Советский конструктор пластмассовый как лего

Обновлено: 28.04.2024

Производство советских игрушек периода примерно 30-60-х гг. было поставлено на очень серьезную, основательную основу, и дело было не только в качестве используемых материалов. В первую очередь игрушки должны были преследовать не развлекательную, а глубокую педагогическую, а иногда (в основном, это касалось игрушек 20-40-х гг.) и пропагандистскую цель.

Виды советских конструкторов

Основная задача игрушек для детей всех возрастов - это развитие различных навыков: самостоятельности, творческого мышления, кругозора и т.д. Детские конструкторы советских времен относились к категории технических игрушек и занимали первое место по своему педагогическому значению, т.к. по мнению специалистов того времени, способствовали " получению политехнического образования ребенка " - цитата из педагогической брошюры 50-х гг.

Все конструкторы советского времени условно подразделялись на три большие группы: модели (сборно-разборные) ; тематические и схематические . Ну а дальше уже шла разбивка по виду материала - деревянные, пластмассовые, металлические; по возрасту ребенка: для дошкольников, младшего, среднего и старшего школьного возраста; и "внутривидовые" различия, о которых поговорим чуть ниже.

Специфические особенности продажи конструкторов

Интересен тот факт, что внутренние инструкции магазинов игрушек предписывали продавцам следовать следующим правилам: не разрешалось демонстрировать покупателям просто коробку с конструктором или альбом-инструкцию к нему. Продавец был обязан иметь в своем отделе одну или несколько собранных моделей из каждого конструктора, чтобы наглядно продемонстрировать возможности этой игрушки. Причем, продавец должен был уметь самостоятельно разбирать и собирать каждую из таких демонстрационных моделей.

Чуть менее строгое правило гласило, что желательно иметь в торговом зале табличку с краткими характеристиками каждого из имеющихся в продаже конструкторов: название, количество деталей, перечень основных моделей, которые можно собрать и прочая полезная для покупателя информация. Помимо этого рекомендовалось иметь в продаже и отдельные, не входящие в наборы, запасные детали к конструкторам, которыми покупатели могли бы заменить то, что было утеряно ребенком.

Соблюдались эти правила редко, а то и вовсе продавцы их откровенно игнорировали, но тем не менее, сама попытка наладить качественное обслуживание покупателя выглядела неплохо. Но вернемся к конструкторам.

Сборно-разборные модели

Детали, которые входили в эту разновидность конструкторов, нельзя назвать универсальными: они имели конкретную продуманную форму и четко определенное место в собираемой игрушке. Эти конструкторы не просто так назывались сборно-разборными: в отличие от близких им по тематике сборных моделей, где детали соединялись, например, с помощью клея, собранная игрушка могла собираться и разбираться многократно.

Так, например, к дошкольному типу таких конструкторов относился " Автоконструктор ": в него входили готовые кузова и шасси, ребенку оставалось только соединить одно с другим и дополнить некоторыми мелкими деталями. Кстати, под тем же названием выходил конструктор для детей более старшего возраста, там детали дополнялись пружинным механизмом и в итоге получалась самая настоящая заводная машинка.

У большинства мальчиков в Советском Союзе, были дома различного вида конструкторы, причем некоторые из них даже сейчас, были бы очень и очень крутыми и интересными.
У каждого из Вас, наверняка, был какой-нибудь металлический конструктор. Вот такие вот разновидности:








В таких вот коробках обычно его продавали:


Говорят из него можно было сделать что то типа этого:



или даже этого:



А вот это уже алюминиевый конструктор, крашенный в разные цвета.









Из этого всего мастера делали что-то совершенно сумасшедшее:





Поговорим о пластмассовых вариантах.

Их было чуть ли не больше, чем металлических.
Сходу вспоминается вот такой вот (были на то обстоятельства):



Как вариант — с синими шурупами:



вот такие еще вариации:



и такое еще



Очень странный (но очень любимый) был вот такой конструктор:





А еще такой транспортный конструктор:



В нашем детстве ЛЕГО не было, факт… Но было что-то отечественное оный хорошо заменяющее. Причем сразу 2-х видов.
Для постройки зданий:





И конечно же, супербестселлер для постройки машинок:









Впрочем, иногда можно (и нужно) было возводить здания с помощью «машинокомплектов» :-)))



и еще один автоконструктор:



и ракетная техника :-)



Кроме металлических и пластиковых конструкторов было еще немало разновидностей.
Например, деревянные









Магнитный вариант конструктора:









Кроме того было немало сложных, радио и прочих конструкторов:









А также что-то совсем странное… непонятная мне логическая машина :-)


В 1998 году именно на закате 90-х у меня тоже был железный конструктор, покупали так как просили в школу для уроков труда 2-3 класс. Было-весело и забавно. Также в конструкторе прилагалась книжечка с описанием и сборкой разных моделей.
Сейчас такого в продаже не видел

Мне конструктора хватало на пол-года, собирал-разбирал, детали терялись, ракеты улетали… Потом снова тянул родителей в магазин :-)

Металлический конструктор — наиполезнейшая в хозяйстве вещь! Все эти планки-скобы-уголки весьма часто использовались для мелкого бытового ремонта, после чего ещё многие годы вещи служили своим хозяевам.
Радиоконструкторы тоже были разными — от карманных радиоприёмников до телевизоров (телевизор «Ровесник», цена радиоконструктора — 100 рублей, он же в заводской сборке — 120 рублей). Последний радиоконструктор, выпущенный отечественной промышленностью, который мне довелось собирать — компьютер «Лик» — представлял собой собранную плату, клавиатуру, корпус, разъёмы и собранный блок питания.
А «Детская логическая машина» представляла собой наглядное пособие по двоичной математике.

Отец привёз из командировки из Москвы большую деревянную коробку. Я страсть, как захотел поиграть, но не дали — только назавтра оттёрли мама с сестрой машинное масло. А потом я (не без помощи, конечно, папы) собрал башенный кран. И вот, когда я возился с нитками, заменяющими тросы, неожиданно с работы вернулся отец. Такого раньше никогда не было, чтобы днём папа был дома. В тот день умер Сталин.

Был в 60-е годы и часовой конструктор. Много лет у покойных бабушки с дедом висели часы-ходики, собранные моим будущим папой.

Почему для безопасности детей нужно покупать оригинальные LEGO. Врач рассказала, но к доводам есть вопросы

Отоларинголог из Беларуси объяснила в твиттере, почему родителям стоит покупать оригинальные LEGO ради безопасности детей. Из слов девушки исходит, что создатели конструктора приняли меры на тот случай, если малыши проглотят детали. И пусть с аргументами не всё так просто, комментаторы по достоинству оценили рассказ врача.

Пользовательница твиттера с ником Юрьевна., согласно её био и постам, живёт в Минске и работает отоларингологом (она публиковала в соцсети фото свидетельства о повышении квалификации, доказывающее это). Минчанка нередко рассказывает на платформе о своей деятельности. Мини-тред о конструкторах LEGO (которые могут озолотить или стать деталями для мотоцикла), основанный на своей практике, девушка опубликовала 1 декабря.

Юрьевна.

Если привозят ребёнка с инородным телом верхних дыхательных путей в виде детальки конструктора, всегда задаю один и тот же вопрос: это LEGO или китайский аналог? Родители начинают смущаться, не понимая, к чему допрос об их финансовых способностях купить дитю крутой конструктор.

По словам доктора, в оригинальные LEGO производители добавляют вещество под названием сульфат бария (он же сернокислый барий), который позволяет увидеть детали в организме ребёнка на снимке. Помимо того, рассказала девушка, сквозные отверстия в головах человечков LEGO помогут малышу дышать в случае, если часть конструктора попадёт в дыхательные пути.

Юрьевна.

Так вот: всё просто, при производстве оригинального конструктора LEGO в пластик добавляют сульфат бария, благодаря которому детали видны на рентген-снимках.
Нет, я не Дудь, мне всё равно, сколько зарабатывают родители пациента.)))

Юрьевна.

Вывод:
1. Лучше разориться на оригинал, хотя бы ради безопасности любимого чада.
2. СТРОГО соблюдать возрастные ограничения, указанные на упаковке, а не плакать: «Да, Петеньке 2 года, но мы же не знали, что там стоит 6+».

Юрьевна.

П.С. Кстати, в башке человечка, как и во многих крупных деталях из LEGO, сделаны сквозные отверстия — специально, чтобы предотвратить удушье при попадании в дыхательные пути.

Публикации собрали больше трёх тысяч лайков, что для русскоязычного твиттера не такой уж маленький показатель. Многие пользователи соцсети удивились описанному в треде и не могли не похвалить производителя конструкторов.

Пост стал популярным, так как случаи с проглатыванием детьми или же засовыванием в нос инородных предметов не понаслышке знакомы многим родителям.

Amil

Старшая, LEGO не «ела», когда ей было лет 5, она скатала из фольги обёртки конфеты шарик и засунула себе в нос. Перепугала, привезли в больницу, достали — красивым, гнутым пинцетом. Я похожий в строительном купил. И ведь понадобился! Младшая повторила этот подвиг! Доставал уже сам.

Винца для рывка

Подруга в детстве (лет 5) засунула себе горошину в нос (свежие, твёрдые достаточно). Доставали с истерикой у врача. Когда вернулись домой после этого… Да, она опять засунула горошину в нос.

Но к треду были и вопросы. Пользователи платформы полезли в поисковики и нашли информацию о том, что добавление в пластик LEGO сульфата бария было экспериментом, которому позже был положен конец.


Вера Гончарова

Клёво, но нет.

Барий хорошо поглощает рентген-лучи. Производители LEGO попытались использовать эту особенность добавлением этого вещества в детали. В случае, если ребёнок случайно проглотит деталь конструктора, таким образом её можно будет легко обнаружить в пищеварительном тракте с помощью рентгена. К сожалению, пластик стал менее прочным, и индустриальный барий оказался токсичным и недостаточно чистым, поэтому от идеи отказались, — говорится на скриншоте.

Катя

Это дезинформация. Эксперимент с сульфатом бария закончился неудачно в 1996 году «из-за снижения прочности деталей и токсичности сульфата бария промышленного качества».

Информация о том, что LEGO добавляет в пластик для деталей сульфат бария для видимости на рентген-снимках, встречается на различных порталах в Сети, в том числе познавательных. А директор по маркетингу «Лего» в России Ольга Ломбас ещё в 2007 году рассказывала об этом радио «Эхо Москвы».

Да, специально добавляется в пластмассу сульфат бария, для того чтобы в случае, если кубик все-таки каким-то образом попал в организм ребенка, и нужно понять, где он находится, на рентгеновском снимке, тогда это будет видно. Вот сульфат бария добавляется исключительно только с этой целью.

При этом исследование, опубликованное в 2014 году в Мировом журнале клинической педиатрии, говорит не в пользу обнаружения деталей LEGO с помощью рентгена. Его авторы-медики с помощью желатина и пузырей воздуха создали имитацию детского тела. В неё добавили различные инородные объекты, среди которых была и частичка конструктора. Последняя не была замечена при рентгенологических исследованиях.

Некоторые из наиболее популярных игрушек, которыми пользуются дети, такие, как LEGO, не были обнаружены ни одним рентгенологом, — говорится в исследовании.

Впрочем, пользовательница твиттера в комментариях настояла на своей позиции, отметив, что производители игрушек добавляют в пластик не сульфат бария, а другое вещество. Девушка пояснила, что основывается на своём личном опыте работы.

Юрьевна.

Правильно, и стали заменять другой контрастной взвесью, что не мешает деталям светиться на снимках.

Юрьевна.

Я всего лишь практикующий врач, не учёный, не исследователь, не химик. Мой тред написан исключительно опираясь на то, с чем я работаю ежедневно.

А вот о том факте, что отверстия в деталях LEGO предназначены для спасения детей от удушья, представители компании рассказывали ещё в 2008 году порталу Gizmodo. В СМИ можно найти истории о том, как дыры в конструкторе действительно помогали малышам дышать после того, как оказались в дыхательных путях. Это приключилось, например, с восьмилетним Кином Холсом из Оксфорда, у которого, сообщало в 2016 году ITV, предмет застрял в трахее.

Хотя пикабушники, узнавшие о посте девушки, с недоверием отнеслись и к словам об этой особенности конструкторов. Они утверждают, что не обнаружили отверстий в своих LEGO.


У моего ребёнка есть пара конструкторов LEGO, и чего-то я там не видел отверстий.


Достал родной леговский набор. Снял шляпу с повара. Отверстий нет, только снизу. Привет соврамши.

Как бы то ни было, многие пользователи твиттера не стали скрупулёзно проверять описанное и поверили доктору.

кошачья мать

Вот поэтому я обожаю LEGO!! Он суперпродуманный. И на нём можно всё развивать: от мелкой моторики до речи, математики, не говоря уже о всех видах мышления!

Другим открытием о конструкторах LEGO поделился пользователь Reddit. Парень нашёл применение одной загадочной детали, которая оказалась ключом к лёгкой сборке.

Но какими бы обожаемыми ни были игрушки от этой компании, от хейта производителя это не спасает. Так было, когда LEGO отказались рекламировать наборы с полицейскими (всё дело в расизме).

Привет, Хабр! В этом посте мы попытались собрать игрушки, которые, как нам кажется, оказали влияние на развитие творческих, инженерных и технических навыков поколения людей, рожденных в прошлом веке, к которому относимся и мы. Конечно, список далеко не полный, и каждый сможет добавить хотя бы несколько вещей из своего детства, которые определили для него выбор будущей профессии.


Желающих окунуться в приятные воспоминания приглашаем перейти под кат.

Электронные конструкторы

США
Впервые выпущенный Science Fair в 1955 электронный конструктор 100 в 1 позволял детям создавать усилители, радиоприемники, осветительные приборы и многое другое без родительского присмотра и паяльников.


СССР
Электронный конструктор «Экон-01» выпускал с начала 1982 года Ленинградский опытный завод при НИИ «Электростандарт». Конструктор предназначен для технического творчества детей школьного возраста и представляет собой комплект изделий позволяющий без применения пайки, инструмента и монтажных проводов производить сборку простых действующих электронных устройств. С помощью конструктора можно собрать различные электронные устройства по 30 приведенным в инструкции схемам и рисункам.


Игрушки, которые быстро учили технике безопасности

Продаваемый с 1964 года, Creepy Crawlers Thing-Maker представлял из себя набор, включающий металлические формы с оттиском в виде насекомых и прочих гадов. Эти формы заполнялись цветным веществом, называемым Plastigoop, и помещались в открытую печь при температуре в 200 градусов. В итоге получались каучуковые реплики похожие на настоящих насекомых. Creepy Crawlers являлся одной из самых опасных и одновременно великолепных игрушек того времени. Производство было прекращено по причине проблем с техникой безопасности.

СССР
Одним из популярных увлечений советских времен было создание картин выжигателем на дереве. Этот досуг мог позволить себе каждый. Как правило, азам выжигания учили еще в школе на уроках труда или в специальных кружках. Температура нагревательного элемента зависит от диаметра проволоки. Самая тонкая проволока нагревается до 200 градусов, а самая толстая (резьба по кости) до 1000 градусов. Стандарт для дерева — 250-300 градусов. Советские приборы для выжигания, например, «Узор -1», «Вязь», «Досуг» имели очень простую конструкцию, но сегодня они выглядят небезопасными. И, тем не менее, их доверяли детям. С помощью советских выжигателей было создано немало произведений народного творчества.


Планшетные компьютеры нашего детства

США
Впервые представленный в 1986, Etch-A-Sketch Animator был далек от анимационных приложений для iPad, которыми пользуются дети сегодня, но эта игрушка была цифровой и уже имела матрицу с точками, несколько килобайт памяти и динамики, которые играли перетасованный статический звук при повороте регуляторов или проигрывании анимации.

Родоначальника игры придумал Андре Кассань в середине XX века (он её назвал фр. L'Ecran Magique, Волшебный экран). Волшебный экран представляет собой герметичную коробку, закрытую сверху стеклом. Внутри коробки находится алюминиевый порошок и металлический курсор на двух осях, острой частью прижимающийся к стеклу. Управление курсором осуществляется через две рукоятки, двигающие курсор по вертикали и горизонтали. При движении курсора по экрану, засыпанному прилипшим алюминиевым порошком, изображение появляется в форме тёмных линий на серебристом фоне. «Сброс» игры осуществляется встряхиванием (или переворачиванием) экрана, после чего алюминиевый порошок полностью закрывает предыдущее изображение.

Впоследствии права на игру были проданы компании Ohio Art, которая назвала её Etch-A-Sketch. В 1960 игра была запущена в массовое производство. Особая популярность у игры была в США. Под названием «Волшебный экран» в СССР игра появилась в 1970-х годах. Производство осуществлялось без лицензирования у правообладателя.


Инженерный полёт

США
Конструкторы существуют уже более 100 лет, по имеющимся данным, первый был выпущен в 1913 году. Все эти годы малолетние инженеры комбинируют небольшие элементы конструктора, иногда создавая крутые машины, автомобили и крошечные краны.


СССР
Самым популярным в Союзе был металлический конструктор, развивающий не только мелкую моторику при закручивании многочисленных мелких гаек, но и инженерное мышление. Технический потенциал конструктора позволял, соединив несколько комплектов, собрать дивную машинку, кран или вертолёт.



Советский конструктор оказался на 100% совместимым с немецким «Construction», что позволяло значительно увеличить число возможных механизмов, добавив шестерёнки.




Не менее интересным был вариант конструктора «Полет», дающий «полёту фантазии» возможность материализоваться почти во что угодно.

Игрушки для юных физиков и химиков

США
Впервые появившийся на рынке в 1950-ых годах, Rock tumbler пережил революцию безопасности в индустрии детских игрушек. Он по-прежнему находится в продаже сегодня. Вращающаяся камера смачивает и полирует грубые камни до состояния гладкой блестящей гальки.



СССР
Наборы для юных химиков, конечно, продавались не только в СССР. Подобные «игрушки» можно купить и в наши дни во многих магазинах. Одним из первых таких наборов в СССР был создан латышским учёным и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, лакмусовые бумажки, кислоту, магний и реторту. Это позволяло провести немало опытов и даже устроить небольшой взрыв.


Программируемые игрушки

СССР
Луноход «Электроника» представлял собой вездеход на батарейках, управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта.

В одном из блогов мы нашли немного информации о его функциональности:

Луноход умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать лампочкой со звуком «пиу-пиу» и запускать крутящийся снаряд в виде диска. Всего в память помещалось 16 действий. Игрушка была дорогой и редкой, в неё играли толпой и устраивали всяческие соревнования по программированию роботов. Проводились соревнования трех видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое но с самой короткой программой (памяти много не бывает, экономь байты!), и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние. Была версия без фар, поворотников и запускаемой вертушки (вместо неё был отсек для батарейки «Крона»), но зато с наличием переднего датчика «парктроника». Если луноход упирался мордой в препятствие, то программа останавливалась, не напрягая электромоторчики.


Электронные игры: начало

США
До появления Game Boy компанией Nintendo в 1980 году была выпущена легендарная серия Game&Watch. Многие из игр серии уже тогда содержали кнопки «А» и «В», соответствующие уровням сложности игры.

СССР
Карманные игры серии «Электроника» — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие).


Волк ловит яйца – была самой популярной. Про подобные игры ходили легенды о существовании некого мультика, который вам покажут после 1000 набранных очков. Слух о несуществующей(?) «ачивке» был сильным мотиватором и заставлял юных игроков пытаться набрать необходимое количество очков снова и снова. Повторить подобное с избалованными игроками в наше время удастся далеко не всем.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Читайте также: