Спасский конструктор подводных лодок

Обновлено: 04.05.2024

Игорь Дмитриевич Спасский

Игорь Дмитриевич Спасский (94 года) родился в подмосковном Ногинске в семье военного. «Я в детстве был очень стеснительным мальчиком — ужас, — вспоминал он впоследствии. — В магазин стеснялся сходить. Отец, кадровый военный, мне сказал: «Так из тебя человека не получится. Тебя надо на военную службу». И как раз перед войной в Москве открылась военно-морская спецшкола, туда после восьмого класса меня и определили».

После школы поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Окончив его в 1949 году, некоторое время служил на строящемся крейсере «Фрунзе» Черноморского флота, затем был направлен в КБ по созданию подводных лодок. «Пошел на факультет, который готовит надводников. Какая-то детская дикость была: дескать, за родину погибать надо под солнышком, не под водой. Но в жизни все дело случая. Когда я после учебы служил на крейсере, меня направили в конструкторское бюро в Ленинград. Я приезжаю, и главный инженер мне говорит: «Вы будете проектировать подводные лодки». — «Какие подводные лодки? Я же надводник!» Но делать нечего. Я вник в это дело, стал что-то генерировать — меня присмотрели, выдвинули. Я быстро пошел по ступенькам: главным инженером стал лет за двенадцать», — рассказывал Спасский.

С 1953 года работал в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Участвовал в проектировании атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, в 1974 году — руководителем Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).

Также опубликовал ряд научных работ по теории строительства и устройства подлодок. В 1973 году стал кандидатом, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — был избран профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 году — действительным членом АН СССР.

С началом перестройки и с последующим распадом СССР резко снизился госзаказ на новые АПЛ. «Рубин» под руководством Спасского стал параллельно заниматься гражданскими проектами, среди которых выделялись разработка и постройка платформ для добычи нефти у острова Сахалин, в Охотском море и вблизи побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом стал плавучий космодром «Морской старт», созданный из переделанной нефтяной платформы. Также Спасский руководил и небольшими проектами, приносившими КБ деньги, например, модернизацией городских трамваев. В 2006 году он так описывал сферу деятельности ЦКБ: «Сейчас кроме подводных лодок мы вынуждены заниматься бог знает чем: и платформами для арктических районов, и скоростными поездами. Но это все-таки техника. А пришлось и в совершенно непрофильной области работать: мы создали прекрасный бизнес-центр на Невском, недавно торгово-развлекательный комплекс «Планета Нептун» сделали. Это все тоже очень интересно, хотя и сложно».

В 2007 году отошел от управления «Рубином», оставшись в ЦКБ научным руководителем.

Игорь Спасский женат на коренной петербурженке Людмиле Петровне. У пары есть сын и дочь.

Чем знаменит

Знаменитый конструктор советских и российских атомных и дизельных подводных лодок. По его проектам было построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных подлодки), которые составили ядро отечественного подводного флота. Это, в частности:

- атомные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 941 «Акула», 667БДРМ «Дельфин»,

- атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей».

Под руководством изобретателя было создано целое семейство малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подлодок, которые пользуются спросом на мировом рынке.

Во главе со Спасским узкоспециализированное ЦКБ «Рубин» стало головной организацией «Объединенной судостроительной корпорации» по проектированию платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе.

О чем надо знать


ЦКБ «Рубин» разработало АПЛ «Курск», затонувшую из-за взрыва торпеды 12 августа 2000 года. Бóльшая часть экипажа погибла во время взрыва, выжившие моряки пытались спастись в хвостовом отсеке корабля, однако к тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были мертвы.

Во время спасательной операции генеральный конструктор Спасский был консультантом, некоторые журналисты обвиняли его в неэффективном спасении экипажа.

По проекту ЦКБ «Рубин» часть подлодки была поднята на поверхность. Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

«Раны еще свежи, — рассказывал Спасский в 2011 году. — Вспоминая дни, которые больно ударили по нашему народу, по морякам, по создателям корабля, с глубоким уважением начинаешь относиться к международному сообществу, которое в столь сложный период нашло оптимальное решение гигантской задачи — выдернуть из пучины уникальную подводную лодку, одну из лучших в России…

Эта операция открыла нам глаза на новые технологии. Надо осваивать шельф и под это создавать технику, которая органично вписывается в проведение аварийно-спасательных работ на море, совмещая надёжность и экономическую оптимальность…

После аварии на «Комсомольце» мы столько «накрутили» вещей! Вдоль всей подводной лодки протянута «трубочка». В каждом отсеке от нее сделано ответвление с персональным шлангом и клапаном: случись что — человек имеет возможность подключиться и дышать. На «Курске» был такой удар, что люди не смогли воспользоваться этой системой. Но самые страшные аварии случаются неожиданно, хотя мы анализируем до сотни классических чрезвычайных ситуаций, какие могут быть. Однако военная техника делается всё-таки на грани допустимого и разумного».

Прямая речь:

О начале работы: «Я пришел в бюро «Рубин» в 1950-м и застал еще тех людей, которые в начале века проектировали подводные лодочки. Четверых. Это были блестящие конструкторы. Каждый чертеж — произведение искусства, хоть в Третьяковку или в Русский музей отправляй. Сегодня мы уже не умеем так рисовать: за нас эту работу выполняют компьютеры, графопостроители… Сколько пришлось перелопатить книг, документов, чтобы освоить, осознать новую технику! Послевоенный период был сложен тем, что одновременно проходила научно-техническая революция: ядерная энергетика, ракеты баллистические, бурное развитие электроники, а также металловедения. Эти компоненты определили лицо и характеристики наших подводных лодок».

О новых временах: «Мы живем в такое время, когда излишнее очернительство и критика наших оборонных сил будет вызывать только отрицательный эффект. Потому что они имеют тот вид, к которому привело наше общество. Истоки причин того, что случается у нас довольно часто не только на флоте, но и со всей другой военной техникой, — в начале 90-х… Когда после Ельцина началась политика Путина, я перекрестился…».

О будущем подлодок: «В технике застоя нет. Там или движешься вперед, или ложишься на лопатки. Мы с каждым годом совершенствуем лодки. Я ожидаю, что прирост качества будет в этом десятилетии [2010—2020 годы]. Потому что накопился объем инженерных знаний, который позволяет нам делать наши корабли еще совершеннее».

О будущем флота: «Особенность России, что вокруг много морей-океанов, и все это надо охранять. Поэтому будут и подводные лодки, и фрегаты, и несколько крупных надводных кораблей… Военно-морской флот вечен. Многие конфликты решаются быстрее, когда в поддержку дипломатам приходит корабль под гордым Андреевским флагом».

Игорь Дмитриевич Спасский

Игорь Дмитриевич Спасский (91 год) родился в подмосковном Ногинске в семье военного. «Я в детстве был очень стеснительным мальчиком — ужас, — вспоминал он впоследствии. — В магазин стеснялся сходить. Отец, кадровый военный, мне сказал: «Так из тебя человека не получится. Тебя надо на военную службу». И как раз перед войной в Москве открылась военно-морская спецшкола, туда после восьмого класса меня и определили».

После школы поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Окончив его в 1949 году, некоторое время служил на строящемся крейсере «Фрунзе» Черноморского флота, затем был направлен в КБ по созданию подводных лодок. «Пошел на факультет, который готовит надводников. Какая-то детская дикость была: дескать, за родину погибать надо под солнышком, не под водой. Но в жизни все дело случая. Когда я после учебы служил на крейсере, меня направили в конструкторское бюро в Ленинград. Я приезжаю, и главный инженер мне говорит: «Вы будете проектировать подводные лодки». — «Какие подводные лодки? Я же надводник!» Но делать нечего. Я вник в это дело, стал что-то генерировать — меня присмотрели, выдвинули. Я быстро пошел по ступенькам: главным инженером стал лет за двенадцать», — рассказывал Спасский.

С 1953 года работал в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Участвовал в проектировании атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, в 1974 году — руководителем Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).

Также опубликовал ряд научных работ по теории строительства и устройства подлодок. В 1973 году стал кандидатом, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — был избран профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 году — действительным членом АН СССР.

С началом перестройки и с последующим распадом СССР резко снизился госзаказ на новые АПЛ. «Рубин» под руководством Спасского стал параллельно заниматься гражданскими проектами, среди которых выделялись разработка и постройка платформ для добычи нефти у острова Сахалин, в Охотском море и вблизи побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом стал плавучий космодром «Морской старт», созданный из переделанной нефтяной платформы. Также Спасский руководил и небольшими проектами, приносившими КБ деньги, например, модернизацией городских трамваев. В 2006 году он так описывал сферу деятельности ЦКБ: «Сейчас кроме подводных лодок мы вынуждены заниматься бог знает чем: и платформами для арктических районов, и скоростными поездами. Но это все-таки техника. А пришлось и в совершенно непрофильной области работать: мы создали прекрасный бизнес-центр на Невском, недавно торгово-развлекательный комплекс «Планета Нептун» сделали. Это все тоже очень интересно, хотя и сложно».

В 2007 году отошел от управления «Рубином», оставшись в ЦКБ научным руководителем.

Игорь Спасский женат на коренной петербурженке Людмиле Петровне. У пары есть сын и дочь.

Чем знаменит

Знаменитый конструктор советских и российских атомных и дизельных подводных лодок. По его проектам было построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных подлодки), которые составили ядро отечественного подводного флота. Это, в частности:

- атомные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 941 «Акула», 667БДРМ «Дельфин»,

- атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей».

Под руководством изобретателя было создано целое семейство малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подлодок, которые пользуются спросом на мировом рынке.

Во главе со Спасским узкоспециализированное ЦКБ «Рубин» стало головной организацией «Объединенной судостроительной корпорации» по проектированию платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе.

О чем надо знать


ЦКБ «Рубин» разработало АПЛ «Курск», затонувшую из-за взрыва торпеды 12 августа 2000 года. Бóльшая часть экипажа погибла во время взрыва, выжившие моряки пытались спастись в хвостовом отсеке корабля, однако к тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были мертвы.

Во время спасательной операции генеральный конструктор Спасский был консультантом, некоторые журналисты обвиняли его в неэффективном спасении экипажа.

По проекту ЦКБ «Рубин» часть подлодки была поднята на поверхность. Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

«Раны еще свежи, — рассказывал Спасский в 2011 году. — Вспоминая дни, которые больно ударили по нашему народу, по морякам, по создателям корабля, с глубоким уважением начинаешь относиться к международному сообществу, которое в столь сложный период нашло оптимальное решение гигантской задачи — выдернуть из пучины уникальную подводную лодку, одну из лучших в России…

Эта операция открыла нам глаза на новые технологии. Надо осваивать шельф и под это создавать технику, которая органично вписывается в проведение аварийно-спасательных работ на море, совмещая надёжность и экономическую оптимальность…

После аварии на «Комсомольце» мы столько «накрутили» вещей! Вдоль всей подводной лодки протянута «трубочка». В каждом отсеке от нее сделано ответвление с персональным шлангом и клапаном: случись что — человек имеет возможность подключиться и дышать. На «Курске» был такой удар, что люди не смогли воспользоваться этой системой. Но самые страшные аварии случаются неожиданно, хотя мы анализируем до сотни классических чрезвычайных ситуаций, какие могут быть. Однако военная техника делается всё-таки на грани допустимого и разумного».

Прямая речь:

О начале работы: «Я пришел в бюро «Рубин» в 1950-м и застал еще тех людей, которые в начале века проектировали подводные лодочки. Четверых. Это были блестящие конструкторы. Каждый чертеж — произведение искусства, хоть в Третьяковку или в Русский музей отправляй. Сегодня мы уже не умеем так рисовать: за нас эту работу выполняют компьютеры, графопостроители… Сколько пришлось перелопатить книг, документов, чтобы освоить, осознать новую технику! Послевоенный период был сложен тем, что одновременно проходила научно-техническая революция: ядерная энергетика, ракеты баллистические, бурное развитие электроники, а также металловедения. Эти компоненты определили лицо и характеристики наших подводных лодок».

О новых временах: «Мы живем в такое время, когда излишнее очернительство и критика наших оборонных сил будет вызывать только отрицательный эффект. Потому что они имеют тот вид, к которому привело наше общество. Истоки причин того, что случается у нас довольно часто не только на флоте, но и со всей другой военной техникой, — в начале 90-х… Когда после Ельцина началась политика Путина, я перекрестился…».

О будущем подлодок: «В технике застоя нет. Там или движешься вперед, или ложишься на лопатки. Мы с каждым годом совершенствуем лодки. Я ожидаю, что прирост качества будет в этом десятилетии [2010—2020 годы]. Потому что накопился объем инженерных знаний, который позволяет нам делать наши корабли еще совершеннее».

О будущем флота: «Особенность России, что вокруг много морей-океанов, и все это надо охранять. Поэтому будут и подводные лодки, и фрегаты, и несколько крупных надводных кораблей… Военно-морской флот вечен. Многие конфликты решаются быстрее, когда в поддержку дипломатам приходит корабль под гордым Андреевским флагом».

Игорь Дмитриевич Спасский

Игорь Дмитриевич Спасский (89 лет) родился в подмосковном Ногинске в семье военного. «Я в детстве был очень стеснительным мальчиком — ужас, — вспоминал он впоследствии. — В магазин стеснялся сходить. Отец, кадровый военный, мне сказал: «Так из тебя человека не получится. Тебя надо на военную службу». И как раз перед войной в Москве открылась военно-морская спецшкола, туда после восьмого класса меня и определили».

После школы поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Окончив его в 1949 году, некоторое время служил на строящемся крейсере «Фрунзе» Черноморского флота, затем был направлен в КБ по созданию подводных лодок. «Пошел на факультет, который готовит надводников. Какая-то детская дикость была: дескать, за родину погибать надо под солнышком, не под водой. Но в жизни все дело случая. Когда я после учебы служил на крейсере, меня направили в конструкторское бюро в Ленинград. Я приезжаю, и главный инженер мне говорит: «Вы будете проектировать подводные лодки». — «Какие подводные лодки? Я же надводник!» Но делать нечего. Я вник в это дело, стал что-то генерировать — меня присмотрели, выдвинули. Я быстро пошел по ступенькам: главным инженером стал лет за двенадцать», — рассказывал Спасский.

С 1953 года работал в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Участвовал в проектировании атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, в 1974 году — руководителем Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).

Также опубликовал ряд научных работ по теории строительства и устройства подлодок. В 1973 году стал кандидатом, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — был избран профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 году — действительным членом АН СССР.

С началом перестройки и с последующим распадом СССР резко снизился госзаказ на новые АПЛ. «Рубин» под руководством Спасского стал параллельно заниматься гражданскими проектами, среди которых выделялись разработка и постройка платформ для добычи нефти у острова Сахалин, в Охотском море и вблизи побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом стал плавучий космодром «Морской старт», созданный из переделанной нефтяной платформы. Также Спасский руководил и небольшими проектами, приносившими КБ деньги, например, модернизацией городских трамваев. В 2006 году он так описывал сферу деятельности ЦКБ: «Сейчас кроме подводных лодок мы вынуждены заниматься бог знает чем: и платформами для арктических районов, и скоростными поездами. Но это все-таки техника. А пришлось и в совершенно непрофильной области работать: мы создали прекрасный бизнес-центр на Невском, недавно торгово-развлекательный комплекс «Планета Нептун» сделали. Это все тоже очень интересно, хотя и сложно».

В 2007 году отошел от управления «Рубином», оставшись в ЦКБ научным руководителем.

Игорь Спасский женат на коренной петербурженке Людмиле Петровне. У пары есть сын и дочь.

Чем знаменит

Знаменитый конструктор советских и российских атомных и дизельных подводных лодок. По его проектам было построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных подлодки), которые составили ядро отечественного подводного флота. Это, в частности:

- атомные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 941 «Акула», 667БДРМ «Дельфин»,

- атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей».

Под руководством изобретателя было создано целое семейство малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подлодок, которые пользуются спросом на мировом рынке.

Во главе со Спасским узкоспециализированное ЦКБ «Рубин» стало головной организацией «Объединенной судостроительной корпорации» по проектированию платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе.

О чем надо знать


ЦКБ «Рубин» разработало АПЛ «Курск», затонувшую из-за взрыва торпеды 12 августа 2000 года. Бóльшая часть экипажа погибла во время взрыва, выжившие моряки пытались спастись в хвостовом отсеке корабля, однако к тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были мертвы.

Во время спасательной операции генеральный конструктор Спасский был консультантом, некоторые журналисты обвиняли его в неэффективном спасении экипажа.

По проекту ЦКБ «Рубин» часть подлодки была поднята на поверхность. Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

«Раны еще свежи, — рассказывал Спасский в 2011 году. — Вспоминая дни, которые больно ударили по нашему народу, по морякам, по создателям корабля, с глубоким уважением начинаешь относиться к международному сообществу, которое в столь сложный период нашло оптимальное решение гигантской задачи — выдернуть из пучины уникальную подводную лодку, одну из лучших в России…

Эта операция открыла нам глаза на новые технологии. Надо осваивать шельф и под это создавать технику, которая органично вписывается в проведение аварийно-спасательных работ на море, совмещая надёжность и экономическую оптимальность…

После аварии на «Комсомольце» мы столько «накрутили» вещей! Вдоль всей подводной лодки протянута «трубочка». В каждом отсеке от нее сделано ответвление с персональным шлангом и клапаном: случись что — человек имеет возможность подключиться и дышать. На «Курске» был такой удар, что люди не смогли воспользоваться этой системой. Но самые страшные аварии случаются неожиданно, хотя мы анализируем до сотни классических чрезвычайных ситуаций, какие могут быть. Однако военная техника делается всё-таки на грани допустимого и разумного».

Прямая речь:

О начале работы: «Я пришел в бюро «Рубин» в 1950-м и застал еще тех людей, которые в начале века проектировали подводные лодочки. Четверых. Это были блестящие конструкторы. Каждый чертеж — произведение искусства, хоть в Третьяковку или в Русский музей отправляй. Сегодня мы уже не умеем так рисовать: за нас эту работу выполняют компьютеры, графопостроители… Сколько пришлось перелопатить книг, документов, чтобы освоить, осознать новую технику! Послевоенный период был сложен тем, что одновременно проходила научно-техническая революция: ядерная энергетика, ракеты баллистические, бурное развитие электроники, а также металловедения. Эти компоненты определили лицо и характеристики наших подводных лодок».

О новых временах: «Мы живем в такое время, когда излишнее очернительство и критика наших оборонных сил будет вызывать только отрицательный эффект. Потому что они имеют тот вид, к которому привело наше общество. Истоки причин того, что случается у нас довольно часто не только на флоте, но и со всей другой военной техникой, — в начале 90-х… Когда после Ельцина началась политика Путина, я перекрестился…».

О будущем подлодок: «В технике застоя нет. Там или движешься вперед, или ложишься на лопатки. Мы с каждым годом совершенствуем лодки. Я ожидаю, что прирост качества будет в этом десятилетии [2010—2020 годы]. Потому что накопился объем инженерных знаний, который позволяет нам делать наши корабли еще совершеннее».

О будущем флота: «Особенность России, что вокруг много морей-океанов, и все это надо охранять. Поэтому будут и подводные лодки, и фрегаты, и несколько крупных надводных кораблей… Военно-морской флот вечен. Многие конфликты решаются быстрее, когда в поддержку дипломатам приходит корабль под гордым Андреевским флагом».

Академик Российской академии наук Игорь Спасский ЦКБ МТ

МОСКВА, 2 августа. /ТАСС/. Научный руководитель работ Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" (ЦКБ МТ, в составе Объединенной судостроительной корпорации), академик Российской академии наук Игорь Дмитриевич Спасский отмечает 2 августа свое 95-летие. За более чем 70 лет работы в сфере подводного кораблестроения под его руководством было построено порядка 200 субмарин.


Возглавлявший ЦКБ "Рубин" с 1974 по 2007 год Спасский по праву считается создателем подводной мощи нашей страны. Под его руководством на отечественных верфях было построено 187 подводных лодок, в том числе 96 атомных и 91 дизель-электрическая. На счету команды конструкторов под его руководством такие успешные проекты атомных и дизель-электрических субмарин, как 667БДР "Кальмар", 941 "Акула", 667БДРМ "Дельфин"; атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 "Гранит" и 949А "Антей"; дизель-электрические подлодки проектов 877 "Палтус", 636 и 636М. Одна из важнейших заслуг Игоря Дмитриевича - создание им мощной инженерно-технической школы. Ее ученики разработали не имеющие аналогов в мире атомные подводные крейсеры проектов "Борей" и "Борей-А", стоящие на защите нашей страны.

Конструкторский путь

Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Богородске (Ногинск после 1930 года) Московской губернии. В 1949 году окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского по специальности "инженер-механик". С 1950 года начал работать над созданием подводных лодок, с 1954 года - в ЦКБ-18 (сейчас ЦКБ "Рубин"). В 1956 году стал заместителем главного инженера.

Игорю Спасскому был всего 31 год, когда в 1957 году его назначили заместителем главного конструктора первого советского стратегического подводного ракетоносца (РПКСН) с надводным стартом ракет проекта 658. Головной корабль еще был на стапеле, когда было принято решение о модернизации подводных лодок под первые в СССР баллистические ракеты с подводным стартом (проект 658М), за участие в этой программе Игорь Спасский в 1965 году был удостоен Ленинской премии.

В 1968 году Министерство судостроительной промышленности утвердило Игоря Спасского в должности главного инженера, заместителя начальника и главного конструктора бюро. Назначение это, как говорит Игорь Дмитриевич, было "несколько неожиданным" для него, - он перескочил через три ступеньки положенной в то время карьерной лестницы. С 1974 года он уже начальник ЦКБ "Рубин", с 1983 года - генеральный конструктор и в том же году был удостоен Государственной премии СССР за свой вклад в создание тяжелого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941.

Генеральный конструктор трех поколений РПКСН Сергей Ковалев, который работал с Игорем Спасским более полувека, в свое время охарактеризовал его так: "Спасский не только возглавляет "Рубин", но и определяет его техническую политику в очень широком диапазоне направлений. Он одним из первых признал архитектурный тип проекта 941 как безальтернативный. Активно боролся за создание морских твердотопливных ракет. Является инициатором внедрения агрегатно-модульного метода строительства подводных лодок, создания зоны отдыха и многого другого. В самые трудные годы начала создания морских стратегических вооружений мы с ним неотлучно находились на заводе и в море. В новых экономических условиях и при резком сокращении государственного финансирования он перестроил производственную и экономическую деятельность, что, в отличие от многих других проектных организаций, позволило сохранить коллектив бюро и его творческий потенциал".

Гражданские проекты


Спасский является также вдохновителем и создателем многочисленных проектов в кораблестроении и в других областях науки и техники. Под его руководством КБ превратилось из узкоспециализированного бюро в многопрофильное предприятие. Проектирование морской техники для освоения шельфа и других гражданских морских сооружений стало одним из приоритетных направлений деятельности "Рубина", в частности морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная", морские ледостойкие платформы проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и батопорты затвора дамбы Санкт-Петербурга были созданы при участии Игоря Дмитриевича.

С 2007 года он отошел от административной работы и сосредоточился на создании военно-морской техники: подводных носителей, судов обеспечения, элементов морского базирования. В настоящее время является научным руководителем работ ЦКБ "Рубин".

Почетный гражданин Петербурга

При Спасском "Рубин" внес свой вклад в сохранение объектов культурного наследия Петербурга: Николо-Богоявленского морского собора, музея-квартиры А. С. Пушкина и Литературного кафе (Вольф и Беранже). Игорь Дмитриевич руководил созданием музея-памятника "Подводная лодка "Народоволец", памятника "Слава Российскому флоту" (1996 год, к 300-летию российского флота). В 2002 году Спасский был удостоен звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга".

"Жизнь нужно наполнять содержанием, способным сделать наше будущее интереснее. Я не могу не отметить, что конструктор - это одна из лучших и значимых профессий, которая требует обширных и глубоких знаний. Я рад, что достойно и результативно прошел свой конструкторский путь, что составляет на юбилейный день 72 трудовых года и прилично оценивается моими соратниками", - говорит Спасский.

Звания, награды

Спасский - Герой Социалистического Труда (1978 год) и Герой Российской Федерации (2018 год). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, почетной грамотой правительства Российской Федерации, орденами "За заслуги перед Отечеством" II степени и III степени, орденом Почета, медалью "Золотая звезда". В 2002 году Спасский был удостоен звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга".

Лауреат Государственной премии Российской Федерации за разработку, создание и развитие трех поколений атомных подводных ракетоносцев. Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской Академии наук, имеет более 200 научных трудов.

90-летний юбиляр Игорь Спассий признается, что главное в жизни - не лениться.

Армия и флот

«У России лишь два союзника: армия и флот», – говорил в XIX веке император Александр III. С тех пор мало что изменилось. Особое место в поддержании статуса великой державы принадлежит в России подводному флоту. Скрытые под толщей воды, под арктическими льдами, невидимые и неуловимые, обладающие огромной мощью оружия, подлодки наводят ужас на все страны мира. В 90-е годы одна подводная лодка класса «Акула» не позволяла силам НАТО посягать на наши границы. Моряки вспоминали, что, когда огромный и бесшумный атомный подводный крейсер выходил в автономное плавание, все армии мира буквально стояли на ушах. И хотя подводники тогда месяцами не получали зарплату, российские субмарины продолжали функционировать и выходить на боевые задания.

Атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта «Борей» «Александр Невский»

Создателем подводной мощи страны по праву считается ленинградский конструктор, многолетний глава ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский. Под его руководством было построено около 200 субмарин. Он является вдохновителем и создателем многочисленных проектов в кораблестроении и в других областях науки и техники.

Игорь Дмитриевич Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске. В 1949 году окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, после этого короткое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе». С 1950 года он участвовал в разработке подводных лодок. Мало кто знает, но поначалу военно-морской инженер Спасский был не очень рад перспективе проектирования субмарин.

В феврале 1989 года «Комсомолец» отправился в своё последнее автономное плавание.

«Я готовил себя к военной службе, но по постановлению ЦК КПСС меня распределили в конструкторское бюро. Когда узнал, что буду работать с подводными лодками, ужас взял. Незадолго до этого плавал на субмарине, спал за дизелем, а после выхода на землю оглох на трое суток. Тогда поклялся: с подводными лодками в жизни никогда не встречусь. Как говорится, не зарекайся», - говорил он.

Проявил характер

Спасский досконально изучил тонкости существующих тогда подводных лодок. Он на практике знал, что такое аварийное всплытие, погружение, до последнего винтика изучал эти сложнейшие инженерные сооружения. В начале профессиональной деятельности прошел на подводных кораблях более 40 тысяч километров.

С 1953 года Игорь Дмитриевич начал работать в старейшем конструкторском бюро страны «Рубин», тогда оно называлось ЦКБ-18. Талантливый ученый быстро заявил о себе. Поворотный момент в его карьере произошел в 50-е годы, когда новичку поручили доработать одну сложную установку на подводной лодке. Спасский с головой погрузился в работу и вдруг выяснил, что агрегат жутко неэффективный, изобилующий лишними деталями и элементами. Лейтенант не побоялся заявить об этом опытным конструкторам и предложить свой компактный вариант установки.

Монумент «Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945 годов» открыли только в 2014 году.

«Проявил характер, даже и не знаю, откуда он у меня взялся», – признавался годы спустя Игорь Дмитриевич. Сначала изобретатель получил нешуточный разнос, а потом коллеги посоветовались, съездили в Германию, где изготавливалась установка, и убедились, что Спасский прав. С этого момента карьера конструктора начала развиваться стремительно. Через несколько лет его назначили заместителем главного инженера, затем главным инженером. С 1974 года он стал работать главным конструктором, возглавляющим бюро.

Акула из стали

Игорь Спасский был генеральным конструктором и ведущим разработчиком таких атомных подводных крейсеров стратегического назначения, как «Кальмар», «Акула», «Дельфин», «Гранит», «Антей» и других. По его проектам спроектировано 187 субмарин, из них 91 дизель-электрическая и 96 ядерных.

Первый «кулак» подводного флота был создан уже в 60-х годах. Субмарины проекта «Навага» подорвали господство США на просторах океанов, а к середине 70-х «Мурены» окончательно закрепили паритет сверхдержав. Военные историки отмечают, что именно тогда стали возможными предметные переговоры между США и СССР по ограничению стратегических вооружений. Подлодки становились все бесшумнее и неуловимее. Известна шутка времен «холодной» войны, когда на американский авианосец вдруг поступил заказ доставить спагетти и пиццу с русской подводной лодки, которая опекала корабль уже много дней, ничем себя не обнаруживая.

Самая большая в мире стратегическая подводная лодка класса «Акула».

Опытные подводники, которые долгие годы служили на подводных крейсерах, нередко признаются, что не понимают, как можно было придумать и воплотить в жизнь настолько сложные изобретения. И, несмотря на то, что над строительством подводных лодок работают сотни тысяч рабочих и инженеров со всей России, автор у этих уникальных машин один – Игорь Спасский.

«Надо ощущать, что долгое время люди в подводной лодке находятся в замкнутом пространстве, – говорит Игорь Дмитриевич. – До сих пор ищу пути, чтобы моряк чувствовал себя на субмарине комфортно».


И изобретателю это удалось. На подлодках проекта «Акула» есть бассейн, сауна, курилка и другие «излишки» для комфортного проведения моряками автономных походов. Но надо понимать, что «Акула» – это самый большой в мире атомный подводный крейсер. Его высота – выше девятиэтажного дома, а длина – 173 метра: два футбольных поля! Внутри находится два корпуса, спроектированные в виде катамарана. При этом махина практически бесшумна в воде, а значит, неуловима для вражеских радаров. «Акула» способна находиться в автономном плавании до 180 суток, и где она находится, не знает никто, кроме высшего руководства России. На ее борту 20 ядерных баллистических ракет, которые способны стереть с лица земли целый континент. Их боевая дальность – более 8 тысяч километров.

Не допустить войны

Сегодня на смену грозным гигантским «Акулам» пришли более современные ракетоносцы класса «Борей». И хотя этот проект разрабатывался под руководством нового генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Владимира Здорнова, наработки Игоря Спасского были использованы в полной мере.

А ведь в 90-е годы конструкторское бюро в условиях рыночной экономики могло и вовсе исчезнуть, если бы не твердая рука Спасского. Все военные предприятия страны остались тогда без работы. Игорь Дмитриевич предложил смелое решение: разместить ракетное оружие на дизельных подводных лодках. В условиях приостановки строительства атомного подводного флота это решение позволило сохранить мощь российской армии. Чтобы сохранить бюро на плаву, Спасский расширил круг его деятельности. ЦКБ «Рубин» участвовал в создании нефтяных платформ, плавучего космодрома и других проектах.

Весь мир, затаив дыхание, наблюдал за сложнейшей операцией по подъему АПЛ «Курск».

Среди ключевых для Спасского событий, которые потребовали от него сосредоточения всех сил и способностей, особое место занимает подъем погибшего атомного крейсера «Курск». Операция по подъему АПЛ не имела аналогов в истории по сложности, объему работ и риску. Субмарина лежала на глубине 108 метров в Баренцевом море, где почти никогда не утихают шторма. Рассчитать силу подъема было чрезвычайно сложно, кроме того, 154-метровая лодка частично была погружена в грунт. «Курск» был успешно поднят, весь мир, затаив дыхание, наблюдал за этой сложнейшей операцией. Крушение любимого детища Спасского до сих пор отдается ему болью в сердце.

«Но «крылья» опускать нельзя, надо много работать, а главное – не лениться, – говорит 90-летний юбиляр. – Для меня Родина и государство – это основа основ. Военное воспитание дает понимание, что страну надо охранять и беречь. Однако допустить войны никак нельзя, потому что сегодня война – это конец на нашем «шарике».

Читайте также: