Совет главных конструкторов по вооружениям и технике

Обновлено: 15.05.2024

Легендарный «королевский» Совет главных конструкторов… Возникший как неформальное объединение руководителей предприятий («Мы здесь собрались, чтобы посоветоваться…»), очень скоро он превратился в официальный орган, на котором принимались решения по важнейшим вопросам создания ракетного щита нашей страны. В первый состав совета вошли шесть человек: Сергей Королев, Валентин Глушко, Владимир Бармин, Михаил Рязанский, Николай Пилюгин и Виктор Кузнецов. Каждый из них отвечал за определенное направление работ. Системами управления («мозгом») первых советских баллистических ракет, первых отечественных спутников, в том числе и самого первого, занимался Николай Пилюгин. Сергей Павлович Королев ласково называл его Колюня.

КРАСНОСЕЛЬСКОЕ ДЕТСТВО, МОСКОВСКАЯ ЮНОСТЬ

Николай Алексеевич Пилюгин родился 5 мая (18 мая по новому стилю) 1908 года в Красном Селе под Санкт-Петербургом в семье нижнего чина российской кавалерии. Там же, в окружении солдат и лошадей, прошло его детство. Там же он пошел в школу.

Начавшаяся 1-я мировая война и сначала Февральская, а затем и Октябрьская революции кардинально изменили жизнь многих людей, в том числе и Пилюгиных. В 1918 году семья была вынуждена переехать сначала в Москву, где отец устроился работать в Совнарком кучером, а затем, спасаясь от голода, в село Ахтуба под Саратовом.

Однако и вдали от столицы жизнь не была сытой и легкой. Кругом бушевала Гражданская война со всеми ее трудностями и бедами. В 1919 году умерли мать и сестра Николая. Воспитание оставшихся в живых детей легло на плечи отца. Спустя два года все они возвратились в Москву.

Свой трудовой путь Николай Пилюгин начал в 1926 году, в Центральном Аэрогидродинамическом институте имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), куда он устроился работать слесарем после окончания девяти классов школы. Довольно быстро он освоил ремесло и стал файнмехаником — особо квалифицированным мастером своего дела.

Молодого рабочего, который не только выполнял порученное ему дело, но и частенько давал дельные советы инженерам, заметил Андрей Николаевич Туполев и направил его на учебу. В 1930 году Николай Алексеевич поступил в Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, которое окончил в 1935 году.

Его дипломный проект — пояснительная записка, чертежи — был посвящен разработке прибора «Жирограф», предназначенного для записи результатов измерений угловых скоростей самолета. Своим появлением этот прибор обязан инициативе студента Пилюгина. Правда, изложенную в дипломной работе идею выпускник смог воплотить в «железо» уже после своего возвращения в ЦАГИ. Прибор-самописец, закрепленный на фюзеляже самолета, регистрировал на бумаге малейшие изменения положения машины относительно трех осей. Расшифровка записи на земле позволяла составить картину поведения самолета в воздухе. Более полувека «Жирограф» применялся в авиации при летных испытаниях и доводке самолетов.

До 1941 года Пилюгин продолжал трудиться в ЦАНИ, а затем перешел в отделившийся от него Летно-испытательный институт, где занимался разработкой самолетной автоматики, в том числе автопилотов.

В 1943 году он окончил аспирантуру Московского авиационного института, защитил кандидатскую диссертацию.

РАКЕТНАЯ ТЕМА

В 1944 году произошло знакомство Пилюгина с ракетной техникой. Как перспективного специалиста, его перевели на должность начальника отдела в НИИ-1. Ему вместе с группой сотрудников предстояло по доставленным туда частям и обломкам немецкой баллистической ракеты «Фау-2» изучать конструкцию невиданной по тем временам техники. Пилюгин возглавил работы по изучению системы управления, так как уже имел достаточный опыт для подобных исследований. За год работы ему удалось не только досконально изучить трофейную технику, но и фактически усовершенствовать ее. Пока, правда, на теоретическом уровне. О собственных разработках речи тогда не шло, сначала надо было разобраться в «ракетном наследии рейха».

Результаты деятельности Пилюгина были высоко оценены и специалистами, и правительством. За эту работу по ходатайству наркома вооружений Дмитрия Устинова он был награжден медалью «За отвагу».

Не совсем понятно, почему именно этой медалью, а не, скажем, орденом Трудового Красного Знамени. Но, возможно, было в этой работе нечто, чего не сохранила история, что заставило наркома говорить именно об этой, а не о другой награде.

В последующие годы все баллистические ракеты и космические аппараты, разрабатываемые Королевым, имели «мозги от Пилюгина».

Много позже один из сослуживцев посвятил Пилюгину такие строки:

Ракета — она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное — мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит — летать!

Я долго пытался узнать имя автора этих строк, но, кроме многократного цитирования в различных статьях, посвященных памяти Пилюгина, так ничего и не нашел. А строки-то примечательные. И пусть не блещут изяществом, зато отражают суть того процесса, которому посвятил свою жизнь Николай Алексеевич.

По-настоящему инженерный талант Пилюгина как ученого и конструктора раскрылся при разработке систем управления баллистической ракеты Р-5М — первого отечественного носителя ядерного оружия. При разработке системы управления ракетного комплекса были решены задачи, которые в дальнейшем обеспечили преимущества автономных систем управления перед радиосистемами. Особенно по точности поражения цели, наиболее значимой характеристике ракетного оружия.

В апреле 1956 года за создание ракеты Р-5М Николай Алексеевич вместе с другими главными конструкторами был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Следующей знаковой работой Пилюгина стала разработка системы управления первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, знаменитой «семерки», впоследствии ставшей базой для космических носителей «Спутник», «Луна», «Молния», «Восток», Восход», «Союз» и других. Задача, которую пришлось решать конструкторам, была чрезвычайно сложной и ответственной. Такого в мире никто еще не делал. Но, как и многое другое, и эта задача была выполнена с блеском. С помощью Р-7 в октябре 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли.

За создание «семерки», за запуск первого спутника Николай Алексеевич Пилюгин был удостоен звания лауреата Ленинской премии.

Под руководством Пилюгина были разработаны системы управления и многих других ракетных и ракетно-космических комплексов («янгелевских», «челомеевских», «макеевских», ракет других конструкторов) и автоматических межпланетных станций, создана теория проектирования прецизионных систем управления летательных аппаратов, созданы научная методология экспериментальной наземной отработки приборов, подсистем и системы управления в целом. Было сделано и многое другое, понятное лишь узкому кругу специалистов, но оказавшее влияние на развитие цивилизации.

Среди этого другого можно перечислить и системы управления первых советских «лунников», за что Пилюгин был награжден орденом Ленина (официальная формулировка — «за большие производственные успехи и в связи с 50-летием со дня рождения»), и полет первого человека в космос, за что на груди Николая Алексеевича «зажглась» вторая звезда Героя Социалистического Труда, и межпланетные станции «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд». Кстати, именно благодаря полетам к другим планетам Пилюгин и стал известен советскому народу как «штурман межпланетных трасс».

О том, насколько велик был вклад Пилюгина в создание первых ракет, первого спутника, первого пилотируемого корабля, говорит хотя бы тот факт, что на знаменитой фотографии шести главных конструкторов справа от Королева сидит именно Пилюгин. А на космодроме Байконур, на 2-й площадке, рядом с домиками Сергея Королева и Юрия Гагарина стоял лишь домик Николая Пилюгина.

Властный Королев ценил в Пилюгине, в первую очередь, конечно, его знания, но и его бескомпромиссность. Николай Алексеевич всегда отстаивал свою точку зрения, если был уверен в своей правоте, «невзирая на лица».

С 1963 года и до конца своей жизни Николай Пилюгин работал главным конструктором НИИ-944, ныне это Научно-производственный центр автоматики и приборостроения, носящий его имя. Уникальность этого пилюгинского детища состоит в том, что проектирование и изготовление приборов и подсистем вычислительного комплекса, инерциальной системы и необходимого бортового интерфейса ведутся в рамках одного предприятия.

Одной из последних работ Пилюгина стало участие в проекте «Энергия» — «Буран» — этой «лебединой песни» советской космонавтики. Николай Алексеевич выбрал новую для себя задачу — создать систему управления возвращаемого корабля «Буран», уступив работы над традиционной для себя системой управления ракеты-носителя «Энергия» своему воспитаннику — академику Владимиру Григорьевичу Сергееву.

К сожалению, Пилюгину не довелось увидеть полет космического корабля «Буран» и его изящную автоматическую посадку. Кстати, в неблагоприятных условиях сильного бокового ветра кораблем руководила инерциальная система управления путем координации работы почти пятидесяти смежных его систем, обеспечивающих полет корабля и его посадку на аэродром назначения. Это было сделано впервые в мире. Американцы смогли повторить этот эксперимент только через двадцать лет.

АКАДЕМИК И ПЕДАГОГ

Кому-то может показаться странным, но Пилюгин не оставил многочисленных томов своих трудов. Он не стремился печататься «всегда и везде», как делали и делают многие другие ученые. На первом месте для него всегда стояла работа, каждый день его был расписан по минутам. Публикации же и получение авторских свидетельств считал делом второстепенным. Да и режим секретности усложнял и без того хлопотное дело публикаций.

Тем не менее Николай Алексеевич создал отечественную научную школу по системам управления. И в этих вопросах его авторитет был неоспорим. Он остро чувствовал новое, вникал во все, что касалось новаций, внедрял передовые технологии, осваивал новые методы проектирования приборов, агрегатов, систем. Не терпел халтуры в работе подчиненных. Но ценил и выдвигал сотрудников сообразительных, настойчивых, работающих на результат.

Как ученый-организатор, внес большой вклад в развитие систем управления для ракетной техники. Всегда стремился к комплексности технических решений, расширению роли системы управления в составе комплекса как целого, а не как набора подсистем.

В 1958 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1966 году — академиком. С 1967 года и до самой своей смерти он оставался членом Президиума Академии наук.

Николай Алексеевич Пилюгин был прекрасным педагогом. С 1969 года он являлся заведующим кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики. Хотя и до этого он не чурался «воспитывать» и учить своих сотрудников. Многие из них с чувством уважения называли его Учителем с большой буквы.

Как человек, полностью отдающий себя делу, Пилюгин не имел ярко выраженных «побочных» увлечений. Единственным его хобби можно назвать только «коллекционирование» магнитофонов. Пилюгин разбирал их и изучал конструкции. Особенно любил он японские магнитофоны. Похоже, как бывшему файнмеханику ему доставлял большое удовольствие «взгляд изнутри». Была у Пилюгина большая коллекция музыкальных записей различных жанров.

Умер Николай Алексеевич Пилюгин 2 августа 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Николай Алексеевич Пилюгин прожил 74 года. К счастью, дело, которому он посвятил всю жизнь, продолжают его ученики.

Хранят они и память о своем великом учителе. Благодаря их стараниям имя Николая Алексеевича можно встретить и в названиях улиц, и в наименованиях учреждений.

Есть и памятники Пилюгину.

В Санкт-Петербурге, где он родился (Красное Село давно уже вошло в городскую черту), установлен бюст дважды Героя Социалистического Труда Пилюгина.

В 2008 году был открыт памятник и в Москве, где Николай Алексеевич жил и работал долгие годы. «Высится» он на улице Академика Пилюгина, неподалеку от здания Научно-производственного центра автоматики и приборостроения, также носящего имя ученого. Правда, по словам дочери академика, «памятник вышел какой-то непропорциональный — папа получился слишком долговязым. С другой стороны — лучше такой памятник, чем никакого».

Бюст Пилюгина можно увидеть и на космодроме Байконур, где вместе с другими главными конструкторами Николай Алексеевич провел многие месяцы, когда все они «учили летать» первые отечественные баллистические ракеты.

Портрет Николая Алексеевича Пилюгина можно увидеть на марках и конвертах, выпускавшихся Почтой России. Ему посвящены многие книги и статьи. В Мемориальном музее Юрия Гагарина в городе Гагарин Смоленской области экспонируется рабочий кабинет Пилюгина.

Но главная память о Пилюгине в ракетах, которым он некогда дал «мозги». Они продолжают летать и поныне.

Общие сведения

Для управления системой научно-технических разработок потребовался координационный орган, каковым стал совет главных конструкторов, которые принимали все важные решения, на заседаниях этой команды принимались решения всех принципиальных и текущих вопросов космической программы. Несмотря на то, что совет имел неформальный характер, его члены обладали необходимыми полномочиями для формирования направления развития советской ракетно-космической программы и смежных исследований, что упоминают в своих воспоминаниях члены совета, другие участники проекта и исследователи отрасли.

В первый совет вошли главные конструкторы предприятий, которые занимались ракетно-космической программой на руководящих должностях с 1946 года:

  • Владимир Бармин — директор ГСКБ «Спецмаш», главный конструктор стартовых комплексов;
  • Валентин Глушко — главный конструктор ОКБ-456, разработка ЖРД;
  • Сергей Королёв — главный конструктор ОКБ-1, разработка ракет-носителей, спутников, баллистических ракет и других изделий этого направления;
  • Николай Пилюгин — заместитель главного конструктора НИИ-885 М. С. Рязанского по автономным системам управления, с февраля 1947 года главный конструктор;
  • Михаил Рязанский — главный конструктор НИИ-885 по аппаратуре радиосвязи для ракет;
  • Виктор Кузнецов — главный конструктор НИИ судостроительной промышленности гироскопических командных приборов.

Эта команда иногда называется «великолепная шестёрка». На часто использующейся в литературе фотографии шести конструкторов, снятой на Байконуре в 1954 году, нет Кузнецова, но есть Богомолов, которого отдельные авторы называют членом «великолепной шестёрки».

Около 1954 года советский космический проект вплотную приблизился к решению задачи отправки человека в космос. В связи с расширением круга решаемых задач в совет были введены новые специалисты:

  • Мстислав Келдыш — с 1950 года научный руководитель НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов.
  • Алексей Богомолов — с 1954 года руководитель космического сектора ОКБ МЭИ, разработчик аппаратуры для средств радиотелеметрии и траекторных измерений.
  • Владимир Котельников — с 1954 года директор Института радиотехники и электроники АН СССР.

В состав совета в разное время также входили:

  • Георгий Бабакин
  • Алексей Исаев
  • Семён Косберг
  • Михаил Янгель
  • Владимир Челомей, возглавивший совет в 1961 г.

Противоречия

Несмотря на то, что С. П. Королёву удалось на длительное время сплотить под своим руководством видных советских учёных в сфере ракетно-космической техники, необходимо учитывать, что в космонавтике они были фигурами не менее важными, чем Королёв. Между членами совета сохранились противоречия и старая, длящаяся годами, а подчас десятилетиями, хотя и нигде не афишируемая борьба и антагонизм, часто переходящий за рамки сугубо научных противоречий и выходящий на уровень межличностных конфликтов (к примеру, между Янгелем и Челомеем, между Челомеем и Королёвым, между Королёвым и Глушко, между Королёвым и Янгелем, и так далее). По воспоминаниям Бориса Чертока в 1960 году обострились проблемы во взаимоотношениях Глушко и Королёва, которые окончательно завели в тупик взаимодействие между членами совета после запуска человека в космос в 1961 году. Необходимо особо отметить, что несмотря на остроту противоречий между членами совета, ни Королёв, ни кто-либо ещё из числа членов совета, не позволяли себе публичной критики своих оппонентов и шагов, которые могли быть истолкованы как выходящие за рамки приличия, при том, что каждый конструктор, разумеется, старался перетянуть «одеяло на свою сторону» в плане обеспечения государственной поддержки собственных проектов и сокращения, либо поглощения конкурирующих структур. Критика соперников, при этом, носила сугубо технический и весьма вежливый характер, но это не отменяло её бескомпромиссной сути и, как по этому поводу вспоминал позже С. Н. Хрущёв, — на тот момент заместитель главного конструктора ОКБ-52 В. Н. Челомея, — он получал от своего руководителя негласное указание: на заседаниях научно-технических советов «топить» как бесперспективные те проекты конкурирующих конструкторских бюро, бесперспективность которых не была доказана, — и Челомей это понимал, — но развитие которых шло вразрез с теми проектами, которые разрабатывались в его собственном конструкторском бюро (в случае изменения политической конъюнктуры в стране, Челомей ожидал, и небезосновательно, точно таких же шагов от Королёва и других своих конкурентов, а потому пользовался своим служебным положением и неформальными связями с Генеральным секретарём ЦК КПСС, как, впрочем, и другие конструктора, имевшие своих негласных покровителей из числа кандидатов и членов Политбюро ЦК). Причём, не только межличностные конфликты довлели над учёными, — от каждого из членов совета, как от руководителя той или иной научно-исследовательской, научно-производственной или опытно-конструкторской организации, зависело сохранение и увеличение числа рабочих мест на курируемых ими предприятиях, укрупнение штатов, расширение производственной базы, ведь за каждым членом совета стояли тысячи научно-технических и инженерно-технических работников, военнослужащих и гражданских лиц участвующих в проектах, занятость которых и обеспечение их работой напрямую зависело от стойкости и успешности в отстаивании их начальниками собственной позиции перед высшим военно-политическим руководством страны.

При всём накале противостояния, даже в кругу ближайших знакомых из числа коллег, подчинённых и доверенных лиц, учёные вели себя весьма сдержанно, как и подобает персонам такого уровня, и не позволяли себе каких-либо резких выпадов в адрес оппонентов, — даже в конфиденциальном разговоре Королёв позволял себе лишь посетовать в отношении Челомея: «Челомей и то, Челомей и сё, Челомей всё берет в свои руки». Несмотря на напряжённые отношения Королёва с Янгелем, известно, что Королёв приезжал к Янгелю в Днепропетровск и они провели несколько дней на рыбалке, на Днепре, обсуждая ситуацию в ракетостроении, ситуацию в стране и вырабатывая совместный план действий. Свидетели событий тех лет из числа лиц, поддерживавших доверительные отношения со многими из указанных учёных, единодушны в том, что ни Королёв к Челомею, ни Челомей к Королёву с откровенной враждебностью не относились. Один из ведущих сотрудников Челомея — Г. А. Болтянский рассказывал, что Челомей любил ставить Королёва в пример другим как сильную личность. А сотрудники Королёва И. В. Лавров и М. С. Флорианский вспоминали, как Королёв посылал своё «посольство» к Челомею для налаживания деловых контактов. Как отмечает по этому поводу А. П. Соловьёв, история противостояния двух ракетных гениев — Челомея и Королёва — заслуживает если не отдельной книги, то фильма уж точно. В этом плане можно сказать, что С. П. Королёву силой собственного авторитета и организационных способностей удалось создать такой орган, который долгое время выполнял не только совещательные функции, но и являлся дискуссионной площадкой для поиска компромисса и примирения конфликтующих сторон, каждая из которых имела большой вес и значение в определении направления развития ракетно-космических технологий, как военного, так и гражданского назначения.

Попытки возрождения

В начале 2000-х гг. делались попытки воссоздать Совет генеральных конструкторов, как совещательный орган при Президенте РФ (наряду с аналогичными советами по другим вопросам), который бы определял направление развития вооружений, военной техники и изделий гражданского назначения.

Статус генерального конструктора

После выхода Указа № 18 многие эксперты, политики и СМИ заговорили о том, что Генеральные конструктора получают очень большие полномочия в техническом и экономическом плане. Заявление Президента России о том, что Генеральных конструкторов на все проекты будет не больше 20-ти человек подтверждает, что это должны быть лучшие из лучших. Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев добавляет к этому, что эти люди будут первым лицом компании в рамках своих полномочий.

Для того, чтобы понять, что же из себя сможет представлять это новое лицо - Генеральный конструктор, попытаемся посмотреть на статус и возможности Генерального конструктора не через эмоции и мнения, а через пункты Положения о Генеральном конструкторе.

Согласно Положения генеральному конструктору вменяется в обязанности, по сути, весь комплекс работ по проектированию, разработке и модернизации военной техники в рамках его компетенции. Ответственность определена за конкретные работы и направления.

А вот дальше у генерального конструктора всё становится весьма неоднозначно.

Генеральный конструктор, после утверждения Военно-Промышленной Комиссией, назначается заместителем руководителя организации в соответствие с законодательством РФ.

В положении никак не рассмотрены какие-либо особые полномочия заместителя руководителя организации со статусом Генерального конструктора. В Положении прямо указано, что полномочия Генерального конструктора регулируются уставом предприятия, иными регламентирующими документами компании и трудовым договором, который подписывает с Генеральным конструктором организация.

Все мы знаем, что у руководителя организации не один заместитель, их число иногда превышает число пальцев на руках. Каждый из этих руководителей имеет своё направление ответственности, как собственно и Генеральный конструктор. С каждым из них заключены трудовые договора в соответствие с законодательством РФ и взаимоотношения с руководителем компании регулируются уставом, и другими регламентирующими документами компании.

  • зам. руководителя по финансам
  • зам. руководителя по персоналу
  • зам. руководителя по производству
  • главный инженер – зам. руководителя

и вот появляется Генеральный конструктор – зам. руководителя организации.

В положении написано, что генеральный конструктор, после назначения заместителем руководителя организации «может быть наделен правом принятия решений ресурсного обеспечения проекта, реализуемого под его руководством, в том числе по финансовым вопросам, актом руководителя организации» (п. 8).

Может быть наделен, а может - и не наделен…?

Право давать ли ему ресурсные возможности принимает руководитель компании, причем не в обязательном порядке…

Вариант 1. Руководитель компании принимает решение о предоставлении генеральному конструктору права принимать ресурсные решения.

Что же делать руководителю компании с зам. руководителя по финансам и зам. руководителя по кадрам? Делить полномочия в одной и той же сфере ответственности?

Но ведь в соответствие с тем же положением, Генеральному конструктору поручается (п. 14), причем без всяких может, а конкретно отвечать за своевременное выполнение программ и контроль эффективности расходования выделенных средств, причем не только по разработке, но и по модернизации, и по развитию, и по ремонту….

Получается, что для выполнения этих обязательств, генеральному конструктору необходимо управлять не только финансовыми и кадровыми ресурсами, но и закупочными, и производственными, и оборудованием, и его ремонтом…

Исходя из этого, все, перечисленные выше замы руководителя, должны бы, по сути, ориентироваться на задачи зам. руководителя – Генерального конструктора, как на приоритетные? Но, как и чем это регулируется? И как это реализовать на практике, при условии, что предприятие одновременно реализует не один проект, каждый из них может находиться на разных этапах и совсем не обязательно, что все эти проекты входят в компетенцию Генерального конструктора.

Остается только надеяться, что в России найдутся предприятия ВПК, которые добровольно (поскольку положение указа 18 не обязывает) изменят приоритеты 80 % своих замов на задачи одного Генерального конструктора и смогут в таких условиях не нарушить выполнение других направлений работы.

В связи с этим, остается непонятным, почему, те, кто готовил Указ № 18 и Положение к нему, не помогли Генеральным конструкторам и руководителям компании с упрощением выбора модели взаимодействия, прописав однозначно, что Генеральный конструктор должен быть принят на предприятие на должность первого заместителя руководителя компании? Это не решит проблем разделения полномочий на предприятии целиком, но позволит Генеральному конструктору однозначно получить некий приоритет по отстаиванию ресурсов на реализацию проекта.

Вариант 2. Руководитель компании принимает решение не наделять Генерального конструктора правами принятия ресурсных решений.

Этот пункт отсылает нас к Положению о Генеральном конструкторе, введенным указом Президента России № 18, чтобы попытаться понять, а что же говорит нам этот документ на такой случай?

  • предоставлять предложения по финансовой потребности
  • подготавливать предложения по новым технологиям;
  • осуществлять отбор и рекомендовать специалистов;
  • подготавливать предложения по заработной плате и штатному расписанию, но только в пределах установленного ФОТ

Согласно этим пунктам Положения, прием Генерального конструктора на должность заместителя руководителя компании полностью укладывается существующий порядок вещей в нашей теоретической компании без необходимости каких-либо изменений, потому что Генеральный конструктор, согласно Положения, получает лишь теоретические полномочия по обеспечению ресурсами.

  • либо руководители направлений, ответственные за обеспечение конкретными ресурсами предприятия;
  • либо руководитель компании, которому подчиняется Генеральный конструктор;
  • либо совет директоров;
  • либо основные акционеры.
  • в самом крайнем случае - Военно-Промышленная Комиссия

Однако, согласно Положения к Указу № 18 п. 10 «Генеральный конструктор не может … владеть акциями акционерных обществ, связанных с реализацией проекта». О том, может ли, или должен ли Генеральный конструктор входить в совет директоров, Положение умалчивает.

Такой подход предполагает, что полномочия Генерального конструктора по обеспечению проекта ресурсами ограничены подготовкой предложений в соответствие с действующими на предприятии положениями.

Является ли такой механизм достаточным для обеспечения проекта ресурсами – сказать сложно, однако, несложно увидеть, что данное Положение и полномочия не сильно отличаются от полномочий обычного заместителя руководителя по своему направлению. Практика недофинансирования или несвоевременного финансирования, неэффективного использования средств на предприятиях, говорит о том, что стандартные полномочия, для решения критичных задач – не подходят.

Так что же такого уникального получил Генеральный конструктор, помимо широкого, четко определенного круга обязанностей и ответственности, а также потенциальных полномочий?

  • назначается Генеральным конструктором только по решению Военно-Промышленной Комиссии
  • прекратить действие полномочий Генерального Конструктора может тоже только Военно-Промышленная Комиссия
  • Генеральный конструктор получает право докладывать о своей работе не только руководителю компании, но и на Военно-Промышленной Комиссии.
  • в какой именно области претендент должен быть «высококвалифицированным специалистом»?
  • каковы критерии высокой квалификации для данной категории работника?
  • в какой области знаний претендент должен иметь ученую степень доктора наук?
  • каков минимальный уровень инженерно-конструкторских должностей, которые должен занимать претендент в течение последних 10 лет?
  • какой именно опыт участия в реализации государственных программ должен иметь претендент?
  • в каких областях, и по каким конкретно направлениям претендент должен иметь научные достижения?

Единственным неоспоримым и не субъективным критерием для выбора кандидата, согласно принятого Положения, по сути, является – наличие высшего технического образования…

Владимир Чиркин

Уточняется, что структура, которую может возглавить Чиркин, будет определять облик сухопутных войск, ВДВ, береговых структур ВМФ и даже национальной гвардии. По информации газеты, его кандидатура уже согласована с Минобороны и правительством. При этом сообщается, что назначению могут помешать несколько обстоятельств.

"Первое связано с тем, что должность в совете конструкторов не может являться основным местом работы, поэтому экс-главкому сухопутных войск необходимо трудоустроиться в другое место, причем не связанное с производителями вооружений для войск. В такой конфигурации, по сведениям "Ъ", рассматривается вариант его назначения советником или помощником начальника Генштаба вооруженных сил России генерала армии Валерия Герасимова", — следует из материла газеты.

В качестве второго обстоятельства, которое может препятствовать назначению, называются нерешенные проблемы Чиркина с главным военным прокурором Сергеем Фридинским. По сведениям газеты, прокурор добивается отмены решения Московского окружного военного суда, который переквалифицировал действия Чиркина со взяточничества на мошенничество, что позволило бывшему главкому добиться досрочного снятия соответствующей судимости.

"Чтобы получить назначение, господину Чиркину предстоит закрыть все вопросы с правоохранительными органами. Без этого никаких разговоров о назначении быть просто не может", — уточнил один из источников издания.

Ранее Московский окружной военный суд признал законным решение о снятии с генерала судимости, теперь это решение считается вступившим в законную силу. Чиркин может снова вернуться на государственную или военную службу. В настоящее время он находится в распоряжении отдела кадров Минобороны РФ.

Чиркин был осужден за мошенничество и приговорен изначально к пяти годам заключения и лишен звания, но затем добился замены наказания штрафом в 90 тысяч рублей и вернул себе звезды генерал-полковника.

Рабочая поездка президента РФ В.Путина в Оренбургскую область

Генеральные конструкторы войдут в состав коллегии Военно-промышленной комиссии. В ходе заседания ВПК глава российского государства обсудил с новыми кандидатами вопросы создания космических систем разного направления.

По его словам, на заседании был рассмотрен вопрос о расширении института генеральных конструкторов по созданию сложных систем вооружения и военной техники.

Рабочая поездка президента РФ В.Путина в Оренбургскую область

"Сегодня Владимир Владимирович Путин подробно переговорил с шестью новыми кандидатами. В основном акцент был сделан на создании космических систем разного направления, а также на дальнейшем развитии ГЛОНАСС. По всем этим направлениям приняты необходимые решения, и генеральные конструкторы войдут в состав коллегии Военно-промышленной комиссии", — сказал Рогозин журналистам.

В субботу на заседании ВПК Путин подчеркнул, что российскому оборонно-промышленному комплексу необходимо совершенствовать систему планирования, финансирования, координации работ, направляемых на формирование опережающего научно-технического потенциала. Президент отметил, что рассчитывает, что генконструкторы смогут найти новое решение "для более эффективной реализации важнейших проектов по обеспечению обороны и безопасности России".

В январе Путин подписал указ о генеральных конструкторах, которые возглавят работу по созданию стратегически важных систем вооружений и, соответственно, получат широкие полномочия по ресурсному обеспечению проектов. Предполагается, что таких конструкторов будет не более 20.

Читайте также: