Советский конструктор итальянского происхождения

Обновлено: 20.05.2024

Советский конструктор итальянского происхождения – прототип булгаковского Воланда с чёрными бровями, итальянским акцентом и лихо заломленным на ухо серым беретом – несколько лет жил и работал в Омске и Новосибирске.

Так был ли «невидимка»?

Писатель Михаил Булгаков и авиаконструктор Роберто Бартини были знакомы и даже дружили. В своём романе «Мастер и Маргарита» Булгаков не только наделил Воланда чертами Бартини, но и описал его конструкторские проекты.

Его называли вторым Теслой и русским Леонардо, гением предвидения и визитёром из пятого измерения. Его идеи настолько опередили время, что только сейчас становится очевидной вся мощь его гения.

«Леонардо недовинченный!» – возмущались оппоненты по поводу его теории о шестимерном пространстве. А он был как раз довинченный. » – читаем в книге сибирского писателя и краеведа Вадима Михановского «Сибирские этюды».

В Россию и в авиацию Роберто влюбился в 1912 году, когда, будучи гимназистом, увидел демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова.

В 1921 году молодой Бартини вступил в компартию Италии. А в 1922 году в Италии случился фашистский переворот. Оставаться в родной стране «красному барону» было опасно. Агенты Коминтерна переправили его в СССР. Там он стал главным авиаконструктором СНИИ СССР Робертом Людвиговичем Бартини.

Современные исследователи научного наследия Роберто Бартини нашли свидетельства о том, что в 1935 году на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.

По словам очевидцев, после того как заработал мотор, самолёт задрожал и. исчез, как будто расплылся по взлётной полосе.

После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому, совершил посадку, выключил двигатель и после этого «проявился» – снова возник из пустоты.

14 февраля 1938 года Роберта Бартини арестовали. Талантливый конструктор оказался в тюремном ЦКБ-29, где вместе с ним работали Туполев, Мясищев, Тумашевич. В начале войны ЦКБ-29 эвакуировали в Омск. Перед отъездом Бартини доставили для допроса к Берии. Итальянец, естественно, заявил, что он ни в чём не виновен. На что Берия ответил: «Может быть. Но ты же коммунист и должен понимать, что скажут наши враги, если мы тебя отпустим. Нет, Бартини! Ты сначала сделай свою машину, и тогда мы тебя отпустим как искупившего вину. Да ещё и орденом наградим».

В войну он разрабатывал дальний бомбардировщик ДБ-240 на основе созданного в 1935 году «Сталь-7», трудился над проектом околозвукового истребителя «Р», который представлял собой летающее крыло. Это была первая в мире попытка полного газодинамического единства крыла и силовой установки.

В 42-м гениальный конструктор спроектировал истребитель-перехватчик с расчётной скоростью, равной двум скоростям звука. Но ни один проект не был воплощён. Ортодоксальные коллеги, глядя на чертежи и расчёты Бартини, крутили пальцем у виска. Между тем самолёты в форме летающего крыла после войны разработали и воплотили в жизнь американцы в проекте «Валькирия». До сих пор по этой технологии строят знаменитые «Конкорды».

Срок, к которому Бартини приговорили в 1938, закончился в 1952 году. После чего конструктора отправили в Новосибирск. Здесь при заводе им. Чкалова создают Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Итальянца назначают главным инженером перспективных схем летательных аппаратов. В Новосибирске Бартини трудится над разработкой экранопланов – машин на воздушной подушке. Первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардировщик ВВ-14 мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъёмностью и дальностью полётов, но в серийное производство так и не поступил.

Конструирование самолётов Бартини всю жизнь считал лишь ремеслом. А делом жизни называл теоретическую физику. По теории Бартини, во Вселенной – не четыре измерения, а шесть: три измерения пространства и три – времени. Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает, когда мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом.

Перед смертью Бартини написал завещание, в котором просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года.

Малоизвестный для широко круга общественности Роберт Бартини был не только выдающимся ученым и авиационным конструктором, но и одним из тайных вдохновителей советской космической программы. Известный всем Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем, также считали и многие другие известные советские авиаконструкторы. В разные годы с Бартини были связаны: Яковлев, Ильюшин, Антонов, Мясищев и многие другие. Всего на счету данного конструктора было более 60 законченных проектов самолетов, все из которых отличались особой оригинальностью и новизной идей. Помимо авиации и физики, Бартини достаточно много занимался философией и космологией. Им была разработана уникальная теория шестимерного мира, в котором время, как и окружающее нас пространство, обладало 3-мя измерениями. Данная его теория получила известность, как «мир Бартини».

Биография Роберта Бартини по-настоящему удивительна. Его настоящее имя Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini). Потомственный итальянский аристократ, родился в семье барона 14 мая 1897 года в Фиуме на территории Австро-Венгрии. В 1916 году Бартини заканчивает офицерскую школу и отправляется на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва попадает в плен и отправляется в лагерь для военнопленных под Хабаровском, где, как предполагается, проникается идеями большевизма.

Бартини Роберт Людвигович - один из малоизвестных героев советской авиаконструкторской школы

В 1920 году Роберто возвращается на родину, к этому времени его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив при этом многие привилегии и звание государственного советника, но сын отказывается пользоваться возможностями отца, в том числе и финансовыми. Он идет работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», одновременно с этим за 2 года экстерном сдает экзамены в авиационном отделении Миланского политехнического института и получает диплом авиационного инженера. Примерно в это же время в 1921 году он вступает в итальянскую коммунистическую партию (ИКП). После фашистского переворота в Италии в 1923 году Роберто Бартини по решению ИКП отправляется в СССР для помощи молодой республике в области авиастроения. Так начинается советский этап истории «красного барона», именно это прозвище Бартини получил в Советском Союзе.

Советская карьера Роберто Бартини берет начало на Научно-опытном (ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность начальника отдела и главного инженера. В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу, которая занималась проектированием гидросамолетов. Работая в данной группе, он предложил проект экспериментального истребителя «Сталь-6» и 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2. Однако в 1930 году его группа была включена в состав ЦКБ, откуда Бартини уволили за критику создаваемой организации. В том же году по рекомендации М. Н. Тухачевского Бартини был назначен главным конструктором ОКБ НИИ Гражданского воздушного флота. Знакомство и покровительство Тухачевского позднее сыграют с конструктором злую шутку.

В 1933 году на созданном Бартини самолете «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На базе уже созданной машины был спроектирован новый истребитель «Сталь-8», однако данный проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения, которым и занималось ОКБ. Уже в работе над истребителями «Сталь-6» и «Сталь-8» Бартини показал себя как очень дальновидный конструктор-новатор, который не боится предлагать смелые и неординарные идеи.


В конструкции своего экспериментального истребителя «Сталь-6» Бартини применил следующие новшества:

1. Убирающееся шасси, которое снижало общее сопротивление. При этом шасси было одноколесным.
2. Использование сварки, что позволило снизить трудоемкость конструкции и значительно аэродинамическое сопротивление самолета. В некотором роде сварка снижала и вес конструкции.
3. Материал – особо легкие сплавы алюминия и магния, более коррозостойкие материалы покрывали самолет снаружи, защищая менее корозостойкие от вредного воздействия внешней среды.
4. Испарительное охлаждение с радиатором, который был вынесен в крылья. Для повышения боевой живучести машины отсеки радиатора делались независимыми, то есть они могли работать даже при пробитии крыла. Позднее данная система охлаждения была использована на немецком самолете Хе-100, однако там система отсеков не использовалась, что снижало боевую живучесть машины.

Осенью 1935 года Бартини разрабатывает 12-местный пассажирский самолет, получивший название «Сталь-7» и имеющий крыло «обратная чайка». Данный самолет в 1936 году был продемонстрирован на Международной выставке в Париже, а в августе на нем удалось установить международный рекорд скорости. На дистанции в 5000 километров средняя скорость составила 405 км/ч. Также в конце 1935 года конструктором был спроектирован дальний арктический разведчик (ДАР), который одинаково легко мог садиться на воду и лед. На базе своего самолета «Сталь-7» Бартини начал работы по созданию дальнего бомбардировщика ДБ-240, который позднее был классифицирован как Ер-2. Его разработку заканчивал уже другой главный конструктор В. Г. Ермолаев, так как Бартини к тому моменту был арестован НКВД.

14 февраля 1938 года Бартини был арестован, ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини (при том, что в свое время он бежал в СССР от его режима). Решением внесудебного органа, так называемой «тройки», Роберт Бартини был приговорен к типичному для таких дел сроку в 10 лет лишения свободы и пяти лет в – «поражении в правах». Заключенный Бартини был отправлен в закрытое ЦКБ-29 тюремного типа, такие конструкторские бюро в СССР называли «шарашками». Находясь в заключении, он принимал активное участие в работах по созданию нового бомбардировщика Ту-2. По своей же просьбе он был переведен в группу заключенного Д. Л. Томашевича (бюро 101), которая занималась проектированием истребителя. Это сыграло с ним злую шутку. В 1941 году всех, кто работал вместе с конструктором Туполевым освободили, в то время как сотрудники бюро «101» освободились только после войны.


Уже в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, которое работало над 2-мя проектами. Сверхзвуковым одноместным истребителем «Р» типа «летающее крыло» и Р-114 – зенитным истребителем-перехватчиком, который должен был оснащаться 4-мя ЖРД конструкции В. П. Глушко и иметь стреловидное крыло. Для 1942 года истребитель Р-114 должен был развивать невиданную скорость в 2 Маха, но уже осенью 1943 года ОКБ было закрыто.

В 1944-1946 годах Бартини работает над проектированием транспортных самолетов Т-107 и Т-117. Т-117 представлял собой магистральный транспортный самолет, который планировалось оснащать 2-мя двигателями АШ-73 мощностью по 2300 л.с. каждый. Схема самолета – высокоплан с достаточно широким фюзеляжем, поперечное сечение которого было образовано тремя пересекающимися окружностями. Данный самолет был первым в СССР позволяющим перевозить грузовики и танки. Также разрабатывался пассажирский и санитарный варианты, которые обладали герметичными салонами. Проект данного самолета был готов уже к осени 1944 года, весной 1946 года он был представлен в МАП, после чего получил положительные заключения ГВФ и ВВС. После того как было подано несколько ходатайств и писем от ряда выдающихся советских авиационных деятелей (М. В. Хруничева, А. Д. Алексеева, Г. Ф. Байдукова, И. П. Мазурука и др.) проект был утвержден и в июле 1946 года был дан старт постройке самолета. В июне 1948 года самолет был закончен практически на 80%, но работы по нему были свернуты, так как Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, которые были необходимы для оснащения стратегических бомбардировщиков Ту-4, непозволительной роскошью.

Позднее Бартини начинает работу над новым тяжелым военно-транспортным и десантным самолетом Т-200. Это был высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого создавались крыльевым профилем. Задняя кромка, которая раскрывалась вверх и вниз, между 2-мя хвостовыми балками, образовывала широкий проход высотой 3 метра и шириной 5 метров, который идеально подходил для погрузки крупногабаритных грузов. Силовая установка машины была комбинированной и состояла из 2-х турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги и 2-х поршневых двигателей АШ мощностью в 2800 л.с. Данный проект разрабатывался в 1947 году и даже был утвержден, самолет был рекомендован к постройке, но так и не был построен. Впоследствии многие наработки по этому проекту были использованы при разработке транспортных самолетов Антонова.


В 1948 году Роберт Бартини освобождается и по 1952 год работает в ОКБ гидроавиации Бериева. В 1952 году его командировали в Новосибирск, где он был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА – Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Здесь в это время осуществлялись исследования по профилям, управлению пограничным слоем на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях, по регенерации пограничного слоя силовой установкой самолета, по теории пограничного слоя, сверхзвуковому крылу с самосбалансированием при переходе на сверхзвук. У такого крыла балансировка происходила без потерь в аэродинамическом качестве. Бартини был выдающимся математиком и ему удалось буквально вычислить данное крыло, не прибегая к особо большим затратам и дорогим продувкам. Тогда же он представляет проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Данный проект поначалу был отклонен, так как обозначенные характеристики были приняты за нереальные. Помогло Бартини обращение к С. П. Королеву, который обосновал данный проект экспериментально.

В 1956 году Бартини был реабилитирован. В апреле 1957 года его откомандировали из СибНИА в ОКБС МАП в подмосковных Люберцах. Здесь до 1961 года он разрабатывает 5 проектов разнообразных самолетов массой от 30 до 320 тонн различного назначения. В 1961 году он предлагает проект сверхзвукового дальнего разведчика, который должен был оснащаться ядерной силовой установкой Р-57-АЛ. Именно в этот период карьеры у него рождается еще одна выдающаяся идея – создание крупного самолета-амфибии, который бы мог взлетать вертикально и позволял охватить транспортными операциями большую часть Земли, включая моря и океаны, регионы вечных льдов и пустыни. Начинаются работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолетов. В 1961-1963 годах проводятся испытания небольшого самолета Бе-1, который можно назвать «первой ласточкой».

В 1968 году коллектив Роберта Бартини из Подмосковья перебирается на завод им. Димитрова в Таганрог, данный завод специализировался на гидросамолетах. Здесь в КБ Бериева ведутся работы над концепцией «безаэродромных самолетов». В 1972 году здесь были построены 2 противолодочных самолета ВВА-14 (вертикально взлетающих амфибии). Работа над этим проектом была последней в жизни Бартини, в 1974 году он скончался в возрасте 77 лет, оставив после себя более 60 оригинальных проектов самолетов.


51 год Роберт Бартини прожил в СССР, почти 45 из них он провел, работая главным конструктором. Вместе с ним работали тысячи отечественных специалистов («с ним», а не «у него» – он неизменно поправлял всех при подобного рода оговорках). Министры, директора, академики, начальники цехов и отделов, рядовые конструкторы, слесари, копировщицы, летчики – ко всем он относился с одинаковым уважением, как к своим коллегам по общему делу.

Как итальянский аристократ стал гениальным советским авиаконструктором

77 лет назад, в феврале 1938 года НКВД арестовал авиаконструктора Роберта Бартини, известного под прозвищем "красный барон". От расстрела его спас лично Сталин. В Таганроге, где работал Бартини, есть улица, названная в его честь, но широкой публике мало что известно об этом человеке.

- Будучи студентом Харьковского авиационного института, я услышал от преподавателя такую фразу: "Если встретите в своей жизни человека по фамилии Бартини, считайте, что вам повезло: это настоящий гений", - вспоминает таганрогский авиаконструктор Леонид Фортинов. - Большего профессор сказать не мог. Тогда все, что было связано с Бартини, находилось под грифом "секретно".

Впоследствии Леониду Фортинову удалось не только познакомиться, но и подружиться с Бартини. Однажды он обратился к руководству КБ с рационализаторским предложением. Молодому конструктору посоветовали поговорить "во-о-он с тем человеком за шкафом", не называя ни имени, ни фамилии незнакомца.

- Первое, что бросилось в глаза - это темная шевелюра и рубаха необычного аристократического покроя с полукруглым воротником и манжетами. Еще запомнилась вежливая манера общения и легкий акцент на фоне безупречного владения русским языком, - рассказывает Леонид Фортинов о своих впечатлениях.

"Человек за шкафом" внимательно выслушал сотрудника, с полуслова понял и одобрил его идею. А впоследствии они сблизились настолько, что Бартини шутил в телефонных разговорах: "Синьор Бартини вызывает маэстро Фортини".

- На самом деле Бартини сам был "Фортини", - считает Леонид Фортинов. - Иначе как благосклонностью Фортуны трудно объяснить тот факт, что ему неоднократно удавалось избегать смерти.


Приговоренный

Роберт Бартини родился в семье итальянского аристократа-эмигранта, перебравшегося в Австро-Венгрию, и унаследовал от отца титул барона. Но сам Бартини на эту тему предпочитал не распространяться.

- О детстве отца мне мало что известно, - вспоминает проживающий в Таганроге сын авиаконструктора Владимир Бартини. - Знаю только, что однажды во время торжественного вечера, на который собралась расфуфыренная аристократическая публика, отец подшутил над благородным собранием. При помощи кларнета он изобразил оглушительный крик осла. Было много переполоха.
В 1916-м после ускоренных офицерских курсов Бартини направили на фронт, где он сразу попал в неприятную историю. Между ним и фронтовым офицером, недолюбливавшим родовитого "юнца", вспыхнула ссора. По некоторым данным - из-за казненного сослуживца, за которого вступился Бартини.

- Армейский капитан в грубой форме потребовал у Бартини отдать честь, на что получил дерзкий ответ: "Свою надо иметь", - рассказывает Леонид Фортинов. - Разъяренный фронтовик схватился за оружие. У Бартини кобура была расстегнута, и пистолет он успел выхватить на секунду раньше. Бартини ранил капитана в руку, за что сам был приговорен к расстрелу. Однако привести приговор в исполнение не успели: во время Брусиловского прорыва Бартини оказался в плену у русских казаков.


Пленных отправили на Дальний Восток. Сначала они пешком шли до Киева, потом была долгая поездка на поезде. В лагере под Хабаровском Бартини, несмотря на свое благородное происхождение, сблизился с социалистами. И снова подвергся опасности: офицерский суд тайно приговорил его к смерти "за измену интересам класса".

Во время репатриации военнопленных Бартини едва не утопили. Пленных везли морским путем через Владивосток, и офицеры-репатрианты сговорились выбросить Бартини за борт. К счастью, капитан судна вовремя узнал о готовящемся покушении и высадил "неудобного" пассажира в Шанхае.

- У Бартини было два характерных словечка, которые он произносил с нарочито итальянским акцентом: "Завирало" и "Гениало", - вспоминает Леонид Фортинов. - Первое он употреблял, если слышал какую-нибудь глупость. Второе слово, наоборот, выражало высшую степень одобрения. Однажды я заговорил с Бартини о его переправке в СССР. Сам он ничего об этом не рассказывал, и я мог только строить предположения. "Наверное, вы были нужны Советскому Союзу как второй Зорге, поэтому вас и переправили через границу?", - спросил я. "Гениало!", - ответил он, загадочно улыбаясь. А потом добавил: "Только Рихард Зорге знал четыре языка, а я семь". Тогда я задал другой вопрос: "Но как вам удалось переехать через все кордоны, если за вами охотились агенты Муссолини? Наверное, вас тайно переправляли с дипломатическим грузом". Бартини снова улыбнулся: "Гениало!"

Враг народа

В 1923 году Бартини получил советский паспорт и устроился работать на научно-опытный (ныне Чкаловский) аэродром. С этого момента Бартини начал удивлять коллег-авиаконструкторов. Например, с истребителем Бартини "Сталь-6" была связана любопытная история. Советские двигатели того времени не позволяли разогнать машину больше 300 километров в час. Авиаконструкторы в один голос утверждали, что это физически невозможно. Бартини же молча разрабатывал свою модель. За счет закрытой и "зализанной" в корпус кабины, герметизации фюзеляжа, обтекаемых форм и убираемых шасси, ему удалось преодолеть скоростной барьер.

- Однажды на совещании авиаконструкторов, на котором присутствовали Тухачевский и Орджоникидзе, вновь был поднят вопрос об увеличении скорости истребителей, - рассказывает Леонид Фортинов. - Конструкторы приводили множество аргументов, формул и расчетов, доказывая, что это невозможно. Орджоникидзе вспылил: "Зачем меня пригласили?! Зачем обсуждать то, что невозможно?!" Но поддерживавший Бартини и любивший театральные эффекты Тухачевский, объявил: "Здесь сидит конструктор, который совершил невозможное". Никто в это не поверил. Тогда Тухачевский организовал поездку на аэродром.

Взлетевший истребитель Бартини показал скорость 320 километров в час. Потом увеличивал ее до 350 километров в час. Но и это был не предел. "Сталь-6" развивала скорость до 420 км/ч. А модификация истребителя "Сталь-8" должна была летать со скоростью более 600 км/ч. Но закончить работу над этим проектом Бартини не дали.


Конструктора недолюбливали некоторые коллеги. Особенно это проявилось, когда было создано центральное конструкторское бюро, но приглашенные туда специалисты не решали общие задачи, а продолжали трудиться над своими разработками. Бартини написал письмо Сталину и попросил принять меры. Реакция последовала незамедлительно: конструктора вызвали "на ковер" к секретарю парткома. Недовольный тем, что письмо Сталину прошло мимо него, партийный функционер набросился на Бартини с руганью.

"Не орите на меня", - спокойно ответил Бартини и вышел из кабинета. Его уволили, а в 38 году арестовали по "делу Тухачевского" и обвинили в шпионаже в пользу Муссолини.

- Судя по всему, отец в заключении перенес пытки, - считает Владимир Бартини. - Он не признавался в этом, но я помню его поломанные пальцы. Вряд ли это была обычная травма. Авиаконструктора вновь приговорили к расстрелу, но и в этот раз он спасся от неминуемой, казалось бы, смерти. На Сталина произвел впечатление рекордный беспересадочный перелет самолета Бартини по маршруту "Москва - Свердловск - Севастополь - Москва". Узнав, что создателя самолета должны расстрелять, Сталин распорядился дать ему возможность работать. Так конструктор попал в знаменитую "туполевскую шарашку".

Сталину запомнился еще один самолет Бартини - дальний бомбардировщик "ДБ-240" (ЕР-2), участвовавший во время войны в бомбардировке Кенигсберга и Берлина. А в 1946 году, оценив по достоинству его технику, Сталин предоставил подконвойному конструктору возможность выбора места для работы. Бартини выбрал Таганрогский завод имени Димитрова, но тяжелые воспоминания еще долго не давали ему покоя.

- Как-то Бартини предложил мне сфотографироваться с ним на групповом снимке. Я отказался. Объяснил, что у меня был репрессирован отец. "А зачем вам после всего пережитого фотографироваться с сыном репрессированного? Мало ли как это может обернуться", - сказал я. Бартини подошел, обнял меня и, едва не плача, проговорил: "Спасибо", - вспоминает Леонид Фортинов.

Шестимерное пространство

Несмотря на перенесенные испытания, Бартини остался мягким и доброжелательным человеком, поражавшим собеседников своей культурой и образованностью.

- Отец знал русский лучше, чем многие из нас и в совершенстве владел иностранными языками. Он мог спеть арию из оперы или процитировать по латыни Цицерона. Он даже показывал мне, как проходили заседания в римском сенате. Отец выступал с обличительной речью как древнеримский оратор, изображая всю гамму эмоций на лице, но при этом сохранял неподвижность тела, чтобы, как он выражался, "не шелохнулся даже край тоги", - рассказывает сын авиаконструктора.

Как отмечает Владимир Бартини, его отец особенно хорошо ладил с детьми. Даже самый капризный ребенок успокаивался, когда Бартини-старший начинал разговаривать. Спокойный и умиротворяющий звук его голоса каким-то образом воздействовал на детей.

- А еще отец мог сделать из листка бумаги модель экраноплана так же легко, как мы делаем бумажные самолетики. Но его экраноплан всегда летел ровно и стабильно. Отец многое сделал для развития отечественного авиастроения, однако всю жизнь называл конструкторскую деятельность ремеслом. Настоящей работой и истинным своим призванием он считал физику и философию, - объясняет Владимир Бартини. - У него в голове постоянно крутились какие-то парадоксальные мысли и идеи. Даже когда я был маленький, он старался говорить со мной простым языком о сложных вещах. Рассказывая о теории относительности, он приводил пример с плотом: "Если течет река, по ней плывет плот, а по плоту идет человек, то человек будет двигаться по-разному относительно плота и относительно неподвижного берега".


Были и другие недетские вопросы, которые Бартини-старший пытался обсуждать с сыном. Он мог взять лист бумаги и схематично изобразить на нем точками, палочкой и галочкой рожицу. На вопрос "Что это?" сын отвечал: "Лицо, конечно". "А как мы это понимаем? - морщил лоб конструктор-философ. - Ведь в реальности лицо человека выглядит совсем по-другому. Каков механизм понимания?!"

- Он действительно жил в мире идей, не всегда доступных обычным людям, - соглашается Леонид Фортинов. - Однажды Бартини показал мне свои расчеты, из которых следовало, что нас окружает мир, в котором действуют не четыре измерения - длина, высота, ширина и время - а шесть. Бартини считал, что на каждое из трех измерений пространства влияют разные временные законы, то есть для длины имеется свое время, для ширины - свое и для высоты - свое.

Завещание

Уже после смерти Бартини Леонид Фортинов послал ученым-математикам в Москву несколько черновиков, испещренных формулами. Но целый научный коллектив так и не смог расшифровать записи конструктора. Многие специалисты и вовсе говорили о том, что Бартини опередил свое время. Видимо, он и сам это понимал. Бартини оставил странное завещание, в котором просил запаять все свои труды в металлический ящик и вскрыть его через 300 лет.

- К сожалению, выполнить последнюю волю покойного не удалось, - говорит Леонид Фортинов. - После смерти Бартини осталось два огромных мешка с бумагами: расчеты, чертежи, формулы, записи. Никто не стал их запечатывать в ящик, да и не было такого ящика, куда бы все это поместилось. Коллеги хранили мешки на работе, периодически отбиваясь от ревизоров, которые требовали освободить кабинет от ненужных бумаг. А когда люди, знавшие Бартини, ушли на пенсию, его бумаги попросту сожгли.

Неожиданная смерть Бартини вызвала множество домыслов. Но на самом деле конструктор умер от естественных причин.
- Он страдал от аритмии. Я часто видел, как Бартини постукивает себя по груди. А в одном из разговоров Бартини признался: больше всего он боялся, что не сможет управлять своим телом. - вспоминает Леонид Фортинов.

В тот роковой вечер тело отказало. Авиаконструктора нашли мертвым на полу собственной ванны.

- Отец вызывает у меня две ассоциации: Гудвин из "Волшебника изумрудного города" и Иешуа из "Мастера и Маргариты", - признается Владимир Бартини. - Гудвина каждый хотел видеть не таким, каким он был в реальности. А Иешуа… Помните, как он сказал: "Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил".

Последний проект, над которым работал Бартини - уникальная вертикально взлетающая амфибия "ВВА-14". Впоследствии на ее базе был создан экраноплан. А вот к реализации другой грандиозной задумки - авианосца на подводных крыльях, который буквально летит по воде со скоростью до 700 км/ч и на который самолеты могли бы садиться, не сбрасывая свою скорость, конструктор так и не успел приступить.

Незадолго до смерти Бартини, словно предчувствуя скорую кончину, предложил Леониду Фортинову стать его заместителем.

- Но я тогда был поглощен разработкой поплавков для "ВВА-14" и отказался, - говорит Леонид Фортинов. - Никогда не забуду, как Бартини, услышав мой отказ, ссутулился и поник будто птенчик. "А что же мне делать?" - растеряно спросил он. Я нашел ему заместителя и пообещал, что немного позже сам перейду на эту должность, но так и не успел.

Разработки Бартини, применяемые в авиации до сих пор, оказались настолько удачными, что были названы в его честь. "Крыло Бартини", "Кольцо Бартини", "Эффект Бартини". Королев считал даже, что без Бартини не полетел бы в космос спутник.

Случай в Крыму
В Севастополе, где Бартини работал над созданием гидросамолетов, однажды произошел интересный случай. Конструктор рассказывал молодым летчикам, как прыгать с высоты и входить в воду, используя законы аэро- и гидродинамики. "Если все сделать правильно, то не страшно будет прыгнуть даже во-о-он с той стрелы", - Бартини указал на 35-метровый кран стоявшей неподалеку от берега на якоре баржи. "Если не страшно - докажите", - не поверили летчики. Бартини отказался, но услышав за спиной: "Сдрейфил!", не удержался. "Во мне взбурлила итальянская кровь!" - признался он позже Леониду Фортинову.

Бартини разделся, прыгнул в воду и поплыл к барже. "Но чем ближе я подплывал, тем внушительнее казалась стрела крана. Я надеялся, что на барже окажется охрана, меня не пустят на борт и придется вернуться", - рассказывал он впоследствии. Однако на барже не было ни одного человека.

Авиаконструктору пришлось подняться на кран. С высоты все казалось еще страшнее. Но посмотрев на толпу, собравшуюся на берегу, Бартини подумал, что его может видеть женщина из медчасти, в которую он тогда был влюблен. Конструктор прыгнул вниз головой по всем правилам аэродинамики, как и учил летчиков. "В воду я вошел легко и безболезненно, но слишком глубоко - пришлось долго всплывать", - вспоминал он. Зато на берегу Бартини встречали аплодисментами.


Роберт Людвигович Бартини


Роберт Людвигович Бартини.

Тайна шести измерений. Почему засекретили разработки советского гения

Какие измерения открыл гениальный авиаконструктор, учитель Сергея Королева и почему он стал прообразом Воланда из книги Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

У меня есть три "нет": нет чувства страха, нет чувства боли и нет чувства голода", — так говорил о себе советский авиаконструктор и физик-теоретик Роберт Орос ди Бартини. Гений, променявший Италию на огромную, холодную Россию, он владел пятью иностранными языками, играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно рисовал и писал стихи. О его научных разработках до сих пор известно немногое — одни все еще засекречены. Этот человек не просто опередил свое время, — он сам жил словно вне времени и видел наше четырехмерное пространство со стороны.

Именно с него писал своего Воланда Михаил Булгаков. Внешность Ди Бартини действительно была экзотической: смуглый брюнет, красавец, черные изломанные брови, но главное — глаза! Глаза мистика, гипнотизёра — из-за редкой болезни у Ди Бартини никогда не сужались зрачки, поэтому он предпочитал полумрак и не любил солнечный свет.

Ди Бартини был рожден вне брака в 1897 году и подброшен своему отцу — знатному итальянцу барону Людовику Ди Бартини, который официально признал сына и дал ему блестящее образование. Мальчик был эмбидекстром — свободно владел обеими руками, удивлял родных тонкими знаниями психологии, проводил много времени в подаренной отцом обсерватории, а в 16 лет уже летал на аэроплане.

Во время Первой Мировой войны, будучи 19-летним юношей, Бартини в порыве патриотизма ушел на фронт, попал в плен к русским во время Брусиловского прорыва и оказался в лагере под Хабаровском. В Италию он вернулся, проникнувшись большевисткими идеями "равенства и братства", вступил в компартию и экстерном окончил воздухоплавательный факультет Миланского политехнического института.

В 1923 году после фашистского переворота Ди Бартини уехал в СССР — страна навсегда стала его родиной. Он прожил в Советском Союзе больше 40-ка лет и в конце жизни считал себя русским. "Клетки человеческого тела полностью обновляются каждые 10–15 лет, а значит, во мне давно не осталось ни одной итальянской молекулы", — считал он.

Тюремные объятия новой Родины

На научно-опытном аэродроме ВВС (ныне Чкаловский) он прошел путь от лаборанта до начальника отдела ЦКБ, а в 1930 году в звании комбрига был уволен после того, как сам подал записку о бесперспективности создания объединений, подобных ЦКБ.

Тогда талантливого конструктора взял под свое крыло Тухачевский. Бартини стал главным конструктором НИИ Гражданского Воздушного Флота СССР. Уже через два года он спроектировал самолет "Сталь-6", на котором был поставлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч. НИИ планировал пустить самолет в серию, но проект был прикрыт из-за "несоответствия тематике гражданского института". Это не обескуражило конструктора — вскоре появился проект пассажирского самолёта "Сталь-7" с крылом "обратная чайка", который привел в вострог посетителей Международной выставки в Париже в 1936 году.

В 1935 году прошли испытания первого в мире самолета-невидимки. Опытный образец был сделан из прозрачного родоида, а специальная установка, распыляющая голубоватый дым давала эффект невидимости — самолет сливался с небом.

Но сам Бартини уже находился под наблюдением НКВД. Офицеров комитета настораживал сам факт работы иностранца в советском конструкторском бюро. Во время "Большой чистки" 1937 года Бартини арестовали. По одной версии — ему вменяли в вину знакомство с Тухачевским, по другой — арестовали за то, что отказался стать разведчиком.

Конструктора обвинили в шпионаже в пользу Муссолини и дали 10 лет лагерей. По иронии судьбы гений оказался единственным из конструкторов, который отсидел весь срок "от звонка до звонка". В заключении продолжал работать в "шаражке", проектировал транспортно-десантные самолеты, бомбардировщики, сверх-звуковые истребители и перехватчики. Многие разработки гения остались на бумаге — не было технологий для производства. По сути, он опережал время чуть ли не на 100 лет.

Опередил науку на 100 лет

В 1942 году Бартини разработал первый реактивный самолет, скорость которого должна была составить 2400 км/час. Проект не оценили. Непривычная конструкция без винтов взывала недоверие, не было ни специалистов, ни технологий для его реализации.

На свободу Бартини вышел в 1946 году , после смерти Сталина был реабилитирован и до конца жизни продолжил конструировать летательные аппараты.

Это он первый скомпоновал два двигателя "тандемом" на одном крыле так, что прирост тяги винтов составил 30 %. А в 1952 году создал проект сверхзвукового самолёта с оживальным крылом Т-203 и сконструировал летающую лодку-бомбардировщик, которая могла вертикально взлетать с поверхности моря и дозаправляться с авианосцев или с подводных лодок. Также он разработал фюзеляж для транспортного самолета "Т-117", развернув для этого двухэтажный корпус на 90° и получив широкий грузовой люк. Самолет вмещал 80 десантников или 60 раненых на носилках или 60 пассажиров и мог улететь на 7200 км. Это Бартини в 1961 году представил проект сверхзвукового самолета-разведчика с ядерным двигателем. А в 1974 году предложил оснащать авианосцы подводными крыльями, чтобы корабли развивали скорость в 700 км/час и самолеты могли спокойно садиться на них.

Удивительно, но итальянский гений был словно проклят — из 60-ти проектов в жизнь были воплощены единицы. Но и этого хватило , чтобы ему присвоили Ленинскую премию. И несмотря на то, что в мире нет ни одного самолета, на борту которого были бы написаны первые буквы фамилии Бартини, его считали своим учителем создатель ракетно-космической техники Серегей Королев и генеральный конструктор ОКБ им. Сухова Михаил Симонов.

Сам Бартини не унывал, — ведь он не считал конструкторскую деятельность главной. Большую часть времени он посвящал теоретической физике, считая, что возникновение новых идей можно математически спрогнозировать и рассчитать, и занимался разработкой методов прогнозирования.

6 измерений Бартини

Ученый много размышлял над устройством мира, и пришел к выводу, что физические параметры тел напрямую связаны с параметрами времени. Вселенная имеет шесть измерений, из которых три — это пространственные координаты, а еще три — это измерения времени, которое не является прямолинейным. По Бартини настоящее, прошлое и будущее не просто существуют одновременно — у времени тоже есть "поперечные координаты", что свидетельствует о полной гармонии Вселенной.

По Бартини каждый объект во Вселенной является шестимерным комплексным образованием и равен множеству протяженностей в пространстве и во времени. При этом становятся возможными взаимные изменения измерений объекта, а сам объект теоретически может перемещаться в пространстве, путешествуя по времени, и — путешествовать во времени, перемещаясь в пространстве.

Кроме этого, Бартини математически обосновал существование не только разных геометрий (так Неэвликдова геометрия значительно отличается от геометрии Эвклида), но и существование разных физик. Его труды были настолько сложны для восприятия современниками, что некоторые статьи даже вызвали скандал: советские ученые подозревали, что их разыгрывают. Сам Бартини относился к исследованиям всерьез. Однажды он сказал конструктору Михаилу Симонову: "Чтобы догнать далеко ушедшую вперед страну, не надо бежать ей вслед, надо бежать наперерез".

Увы, здоровье гения было подорвано лагерями и тремя инфарктами. 6 декабря 1974 года Бартини нашли мертвым в квартире на Кутузовском проспекте — сдало сердце. Три с половиной месяца специалисты Особого отдела Министерства авиационной промышленности изучали бумаги ученого, а затем собрали архив в коробки и увезли. Где он сейчас находятся — неизвестно.

Найденное в столе завещание было коротким: "Извлеките из мой жизни урок". Была найдена и автобиографическая повесть, заканчивающаяся словами: "Пройдут века. В серебряном тумане никто больше не помнит даже имя мое. Тогда я вернусь".


В интернете часто можно встретить подобные подборки, но заходя в них я узнаю все новые и новые бренды, о которых думал, что они то уж точно иностранные. А иностранное то нам как то больше нравится, хотя все делается на одном и том же заводе в Китае…или в подвале Китая.

Но все равно, импортное же!

Эту подборку российских брендов, которые с помощью маркетинга выдает себя за «иностранцев» называют самой полной в интернете. Проверим, сможете ли вы что нибудь сюда добавить?

BORK, пожалуй, первый, кто встрепенул наше сознание и мы узнали, что «немецкое» качество могут производить в Китае по заказу российских предпринимателей. Поэтому об этом бренде мы скажем не много, просто то, что он российский, что ни сколько не сбавляет нашего уважения к нему. Но читайте дальше. Там еще так много разного интересного и неожиданного.

ALtheBA придумал Александр Байер. Название образовано из начальных букв имени АЛ и фамилии БА. Обувь, производится в России и Китае. Отношения к Италии не имеет. В Италии и вообще Европе таких магазинов нет.

Успешный бренд Carlo Pazolini был придуман Ильей Резником в России в 1991 году. Качественная обувь шьется в Португалии и Китае. Это единственный бренд обуви, который открыл более 50 магазинов под собственным брендом в США и Европе.

Camelot полностью российский бренд. Производит в Китае копии моделей от более дорогих марок Grinders, DrMartens и Shellys.

Carnaby и Chester созданы российскими предпринимателями и уже не скрывают своего полностью российского происхождения.

Заказчик бренда Bagbier — Иван Багнюк (поэтому в имени пива есть «Bag…»), владелец и генеральный директор омского пивзавода «Россар», где оно и производится.

Elenberg – собственная марка сети «Эльдорадо».

Автором косметического бренда Faberlic были Алексей Нечаев и Александр Даванков. Они в 1997 году основали компанию «Русская линия», которая позднее была переименована в более косметическое Faberlic. Сегодня этот бренд успешен кроме России и в Украине, и Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Странах Балтии, Румынии, Венгрии и Германии. Многим и в голову не приходит абсолютно русское начало этого бренда.

Владелец бренда Finn Flare Ксения Рясова. Дизайн студия в Москве. Одежда производится в Китае, аксессуары — во Вьетнаме.

Frau Schmidt придуман в России в 2007 году. Автор идеи узконаправленного бренда бытовой химии — Елена Шмидт, управляющий партнер компании «Фармоникс». Верный ход авторов бренда был в том, что они предложили рынку не универсальное чистящее или моющее средство, а специализированное. Продукция разрабатывается в России, производится в Европе.

«Итальянскую» продукцию под брендами Grand di Pasta и Grand di Oliva производит по адресу: Челябинск, поселок Мелькомбинат № 2 Открытое акционерное общество «Макфа».

Greenfield производится петербургской чайной компанией ООО «Орими-трейд», выпускающая несколько брендов чая, в том числе под марками «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Принцесса Канди» и «Принцесса Гита». Кроме английского имени и английского происхождения, с Англией Greenfield ни чего не связывает.

В ответ на бренд Greenfield от «Орими Трейд», «Чайная компания Май» создала бренд Curtis (первоначально назывался Curtis&Patridge, но под таким сложным и не выговариваемым именем «не пошел»).

Curtis&Patridge, который «не пошел»…

Joss — собственный бренд спортивной одежды и аксессуаров сети «Спортмастер». Производится в Китае.

Kaiser придуман в 90-х годов Павлом Логиновым. Производится в Польше и Китае. Представлен слоганом «Немецкая бытовая техника», но ни в Германии, ни где-либо за пределами СНГ бренд Kaiser неизвестен.

Создатель сети «Л`Этуаль» Максим Климов (ныне покойный). Развитие бренд начал с группы компаний «Курс». Первый магазин «Л`Этуаль» открылся в Москве в 1997 г.Во Франции, да и где либо еще в мире данная сеть не присутствует.

Image

Мы, россияне, любим индийский и английский (хотя английский он тоже почти индийский) чай. Тем не менее на наших прилавках появился красивый, типа французский, чай Maitre de The. Но во франции, да и ни где более в мире такого чая нет. Его происхождение полностью российское. Фасует чай в России ООО «Современные чайные технологии».

Майонез и продукция Mr Ricco производится в г. Елабуга (Татарстан), бренд (как и многие на этой странице) разрабатывался российскими дизайн-студиями.

O’stin вывела сеть «Спортмастер». Одежда производится в Китае, Индии и других азиатских странах.

Бренд Polaris принадлежал в разное время то ООО «ПОЛЯРИС-4», то «НТ Компьютер», то АО «Микротех Интернасьональ С.А.» (учредитель Сергей Бестужев). Бренд заявляет, что продается на трех континентах, но найти его можно только в России и СНГ. Техника производится в Китае.

Бренд Prology так же был придуман в России в 96-м году, косил под американские корни. Но в Америке такого бренда нет.

PROPLEX позиционировал себя как оконные системы из Австрии, на самом деле это российский производитель ПВХ-профиля основанный в 1999 году. Завод находится в Подольске. Для честности нужно сказать, что технологии и оборудование на заводе немецкие.

Бренд Ralf Ringer, созданный в 1995 году Андреем Бережным первую обувь заказал на московской обувной фабрике «Буревестник». Сегодня обувь производится кроме Москвы, во Владимире, Зарайске и…, куда без него — в Китае.

Чай Riston собирают на Цейлоне, но упаковывают в России, от чего он не становится менее цейлонским. Придумали и разработали марку полностью в России.

Rolsen официально позиционирует себя как корейский бренд. На самом деле он полностью российский и был придуман в 1995 году Сергеем Белоусовым. Продукция собирается на собственном заводе в Фрязино из комплектующих из Юго-Восточной Азии.

Первый магазин SELA был открыт в начале 90-х Эдуардом Остробродом и его братом Александром Пекарским в Санкт-Петербурге. Первые партии были доставлены из Израиля. Позднее из Китая и Бангладеша. SELA с иврита «скала». Но я думаю, что прелесть имени и в том, что оно короткое, хорошо ложится на слух и похоже на SALE (распродажа). Поэтому многие магазины, размещая на витринах слово SALE, не желая того рекламировали бренд SELA.

Tervolina ни сколько не итальянский бренд, обувь шьется в Китае и в Тольятти на фабрике «Лидер».

Бренд Vitesse принадлежит ООО «Кулинарный клуб Витесс». Юридический адрес: Тульская обл., г. Тула, ул. Д.Ульянова, 15. Продукция производится в Туле и Китае.

Westland позиционирует себя как американский бренд, существующий с 1930 года. На самом деле это полностью российский бренд, с 1996 (дата регистрации) производит свою высококачественную продукцию в Турции. Ни где кроме России под таким брендом джинсы не продают. Сайта на английском у компании нет.

Gloria Jeans основан в 1988 году в Ростове-на-Дону Владимиром Мельниковым. С даты основания Владимир является ее действующим и активным генеральным директором не смотря на то, что в 2018 году ему исполнится 70 лет. Хочется немного о нем рассказать. Когда Мельников был подростком — он остался без родителей. Рос хулиганом и бросил школу в 6 классе (из за чего не имеет диплома о среднем образовании), в 15 лет устроился на завод. В шестидесятые, а потом в семидесятые был дважды осужден за фарцовку. Третий раз в восьмидесятые за торговлю валютой, при попытке приобрести за границей швейное оборудование для своего кооператива. В 2011 году Мельников отмечен журналом «Forbes» как один из 9-ти самых необычных российских бизнесменов.

Zolla позиционирует себя как итальянский бренд. На самом деле в Италии такого фешн-бренда нет. Компания производит свою продукцию на Шри-Ланке, в Китае и Бангладеш. Что совсем не принижает достоинства данного бренда.

Бренд VIS-A-VIS (с французского «лицом к лицу») основан в Москве в 2000-м году.

Motor Jeans — бренд российского происхождения. Предлагает качественные джинсы и аксессуары произведенные в Турции.

Кофе позиционирует себя как Made in Germany, но название испанское (означает «чудо»). Компания производит кофе на заводе «Интеркафе» в Мытищах. На сайте завода про отношение к Германии не сказано ни слова!

«Иль де Ботэ» — несомненно уважаемый парфюмерно-косметический бренд в России. Во франции таких магазинов нет. Бренд «Иль де Ботэ» принадлежит холдингу «Единая Европа», центральный офис которой находится в Подмосковье (городское поселение «Московский поселок» Ульяновского лесопарка).

Бренд HANDERSON c 1998 года принадлежит компания ООО «ТАМИ и КО». Понятно, что форма Общество с ограниченной ответственностью — это российская форма собственности.

Green Mama была создана в 1996 году Олегом Насобиным и его супругой с собственным производством в Подмосковье.

Бренд CentrОbuv был создана в 1996 год в Москве. Не смотря на то, что бренд полностью российский у него прекрасная интеграция на запад — сегодня бренд Centro представлен и в Польше, и в Украине, и Литве, и Латвии.

Владелец контрольного пакета Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович. Bosco di Ciliegi с итальянского — «черешневый лес» — полностью московская компания, главный акционер московского ГУМа

Кофейный бренд Jardin, так же как и чай TESS и чай Greenfield выпускается компанией «Орими Трейд» из Санкт-Петербурга.

Восхитительным брендом чая Hiltop в подарочной упаковке, владеет компания «Максимум Подарков», которая принадлежит Сафонову Андрею Викторовичу. Hilltop означает «вершина холма» (hill + top).

Кофейный бренд Jardin, так же как и чай TESS и чай Greenfield выпускается компанией «Орими Трейд» из Санкт-Петербурга.

Flo & Jo существует с 2001 года. В этом названии два женских имени — Florinda и Joanna, обозначающие противоположные направления в мыслях и желаниях женщин. Ни где ни в Европе ни в других странах нет этого бренда одежды «из Италии».

Не смотря на то, что incanto удачно себя позиционирует как итальянское белье и аксессуары — это российская компания, так как в Европе такого бренда нет, как и магазинов. Что ни сколько не ослабляет достоинств предложения этого многоуважаемого бренда.

Сеть бренда INCITY, принадлежащий ОАО «Модный Континент», одна из крупнейших федеральных сетей модной одежды в России, Украины, Казахстана, Белоруссии и Киргизии. Согласно исследованиям Nielsen в 2012 году INCITY имеет один из самых высоких показателей узнаваемости среди брендов собственной категории.

KANZLER – один из самых уважаемых и качественных российских брендов мужской одежды с более чем 20 летней историей. KANZLER предлагает свою продукцию в около 60 городах России: от Санкт-Петербурга до Улан-Удэ. В Германии таких магазинов нет.

Когда мы активно пользовались CD и DVD-носителями мы дружно думали, что Mirex какой то азиатский монстр по производству записываемых оптических носителей. На самом деле Mirex это наше ООО «Компания Мирекс», генеральный директор — Виктор Геннадьевич Улитин. Известность бренд приобрел благодаря тому, что он первый по на российском IT-рынке предложил актуальный и качественный продукт. Сегодня компания предлагает рынку флешьнакопители.

Sven — российская компания-производитель систем акустики и периферии для компьютеров Oy Sven Scandinavia Ltd. По официальной информации офис находится в Финляндии. По началу продукция под брендом Sven (системы мультимедийной и портативной акустики, многоканальные акустические системы домашнего кинотеатра, клавиатуры, наушники, гарнитуры и так далее) выпускались в рамках конверсии на Брянском оборонном заводе. Сегодня производство переместилось на Тайвань и КНР.

Vassa&Co создан в России в 2000 году с претензией на конкуренцию с мировыми модными трендами. Головной офис находится в Екатеринбурге, отделы продаж в там же и в Москве.

Zarina (Зарина) – абсолютно российский бренд, основанный в 1993 году. С 2009-го года в создании коллекций принимает участие Рената Литвинова. Zarina входит в группу Melon Fashion Grouр, куда входят марки Love Republic и Befree.

Хлебцы Dr.Körner не имеют немецких корней, а производятся компанией ОАО «Хлебпром», офис которой находится в Москве на ул. Руставели 14, а производство Dr.Körner находится в Смоленской области, г. Ярцево.

Истинно английского у этого чая только название и стиль. Производит чай ООО «Яковлевская чаеразвесочная фабрика» по адресу: Московская область, Подольский район, д. Яковлево, ул. Шоссейная, 1. Что не говорит о том, что этот чай плохой.

Rondell, как и марки Vitek и Maxwell, принадлежит компании Golder Electronics (владелец Андрей Деревянченко). Компания находится в Москве, Пестовский пер., 10.

Бренды TOP HOUSE, NORDLAND и Baby Speci принадлежат российской ООО «АЛЬТЭРОС», дислокация: Москва, Варшавское шоссе, 125. Компания начала свою работу в 1999 году. Ни где за рубежом (в том числе в Европе) данные бренды не представлены.

Бренд SMEG (Smalteria Metallurgica Emiliana Guastalla) также имеет российское происхождение, очень убедительно окутав себя итальянским происхождением. В Италии такой бренд не знают, завода такого нет.

Posts from This Journal by “Интересно” Tag


Замок Галкина хотят отдать беженцам из Донбасса

В Госдуме предложили отдать знаменитый замок Галкина и Пугачевой в деревне Грязь под жилье для беженцев с Донбасса. Такую идею выдвинул зампред…


Почему McDonald's назвали "Вкусно и точка"

До сих пор интернет, да и люди вокруг, бурлят на тему "как же могли выбрать такое идиотское название. ". И действительно, сто процентов…

Загадочная история джинсов MONTANА

Первые джинсы, ставшие доступными для советских граждан, — это, конечно же, Montana. Джинсы Montana считались очень крутыми, что-то вроде…

Информация об этом журнале

  • Осталось времени 00 часов 07 минут
  • Цена размещения 210 жетонов
  • Социальный капитал 39 801
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 3 часа
  • Минимальная ставка 200 жетонов

Друзья. Я редко обращаюсь за помощью именно для себя, не привыкла. Всю жизнь наша семья занималась помощью другим людям, и большинство читателей моего блога это знают, так же, как и знают имена моих родителей — психологов Елены Алекперовой и Бориса Петухова. Мама погибла фактически в зале суда, в…

По производству копий оружия третьего рейха.

То, что в других странах нет какого-то бренда - это еще не показатель его российских корней.
Например, Prology - это бренд американской "Saturn High-Tech Group, Inc. USA", которой еще куча брендов принадлежит.

Познавательно. Но немецкая компания по производству швейных машинок называется Singer, а не Zinger. И в русском языке принято "на Украине", а не "в Украине".

отож.
zinger по немецким правилам читается как "цингер" и нет такого слова в немецком.

по-моему, в этом же жж был рекламный пост, который безуспешно, хоть и старательно, пытался смешать немецкий зингер и псевдонемецкий цингер.

И для российских поцреотов, больных импортозамещением.

Помню, помню свой первый купленный телевизор - Витёк (Vitek).
Сломался через месяц, ремонтировали четыре раза за полгода, выкинули нах*ен. Оказался последним, больше мы телевизоры не покупали.

SMEG - очень популярный в Австралии итальянский бренд (дорогой). Вот с офф сайта:
SMEG was founded by Vittorio Bertazzoni from Guastalla, a town near Reggio Emilia in northern Italy, and is today one of the country's leading home appliance manufacturers. The Bertazzoni family's entrepreneurial history begins way back in the 19th century. Starting out as blacksmiths, the Bertazzonis soon branched out into building cookers. In the second half of the 1950s, Smeg launched one of the first gas cookers with an automatic switch-on function, an oven safety valve and cooking programmer/timer. In 1963, the laundry and dishwasher range was launched and soon produced a world first in 1970: a 60cm, 14 place setting dishwasher.

The mid 1970s heralded the arrival of the very first built-in hobs and ovens and the establishment of partnerships with internationally renowned architects and designers. In the 1990s, Smeg added even more products to its various product lines, including sinks, hoods and coloured retro 50s refrigerators, which were soon to become iconic items all over the globe.

Having consolidated its position in the home appliance sector, Smeg has branched out into other areas, creating new professional divisions that handle products for restaurants and instruments for health and medical applications.Today, Smeg is run by the third generation of Bertazzoni entrepreneurs, but it still keeps the memory of its beginnings alive in its Italian name: Smalterie Metallurgiche Emiliane Guastalla, or the "Guastalla Emilia Enamel Works".

Читайте также: