Советские конструкторы оружия второй мировой войны

Обновлено: 27.04.2024

Вспомним 7 видов советского автоматического оружия Великой Отечественной войны.

Пистолет-пулемет или автомат

Пистолет-пулемет это автоматическое оружие, из которого можно вести огонь очередями, рассчитанное на пистолетный патрон. Но мы говорим "рота автоматчиков" (а не пистолет-пулеметчиков), хотя если речь идет о Великой Отечественной войне, там в подавляющем большинстве случаев речь идет именно о пистолете-пулемете. Автомат, если быть терминологически точным, это иное оружие уже не под пистолетный, а промежуточный патрон. Первый советский пистолет-пулемет сист. Дегтярева ППД был принят на вооружение в 1934г. с коробчатым магазином на 25 патронов. Однако он выпускался в небольших количествах, а само оружие явно недооценивалось. Советско-финская война показала эффективность пистолетов-пулеметов в ближнем бою, поэтому было решено возобновить производство ППД, но с диском на 71 патрон. Однако ППД был дорог и сложен в производстве, поэтому нужен был другой образец, сочетающий в себе надежность и простоту производства. И таким оружием стал легендарный ППШ.

Пистолет-пулемет Шпагина был принят на вооружение 21 декабря 1940 г. однако его массовое производство началось уже во время Великой Отечественной войны, в конце августа 1941 г. А первый раз на фронте это оружие появится, видимо, после парада 7 ноября, где ППШ впервые запечатлены на кинохронике. Первые ППШ имели секторный прицел на 500 метров. Но поразить противника пистолетной пулей с 500 метров практически невозможно, и позднее появился перекидной прицел на 100 и 200 метров. У спускового крючка расположен переводчик огня, позволяющий вести огонь, как очередями, так и одиночными выстрелами. Первоначально ППШ оснащались дисковым магазином, который был достаточно тяжел и который необходимо снаряжать по одному патрону, что в полевых условиях, является неудобным (на диске краской ставили номер оружия). С марта 1942 г. удалось добиться взаимозаменяемости магазинов, а с 1943г. появится секторный магазин на 35 патронов.

Со второй половины 1943 г. в армию в большом количестве начинает поступать пистолет-пулемет сист. Судаева. Отсутствие переводчика огня компенсировалось невысоким темпом стрельбы (600 выстрелов в минуту против 1000 у ППШ) что позволяло при определенном навыке вести огонь одиночными выстрелами. О популярности ППС говорит то, что данный образец, в отличие от ППШ, производился и после войны, и долгое время удерживался в воздушно-десантных войсках. Основное производство во время войны было развернуто в блокадном Ленинграде, где только на заводе им. Воскова было выпущено до 1 млн. единиц. Общими чертами ППШ и ППС была простота производства и сборки и надежность эксплуатации. При этом удалось избежать другой крайности – примитивизма, который характерен для английского пистолета-пулемета «Стэн». Следствием этого стала высокая насыщенность Красной Армии этим видом стрелкового оружия. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено около 5 млн. ППШ и около 3 млн. ППС, в то время как суммарное количество произведенных в Германии пистолетов-пулеметов различными исследователями оценивается в пределах 1 млн единиц.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии стал поступать станковый пулемет систем Дегтярева (ДС-39), пришедший на смену пулемету системы Максима. Это оружие отличалось очень жесткой работой автоматики и для него требовались патроны не с латунной, а стальной гильзой. Производство специальных патронов, предназначенных для использования лишь одним образцом вооружения, было признано нецелесообразным, и советская промышленность вернулась к производству известного еще со времен русско-японской войны пулемета Максима, который до конца 1943 г. оставался основным и практически единственным станковым пулеметом Красной Армии.

В последние предвоенные годы в СССР большое внимание уделялось перевооружению армии самозарядными винтовками сист. Токарева (СВТ-40). Всего к июню 1941 г. было выпущено около 1,5 млн. единиц, и Красная Армия была самой оснащенной самозарядными винтовками армией в мире. С июля 1942 г. в действующую армию стала поступать АВТ-40, позволявшая вести в ближнем бою вести непрерывный огонь. Предохранитель выполнял роль и переводчика огня. Однако 10 патронов для стрельбы очередью оказалось явна недостаточно, меткость стрельбы из-за отсутствия сошек невысокая, а износ ствола моментальным. В том же 1942 г. вообще было запрещено из любых винтовок вести огонь очередью (АВТ-40, АВС-36). Опыт боевых действий показал, что СВТ-40 и АВТ-40 является оружием очень сложным для новобранцев, которые после ускоренного курса обучения бросались в бой. При малейшей неисправности винтовку Токарева бросали, заменяя привычной трехлинейкой, которая работала в любых условиях. Несмотря на то, что в целом винтовка Токарева в армии не прижилась, она стала излюбленным оружием хорошо подготовленных частей – морской пехоты, мотострелков и курсантских подразделений.

С начала 30-х годов в армию стал поступать ручной пулемет системы Дегтярева, ставший до середины 40-х годов основным ручным пулеметом Красной Армии. Первое боевое применение ДП-27, вероятнее всего, связано с конфликтом на КВЖД в 1929 г. Пулемет себя неплохо зарекомендовал во время боевых действий в Испании, на Хасане и Халхин-Голе. В ходе эксплуатации был выявлен и ряд недостатков – небольшая емкость магазина (47 патронов) и неудачное расположение под стволом возвратной пружины, которая деформировалась от частой стрельбы. В ходе войны определенная работа была проведена для устранения этих недостатков. В частности была повышена живучесть оружия за счет переноса возвратной пружины в заднюю часть ствольной коробки, хотя общий принцип работы данного образца изменений не претерпел. Новый пулемет (ДПМ) с 1945 г. начал поступать в войска.

Во второй половине 30-х годов с целью повышения огневой мощи пехоты в ряде стран предпринимается попытка создать автоматическую винтовку, способную вести огонь очередью. В СССР начинается производство автоматической винтовки Симонова обр. 1936 г. АВС-36 выпускалась в Ижевске небольшими партиями, а общее количество не превышало 65 тыс. единиц. Винтовка впервые нашла боевое применение в боях с японцами на Халхин-Голе. Когда встал вопрос о перевооружении всей армии единым образцом винтовки, выбор был между автоматической Симонова и самозарядной Токарева (СВТ-38). Ситуацию решил вопрос И. В. Сталина о том необходимости вести огонь очередями. Ответ был отрицательный и производство АВС-36 было свернуто. Вероятнее всего, на тот момент обеспечить армию, вооруженную миллионами автоматических винтовок, соответствующим количеством патронов было в ближайшей перспективе очень сложно. В начале Великой Отечественной войны большая часть АВС-36 находилась на вооружении 1-ой Московской Пролетарской дивизии и была утрачена в первые месяцы войны. А в 1945 г. применение АВС отмечено и в советско-японской войне, где эта винтовка удерживалась дольше всего.

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.


За годы предвоенных пятилеток советские конструкторы создали новые образцы стрелкового оружия, танков, артиллерии, минометов и самолетов. На вооружение флота поступали все более совершенные эскадренные миноносцы, крейсеры, сторожевые корабли, также особое внимание уделялось развитию подводного флота.

В итоге перед началом Великой Отечественной войны СССР обладал достаточно современной системой вооружения и военной техники, а по некоторым тактико-техническим характеристикам даже превосходил оружейные немецкие аналоги. Поэтому основные причины поражений советских войск на начальном этапе войны нельзя списать на просчеты в техническом оснащении войск.

По данным на 22 июня 1941 года, Красная армия имела 25 621 танк.

Самыми массовыми были легкие Т-26, которых насчитывалось почти 10 тыс., и представители семейства БТ — их было около 7,5 тыс. Значительную долю составляли танкетки и малые плавающие танки — на вооружении советских войск находилось в общей сложности почти 6 тыс. модификаций Т-27, Т-37, Т-38 и Т-40.

Самых современных на тот момент танков КВ и Т-34 насчитывалось около 1,85 тыс. единиц.

Тяжелый танк КВ-1

Поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47,5 тонны, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 мм.

Некоторые эксперты считают КВ-1 этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей значительное влияние на разработку тяжелых танков в других странах.

Танк имел так называемую классическую компоновку — разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Также он получил независимую торсионную подвеску, противоснарядную круговую защиту, дизельный двигатель и одно относительно мощное орудие. Ранее эти элементы встречались на других танках по отдельности, но в КВ-1 они впервые были собраны воедино.

Первое боевое применение КВ-1 относится к Советско-финской войне: опытный образец танка был задействован 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма.

В 1940–1942 годах было выпущено 2769 танков. До 1943-го, когда появился немецкий "Тигр", КВ был самым мощным танком войны. В начале Великой Отечественной он получил у немцев прозвище Призрак. Стандартные снаряды 37-миллиметровой противотанковой пушки вермахта не пробивали его броню.

Средний танк Т-34

Опытные образцы А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по итогам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя — Т-34 — и был принят на вооружение с условием доработать танк: довести основное бронирование до 45 мм, улучшить обзор, установить 76-миллиметровую пушку и дополнительные пулеметы.

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 машин. После 22 июня 1941 года производство этого типа было развернуто на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, "Уралмаше" в Свердловске (ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и Уралвагонзаводе (Нижний Тагил).

В 1944 году начался серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.

Всего было изготовлено более 84 тыс. Т-34. Эта модель также побывала во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке в 1950–1980-е годы. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии в конце 1990-х годов.

К началу войны советская авиация имела на вооружении множество типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941-го в войска поступило почти 2,8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.

Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).

Новые самолеты по боевым возможностям не уступали самолетам люфтваффе (название германских Военно-воздушных сил. — Прим. ТАСС) , по ряду показателей даже превосходили их.

Штурмовик Ил-2

Бронированный Ил-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. машин. Его называли "летающим танком", руководство вермахта — "черной смертью" и "железным Густавом". Немецкие летчики прозвали Ил-2 "бетонным самолетом" за его высокую боевую живучесть.

Первые боевые подразделения, вооруженные этими машинами, были созданы перед самой войной. В начале войны Ил-2 был практически единственным самолетом, который в условиях превосходства немецкой авиации боролся с врагом в воздухе. Он сыграл большую роль в сдерживании противника в 1941 году.

За годы войны было создано несколько модификаций самолетов. Ил-2 и его дальнейшее развитие — штурмовик Ил-10 — активно применялись во всех крупных сражениях ВОВ и в Советско-японской войне.

Максимальная горизонтальная скорость самолета у земли составляла 388 км/ч, а на высоте 2000 м — 407 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — 2,4 минуты. При этом за один боевой разворот штурмовик набирал высоту 400 метров.

Ночной истребитель МиГ-3

Конструкторская группа, возглавляемая А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года был построен опытный экземпляр, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый). Впоследствии его модернизированный вариант получил наименование МиГ-3.

Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли превышала 500 км/ч, а на высоте 7 тыс. метров достигала 640 км/ч. Это была наибольшая на тот момент скорость, полученная на серийных самолетах. За счет высокого потолка и большой скорости на высоте свыше 5 тыс. метров МиГ-3 эффективно применялся как самолет-разведчик, а также истребитель ПВО. Однако плохая горизонтальная маневренность и относительно слабое вооружение не позволили ему стать полноценным фронтовым истребителем.

По оценкам известного аса Александра Покрышкина, уступая в горизонтали, МиГ-3 значительно превосходил немецкий Me109 в вертикальном маневре, что могло послужить ключом к победе в столкновении с фашистскими истребителями. Однако успешно пилотировать МиГ-3 на вертикальных виражах и на предельных перегрузках могли только летчики экстра-класса.

К началу войны советский флот имел в общей сложности три линкора и семь крейсеров, 54 лидера и эсминца, 212 подводных лодок, 287 торпедных катеров и множество других кораблей.

Предвоенная кораблестроительная программа предусматривала создание "большого флота", основу которого составляли бы крупные надводные корабли — линкоры и крейсера. В соответствии с ней в 1939–1940 годах были заложены линкоры типа "Советский Союз" и тяжелые крейсера "Кронштадт" и "Севастополь", в Германии приобрели недостроенный крейсер "Петропавловск", однако планам о радикальном обновлении флота не суждено было осуществиться.

В предвоенные годы советские моряки получали новые легкие крейсера типа "Киров", лидеры эсминцев проектов 1 и 38, эсминцы проекта 7 и другие корабли. Бурно шло строительство подводных лодок и торпедных катеров.

Многие корабли достраивались уже в ходе войны, часть из них так и не приняла участия в боях. К ним относятся, например, крейсера проекта 68 "Чапаев" и эсминцы проекта 30 "Огневой".

Основные типы надводных кораблей предвоенного периода:



С 2011 года 19 сентября в России ежегодно празднуется день оружейного конструктора. Несмотря на то, что наша страна больше славится тяжелой военной техникой, в прошлом веке русские оружейники успели создать не один десяток культовых стрелковых орудий. «АК-47» или «Тульский Токарева» — об этом автомате и пистолете знают даже люди далекие от военной истории.

1. Сергей Мосин, 1849 — 1902 год

Сергей Мосин. | Фото: Википедия.


В 1889 русский генерал Сергей Мосин предложил на рассмотрение свою винтовку калибра 7,62 мм. Оружие получило название «русская 3-линейка» из-за того, что в царской России в качестве меры измерения длины использовались, так называемые, линии. В винтовке был установлен магазин на пять патронов, а прицельная дальность стрельбы составляла порядка 2000 метров.

Легендарная «русская 3-линейка». | Фото: Популярная механика.


Винтовка Мосина была принята на вооружение Императорской армией в 1891 году. Оружие обрело настолько большую популярность, что активно использовалось во время русско-японской войны, Первой мировой войны и даже в период Великой Отечественной войны. Всего было выпущено порядка 37 миллионов экземпляров «трехлинейки», что делает ее самым популярным стрелковым оружием после АК-47.

2. Федор Токарев, 1871 — 1968 год

Федор Токарев. | Фото: Экспресс-газета.

Российский и советский конструктор Федор Васильевич Токарев по праву считается одним из самых продуктивных оружейных мастеров за всю историю. За годы жизни Токарев разработал более 150 прототипов стрелкового оружия. Еще в 1907 году конструктор собрал автоматическую винтовку на базе «трехлинейки» Мосина. В дальнейшем он усовершенствовал оружие, и оно поступило на вооружение российской армии.

Пистолет ТТ. | Фото: YouTube.


Пулеметы и пистолеты, сконструированные Токаревым, выпускались миллионными тиражами не только в СССР, но и в десятках других стран. К самым известным разработкам Токарева можно отнести: ручной пулемет МТ 1925 года (сделанный на базе пулемета Максим), пистолет-пулемет Токарева 1927 года, пистолет ТТ 1930 год и самозарядную винтовку СВТ 1938 года.

3. Василий Дегтярев, 1880 — 1949 год

Василий Дегтярев. | Фото: anaga.ru.

Василий Алексеевич Дегтярев с детства увлекался стрелковым оружием. С 1918 года он работал на Ковровском пулеметном заводе (позже названный в его честь), где стал начальником конструкторского бюро. Первым большим прорывом в карьере Дегтярева стало создание ручного пулемета ДП (Дегтярева, пехотный) в 1927 году.

Противотанковое ружье ПТРД. | Фото: e-wiki.org.


Двумя годами позже он сконструировал легендарный танковый пулемет ДТ, который эксплуатировался до 1954 года. Во время Великой Отечественной войны конструкторское бюро Дегтярева выпустило противотанковое ружье ПТРД, которое стал одним из главных орудий Красной Армии в борьбе с бронированной немецкой техникой.

4. Георгий Шпагин, 1897 — 1952 год

Георгий Шпагин (Слева) и Федор Токарев. | Фото: Знаменитые оружейники.

В 1920 году Шпагин устроился на работу в Ковровский оружейный завод, где познакомился с Василием Дегтяревым и Владимиром Федоровым. В 1924 году Шпагину удалось упростить пулемет Иванова-Федорова, за что он стал высоко цениться среди коллег по цеху.

Пистолет-пулемет Шпагина. | Фото: Википедия.

5. Николай Макаров, 1914 — 1988 год

Николай Макаров. | Фото: LiveJournal.

В годы Великой отечественной войны Макаров был вынужденно отослан с преддипломной практики на оружейный завод. Макарову досрочно присвоили должность инженера. В 1944 конструктор все-таки окончил институт с отличием и начал самостоятельно заниматься разработкой оружия.

Пистолет Макарова. | Фото: АиФ.


К наиболее значимым творениям Макарова можно отнести одноименный 9 мм пистолет, принятый на вооружение в 1951 году и советскую авиационную пушку АМ-23, разработанную совместно с Николаем Афанасьевым. Макаров также известен как разработчик устройства для ручной закатки крышек для консервирования.

6. Евгений Драгунов, 1920 — 1991 год

Евгений Драгунов. | Фото: Известия Удмуртской Республики.

Евгений Федорович Драгунов вырос в семье потомственных оружейников, поэтому не удивительно, что у мальчика с детства развилась любовь к оружию. Во время Великой Отечественной войны Драгунов был старшим оружейным мастером на нескольких заводах. В 1946 году стал работать на Ижевском заводе. Свою карьеру Драгунов начал с модернизации настоящего ветерана — винтовки Мосина 1889 года.

снайперская винтовка СВД. | Фото: Last Day Club.


Так, в 1949 году на базе «трехлинейки» была выпущена первая серийная спортивная винтовка С-49. За годы жизни Дегтярев успел разработать, по крайней мере, 27 прототипов стрелкового оружия таких как: самозарядная снайперская винтовка СВД, противотанковая винтовка С-49, пистолет-пулемет «Кедр» и много других.

7. Михаил Калашников 1919 — 2013 год

Думаем, разработчик легендарного АК-47 в представлении не нуждается. Автомат «Калашникова» стал самым массовым стрелковым оружием за всю историю. Оружие было принято на вооружение в 55 странах мира, а за семьдесят лет в общей сложности было произведено более 100 миллионов экземпляров «Калаша» в разных модификациях.

АК-47. | Фото: Drive2.

Первые АК поступили на вооружение Красной Армии в 1949 году. В 2009 году Калашников объяснил колоссальный успех своего оружия. Он коротко и емко объяснил, что солдат сделал оружие для солдата. Помимо автоматов Калашников также занимался разработкой охотничьих ружей.



В Советском Союзе после окончания Второй мировой войны трудились сотни немецких инженеров и тысячи специалистов из упраздненного Третьего рейха. Однако, по какой-то загадочной причине ни одна другая личность не вызывает столько ажиотажа и споров, как пребывание в СССР Хуго Шмайссера – знаменитого немецкого оружейного конструктора. Чем же занимался в стране победителей немецкий промышленник?

Германия должна была заплатить. /Фото: Twitter.

Так как Германия в ходе Второй мировой войны была признана главным агрессором и по итогу проиграла антигитлеровской коалиции, то она должна была хотя бы частично возместить тот ущерб, который нанесла другим странам: Франции, Великобритании, Польше и, конечно же, Советском Союзу. Ущерб, нанесенный СССР, был такой, что, если бы его заставили возмещать в полной мере, было бы проще перевезти всю оставшуюся Германию вместе с рейнскими черноземами куда-нибудь за Москву. Отдельные советские и американские политики и вовсе предлагали произвести полную деиндустриализацию европейской страны. Однако, в здравом уме ни один государственный лидер не собирался разграблять Германию до состояния аграрной страны. Нужно признать, что во многом и США, и Советский Союз от этого удержала начавшаяся холодная война между блоками.

Вывозили материальное имущество. /Фото: kp.ru.

Тем не менее, Германия должна была заплатить столько, сколько сможет. Особенно Польше и Советском Союзу. В рамках программы репараций было принято решение конфисковать не только материальные ценности: станки, машины, автомобили, промышленное сырье, технологии. Вывозить в страны-победительницы стали специалистов. Германия до 1945 года была одной из мощнейших экономик Европы с развитой металлургией, машиностроением и химической промышленностью. Секреты немцев интересовали абсолютно всех, особенно в условиях угрозы Третьей мировой войны между капиталистическим и социалистическим блоком. Таким образом специалистов-промышленников и ученых вывозил не только СССР, но и США.

Немецкие конструкторы в СССР. Кто бы мог узнать и заподозрить. /Фото: zn.ua.

Вывоз кадров имел не только научный и экономический смысл. Он так же осуществлялся в рамках программы денацификации Германии. Многие «простые немцы» из числа инженеров, конструкторов, ученых были отнюдь не безвинными овечками, а убежденными нацистами. Требовалось на некоторое время вырвать их из привычной среды, чтобы они не занимались политической работой в новой Германии и позволили окончательно победить остававшееся еще некоторое время после войны нацистское подполье в государственных учреждениях, силовых структурах и научных учреждениях не нацистской Германии.

Большинство немецких спецов работало первых лет 1950-х. /Фото: yaplakal.com.

Ирония в том, что чета Шмайссеров первоначально попала в руки не к Советам, а к американцам. Производство Хуго Шмайссера находилось в городе Зуль, который 3 апреля 1945 года был занят войсками Союзников. Сразу после этого предприятия остановили, всех видных Шмайссеров арестовали и стали допрашивать. Однако, уже после 9 мая Тюрингия перешла в состав советской зоны оккупации, а вместе с тем в руки к советским органам попал и Хуго. Сразу после этого комиссары сделали то, чего не успели сделать американцы – изъяли на немецких предприятиях всю производственную документацию. К октябрю 1945 года Хуго Шмайссер превратился из видного промышленника в рядового немца, так как все его предприятия были национализированы в пользу народа новой Германии. Лишившись привычного источника дохода, немецкому конструктору не оставалось ничего другого, как пойти на сотрудничество с СССР.

Временный вывоз специалистов был частью программы денацификации Германии. /Фото: pikabu.ru.

Первоначально Шмайссера приставили к работе в технической комиссии по оценке последних достижений немецкой оружейной промышленности в вопросах их адаптации для нужд Советского Союза. В этой комиссии Хуго занимался сбором ценной документации, а также подбирал кадры, которые могут быть забраны на работу в Советский Союз. Вывоз специалистов считался «добровольно-принудительной» командировкой. В СССР немцев содержали на особом положении. Само собой, им выплачивалась зарплата. Отправка состоялась в октябре 1946 году. Помимо Хуго Шмайссера, в Ижевск отбыли и другие известные немецкие оружейники: Вернер Грюнер, Карл Барнитцк, Оскар Шинк. Помимо зарплаты все командированные специалисты обеспечивались в СССР бесплатным продовольственным пайком, что было весьма серьезным послаблением в тяжелые послевоенные годы. Кроме того, им разрешалось забрать с собой на время командировки часть личного имущества, вплоть до квартирной мебели. Доходило до смешного: супруга одного немецкого инженера не хотела расставаться с любимой коровой (по-видимому опасалась, что ее украдут в послевоенной стране) и ее так же перевезли поездом в СССР.

Жили немецкие специалисты в СССР очень неплохо, особенно по меркам послевоенных лет. /Фото: mbk-news.appspot.com.

Вклад немецких инженеров в развитие советской промышленности и, в частности, оружейного дела был и остается одной и самых острых тем. Во всяком случае в народной среде. Речь, конечно же, идет о знаменитейшем споре вокруг авторства автомата Калашникова. То, что АК-47 и StG-44 – это не одно и то же, и «Калашников» куда больше общего имеет с американским карабином М1 Garand, чем с немецким «Штурмгевером», доказывать уже нет никаких сил. Однако, во всей этой ситуации хочется спросить о главном: американцы вывезли и применили десятки и сотни немецких технологий у себя. Даже если предположить, что АК-47 равно «Штурмгевер», что в этом такого плохого?

Хуго Шмайссер и Оскар Синк загарают в Ижевске в 1950 году. /Фото: ya.ru.

И все же преувеличивать вклад немецких специалистов не стоит. Безусловно, он был. В командировку в СССР забирали далеко не последние мозги Германии. Однако был ли он решающим? Своих выдающихся конструкторов в Советском Союзе было не меньше. Однако, на общем фоне количество привезенных немцев просто тонет в океане советских специалистов. Простой пример: на «Ижмаше» работало 16 немецких специалистов, 10 из которых вообще трудились в сфере производства мотоциклов. Всего в Ижевске было 340 немецких специалистов, причем далеко не все они были именно конструкторами. Часть этих людей завозилась вместе с привезенными немецкими станками, должна была налаживать их работу на советских заводах и обучать советские кадры работе на новом оборудовании. Таким образом подавляющее большинство никаким конструированием не занималось.

В 1950-е годы специалисты поехали на родину в Германию, а пленные из вермахта и СС смогли вернуться домой. /Фото: ya.ru.

Что касается непосредственно Хуго Шмайссера, то согласно сохранившимся советским документам с «Ижмаша», его работа получила от администрации завода одну из самых низких оценок. На техническое сотрудничество Шмайссер шел крайне неохотно, часто ссылаясь на то, что у него якобы отсутствует какое-либо техническое образование для участия в серьезной конструкторской деятельности. При этом на родину Хуго вернулся примерно на полгода позже большинства своих коллег в 1952 году. Пребывание в суровом уральском климате на пользу немцу не пошло, и знаменитый конструктор скончался уже в 1953 из-за обострившихся проблем с легкими.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы читайте про 9 лучших образцов ручного стрелкового оружия Второй мировой войны.

Читайте также: