Советский конструктор ракетно космических комплексов

Обновлено: 02.05.2024

Сто лет назад человечество ещё мечтало о том, что когда-то совершит полёт в космос. Сейчас полетами на Марс и на Луну уже никого не удивишь. Но произошло это благодаря великим людям, которые посвятили всю свою жизнь осуществлению космической идеи!

Константин Эдуардович Циолковский

Одним из таких мечтателей был известный русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, человек, заложивший теоретические основы космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский. Представитель польского дворянского рода, Циолковский с самого раннего детства начал проявлять незаурядный интерес к изобретательству. Его детство было непростым: рано потерял мать, после тяжелой болезни почти лишился слуха и был отчислен из гимназии. Но на его желание учиться это никак не повлияло. Позже в Москве ему приходилось голодать, чтобы покупать необходимые книги, приборы и химические препараты для опытов. Его образование — это самообразование. За короткий срок Циолковский освоил дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию, астрономию, механику и химию. Только третья научная статья Циолковского была посвящена космосу: в ней он изложил механизмы действия звезды на примере Солнца. С 1892 года Циолковским были написаны главные труды его жизни, посвященные космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине, проект многоступенчатой ракеты с жидкостным реактивным двигателем. Во многом Циолковский опередил свое время и его идеи оказались по достоинству оценены только следующими поколениями.

О нашей Вселенной, космосе и Солнечной системе подробно вы сможете узнать из учебника «Астрономия. Базовый уровень. 10-11 класс».

Сергей Павлович Королёв

Будущему покорителю космического пространства Сергею Королёву тоже приходилось много заниматься самостоятельным образованием. Королёв с юного возраста интересовался техническими новинками той эпохи, особенно самолётами. Занимаясь в многочисленных кружках, будущий инженер сконструировал первую модель самолета уже в 17 лет! Причем проект был защищен перед комиссией и рекомендован к постройке. Поворотным моментом в жизни Королёва стала встреча с Циолковским в 1930 году: именно после общения с легендарным учёным, Королёв задумался о полётах в космос и о разработке ракетной техники. Создав инициативную группу и осуществив удачный пуск первой советской баллистической ракеты ГИРД-10, Королёв получил назначение в только что открывшийся «Реактивный научно-исследовательский институт». Казалось бы, впереди безоблачная карьера талантливого конструктора, но произошло событие, которое резко перечеркнуло всю его жизнь. Арест, шесть лет тяжелой работы в тюремных конструкторских бюро. После освобождения — десятилетия работы над ракетным вооружением Советского союза. В зените славы Сергей Павлович оказался дважды в 1957 и 1961 годах, когда под его руководством были запущены в космос первый искусственный спутник земли и первый человек — Ю.А. Гагарин.

Астрономия. 10-11 классы. Атлас.

Атлас предназначен для изучения курса астрономии в 10–11 классах. Содержание атласа соответствует учебной программе и позволяет его использовать со всеми учебниками, включенными в Федеральный перечень. Атлас отражает новейшие достижение науки, сочетая научный подход с доступностью изложения материала.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский

Один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в семье потомственных украинских дворян. В 1920-е годы получил высшее образование в Харьковском механико-машиностроительном институте. Серьезно увлекаться авиацией Лозино-Лозинский начал, поступив на работу в авиационный институт, как инженер научно-испытательной станции. Здесь он создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. После начала Великой Отечественной войны Глеб Евгеньевич получил назначение в ОКБ Микояна, где в течение нескольких десятилетий занимался разработкой и производством многих турбореактивных истребителей марки «МиГ»: от первого турбореактивного самолёта МиГ-9 до современных боевых машин. Благодаря своему незаурядному инженерному дарованию, Лозино-Лозинский внес свой вклад и в развитие советской космонавтики, встав во главе научно-производственного объединения «Молния». Самым знаменитым проектом этого предприятия является многоцелевой космический корабль системы «Буран»: передовая советская космическая разработка, во многом даже опережавшая своего американского конкурента системы «Спейс Шаттл».

Королев с собакой перед запуском ее в космос. Архивное фото

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda 4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью "Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года", доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля "Восток-I".

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман Титов Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля "Восток-6".

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами - Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым.

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Врачи извлекают подопытных собак Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Автоматическая межпланетная станция Марс-1

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция "Марс-1".

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос".
На фото: cоветский спутник связи "Молния-1".

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера "Коктебель".

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Бондарюк Михаил Макарович

Советский учёный и конструктор авиационных и ракетных двигателей, создатель первых отечественных прямоточных двигателей (ПВРД), в том числе сверхзвуковых. Главный конструктор О («Красная звезда»), профессор МАИ.

Бруевич Николай Григорьевич

Бруевич Николай Григорьевич

Бруевич Николай Григорьевич

Советский учёный в области механики и машиноведения, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, директор МВТУ им. Н. Э. Баумана.

Евангулов Лев Богданович

Евангулов Лев Богданович

Евангулов Лев Богданович

Учёный-механик, создатель конструкции первого советского гидравлического тормоза, главный конструктор и заместитель директора завода № 25 НКАП СССР, главный конструктор, директор опытного завода № 291 НКАП.

Елисеев Степан Васильевич

Елисеев Степан Васильевич

Елисеев Степан Васильевич

Декан факультетов вооружения и самолётостроения, участник Великой Отечественной войны.

Кинасошвили Роберт Семёнович

Кинасошвили Роберт Семёнович

Кинасошвили Роберт Семёнович

Конструктор авиадвигателей,заместитель начальника ЦИАМ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Колосов Сергей Дмитриевич

Колосов Сергей Дмитриевич

Колосов Сергей Дмитриевич

Главный конструктор КБ Южного турбинного завода и СКБ газотурбинных установок (сейчас — ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», Николаев), конструктор авиационных двигателей и корабельных газотурбинных установок, родоначальник корабельного газотурбостроения.

Косберг Семён Ариевич

Косберг Семён Ариевич

Косберг Семён Ариевич

Конструктор и учёный в области авиационных и ракетных двигателей, главный конструктор ОКБ-296 (в последующем — ОКБ-154, КБ Химавтоматики), Герой Социалистического Труда.

Левин Анатолий Яковлевич

Левин Анатолий Яковлевич

Левин Анатолий Яковлевич

Авиаконструктор, изобретатель электроимпульсной противообледенительной системы (ЭИПОС), почётный авиастроитель.

Победоносцев Юрий Александрович

Победоносцев Юрий Александрович

Победоносцев Юрий Александрович

Учёный и один из пионеров в области ракетной техники. Сотрудник ЦАГИ, ГИРД, РНИИ, профессор на факультетах вооружения и самолётостроения МАИ.

Скубачевский Глеб Семёнович

Скубачевский Глеб Семёнович

Скубачевский Глеб Семёнович

Учёный в области конструирования авиационных двигателей, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Профессор и заведующий кафедрой конструирования и проектирования двигателей ЛА заместитель директора МАИ и руководитель ОКБ-2 МАИ.

Филин Николай Иванович

Конструктор и хозяйственный деятель, заместитель главного конструктора и директор предприятия п/я 3740 (ФГУП «ОКБ «Факел», г. Калининград).

Щетинков Евгений Сергеевич

Щетинков Евгений Сергеевич

Щетинков Евгений Сергеевич

Учёный в области создания гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей, инженер-механик, один из организаторов Группы изучения реактивного движения (ГИРД) и Ракетного научно-исследовательского института.

Бисноват Матус Рувимович

Бисноват Матус Рувимович

Бисноват Матус Рувимович

Советский авиаконструктор и конструктор ракетного вооружения, главный конструктор , главный конструктор КБ «Молния», Герой Социалистического Труда.

Горбунов Владимир Петрович

Горбунов Владимир Петрович

Горбунов Владимир Петрович

Авиаконструктор и организатор авиапромышленности, руководитель проекта по созданию истребителя ЛаГГ-3, главный конструктор по самолётостроению.

Марков Дмитрий Сергеевич

Марков Дмитрий Сергеевич

Марков Дмитрий Сергеевич

Авиаконструктор, главный конструктор авиазавода № 1, главный конструктор ОКБ-156 МАП (в последующем АНТК им. А. Н. Туполева, ПАО «Туполев»), заместитель генерального конструктора и ответственный руководитель ММЗ «Опыт», Герой Социалистического Труда.

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Советский авиаконструктор, организатор производства, главный конструктор самолёта Ту-95 и всех его модификаций, в том числе дальнемагистрального пассажирского самолёта Ту-114, Герой Социалистического Труда.

Братухин Иван Павлович

Братухин Иван Павлович

Братухин Иван Павлович

Учёный и конструктор в области вертолётостроения, создатель первого отечественного серийно способного вертолёта. Профессор и заведующий кафедрой конструкций и проектирования вертолётов МАИ, проректор по научной работе.

Грушин Пётр Дмитриевич

Грушин Пётр Дмитриевич

Грушин Пётр Дмитриевич

Учёный в области механики, конструктор зенитных управляемых ракет, академик РАН, декан факультета самолётостроения и проректор по научной работе МАИ, дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор и ответственный руководитель МКБ «Факел» (в настоящее время — ).

Гусаров Александр Филиппович

Гусаров Александр Филиппович

Гусаров Александр Филиппович

Декан моторостроительного факультета МАИ, директор Уфимского авиационного института.

Емелин Иван Павлович

Емелин Иван Павлович

Емелин Иван Павлович

Директор Рыбинского (Уфимского) авиационного института.

Кулик Михаил Маркелович

Кулик Михаил Маркелович

Кулик Михаил Маркелович

Советский учёный в области дирижаблестроения, создатель и испытатель дирижаблей, государственный деятель, начальник ГосНИИГА, заместитель министра гражданской авиации СССР.

Левин Валерьян Романович

Левин Валерьян Романович

Левин Валерьян Романович

Конструктор авиационных двигателей, заместитель начальника ЦИАМ им. П. И. Баранова, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Попов Михаил Андреевич

Попов Михаил Андреевич

Попов Михаил Андреевич

Первый директор Московского авиационного технологического института, директор Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана.

Тарасов Василий Иванович

Тарасов Василий Иванович

Тарасов Василий Иванович

Государственный и хозяйственный деятель, заместитель главного конструктора по научно-исследовательской работе завода № 117, директор моторостроительного завода № 16 в Казани, директор завода п/я № 476, заместитель наркома авиационной промышленности СССР, генерал-майор инженерно-технической службы.

Тимофеев Михаил Михайлович

Тимофеев Михаил Михайлович

Тимофеев Михаил Михайлович

Главный конструктор Омского машиностроительного конструкторского бюро (сейчас — АО «ОМКБ»).

Чупахин Тимофей Петрович

Чупахин Тимофей Петрович

Чупахин Тимофей Петрович

Учёный в области двигателестроения, Главный конструктор по двигателестроению, главный конструктор ХПЗ имени Коминтерна и завода № 76, создатель дизельного двигателя В-2 для легендарного Т-34.

Яценко Владимир Панфилович

Яценко Владимир Панфилович

Яценко Владимир Панфилович

Авиаконструктор, лётчик, главный конструктор завода № 81 (Тушинский машиностроительный завод).

Моисеев Яков Николаевич

Моисеев Яков Николаевич

Моисеев Яков Николаевич

Военный лётчик, лётчик-испытатель.

Пашинин Михаил Михайлович

Пашинин Михаил Михайлович

Пашинин Михаил Михайлович

Авиаконструктор, главный конструктор авиазаводов № 21 (Горький) и № 464 (Рига, Куйбышев), главный конструктор ОКБ-82, военный атташе в Торгпредстве СССР в Великобритании, генеральный конструктор ОКБ-301 (сейчас — НПО им. С. А. Лавочкина).

Борог Валерий Африканович

Борог Валерий Африканович

Борог Валерий Африканович

Советский авиаконструктор, главный конструктор ММЗ «Стрела» (сейчас — П), Герой Социалистического Труда.


Сергей Королев – советский конструктор, разработчик ракетно-космических комплексов. Внес огромный вклад в отечественное ракетостроение и покорение космоса.

Имя выдающегося конструктора Сергея Королева известно во всем мире. В историю он вошел, как талантливый ученый, положивший начало развитию отечественной космонавтики. Результаты изысканий Сергея Павловича по сей день применяются в ракетостроении и ряде смежных областей.

Детство и юность

Конструктор родился 31 декабря 1906 года в украинском городе Житомир, входившем тогда в состав Волынской губернии Российской империи. Отец мальчика, учитель по профессии, рано покинул семью, после чего Сережу передали на воспитание к родственникам со стороны матери в город Нежин. В 1917-м будущий ученый воссоединился с матерью, которая к тому времени повторно вышла замуж. Семья перебралась в Одессу, где Королев поступил в строительную школу.

Начало трудовой деятельности

В начале 1920-х Сергей увлекся авиацией, познакомившись с членами летного отряда. В 17-летнем возрасте начинающий конструктор представил модель безмоторного самолета К-5, который вскоре рекомендовали к постройке. После строительной школы талантливый юноша стал студентом Киевского политехнического института, откуда в 1926 году перевелся в столичное техническое училище. В Москве молодой человек активно участвовал в авиационной жизни: был одним из организаторов планерной школы, в аэродинамическом кружке изобретал легкие самолеты, испытывал модели и инструктировал летчиков. На четвертом курсе Королев поступил на работу в конструкторское бюро.

Сергей Павлович Королев

В конце 1929-го изобретатель познакомился с Константином Циолковским, и это стало самым знаковым событием в биографии молодого конструктора. Ученый подарил коллеге книгу «Космические ракетные поезда» и посоветовал ему заняться изучением космических полетов. По рекомендации Циолковского Сергей стал сотрудничать с инженером Центрального аэрогидродинамического института Фридрихом Цандером.

В начале 1930-го, работая под началом Андрея Туполева, Королев представил модель самолета СК-4. Параллельно вел работу над проектом планера «Красная звезда», который мог виртуозно выполнять петлю Нестерова. В 1931 году конструктор получил должность старшего инженера по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте. В тот же период Сергей возобновил сотрудничество с Цандером, который проводил испытания двигателя ОР-1.

Позже инженер стал руководителем научно-технического совета столичной Группы изучения реактивного движения. Эта организация занималась разработкой ракетного вооружения, необходимого для обороны молодой страны. Королев стал основателем первого в СССР конструкторского бюро, получившего мировую известность.

Сергей Павлович Королев

Одним из главных достижений Сергея Павловича в те годы стали успешные испытания жидкостной ракеты ГИРД-09, которую удалось поднять на высоту почти в полкилометра. После запуска конструктор опубликовал книгу «Ракетный полет в стратосфере», где описал все этапы проведенной работы. В этом же труде автор развил тему, связанную с некосмическим применением ракет в научных и военных целях.

Осенью 1933 года Королев занял пост заместителя руководителя Реактивного института. Успехи ученых в области аэрогидродинамики на тот момент были весьма скромными, серьезные проекты воплощать в жизнь не удавалось. Финансирование разработок постепенно сократилось, а самого конструктора освободили от занимаемой должности. Тем не менее, Королев остался в институте на посту рядового инженера и продолжил разрабатывать крылатые ракеты.

Сергей Павлович Королев

В середине 1930-х Сергей Павлович возглавил конструкторский отдел РНИИ, где разрабатывалась ракетная техника. Современники инженера отмечали, что это был человек с поразительной интуицией и колоссальным опытом, подкрепленным энциклопедическими знаниями.

Читайте также: