Советские конструкторы танков второй мировой войны

Обновлено: 25.04.2024

После Первой мировой войны танкостроительная мысль находилась в исканиях. Сражения на Сомме и под Аррасом показали, что танк как таковой — невероятно полезное изобретение, а вот как танки использовать в будущем, и какие типы бронированных машин окажутся наиболее востребованы, не знал практически никто. В начале двадцатых годов «отец французских танков» генерал Жан-Батист Эстьен предлагает концепцию механизированных корпусов и теорию прорыва с глубоким охватом, но к нему никто не прислушался и заново танковый блицкриг разрабатывают спустя пятнадцать лет в Германии.

В межвоенный период конструкторы пытались найти различные решения для разных классов танков — штурмовых/пехотных, кавалерийских, крейсерских. У каждого класса была своя функция — сопровождение пехоты или кавалерии, прорыв оборонительных позиций и так далее! Предполагалось, что следующая война так же будет позиционной. Эту точку зрения разделяли и советские военные вместе с инженерами. В 1929 году Совет Народных комиссаров СССР, принимает программу перевооружения армии и особый упор делает на оснащение РККА бронетехникой, поскольку танков в стране было очень мало, а основной моделью являлся знакомый каждому из нас МС-1. Однако, имела место существенная проблема: отсутствовали грамотные инженерные кадры и специалистов приходилось приглашать из-за границы, прежде всего из дружественной Веймарской Германии.

​Танк ТГ-1 - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

Танк ТГ-1

Одним из таких инженеров был небезызвестный Эдвард Гротте. Средний танк ТГ-1, разработанный группой Гротте, был построен в 1931 году и проходил ходовые испытания, но по большому счету являлся довольно обычным проектом для того времени и всеобщего увлечения танками. Эдвард Гротте, вместе с несколькими другими КБ, получил спецификации от Управление по механизации и моторизации РККА на разработку тяжелого штурмового танка и взялся за работу. Хотелось бы отдельно отметить, что параллельно его группе, работавшей на Ленинградском заводе «Большевик», нечто схожее пытались сделать в Научно-исследовательском отделе ВАММ под руководством инженера Данченко — там решили не скупиться и сразу запланировали танк массой в пятьсот тонн.

​ТГ-1 на полигоне НИИБТ - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

ТГ-1 на полигоне НИИБТ

​ТГ-1 на полигоне НИИБТ - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

ТГ-1 на полигоне НИИБТ

Никакой ошибки — именно пятьсот тонн и именно в начале 30-х годов, в доиндустриализационный период. Планировался сухопутный дредноут с экипажем в шестьдесят человек, вооруженный двумя 107-миллиметровыми, двумя 76-миллиметровыми и двумя 45-миллиметровыми орудиями, дюжиной пулеметов, тремя огнеметами и минометом. Возможность постройки такого чудовища рассматривалась на полном серьезе, но поскольку для «танка Данченко» попросту не нашлось подходящих двигателей мощностью в 6000 лошадиных сил и из-за абсолютно нескромных размеров танка, разработку тихо прикрыли, посоветовав заняться чем-нибудь более полезным и реалистичным.

Можно было бы мимоходом заметить, что после таких вот проектов смешки над «сумрачным тевтонским гением» выглядят не слишком корректно. Такова была общая тенденция тех лет, создание машин-гигантов не казалось чем-то невыполнимым, а СССР был единственной страной мира, способной финансировать и, главное, пытаться строить таких колоссов. Упомянутый Эдвард Гротте оказался более сдержан в своих запросах. Пока средний ТГ-1 проходил испытания, немецкий конструктор сперва набросал проект ТГ-4 весившего всего-навсего семьдесят пять тонн, но в Управлении механизации и моторизации отнеслись к чертежам с заметной прохладцей. Гротте не сдавался и к лету 1932 года представил машину с индексом Т-42 или ТГ-5 массой в сто тонн. Ничего особенного — весивший почти вдвое больше «Маус» через двенадцать лет был поставлен на ход! А во Франции с 1921 года стоял на вооружении семидесятипятитонный FCM 2C, и ничего, ездил!

​Эскиз Т-42 - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

Эскиз Т-42

​Предположительный внешний вид Т-42, он же - ТГ-5 - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

Предположительный внешний вид Т-42, он же - ТГ-5

Впрочем, боевые качества гиганта FCM 2C крайне спорны, однако факт есть факт: сверхтяжелые танки вовсю строили уже тогда. Чем Советский Союз хуже буржуазной Франции?! Кроме того, в 1931-1932 годах был разработан пятибашенный «танк Барыкова», известный под индексом Т-35; в 1933 году он был запущен в серию на Харьковском паровозостроительном заводе! Пятьдесят тонн. Почему бы не попытаться довести массу другого танка до сотни?!

Тем не менее Эдвард Гротте совершил ошибку, которой впоследствии грешил доктор Фердинанд Порше, с его неизбывной страстью к электротрансмиссии — в целом ТГ-5 очень напоминал Т-35 — четыре малые башни первого яруса, передние башенки копировались с легкого танка БТ-2 с 45-миллиметровыми пушками спаренными с пулеметами. Задние башенки — строго пулеметные. И, наконец, главная башня, со 107-миллиметровым орудием, что по тем временам делало бы ТГ-5 самым мощным по вооружению танком планеты. А если еще учитывать противоснарядное бронирование до 70 миллиметров, то «Танк Гротте-5» не имел бы конкурентов вплоть до появления «Тигра».

Как уже упоминалось, в начале тридцатых годов СССР только перешел к индустриализации, материальная и производственная база была недостаточна. Гротте же строил наполеоновские планы. Электротрансмиссия — безусловно, она облегчала управление, но стоимость и сложность танка резко возрастали, а ремонтопригодность наоборот, падала. Были необходимы сервоприводы для поворота башен и дополнительные электромоторы. Наконец, возникли непреодолимые сложности с моторным отделением — бензинового двигателя мощностью 2000 лошадиных сил тогда не существовало в природе, поэтому Эдвард Гротте разместил в корпусе два тысячесильных дизеля производства фирмы «Виккерс», что еще более усложняло конструкцию.

​Советские многобашенные танки, воплощенные в металле - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

Советские многобашенные танки, воплощенные в металле

Проект ТГ-5 предсказуемо прикрыли, поскольку военные из Главного Автобронетанкового управления РККА задали инженерам несколько неприятных вопросов. Как прикажете доставлять машину таких габаритов и массы к театру боевых действий? Напомню, что тогда не существовало железнодорожных платформ, способных перевозить грузы массой более пятидесяти тонн. Как ТГ-5 будет преодолевать водные преграды? Ни один мост этот танк не выдержит! Ах, шноркель? Но шноркель сперва надо разработать, что сделает танк еще более дорогим! Стоимость одного экземпляра была настолько устрашающей, что даже не жалевшие денег на армию советские руководители отказались от самой мысли о массовом производстве и остановились на Т-35, который в принципе был неплохой машиной — разумеется, для краткой эпохи многобашенных танков, окончательно ушедшей в историю к началу Второй мировой.

​. и некоторые проекты, так и не покинувшие чертежных досок - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

. и некоторые проекты, так и не покинувшие чертежных досок

Тем не менее времена «танкомании» 20-30-х годов были прекрасной и удивительной эпохой. Никогда в истории не создавалось такого количества самых фантастических танкостроительных проектов, причем некоторые из них оказались воплощены в жизнь. К сожалению, после Второй мировой бронетехника стала чем-то обыденным, привычным, а концепция «основного танка» окончательно погубила конструкторскую мысль. Любая идея казалась выполнимой, любой проект выглядел осуществимым — хватило бы финансирования и производственных мощностей.

Невзирая на очевидный неуспех с проектом «Танка Гротте-5», советские инженеры продолжали дерзновенные эксперименты. Вряд ли кто-либо из неспециалистов слышал о танке ВЛ, «Владимир Ленин», но по сравнению с ним знаменитая немецкая «Мышка» могла бы показаться если не карликом, то по крайней мере легким танком — этот монстр должен был обладать массой от двухсот шестидесяти до четырехсот шестидесяти тонн. В зависимости от вооружения, конечно.

Да-да, ключевые слова здесь «в зависимости от вооружения». Возвращение к казалось бы бесперспективной идее супертяжелого танка стимулировала советско-финская война 1939-1940 годов, в которой главной проблемой было преодоление мощной «линии Маннергейма» — для боевых действий против глубоко эшелонированной оборонительной системы требовались мощные орудия. Инженеры Попов и Нухман взялись за работу, и вот что у них получилось:

Компоновочная схема танка ВЛ-С1
1,14,19,29 - ведущие колеса; 2,15,18,30 - тяговый электродвигатель; 3 - входной люк радиста; 4 - радист; 5,23 - заряжающий; 6,9,24,26 - наводчик; 7 - помощник командира по технической части; 8 - нижний входной люк; 10 - командир; 11 - силовые электрокабели; 12 - двигатель; 16 - моторист; 17,28 - механик-водитель; 20 - вытяжной вентилятор; 21 - радиатор; 22 - втяжной вентилятор; 25 - электрик; 27 - входной люк механика водителя.

ВЛ создавался в нескольких модификациях — облегченный вариант с морской пушкой Б-13, какие-то жалкие 130 миллиметров калибра. Тяжелая версия оснащалась куда более солидным стволом: 305 миллиметров с боекомплектом в сто выстрелов. Это в основной башне. Две дополнительных башни в передней части корпуса предполагалось вооружить банальными 76-миллиметровыми вспомогательными орудиями, ну и пулеметы еще. Конечно, ВЛ до немецкого проекта «Ратте» не дотягивал, однако разрабатывали его на полном серьезе, целых три модификации, от ВЛ С-1, до ВЛ С-3!

Хорошо, предположим: 305-миллиметровая пушка в главной башне. Какова ее масса? У нас есть ответ на этот вопрос. Если пушка новая, образца 1939 года конструкции Иванова, то сорок шесть тонн. Если старая — 1915 года, то шестьдесят три тонны. Рассматривались оба варианта и предпочтение, разумеется, было отдано новому орудию. Каждый снаряд весил примерно триста килограммов, умножаем на сто, получается еще тридцать тонн, плюс-минус. Итого, одно лишь вооружение главного калибра танка ВЛ тянуло практически на восемьдесят тонн. Добавляем сюда мощнейшее противоснарядное бронирование — лоб башни 125 миллиметров и лоб корпуса 75 миллиметров, и получаем искомую массу, двоекратно превышающую показатели «Мауса».

Здесь хотелось бы сделать лирическое отступление и задаться вполне естественным вопросом — но зачем? Для чего создавать такое чудовище? Версию о последствиях Финской войны мы уже озвучили, однако существует и другое предположение. На процесс разработки проекта «Владимр Ленин» повлияли странные донесения разведки. Скажем прямо: крайне странные. Злые языки уверяют, будто Сталин «не верил» своим разведчикам, отчего многие были отозваны с заграничной работы и репрессированы, а некоторые и расстреляны. Но, простите, когда приходят донесения о том, что у немцев якобы имеются на вооружении сверхтяжелые танки с орудиями от линкоров, а потом эти данные опровергаются реальностью — невольно начнешь сомневаться.

​305-мм гаубица Бр-18. Качающуюся часть этого орудия планировалось разместить в основной башне ВЛ - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

305-мм гаубица Бр-18. Качающуюся часть этого орудия планировалось разместить в основной башне ВЛ

Одно известно достоверно: указание о разработке ВЛ было спущено с самых верхов — без ведома Сталина и Ворошилова такие проекты появиться не могли.

Давайте вернемся к самому танку ВЛ. Равно как и ТГ-5 своим ходом до театра боевых действий сверхтанк добраться не мог. Отдельно заметим, что скорость предполагалась невеликая — всего двадцать километров в час по ровной местности. От Москвы до Смоленска ВЛ в теории должен был ехать сутки, если считать без остановок! Моторесурс, износ ходовой, чудовищный расход топлива! Кроме того, ни единый мост не выдержит этот танк!

Решение этой проблемы тоже было предусмотрено! Отдельный инженерный поезд, с кранами, ремонтной и технической базой, который будет обслуживать танки по прибытии месту назначения. Но это же невероятно дорого?! И неудобно?! А главное — очень долго, что условиях боевых действий абсолютно неприемлемо! Не надо забывать об авиации и артиллерии противника, которые с огромным удовольствием нацелятся на столь громадную и, по большому счету, беззащитную мишень!

«Детский конструктор» из танка ВЛ получался наисложнейший, а это значит, что требовался обученный высококвалифицированный персонал. Кстати, ходовая часть танка исходно планировалась четырехгусеничной — для уменьшения удельного давления на грунт. Плюс схема «тяни-толкай»: мехводов было два, в передней и кормовой части — разворачивать танк подобных размеров тяжеловато, поэтому управление можно было передать второму механику-водителю, развернуть башни и ехать в противоположном направлении.

Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, существует единственный сегмент, одна ниша, которую смогла бы занять эта уникальная машина. Если пресловутый «Маус» являлся «универсальным передвижным ДОТом», способным как вести противотанковую борьбу, так и держать оборону или прорывать укрепленные позиции, то предназначение ВЛ очевидно: разрушение крепостей и бетонных инженерных сооружений. Никаких других вариантов. Абсолютно невозможно и немыслимо представить себе 305-миллиметровую гаубицу в качестве противотанковой пушки!

Но и тут есть подтверждение рациональности проекта ВЛ. Значение крепостей наподобие Брестской в предвоенные годы оценивалось как стратегически важное, они могли служить опорными пунктами, центрами обороны. Теория блицкрига и господство авиации полностью нивелировали эти выкладки: вспомним, как немцы обошли мощнейшую «Линию Мажино», оставив ее в глубоком тылу. А следовательно, становились не нужны и супертяжелые танки наподобие ВЛ. Особенно настолько сложные в изготовлении, транспортировке и обслуживании.

Самое-то смешное в заключается том, что все три модификации танка ВЛ построить было вполне возможно. Не надо думать, что конструкторы Попов и Нухман, занимавшиеся чертежами ВЛ, были безответственными фантазерами. Случись Вторая мировая война попозже лет эдак на пять-семь, не зайди в тупик развитие многобашенных танков, и будь в СССР повыше культура производства и получше материально-техническая база, однажды ВЛ выкатился бы из ворот одного из заводов.

От него отказались не потому, что подобный танк не могли построить в среднесрочной перспективе. Могли. На первое место вышли соображения ненужности проекта для армии. Основной камень преткновения — сборка-разборка. Запредельно сложно! Комиссия Главного Автобронетанкового управления приняла совершенно верное решение: надо сосредоточиться на создании обычных тяжелых танков — в частности КВ. И оказалась совершенно права. Проект ВЛ закрыли в конце 1940 года.

. Но стоит представить наступление хотя бы одной роты ВЛ, ведущих огонь с ходу, как становится не по себе. Невероятная, умопомрачительная мощь и сильнейшее психологическое воздействие на противника. Если, конечно, этот противник не сидит в кабине пикировщика Ju-87 с пятисоткиллограмовой бомбой на штанге бомбосбрасывателя, Бах, и нету плода трудов тысяч рабочих.

​Кенигсберг в 1945 году. Одной из задач ВЛ мог бы быть именно штурм таких крепостей - интересно, как бы выглядел Кенигсберг после визита ВЛ? - Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода | Военно-исторический портал Warspot.ru

Кенигсберг в 1945 году. Одной из задач ВЛ мог бы быть именно штурм таких крепостей - интересно, как бы выглядел Кенигсберг после визита ВЛ?

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из ярких представителей данной плеяды советских военных инженеров-конструкторов является Котин Жозеф Яковлевич. Именно он стал одним из главных разработчиков знаменитой серии самых прославленных тяжёлых советских танков – "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев».

Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).

За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.

Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.

Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

За успехи, достигнутые в переходе завода к режиму круглосуточной работы на предельно возможных мощностях в максимально сжатые сроки, а также за своевременное выполнение сурового плана ГКО 19 сентября 1941 года Жозеф Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда. Ему были вручены золотая медаль «Серп и молот», а также второй орден Ленина.

Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.

6 января 1942 года Котину было присвоено звание генерал-майора технических войск. Жозеф Яковлевич одним из первых советских инженеров самым внимательным образом изучил сильные и слабые стороны захваченного немецкого новейшего тяжёлого танка «Тигр-1». По итогам своих исследований, наблюдений и тестов Котин создал целую серию тяжёлых танков и САУ, способных на равных сражаться с немецким монстром.

В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.

Испытания показали, что танк ИС-1 способен эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в условиях реального боя «Тигры» и «Пантеры» оказались куда более грозными противниками.

Тогда Котин и его ведущие инженеры-конструкторы в кратчайшие сроки наладили выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-2, чья 120-мм лобовая броня и 122-мм пушка стали достойным ответом бронированным немецким «диким кошкам».

Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.

Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.

Не зря самоходки ИСУ-152 и ИСУ-122 называли «зверобоями». Именно эти советские САУ переломили хребет сильнейшим немецким бронетанковым частям, укомплектованным новейшими грозными и тяжёлыми танками, а также самоходными штурмовыми орудиями и тяжёлыми истребителями танков.

Выпущенные Челябинским танковым заводом тяжёлые танки и САУ успешно истребляли элитное немецкое бронетанковое «зверьё», пройдя победный путь от стен Москвы до Берлина, Кёнигсберга и Праги.

За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.

Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.

Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).

Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.

В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.

В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.

Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34. «Тридцатьчетверка» по праву стала лучшим танком Второй Мировой. Боевая машина отлично сочетала в себе огневую мощь, маневренность, защиту и технологичность производства.

Созданию Т-34 предшествовал долгий и упорный труд советских конструкторов. Главным создателем легендарного танка стал Михаил Ильич Кошкин. Под его руководством Харьковским заводом были созданы 2 прототипа – А-32 и более легкий А-20.

Для показа новых танков в Москве в марте 1940 был организован их перегон своим ходом из Харькова. Во время этого испытания главный конструктор Михаил Кошкин простудился и заболел пневмонией, от которой вскоре скончался. Его дело продолжил Александр Александрович Морозов.

В конечном итоге был выбран образец А-32. Танк понравился лично Сталину. По воспоминаниям очевидцев, после успешных испытаний верховный сказал: «Это будет «ласточка» наших бронетанковых сил».

Производство и Великая Отечественная

Серийный выпуск танка под индексом Т-34 начался 31 марта 1940 года. Конечно, у него были и недостатки, их предлагалось решать параллельно с производством. Одним из главных минусов первых версий танка была недостаточная обзорность.

К началу Великой Отечественной на вооружении Красной Армии состояло около 1 000 Т-34. В целом «тридцатьчетверка» на тот момент по характеристикам превосходила немецкую бронетехнику.

Однако из-за проблем со связью и организацией РККА в начале войны и инициативных и тактически грамотных действий врага летом 1941 большинство Т-34 были потеряны.

Тем не менее, Т-34 постоянно дорабатывался, вскоре став основным танком Красной Армии. Недостатки устранялись, выпуск машин возрастал, а стоимость производства снижалась. Т-34 стал самым массовым танком войны, создано более 30 000 тысяч единиц.

«Тридцатьчетверки» внесли свой вклад в разгром немцев под Москвой, стали символом наступлений и решающих побед Красной Армии.

В открытой экспозиции военной техники нашего музея представлено несколько модификаций легендарного танка – от более ранней версии с 76-мм орудием до Т-34-85.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войныМОУ СОШ № 35 команда «Мираж»


Курс повышения квалификации

Специальная оценка условий труда

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС


«Арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты как методы профилактики эмоционального выгорания»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войныМОУ СОШ № 35 команда «Мираж»

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны
МОУ СОШ № 35
команда «Мираж»

Михаил Ильич КошкинПрославленный советский конструктор танков Михаил.

Михаил Ильич
Кошкин
Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940)
С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость.

Т-34 - лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единст.

Т-34 - лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой
Отечественной войны .
19 декабря 1939 года в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т-34.
Этот танк стал самой массовой в мире бронемашиной!
Т-34 оказался единственным типом танка, который, будучи созданным еще до войны , морально не устарел в течение всей Великой
Отечественной , более того, он оставался первоклассной боевой машиной и после войны .
Легендарная тридцатьчетверка участвовала в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии.
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Ж.Я. Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС-2.

Василий Гаврилович ГрабинВыдающимся советским конструктором бы.

Василий Гаврилович
Грабин
Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. - на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественнойвойны , более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны.

Грабинские пушкиМало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна зна.

Грабинские пушки
Мало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной .

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной .
76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием второй мировой войны" и одной из "самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Михаил Тимофеевич КалашниковЗначительный вклад в развитие отечественног.

Михаил Тимофеевич
Калашников
Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью.

Михаил Тимофеевич КалашниковКонструктор стрелкового оружия. Михаил Тимофеевич.

Михаил Тимофеевич
Калашников
Конструктор стрелкового оружия.
Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Курьинского района Алтайского края. С 1938 по 1940 год был курсантом танковой школы Киевского военного округа. В первые месяцы Великой Отечественной войны командир танка М.Т. Калашников сражался на Брянском фронте. После тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он впервые задумался о необходимости создания нового отечественного стрелкового оружия, которое ни в чем не уступало бы немецкому. Не имея специального образования, молодой сержант приступил к работе. Известный оружейник генерал Благонравов оценил талант конструктора-самородка: Калашникова направляют служить на подмосковный полигон, являющийся базой одного из научно-исследовательских институтов.
С 1943 года он работает над созданием своего знаменитого автомата.

Стрелковое оружиеПервый советский автомат под промежуточный патрон образца 19.

Стрелковое оружие
Первый советский автомат под промежуточный патрон образца 1943 года (7.62х41) - автомат Судаева АС-44, проходивший войсковые испытания весной-летом 1945 года.
экспериментальный автомат системы Токарева под патрон 7.62х41, 1945 год

Алексей Иванович СудаевШирокую известность в годы Великой Отечест.

Алексей Иванович
Судаев
Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет-пулемет А.И. Судаева (ППС).
Он по праву считается лучшим пистолетом-пулеметом периода второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации.
Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники.

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Вели.

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны . Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии.
Подлинными хозяевами неба на последнем этапе войны стали знаменитые Ла-5, Ла-7, созданные в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Отлично показали себя истребители А.С. Яковлева. Так, летчики знаменитой эскадрильи "Нормандия — Неман" из предлагаемых американских, английских машин остановили свой выбор на Як-3. "Черной смертью" прозвали фашистские захватчики знаменитый штурмовик Ил-2, созданный СВ. Ильюшиным. А его бомбардировщик Ил-4 стал основной машиной советской дальней авиации. Именно эти самолеты в 1941 году бомбили Берлин, Данциг и другие военные объекты Германии.

Андрей Николаевич ТуполевБольшое значение в истории авиации имело создан.

Андрей Николаевич
Туполев
Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера
Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны.
Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов.

Павел Осипович СухойТалантливым авиаконструктором был Павел Осипови.

Павел Осипович
Сухой
Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 - 1975).
С 1925 г. он работал инженером-конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14.
Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся годы Великой
Отечественной войны.
В 1942 - 1943 гг. он создал
бронированный штурмовик Су-6.
Сухой является также одним из
основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Н.И. Тихомиров и В.А. АртемьевНеувядаемой славой в годы войны покрыли себя г.

Н.И. Тихомиров и
В.А. Артемьев
Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 ("Катюша"). Высокая эффективность, характерный звук залпов нового для того времени оружия наводили ужас на врага. У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС-5, под городом Оршей.

Владимир Павлович БарминВыдающимся советским конструктором пусковых ус.

Владимир Павлович
Бармин
Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.).
Под его руководством в 1941 -1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31-12 и др.

Роль Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники.

Роль
Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники в годы Великой Отечественной войны советские ученые и конструкторы.
Велика роль военной науки, вооружения и боевой техники в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

Литератураgoup32441.narod.ru/…/2004/2004-02-2.html mrk-kprf-spb.narod.ru/sko.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: