Иными словами, интеграционная платформа должна служить технологическим основанием для автоматического сопряжения разнородных информационных систем и интеграции данных. Алексей Ананьев предположил 3-уровневую платформу: муниципалитет, регион, федеральный уровень.

Отвечая на критику Горового, представитель «Техносерва» заявил, что главный акцент сделан на обеспечение работы «силовых ведомств», после чего предложил взять еще квартал и одобрить Единые требования на следующем заседании Комиссии.

Далее об опыте реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации докладывали представители субъектов РФ.

Первый заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев сообщил о заключенном в феврале с ПАО «Ростелеком» контракте на построение сегментов АПК «Безопасный город» в пилотных муниципальных образованиях области. И хотя ПАО «Ростелеком» еще не завершил конкурсные процедуры по выбору субподрядчика, Алсуфьев уже сообщил о том, что проектировщики из ГК «Техносерв» проводят проектно-изыскательские работы.

Олег Мантулин, секретарь совета безопасности Белгородской области, общими фразами сообщил о неминуемом выполнении плана на территории области.

Заместитель председателя правительства Липецкой области Александр Никонов доложил о модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО), развертывании комплексной систем экстренного оповещения населения (КСЭОН), «Системы-112», рубежей контроля «Кордон», системы мониторинга окружающей среды, что в логике предыдущих выступающих могло быть заклеймено как «хаотическое внедрение».

Последним заслушанным представителем регионов стал переведенный на должность начальника Сибирского регионального центра из центрального аппарата МЧС России генерал-лейтенант Сергей Диденко, один из идеологов и сторонников Концепции.

Согласно его мнению, основными постулатами практической направленности для обеспечения внедрения АПК «Безопасный город» являются:

  1. Приведение всех единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в состояние готовности к приему функционала АПК «Безопасный город»;
  2. Переход от реагирования к предупредительным мерам;
  3. Управление рисками во всех муниципальных образованиях сразу;
  4. Передача данных и управление ситуацией именно теми службами, функционал которых наиболее отвечает характеру случившейся кризисной ситуации.

До последнего момента сохранялась интрига по поводу последнего вопроса – «Об определения ПАО «Ростелеком» в качестве базовой организации для внедрения на территории Российской Федерации подсистем АПК «Безопасный город». Как известно, письмо президента компании Сергея Калугина по тематике заслушиваемого вопроса в адрес главы государства не встретило категорического отказа. Вопрос уже снимался с заслушивания, но буквально за день до заседания был вновь занесен в порядок ведения.

Интересно отметить, что находившиеся на связи регионы доклад президента Калугина не услышали, поскольку были намеренно отключены.

Президент «Ростелекома» предложил определить конкретные органы исполнительных субъектов Российской Федерации в качестве региональных операторов безопасности, внедрить технологической инструмент реализации функций регионального оператора безопасности. Его Калугин представляет виде единой технологической платформы (ЕТП), созданной путем доработки и расширения функционала существующей Региональной интеграционной платформы и Муниципальной интеграционной платформы (КСА РИП/МИП). Функционировать ЕТП должна на базе ЕСОП (единого стека открытых протоколов). Также Сергей Калугин предложил ввести единого технологического оператора всей инфраструктуры АПК «Безопасный город» (очевидно, ПАО «Ростелеком)».

Желающих высказаться по результатам выступления не нашлось, и заседание было объявлено завершенным.

Протокол заседания ожидается к концу мая и будет размещен на сайте МЧС России.

download PDF

В Москве (Дом Правительства Российской Федерации, Ситуационный центр) состоится заседание Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город», с участием руководителей субъектов Российской Федерации (в режиме видеоконференции на базе территориальных органов МЧС России). Мероприятие пройдет 20 декабря 2016 года. Комиссия является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций по функционированию и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации.

На повестке будут рассмотрены следующие темы:

1. О реализации поручений Председателя Правительства Российск5ой Федерации от 16 августа 2016г. №ДМ-П4-4887.
Доклад: МЧС России.
2. О создании типовых решений в области реализации сегментов АПК «Безопасный город».
Доклад: Ответственный секретарь Межведомственной комиссии.
3. Об утверждении регламентов организационного и информационного межведомственного и межуровневого регламента взаимодействия в рамках построения АПК «Безопасный город» и единых требований к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город».
Доклад: генеральный конструктор АПК «Безопасный город».
4. О ходе реализации АПК «Безопасный город» в субъектах, принимающих мероприятия Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Доклад: ФСБ России.
5. Об источниках и формах финансирования построения сегментов АПК «Безопасный город» на территории Российской Федерации.
Доклад: МЧС России.
6. О предложениях полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабича по вопросу развития АПК «Безопасный город».
Доклад: МЧС России.

Кроме того, определен состав участников. Состав рабочей группы (Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город») для обеспечения организационно-технической и методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город»:

  • Чуприян А.П. – заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (председатель рабочей группы)
  • Якимюк О.В. – научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (заместитель председателя рабочей группы)
  • Онищук Ю.Ю. – научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (секретарь рабочей группы)
  • Акимов В.А. – начальник федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России»
  • Большов Л.А. – директор федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук»
  • Варламов К.В. – директор Фонда развития интернет-инициатив
  • Гарбук С.В. – заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований
  • Зацаринный А.А. – заместитель директора федерального государственного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук»
  • Ливанский А.Г. – начальник центра федерального казенного учреждения «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД России
  • Мокров Б.А. – заместитель начальника подразделения центра ФСБ России
  • Семенов А.К. – директор департамента программ развития Минтранса России
  • Ферапонтов А.В. – заместитель руководителя Ростехнадзора
  • Щербинин М.В. – заместитель начальника подразделения центра ФСБ России

Также известен состав рабочей группы (технологического комитета аппаратно-программного комплекса «Безопасный город») для обеспечения научно-технической поддержки Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город»:

На открытом заседании Совета главных конструкторов АПК «Безопасный город» обсудили ряд ключевых вопросов.

«Безопасный город» для реализации ESG-повестки регионов

10 февраля на Испытательном стенде «Безопасного города» состоялось открытое заседание Совета главных конструкторов АПК «Безопасный город», на котором присутствовал врио главы МЧС России Александр Чуприян.

По информации пресс-службы АПК «Безопасный город», темой обсуждения стала обработка больших данных в контуре «Безопасного города», формирование необходимых мощностей для реализации задач комплекса и создание системной архитектуры ключевых решений проекта, а также был поднят вопрос о разработке и принятии национального стандарта по статистическому сбору данных для муниципальных образований и объектов.

Генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк отметила, что «Безопасный город» концептуально трансформировался из узконаправленной системы обеспечения правопорядка в многоотраслевой инструмент развития человекоцентричной модели управления регионом и реализации ESG-повестки регионов.

Концептуальное усложнение и совершенствование комплекса требует изменения основных институтов, ответственных за развитие и реализацию «Безопасного города» в субъектах, в частности – Совета главных конструкторов АПК «Безопасный город».

Совет представляет собой рабочую группу для обеспечения методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем «Безопасного города», деятельность которой направлена на эффективное взаимодействие между органами исполнительной власти разных уровней и организаций, заинтересованных в внедрении и развитии комплекса.

Генеральный конструктор предложила расширить функции Совета, сделать его работу более открытой и привлечь к обсуждению вопросов комплекса представителей федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, научных и деловых кругов. Инициатива предполагает создание внутри Совета главных конструкторов АПК «Безопасный город» комитетов по транспорту, экологии, общественному порядку, коммунальному хозяйству, координации работы служб и ведомств и их взаимодействию.

В настоящее время Совет главных конструкторов АПК «Безопасный город» ведет работу по подготовке заключений о соответствии технических заданий и проектной документации по построению сегментов аппаратно-программного комплекса действующим руководящим документам и разработке проектов организационно-методических, нормативно-технических и информационно-справочных документов, обеспечивающих построение и развитие АПК «Безопасный город» в Российской Федерации.

В ходе заседания Андрей Мишурный, руководитель проектного офиса «Безопасный город» выделил в качестве ключевых проблем при создании систем поддержки принятия управленческих решений нехватку комплексных систем мониторинга и данных на местах для построения прогнозной аналитики «Безопасного города».

Как отмечается в пресс-релизе, в ходе выполнения НИОКР было разработано 10 прогнозных и аналитических моделей (ПАМ) по байесовской теории по широкому спектру угроз (включая землетрясения, наводнения, лесные пожары, выбросы опасных химических веществ и другие угрозы). Вероятность и достоверность прогноза методик может достигать 87–90%, однако для этого необходимы данные. Разработчики прогнозных методик учли рекомендации РАН России, теперь методики будут строиться не только на базе исторических, но и синтетических данных, включающих оценки экспертов.

В этой связи поднимается вопрос о разработке и принятии обязательного национального стандарта по статистическому сбору данных для муниципальных образований и объектов.

Данный национальный стандарт будет включать перечень и формат хранения требуемых данных, представитель ГК «Ростех» убежден, что принятие подобного национального стандарта не повлечет за собой серьезных управленческих или технических изменений, а сбор этих данных не требуют больших объемов хранения.

Читайте также: