Создаем конструктор литосферных плит 5 класс география сделано своими руками

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

План – конспект урока по теме «Вулканы Земли»

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум

Оборудование: учебник §7 , рабочая тетрадь, картосхема литосферных плит рис.13, контурные карты и магниты, персональный компьютер , CD-диски, мультимедийный проектор, Интернет – сайты.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

Закутанные в облака.

2. В огне горы родился –

С огнем разлучился

И в небе пропал.

3. Жевать – не жую

А все поедаю, сжигаю.

4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова- отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)

Отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему урока.

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

- Какие географические объекты вы узнали в видеофильме?

- Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте?

Продолжая беседу, ответим на вопросы перед параграфом (стр. 35 учебника):

1. Что вам известно о вулканах?

2. Опишите, как вы представляете извержение вулкана.

3. О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете?

4. Можете ли вы объяснить причину извержения вулканов?

5. Каких знаний нам не хватает для ответа на последний вопрос?

Какую цель мы можем поставить себе на этот урок?

После просмотра отвечают на поставленные вопросы и указывают объекты «вулканы», возможно, назовут «гейзеры». Называют явление «извержение вулканов».

Делятся своими познаниями. - Вспоминают и дают ответы на вопросы

Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы

Учащиеся пытаются сформулировать цель урока

Проявляют интерес к изучаемой теме

предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо

добыть на уроке

Научится различать вулканы Земли и объяснять причины извержений в различных уголках планеты

Формулирование задач урока

1. Чтобы найти причину явления необходимо подвергнуть объект (явление) анализу.

Это означает: нам надо изучаемый объект расчленить на составные части. Из чего состоит явление «извержение вулкана»?

- Где зарождается процесс извержения?

Это означает: что нам надо ответить на вопрос: К ак устроен вулкан? Т.е. изучить его ….

Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы …

2. Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления.

Нам надо ответить на вопросы: В каких уголках планеты проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения?

Итак, какая вторая задача встает перед нами?

3. Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения. Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу: Почему происходят извержения вулканов? Можно смоделировать процесс извержения? Если да, то как?

Третья задача, которая позволит нам достигнуть поставленную цель, заключается в следующем.

- А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

- 1 часть - вулкан, 2 часть - процесс извержения, 3 часть – причина процесса

Возможные ответы школьников:

1.Что такое вулканизм, как он проявляется на земной поверхности?

2.Почему и как происходят извержения вулканов?

3.Какие вулканы называются действующими, а какие - потухшими?

4.Где в мире и в России располагается большинство вулканов?

5.Почему гейзеры относятся к вулканическим проявлениям?

6. В каких районах Земли расположены наиболее известные гейзеры?

Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана

Формулируют 2 задачу: Определить места размещения вулканов

Формулируют 3 задачу: Смоделировать процесс извержения вулканов

2.Процессуально - содержательный этап урока

Изучение нового материала

1. Образование и строение вулканов

1. -Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»?

Этимология слова вулкан. Познакомьтесь с легендой происхождения слова «вулкан» т ответьте на вопрос:

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»?

2. -Для того чтобы дать определение понятию вулкан нам необходимо установить как он устроен и как действует?

По рис. 17 стр. 35 учебника составьте рассказ строение вулкана.

«Перед началом извержения вулкана в земной коре образуются трещины. По трещинам через кратер вулкана вверх по жерлу устремляется огненно-жидкий расплав веществ глубинных слоев, который называется - магма

Излившись на поверхность Земли, она превращается в плотную горную породу - лаву. Постепенно слои накапливаются, и конус вулкана наращивается.»

4. (Работа с моделью вулкана). - Назовите основные части вулканов?- Вулканы – это географический объект, географический процесс или географическое явление?

5. - Обобщая проделанную ранее работу, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не обычная гора?

- Продолжите начало определения – вулкан – это гора….

Сверьте свое определение с определением, которое дано в учебнике в словаре терминов (стр. 153).

- От чего зависит форма вулкана?

Используя полученные сведения о формах вулканов, давайте заполним пустые строчки таблицы

«Формы вулканов»

Форма вулкана

Отличительная черта

Местоположение

Лава густая, вязкая, быстро остывает вместе с пеплом, образует высокую гору

Лава жидкая растекается по склону, медленно остывает - пологие склоны

Исландия, Гавайские острова

Завершают рисунок «Строения вулкана», обозначая части вулкана. (Один учащийся работает у доски, другие - в рабочем листе задание №1).

Смысловое чтение 2 абзаца статьи с. 35-36 учебника и вставляют пропущенные слова в рассказ задания №2 рабочего листа

Создание модели движения литосферных плит с целью дальнейшего использования на уроках географии.

ВложениеРазмер
model_-lit.plity_.docx 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Создание модели «движение литосферных плит».

обучающийся 5 класса МБОУ Кузинская ООШ

Бурдакова Елена Михайловна,

Учитель географии МБОУ Кузинская ООШ

Обучающиеся ОУ (5-6кл.)

Сделать модель с целью дальнейшего использования на уроках географии.

1) узнать время возникновения и образования континентов и океанов;

2) реконструировать движение литосферных плит

Краткосрочный (2 недели)

Поэтапный план работы над проектом

1. Подготовка: определение темы и целей проекта.

а) определение источников необходимой информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов.

а) сбор и уточнение информации (литература по геологии, ресурсы Интернет);

б) выявление и обсуждение с руководителем альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

в) выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение исследовательских задач.

а) анализ собранной информации;

б) формулирование выводов.

5. Защита проекта: устный отчет с демонстрацией модели.

Данную модель можно использовать на уроках географии при изучении темы «Литосфера».

1этап. Подготовка к проектной работе.

Я выяснил, что нарушения в земной коре происходят из-за движения литосферных плит. Большинство действующих вулканов расположено на границах литосферных плит, там же происходят и сильные землетрясения.

Я создам упрощённую модель разломов и буду «двигать» литосферные плиты.

2 этап. Необходимые материалы.

Для модели потребуется картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски и клей.

3 этап. Создание модели.

1). С помощью копировальной бумаги я перенёс на два листа картона упрощённую схему литосферных плит. Один лист картона разрезал по линии разломов, ограничивающих литосферные плиты. Из второго листа картона вырезал изображения материков и крупных островов.

2). Наклеил детали, изображающие материки и крупные острова, на соответствующие детали, изображающие литосферные плиты. Раскрасил океаны и моря синей краской. Красной линией показал положение Тихоокеанского огненного кольца – полосы действующих вулканов.

3). Значками обозначил положение действующих вулканов, которые упоминаются в тексте параграфа и которые показаны на снимках.

4). Клей и краска высохли. Можно сложить схему.

4 этап. Реконструкция модели готова.

Данную модель можно использовать на уроках географии при изучении темы «Литосфера».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 6 класс.Тема: Движение литосферных плит. Землетрясения.

Предмет: география Название учебно-методического комплекса:Линия учебно-методических комплексов по географии для 6-9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева Класс: 6 класс Тема: Дви.

Урок 6 класс. Презентация. Движение литосферных плит. Землетрясения.

Урок 6класс. Презентация.

Тектоника литосферных плит

Тектоника литосферных плит и происхождение Земли.


земная кора и литосферные плиты

архив содержит план-конспект урока по географии для 5 класса, а также презентацию к нему.


Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений.


Движение литосферных плит

Тестовые задания для учащихся 7 класса в формате ВПР при изучении темы "Литосфера и рельеф Земли".

Практическая работа № 1 Составление календаря природы.

Наблюдение за природой.

Задание: Наблюдайте каждый день за изменениями в природе, наблюдения оформите в виде календаря. (Оформление наблюдений может быть в виде предложенной таблицы или своим.) Соответствуют ли описания изменений в природе народов ханты, манси, русского народа лично вашим наблюдениям?

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

Месяц листопада», «месяц щекура», «месяц опадания листвы» .

– «Месяц замерзания малых рек». Зимний новый год начинался с октября — поры «большой осени» или «малой зимы»

«Месяц ледостава», «месяц застывания Оби», «месяц потери рогов оленями» . Большая зима начинается в ноябре, именуемом на Средней Оби «плечом осени», «месяцем большого жертвоприношения», «месяцем толстого снега» ,

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В сентябре проходит нерест белой рыбы, после чего она скатывается в низовья Оби . Месяц облетающих листьев - им завершается летнее полугодие. Оленеводы собирают домашних олений в стадо, у охотников начинается гон лосей и охота на тетерева.

Замерзают небольшие речушки, идет последний промысел рыбы гымгами (мордушками). Охотники отправляются на первую зимнюю охоту.

. В календарях охотников ноябрь называется «беличьим месяцем» и означает начало долгого осенне-зимнего промысла. Ханты переезжают в зимние, утепленные чумы и начинается долгое противоборство человека с холодом и темнотой.

4 У русского народа приметы

Сентябрь- новосел осени, «руен» - за желтый цвет, ревун- за непогодь, дожди-водолеи, хмурень- и дни короткие и ненастье часто, листопадник, вечер года

Октябрь-листопад, паздерник, грудень, свадебник, зазимье, предзимье: землицу прикроет где листком, где снежком, грязник – «ни колеса, ни полоза не любит», листобой, корень осени, кисельник, хлебник – убирают последние плоды, капустник – убирают, квасят капусту.

Ноябрь- грудень- «мерзкая кочковатая земля», полузимник, ворота зимы, листопад, «сентябрев внук, октябрев сын, декабрев брат, зиме родной батюшка», сумерки года, ледовый кузнец, снеговей, листогной, лета обидчик, бездорожник.

5 Температура воздуха и осадки ( наблюдаем в одно время). Величина светового дня.

7 Изменения с растениями

8 Изменения в поведении животных,птиц, насекомых

9 Стихи, загадки о месяце

10 Свой рисунок или фотография

По образцу можно продолжить наблюдение за природой и в другие месяцы года. Дополнительная информация дана в сводной таблице.

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц длинных ночей», «месяц коротких дней», «месяц большой темноты», или «холодный месяц

«Месяц середины года», «месяц умирания Оби», «топорище ломающий месяц», у северных манси - «месяц тридцати топорищ» .

– «Месяц ленивого орла», «плута-орла месяц», «ленивый орел: один день летает, другой день - нет», «то тепло, то холодно: один день длинный, другой короткий» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В декабре женщины обычно откладывают в сторону привычное шитье, и занимаются почти исключительно приготовлением пищи и поддержанием тепла, а мужчины охотятся. Раз в несколько лет к декабрю добавлялся 13-й месяц «сверххолодный» .

В это время черпают у ключей задыхающуюся от замора рыбу, неподалеку от дома ловят слопцами и петлями зайцев и тетеревов. Взрослые промысловики выходят на охоту по особому поводу — «шевелить» медведя в берлоге. Январь - это нижняя точка зимы, время затишья хозяйственной активности. Замиранию природы противопоставляется оживление общения между людьми: проходят гостевания, сопровождающиеся договорами о последующей совместной деятельности, взаимным одариванием - отдариванием (поездка в гости называется у ханты «к подарку ехать»).

В названиях февраля обычно упоминается орел, по распространенному хантыйскому преданию: орел сватался к Матери-Огню - Солнцу, и хотя их браку не суждено было свершиться, он каждый год предвещает пробуждение Солнца и тем самым спасает людей от гибели.

4 У русского народа приметы

Декабрь-студень, хмурень- чистое небо показывается изредка, глухозимье

Январь-батюшка ( звали январь Васильевичем, т.к. 1 января был Васильев день), просинец: в стужу до дна мелкие речки промерзают, вода просочившаяся на поверхность льда, делает его синим

Февраль-снежень – за снега глубокие, сечень – за то, что зиму «сечет пополам», бокогрей- пусть холодно, да все ж одному бочку потеплей, межень- граница зимы и весны, лютень – морозы сильны, вьюговей – «у февраля два друга: метель да вьюга»

1 Название месяцев

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц малого наста» .

«Месяц ледохода», «месяц прилета уток», «месяц нереста рыбы», «месяц рождения оленят», «месяц нереста рыбы» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В это время природа «отдыхает», копит силы для весеннего пробуждения и летнего цветения. Это один из самых напряженных месяцев в годовом хозяйственном цикле ханты. С наступлением весеннего равноденствия завершалось зимнее полугодие, оканчивался сезон охоты на пушного зверя, ханты переезжали из зимних поселений в весенне-осенние стойбища. Возвратившись к зимникам, охотники становились рыболовами — использовали последнюю перед ледоходом возможность завести невод или «почерпать» рыбу у ключей

Толстая заледенелая корка на оседающем глубоком снегу оказывает немало хлопот для оленеводов. Олени остерегаются идти по насту, так как острые края льда режут ноги. «Месяц Вороны» - ворона почиталась как вестник весны. По примете, если ворона садилась на низкое дерево – ожидалась короткая весна, если на высокое – затяжная. В это время начинается охота на лосей.

С мая обские угры «сетковали» по озерам и старицам. В конце месяца - проходила охота перевесами на уток. Это время согревания земли, из-за распутицы прекращаются дальние поездки, все готовятся к половодью.

4 У русского народа приметы

Март – позимье, «сверху печет, снизу студит», «март – февралю – бокогрею младший брат», протальник, утро года.

Апрель- цветень – распускаются первоцветы, березозол, снегогон, пролетень, «красная горка» - Солнце с апрельской горки в лето катится, водолей.

Май- травень – трава буйно идет в рост

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц зеленой листвы», «месяц высокой воды» .

«Месяц вонзевой рыбы», «месяц заливных озер», «месяц спадающей воды», «месяц линьки птиц» .

«Месяц пойменных озер», «месяц сбора ягод», «месяц середины лета» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

Обильное появление зеленой травы, листьев на деревьях, а так же комаров и другого гнуса. Это время подготовки к рыбной ловле, изготовление лодок, заготовки бересты (из которой изготовлялось множество бытовых предметов).

Это время «умиротворенности», отсутствие противоборства человека с природными стихиями. Пик летнего года связан с периодом хозяйственной активности: ремонт чумов , построек, инвентаря охотничьего и рыболовного и т.д. И, конечно же, заготовка рыбы на долгую зиму.

Оленеводы ухаживают за стадом: ровняют рога, удаляют наросты на копытах, часть стада забивается и т.д. Проводится ритуал, посвященный переходу жизни на «темную сторону», с августа начинается отсчет угасания солнца. Собирается ягода: смородина, черника, брусника, морошка.

4 У русского народа приметы

Июнь-червень, разноцвет – за буйство цветов

Июль –страдник, сенокос, макушка лета, краснолетье, экватор года, сенозарник, грозник, грозовик, зенит лета. Ягодник

Август- жнивень, разносол, собериха, припасиха, серпень-разгар жатвы: «серпы греют, вода холодит», зарев, зорник – яркие, холодные зори, зарник – сияние зарниц, межняк, «густарь» - работы густо: и косить . и пахать, и сеять, закат лета

П.р. 2 Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом .

Продолжить работу нужно дома, используя план работы, данный в параграфе 2 на стр.12-13.Результаты записать в Дневник

Практическая работа№ 3 Создание конструктора литосферных плит. Модель вулкана.

-Используя карту литосферных плит, попробуйте переместить их в направлении, указанном стрелками.

-Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит в разном направлении?

- В каких участках Вы наблюдали «нахлест», «надвиг» плит друг на друга?

- Как вы думаете, к чему это может привести в реальной ситуации?

- Куда она в последующем будет устремляться? Чем будет сопровождаться?

- Как называется этот процесс?

Сделайте вывод. В чем причина вулканизма?

Делаем и Моделирование вулкана из пластилина.

1 Приготовить картон и пластилин.

2Намочить руки водой.

3 Размять кусочек черного пластилина и положить на середину картона.

4 Пальцами размазать края пластилина по картону.

5 На вершине сделать углубление- кратер

6 Внутрь кратера положить кусочек красного пластилина, а так же размазать его по краям вулкана сверху вниз.

Практическая .работа №.4 Горные породы, слагающие земную кору

Описать по плану горные породы

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

. Практическая работа№ 5 Описание географического положения горы по плану

Определение по карте географического положения гор и равнин. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

План описания гор:

1. На каком материке и в какой его части находятся горы;

2. Общее направление горной системы и её протяжённость;

3. Между какими географическим объектами(равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта);

4. Вид гор по абсолютной высоте;

5. Крупнейшая вершина и её географические координаты

Практическая работа № 6 Составление прогноза погоды по народным приметам.
Народные приметы позволяют предвидеть погоду для сравнительно небольшого района и на срок обычно не более суток. Чтобы прогноз был реальным, его надо делать по многим природным явлениям, по их комплексам, а не по отдельным двум-трем приметам.

Работу начинаем на уроке и заканчивают ребята ее дома.

Задание 1 Используя народные приметы, сделайте краткосрочный прогноз погоды для Нижневартовска на следующий день. Запишите его . Описание представьте в виде последовательного рассказа, при этом выскажите личные мнения, суждения, обязательно сделайте вывод.

К хорошей погоде:

1 В сплошных облаках появляются просветы.

2 Золотистая или светло-розовая заря при восходе и заходе солнца.

3 Дым вертикально поднимается вверх.

4 Ночью выпадает сильная роса или садится иней.

5 Звезды слабо мерцают зеленоватым цветом.
6 Подняты вверх ветки ели, можжевельника и другие приметы.

К плохой погоде :

1 Утренняя заря ярко-красная, вечерняя - багрового цвета (к ветру).

2 Ветер к вечеру усиливается,

3 Наблюдаются большие круги вокруг солнца или луны.

4 Днем небо и без облаков кажется белесым, мутным.

5 Солнце садится в тучу.

6 Воробьи сидят нахохлившиеся.

7 Облака идут против ветра - к снегу.

8 Сильно мерцают звезды (красноватым или ярко-синим светом). и другие приметы

Задание 2 Используя рубрику " Школа географа- следопыта" ,стр. 80-82,узнайте в Интернете, какая была погода в Нижневартовске 18 и 19 августа, 14 и 23 сентября, 8 и 14 октября. По народным приметам составить долгосрочный прогноз погоды на зиму и записать его в своем Дневнике географа -следопыта. Таблица на стр. 81-82.сравните прогноз, составленный по народным приметам, с фактической погодой. Сделайте вывод о том, насколько оправдался составленный вами прогноз.

Задание 3 Используя рубрику " Школа географа- следопыта" делаем своими руками метеорологические приборы- флюгер, дождемер, термометр. Планы на стр.73- 75

Практическая работа № 7 Описание реки по плану.

. Дайте с помощью разных источников информации описание рек Волги и Терека

Урок географии в 5 классе по ФГОС по теме «Вулканы Земли».

Цель: создать условия и вывести учащихся на понимание причинно-следственных связей в процессе вулканизма.

  • добывать знания из различных источников информации;

определять последовательность процесса вулканизма;

создать модель литосферных плит через 250 млн.лет;

определить меры по охране природы полуострова Камчатка; уметь

знать и уметь находить на карте следующие географические объекты: вулканы: Ключевская Сопка, Килиманджаро, Везувий, Мауна-Лоа, Льюльяйльяко, Эверест, Котопахи, Этна, Орисаба, Кракатау; места расположения гейзеров: Гавайские острова, Исландия, Новая Зеландия, полуострова Камчатка, горы Кордильеры.

Практическая работа: опыт: «Извергающийся вулкан»,«Создание конструкторов литосферных плит»

Оборудование:учебник «География. Начальный курс. 5 класс. Летягин А.А.», рабочая тетрадь, компьютер, проектор, интерактивная доска, видеофрагменты, цветная вкладка рабочей тетради («Конструктор литосферных плит») картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»,оборудование для проведения опыта: поднос, песок,средство для мытья посуды,сода стакан.

1.Организационно-мотивационный этап урока.

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Деятельностный компонент урока(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Определение темы урока

На интерактивной доске представлены несколько слайдов с изображениями вулкана (извергающихся и находящихся в покое)и видеоролик, демонстрирующий извержение вулкана.

Учитель: посмотрите на изображения на доске. Как вы думаете, что показано на слайдах? О чем видеоролик? Опираясь на представленные изображения, попробуйте догадаться что в них общего? О чем сегодня мы будем говорить? Определите тему урока.

Находят общее- это изображение вулканов. С помощью рисунков и видеоролика определяют тему урока- «Вулканы Земли».

Определяют тему урока

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки.

Формулирование задач урока

1. Посмотрите видеофрагмент о Кроноцком заповеднике и ответьте на вопросы.

- Какие географические объекты вы узнали в видеосюжете?

-Какие географические процессы и явления вы могли наблюдать в данном видеофрагменте?

2. Откройте учебник на стр. 35 и ответьте на вопросы в начале параграфа.

- Что вам известно о вулканах?

- Опишите, как вы представляете извержение вулкана.

-О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете?

3. Можете ли вы объяснить причину извержения вулканов? Какова цель нашей работы на уроке?

Анализ изучаемого объекта/ явления (разложение на составные части).

1. Образование и строение вулкана.

-Где зарождается процесс извержения?

- Как устроен вулкан?

Таким образом наша первая задача состоит в том, чтобы.

- В каких уголках планеты проявляется вулканизм?

-Как часто происходят извержения вулканов?вторая задача состоит в том, чтобы.

3. Причины извержений вулканов.

-Почему происходят извержения вулканов?

- Можно ли смоделировать процесс извержения? Если да, то как?

Третья задача, которая позволит нам достичь поставленной цели, заключается в следующем.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

Отвечают на вопросы.

Указывают следующие географические объекты: вулканы, гейзеры.

Называют географическое явление- «извержение вулканов» и географический процесс- «вулканизм».

2. Отвечают на вопросы. Фиксируют ответы в оценочном листе.

3. Высказывают свои предположения, но им не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке. Определяют цель своей работы на уроке: изучить строение вулкана и научиться определять причины извержения вулканов.

Формулируют первую задачу: изучить внутреннее строение вулкана.

2. Определяют вторую задачу: определить места размещения вулканов.

3. Формулируют третью задачу: смоделировать процесс извержения вулканов.

Возможные вопросы учащихся.

1)Что такое вулканизм?Каковы его проявления?

2)Как и почему происходят извержения вулканов?

3) по каким признакам группируют вулканы?

4) В каких районах Земли наибольшее число вулканов? Какие вулканы находятся в России?

5) Почему гейзеры относятся к вулканическим проявлениям?

6) В каких районах Земли расположены наиболее известные гейзеры?

Формулируют цель своей деятельности

Образование и строение вулкана

1. Как вы думаете, откуда произошло слово «Вулкан»? Какие ассоциации у вас вызывает слово «Вулкан»?

2. Опираясь на рис.17 учебника (стр.35), составьте устно рассказ о строении вулкана.

3. Работа с моделью вулкана. Демонстрация модели «Извержение вулкана». (Демонстрирует учитель с двумя учащимися).Не забываем о технике безопасности.

Подготовка модели (Материалы: поднос,влажный песок, стакан пластиковый или крышка от банки с разбрызгивателем).

Вот вулкан, который начнет извержение, когда вам будет угодно.

1. Слепи на подносе из влажной земли (песка)горку.

2.Вверху горы сделай отверстие и поставь туда крышку от банки с разбрызгивателем.

3.Налей в крышку примерно четверть стакана теплой воды. Теперь смешай одну чайную ложку питьевой соды и несколько капель жидкости для мытья посуды. Влей туда же четверть стакана уксуса и наблюдай за извержением нашего вулкана.

Вулканы- это географический объект, географический процесс или географическое явление?

5. Опираясь на рисунки учебника, предположите, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не возвышенность.

6.Составьте свое определение понятия «Вулкан». Сравните его с определением, которое дано в учебнике в словаре терминов (стр. 153)

7. От чего зависит форма вулкана? Используя полученные сведения из видеофрагментов о формах вулканов и предложенных характеристик, заполните таблицу «Формы вулканов» (Приложение . Подсказки)

Что мы сделали для того, чтобы определить строение вулкана и особенности его образования?

Высказывают свои предположения.

Составляют рассказ по картинке

наблюдают за проведением опыта, фиксируют его результаты и отвечают на вопрос

Рисуют схему, показывающую строение вулкана, создают иллюстрированный рассказ об образовании и «жизни вулкана».(см. Приложение 5.)

5.Высказывают свое мнение.

6.Работают над определением понятия «вулкан»: составляют собственное, сравнивают его с определением в словаре, находят ошибки и недочеты в формулировке и устраняют их.

7. предполагают, что форма вулкана зависит от температуры и свойства извергающейся лавы.

Называют свои действия:посмотрели видеоролики, изучили рисунки в учебнике, провели опыт, познакомились с определением понятия «Вулкан».

Анализируя новое понятие, используют знания, усвоенные из курсов истории и литературы

добавление уксуса в питьевую соду вызывает выделение углекислого газа, что заставляет «лаву» (жидкость для мытья посуды) изливаться через кратер. Это напоминает процессы в земной коре, из-за которых происходят извержения настоящих вулканов.

Анализируют ход своей работы на уроке.

1. Используя материал учебника (Стр. 36-37, «Вулканы мира»), определите. Какие вулканы называют действующими, какие уснувшими а какие потухшими.

2. Найдите в таблице «Типы вулканов по степени вулканической активности» (Приложение 1) ошибки и справьте их.

3. Посмотрите на картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях.

4.Есть ли вулканы на территории нашего региона ,республики?

5. Откройте карту «Вулканы и землетрясения» (стр. 12-13 атласа ).

-Как показаны вулканы на карте?

- Найдите на карте и назовите действующие вулканы. Как вы это определили?

6. На контурной карте красными и черными звездочками отмечены вулканы. В условных обозначениях даны цифры и подписаны названия вулканов. На контурную карту нанесите в место расположения вулкана соответствующую цифру. Для работы используйте атлас.

7. Найдите в атласе место расположения вулкана и прикрепите карточку с его изображением в соответствующей части контурной карты ( Карточки с названием и изображениями вулканов подготавливаются учителем заранее, а на уроке раздаются каждому ученику).

Сделайте вывод: в каких частях планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов?

1. Отвечают на вопрос. Выделяют особенности действующих, потухших и уснувших вулканов.

2. Изучают таблицу, находят в ней ошибки и исправляют их.

3. Рассказывают о своих чувствах,ощущениях.

4.Опираясь на региональные пособия, определяют количество вулканов в регионе и их типы.

5. Объясняют легенду карты: красными звездочками обозначаются вулканы действующие, черными- потухшие.

6. На контурной карте обозначают с помощью цифр действующие и потухшие вулканы.

7. Учащиеся знакомятся с названием и внешним видом вулкана, определяют его расположение на карте и прикрепляют в соответствующее место.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

20 _____ учебный год г-к Анапа

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ ЗЕМЛИ

Автор проекта и класс:

ПРОЕКТ-КОНСТРУКТОР – это 6 «П»

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ)

3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Тебе предлагается выполнить по итогам изученной темы по географии проект-конструктор.

Цели и задачи (проблема) проекта-конструктора состоит в том, чтобы каждый квест помог тебе вспомнить, проверить и закрепить полученные знания и умения, узнать новое по теме «Литосфера». Обрати внимание, что квесты требуют от тебя и творчества!

Правильное планирование (проектирование) сэкономят тебе время, поэтому лучше работать с квестами в течение учебного года!

Поиск информации не ограничивает тебя только учебником. Обрати внимание, что все источники ты должен указать в соответствии с общепринятыми правилами при оформлении списка использованной литературы и информационных ресурсов.

Помни, что твой проект-конструктор должен быть в портфолио!

Квест 1. Вспомни и запиши, что такое ЛИТОСФЕРА

Квест 2. С помощью аппликации (используй цветную бумагу) покажи внутреннее строение Земли. Учти мощность слоёв. Каждый подпиши.

Квест 3. Работа со схемой “Строение литосферы”

http://festival.1september.ru/articles/602450/1.jpg

а – осадочные породы

б – гранитный слой

в - базальтовый слой

Квест4. На рисунке соответствующими цифрами обозначены формы рельефа дна океана: материковая отмель (шельф) -……………, материковый склон-……. котловина-……. срединно-океанический хребет-………., глубоководный желоб-……….

http://festival.1september.ru/articles/602450/3.jpg

Квест 5. Реши кроссворд:

1. Верхний плодородный слой земли.

2. Каменная оболочка Земли.

3. Центральная часть земного шара.

4. Верхняя твердая оболочка Земли.

5. Как называется учебник, по которому мы занимаемся?

6. Предположения ученых о происхождении нашей Земли.

Квест 6 . Сравни данные формы рельефа.

Особенности рельефа (плоский, холмистый)

Высота равнины, м

Какие имеются города и крупные реки

Что между ними общее?

В чём разница?________________________________________________________________

Квест 7. Из предложенного списка полезных ископаемых выберите топливные и нерудные, изобразив их условными знаками.

1) железная руда 2) поваренная соль 3) олово 4) нефть 5)слюда 6)золото 7) газ 8) графит 9) каменный уголь 10) медь 11) торф 12) асбест 13) бурый уголь 14) фосфориты 15) калийная соль 16) алмазы 17) апатиты 18) горючие сланцы.

Квест 8. Что тебе известно об анапаите ?__________________________

Квест 9. Подумай, какие профессии связаны с изучением литосферы, использованием горных пород и минералов. Запиши.

Квест 10. Реши задачи по действиям.

1)Цыбанова балка ( находится в с. Цыбанобалка и п.Пятихатки нашего района ) имеет протяженность 6 км. Балка Уташинская на 5,6 км длиннее Цыбановой балки. Балка Гарькавая на 3,8 км короче Уташинской и длиннее Михайловской балки. Найдите протяженность балок и запишите их в порядке убывания.

начало хребта Ирандык, рання .

2)Удивительными природными объектами являются грязевые вулканы на Таманском полуострове Краснодарского края. Высота г. Карабетовой составляет 150м, а Курчанская – на 30м ниже. Какова высота г. Чирковой, если она на 38м выше Курчанской, но на 8м ниже Комендантской? Как называется самый высокий грязевой вулкан? А наименьший из них по высоте?

Квест 11. Как использует в Анапе человек горные породы и минералы? Нарисуй (или фото).

Квест 12. Исследуй топографическую карту. Выполни задания.

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ___________м.

Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник. Ответ: ___________________________.

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности в таблицу.

2) суглинок с валунами

Квест 14. О каком природном явлении идёт речь? Допиши.

Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера ей очень нужен,
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный …………………………………………

Зарисуй его строение, подпиши составные части .

- Что во внешнем облике отличает вулкан от обычной горы?

Квест 15. Пользуясь атласом, заполни таблицу .

19 0 сш 98 0 зд

35 0 сш 137 0 вд

15 0 сш 92 0 зд

38 0 юш 175 0 вд

На к\к обозначь их под соответствующими цифрами таблицы.

Квест 16. На Кубани представлен необычный вулканизм. Чем он интересен на Таманском полуострове?

Пользуясь физической картой края , запиши все формы рельефа, которые пересекает 45 параллель с В на З:…………………………………………………………………………………………………………………….

Запиши населённые пункты в правильной последовательности по высоте над уровнем моря: Майкоп, Анапа, Красная Поляна

Квест 18. Определи, что обозначают цифры , указанные на карточках:

КАРТОЧКА № 1

от 200 до 500 м
55 0 с.ш. 150 0 в.д.
более 3 млн км 2

КАРТОЧКА № 2

более 2000 м
38 0 с.ш. 72 0 в.д.
около 2 млн км 2

Квест 19. Прочитай текст и напиши небольшое эссе ( сочинение-рассуждение не более 100 слов, где ты выражаешь личное мнение по данной проблеме). Помни, что оно состоит из 3 частей; используй следующие выражения:

Основная часть

Для меня эта фраза является ключом к пониманию.

Во-первых, .
Во-вторых, .
В-третьих, .

Подведем общий итог рассуждению.

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание.

Проиллюстрируем это положение следующим примером.

Я согласен с мнением автора, т.к….

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что.

Как человек влияет на литосферу?

С развитием хозяйства люди стали вторгаться в глубины Земли. Чтобы извлечь из недр руды или уголь, роют шахты. Если богатые пласты залегают неглубоко, гораздо дешевле вырыть карьер и вести добычу открытым способом. Для добычи нефти и газа бурят скважины. Извлечённые из недр полезные ископаемые доставляют на заводы и фабрики для промышленной переработки.

Добывая с помощью современных машин полезные ископаемые, человек ежегодно извлекает из недр Земли около 100 млрд т горных пород. Только за один прошлый век из недр Земли их извлечено больше, чем за всю предшествующую историю человечества.

При добыче полезных ископаемых происходит истощение минеральных ресурсов, нарушение земель, отведение их под отвалы. Загрязняются воды, воздух, почвы. Порой в подземных пустотах горных выработок происходит обрушение, что может стать даже причиной землетрясения.

Люди обязаны чувствовать ответственность за сохранение природных богатств.(Алексеев А.И. и др. География. Академический школьный учебник 5-6 классы//М, Просвещение,2012-с 90).

Как человек влияет на литосферу?

1. Легко ли ты справился с работой над проектом-конструктором? а)да б) нет

2. Какие затруднения вызвала работа над проектом-конструктором? а)трудностей не было б) трудности были (какие? Квест №…………………………………………………………………………..

3. Как ты поступил(а) в этом случае? Обратились за помощью а) к одноклассникам б) к родителям в) справились сами. Как.

5.Что узнал нового. ……………

1. В каких олимпиадах, конкурсах по географии ты принял участие в этом году? Твои результаты.

Читайте также: