Создатель первый главный конструктор легендарного танка т 34 создатель

Обновлено: 29.04.2024

Сто двадцать лет назад, 3 декабря 1898 года, родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор оружия, человек, стоявший у истоков легендарной «тридцатьчетверки» — танка Т-34, внесшего огромный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

К сожалению, жизнь Кошкина оборвалась очень рано. И, во многом, именно это обстоятельство способствовало тому, что выдающегося конструктора незаслуженно забыли, обделили наградами. Так, высокое звание Героя Социалистического Труда было посмертно присвоено ему указом Президента СССР уже в 1990 году – на закате существования советского государства.

Биография Михаила Ильича Кошкина – еще одно свидетельство наличия невероятных по сравнению и с дореволюционной Россией, и с другими странами того времени социальных лифтов в Советском Союзе. Учитывая, что в 41 год Михаила Ильича уже не стало, за какие-то четыре десятилетия он прошел путь от крестьянского мальчика из глухой деревни до начальника конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги (ныне это Переславский район Ярославской области). Простая крестьянская семья его родителей жила бедно и отец, чтобы прокормить троих малолетних детей, был вынужден заниматься отходничеством, «вахтой», как бы сейчас сказали. В 1905 году он надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену вдовой с тремя малолетними детьми. Пришлось женщине идти в батраки, на заработки в Москву отправился и десятилетний Кошкин, окончивший три класса церковно-приходской школы.

Михаил Кошкин воевал под Царицыном, затем служил в 3-м железнодорожном батальоне в Петрограде, воевал против британских интервентов в районе Архангельска, во взятии которого он и принимал личное участие.

Когда Архангельск был зачищен от интервентов, 3-й железнодорожный батальон перебросили на Польский фронт, но заболевшего тифом Кошкина оставили в тылу и перевели после лечения в 3-ю железнодорожную бригаду, занимавшуюся восстановлением железнодорожного пути и мостов на Южном фронте. Лишь летом 1921 года, после расформирования железнодорожной бригады, Михаил Кошкин был демобилизован из рядов РККА.

Еще в 1919 году, во время Гражданской войны, Михаил Кошкин, служивший на Северном фронте, вступил в ряды РКП (б) и вскоре стал секретарем партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады. После демобилизации он окончил военно-политические курсы в Харькове и был командирован в Москву на учебу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. В это время происходит личное знакомство будущего конструктора с такими знаковыми фигурами советской власти как Сергей Киров и Григорий «Серго» Орджоникидзе.

Но, побыв во главе фабрики в 1924-1925 гг., Кошкин перешел на должность заведующего агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкомитета ВКП (б), затем, с 1926 по 1928 гг. был заведующим Губернской советской партийной школой, заместителем заведующего и заведующим агитационно-пропагандистского отдела губернского комитета ВКП (б) в Вятке. Там же, в Вятке, Михаил Кошкин женился на Вере Катаевой, работавшей в Губпотребсоюзе, у них родилась дочь Лиза.

Однако, будущее партийного чиновника, судя по всему, в какой-то момент перестало привлекать Михаила. В 1929 году он написал письмо лично знакомому ему Сергею Мироновичу Кирову с просьбой дать ему возможность получить техническое образование. Инженерные кадры в то время были очень нужны молодому советскому государству и Кошкин получил разрешение выехать в Ленинград, где был зачислен в Ленинградский технологический институт, откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

Так, только в 31 год, Михаил Кошкин начал свой путь в инженеры. Никаких поблажек, несмотря на партийность и статус, Кошкин не получал – он честно отучился в вузе пять лет и в 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка». Во время обучения в институте Кошкин получил и первый практический опыт – он поработал перед защитой диплома на Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185, проходил практику на Нижегородском автомобильном заводе им. В.М. Молотова (ныне это ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела.

Начинающий инженер очень понравился руководству автозавода и оно даже пыталось ходатайствовать в Наркомате тяжелой промышленности о направлении к ним Кошкина после окончания института, но он смог настоять на своем и продолжил работу в Конструкторском бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, занимавшемся конструированием танков. За 2,5 года Кошкин прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ.

В это время, в середине 1930-х годов, конструкторское бюро занималось разработками двух танков – Т-29 и Т-46-1, представлявших собой модернизированные варианты Т-28 и Т-26 с переводом на колесно-гусеничный ход. Но затем конструкторы пришли к выводу, что подобная модель танков не имеет серьезных перспектив – она слишком дорога и сложна в производстве.

В конце декабря 1936 года Григорий Орджоникидзе, занимавший тогда пост народного комиссара тяжелой промышленности СССР, лично вызвал Михаила Кошкина и принял решение перевести его на Харьковский завод. Руководитель Наркомата счел, что Кошкин, благодаря своим деловым качествам и интеллекту, лучше всего справится с задачей по созданию быстроходного среднего танка, который можно было бы запустить в серийное производство. Танковый отдел Харьковского завода № 183 в то время специализировался на выпуске легких быстроходных танков БТ, находившихся на вооружении РККА. Кошкин был назначен начальником танкового КБ-190 Харьковского завода.

Руководить конструкторским бюро Кошкин стал в очень сложное для отечественного танкостроения время. Как раз шла война в Испании, во время которой была установлена высокая уязвимость танков БТ для артиллерийского огня противника. Требовалась срочная модернизация всего танкового парка РККА, а по сути – его полная замена. И в этой ситуации особую роль предстояло играть отечественным конструкторам.

Михаилу Кошкину менее чем за год работы удалось завершить модернизацию танка БТ-7. Затем он выступил с инициативой создания чисто гусеничного танка А-32, которую поддержал и сам Сталин, предложивший не препятствовать конструкторам. Вскоре, 16 декабря 1938 года, три конструкторских бюро завода были объединены в единое конструкторское бюро КБ-520, а Кошкин был назначен главным конструктором всех трех объединенных конструкторских бюро.

Уже в середине 1939 года в Харькове были представлены опытные экземпляры А-20 и А-32, которые высоко оценили присутствовавшие на испытаниях представители Государственной Комиссии. Они пришли к выводу, что А-20 отличается большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей бронезащитой. Но, тем не менее, ни одному из танков не было отдано предпочтение, а конструкторы, тем временем, продолжали разработки по усовершенствованию боевых машин.

Следующие испытания прошли в Кубинке в сентябре 1939 года. Члены комиссии были поражены опытным образцом танка А-32 (Т-32), который понравился всем не только прекрасными ходовыми качествами, но и эффектным внешним видом. Кошкин представил обновленный А-32, оснащенный 76,2 мм пушкой Л-10 и получивший индекс Т-32. Танк планировалось выпустить на замену Т-28, изрядно устаревшему к этому времени.

Однако руководство Наркомата тяжелой промышленности и военное командование продолжало обсуждать, какой же из танков все же стоит запустить в серийное производство. Свои коррективы внесла начавшаяся война СССР с Финляндией, которая вновь продемонстрировала большие изъяны советских танков и остро поставила вопрос о необходимости ускоренной модернизации танкового парка. Кошкин и его сотрудники продолжали работать над дальнейшим совершенствованием модели А-32. В конечном итоге, 19 декабря 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 танк А-32 с толщиной брони в 45 мм под названием «Т-34» был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка. Интересно, что все 750 км, несмотря на погодные условия и бездорожье, танки прошли самостоятельно. Это обстоятельство не могло не стать еще одним «козырем» в поддержку «тридцатьчетверки».

17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки Т-34 были представлены высшим руководителям СССР. За маневрами танка наблюдали Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и сам Иосиф Сталин. Именно эти испытания окончательно решили дальнейшую судьбу танка Т-34. Сталин рекомендовал танк для немедленного запуска в серийное производство.

Во главе КБ Кошкина сменил Александр Морозов. Именно этот человек получил широкую известность в качестве «отца тридцатьчетверки». Награды не обходили Морозова стороной – в 1943 году он получил первую звезду Героя Социалистического Труда, а в 1974 году стал Героем повторно. Можно сказать, что все основные лавры от запуска в серийное производство Т-34 достались именно Морозову – вполне заслуженно, разумеется, но следовало бы помнить и о первом главном конструкторе, под руководством которого и началась разработка знаменитого танка.

К памяти Михаила Кошкина судьба оказалась менее благосклонной. При жизни он получил несколько наград, включая орден Красной Звезды в апреле 1936 года. В 1942 г. Кошкину посмертно присудили Сталинскую премию, а вот Героем Социалистического Труда посмертно он стал лишь в 1990 году. Несколько мемориальных досок и памятников, улица в Харькове, почтовая марка, выпущенная в 1998 году – так увековечили память конструктора легендарного танка Т-34, без которого победа в войне была бы намного более тяжелой.

Жозеф Котин: главный конструктор Танкограда

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин ‒ разработчик самых мощных танков Великой Отечественной войны. Если танк Т-34 у всех на слуху, то о таких «крепостях из металла», как КВ и ИС-2, сегодня вспоминают гораздо реже. А ведь именно эти танки прорыва вызывали трепет у врага и во многом обеспечили победу.

Производство тяжелых танков было налажено на челябинском заводе-гиганте, получившем в народе название «Танкоград», главным конструктором которого до конца войны был Жозеф Котин. После победы ученый продолжал заниматься бронетехникой, создавал лучшие в стране трактора, участвовал в ракетной программе. О жизненном пути и важнейших разработках Жозефа Яковлевича – в нашем материале.

Из Харькова в Ленинград

Конструкторский талант Жозефа Котина впервые проявился в 1920-е годы, когда он еще подростком устроился работать на харьковский котельно-механический завод «Труд». Здесь будущий конструктор придумал усовершенствование для слесарного станка и даже получил патент на изобретение.

Закончив параллельно с работой рабфак, Котин по настоянию родителей поступает учиться на медика. Но тяга к технике пересиливает, и он переводится на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Оттуда в 1929 году за отличную учебу его командируют в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта Котина присутствовал сам маршал М.Н. Тухачевский, тогда руководивший перевооружением армии. До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в академии, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела.

В возрасте 29 лет Котин – уже руководитель танкового конструкторского бюро СКБ-2 на крупнейшем в стране машиностроительном Кировском заводе в Ленинграде. Энергичное решение Котиным организационных вопросов ускорило работу коллектива. С 1938 года СКБ-2 занимается разработкой тяжелого трехбашенного танка прорыва СМК («Сергей Миронович Киров»). Позже к нему добавляется однобашенный танк с усиленной противоснарядной броней КВ («Клим Ворошилов»). Такие имена давались танкам не случайно – само название повышало ответственность разработки.

Танк-призрак

Танк КВ был разработан в кратчайшие сроки и испытан во время Советско-финской войны. Военные использовали его на линии Маннергейма, и ни одно орудие не смогло поразить усиленную броню танка. Однако пушка КВ оказалась недостаточно сильной для борьбы с фортификационными сооружениями противника. Через несколько дней после боя танк был принят на вооружение РККА. Уже к концу конфликта был разработан и опробован в боях танк КВ-2 с увеличенной огневой мощью.

wsZ9ax4012.jpg

Танк КВ-2 на полигоне в Кубинке

Еще одним преимуществом танков КВ, кроме усиленной брони, стал дизельный двигатель. До этого танки заправляли бензином, который легко загорался, уничтожая машину, а дизельный танк поджечь было уже не так легко. К началу Великой Отечественной войны котинские танки еще страдали некоторыми «детскими» болезнями, но даже в таком виде они вызывали трепет врага. Засвидетельствованы факты, когда один «Клим Ворошилов» сутки сдерживал половину танковой дивизии немцев или в ходе одного боя уничтожал десятки танков противника. Под впечатлением от несокрушимости танка КВ немцы прозвали его «Призраком».

С началом войны Жозеф Котин назначается заместителем наркома танковой промышленности. Под его началом серийное производство тяжелых машин увеличивается вдвое. Прямо с завода выпущенные танки шли сразу в бой. Однако оставлять важнейшее предприятие под прицелом наступающего врага было рискованно, и принимается решение об эвакуации − Кировский завод вывозится на Урал.

Котин − генерал Танкограда

Уже через неделю после прибытия завода в Челябинск первые танки отправили на фронт. Из семи эвакуированных в город предприятий формируется танкостроительный гигант − Челябинский Кировский завод с неофициальным названием «Танкоград». Под началом Котина здесь ведется работа по усовершенствованию танков КВ, создаются модификации с несколькими орудиями (КВ-7), огнеметом (КВ-8), гаубицей калибра 122 мм (КВ-9). Разрабатывается самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооруженная 152-мм гаубицей.

20091114-zh101.jpg

Танки ИС-2, участвовавшие в штурме Берлина

Немецким ответом «Климу Ворошилову» стали принципиально новые танки «Тигр» и «Пантера». Советским танкостроителям нужно было что-то противопоставить технике врага. Новый танк прорыва получил название «Иосиф Сталин» (ИС). По бронезащите новая машина превосходила немецкие танки в полтора-два раза, а огневая мощь по сравнению с «Климом Ворошиловым» выросла в пять раз. Самой успешной стала модификация ИС-2, созданная под руководством Котина.

ИС-2 был самым тяжелобронированным и одним и самых мощных танков Второй мировой войны. Серийное производство машины началось в ноябре 1943 года. Основным назначением ИС-2 являлся прорыв хорошо укрепленных позиций противника и штурм захваченных городов. Первый бой новый котинский танк принял в апреле 1944 года и до конца войны продолжал совершенствоваться. ИС-2 отлично справлялся со своими обязанностями и хорошо зарекомендовал себя в войсках. Немецкое командование не советовало своим военнослужащим вступать в открытый бой с ИС-2, предпочитая нападения из засад. «Иосиф Сталин-2» стал настолько успешной машиной, что оставался на вооружении СССР, а затем России вплоть до 1990-х годов.

Создатель мирной техники

К моменту окончания Великой Отечественной войны коллектив Жозефа Котина разработал более 50 боевых машин. Под руководством самого молодого в Союзе генерала в течение войны Танкоград выпустил более 18 тысяч танков и самоходных установок.

В конце 1945 года Котин возвращается в Ленинград, где продолжает создавать танки и гражданскую технику. Огромный опыт разработки боевых машин удалось перевести в мирное русло: под руководством Жозефа Яковлевича был создан очень успешный трактор К-700 «Кировец» и трелевочный трактор К-12. Для покорителей Арктики был разработан уникальный вездеход «Пингвин».

K-700.jpg

Трактор К-700 «Кировец»

В военном деле эпоха танков сменялась эпохой ракет, и здесь Котин тоже проявил себя как незаурядный конструктор. Под научным руководством самого Сергея Павловича Королева на Кировском заводе на базе котинских разработок создаются первые в СССР подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. Последней работой Котина в качестве главного конструктора Кировского завода стал первый в Союзе подвижный ракетный комплекс РТ-20П с межконтинентальной баллистической ракетой. В 1968 году Жозеф Котин становится замминистра оборонной промышленности СССР.

С 1972 года и до последних дней жизни Котин был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве.

По воспоминаниям современников, Котин был талантливым организатором и незаурядным политиком. Он был готов реализовывать любые идеи вышестоящего начальства, будь то танк на воздушной подушке или танк с газотурбинным двигателем. Настойчивый, работоспособный, глубокомысленный, хорошо знающий и любящий людей – так о нем отзывались коллеги. Работа Котина была по достоинству оценена государством: Жозеф Яковлевич был Героем Социалистического Труда, лауреатом четырех Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина и другими наградами. Его имя носят улицы в Санкт-Петербурге и Челябинске, санкт-петербургская Академия машиностроения и горная вершина на Тянь-Шане.

Михаил Кошкин: конструктор из кондитерской

В юности он, наверное, и не думал, что танк станет для него главным делом всей жизни. Много лет Михаил проработал кондитером ‒ сначала подмастерьем в карамельном цехе фабрики, ныне известной как «Красный Октябрь», а затем руководителем кондитерской фабрики в Вятке. Об удивительной судьбе Михаила Кошкина и как в ней появились танки ‒ в нашем материале.

Ранние годы

Будущий конструктор родился в небольшом селе Ярославской губернии в крестьянской семье. Жили они скромно, земли было немного, и основным источником дохода семьи были промыслы. Они и стали причиной несчастья: в 1905 году отец трагически погибает на лесозаготовках. Чтобы помочь матери, в 14-летнем возрасте Михаил отправляется на заработки в Москву. Несмотря на то что за спиной – всего три класса церковно-приходской школы, в столице смышленому подростку удается устроиться подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, сегодня известной как «Красный Октябрь».

2.jpg

Михаил Кошкин – второй слева

После его окончания Михаил начал строить партийную карьеру. Первым серьезным заданием выпускника стало руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Здесь же Кошкин встретил свою будущую жену.

Начало танкостроения

Кошкина ожидала успешная партийная карьера, но неожиданно для всех он выбирает другой путь. Михаил просит руководство партии помочь ему получить техническое образование. В 1929 году его направляют в Ленинград, где в 30-летнем возрасте Кошкин становится студентом политехнического института.

Именно в стенах Ленинградского политеха определилась сфера его научных интересов – танкостроение, направление в те годы очень актуальное для страны. Надо отметить, что до 1929 года в СССР, можно сказать, не было танковой промышленности. Правительство страны хорошо понимало, что для обеспечения безопасности нужно оперативно приступить к выпуску современных танков.

Танкостроению посвящена дипломная работа Кошкина – «Коробка переменных передач среднего танка». Параллельно с учебой в институте Михаил работает в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода, где на тот момент разрабатывались танки Т-29 и Т-46-1. Пришел он туда конструктором, а за два с половиной года вырос до заместителя начальника КБ.

sovet_tank_bt_7_author_v_temin_a.jpg

Танк БТ-7

В 1936 году молодого конструктора назначают на Харьковский паровозостроительный завод начальником танкового КБ. Начинает Кошкин с модернизации колесно-гусеничного танка БТ-7 – на тот момент одного из основных танков Красной армии. Всего за год танк был доработан, получил, в частности, новейший дизельный двигатель. БТ-7 стал первым в мире танком с дизелем.

Гусеницы против колес

Осенью 1937 года армия выдает задание Харьковскому заводу на разработку нового колесно-гусеничного танка. Так здесь рождается проект танка под названием А-20. Однако новый колесно-гусеничный танк конструктора Кошкина не устраивал. Он не раз подчеркивал, что колесная техника отлично применима на шоссе, но не настоящем поле боя. Идеальная машина, по мнению Кошкина, должна выглядеть по-другому – скоростная, с высокой проходимостью, с крепкой броней и ударной мощью.

Михаил Ильич наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 разрабатывает гусеничную модель А-32. Два проекта были представлены высшему руководству в Москве. Военные инициативу конструктора не оценили, но в дальнейшую судьбу гусеничного танка вмешался Сталин. В итоге Харьковскому заводу было поручено построить и испытать обе модели.

T-34_prototypes.jpg

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34

Коллектив под руководством Кошкина работал в быстром темпе: всем было понятно, что большая война не за горами. Первые образцы танков поступили на испытания в самом начале Второй мировой – осенью 1939 года. Тестирование показало, что оба танка, и А-20, и А-32, объективно лучше всех предыдущих отечественных моделей. Но для окончательного решения машины ожидали реальные боевые условия – Советско-финская война 1939-1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина показал явное преимущество.

После этого танк немного доработали – броня увеличилась до 45 мм, была установлена 76-миллиметровая пушка. И боевая машина обрела свое новое «имя» – Т-34.

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

tank_t_34_76_1943_author_f_levshin.jpg

Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Лучшая награда

Конечно, Т-34 продолжал совершенствоваться. Так в 1944 году на вооружении Красной армии появилась модификация Т-34-85. Новый танк получил пушку калибра 85 мм, превосходил своего предшественника по бронезащите, в итоге – лучше противостоял немецким «Тиграм» и «Пантерам».

t_34_85_18629_1uvximwhkk9w88g88844wswwk.jpg

Танки Т-34-85 6-й советской гвардейской танковой армии на побережье Ляодунского залива

Но Михаил Кошкин триумфа своего детища не застал. После того самого знаменитого пробега, по прибытии в Харьков, он оказался в больнице. Врачи диагностировали у него серьезную форму пневмонии. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Ему был всего 41 год.

Посмертно, в 1942 году, ему была присуждена Сталинская премия. Полвека спустя, в 1990 году, он стал Героем Социалистического Труда. Но, пожалуй, настоящей наградой для Кошкина стала та роль, которую Т-34 сыграл в Великой Отечественной войне. Кто знает, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы ровно 90 лет назад руководитель кондитерской фабрики Михаил Кошкин не решил выбрать совершенно другой жизненный путь.

2018_Moscow_Victory_Day_Parade_46.jpg

На предстоящем праздновании 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне легендарные «тридцатьчетверки» гордо возглавят парадные колонны. Предприятия Уралвагонзавода уже завершили работы по восстановлению и подготовке 13 исторических танков к параду.

Танк Т-34: восемь фактов из истории легенды

18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел первый танк Т-34. Так началась история танкостроения на Уралвагонзаводе, который сегодня входит в Госкорпорацию Ростех и до сих пор остается флагманом отрасли.

Советский Т-34 стал наиболее массовым танком Второй мировой – за время войны было создано свыше 55 тыс. машин различных модификаций. Каждый второй из этих танков был собран руками уральских мастеров.

К юбилею рассказываем интересные факты из истории «тридцатьчетверки».

1/ Конструктор из кондитерской

Создатель и главный конструктор танка Т-34 Михаил Кошкин начинал свою карьеру кондитером на московской фабрике «Эйнем» (будущий «Красный Октябрь»). Интересно, что после участия в двух войнах и учебы в университете Кошкин в 1924 году снова вернулся в кондитерское дело, теперь уже в роли руководителя фабрики в Вятке, правда, всего на один год.

2/ Испытания ценой жизни

t_34_85.jpg

Колонна танков Т-34-85 2-го Дальневосточного фронта

В марте 1940 года Кошкин принял личное участие в пробеге-испытании на опытных «тридцать четвертых». Два танка своим ходом прошли по маршруту Харьков – Москва и добрались до Кремля, где руководству страны был устроен показ новых машин. Пробег, проходивший в тяжелых условиях и при повышенной секретности, стоил Михаилу Кошкину жизни – конструктор простудил легкие и в скором времени скончался, не дожив до боевого триумфа своего детища. История пробега стала основой для российского художественного фильма «Танки», выпущенного в 2018 году.

3/ Первый в мире танковый конвейер

Первые танки Т-34 в декабре 1941 года на Уралвагонзаводе (в годы войны − Уральский танковый завод, УТЗ) были собраны из узлов, прибывших из Харькова во время эвакуации. В январе 1942 года в цехах УТЗ организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. По мощности в течение четырех военных лет тагильский завод оказался равен всем прочим производителям «тридцатьчетверок» и превзошел в выпуске массовых средних танков все вместе взятые заводы Рейха.

4/ Первая в мире автосварка


Автоматическая сварочная установка для приварки крыши к корпусу башни. 1944-1945 гг. Фотография из фондов музея УВЗ

5/ Новый танк – за один месяц

В истории Т-34 много впечатляющих подвигов. Одним из них стал рекордный запуск производства на Челябинском тракторном заводе (сегодня входит в корпорацию УВЗ), который с началом войны превратился в самый большой в мире танковый конвейер, или, как его называли в народе, Танкоград. В разгар войны завод подвергся реконструкции и молниеносно освоил выпуск Т-34: чертежи рабочие получили 22 июля 1942 года, а всего спустя месяц была готова первая челябинская «тридцатьчетверка». К концу 1943 года завод собирал по 25 танков ежедневно.

6/ Литьевая башня – крепче и лучше

t-34.17935.jpg

Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле.
Фото: Российский Государственный архив экономики

Часть «тридцать четвертых» выпускалась с уникальной литьевой башней без швов. Технология цельной отливки стенок позволяла сделать башню танка более крепкой. Литьевая башня выдерживала до 10-12 попаданий снарядов – в два-три раза больше, чем сварная. Кроме того, сборщики получали выигрыш в скорости – готовая башня практически сразу после отливки ставилась на танк. Подобную технологию немцы так и не освоили до конца войны.

7/ Из цеха прямо в бой

Производство Т-34 на Сталинградском тракторном заводе не останавливалось даже в ходе знаменитой битвы за Сталинград. Завод был одной из важнейших целей противника, и на него были брошены все силы. Под бомбежками и обстрелами, среди обломков и огня заводчане продолжали собирать и ремонтировать танки до момента, когда линия фронта подошла вплотную к цехам. Танки прямо с конвейера шли в бой, а управляли ими часто сами рабочие завода.

8/ Оживший памятник

Уралвагонзавод готовит боевую технику к параду Победы

Фото: Уралвагонзавод

Т-34 стал одним из главных символов Второй мировой войны и самым массовым памятником воинской доблести – сотни «тридцатьчетверок» стоят на постаментах и в музеях по всему миру как напоминание о победе русской инженерной мысли и русского оружия. Невероятный факт: давным-давно «музеефицированные» Т-34 можно завести и заставить передвигаться своим ходом. Такие случаи были зафиксированы в Венгрии, Израиле и даже в Австралии. И, конечно, «тридцатьчетверка» занимает почетное место в парадах Победы, обычно открывая шествие тяжелой техники.

3 декабря 1898 года родился Михаил Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель легендарного танка Т-34 Т-34, Михаил Ильич Кошкин, История СССР

«Тридцатьчетверка» отличалась от предшественников скоростью, маневренностью и наличием противоснарядной брони. Михаил Ильич ушел из жизни вскоре после представления танка высшему руководству страны в 1940 году, так и не застав триумфа своего главного творения.

А еще он получил воспаление легких когда сам проводил обкатку танка в мороз)

Но что за бред. а предыдущие танки чо. были броне машинами без противоснарядной брони)))))

отличалась от предшественников скоростью, маневренностью

т.е. ни у БТ-5, ни у БТ-7 - не было ни скорости, ни маневренности? какую сказку ТС еще расскажет?


3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34⁠ ⁠

Кошкин Михаил Ильич – великий конструктор, разработчик боевой техники, создатель танка Т-34. Родился в многодетной крестьянской семье в деревне Брынчаги (Ярославская область) 3 декабря 1898 года. Но долго детство Михаила не продлилось – уже в 14 лет он был вынужден уехать в Москву на заработки. В феврале 1917 года призван в армию, стал рядовым в армии Керенского. Вскоре получил ранение и вернулся с Западного фронта в Москву.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Октябрьская революция серьезно повлияла на судьбу Михаила Ильича. Он пошел служить добровольцем в железнодорожные войска и попал в состав бронепоезда. Возможно, именно в этот момент в нём проснулся интерес к военной технике, который через много лет воплотится в главное дело жизни – танк Т-34.

Учеба и поездка в Вятку

В 1921 году Кошкина после очередного ранения отправляют на учебу в Коммунистический университет. После окончания курса его направляют в Вятку, где будущий автор танка Т-34 становится помощником директора кондитерской фабрики. Это может показаться удивительным, но Кошкин был профессиональным кондитером: с 14 лет он работал на московских фабриках учеником, а затем и мастером.

Довольно быстро фабрика, на которую он был назначен, стала одним из лучших предприятий Вятки. В местном музейном фонде можно найти любопытный документ – протокол заседания заводского комитета, где указана просьба коллектива задержать Кошкина на должности, чтобы он успел подготовить себе хорошего преемника.

Сам же Михаил Ильич мечтал о более серьезном, техническом образовании. Страна нуждалась в квалифицированных инженерных кадрах. Днём он поднимал на ноги кондитерскую фабрику, а ночами сидел за книгами, готовясь поступить в технический университет.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Техническое призвание берет верх

В 30-летнем возрасте он осуществляет свою мечту и становится студентом Ленинградского технологического института. Учился студент Кошкин самозабвенно, отдавая науке все свое время. Производственная практика будущего инженера-механика по конструированию тракторов и автомобилей проходила на Горьковском автозаводе. Практикант сразу получил достаточно серьезную должность – мастер дефектного отдела. Руководству ГАЗа так понравился молодой специалист, что в Наркомат тяжелой промышленности было сразу направлено прошение вернуть Кошкина на предприятие после окончания университета.

Но судьба распорядилась иначе: преддипломную практику Михаил Ильич проходил на одном из ленинградских заводов в опытно-конструкторском бюро, которое занималось проектированием танков. Здесь часто бывал С.М. Киров, 1-й секретарь Ленинградского обкома. Он обратил внимание на необыкновенную одаренность молодого конструктора.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

После беседы с первым секретарем Ленинградского обкома Кошкин уже мог не беспокоиться о своей судьбе. Ему предоставляется возможность вернуться в конструкторское бюро и заняться проектированием танков. Михаил Ильич принимает активное участие в разработке быстроходного Т-29 и среднего танка Т-111. Работа Кошкина отмечается на самом высоком уровне – он получает орден Красной Звезды на свой вклад в танкостроение.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Харьковский период: работа на благо Отечества продолжается

В 1936 году Кошкина отправляют руководить конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода. Этот период жизни станет для инженера и изобретателя самым ярким и драматичным.

Встречали нового начальника настороженно – неизвестный человек, к тому же наделенный большими правами наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Но Михаил Ильич быстро завоевал доверие коллектива своим простым, человеческим отношением, высочайшим профессионализмом и конструкторским талантом. Менее чем за год бюро под его руководством разрабатывает модернизированный танк БТ-7, на который установлен дизельный двигатель. Для мирового танкостроения это было настоящим прорывом.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

В том же 1936 году в Испании начинается республиканская война. Советский союз помогает Испанской республике, отправляя своих специалистов и поставляя военную технику. В Москву начинают идти отчеты с фотографиями сожженных и развороченных снарядами танков БТ и Т-26. Становится ясно, что немецкая противотанковая артиллерия, поставляемая генералу Франко, легко справляется с броней боевых советских машин.

Трудная задача и противостояние с военными чинами

В 1937 году перед конструкторским бюро, возглавляемым Михаил Ильичом Кошкиным, ставится задача создать новый колесно-гусеничный танк, получивший индекс А-20. Представители автобронетанкового управления РККА видели его лучшим по характеристикам, чем имеющийся на вооружении БТ, но никаких принципиальных изменений не предложили. Кошкин быстро понял бесперспективность подобного проекта. Но саботировать приказ он не мог, поэтому работа над проектом началась. Однако Михаил Ильич на свой страх создает параллельную конструкторскую группу, которая работает над разработкой гусеничной модели танка (индекс А-32).

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Сущность танка заключается в трех свойствах:

3.Подвижность и маневренность.

В 30-е годы XX века среди конструкторов не было единства, какой параметр считать основным. Кошкин решил эту проблему, положив в основу создания гусеничного танка все три свойства, причем они рассматривались в качестве одинаково важных.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Кошкин ставил перед своими подчиненными задачу максимально упростить танк, сохранив при этом выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, а подготовка экипажа проходила в кратчайшие сроки.

Но это было потом, а в 1938 году проект гусеничного танка встретил неодобрение и серьезное сопротивление высокопоставленных лиц Советской армии. Удивительно, но даже генерал-полковник Павлов, командующий танковыми подразделениями в Испании, поддерживал проект колесно-гусеничного танка А-20, хотя своими глазами видел, что происходит с такими машинами в ходе боевых действий.

Большое мужество создателю танка Т-34 пришлось продемонстрировать и на главном военном совете РККА. Заместитель Наркома обороны Г. Кулик запретил Кошкину упоминать о существовании параллельного проекта, но тот этот запрет не только проигнорировал, но и пронес макет А-32. Более того, свое выступление автор разработки начал именно с гусеничного танка. Однако маршал Кулик резко оборвал выступление Кошкина, назвав гусеницы «калошами». Решено было делать А-20. Но конструктора неожиданно поддержал сам Сталин. Кошкину была предоставлена свобода действий, окончательное же решение должно быть принято после сравнительных испытаний.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Триумф технической мысли изобретателя

Летом 1939 года оба танка были представлены государственной комиссии. Вердикт выносится положительный по обеим моделям. Но на войсковых испытаниях А-32 оказывается на голову выше колесно-гусеничной модели. Все преграды, в том числе водная, преодолены блестяще, что вызывает аплодисменты присутствующих. 19 декабря 1939 года танк получает свое имя Т-34 и принимается на вооружение.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Семь сотен километров по заснеженным полям и дорогам вел создатель свое детище. Вместе с механиками они устраняли возникающие поломки, проверяя машину в суровых условиях. Показ в Москве стал определяющим – Сталин положительно отозвался о новом танке, что еще больше укрепило авторитет Михаила Ильича и предопределило дальнейшую судьбу Т-34.

Героический труд великого конструктора

Великому конструктору и автору Т-34 судьбой было отпущено мало времени. Дорога в Москву и обратно подорвала его здоровье. По прибытии в Харьков Кошкин был срочно госпитализирован с серьезной простудой. Но даже серьезно больной Михаил Ильич продолжал работать на износ, руководя доработкой Т-34. Болезнь обострилась. Не помогла даже операция по удалению легкого, проведенная вызванным из Москвы хирургом. В сентябре 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался.

Серийное производство танков Т-34 началось через месяц после смерти его создателя. Главным конструктором к этому моменту стал А. Морозов. Он продолжил дорабатывать танк, но всегда признавал, что появление столь совершенной для того времени боевой машины – заслуга Михаила Ильича Кошкина.

Читайте также: