Советский конструктор тяжелых танков

Обновлено: 01.05.2024

Сто двадцать лет назад, 3 декабря 1898 года, родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор оружия, человек, стоявший у истоков легендарной «тридцатьчетверки» — танка Т-34, внесшего огромный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

К сожалению, жизнь Кошкина оборвалась очень рано. И, во многом, именно это обстоятельство способствовало тому, что выдающегося конструктора незаслуженно забыли, обделили наградами. Так, высокое звание Героя Социалистического Труда было посмертно присвоено ему указом Президента СССР уже в 1990 году – на закате существования советского государства.

Биография Михаила Ильича Кошкина – еще одно свидетельство наличия невероятных по сравнению и с дореволюционной Россией, и с другими странами того времени социальных лифтов в Советском Союзе. Учитывая, что в 41 год Михаила Ильича уже не стало, за какие-то четыре десятилетия он прошел путь от крестьянского мальчика из глухой деревни до начальника конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги (ныне это Переславский район Ярославской области). Простая крестьянская семья его родителей жила бедно и отец, чтобы прокормить троих малолетних детей, был вынужден заниматься отходничеством, «вахтой», как бы сейчас сказали. В 1905 году он надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену вдовой с тремя малолетними детьми. Пришлось женщине идти в батраки, на заработки в Москву отправился и десятилетний Кошкин, окончивший три класса церковно-приходской школы.

Михаил Кошкин воевал под Царицыном, затем служил в 3-м железнодорожном батальоне в Петрограде, воевал против британских интервентов в районе Архангельска, во взятии которого он и принимал личное участие.

Когда Архангельск был зачищен от интервентов, 3-й железнодорожный батальон перебросили на Польский фронт, но заболевшего тифом Кошкина оставили в тылу и перевели после лечения в 3-ю железнодорожную бригаду, занимавшуюся восстановлением железнодорожного пути и мостов на Южном фронте. Лишь летом 1921 года, после расформирования железнодорожной бригады, Михаил Кошкин был демобилизован из рядов РККА.

Еще в 1919 году, во время Гражданской войны, Михаил Кошкин, служивший на Северном фронте, вступил в ряды РКП (б) и вскоре стал секретарем партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады. После демобилизации он окончил военно-политические курсы в Харькове и был командирован в Москву на учебу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. В это время происходит личное знакомство будущего конструктора с такими знаковыми фигурами советской власти как Сергей Киров и Григорий «Серго» Орджоникидзе.

Но, побыв во главе фабрики в 1924-1925 гг., Кошкин перешел на должность заведующего агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкомитета ВКП (б), затем, с 1926 по 1928 гг. был заведующим Губернской советской партийной школой, заместителем заведующего и заведующим агитационно-пропагандистского отдела губернского комитета ВКП (б) в Вятке. Там же, в Вятке, Михаил Кошкин женился на Вере Катаевой, работавшей в Губпотребсоюзе, у них родилась дочь Лиза.

Однако, будущее партийного чиновника, судя по всему, в какой-то момент перестало привлекать Михаила. В 1929 году он написал письмо лично знакомому ему Сергею Мироновичу Кирову с просьбой дать ему возможность получить техническое образование. Инженерные кадры в то время были очень нужны молодому советскому государству и Кошкин получил разрешение выехать в Ленинград, где был зачислен в Ленинградский технологический институт, откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

Так, только в 31 год, Михаил Кошкин начал свой путь в инженеры. Никаких поблажек, несмотря на партийность и статус, Кошкин не получал – он честно отучился в вузе пять лет и в 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка». Во время обучения в институте Кошкин получил и первый практический опыт – он поработал перед защитой диплома на Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185, проходил практику на Нижегородском автомобильном заводе им. В.М. Молотова (ныне это ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела.

Начинающий инженер очень понравился руководству автозавода и оно даже пыталось ходатайствовать в Наркомате тяжелой промышленности о направлении к ним Кошкина после окончания института, но он смог настоять на своем и продолжил работу в Конструкторском бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, занимавшемся конструированием танков. За 2,5 года Кошкин прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ.

В это время, в середине 1930-х годов, конструкторское бюро занималось разработками двух танков – Т-29 и Т-46-1, представлявших собой модернизированные варианты Т-28 и Т-26 с переводом на колесно-гусеничный ход. Но затем конструкторы пришли к выводу, что подобная модель танков не имеет серьезных перспектив – она слишком дорога и сложна в производстве.

В конце декабря 1936 года Григорий Орджоникидзе, занимавший тогда пост народного комиссара тяжелой промышленности СССР, лично вызвал Михаила Кошкина и принял решение перевести его на Харьковский завод. Руководитель Наркомата счел, что Кошкин, благодаря своим деловым качествам и интеллекту, лучше всего справится с задачей по созданию быстроходного среднего танка, который можно было бы запустить в серийное производство. Танковый отдел Харьковского завода № 183 в то время специализировался на выпуске легких быстроходных танков БТ, находившихся на вооружении РККА. Кошкин был назначен начальником танкового КБ-190 Харьковского завода.

Руководить конструкторским бюро Кошкин стал в очень сложное для отечественного танкостроения время. Как раз шла война в Испании, во время которой была установлена высокая уязвимость танков БТ для артиллерийского огня противника. Требовалась срочная модернизация всего танкового парка РККА, а по сути – его полная замена. И в этой ситуации особую роль предстояло играть отечественным конструкторам.

Михаилу Кошкину менее чем за год работы удалось завершить модернизацию танка БТ-7. Затем он выступил с инициативой создания чисто гусеничного танка А-32, которую поддержал и сам Сталин, предложивший не препятствовать конструкторам. Вскоре, 16 декабря 1938 года, три конструкторских бюро завода были объединены в единое конструкторское бюро КБ-520, а Кошкин был назначен главным конструктором всех трех объединенных конструкторских бюро.

Уже в середине 1939 года в Харькове были представлены опытные экземпляры А-20 и А-32, которые высоко оценили присутствовавшие на испытаниях представители Государственной Комиссии. Они пришли к выводу, что А-20 отличается большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей бронезащитой. Но, тем не менее, ни одному из танков не было отдано предпочтение, а конструкторы, тем временем, продолжали разработки по усовершенствованию боевых машин.

Следующие испытания прошли в Кубинке в сентябре 1939 года. Члены комиссии были поражены опытным образцом танка А-32 (Т-32), который понравился всем не только прекрасными ходовыми качествами, но и эффектным внешним видом. Кошкин представил обновленный А-32, оснащенный 76,2 мм пушкой Л-10 и получивший индекс Т-32. Танк планировалось выпустить на замену Т-28, изрядно устаревшему к этому времени.

Однако руководство Наркомата тяжелой промышленности и военное командование продолжало обсуждать, какой же из танков все же стоит запустить в серийное производство. Свои коррективы внесла начавшаяся война СССР с Финляндией, которая вновь продемонстрировала большие изъяны советских танков и остро поставила вопрос о необходимости ускоренной модернизации танкового парка. Кошкин и его сотрудники продолжали работать над дальнейшим совершенствованием модели А-32. В конечном итоге, 19 декабря 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 танк А-32 с толщиной брони в 45 мм под названием «Т-34» был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка. Интересно, что все 750 км, несмотря на погодные условия и бездорожье, танки прошли самостоятельно. Это обстоятельство не могло не стать еще одним «козырем» в поддержку «тридцатьчетверки».

17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки Т-34 были представлены высшим руководителям СССР. За маневрами танка наблюдали Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и сам Иосиф Сталин. Именно эти испытания окончательно решили дальнейшую судьбу танка Т-34. Сталин рекомендовал танк для немедленного запуска в серийное производство.

Во главе КБ Кошкина сменил Александр Морозов. Именно этот человек получил широкую известность в качестве «отца тридцатьчетверки». Награды не обходили Морозова стороной – в 1943 году он получил первую звезду Героя Социалистического Труда, а в 1974 году стал Героем повторно. Можно сказать, что все основные лавры от запуска в серийное производство Т-34 достались именно Морозову – вполне заслуженно, разумеется, но следовало бы помнить и о первом главном конструкторе, под руководством которого и началась разработка знаменитого танка.

К памяти Михаила Кошкина судьба оказалась менее благосклонной. При жизни он получил несколько наград, включая орден Красной Звезды в апреле 1936 года. В 1942 г. Кошкину посмертно присудили Сталинскую премию, а вот Героем Социалистического Труда посмертно он стал лишь в 1990 году. Несколько мемориальных досок и памятников, улица в Харькове, почтовая марка, выпущенная в 1998 году – так увековечили память конструктора легендарного танка Т-34, без которого победа в войне была бы намного более тяжелой.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-конструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из ярких представителей данной плеяды советских военных инженеров-конструкторов является Котин Жозеф Яковлевич. Именно он стал одним из главных разработчиков знаменитой серии самых прославленных тяжёлых советских танков – "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев».

Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

Котин Жозеф Яковлевич родился 10 марта (по новому стилю)1908 года в Павлограде. В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Тогда же Котин начал свою трудовую деятельность в качестве инженера конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

Очень быстро Жозеф Яковлевич, благодаря своим талантам инженера-конструктора, поднялся по карьерной лестнице, возглавив свой отдел. В 1937 году 29-летний перспективный инженер получил должность главного конструктора Кировского завода (г. Ленинград).

За полтора года своей плодотворной и активной деятельности Жозеф Яковлевич совместно с ведущим инженером А. С. Ермолаевым участвовал в разработке двух машин. Ими были разработаны тяжёлый 55-тонный многобашенный танк СМК, а также концепция абсолютно нового типа тяжёлого танка прорыва, позже получившего наименование КВ-1.

Данные модели танков прошли суровое тестирование сталинскими апологетами из АБТУ РККА [1] , а затем на заснеженных и заболоченных полях сражений Советско-финской войны 1939-40 гг. По итогам войны против Финляндии на вооружение РККА были приняты два типа новейших тяжёлых танков – КВ-1 и КВ-2.

Аналогов этих тяжёлых танков прорыва, имевших 75-мм лобовое бронирование, и вооруженных 76-мм и 152-мм орудиями соответственно, на тот момент не существовало в мире. За ведущую роль в разработке и создании танков серии "КВ" 17 апреля 1940 года Жозеф Яковлевич был награждён первым своим орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны инженер Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

За успехи, достигнутые в переходе завода к режиму круглосуточной работы на предельно возможных мощностях в максимально сжатые сроки, а также за своевременное выполнение сурового плана ГКО 19 сентября 1941 года Жозеф Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда. Ему были вручены золотая медаль «Серп и молот», а также второй орден Ленина.

Челябинский танковый завод (ЧТЗ) в первые месяцы войны выпускал тяжёлые танки КВ-2 и КВ-1. В дальнейшем при самом активном участии Котина на базе конструкторского бюро завода был освоен выпуск новых улучшенных и модернизированных вариантов танка КВ-1 – модификации КВ-1С и КВ-85.

6 января 1942 года Котину было присвоено звание генерал-майора технических войск. Жозеф Яковлевич одним из первых советских инженеров самым внимательным образом изучил сильные и слабые стороны захваченного немецкого новейшего тяжёлого танка «Тигр-1». По итогам своих исследований, наблюдений и тестов Котин создал целую серию тяжёлых танков и САУ, способных на равных сражаться с немецким монстром.

В начале августа 1943 года специальной комиссией ГКО был принят на вооружение новейший тяжёлый танк ИС-1 (иначе ИС-85), разработанный и созданный на базе специального конструкторского бюро № 2, функционировавшего при ЧТЗ.

Испытания показали, что танк ИС-1 способен эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в условиях реального боя «Тигры» и «Пантеры» оказались куда более грозными противниками.

Тогда Котин и его ведущие инженеры-конструкторы в кратчайшие сроки наладили выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-2, чья 120-мм лобовая броня и 122-мм пушка стали достойным ответом бронированным немецким «диким кошкам».

Сразу после налаженного серийного выпуска танков ИС-2 Жозеф Яковлевич, дважды награжденный орденом Красной Звезды, был освобождён от должности заместителя наркома танковой промышленности.

Это было сделано для того, чтобы он мог максимально эффективно и плодотворно вплотную заняться инженерно-конструкторской работой. 31 июля 1944 года Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года.

В период с осени 1943 по июнь 1945 гг. конструкторами СКБ-2 на базе ЧТЗ были созданы, опробованы и запущены в серийное производство три образца тяжёлых САУ – ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Эти самоходно-артиллерийские установки внесли солидный вклад в окончательный разгром сухопутных сил нацистской Германии и её элиты – бронетанковых частей.

Не зря самоходки ИСУ-152 и ИСУ-122 называли «зверобоями». Именно эти советские САУ переломили хребет сильнейшим немецким бронетанковым частям, укомплектованным новейшими грозными и тяжёлыми танками, а также самоходными штурмовыми орудиями и тяжёлыми истребителями танков.

Выпущенные Челябинским танковым заводом тяжёлые танки и САУ успешно истребляли элитное немецкое бронетанковое «зверьё», пройдя победный путь от стен Москвы до Берлина, Кёнигсберга и Праги.

За свой выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин был 19 апреля 1945 года награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.

Это награждение было отнюдь не случайным. Советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность функционировать и наращивать обороты в самых сложных условиях, семимильное развитие инженерно-технической мысли.

В период 1939-45 гг. по общему числу выпущенных танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), а также по количеству новых серийных моделей и прототипов Советский Союз обогнал все страны-участницы Второй мировой войны вместе взятые.

Ни одна войсковая оборонительная или наступательная операция в годы ВОВ не обходилась без танков и САУ, выпущенных на ЧТЗ. Всего в период с осени 1941 по лето 1945 гг. Челябинским танковым заводом было выпущено 18 000 танков и самоходок, 48 500 танковых дизельных двигателей и моторов, 17,7 млн. боеприпасов и заготовок к ним. Челябинское СКБ № 2 разработало 6 новых систем танковых двигателей и моторов, 13 экспериментальных образцов САУ и танков (в том числе КВ-7, огнемётный КВ-8, КВ-9, КВ-13, КВ-16, КВ-85).

Танки и самоходки, сошедшие с конвейеров ЧТЗ, в августе 1945 года приняли самое активное участие в разгроме японских вооруженных сил на территории Китая и Кореи. Практически сразу после окончания Второй мировой войны Жозеф Яковлевич получил орден Суворова 1-ой степени, а затем и третий по счёту орден Красной Звезды.

В конце 1945 года Котин вернулся в Ленинград, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода. Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.

В 1948 году Жозеф Яковлевич в четвёртый раз получил Сталинскую государственную премию за выдающиеся достижения в области танкостроения. Котин не остановился на достигнутом. Разработкой новых типов танков и САУ он непосредственно занимался ещё двадцать лет.

Жозеф Яковлевич стал одним из главных разработчиков уникального плавающего танка ПТ-76, который до сих пор не имеет равных себе аналогов, и состоит на вооружении двух десятков стран. Под руководством Котина был создан последний серийный тяжёлый советский танк Т-10, а также плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

В случае с советскими конструкторами бронетанковой техники сложно сказать, что их имена незаслуженно забыты. В этом отношении советское танкостроение выглядит более честным, чем многие зарубежные танковые школы. Другой вопрос, что некоторые фигуры, причём зачастую ключевые, затерялись на фоне более известных конструкторов.

Как раз к этой категории относится Николай Фёдорович Шашмурин. Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 создавались им как ведущим инженером, то есть именно Шашмурин является автором этих знаковых машин.

У истоков тяжёлых танков нового поколения

В советском танкостроении довоенного и военного периодов можно проследить три основных волны конструкторов.
Что же касается Шашмурина, то он стал одним из многих представителей конструкторской школы третьей волны.

Как раз в разгар работ по модернизации Т-29 на должность инженера-конструктора поступил Шашмурин. Новая версия машины именовалась Т-29ЦН и являлась уже полноценным танком прорыва.

СМК в варианте с торсионной подвеской. В таком виде танк пошёл в работу, заодно став источником противоборства Шашмурина и Котина, которое продолжалось 40 лет

СМК в варианте с торсионной подвеской. В таком виде танк пошёл в работу, заодно став источником противоборства Шашмурина и Котина, которое продолжалось 40 лет

Т-29ЦН так и не вышел за рамки чертёжной документации, но в 1938 году началась работа по новому танку прорыва — СМК-1. При его создании СКБ-2 под руководством Котина первоначально ориентировалось на блокированную подвеску, ведущую родословную от Т-35. Тем не менее, Шашмурин всё же смог настоять на своём варианте с торсионами. Всему этому предшествовала ожесточённая борьба Котина и Шашмурина. В дальнейшем всё это вылилось в противоборство, которое длилось десятилетиями.

КВ У-0, на нём также использовалась торсионная подвеска Шашмурина. Первая машина Николая Фёдоровича, которая пошла в серийное производство

КВ У-0, на нём также использовалась торсионная подвеска Шашмурина. Первая машина Николая Фёдоровича, которая пошла в серийное производство

Далее началась работа по проекту «половинки» СМК-1, как можно назвать тяжёлый танк КВ. Так или иначе, КВ получил торсионную подвеску Шашмурина. ​

Начиная с КВ, одним из основных направлений работы Шашмурина в СКБ-2 стала разработка коробок передач. При этом участвовал он и в создании проекта лёгкого танка К-1, который позже лёг в основу Т-50, Т-220.
Наиболее же специфичной работой Шашмурина стал тяжёлый танк КВ-4.

92-тонный КВ-4, самый тяжёлый из проектов Шашмурина. Сам он его называл Б.С., то есть «бред сумасшедшего»

92-тонный КВ-4, самый тяжёлый из проектов Шашмурина. Сам он его называл Б.С., то есть «бред сумасшедшего»

Сам он называл КВ-4 и последующий КВ-5 не иначе как Б.С. (сокращённо — «бред сумасшедшего»). Реализовать их было не суждено — началась Великая Отечественная война, которая изменила жизни миллионов советских граждан, включая и Шашмурина.

Конструктор, создавший ИС

Конец 1941-начало 1942 года было временем, когда разрабатывались различные инициативные проекты.Весной 1942 года Шашмурину нашлась работа по прямой специальности. Дело в том, что в начале 1942 года массово пошли жалобы на коробки передач КВ-1. Но на практике как раз в это время начались работы по танку, позже ставшему известным как КВ-1с.

Поначалу речь шла о немного облегчённом КВ-1 с более мощным мотором и новой коробкой передач. Испытания, которые начались с 20-х чисел апреля 1942 года, показали, что коробка передач Шашмурина получилась более удачной. Окончательно её выбрали в середине июня.

КВ-13 (он же ИС-1) — первый танк, ведущим инженером которого стал Шашмурин. Эту машину Николай Фёдорович не любил, считая, что надо делать нормальный тяжёлый танк

КВ-13 (он же ИС-1) — первый танк, ведущим инженером которого стал Шашмурин. Эту машину Николай Фёдорович не любил, считая, что надо делать нормальный тяжёлый танк

На практике КВ-1с, ведущим инженером которого стал М.Ф. Балжи, существенно отличался от того, что предполагалось изначально. Конструкция перекликалась с ещё одной челябинской разработкой — КВ-13.

Данная машина, разработка которой началась с марта 1942 года, являлась радикальным вариантом замены КВ-1. При этом КВ-13 (в документах завода №100 именовался как ИС-1), ведущим инженером которого являлся Н.В. Цейц, оставался тяжёлым танком. 19 июля 1942 года он умер от сердечного приступа на руках Шашмурина. Так или иначе, но после смерти Цейца ведущим инженером КВ-13 стал Шашмурин.

Второй вариант КВ-13, уже официально ИС-1, вместе со вторым вариантом, ИС-2. Танки были более удачными, чем предшественник, но всё равно ещё имели ряд существенных недостатков

Второй вариант КВ-13, уже официально ИС-1, вместе со вторым вариантом, ИС-2. Танки были более удачными, чем предшественник, но всё равно ещё имели ряд существенных недостатков

Танк, доставшийся «в наследство», Шашмурину откровенно не нравился. Разразился скандал, но всё очевиднее становилось то, что в текущем виде у КВ-13 нет будущего.

С ноября 1942 года начались работы по проектированию переработанного КВ-13, который уже был детищем Шашмурина.

Помимо новых решений, во втором варианте КВ-13 (завод №100 продолжал именовать машину ИС-1) ощущалось влияние КВ-1с, который с августа 1942 года пошёл в серию.

Первый образец ИС-1 был готов к 8 марта 1943 года. Машина оказалась надёжнее предшественницы, но выявился ряд проблем. Окончательно «добило» второй вариант КВ-13 появление у немцев тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.

В мае 1943 года начались работы под новым танком, имевшим чертёжный индекс 237. Ведущим инженером машины оставался Шашмурин, который последовательно превращал КВ-13 в полноценный тяжёлый танк.

В конце мая 1943 года новый танк стали именовать как ИС-3, но вскоре оно сократилось до ИС, а к июлю его стали чаще называть как Объект 237. Параллельно Шашмурин как ведущий инженер работал над Объектом 238, попыткой поставить в штатную башню КВ-1с новую 85-мм пушку С-31.

Новый танк выглядел явно перспективнее КВ-1с, но поскольку требовалось время на его освоение, 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс «О производстве танков КВ с 85 мм пушкой (КВ-85)». Данная машина, носившая обозначение Объект 239, была принята на вооружение как КВ-85.

В серию Объект 240 пошёл как ИС-2 (ИС-122). Он стал основным тяжёлым танком Красной армии в 1944-1945 годах

В серию Объект 240 пошёл как ИС-2 (ИС-122). Он стал основным тяжёлым танком Красной армии в 1944-1945 годах

Выпуск ИС-1 на ЧКЗ начался с ноября 1943 года, но продержался он в серии недолго. Дело в том, что ещё в мае 1943 года началась работа над установкой в новый ИС более мощного орудия — Д-25Т. Данная система калибра 122 мм базировалась на баллистике корпусной пушки А-19, которая на испытаниях оказалась наиболее эффективным средством против «Тигра». Машина получила обозначение ИС-2 (ИС-122), по сравнению с опытным танком была немного доработана башня.

Без сомнения, ИС-2 стал апогеем творческой деятельности Шашмурина. Он стал первым советским тяжёлым танком, который безоговорочно превосходил танки среднего типа по вооружению. ИС-2 стал основным советским тяжёлым танком 1944-1945 годов, одновременно оказавшись одним из танков Победы. База ИС послужила основой для создания самоходных артиллерийских установок семейства ИСУ.

В конце 1943 года у Шашмурина была возможность стать главным конструктором ЧКЗ, но он от этого предложения отказался — Николаю Фёдоровичу было интереснее создавать новые танки, а не работать, по сути, менеджером.

Последней крупной работой Шашмурина в Челябинске стала разработка ИС-2 со спрямлённой носовой деталью корпуса

Последней крупной работой Шашмурина в Челябинске стала разработка ИС-2 со спрямлённой носовой деталью корпуса

26 мая 1944 года Сталин подписал постановление ГКО №5959сс «Об организации производства танков ИС. Вторым пунктом значилась организация на старом месте филиала завода №100, также возрождалось СКБ-2 Кировского завода. Вместе с рядом других конструкторов Шашмурин вернулся в Ленинград, где почти с нуля предстояло возрождать завод.

В военной и мирной сферах

Решение вернуться в Ленинград было двойственным. С одной стороны, Шашмурин оказывался вне влияния Котина, с которым у него оставались напряжённые отношения. С другой стороны, Николай Фёдорович, можно сказать, на время выпал из процесса создания тяжёлых танков нового поколения.

КТ-12 — первая машина, разработанная с участием Шашмурина на Кировском заводе после возвращения в Ленинград

КТ-12 — первая машина, разработанная с участием Шашмурина на Кировском заводе после возвращения в Ленинград

Между тем, Кировский завод осваивал выпуск ИС-2, правда, за всё время удалось сдать всего 10 танков данного типа. Зато получилось с ИСУ-152 — в Ленинграде их выпускали до 1947 года. Параллельно шли работы по другому, мирному направлению. Речь идёт о трелёвочном тракторе КТ-12, который был разработан на базе немецко-австрийского артиллерийского тягача Steyr RSO/01.

Пучковая торсионная подвеска. Наряду с эжекционной системой охлаждения, такие конструкции, разработанные Шашмуриным для Объекта 260, позже использовались в ряде других ленинградских танков

Пучковая торсионная подвеска. Наряду с эжекционной системой охлаждения, такие конструкции, разработанные Шашмуриным для Объекта 260, позже использовались в ряде других ленинградских танков

Ещё в начале 1945 года на заводе №100 началась разработка тяжёлого танка нового поколения. Он получил обозначение ИС-7. При создании последнего, наиболее совершенного варианта танка, Шашмурин стал ведущим инженером машины. Интересно, что назначил его на эту должность Котин.

У ИС-7 оказалась несчастливая судьба — машина получилась слишком тяжёлой, сложной и дорогой.
Что же касается Шашмурина, то его опыт был использован при создании совсем другого танка. Речь идёт о плавающем танке Объект 270, вскоре переименованном в Объект 740.

В 50-е и 60-е годы Шашмурин работал над целой серией опытных танков, включая и оснащённые ракетным вооружением

В 50-е и 60-е годы Шашмурин работал над целой серией опытных танков, включая и оснащённые ракетным вооружением

50-е и 60-е годы стали для Шашмурина временем новых работ. Несмотря на то, что к Т-10 он прямого отношения не имел, тяжёлые танки продолжали оставаться одним из его приоритетных направлений. В 1955-1957 годах он курировал работы по созданию тяжёлого танка нового поколения — Объекта 277, а также Объекта 278. Имел он прямое отношение и к боевой машине совершенно нового типа — Объекту 282, ракетному тяжёлому истребителю танков. Да и к последующим ленинградским ракетным танкам Николай Фёдорович имел самое прямое отношение. Работал он и по установке в танки, а также другие машины, газотурбинных двигателей. Вместе с тем, все эти машины были экспериментальными. Настоящей удачей стал не танк, или пусковая установка, а колёсный трактор. С 1959 года Шашмурин являлся одним из ведущих разработчиков колёсного трактора «Кировец» К-700, который в разных версиях выпускался в течение сорока лет.

Всего с 1937 по 1969 год Николай Фёдорович принял участие в работах над более чем 30 различными боевыми машинами, не считая КТ-12, К-700 и других машин мирного назначения.

Одной из заслуг Шашмурина стало то, что он делился своими знаниями с теми, кто был с ним знаком в поздние годы жизни. «Дед», как называли этого человека те, кто его знал, был отличным собеседником. В 1987 году он подготовил мемуары «50 лет противоборства». Как и во многих других мемуарах, тут есть свои неточности, но при этом бóльшая часть фактов вполне пересекается с архивными материалами. Мемуары получились очень «злыми», но на то имелись свои причины — они вполне отражают атмосферу тогдашнего советского танкопрома. Несомненно и то, что человек, создавший ИС-2, имел полное право на свою точку зрения. А за те материалы по советскому танкостроению, которые сохранились благодаря Николаю Фёдоровичу, ещё не одно поколение исследователей скажет ему большое спасибо.

Танки ИС ("Иосиф Сталин") появились в войсках в 1943 году. Главным их козырем стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая практически любую вражескую броню на средних расстояниях. Но конструкторы на этом не остановились и вслед за ИС-1 создали ИС-2 — самый тяжелобронированный советский танк периода войны и один из сильнейших в мире. Он был скоростным и маневренным, обладал непревзойденной защитой и огневой мощью дальнобойных артиллерийских орудий. Гитлер запрещал вступать в бой с тяжелыми машинами Красной Армии на дистанции меньше километра.

Освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков. Жители города Познань приветствуют советских воинов-освободителей

Танки ИС ("Иосиф Сталин") появились в войсках в 1943 году. Главным их козырем стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая практически любую вражескую броню на средних расстояниях. Но конструкторы на этом не остановились и вслед за ИС-1 создали ИС-2 — самый тяжелобронированный советский танк периода войны и один из сильнейших в мире. Он был скоростным и маневренным, обладал непревзойденной защитой и огневой мощью дальнобойных артиллерийских орудий. Гитлер запрещал вступать в бой с тяжелыми машинами Красной Армии на дистанции меньше километра.

Непобедимый Т-34 — один из ярких символов победы в Великой Отечественной войне. Для своего времени он был эталоном. Советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между боевыми, техническими и эксплуатационными качествами боевой машины. Противоснарядная броня, высокая маневренность, огневая мощь, простота и неприхотливость — вот главные достоинства Т-34, ставшего супероружием Красной Армии. "Мы увидели это, оно шло, мы стреляли, и пули его не брали", — вспоминал первую встречу с танком один из немецких офицеров.

Советские танки Т-34 выходят на рубежи атаки

Непобедимый Т-34 — один из ярких символов победы в Великой Отечественной войне. Для своего времени он был эталоном. Советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между боевыми, техническими и эксплуатационными качествами боевой машины. Противоснарядная броня, высокая маневренность, огневая мощь, простота и неприхотливость — вот главные достоинства Т-34, ставшего супероружием Красной Армии. "Мы увидели это, оно шло, мы стреляли, и пули его не брали", — вспоминал первую встречу с танком один из немецких офицеров.

Легкий огнеметный танк ОТ-26 был создан на основе двухбашенного Т-26 в 1930-х годах. Левую башню демонтировали, в корпусе на ее месте разместили резервуар для огнесмеси, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок, брандспойт и систему зажигания. В правой башне располагался огнемет. Танк дополнительно оборудовали системой дымопуска. Машины участвовали в боях в начале войны, но вскоре большая их часть была потеряна.

Танк ОТ-26

Легкий огнеметный танк ОТ-26 был создан на основе двухбашенного Т-26 в 1930-х годах. Левую башню демонтировали, в корпусе на ее месте разместили резервуар для огнесмеси, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок, брандспойт и систему зажигания. В правой башне располагался огнемет. Танк дополнительно оборудовали системой дымопуска. Машины участвовали в боях в начале войны, но вскоре большая их часть была потеряна.

К началу Великой Отечественной самым массовым легким танком Красной Армии был Т-26. Боевые машины, поддерживающие пехоту, начале 1930-х были лидером в своем классе, но к концу десятилетия начали быстро устаревать и уступать конкурентам. Однако в начале войны именно Т-26 приняли на себя основной удар, перед ними стояла задача сдержать опасного противника.

Танкисты взвода П.В. Печенина отдыхают между боями. Полуостров Средний. Танки Т-26

К началу Великой Отечественной самым массовым легким танком Красной Армии был Т-26. Боевые машины, поддерживающие пехоту, начале 1930-х были лидером в своем классе, но к концу десятилетия начали быстро устаревать и уступать конкурентам. Однако в начале войны именно Т-26 приняли на себя основной удар, перед ними стояла задача сдержать опасного противника.

Легкий танк Т-70 разработали в ноябре 1941 года, а уже через несколько месяцев, в январе 1942-го, приняли на вооружение. Апогеем службы этих боевых машин стала Курская битва, позже они стали исчезать из частей Красной армии. Серийный выпуск Т-70 прекратили в 1943 году, но некоторые экземпляры использовались до конца войны.

Репродукция рисунка легкого танка Т-70 из собрания музея бронетанковых войск СССР

Легкий танк Т-70 разработали в ноябре 1941 года, а уже через несколько месяцев, в январе 1942-го, приняли на вооружение. Апогеем службы этих боевых машин стала Курская битва, позже они стали исчезать из частей Красной армии. Серийный выпуск Т-70 прекратили в 1943 году, но некоторые экземпляры использовались до конца войны.

Малый плавающий танк Т-40 — единственная советская боевая машина такого класса. Производство Т-40 продолжалось до декабря 1941 года, затем модель заменили на сборочных линиях более мощным и легким Т-60. На базе Т-40 была построена первая самоходная установка класса реактивных систем залпового огня.

Экипаж танка Т-40 в засаде. Западный фронт

Малый плавающий танк Т-40 — единственная советская боевая машина такого класса. Производство Т-40 продолжалось до декабря 1941 года, затем модель заменили на сборочных линиях более мощным и легким Т-60. На базе Т-40 была построена первая самоходная установка класса реактивных систем залпового огня.

Тяжелый танк КВ-85 разработали в 1943-м для борьбы с немецкими "Тиграми", лобовую броню которых на больших и средних дистанциях советское орудие не брало. На новый танк установили 85-миллиметровую пушку Д-5Т, ходовую часть взяли от КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС. Модернизированный "Ворошилов" воевал с переменным успехом: с одной стороны, его пушка не позволяла немецким танкистам чувствовать себя в безопасности, с другой — машине не хватало брони.

Танк КВ-85 - советский тяжелый танк периода Великой Отечественной войны. Архив Центрального музея Вооруженных Сил СССР

Тяжелый танк КВ-85 разработали в 1943-м для борьбы с немецкими "Тиграми", лобовую броню которых на больших и средних дистанциях советское орудие не брало. На новый танк установили 85-миллиметровую пушку Д-5Т, ходовую часть взяли от КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС. Модернизированный "Ворошилов" воевал с переменным успехом: с одной стороны, его пушка не позволяла немецким танкистам чувствовать себя в безопасности, с другой — машине не хватало брони.

Не спешите говорить о том, что КВ не был первым тяжелым советским танком. Мы не зря употребили слово "боевой". Да, как модель, построенная серией, Т-35 реально стал первым советским тяжелым танком. И для парадов подходил вполне. Но его боевая польза оказалась более чем условной. Впрочем, мы об этом уже писали вот здесь: «Рассказы об оружии. Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?»

Так что не сильно преувеличивая, мы считаем, что тяжелый танк КВ стал первой реально боевой машиной РККА в этом классе.

Встретившись в первые же дни войны с советским тяжелым танком КВ, немцы тут же окрестили его "Призраком". Машина, которая могла в одиночку вести бой сразу с несколькими противниками. Машина, броню которой не брали противотанковые пушки. Достойнейший противник для любой бронетехники немцев. Да и вообще, для любой бронетехники того времени.

Сегодня существует множество материалов об этом семействе танков. На любой вкус. От разгромной критики до обожествления. Соответственно, у любителей бронетехники военного периода уже сложилось совершенно противоположное мнение об этом великолепном или отвратительном танке.

Однако все сходятся во мнении, что первый период войны это действительно был самый сильный танк. И именно он во многом вынес тяготы самого сложного временного отрезка Великой Отечественной.

Примеров удачных и показательных действий экипажей КВ предостаточно. От действий экипажа Колобанова под Ленинградом до экипажа Коновалова под Воронежем.

Рассказы об оружии. КВ: первый тяжёлый советский танк

И сами немцы отдавали дань уважения боевой машине, потому как, если что-то и могли противопоставить, то весьма и весьма немногое.



Но общая картина впечатляет. И вот теперь стоит посмотреть, откуда появился КВ. Мы привыкли рассматривать боевые машины из нашего сегодня, современными глазами и мозгами. А между тем до начала Второй мировой войны никто понятия не имел, какими характеристиками должен обладать тяжелый танк. Даже об эффективности той или иной конструкции можно было только догадываться.

Уже упомянутый нами танк прорыва Т-35.


Несмотря на то, что этот пятибашенный гигант был запущен в серию, участие в боевых действиях он принимал весьма условное, о чем мы в свое время рассказывали. Парадный танк, быстро исчезнувший в первый период войны, потому что не был доведен до ума, то есть абсолютно не отвечавший самим требованиям той войны.

Лишь во второй половине 30-х годов в СССР наконец-то было выработано хоть какое-то понимание самой концепции танка прорыва. Именно тогда появляется знаменитый "С. М. Киров". Тот самый опытный СМК с двумя башнями, который и стал основой для разработки "Клима Ворошилова".


Тяжелые танки должны не только обладать мощным вооружением с пушками калибра 76 мм и 45 мм, но броней не менее 75 мм по бортам, которая бы обеспечивала защиту не только от 47-мм пушки на всех дистанциях, но и от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 метров.

Сам танк КВ появился именно как уменьшенная копия СМК. Конструкторы, убрав вторую башню, уменьшили длину машины. И достаточно сильно. На два катка. Интересно то, что вообще сама концепция этого танка не рассматривалась руководством как перспективная.

Но был один человек, который верил в концепцию однобашенного танка прорыва. Это начальник АБТУ РККА комкор Павлов.


Именно по его настоянию на разработку такой машины были направлены выпускники ВАММ им. Сталина, которые прибыли на Кировский завод для выполнения дипломного проекта. Кстати, это и объясняет появление в числе руководителей проекта А. С. Ермолаева.


Афанасий Семенович Ермолаев был именно руководителем дипломного проекта этой группы выпускников. Хотя, по нашему мнению, незаслуженно не упоминается ещё один из руководителей – Леонид Егорович Сычев.


Руководство проектом создания танка Сычев и Ермолаев осуществляли вместе.

Танк получился. Ведущий конструктор Ермолаев представил машину в августе 1939 года под индексом О-У. Прототип О-У действительно имел две пушки: 76-мм (Л-11) и 45-мм. Кроме этого, на танк было установлено три пулемета – один ДК и два ДТ. Кроме вооружения, машина получила дизельный двигатель, торсионную подвеску и такую броню, которую действительно не пробивали бронебойные снаряды того времени.


Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Леонидович Духов.


На заводских испытаниях машина показала себя достаточно хорошо, хотя и были обнаружены многочисленные недоделки. Существует письмо военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливоды на имя наркома Госконтроля Л. Мехлиса, в котором прямо говорится о необходимости срочной доработки этой машины для принятия её хотя бы как учебной.

В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. Именно КВ, а не КВ-1, как ошибочно утверждается в некоторых изданиях. Единица, как это ни парадоксально звучит, появилась позже двойки.

29 ноября 1939 года, за один день до начала советско-финской войны, в 20-ю танковую бригаду (танки Т-28) для военных испытаний передали сразу три перспективных машины — СМК, Т-100 и КВ.

Первый свой бой КВ провел 17 декабря 1939 года при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Машина показала себя вполне достойно. Как, впрочем, и другие. Правда, СМК подорвался на фугасе на третий день испытаний и больше не использовался.

Однако военным не понравилась маломощная пушка. Л-11 просто не справлялась с укреплениями финнов. Вот тогда-то и появилась идея установить на шасси КВ 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2. А первый вариант машины стали именовать КВ-1.







Кстати, на вооружение КВ был принят уже через день после первого боя. 19 декабря 1939 года.

Это послужило одной из причин отказа от СМК и Т-100. Эти машины при одинаковой мощности вооружения (мощнее, чем у КВ) были менее бронированы, сложнее в производстве и тяжелее КВ. Хотя споров такое решение вызвало много.

Сегодня можно много говорить о потерях в первые месяцы войны. Даже не столько о потерях, сколько о том, что множество машин просто брошено экипажами из-за неисправностей и недостатка горючего. Но давайте посмотрим на тех, кто воевал в 1941-м на КВ.

Экипажи тяжелых танков в подавляющем большинстве до первого боя имели практически никакую подготовку. Механики-водители, по официальным данным, имели 3-5 часов вождения! Даже такая мелочь, как наставление по эксплуатации КВ, была дефицитом. Одно на батальон!

Немцы тоже прилежные ученики. Через полгода после начала войны немецкие танки получили 50-мм и 75-мм пушки, а в конце 1942 года на фронте появился «Тигр» (Pz-VI). «Тигры» поражали КВ на дальности в 1,5-2 км, тогда как 76-мм пушка КВ могла подбить немецкую машину всего лишь с 500 метров.

Тогда же у немцев появились и "Panzerjägerkanone" вместо "Panzerabwehrkanone". Пушка охотников на танки вместо противотанковой пушки Pak-40.

75-мм пушка, поставленная на шасси, практически полностью ликвидировала превосходство КВ и Т-34 в броне. Любое попадание из этого орудия считалось фатальным. Тогда как 50-мм подкалиберные снаряды имели всего 50% фатальных попаданий. Так, в принципе неплохой танк КВ стал ненужным для армии.

Но отказываться от тяжелых танков в РККА не думали. Началось традиционное противостояние брони и снаряда. Конструкторы начали утяжелять машины более мощной броней. Тяжелые танки периода 1940-41 годов были действительно тяжелыми. Достаточно сказать, что самый легкий такой прототип весил 60 тонн!

Да и вооружение таких машин внушало уважение. Не менее 100 мм! Примером такого монстра может служить прототип КВ-7. Он более известен специалистам под другим именем — КВ-220. Классический штурмовой танк в понимании того времени. Вооруженный тремя (!) пушками. Основное орудие 76-мм и два 45-мм орудия.

Такая "артиллерия" сыграла с танком злую шутку. Стрелял он не туда, куда наводил наводчик, а туда, куда хотелось самому танку. Даже Ворошилов после испытаний этого прототипа выразился очень образно: "До сегодняшнего дня я считал артиллерию точной наукой".

Ещё один интересный прототип — танк со спаркой 76-мм пушек. Представляете себе эту машину?

Были прототипы с пушкой-гаубицей (КВ-9). Был даже прототип с ракетным вооружением — КВ-1 КРАСТ. Обозначение "короткая ракетно-артиллерийская система танковая" как раз и имел такой танк.




Все то, о чем говорилось выше, — достаточно сложное решение. А в условиях войны решения должны быть легкими, дешевыми и технологичными. Самым простым из таких решений выглядело простое увеличение бронирования на уже существующих машинах. Причем это касалось не только КВ, но и Т-34 и Т-28.

Эти прототипы имели индекс "Э". Дополнительные маски назывались экранами. Отсюда Э — экранированный. Простое решение не всегда хорошее. Машины были рассчитаны на определенный вес и, соответственно, утяжеление приводило к существенному ухудшению динамических качеств танков.

В случае же с КВ это вообще выглядело глупо. Дело в том, что уже в 1941 году пришло понимание того, что машина бронирована излишне. Стремление сделать крепость на гусеницах привело к совсем не нужным миллиметрам брони на бортах и корме. Большинство попаданий было в лоб.

Решение подсказали сами военные. Из частей и соединений часто поступали жалобы на низкую маневренность и скорость наших тяжелых танков. Командиры связывали большие потери и с этой особенностью "крепостей". Конструкторы получили задание увеличить скорость танка.

Решение проблемы было найдено в КБ Челябинского тракторного завода. Проанализировав потери танков в боях, на ЧТЗ пришли к тому же выводу, который озвучили мы выше. И уже в мае 1942 года предложили новый танк — КВ-1С.






Откуда появилась расшифровка "С" как специальный или скоростной, мы не знаем. Официально же эта машина называлась танк КВ-1 скороходный. Скороходность была действительно существенно увеличена. До 43 км/ч. За счет чего? За счет бронирования.

К июлю 1942 года появился именно этот модернизированный вариант первой серии танка. Броню по бортам уменьшили до 60 мм. Стало применяться броневое литье, которое также снизило вес. Была изменена конструкция башни в сторону уменьшения толщины. При этом на ней появилась командирская башенка.

На КВ-1С устанавливалась новая коробка переключения передач, бортовые редукторы, новый главный фрикцион, новая система охлаждения. Для шасси так же использованы другие материалы. Машина получила облегченные катки, облегченные гусеницы, облегченный ленивец.

С этой машиной случился казус. Танк КВ-1С был принят на вооружение больше чем за неделю до окончания государственных испытаний, 20 августа 1942 года. А испытывали машину до 26 августа 1942 года. Таким образом, в серию машина пошла ещё до принятия на вооружение.

Вроде бы все требования были учтены, но… Но получилось так, что КВ-1С «не зашел». Все было хорошо, но в 1943 году пошли в танковые войска вермахта «Тигры» и «Пантеры», орудия которых вполне нормально справлялись с броней КВ, а вот ответить взаимностью наш танк мог с большим трудом. 76-мм орудие явно требовало замены. К тому же усиление бронирования классических Pz-IV в целом полностью свело на нет все работы по КВ.

В первую очередь требовалось более мощное орудие. Например, 85-мм орудие Д-5.

Орудие и даже башня уже были готовы. Правда, предназначены они были для нового танка — "Иосиф Сталин". Брать чужую башню было достаточно сложно. Дело в том, что башня для ИСа делалась в Челябинске, а шасси КВ производили в Ленинграде. Поэтому на Кировском заводе создали собственную модель башни.

В конечном счете на КВ-85 пошла все-таки башня от ИСа, но один-единственный экземпляр «оригинального» КВ-85 сохранился до нашего времени и стоит в качестве памятника на проспекте Стачек в Санкт-Петербурге. Это как раз тот самый прототип с собственной (Ленинград) башней.


А вот КВ-85 с башней от ИС, увы, время не пощадило, и их можно видеть только на фотографиях военной поры.

Машина, которую можно увидеть, пощупать и осмотреть, та, что вы видите на наших фото, это ещё одна модификация КВ. Точнее, КВ-8.


Наш советский огнеметный танк, который сеял панику среди немецких солдат и офицеров. "Горело всё!" — это о нем. Таких машин вместе с КВ-8С было выпущено всего 139 единиц. Мало? Сложно сказать, тут дело в специфике применения.

На первый взгляд машина почти не отличается от обычной. Пушка, спаренный пулемет, обычное шасси. На самом деле здесь действует принцип "не верь глазам своим".


Пушка приличного, вроде бы обычного для тяжелого танка, калибра — не более чем имитация. На самом деле это 45-мм орудие в маскировочном кожухе. Да и пулемета на привычном месте нет! Там находится огнемет АТО-41 "Змей Горыныч". АТО — автоматический танковый огнемет.


Эффективность на дальности до 130 метров — ничего живого не оставалось! Немцы, увидев КВ-8 или Т-34 с АТО, просто бежали с позиций. Другой вопрос, что идентифицировать огнеметный танк было непросто.

Вообще-то, «Змей Горыныч» — так прозвали именно танк Т-34 с АТО. Уже потом название распространилось и на КВ, да и на сам огнемет.

А выпускалось это чудо техники (на тот момент больше никто в мире такого вооружения не производил) в поселке Карабалых Кустанайской области. В обычном зерносовхозе. Вот такие чудеса бывают.

А закончим мы наш рассказ о том, почему танк КВ вечен. Именно так — вечен! Вечность — это непродолжительность жизни отдельного экземпляра или индивида. Вечность – это продолжение в потомках!

Потомок того, кто погибал в первые месяцы войны, того, кто горел, защищая отступающие войска, стал самым грозным, самым сильным танком Второй мировой войны! Да, семейство тяжелых ИС — прямые потомки неуклюжих, слабовооруженных, со множеством недоделок и конструкторских ошибок КВ.

КВ просто поменял фамилию. КВ-13, он же объект 233, средний танк тяжелого бронирования, созданный на ЧТЗ в 1942 году, стал танком ИС-1. А вот КВ-9 со 122-мм танковой гаубицей У-11, объект 234, стал ИС-2.

Создание новой техники, особенно военной техники, всегда связано с множеством проблем, которые выявляются уже в процессе опытного производства. Но больше всего проблем выявляется все-таки в бою. Особенно это касается совершенно новых разработок.


"Клим Ворошилов" был первым советским тяжелым танком, Т-35 вообще сложно рассматривать как боевую машину. Так что КВ и его дальнейшее развитие вполне можно считать машиной, которая оказала влияние не только на отечественное танкостроение, но и на западные школы конструкторов. Так что в любом современном танке есть его пусть маленькая, но частичка.

Читайте также: