Советский детский конструктор самолет

Обновлено: 02.05.2024

Производство советских игрушек периода примерно 30-60-х гг. было поставлено на очень серьезную, основательную основу, и дело было не только в качестве используемых материалов. В первую очередь игрушки должны были преследовать не развлекательную, а глубокую педагогическую, а иногда (в основном, это касалось игрушек 20-40-х гг.) и пропагандистскую цель.

Виды советских конструкторов

Основная задача игрушек для детей всех возрастов - это развитие различных навыков: самостоятельности, творческого мышления, кругозора и т.д. Детские конструкторы советских времен относились к категории технических игрушек и занимали первое место по своему педагогическому значению, т.к. по мнению специалистов того времени, способствовали " получению политехнического образования ребенка " - цитата из педагогической брошюры 50-х гг.

Все конструкторы советского времени условно подразделялись на три большие группы: модели (сборно-разборные) ; тематические и схематические . Ну а дальше уже шла разбивка по виду материала - деревянные, пластмассовые, металлические; по возрасту ребенка: для дошкольников, младшего, среднего и старшего школьного возраста; и "внутривидовые" различия, о которых поговорим чуть ниже.

Специфические особенности продажи конструкторов

Интересен тот факт, что внутренние инструкции магазинов игрушек предписывали продавцам следовать следующим правилам: не разрешалось демонстрировать покупателям просто коробку с конструктором или альбом-инструкцию к нему. Продавец был обязан иметь в своем отделе одну или несколько собранных моделей из каждого конструктора, чтобы наглядно продемонстрировать возможности этой игрушки. Причем, продавец должен был уметь самостоятельно разбирать и собирать каждую из таких демонстрационных моделей.

Чуть менее строгое правило гласило, что желательно иметь в торговом зале табличку с краткими характеристиками каждого из имеющихся в продаже конструкторов: название, количество деталей, перечень основных моделей, которые можно собрать и прочая полезная для покупателя информация. Помимо этого рекомендовалось иметь в продаже и отдельные, не входящие в наборы, запасные детали к конструкторам, которыми покупатели могли бы заменить то, что было утеряно ребенком.

Соблюдались эти правила редко, а то и вовсе продавцы их откровенно игнорировали, но тем не менее, сама попытка наладить качественное обслуживание покупателя выглядела неплохо. Но вернемся к конструкторам.

Сборно-разборные модели

Детали, которые входили в эту разновидность конструкторов, нельзя назвать универсальными: они имели конкретную продуманную форму и четко определенное место в собираемой игрушке. Эти конструкторы не просто так назывались сборно-разборными: в отличие от близких им по тематике сборных моделей, где детали соединялись, например, с помощью клея, собранная игрушка могла собираться и разбираться многократно.

Так, например, к дошкольному типу таких конструкторов относился " Автоконструктор ": в него входили готовые кузова и шасси, ребенку оставалось только соединить одно с другим и дополнить некоторыми мелкими деталями. Кстати, под тем же названием выходил конструктор для детей более старшего возраста, там детали дополнялись пружинным механизмом и в итоге получалась самая настоящая заводная машинка.


Сегодня покажу я вам несколько раритетных ныне "игрушек" своего детства, с них началось, как и у тысяч советских мальчишек увлечение стендовым авиамоделизмом. Купил в в одной соц сети, случайно наткнулся на человека с этими моделями, дорого, но что поделаешь "за удовольствие нужно платить") или за историю. У нас, в Астрахани эти модели продавались в центре города, в магазине "Буратино" по крайне демократичным ценам от 60 копеек до 3.5 рублей. А вот и цены на эти коробочки в советской торговле, не обременительно для родительских кошельков, не правда ли?
60 копеек: МиГ-21, L-60, J-35, Ми-1, Ми-4
2 рубля: Ту-2, Ил-28, Су-7, Ту-134, Як-40, Ан-24, Як-24П, Comet-4, L-410, Ан-14, Ми-10К
2 рубля 50 копеек: Бе-6, DC-8, Boeing-727, Ил-62, Ми-6
3 рубля: Ту-154, Ту-20, Mercure
3 рубля 50 копеек: Ту-144, Trident
4 рубля: «Восток-1»
Эти конструкторы взрывали неокрепшую детскую психику своими ярчайшими картинками лицевой стороны коробок, а внутри было то что потом пыхтя отрезалось, клеилось и наносились "сводилки". У меня были Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ан-24, Бе-6, Boeing-727, Caravelle, Comet-4, Ил-28, Як-24, L-60, L-410, Mercure, Ми-6, Ми-10К, МиГ-21, SAAB J-35, Су-7, Trident, Ту-2, Ту-20, DC-8, — почти всё. Почти каждый день после школы, начиная с 1 класса, я бежал на второй этаж магазина, в надежде, а ВДРУГ "выкинули" под стеклянную витрину? И как сейчас помню, просто атомный взрыв, как при мне распечатывали несколько коричневых огромных коробок и из них штабелями укладывали на пол сине-белый Пластикарт…Ух…
Коробочки были резинками перетянуты, внутри лежали металлические баночки №1 — КЛЕЙ, №2 — "серебрянка" с потрясающим запахом, и в некоторые модели вкладывался ИНОСТРАННЫЙ бело-бежевый пластилин для утяжеления носа некоторых самолетов и вертолетов (ДС-8, Ми-4, Ми-1 и у Миг-15) !
Несмотря на переизобилие модельного материала в современном мире, у меня в сердце Пластикарт оставил много больше чувств, чем самая желанная модель оставляет сейчас. В детстве это была целая ритуальная сага для меня. Для меня модели этой фирмы были каким-то посланием с другой планеты. Упаковка, модельки, запахи, всё какое-то космическое. Таковы были восприятия ребёнка, не избалованного советским промом. К чести моих родителей, нужно сказать, что при появлении на прилавках моделей, они всегда были у меня на полках, да и ещё не по одной штуке. Например Ту-134, Трайдент, Меркурий, Ту-2 у меня вообще было по нескольку, т.е. я их клеил, красил, потом проходило время, они ломались, я снова покупал ту-же модель и делал, но уже в лучшем качестве и более аккуратно.

После 1991 г., оборудование для производства моделей частично приобрел концерн Revell.
Ну и по прототипу самого самолета информация!
В конце 60-х гг. компания Dassault начала изучать рыночные перспективы нового авиалайнера малой дальности, практически такого же класса, как самолет Boeing 737. Но последующие продажи этого самолета показали, что компания ошиблась в своих прогнозах — ей не удалось найти более одного покупателя на свой новый авиалайнер Dassault Mercure.

Новый самолет по размерам и внешней конфигурации был в целом похож на Boeing 737 и являлся низкопланом с герметичным фюзеляжем круглого поперечного сечения, в котором могло разместиться от 120 до 150 пассажиров или 162 пассажира в салоне с высокой плотностью. Хвостовое оперение было традиционным, а основные стойки трехопорного шасси двухколесными. Так же, как и Boeing 737, авиалайнер Mercure имел два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney JT8D из серии двигателей Dash 15.

Стоимость этого проекта была огромной и превышала ресурсы компании Dassault . Однако ей удалось получить от правительства Франции ссуду в размере 56 процентов от первоначальной оценочной стоимости проекта в 1000 миллионов франков. Компания Dassault вложила 14 процентов от общей стоимости, а остальные деньги были получены от пайщиков.

Опытный экземпляр Mercure (F-WTCC) совершил свой первый полет 28 мая 1971 г. Последние три буквы этого обозначения означали Transport Court-Courrier — транспортный самолет малой дальности. Этот самолет имел два двигателя Pratt & Whitney JT8D-11 тягой 6804 кгс, а на второй экземпляр (F-WTMD), совершивший свой первый полет 7 сентября 1972 г. были установлены более мощные JT8D-15. Производство было начато после поступления 29 января 1972 г. заказа на 10 самолетов от французской авиакомпании Air Inter, обслуживающей внутренние авиалинии. Первый самолет поступил в эксплуатацию в мае 1974 г., а десятый — в декабре 1975 г.

Авиалайнеры Mercure 100 вместимостью 156 пассажиров эксплуатировались за счет ежегодных дотаций правительства Франции, компенсировавших чрезвычайно высокие цены на запасные части. В скором времени они были заменены самолетами Airbus A320. Была спроектирована, но не получила дальнейшего развития более вместительная версия Mercure 200, рассчитанная на 186 пассажиров и имевшая турбовентиляторные двигатели SNECMA CFM56.

Недавно вспомнил историю, как под новый год выбросили в нашем «Детском мире» конструктор «Полет». Все пацаны тогда хотели такой, и мой сын просил его у Деда мороза и даже письмо ему написал. Железные конструкторы у нас были, но сын хотел именно «Полет».

Для детей ничего не жалко, поэтому пацан нашел свою мечту под ёлкой рядом со сладким подарком. Все зимние каникулы он занимался созданием ракет, мельниц и машин из пластиковых деталей и выгнать его на улицу не представлялось возможным.

Помню, как вечером мы вместе начали собирать подъемный кран, но сын не дождался окончания постройки и уснул, а я провозился до глубокой ночи, пока меня супруга спать не отправила. Игрушку я собрать успел и утром сын был в полном восторге.

«Полет» был по-настоящему универсальным конструктором. Интересен он был и для мальчишек, и для девчонок. Из набора деталей, которые предлагались, можно было собрать что угодно: от самолета, и разного рода автомобилей до мебели для кукольного домика. И когда в процесс вовлекались родители, то увлечение длилось часами.

Чем же был хорош этот конструктор? Во-первых, кроме вариантов в инструкции, можно было собрать поделку, которой никогда не было раньше. В комплектацию «Полета» входили разные детали: панели, соединительные элементы, уголки, лопасти, рукоятки, крючки, колеса, втулки и оси.

Кстати, нужно заметить, что «Полет», добавил много стоматологических проблем любителям технического творчества. Ведь детали крепились так прочно, что нередко надоевшие конструкции приходилось разбирать с помощью зубов, а родители, вовлекаясь в процесс, нещадно обдирали пальцы, сдвигая крепления.

Но это стоило того, и в памяти сейчас только позитивные эмоции. Пытались использовать и пассатижи, но при сильном нажатии пластиковый крепеж деформировался.

Стоило это чудо семейного творчества 6 рублей 50 копеек, по тем меркам большие деньги. Но это была инвестиция в творчество и в мозги ребенка. Техническое развитие шло с детства, и многие в последствии, благодарили за это своих родителей.

Такой конструктор можно приобрести и сейчас на интернет-барахолках. Цена, в зависимости от состояния и комплектности, от 500 рублей до 4500. Но у каждой вещи есть цена и есть ценность. Именно второе является более важным условием, отправляя в «Полет» не только своего ребенка, но и, под час, самого себя. Те, кто в теме, понимают, о чем это я, верно?

Со времен создания «Полета» прошло уже 40 лет, а он до сих пор пользуется популярностью. Все-таки советские наборы конструкторов заставляли думать, изобретать, прививали интерес к технике. Даже из остатков «Полета» можно было что-нибудь сделать, например крепежи красили и на велосипедные спицы прикрепляли.

В одной из прошлых публикаций, где была затронута тема детских конструкторов времен СССР , рассказывалось, что главной задачей, которую ставили перед собой разработчики подобных "умных игрушек", было вовсе не модное сегодня развитие мелкой моторики ребенка, усидчивости и творческого мышления, а получение им политехнического образования.

И если учесть ту фантазию и изобретательность, которая проявлялась в разработках некоторых детских конструкторов, добиться поставленной методистами задачи было совсем нетрудно. Для этого достаточно вспомнить легендарный схематический конструктор "Полет", существовавший в двух версиях - "красной" и "синей", и похожие на него, но более простые по комплектации и своим возможностям, конструкторы "Медвежонок" и "Фантазия".

Несмотря на романтическое "авиационное" название, "Полет" был по-настоящему универсальным конструктором, который с одинаковым успехом мог заинтересовать как мальчишек, так и девчонок. Ведь собрать из обилия предложенных для творчества деталей можно было что угодно: и летательные аппараты, и различные автомобили, и строительную технику, и архитектурные сооружения, и даже мебель для кукольного домика.

В комплектацию такого конструктора входила уйма разноплановых деталей: панели всех размеров, множество соединительных элементов, уголки, лопасти, рукоятки, крючки, колеса, втулки и оси. Кстати, нужно заметить, что некоторые первые детские травмы и даже стоматологические проблемы у некоторых любителей технического творчества были связаны именно с "Полетом" :)) Крепление деталей было настолько прочным, что нередко надоевшие конструкции приходилось разбирать с помощью зубов или нещадно обдирая пальцы.

Помимо этого синий конструктор отличался от версии в красной цвете тем, что плоские панели нередко ломались по диагонали, как сухое печенье. Порой из строя выходили и соединительные элементы, сделанные в виде столбика с отверстием - мальчишки наверняка вспомнят, что многие использовали эти детали конструктора далеко не по прямому назначению, а для украшения колес своих велосипедов - очень уж хорошо надевались эти "столбики" на велосипедные спицы ))

Некоторым приходила в голову и более опасная идея - "заряжать" этими деталями любимые рогатки. Легкие пластмассовые "столбики" летали очень хорошо и прицельно - недаром, видимо, конструктор назвали "Полетом". Школьная подруга автора этих строк до сих пор носит отметину на брови, оставшуюся там после попадания этой детальки, выпущенной из рогатки местным дворовым хулиганом.

Как и любой приличный советский конструктор, "Полет" снабжался иллюстрированной инструкцией с образцами моделей. Правда, технически подкованные дети довольно быстро теряли интерес к подобной сборке. Набив руку на предложенных образцах, большинство подключало собственную фантазию и переходило на творческое конструирование.

Собирались просто фантастические модели техники, не предусмотренной инструкцией. И мало кого останавливал тот факт, что некоторые детали не подходили для сборки задуманной конструкции: с помощью выжигательного аппарата и других подручных технических средств детали спаивались или меняли форму :)

Пожалуй, главным недостатком "Полета" было то, что его детали всегда заканчивались очень неожиданно, даже в том случае, если в один комплект объединялось целых два, а то и три конструктора. Очень уж масштабными могли быть задуманные проекты, и часто их воплощение прерывалось в самый неподходящий момент.

А во всем остальном это было по-настоящему потрясающий конструктор - недаром его аналоги производят до сих пор, и они пользуются хорошим спросом у современного покупателя.


Собрал в детстве практически все ГДРовские модели, коорые были в продаже, за исключением «больших» гражданских — они казались неинтересными. Коллекция жива до сих пор. Пережила два переезда с небольшими потерями, но всякий раз аккуратно восстанавливалась и занимала свое место на полках.

. Мне вообще все виды моделирования и коллекционирования очень нравились., процесс и желание сделать модель, как можно аккуратнее, поэтому у каждого были маленькие секреты, которые при сборке шли в ход: надфили, качественный ГДРовский клей, помню одни только переводные картинки чего стоили._н. фюзеляжа, закрылков и т.д., блин, а вкольно было в СССР(е)!

Нашенские — были не совсем «нашенские», это купленные пресс-формы английской фирмы «Frog» (оттого и так много британских самолётов), поэтому и так много облоя на моделях.

Неправда ваша — не только мальчишки. У меня не один 10 таких моделей был. Увы, совместного воздействия кота, детей и переезда не выдержали. ЖАЛЕЮ.

Классные для своего времени были модели, на порядок выше «кругозоровского» отстоя. Обычно серебряная красочка прилагалась. Хотя клей у немцев был несколько густоват, я привык работать с более жидким советским. И обратите внимание, дальний бомбер Ту-95 у ГДРовцев носит название Ту-20 (. )













Читайте также: