Советский конструктор танков и сау

Обновлено: 18.04.2024

Самоходная артиллерия стала массово использоваться Красной Армией сравнительно поздно — только в конце 1942 года. Однако выпущенные советскими конструкторами машины внесли большой вклад в общую победу. Все без исключения советские САУ периода войны можно отнести к грозным машинам, которые были по-разному полезны на поле боя. От небольшой, но от этого не менее эффективной СУ-76, до такого монстра, как ИСУ-152, который легко мог поразить ДОТ или разрушить дом, в котором засели гитлеровцы.

Легкая САУ СУ-76

Данная САУ была разработана в 1942 году конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове, машина создавалась на базе хорошо освоенного промышленностью легкого танка Т-70. Всего с 1942 и до конца войны было изготовлено более 14 тысяч машин данного типа. Благодаря этому СУ-76 является самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой времен Великой Отечественной войны, а объем ее выпуска уступил лишь выпуску танка Т-34. Популярность и распространенность машины объясняется ее простотой и универсальностью.

Огромную роль сыграло то, что в качестве орудия для вооружения данной САУ была выбрана очень хорошая дивизионная пушка ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Пушка отлично показала себя в годы войны и отличалась высокой универсальностью использования. Лучшего орудия для поддержки пехоты трудно было придумать. При использовании подкалиберных снарядов орудие раскрывало и свои противотанковые свойства, правда, такие танки как «Тигр» и «Пантера», всё равно рекомендовалось уничтожать, ведя огонь по их бортам. Против большинства образцов немецкой бронетехники бронепробиваемость орудия ЗИС-3 оставалась адекватной вплоть до конца войны, хотя 100-мм броня так и осталась для пушки непреодолимым препятствием.


Достоинством, а в некоторых случаях недостатком машины, была ее открытая рубка. С одной стороны она помогала экипажу САУ теснее взаимодействовать со своей пехотой, особенно в условиях уличного боя, а также обеспечивала лучший обзор на поле боя. С другой стороны экипаж САУ оказывался уязвим для огня противника, мог быть поражен осколками. В целом САУ отличал минимальный уровень бронирования, которое было противопульным. Однако СУ-76 все равно была очень популярная в частях. Обладая подвижностью легкого танка, самохода имела куда более серьезное орудие.

Не самое мощное вооружение, тонкая броня, открытое сверху боевое отделение — все это парадоксальным образом не сделало самоходку неудачной. Со своей непосредственной задачей на поле боя СУ-76 справлялась прекрасно. Она использовалась для огневой поддержки пехоты, выступая в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Она смогла во многом заменить легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Почти через 25 лет после Победы в Великой Отечественной войне маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский отмечал: «Особенно полюбилась нашим солдатам самоходка СУ-76. Эти подвижные, легкие машины успевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами выручить и поддержать пехотные части, а пехотинцы в свою очередь делали все, чтобы защитить эти машины».

Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны

Противотанковые САУ СУ-85 и СУ-100

Отдельное место среди всех советских самоходок занимали СУ-85 и СУ-100, которые были созданы на базе самого массового танка времен войны — среднего танка Т-34. Как легко можно догадаться, отличались они в первую очередь калибром орудия и, соответственно, своими противотанковыми возможностями. Примечательно, что обе самоходки оставались на вооружении различных стран уже после завершения Второй мировой войны.

СУ-85 была средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой, относящейся к классу истребителей танков. Основной ее задачей на поле боя была борьба с бронетехникой противника. Боевая машина была разработана в КБ УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения, «Уралмаша») в мае-июле 1943 года. Серийный выпуск новых противотанковых самоходок был развернут в июле-августе 1943 года. В качестве основного орудия для новой самоходки была выбрана 85-мм пушка Д-5С-85, которая обладала хорошими противотанковыми возможностями. По сути, именно СУ-85 стала первой советской САУ, которая на равных могла сражаться с немецкими танками. С расстояния более километра экипаж СУ-85 мог легко вывести из строя любой средний танк противника. Лобовую броню «Тигра» при использовании бронебойных снарядов можно было пробить с дистанции до 500 метров, использование подкалиберных боеприпасов делало эту задачу еще более легкой.

Наряду с хорошей огневой мощью СУ-85 смогла сохранить скорость и маневренность своего «прародителя» — среднего танка Т-34 и эти хорошие характеристики подвижности не раз спасали экипажи этой противотанковой самоходки в бою. Да и под огнем противника САУ СУ-85 чувствовала себя не в пример уверенней, чем СУ-76 с ее открытой рубкой. К тому же ее лобовая броня, расположенная под рациональными углами наклона, была уже не противопульной и могла держать удар.


Всего в 1943-1944 годах было выпущено 2329 таких машин. Несмотря на сравнительную малочисленность, именно САУ СУ-85, начиная с 1943 года и до окончания боевых действий в Европе, была основой советских частей самоходной артиллерии, вооруженных средними по массе машинами. СУ-100, которая пришла ей на смену, смогла отметиться в боях лишь в январе 1945 года. Поэтому именно самоходки СУ-85 и их экипажи вынесли на своих плечах практически всю тяжесть противотанковой и штурмовой работы средней самоходной артиллерии времен войны.

С появлением у немцев новых видов бронетанковой техники, таких как тяжелый танк «Королевский тигр» и САУ «Фердинанд» остро стал вопрос об увеличении противотанковых возможностей советских САУ. Конструкторы «Уралмаша» откликнулись на новый вызов и в середине 1944 года представили лучший истребитель танков Второй мировой войны — САУ СУ-100. Самоходка использовала базу танка Т-34-85 и пошла в серийное производство в августе 1944 года. Всего за период с 1944 по 1956 годы было выпущено 4976 таких самоходных артиллерийских установок, при этом в СССР производство было остановлено в 1948 году, но по лицензии продолжено в Чехословакии.

Главным отличием и основной изюминкой САУ была ее пушка — 100-мм орудие Д-10С, которое могло уверено бороться даже с самыми тяжелыми и хорошо бронированными немецкими танками. Неслучайно звездный час СУ-100 пробил во время Балатонской оборонительной операции, когда немецкое масштабное танковое наступление под кодовым названием «Зимнее пробуждение» закончилось огромными потерями бронетехники и стало фактически кладбищем Панцерваффе. Также самоходка отличалась лучшим бронированием. Толщина ее наклонной лобовой брони достигла 75-мм. Самоходка уверенно себя чувствовала не только в борьбе с танками противника, но и в городских боях. Зачастую одного выстрела фугасным снарядом из 100-мм орудия было достаточно, чтобы буквально «сдунуть» обнаруженную огневую точку противника.


Уникальность и исключительные боевые возможности СУ-100 подтверждаются тем, что она находилась на вооружение Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь. Помимо этого, САУ поставлялась союзникам Советского Союза, активно участвовала в послевоенных локальных конфликтах, в том числе и в арабо-израильских войнах. Самоходка оставалась на вооружении армий некоторых стран вплоть до конца XX века, а в некоторых странах, таких как Алжир, Марокко и Куба они оставались на вооружении и по состоянию на 2012 год.

Тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152

Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152 также внесли свой весомый вклад в победу. Об эффективности этих машин лучше всего говорят их прозвища — «Зверобой» и «Консервный нож», которые были даны этим могучим близнецам в войсках. СУ-152 была создана на базе тяжелого танка КВ-1С и вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. Самоходка была разработана конструкторами ЧКЗ (Челябинского Кировского завода), постройка первого прототипа была завершена 24 января 1943 года, а со следующего месяца началось серийное производство машины. Стоит отметить, что собрано было лишь 670 таких самоходок, так как с производства был снят танк КВ-1С, на базе которого она строилась. В декабре 1943 года данная машина была заменена на конвейере на ИСУ-152 равноценную по вооружению, но лучше бронированную самоходку на базе тяжелого танка ИС.

Боевой дебют самоходка СУ-152 получила в знаменитом сражении на Курской дуге, где сразу же смогла показать себя, как достойный противник новых немецких танков. Возможностей самоходки хватало для борьбы с новым выводком немецких «кошачьих». Использование 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С предполагало применение всех разработанных для нее снарядов. Но на деле экипажи машин обходились лишь двумя — осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Прямого попадания во вражеский танк бетонобойных снарядов было достаточно, чтобы нанести ему тяжелые повреждения и вывести из строя. В некоторых случаях снаряды просто проламывали броню танков, срывали с погона башню, убивали экипаж. А иногда прямое попадание 152-мм снаряда приводило к детонации боекомплекта, что превращало танки противника в горящие факелы.


Осколочно-фугасные снаряды также были эффективны против немецкой бронетехники. Даже, не пробив броню, они повреждали прицелы и приборы наблюдения, орудие, ходовую часть машины. Причем, для того чтобы вывести вражеский танк из строя иногда было достаточно просто близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Экипаж майора Санковского, командующего одной из батарей СУ-152 в Курской битве, за один день вывел из строя 10 танков противника (по другим данным это был успех всей батареи), за это майор был удостоен звания Героя Советского Союза.

Конечно, в роли истребителей танков СУ-152 использовались не от хорошей жизни, но и в этом качестве самоходка показала себя замечательной машиной. В целом же СУ-152 была отличным примером универсальности применения. Она могла использоваться, как штурмовое орудие, истребитель танков и самоходная гаубица. Правда, использование машины в качестве истребителя танков осложняла низкая скорострельность, но эффект от попадания по цели мог запросто перечеркнуть этот недостаток. Чудовищная мощь 152-мм гаубицы-пушки была незаменимой при подавлении ДОТов и огневых точек немцев. Даже если бетонная стена или перекрытия выдерживали попадание снаряд, то люди, находящиеся внутри, получили серьезную контузию, у них рвались барабанные перепонки.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 пришла на смену СУ-152, она была создана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне-октябре 1943 года и 6 ноября того же года принята на вооружении. Выпуск новой САУ был налажен на ЧКЗ, где она просто заменила собой СУ-152. Выпуск самоходки продолжался до 1946 года, всего за это время было построено 3242 машины данного типа. Самохода широко применялась на заключительном этапе войны и также, как ее предшественница СУ-152, могла использоваться во всех аспектах применения самоходной артиллерии. С вооружения Советской Армии данные машины были сняты лишь в 1970-х годах, что также свидетельствует об их большом боевом потенциале.


Незаменимой САУ ИСУ-152 стала во время городских боев, буквально ровняя здания и огневые точки противника с землей. Она очень хорошо показала себя при штурмах Будапешта, Кенигсберга и Берлина. Хорошее бронирование позволяло САУ выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и прямой наводкой поражать немецкие огневые точки. Для обычной буксируемой артиллерии это представляло смертельную опасность из-за массированного пулеметного и прицельного снайперского огня.

"Открыватель консервных банок" и "Фердинанд" - как шла технологическая гонка САУ между СССР и Германией?

В ходе Втором мировой войны было создано множество новых типов и видов военной техники. Среди нее – разнообразные САУ . В статье я расскажу о достижениях в этой области конструкторов СССР и Германии.

Что такое САУ?

Самоходная артиллерийская установка (САУ) – весьма специфический вид военной техники. Эта боевая машина по многим параметрам соответствует танку, но имеет ряд существенных отличий. САУ, как правило, не имеет вращающейся башни и внушительного бронирования. При этом на нее устанавливается очень мощное орудие , из которого можно вести прицельный огонь на больших дистанциях.

Главное отличие САУ от танка заключается в характере применения машин в бою. Боевые задачи самоходки: поддержка войск артиллерийским огнем и уничтожение танков противника. В "нормальной" ситуации САУ находятся на закрытых позициях. Низкая скорость и слабая маневренность не позволяют самоходкам принимать непосредственное участие в атаке, т. е. приближаться к противнику на близкое расстояние. В действительности, в силу разных причин (нехватка техники, опасность окружения и т. п.), были случаи, когда САУ использовались в качестве танков (например в конце войны, когда Венк пытался деблокировать Берлин).

Первые прототипы САУ стали появляться в 20-е гг . XX века в СССР, Германии и США. Переход к серийному производству самоходок связан уже с началом Втором мировой войны. Как нетрудно предугадать, "зачин" был сделан нацистской Германией.

Германия

В результате польской компании немецкое командование ощутило необходимость создания подвижной самоходной артиллерии , которая бы помогала подавлять укрепленные огневые точки. В результате в конце 1939 г. было построено 38 первых САУ с официальным обозначением "15 cm sIG 33 auf Pz Kpfw I Ausf B". В историю самоходка вошла под названием sIG 33. На шасси легкого танка Pz I было установлено тяжелое пехотное 150-мм орудие.

САУ sIG 33 успешно действовали при захвате Франции и боевых действиях на Балканах. Однако на Восточном фронте они оказались малоэффективны и после зимы 1941/1942 гг. уже не применялись.

Первой серийной противотанковой САУ вермахта стала изготовленная в 1939 г. Panzerjager IB(Pz Jag IB). Самоходка стала переделкой легкого танка Pz I, на который установили мощную 47-мм пушку.

На европейском театре военных действий Pz Jag IB хорошо себя зарекомендовали . Однако эти САУ оказались бессильны против советских войск, особенно против новых танков Т-34 и КВ-1. После зимней кампании 1941/1942 гг. уцелевшие Pz Jag IB были отправлены в Африку.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из ярких представителей данной плеяды советских военных инженеров-конструкторов является Котин Жозеф Яковлевич. Именно он стал одним из главных разработчиков знаменитой серии самых прославленных тяжёлых советских танков – "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев».

Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).

За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.

Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.

Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

За успехи, достигнутые в переходе завода к режиму круглосуточной работы на предельно возможных мощностях в максимально сжатые сроки, а также за своевременное выполнение сурового плана ГКО 19 сентября 1941 года Жозеф Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда. Ему были вручены золотая медаль «Серп и молот», а также второй орден Ленина.

Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.

6 января 1942 года Котину было присвоено звание генерал-майора технических войск. Жозеф Яковлевич одним из первых советских инженеров самым внимательным образом изучил сильные и слабые стороны захваченного немецкого новейшего тяжёлого танка «Тигр-1». По итогам своих исследований, наблюдений и тестов Котин создал целую серию тяжёлых танков и САУ, способных на равных сражаться с немецким монстром.

В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.

Испытания показали, что танк ИС-1 способен эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в условиях реального боя «Тигры» и «Пантеры» оказались куда более грозными противниками.

Тогда Котин и его ведущие инженеры-конструкторы в кратчайшие сроки наладили выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-2, чья 120-мм лобовая броня и 122-мм пушка стали достойным ответом бронированным немецким «диким кошкам».

Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.

Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.

Не зря самоходки ИСУ-152 и ИСУ-122 называли «зверобоями». Именно эти советские САУ переломили хребет сильнейшим немецким бронетанковым частям, укомплектованным новейшими грозными и тяжёлыми танками, а также самоходными штурмовыми орудиями и тяжёлыми истребителями танков.

Выпущенные Челябинским танковым заводом тяжёлые танки и САУ успешно истребляли элитное немецкое бронетанковое «зверьё», пройдя победный путь от стен Москвы до Берлина, Кёнигсберга и Праги.

За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.

Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.

Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).

Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.

В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.

В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.

Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

11 марта 1941 года советская разведка передала «наверх» информацию о том, что в Германии запущено производство тяжёлых танков. Крупнейший из них, Тип VII, якобы имел массу 90 тонн и вооружение в виде 105-мм пушки. Советское руководство восприняло донесения разведчиков всерьёз. Соответственно, закипела и работа конструкторов, которым было поручено создать достойного противника для немецких тяжёлых танков. Результатом этой работы стало несколько неординарных проектов танков КВ-4 и КВ-5 .

У страха глаза велики

Отчасти информация разведчиков оказалась верной, поскольку к середине 1940 года был готов проект тяжёлого танка VK 65.01, который действительно имел обозначение Pz.Kpfw.VII. Один из вариантов танка предполагалось вооружить 105-мм орудием, но длиной всего 20 калибров. С середины 1940 года началась разработка 36-тонного VK 36.01, который также именовался Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Именно такую массу имел танк «Тип V», упоминавшийся в разведсводке. Информация о реальных машинах оказалась в ней перемешана со слухами. Эти слухи, впрочем, породили такую волну, что планы по производству тяжёлых танков в Советском Союзе были пересмотрены радикальным образом.

Продольный разрез КВ-4 разработки Духова. Хорошо заметно, что танк сильно напоминает удлинённый Т-220

Продольный разрез КВ-4 разработки Духова. Хорошо заметно, что танк сильно напоминает удлинённый Т-220

Считается, что маховик программы по созданию советских сверхтяжёлых танков завертелся 7 апреля 1941 года, когда вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №827–345сс. В реальности всё началось на две недели раньше. Изучив полученную от разведчиков информацию, в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) пришли к выводу, что 90-тонный Pz.Kpfw.VII вооружён, скорее всего, танковой версией 105-мм зенитной пушки Flak 39. Такую пушку в 1940 году закупила советская комиссия. По изучении результатов стрельбы Flak 39 был сделан вывод, что более-менее эффективная защита от этой пушки возможна при толщине брони не менее 130 мм.

21 марта 1941 года были составлены тактико-технические требования на танк, который должен был получить индекс КВ-4. Его боевая масса оценивалась в 70–72 тонны. При этом лоб корпуса и башня по периметру должны были получить броню толщиной 130 мм, борта корпуса – 120 мм. В качестве вооружения планировалось использовать 107-мм пушку Ф-42 (ЗИС-6), а также 3 пулемёта. При этом в конце документа оговаривалось, что должно быть построено 2 танка – с 76-мм (речь шла о ЗИС-5 с баллистикой зенитки 3-К) и 107-мм орудиями. Боекомплект для 107-мм пушки предполагался в 70–80 выстрелов. В качестве силовой установки предусматривался двигатель мощностью 1200 лошадиных сил. В качестве временной меры предполагалось использовать 850-сильный мотор В-2СН. С более мощным двигателем максимальная скорость танка оценивалась в 35 км/ч.

К 27 марта был подготовлен проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об изготовлении опытных образцов тяжёлых танков». Согласно ему, оба образца нового тяжёлого танка планировалось изготовить к 1 ноября 1941 года. Чертёжную документацию Кировский завод подготавливал к 17 июля, а Ижорский завод к 1 октября отгружал корпуса и башни. К 1 сентября завод №92 отгружал одну 76-мм пушку ЗИС-5 и одну 107-мм пушку ЗИС-6.

Что касается силовой установки, в течение 10 дней ожидались соображения о разработке моторов на базе В-2 и М-40. Под В-2 имелся в виду двигатель В-2СН, а вот со вторым мотором ситуация интереснее. Этот мотор, имевший авиационное происхождение, выпускался на Кировском заводе. Его штатная мощность составляла 1000 лошадиных сил, также имелась форсированная до 1500 лошадиных сил модификация М-40Ф.

Н. Л. Духов, один из создателей танков КВ-1 и ИС-3. Именно его проект тяжёлого танка КВ-4 стал победителем в конкурсе, устроенном в апреле 1941 года

Н. Л. Духов, один из создателей танков КВ-1 и ИС-3. Именно его проект тяжёлого танка КВ-4 стал победителем в конкурсе, устроенном в апреле 1941 года

Впрочем, к 7 апреля ситуация сильно изменилась. Вместо КВ-3, представлявшего собой переработанный Т-150 массой 50 тонн, запускалась разработка танка с тем же индексом, но боевой массой 68 тонн, лобовой бронёй 120 мм и 107-мм пушкой. Изменился подход и к КВ-4. Его боевая масса выросла до 75 тонн, при этом предусматривался возможный рост толщины брони до 140–150 мм. Толщина бортов достигла 125 мм. Срок по разработке ужесточался: макет и технический проект необходимо было представить к 15 июня, а корпус и башня ожидались к 15 августа 1941 года.

Но и это было ещё не всё. Вместо КВ-4 с пушкой 76 мм постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №827–345сс обязало Кировский завод разработать танк, который по своим характеристикам однозначно являлся бы ответом на призрачный Pz.Kpfw.VII. Как и немецкая машина, проектируемый танк, получивший индекс КВ-5, должен был иметь боевую массу 90 тонн. Его вооружение и силовую установку планировалось оставить на уровне КВ-4. Рост массы достигался за счёт брони, толщина которой достигала в лобовой части 170 мм, а по бортам корпуса 150 мм. Численность экипажа обоих танков оценивалась в 6–8 человек.

Согласно постановлению, чертежи на КВ-5 необходимо было подать на Ижорский завод к 15 июля, а к 1 августа представлялась документация на танк и его полноразмерный макет. Корпус и башню Кировский завод получал к 1 октября, а сам танк намечалось построить к 10 ноября 1941 года.

Во все тяжкие

Предъявленные требования к новым танкам означали, что проектировать КВ-4 и КВ-5 предстоит если и не с нуля, то точно после серьёзного пересмотра концепции. Перед Ж. Я. Котиным, возглавлявшим КБ Кировского завода, встала сложная задача, которая должна была быть решена быстро.

Жозеф Яковлевич взял на вооружение идею, которую в конце 30-х годов при проектировании средних и тяжёлых танков использовало КБ опытного завода №185. В ходе разработки танков 115 и Т-100 отрабатывалось сразу несколько вариантов танка, которые готовили разные группы. Котин пошёл дальше и включил в разработку концепции КВ-4 практически всех инженеров КБ Кировского завода. Для большей мотивации наиболее успешные работы, по договоренности с директором Кировского завода И. М. Зальцманом, решили премировать.

Работа закипела в десятых числах апреля 1941 года. Условия конкурса ограничивали инженеров в довольно свободных рамках. Оговаривались двигатель (М-40), боевая масса (80–100 тонн) и башенная установка вооружения. При этом допускалась и многобашенная компоновка. В качестве основного вооружения указывалась 107-мм пушка ЗИС-6, к которой, по настоянию военных, добавилась вторая, калибра 45 мм. Всего на конкурс было представлено 27 проектов. Обо всех из них рамки статьи рассказать не позволяют, поэтому далее речь пойдёт о наиболее удачных и интересных работах.

Наиболее успешно с поставленной задачей справился Н. Л. Духов. Не пытаясь заниматься «фантазиями на тему», Николай Леонидович подошёл к вопросу наиболее консервативно и фактически развил тяжёлый танк Т-220. Корпус машины он немного удлинил и расширил, вследствие чего количество опорных катков выросло до 8 на борт. По эволюционному пути пошла и разработка башни, очень напоминавшая увеличенную башню Т-220. С этого танка была взята (с изменениями) и командирская башенка, оснащённая пулемётом ДТ. Вооружение, состоящее из 107-мм пушки ЗИС-6 и 45-мм танковой пушки, разместилось в единой установке.

Боевая масса танка Духова должна была составить 82 тонны, и это был самый лёгкий из представленных проектов КВ-4. Бронирование полностью соответствовало заданным тактико-техническим требованиям, а максимальная скорость танка оценивалась на уровне 40 км/ч. Именно эту машину в итоге и выбрали победителем.

КВ-4 разработки Кузьмина, Тарапанина и Таротько. Казематная установка делает танк больше похожим на САУ. К слову, весной 1941 года шла речь и о разработке 107-м САУ на базе КВ-4

КВ-4 разработки Кузьмина, Тарапанина и Таротько. Казематная установка делает танк больше похожим на САУ. К слову, весной 1941 года шла речь и о разработке 107-м САУ на базе КВ-4

Второе место занял проект коллектива, состоящего из инженеров К. И. Кузьмина, П. С. Тарапанина и В. И. Таротько (в иных документах вместо Тарапанина указывается С. В. Мицкевич). Впоследствии Кузьмин и Таротько зарекомендовали себя как выдающиеся конструкторы-корпусники. КВ-4, который представил этот коллектив, получился крайне необычным. Его боевое отделение оказалось сдвинутым к корме, а двигатель разместили в центральной части корпуса. Основное вооружение танка инженеры разместили в казематной установке с большими углами горизонтальной наводки. 45-мм пушка при этом оказалась в отдельной башне. Боевая масса танка по проекту составила 88 тонн, ориентировочная скорость – 36 км/ч.

Третье место занял проект Н. В. Цейца. Николай Валентинович был самым опытным инженером в коллективе КБ Кировского завода. Свою деятельность он начал ещё в 20-е годы, и за его плечами была целая плеяда машин. Проект, предложенный Цейцем, был прогрессивным и консервативным одновременно. От второй пушки конструктор отказался, посчитав её ненужным рудиментом. Особенностью проекта Цейца стала довольно высокая башня, позволявшая размещать 107-мм унитарные снаряды вертикально вдоль её бортов. Подобная концепция в теории позволяла заметно упростить работу заряжающего. Для компенсации значительной высоты башни корпус был сделан максимально низким. Между отделением управления и МТО Цейц сделал своеобразную «ступеньку».

КВ-4 Ермолаева был спроектирован таким образом, чтобы с него можно было легко убрать вторую башню. Здесь вспоминается история с СМК и его третьей башней, которую якобы «снял» сам Сталин

КВ-4 Ермолаева был спроектирован таким образом, чтобы с него можно было легко убрать вторую башню. Здесь вспоминается история с СМК и его третьей башней, которую якобы «снял» сам Сталин

Высоко был оценен проект ещё одного ведущего конструктора Кировского завода. А. С. Ермолаев предложил танк сразу в двух вариантах. В первой версии 95-тонный КВ-4 имел две башни. В главной башне устанавливалась 107-мм пушка, а во второй, находившейся в передней части корпуса, размещалось 45-мм орудие. Второй вариант отличался лишь тем, что башня с 45-мм пушкой, а с нею и 5 тонн боевой массы, убирались. Похоже, что Ермолаев вспомнил об СМК, разработку которого он в своё время вёл. Стоит отметить, что схему, предложенную Ермолаевым, использовали авторы минимум ещё пяти проектов.

КВ-4 инженера Кручёных, самый тяжёлый из проектов. Вклейка с ошибочным обозначением его как КВ-5 сделана Н. Ф. Шашмуриным

КВ-4 инженера Кручёных, самый тяжёлый из проектов. Вклейка с ошибочным обозначением его как КВ-5 сделана Н. Ф. Шашмуриным

Самым тяжёлым КВ-4 стал проект инженера Г. В. Кручёных, позже создавшего башню тяжёлого танка ИС-3. Подобно танку разработки К. И. Кузьмина, П. С. Тарапанина и В. И. Таротько, у этой машины двигатель размещался ближе к носовой части. Башни у танка оказалось две, при этом они размещались в два яруса – одна на другой. Третьим ярусом была командирская башенка с пулемётом. Весил КВ-4 Кручёных аж 107 тонн. Предложенная инженером схема с башнями, размещёнными одна на другой, оказалась использована ещё в пяти проектах.

Напоследок стоит упомянуть о КВ-4 разработки Н. Ф. Шашмурина. Сам Николай Фёдорович тему КВ-4 и КВ-5 называл Б.С., что расшифровывалось как «бред сумасшедшего». Лучше него о том, что за проект был им предложен, никто и не расскажет:

«Получив наряду с другими ведущими работниками КБ задание на разработку проекта такого циклопа, но непременно многобашенного, я, не разделяя должного оптимизма в отношении последнего условия (многобашенности – давно ли мы отказались от «Мюр-Мерилиз», заложенном в СМК), сделал «ход конем». Вообще отказался от башенных установок, и повторил то, что в свое время сделал на танке КВ-1 при установке гаубицы М-10, калибра 152 мм, то есть капонирную (рубочную) надстройку на бронекорпус. А поскольку уже был создан новый, практически сверхтяжелый танк КВ-3, то решил не мудрить о суперновом танке. Сбросив с него башню, повторил предыдущий вариант, как самоходное орудие большой мощности, установив там пушку Грабина калибра 107 мм. Указав в пояснительной записке, что в определенных условиях пушка может быть изъята, а вместо нее в боевом отделении может быть размещено стрелковое отделение пехотинцев. Этот вариант на конкурс не был допущен, так как не были выполнены условия – более высокая защита, масса танка 80–100 тонн, башенная (многобашенная) установка вооружения. Чтобы избежать ненужной конфронтации, я пошел на компромисс. Считая, что супертяжеловес не может быть танком, приняв к исполнению заданную защиту, вложился в вес порядка 90 тон, сохранил капонирную установку основного орудия, а на крышу пониженной рубки установил серийную башню танка КВ-1. Кончилось это тем, что И.М. Зальцману этот вариант очень понравился (с учетом его «разумной», как он выразился, универсальности,) и я получил вторую премию в размере 1000 рублей. Это здорово. Купил на эти деньги жене шубу».

Запасной вариант

9 мая 1941 года были подведены итоги конкурса на проект КВ-4. Духов, занявший первое место, получил 5 тысяч рублей. К. И. Кузьмин, В. И. Таротько и С. В. Мицкевич получили за свой проект, занявший второе место, 3 тысячи рублей. По 2 тысячи рублей за свои работы получили Н. В. Цейц, А. С. Ермолаев и Л. Е. Сычев. Н. Ф. Шашмурин за свою работу получил 1500 рублей.

Вместе с тем, проектные работы по теме КВ-4 шли медленно. Согласно постановлению, отработанный технический проект и макет КВ-4 должны были представить к середине июня, но, судя по переписке, особых подвижек в этом вопросе не наблюдалось. Дело дошло до того, что вмешался маршал Кулик, потребовавший ускорить работы. Насколько это помогло, неизвестно, поскольку его письмо датировано 12 июня, а спустя 10 дней началась война.

Что же касается КВ-5, то вплоть до июня 1941 года работ по нему практически не велось. Судя по письму Зальцмана о премировании за конкурс по КВ-4, что-то подобное планировалось и в отношении КВ-5, но затем от идеи отказались. Идею Котина с конкурсом не поддержали, решив использовать наиболее удачные варианты КВ-4. Поскольку проект Духова взяли в оборот, а машина с кормовым расположением боевого отделения оказалась чересчур передовой, выбор пал на дальнейшее развитие КВ-4 разработки Н. В. Цейца. Николай Валентинович был назначен старшим инженером машины. Также в разработке КВ-5 оказались задействованы другие инженеры, участвовавшие в конкурсе по КВ-4. К. И. Кузьмин занимался корпусом танка, Л. Е. Сычёв – башней и установкой вооружения. Проектирование ходовой части поручили Н. Т. Федорчуку, имевшему большой опыт проектирования.

В отношении КВ-4 и КВ-5 сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, ГАБТУ заняло позицию, согласно которой КВ-3, разработка которого шла полным ходом, являлся временным решением, и в 1942 году его собирались заменить на один из этих двух танков. Какой именно танк будет выбран (КВ-4 или КВ-5), предполагалось определить по итогам совместных испытаний.

С другой стороны, КВ-4, проект которого был утвреждён ещё в мае, практически не реализовывался в виде заводской документации. Этого не скажешь о КВ-5, документацию по которому продолжали изготовлять даже после начала Великой Отечественной войны и приказа о сворачивании работ. По ходу его разработки даже меняли технологию изготовления. Последние чертежи были готовы в августе 1941 года, когда немцы уже подошли к Ленинграду.

Как уже говорилось выше, за основу КВ-5 был взят КВ-4 Цейца. Идею с высокой башней и максимально низким корпусом развили дальше, сделав упор на большую технологичность. Во-первых, от ступеньки под башню отказались. Вместо неё механик-водитель получил отдельную рубку, а стрелок-радист – пулемётную башенку. Благодаря этому высота корпуса в передней его части составила всего 920 мм. Во-вторых, отказались от округлой формы главной башни, сделав её более технологичной. К слову, в финале толщина брони лобовой части танка выросла до 180 мм, что делало его в лобовой проекции практически неуязвимым для артиллерии того периода.

Танки призрачных баталий

Обычно разработка КВ-4 и КВ-5 рассматривается как лишённая смысла трата времени и средств. Во многом это так и есть. Даже если бы война началась не в 1941 году, вряд ли эти танки могли попасть в серию. Однако не следует забывать, что дыма без огня не бывает. Ошибка советской разведки, доложившей об имевшихся у вероятного противника тяжёлых танках, имела под собой объективные основания.

Переписка Krupp свидетельствует как минимум о том, что 15-см пушка длиной в 40 калибров для VK 70.01 проектировалась ещё в марте 1941 года

Переписка Krupp свидетельствует как минимум о том, что 15-см пушка длиной в 40 калибров для VK 70.01 проектировалась ещё в марте 1941 года

Изучение документов в Бундесархиве показало, что ещё в марте 1941 года концерн Krupp начал разработку некоей машины, обозначавшейся как 15 cm K. L/40 in Sfl (то есть самоходной 149-мм пушки). Так вот, осенью 1941 года этот проект превращается в… 15 cm L L/40 für VK 7001. Да-да, речь идёт о том самом VK 7001, который известен как Pz.Kpfw. Löwe, и как… Pz.Kpfw.VII. Боевая масса у этого танка также составляла 90 тонн, а в качестве одного из вариантов вооружения предполагалась 105-мм пушка. Кто знает, может именно об этом Pz.Kpfw.VII и узнала наша разведка. В любом случае, это был совсем не тот VK 7001, который сейчас широко известен. Рациональные углы наклона бронелеистов в проектах своих танков немцы стали применять только осенью 1941 года, после знакомства с Т-34.

Ещё о проектируемых и экспериментальных танках серии КВ:

Юрий Пашолок

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.

Читайте также: