Создаем конструктор литосферных плит из картона

Обновлено: 24.04.2024

Цель урока : продолжить формирование знаний об оболочке «литосфера» и представлений о причинах разнообразия строения Земной коры.

Организационный момент.

Сегодня мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и удивительным миром ее недр

Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?

Актуализация знаний.

Космонавты говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что вода покрывает 71% её площади.

Фронтальный опрос:

О чём или о ком идет речь?

Что вы знаете о Земле? (форма и размер)

Какие оболочки Земли вы знаете?

Оболочки взаимодействуют между собой?

На прошлых уроках мы изучали внутреннее строение земли и разнообразие горных пород. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест в маршрутном листе.

Из каких слоев состоит Земля?

Что такое мантия, ядро, земная кора?

Какие вам известны горные породы?

Как образуются магматические, осадочные, метаморфические горные породы?

Выполните тест в маршрутном листе

Загадки о полезных ископаемых

1. Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны. (гранит)

2. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (глина)

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

6. Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен … (мелом)

7. Одну её не едят,

А без неё мало что едят. (соль)

8. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)

9. Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

Вспомнили, а теперь…давайте представим…

Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ядро,

Но ядра не от пушки.

Затем, представьте, мантия

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…

Выбрались мы на поверхность – Ура!

Сегодня мы будем изучать самую верхнюю оболочку Земли.

Поэтому тема урока?

«Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли».

Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.

Что нам предстоит сегодня узнать?

Дать характеристику каменной оболочки Земли.

Рассмотреть строение земной коры.

Выяснить свойства земной коры.

Обучающиеся сами формулируют цели урока.

- сформировать представление о внутреннем строении Земли,

- узнать о типах земной коры,

- научиться устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать умение строить свою речь.

- понимать и воспринимать другую позицию,

- работать в парах

Итог этапа: Все молодцы.

Изучение нового материала

Вспомните, с чем мы сравнивали земную кору? А скажите, что такое земная кора? Из чего она состоит?

Я предлагаю вам записать в маршрутный лист понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.

Как вы думаете, земная кора везде одинакова? Выскажите ваши предположения.

Маршрутный лист- задание № 3

Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.

Земная кора

Континентальная

Океаническая

от 35 – 40км под равнинами,

до 75 км в горах

От 0,5 - 12 км под океанами

Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте задания друг у друга.

Работа с презентацией слайд 9 .

Беседа о различиях в составе океанической и континентальной земной корой.

Вывод! Земная кора разная под материками и океанами.

Итак, мы выяснили особенности земной коры. Но сегодня мы еще должны узнать что-то новое. О чем пойдет речь , вы узнаете разгадав ребус в маршрутном листе.

Что такое литосфера?

Обратимся к основному источнику информации – учебнику.

Организация работы с учебником.

Запишите понятие в марщрутный лист из учебника с. 86

12- слайд состав литосферы

Как вы думаете, литосфера составляет единое целое или нет?

Сейчас с помощью видеофрагмента мы сможем подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

Видео о литосферных плитах

Для вас есть интересное задание в контурной карте. Используя рисунок 69 учебника на с . 87 подписать литосферные плиты в контурной карте.

Цель: изучить расположение литосферных плит на поверхности земли

Слайд 13 - спрогнозируйте, пользуясь данной картой, какие плиты будут расходиться в разные стороны, а какие сталкиваться?

Первичное закрепление.

Выполнить задания 5 и 6 в маршрутном листе

Домашнее задание. § 22, с 87 вопросы 3,4

1. Что нового на уроке вы узнали?

2. Какой этап урока вызвал у вас затруднения?

3. Что вызвало у вас наибольший интерес?

Маршрутный лист

Фамилия, имя _______________________________

Тема урока. «______________________________________________________________________».

Записать понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.

Земная кора – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.

Земная кора

Материковая

Океаническая


Запишите понятие из учебника с. 86

Литосфера – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литосферные плиты, у которых есть только океаническая земная кора

Литосферные плиты, у которых есть и океаническая земная кора, и континентальная

Используя рисунок 69 на странице 87 запишите названия плит в таблицу.

Заполните схему недостающими словами



Технологическая карта

урока географии в 5 классе на тему:

«Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли»

Предмет : география

Тема урока : «Земная кора и литосфера –каменные оболочки Земли»

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2015 г. География. Землеведение.

Цель : сформировать представление о различиях строения земной коры на материках и под океанами, деление литосферы на литосферные плиты.

Задачи урока : Образовательные: познакомить учеников с типами земной коры, с движением литосферных плит (движение и расхождения) и выявления процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие: развивать умения работать в паре с учебником, дополнительной литературой . Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание строения земной коры, изучение расположения литосферных плит

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о типах земной коры, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из разных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

5. Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит.

6. Ядро Земли в основном состоит из железа и никеля.

7. Горные породы состоят из минералов.

8. Гранит – это минерал.

9. Материки совершенно неподвижны.

3. Отчет о выполненных практических работах, демонстрация изготовленных макетов.

Яшлаева Д. – внутреннее строение Земли.

Для построения модели нашей планеты нам потребовались: разноцветный пластилин, дощечки для лепки, нитки. Сначала мы выбрали 4 цвета пластилина для изображения внутренних слоев – ядра, мантии и земной коры. Затем выбрали размер модели и определили масштаб и по масштабу определили толщину каждой модели Земли – ядра, мантии, земной коры. Начали создавать центральную часть модели – пластилинового шарика-ядра. Потом поверх модели ядра прикрепили слой мантии. Самый последний слой – земной коры из пластилина синего и коричневого цвета – материки и океаны. Когда все было готово мы разрезали на дольки нашу модель с помощью нитки.

Шавлинова С. – гномон, вулкан, движение литосферных плит.

Я расскажу как изготовила модель вулкана. Для работы мне понадобились картон, цветной пластилин, ножницы и клей. Сначала приготовила основание вулкана из картона, вырезав и склеив прямоугольник размером 5 см на 15 см. В центре прямоугольника вырезала круг предварительно его начертив циркулем. Потом из другого картона вырезала и склеила кулек, конус. Верхушку конуса я вырезала, получился кратер вулкана. Затем прямоугольник и конус склеила. Потом цветным пластилином полностью покрыла модель, учитывая что из кратера вулкана выливалась огненно-красная лава. Можно было покрасить акварельными красками. Эту модель я сделала дома.

Бамбышева Б. – гномон.

Я расскажу как приготовила самый простой прибор – гномон. Для его изготовления мне понадобились – картон размером 40х40, деревянная палочка длиной 20 см, пластилин, карандаш, отвес (ниточка с грузиком). В центре картона установила деревянную палочку с помощью пластилина. Проверила, вертикально ли установлен гномон. А для этого надо использовать отвес – грузик на ниточке. Отвес должен плотно прилегать к гномону. Этим прибором я наблюдала как изменялась длина тени от гномона в зависимости от положения Солнца над горизонтом. Утром и Вечером длина тени от гномона была длиннее, чем днем.

Овкаджиева Ц. – движение литосферных плит.

Я хочу рассказать как сконструировала литосферные плиты. Для работы мне потребовались – картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски и клей. С помощью копирки сделала 2 схемы литосферных плит. Из одного листа картона я вырезала изображения материков и островов, а другой лист разрезала по линиям разломов, ограничивающих литосферные плиты. Наклеила материки и остова на картон, изображающий литосферные плиты. Раскрасила океаны и моря синей краской. А красной краской – Тихоокеанское огненное кольцо.

4. Проверка знаний горных пород и минералов.

ЗАДАНИЕ: Повторим, как вы запомнили и на какие группы делятся горные породы. Учитель называет горные породы, ученики находят в коллекции породу и при ответе дают ей характеристику.

Гранит, кварц, полевой шпат, слюда, магнитный железняк, красный и бурый железняк,

Каменный уголь, торф, поваренная соль, калийная соль, известняк, песчаник, мрамор.

5. Выполнение практической работы в дневниках географа-следопыта по теме «Литосфера».

5.1. Беседа по вопросам: 1. Из чего состоит земна кора?

2.Как образуются горные породы?

3. Какие группы горных пород выделяют по условиям их образования?

4. Каких горных пород больше на поверхности и в недрах земной

5. Какие горные породы относятся к наиболее распространенным?

6. Как определить горные породы?

5.2. Письменное выполнение практической работы в дневниках.

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Пять пальцев»

М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?

Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?

У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Создание модели движения литосферных плит с целью дальнейшего использования на уроках географии.

ВложениеРазмер
model_-lit.plity_.docx 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Создание модели «движение литосферных плит».

обучающийся 5 класса МБОУ Кузинская ООШ

Бурдакова Елена Михайловна,

Учитель географии МБОУ Кузинская ООШ

Обучающиеся ОУ (5-6кл.)

Сделать модель с целью дальнейшего использования на уроках географии.

1) узнать время возникновения и образования континентов и океанов;

2) реконструировать движение литосферных плит

Краткосрочный (2 недели)

Поэтапный план работы над проектом

1. Подготовка: определение темы и целей проекта.

а) определение источников необходимой информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов.

а) сбор и уточнение информации (литература по геологии, ресурсы Интернет);

б) выявление и обсуждение с руководителем альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

в) выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение исследовательских задач.

а) анализ собранной информации;

б) формулирование выводов.

5. Защита проекта: устный отчет с демонстрацией модели.

Данную модель можно использовать на уроках географии при изучении темы «Литосфера».

1этап. Подготовка к проектной работе.

Я выяснил, что нарушения в земной коре происходят из-за движения литосферных плит. Большинство действующих вулканов расположено на границах литосферных плит, там же происходят и сильные землетрясения.

Я создам упрощённую модель разломов и буду «двигать» литосферные плиты.

2 этап. Необходимые материалы.

Для модели потребуется картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски и клей.

3 этап. Создание модели.

1). С помощью копировальной бумаги я перенёс на два листа картона упрощённую схему литосферных плит. Один лист картона разрезал по линии разломов, ограничивающих литосферные плиты. Из второго листа картона вырезал изображения материков и крупных островов.

2). Наклеил детали, изображающие материки и крупные острова, на соответствующие детали, изображающие литосферные плиты. Раскрасил океаны и моря синей краской. Красной линией показал положение Тихоокеанского огненного кольца – полосы действующих вулканов.

3). Значками обозначил положение действующих вулканов, которые упоминаются в тексте параграфа и которые показаны на снимках.

4). Клей и краска высохли. Можно сложить схему.

4 этап. Реконструкция модели готова.

Данную модель можно использовать на уроках географии при изучении темы «Литосфера».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 6 класс.Тема: Движение литосферных плит. Землетрясения.

Предмет: география Название учебно-методического комплекса:Линия учебно-методических комплексов по географии для 6-9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева Класс: 6 класс Тема: Дви.

Урок 6 класс. Презентация. Движение литосферных плит. Землетрясения.

Урок 6класс. Презентация.

Тектоника литосферных плит

Тектоника литосферных плит и происхождение Земли.


земная кора и литосферные плиты

архив содержит план-конспект урока по географии для 5 класса, а также презентацию к нему.


Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений.


Движение литосферных плит

Тестовые задания для учащихся 7 класса в формате ВПР при изучении темы "Литосфера и рельеф Земли".


Учебник помогает Учебник помогает по-новому организовать учебный процесс!


Метод Моделирование в географии Способствует изучению темы более быстрыми темпами Облегчают самостоятельное выполнение заданий творческого характера Обеспечивают динамичность подачи информации , что позволяет снижать перегрузку учащихся


Формирует более высокий теоретический уровень мышления Обеспечивает качественный анализ учебного материала Дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее.


Применение метода в географии Для повышения мотивации учебной деятельности При изучении нового материала При проверке знаний, умений. При обобщении систематизации


В своей практике использую Школу географа-следопыта Учатся ориентироваться Познают тайны географии. Создают игротеку Учатся проводить измерения Учатся составлять карты , схемы , модели.


Примерами опыта моей работы для урока «Вулканы Земли» являются : Модель вулкана Конструктор литосферных плит


Модель вулкана. Вулканы — геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки. Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана . В переводе с латинского — бог огня и кузнечного дела.


Пошаговое описание работы Сначала нужно взять картон и вырезать конус Приготовить пластиковую бутылку размером 0,33 и к голышку бутылки прикрепить конус из картона. Для изготовления подножия Модели необходимо подготовить квадрат зелёной цветной бумаги 20/20 см и лист картона 20/20 см Наносим клей ПВА на картон, приклеиваем квадрат зеленой цветной бумаги, по центру приклеиваем бутылку с конусом. Подножие Макета Вулкана готово Берем пластилин коричневого,оранжевого и зеленого цвета, обмазываем конус пластилином, чтобы получился внешне похожий на вулкан.


7.Модель Вулкана готов для проведения эксперимента 8.Для опытно-экспериментальной деятельности, нам понадобится подкрашенный красной гуашью уксус и сода в небольшом количестве. В жерло макета мы насыпаем соду, а затем наливаем подкрашенный уксус. Вулканизм начинается! Наблюдаем как лава стекает по склону. В ходе исследовательской деятельности подтвердилось: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

Практическая работа № 1 Составление календаря природы.

Наблюдение за природой.

Задание: Наблюдайте каждый день за изменениями в природе, наблюдения оформите в виде календаря. (Оформление наблюдений может быть в виде предложенной таблицы или своим.) Соответствуют ли описания изменений в природе народов ханты, манси, русского народа лично вашим наблюдениям?

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

Месяц листопада», «месяц щекура», «месяц опадания листвы» .

– «Месяц замерзания малых рек». Зимний новый год начинался с октября — поры «большой осени» или «малой зимы»

«Месяц ледостава», «месяц застывания Оби», «месяц потери рогов оленями» . Большая зима начинается в ноябре, именуемом на Средней Оби «плечом осени», «месяцем большого жертвоприношения», «месяцем толстого снега» ,

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В сентябре проходит нерест белой рыбы, после чего она скатывается в низовья Оби . Месяц облетающих листьев - им завершается летнее полугодие. Оленеводы собирают домашних олений в стадо, у охотников начинается гон лосей и охота на тетерева.

Замерзают небольшие речушки, идет последний промысел рыбы гымгами (мордушками). Охотники отправляются на первую зимнюю охоту.

. В календарях охотников ноябрь называется «беличьим месяцем» и означает начало долгого осенне-зимнего промысла. Ханты переезжают в зимние, утепленные чумы и начинается долгое противоборство человека с холодом и темнотой.

4 У русского народа приметы

Сентябрь- новосел осени, «руен» - за желтый цвет, ревун- за непогодь, дожди-водолеи, хмурень- и дни короткие и ненастье часто, листопадник, вечер года

Октябрь-листопад, паздерник, грудень, свадебник, зазимье, предзимье: землицу прикроет где листком, где снежком, грязник – «ни колеса, ни полоза не любит», листобой, корень осени, кисельник, хлебник – убирают последние плоды, капустник – убирают, квасят капусту.

Ноябрь- грудень- «мерзкая кочковатая земля», полузимник, ворота зимы, листопад, «сентябрев внук, октябрев сын, декабрев брат, зиме родной батюшка», сумерки года, ледовый кузнец, снеговей, листогной, лета обидчик, бездорожник.

5 Температура воздуха и осадки ( наблюдаем в одно время). Величина светового дня.

7 Изменения с растениями

8 Изменения в поведении животных,птиц, насекомых

9 Стихи, загадки о месяце

10 Свой рисунок или фотография

По образцу можно продолжить наблюдение за природой и в другие месяцы года. Дополнительная информация дана в сводной таблице.

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц длинных ночей», «месяц коротких дней», «месяц большой темноты», или «холодный месяц

«Месяц середины года», «месяц умирания Оби», «топорище ломающий месяц», у северных манси - «месяц тридцати топорищ» .

– «Месяц ленивого орла», «плута-орла месяц», «ленивый орел: один день летает, другой день - нет», «то тепло, то холодно: один день длинный, другой короткий» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В декабре женщины обычно откладывают в сторону привычное шитье, и занимаются почти исключительно приготовлением пищи и поддержанием тепла, а мужчины охотятся. Раз в несколько лет к декабрю добавлялся 13-й месяц «сверххолодный» .

В это время черпают у ключей задыхающуюся от замора рыбу, неподалеку от дома ловят слопцами и петлями зайцев и тетеревов. Взрослые промысловики выходят на охоту по особому поводу — «шевелить» медведя в берлоге. Январь - это нижняя точка зимы, время затишья хозяйственной активности. Замиранию природы противопоставляется оживление общения между людьми: проходят гостевания, сопровождающиеся договорами о последующей совместной деятельности, взаимным одариванием - отдариванием (поездка в гости называется у ханты «к подарку ехать»).

В названиях февраля обычно упоминается орел, по распространенному хантыйскому преданию: орел сватался к Матери-Огню - Солнцу, и хотя их браку не суждено было свершиться, он каждый год предвещает пробуждение Солнца и тем самым спасает людей от гибели.

4 У русского народа приметы

Декабрь-студень, хмурень- чистое небо показывается изредка, глухозимье

Январь-батюшка ( звали январь Васильевичем, т.к. 1 января был Васильев день), просинец: в стужу до дна мелкие речки промерзают, вода просочившаяся на поверхность льда, делает его синим

Февраль-снежень – за снега глубокие, сечень – за то, что зиму «сечет пополам», бокогрей- пусть холодно, да все ж одному бочку потеплей, межень- граница зимы и весны, лютень – морозы сильны, вьюговей – «у февраля два друга: метель да вьюга»

1 Название месяцев

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц малого наста» .

«Месяц ледохода», «месяц прилета уток», «месяц нереста рыбы», «месяц рождения оленят», «месяц нереста рыбы» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В это время природа «отдыхает», копит силы для весеннего пробуждения и летнего цветения. Это один из самых напряженных месяцев в годовом хозяйственном цикле ханты. С наступлением весеннего равноденствия завершалось зимнее полугодие, оканчивался сезон охоты на пушного зверя, ханты переезжали из зимних поселений в весенне-осенние стойбища. Возвратившись к зимникам, охотники становились рыболовами — использовали последнюю перед ледоходом возможность завести невод или «почерпать» рыбу у ключей

Толстая заледенелая корка на оседающем глубоком снегу оказывает немало хлопот для оленеводов. Олени остерегаются идти по насту, так как острые края льда режут ноги. «Месяц Вороны» - ворона почиталась как вестник весны. По примете, если ворона садилась на низкое дерево – ожидалась короткая весна, если на высокое – затяжная. В это время начинается охота на лосей.

С мая обские угры «сетковали» по озерам и старицам. В конце месяца - проходила охота перевесами на уток. Это время согревания земли, из-за распутицы прекращаются дальние поездки, все готовятся к половодью.

4 У русского народа приметы

Март – позимье, «сверху печет, снизу студит», «март – февралю – бокогрею младший брат», протальник, утро года.

Апрель- цветень – распускаются первоцветы, березозол, снегогон, пролетень, «красная горка» - Солнце с апрельской горки в лето катится, водолей.

Май- травень – трава буйно идет в рост

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц зеленой листвы», «месяц высокой воды» .

«Месяц вонзевой рыбы», «месяц заливных озер», «месяц спадающей воды», «месяц линьки птиц» .

«Месяц пойменных озер», «месяц сбора ягод», «месяц середины лета» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

Обильное появление зеленой травы, листьев на деревьях, а так же комаров и другого гнуса. Это время подготовки к рыбной ловле, изготовление лодок, заготовки бересты (из которой изготовлялось множество бытовых предметов).

Это время «умиротворенности», отсутствие противоборства человека с природными стихиями. Пик летнего года связан с периодом хозяйственной активности: ремонт чумов , построек, инвентаря охотничьего и рыболовного и т.д. И, конечно же, заготовка рыбы на долгую зиму.

Оленеводы ухаживают за стадом: ровняют рога, удаляют наросты на копытах, часть стада забивается и т.д. Проводится ритуал, посвященный переходу жизни на «темную сторону», с августа начинается отсчет угасания солнца. Собирается ягода: смородина, черника, брусника, морошка.

4 У русского народа приметы

Июнь-червень, разноцвет – за буйство цветов

Июль –страдник, сенокос, макушка лета, краснолетье, экватор года, сенозарник, грозник, грозовик, зенит лета. Ягодник

Август- жнивень, разносол, собериха, припасиха, серпень-разгар жатвы: «серпы греют, вода холодит», зарев, зорник – яркие, холодные зори, зарник – сияние зарниц, межняк, «густарь» - работы густо: и косить . и пахать, и сеять, закат лета

П.р. 2 Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом .

Продолжить работу нужно дома, используя план работы, данный в параграфе 2 на стр.12-13.Результаты записать в Дневник

Практическая работа№ 3 Создание конструктора литосферных плит. Модель вулкана.

-Используя карту литосферных плит, попробуйте переместить их в направлении, указанном стрелками.

-Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит в разном направлении?

- В каких участках Вы наблюдали «нахлест», «надвиг» плит друг на друга?

- Как вы думаете, к чему это может привести в реальной ситуации?

- Куда она в последующем будет устремляться? Чем будет сопровождаться?

- Как называется этот процесс?

Сделайте вывод. В чем причина вулканизма?

Делаем и Моделирование вулкана из пластилина.

1 Приготовить картон и пластилин.

2Намочить руки водой.

3 Размять кусочек черного пластилина и положить на середину картона.

4 Пальцами размазать края пластилина по картону.

5 На вершине сделать углубление- кратер

6 Внутрь кратера положить кусочек красного пластилина, а так же размазать его по краям вулкана сверху вниз.

Практическая .работа №.4 Горные породы, слагающие земную кору

Описать по плану горные породы

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

. Практическая работа№ 5 Описание географического положения горы по плану

Определение по карте географического положения гор и равнин. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

План описания гор:

1. На каком материке и в какой его части находятся горы;

2. Общее направление горной системы и её протяжённость;

3. Между какими географическим объектами(равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта);

4. Вид гор по абсолютной высоте;

5. Крупнейшая вершина и её географические координаты

Практическая работа № 6 Составление прогноза погоды по народным приметам.
Народные приметы позволяют предвидеть погоду для сравнительно небольшого района и на срок обычно не более суток. Чтобы прогноз был реальным, его надо делать по многим природным явлениям, по их комплексам, а не по отдельным двум-трем приметам.

Работу начинаем на уроке и заканчивают ребята ее дома.

Задание 1 Используя народные приметы, сделайте краткосрочный прогноз погоды для Нижневартовска на следующий день. Запишите его . Описание представьте в виде последовательного рассказа, при этом выскажите личные мнения, суждения, обязательно сделайте вывод.

К хорошей погоде:

1 В сплошных облаках появляются просветы.

2 Золотистая или светло-розовая заря при восходе и заходе солнца.

3 Дым вертикально поднимается вверх.

4 Ночью выпадает сильная роса или садится иней.

5 Звезды слабо мерцают зеленоватым цветом.
6 Подняты вверх ветки ели, можжевельника и другие приметы.

К плохой погоде :

1 Утренняя заря ярко-красная, вечерняя - багрового цвета (к ветру).

2 Ветер к вечеру усиливается,

3 Наблюдаются большие круги вокруг солнца или луны.

4 Днем небо и без облаков кажется белесым, мутным.

5 Солнце садится в тучу.

6 Воробьи сидят нахохлившиеся.

7 Облака идут против ветра - к снегу.

8 Сильно мерцают звезды (красноватым или ярко-синим светом). и другие приметы

Задание 2 Используя рубрику " Школа географа- следопыта" ,стр. 80-82,узнайте в Интернете, какая была погода в Нижневартовске 18 и 19 августа, 14 и 23 сентября, 8 и 14 октября. По народным приметам составить долгосрочный прогноз погоды на зиму и записать его в своем Дневнике географа -следопыта. Таблица на стр. 81-82.сравните прогноз, составленный по народным приметам, с фактической погодой. Сделайте вывод о том, насколько оправдался составленный вами прогноз.

Задание 3 Используя рубрику " Школа географа- следопыта" делаем своими руками метеорологические приборы- флюгер, дождемер, термометр. Планы на стр.73- 75

Практическая работа № 7 Описание реки по плану.

. Дайте с помощью разных источников информации описание рек Волги и Терека

Читайте также: